| | Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Источников В. В. старший преподаватель Школы проектирования и образовательного предпринимательства
Института права и управления Московского городского педагогического университета
| |
| | В статье анализируется возможность применения методов проектного управления для управления созданием и применением инновационных продуктов в области педагогических технологий, научно-исследовательской деятельности и управления всеми процессами в деятельности университета. В качестве методологической основы проектного управления в университете может использоваться системная модель управления проектами | Ключевые слова: предпринимательский университет, проектное управление, предпринимательская деятельность, инновационная деятельность, проектный офис | УДК 346.26; ББК 65.050.03 Стр: 185 - 187 | Проводимая в России реформа системы высшего образования привела к возникновению рынка образовательных услуг, что способствует росту конкуренции университетов. Являясь субъектом рынка образовательных услуг, университеты вынуждены осуществлять предпринимательскую деятельность. Происходит преобразование классических университетов в предпринимательские, примерами такого преобразования являются Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет. В России также происходит этот процесс, по итогам 2019 года в топе рейтинга [10] предпринимательских университетов находятся СПбГУ, МФТИ, ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МГУ и др.
Б. Кларк [2] обозначил основные обязательные особенности предпринимательского университета: 1) усиление управленческого ядра университета; 2) расширение связей с группами и организациями за пределами университета; 3) диверсификация источников финансирования; 4) стимулирование предпринимательской активности подразделений университета; 5) развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры.
Предпринимательские университеты при осуществлении образовательной, научной и исследовательской деятельности должны использовать «предпринимательские» инновационные способы управления. Основная деятельность университета должна совмещаться с приносящей доход предпринимательской.
Г.Л. Багиев [4] предлагает рассматривать предпринимательскую деятельность университетов как процесс удовлетворения потребностей потребителя. Для ее реализации необходима организация производства, маркетинга, менеджмента, ориентированных на новации для достижения наибольшей производительности. Удовлетворение потребности может принести прибыль, благодаря высокому уровню организации предпринимательства.
Таким образом, предпринимательская деятельность должна применять инновационные методы не только для создания продукта деятельности, но и для управления самой деятельностью.
Для успешной предпринимательской деятельности, университет сегодня должен создавать и применять инновационный продукт в трех областях:
– создание и использование инновационных педагогических технологий;
– создание инновационных продуктов в результате научно-исследовательской деятельности;
– использование инновационных механизмов управления всеми процессами в деятельности университета.
Исходя из этого, основными направлениями предпринимательской деятельности университетов являются оказание инновационных образовательных услуг, соответствующих современным потребностям общества и потребителя, а также разработка и практическое внедрение (коммерциализация) научных и инновационных разработок. В рамках этих направлений университеты могут осуществлять различные виды предпринимательской деятельности.
Осуществление такой инновационной предпринимательской деятельности позволяет университетам существенно повысить свои позиции на конкурентном рынке образовательных услуг как за счет создания конкурентного продукта, так и создания в университете конкурентной среды, стимулирующей развитие предпринимательства.
Для выполнения своих функций и успешной конкуренции на рынке университету нужно активное и экономически грамотное внутриуниверситетское управление [6]. Моделью такого управления может стать проектное управление. Повысить эффективность управления процессом инновационной предпринимательской деятельности возможно, воспользовавшись методологией проектного управления, если рассматривать этот процесс как проект по реализации предпринимательской идеи [7].
Проектное управление активно применяется в государственных органах власти, в последнее время внедряется в образовательную сферу. В 2017 году Постановлением Правительства РФ от 26 12. 2017 г. № 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 гг., внедряющая механизм проектного управления на государственном уровне.
Деятельность по управлению университетом как образовательной организацией направлена на достижение обозначенных в стратегии университета уникальных целей и результатов в заданные сроки и в условиях ограниченных ресурсов обладает всеми признаками проектной деятельности. В этих условиях оптимальным способом управления университетом может стать проектное управление. При этом применение методологии проектного управления, как способа организации деятельности, целесообразно не только для управления университетом в целом, но и для управления направлениями его инновационной деятельности.
Инновационная и проектная деятельность имеют общие черты [8] (табл.1). Уникальность проекта и новизна инновационной идеи создания нового продукта по сути идентичны. Как и инновация, проект направлен на создание нового продукта или изменение процесса, или системы.
