Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Канаев А. В.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Канаева О. А.
доцент кафедры экономической теории и социальной политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Соловей Т. Н.
доцент кафедры экономической теории и социальной политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Интеграция проблематики устойчивого развития в образовательные программы высшего профессионального образования: цели, проблемы, направления
Часть 2
Начало статьи
В статье обоснована необходимость интеграции проблематики устойчивого развития (УР) в образовательные программы высшего профессионального образования (ОП ВПО) экономического и управленческого направлений. На основе анализа Международных инициатив и Программ, опыта зарубежных и российских университетов в рассматриваемой области показаны направления интеграции проблематики УР в ОП ВПО, обозначены ключевые проблемы (ограничения), а также меры, направленные на переход от традиционной к экологически и социально ориентированной модели высшего образования
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологически и социально ориентированная модель образования
УДК 330.145; ББК 65.291   Стр: 174 - 180

Переход к модели образования для устойчивого развития: практика зарубежных и российских университетов
Процесс интеграции проблематики УР в деятельность, исследовательские и образовательные программы, реализуемые университетами и бизнес-школами в различных странах, идет достаточно активно, хотя и не равномерно.
В ряде университетов мира созданы Центры устойчивого развития (Массачусетский технологический институт (США); Свободный университет Берлина, Университет Гамбурга (Германия); Наньянский технологический Университет (Сингапур); Университет Тампере, Технологический университет Лаапеенранты (Финляндия); Университет Британской Колумбии (Канада); Университет Турина (Италия) и др.); многие университеты стремятся получить статус зеленых устойчивых университетов; формируются международные университетские альянсы устойчивого развития [29].
Так, в отчете ЮНЕСКО в качестве одного из важнейших результатов Декады образования для устойчивого развития (2005–2014 гг.) в части «Высшее образование», отмечается глобальное университетское Партнерство по окружающей среде и устойчивому развитию (Global Universities Partnership on Environment for Sustainability, GUPES), объединяющее 370 университетов, которое постановило включить в соответствующие учебные планы обязательную экологическую тематику.
В 15 странах Латинской Америки и Карибского региона создана сеть из 228 университетов –ARIUSA (Alianza de Redes Iberoamericanasde Universidades por la Sustentabilidad y el Ambiente) — сеть организаций, реализующих идеи ОУР в своей образовательной политике. Достигнута договоренность между 30 университетами Азиатско-Тихоокеанского региона в области подготовки кадров на уровне аспирантуры по проблемам УР.
В 2007 г. по инициативе Глобального Договора ООН (United Nations Global Compact) была создана глобальная сеть Принципы ответственного образования в области менеджмента (The Principles for Responsible Management Education, PRME) [30]. К сети могут присоединиться университеты и бизнес-школы, разделяющие 6 принципов PRME [там же].
Принцип 1 — Цель (Мы будем развивать способности студентов быть будущими генераторами устойчивой ценности для бизнеса и общества в целом и работать на благо инклюзивной и устойчивой глобальной экономики);
Принцип 2 — Ценности (Мы будем включать в нашу академическую деятельность, учебные программы и организационные практики ценности глобальной социальной ответственности, отраженные в международных инициативах, таких как Глобальный договор Организации Объединенных Наций);
Принцип 3 — Метод (Мы создадим образовательные рамки, материалы, процессы и среду, которые сделают возможным эффективное обучение для ответственного лидерства);
Принцип 4 — Исследование (Мы будем участвовать в концептуальных и эмпирических исследованиях, которые улучшат наше понимание роли, динамики и влияния корпораций на создание устойчивой социальной, экологической и экономической ценности);
Принцип 5 — Партнерство (Мы будем взаимодействовать с менеджерами бизнес-корпораций, чтобы расширить наши знания об их проблемах в выполнении социальных и экологических обязательств и совместно изучить эффективные подходы к решению этих проблем);
Принцип 6 — Диалог (Мы будем способствовать и поддерживать диалог и дискуссии между преподавателями, студентами, представителями бизнеса, правительства, потребителей, СМИ, организаций гражданского общества и других заинтересованных групп и заинтересованных сторон по важнейшим вопросам, связанным с глобальной социальной ответственностью и устойчивостью).