Таблица 1
Сравнение проекта и инновацииПризнаки проектной деятельности | Признаки инновации |
---|
– уникальность;
– наличие четких целей, направленность на конечный результат;
– ограниченность времени выполнения;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий | – новизна (относительно традиционных решений);
– целенаправленная деятельность;
– прикладной характер разработки, материализация, коммерциализация результата;
– ограниченность действия статуса «инновация» |
Поскольку проект всегда имеет конкретные сроки выполнения, а время жизненного цикла инновации трудно определить заранее, можно говорить также и о различиях этих видов деятельности. Кроме того, финансирование инновационной деятельности обычно осуществляется в форме сметного финансирования, тогда как в проектном управлении реализуется бюджет проекта. Для выполнения работ по созданию инноваций создается структурное подразделение, для выполнения проекта собирается проектная команда.
В проектной методологии проект рассматривается как уникальное предприятие, направленное на создание нового продукта или изменение в существующей системе, реализуемое в условиях ограничений на ресурсы [3]. Соответственно, характерными чертами проекта являются уникальность и неопределенность разработки, ее ограниченность по времени и ресурсам, а также наличие рисков и подверженность изменениям в процессе реализации. Проектное управление осуществляется для достижения цели и получения результатов проекта. Применение методов проектного управления позволяет достичь планируемых результатов за счет регламентированных процессов управления, обеспечить выполнение сроков их достижения, эффективно управлять имеющимися ресурсами [13]. Очевидно, что перечисленные характеристики проектной деятельности аналогичны составляющим предпринимательской деятельности и соответствуют ее задачам, потому для управления предпринимательской деятельностью в университетах целесообразно использовать методологию проектного управления.
Проведение научных исследований сотрудниками университета является одним из основных видов научной предпринимательской деятельности университета. Эту деятельность можно реализовывать в виде научных проектов, поэтому в сфере научных исследований также применимо проектное управление. Е.П. Седых из Нижегородского ГПУ им. К. Минина предложила [12] для реализации научных проектов соединение двух подходов: концепции предпринимательского университета и проектно-ориентированного управления. Реализация такого способа управления позволяет реализовывать выполняемые университетом задачи в форме набора проектов.
Научный проект имеет определенную специфику. Д.В. Гергерт и О.М. Айзенштат в своем исследовании [5] выделены следующие основные особенности научного проекта, которые необходимо учитывать при управлении им: некоммерческий характер деятельности; неопределенный срок реализации; трудности оценки эффективности и успешности проекта; охват обширной области знаний; отсутствие аналогичных проектов; привлечение узких специалистов для его реализации.
К перечисленным особенностям следует добавить также еще и специфику управления такого рода проектами. Для выполнения проекта создается команда проекта, возглавляет которую руководитель проекта. Последний должен обладать компетенциями не только проектного менеджера, он должен также быть экспертом в реализации научных исследований.
Согласно законодательству РФ, предприниматель — это человек или группа лиц, поэтому к реализации инновационной деятельности привлекаются наиболее инициативные и подготовленные работники, способные принять на себя все риски такой деятельности. Задача университета в такой ситуации заключается в том, чтобы поддержать предпринимателя, предоставив ему необходимые ресурсы, в том числе инфраструктурные и финансовые.
Существенные корректировки методологии проектного управления начались после опубликования так называемого «Agile-манифеста» [1], провозгласившего что в проекте «люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов» проектной методологии. Именно проектные команды, возглавляемые предпринимателями и состоящие из предпринимателей, являются важнейшим условием успешного выполнения проектов. Поэтому важно уделять особое внимание формированию проектных команд и организационной структуры выполняемых проектов. Целесообразно использовать матричные организационные структуры и механизмы взаимодействия участников проектов. Руководители проектных команд, отвечающие за результат проекта и внедрение инноваций, должны быть подготовлены к этой роли, обладать знаниями проектной методологии и предпринимательской культуры. Профессорско-преподавательский состав должен активно привлекаться к экспертному и научному сопровождению проектов.
Помимо управления реализуемыми проектами, нужно еще управлять организацией проектной деятельности университета. Для эффективного функционирования проектной системы необходимо предусмотреть создание структуры, обеспечивающей управление проектной деятельностью. Функции такого управления в инфраструктуре университета должен выполнять проектный офис, подразделение, которое централизует и структурирует управление проектами в организации. По методологии PMBoK [11] эти задачи выполняет офис управления проектами (Project Management Office, PMO), или просто проектный офис. Согласно PMBoK, проектный офис может выполнять различные функции в организации, соответственно проектный офис может быть поддерживающий, контролирующий или управляющий.
В проектной инфраструктуре университета целесообразно создавать именно управляющий проектный офис, так как для функционирования эффективной проектной системы важнейшую роль играет распределение всегда ограниченных ресурсов. В задачи проектного офиса должно входить взаимодействие с руководством университета, непосредственное управление проектами, назначение руководителей проектами, организация центра проектной методологии, экспертизы и контроля, а также функции организации обучения сотрудников университета проектной методологии и предпринимательской деятельности.
Организовать проектную деятельность в университете можно на основе комплексного представления методологии проектного управления в виде системной модели управления проектами, предложенной В.И. Воропаевым [9]. Модель содержит три укрупненных блока: субъекты управления, объекты управления, процесс управления. Все блоки и элементы модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. На рис.1 представлена схема системной модели управления проектами СОВНЕТ — российского отделения международной ассоциации управления проектами IPMA [13]. | | | Рис. 1. Системная модель управления проектами [14] | Воспользуемся обозначением блоков и элементов системной модели, предложенным специалистам ВШЭ [15] (табл. 2).
Таблица 2
Элементы системной моделиСубъекты управления: | участники проекта (Z): | инвестор Z1, заказчик Z2, генконтрактор Z3, генподрядчик Z4, исполнители Z5, соисполнители Z6, прочие Z7. | команда управления проектом (L): | менеджер проекта L1, члены команды L2, функциональные менеджеры проекта L3. | Объекты управления: | проекты и программы (Q): | проекты Q1, программы и портфели Q2, организации Q3, системы Q4. | фазы жизненного цикла объектов управления (C): | концепция C1, разработка C2, реализация C3, завершение C4. | Процесс управления: | уровни управления (T): | стратегический (весь жизненный цикл) T1, годовой T2, квартальный T3, месячный T4, декадный T5, суточный T6, сменный T7. | функциональные области управления (S): | управление: предметной областью S1; по временным параметрам S2; стоимостью S3; качеством S4; рисками S5; персоналом S6; коммуникациями S7; контрактами S8; изменениями S9; прочие S10. | стадии процесса управления (F): | инициация F1, планирование F2, организация и контроль выполнения F3, анализ и регулирование F4, закрытие F5. |
Используя системную модель, декомпозируем задачи управления проектами, реализуемыми в университете.
1. Оказание услуг в области основного и дополнительного образования.
2. Выполнение в рамках Госзадания или на конкурсной основе, прикладных и фундаментальных научных исследований.
3. Выполнение исследовательских работ для организаций и предприятий региональной экономики.
4. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, создаваемой в ходе реализации прикладных идей и разработок; маркетинг, поиск заказов.
5. Предоставление площадок для субъектов инновационной деятельности.
6. Оказание консалтинговых услуг и проведение экспертиз научных и технологических разработок для заинтересованных субъектов регионального рынка
Проектному офису университета необходимо уделять особое внимание обучению проектных команд и разработке для них методик проектного управления такими элементам, как:
1) F стадии процесса управления;
2) S1 управление предметной областью;
3) S2 управление по временным параметрам;
4) S4 управление качеством;
5) S6 управление персоналом;
6) S7 управление коммуникациями;
7) Т1 стратегический уровень управления (весь жизненный цикл);
8) Т2 годовой уровень управления;
9) C1 фаза жизненного цикла объектов управления концепция;
10) С2 участники проекта разработка;
11) C3 фаза жизненного цикла объектов управления реализация;
12) L1 менеджер проекта;
13) L2 члены команды;
14) Z2 участники проекта — заказчик;
15) Z1 участники проекта — инвестор.
Таким образом, для успешной конкуренции на рынке образовательных услуг предпринимательский университет должен создавать и применять инновационный продукт в области педагогических технологий, научно-исследовательской деятельности и управления всеми процессами в деятельности университета. Все основные виды предпринимательской деятельности, начиная от управления университетом и заканчивая выполнением образовательной деятельности и научных исследований можно реализовать в форме проектов. Проектом может быть как достижение стратегических целей и показателей университета в целом, так и разработка учебного курса или выполнение исследовательской работы. Для реализации проектной деятельности в университете целесообразно создание управляющего проектного офиса для непосредственного управления проектами, их ресурсного и методологического обеспечения, а также организации обучения сотрудников университета проектной методологии и предпринимательской культуре.
Важнейшей фигурой в университете становятся предприниматели — инициативные и компетентные сотрудники, способные выступить в роли руководителя или члена проектной команды, отвечающего за результат проекта и внедрение инноваций. Такие сотрудники должны быть подготовлены к этой роли, обладать знаниями проектной методологии и предпринимательской культуры.
В качестве методологической основы проектного управления в университете может использоваться системная модель управления проектами. Ее использование позволяет унифицировать методы и процедуры проектного управления различными проектами, а также выявить специальные потребности в квалификации их руководителей и подготовить эффективные проектные команды. |
| |
|
|