Миссия PRME заключается в изменении подходов к образованию в области экономики и управления, развитии у будущих менеджеров компетенций, связанных c пониманием значимости проблематики КСО и УР при принятии управленческих решений. В настоящее время к PRME присоединились oколо 800 образовательных организаций из разных стран мира, в том числе 10 — из России [31]. Среди них: Институт Бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (2008), Высшая Школа Менеджмента СПбГУ (2012), Факультет Финансов и банковского дела РАНХиГС (2015), Институт экономики и управления Уральского Федерального Университета (2019), Московская школа управления Сколково (2020).
Для оценки и сопоставления вклада университетов в достижение ЦУРООН все более широко используются соответствующие рейтинги и рэнкинги.
Так, в 2010 г., по инициативе университетов Индонезии начал формироваться Рейтинг UI Green Metric World University Ranking [32]. В настоящее время в рэнкинге 912 университетов из 92 стран. Цель данного рейтинга — сбор и обработка данных из университетов по всему миру, отражающих их усилия в области устойчивого развития и результаты реализации соответствующих программ и политик. Рэнкинг составляется на основе системы параметров (критериев), в том числе таких как: размер зеленых насаждений на территории кампуса, потребление электроэнергии и воды, используемый транспорт, управление отходами, доля бюджета университета, направляемая на УР, доступность среды для обучающихся с ограниченными возможностями, доступность качественной медицинской помощи для студентов и преподавателей, включение проблематики УР в образовательный процесс и др. Особое внимание уделяется вкладу университетов в решение проблем энергосбережения и изменения климата, снижения углеродного следа.
Доля показателей, отражающих деятельность университета в области образования и научных исследований для УР составляет около 20%. Это такие показатели, как: соотношение курсов по УР к общему количеству курсов/предметов; соотношение финансирования исследований в области УР к общему объему финансирования исследований; количество научных публикаций по вопросам УР; количество мероприятий, связанных с УР; количество студенческих организаций, чья деятельность связана с УР; наличие Веб-сайта по устойчивому развитию; подготовка отчета об устойчивом развитии; количество стартапов, чья деятельность связана с УР.
Первое место в Рейтинге-2020 занял Университет Вагенинген (Нидерланды), второе — Университет в Оксфорде (Великобритания), третье — Университет в Ноттингеме (Великобритания). Рейтинг-2020 включает в себя 51 университет из России, лучшие позиции среди которых занимают: Университет РУДН (42 место), Сибирский Федеральный Университет (122) и Пермский национальный исследовательский политехнический университет (153).
Еще один рейтинг ВУЗов в области устойчивого развития — STARS (Sustainability, Tracking, Assessment and Raiting System) [33]. По сути это система отслеживания и оценки вклада университетов в УР на основе их самоотчета. Данная рейтинговая система позволяет проводить сравнение образовательных учреждений на основе единого комплекса показателей. В настоящее время в рейтинге STARS 1033 образовательные организации, из которых 674 получили рейтинг STARS. Наибольшее число участников рейтинга составляют университеты Северной Америки (80% или 834 учреждения) и Канады (9% или 90 учреждений), университеты из России в данном рейтинге не представлены.
С 2019 г. формируется глобальный рейтинг, оценивающий вклад университетов в достижение ЦУР ООН — Times Higher Education University Impact Rankings [34]. Для оценки вклада университетов в УР используются показатели их деятельности в таких областях как: исследования, руководство, информационно-проcветительская и образовательная деятельность. С 2019 г. рейтинг включает 1117 университетов из 94 стран/регионов. Участие в рейтинге требует от университетов представления данных по крайней мере по четырем ЦУР, одной из которых должна быть ЦУР 17 — партнерство для достижения этих целей. По результатам рейтинга в 2021 г. первое место занимает Университет Манчестера (Великобритания), второе — Университет Сиднея (Австралия), третье — Университет RMIT (Австралия). С 2019 г. в Рейтинг включаются и российские университеты. В 2019 г. лидерами рейтинга среди российских университетов стали: Санкт-Петербургский университет им. Петра Великого (37 место), Алтайский государственный университет (58 место), Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (91 место). В Рейтинг-2021 вошли 75 университетов из России. Наиболее высокую оценку «за реализацию» ЦУР получили Алтайский Государственный Университет, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова.
Очевидно, что формирование подобных рейтингов может стать мощным драйвером вовлечения российских университетов в процессы устойчивого развития.
Изучение опыта зарубежных университетов показывает, что интеграция проблематики УР в реализуемые ими образовательные программы, идет, как правило, по следующим направлениям: включение в учебные планы ОП дисциплин, раскрывающих проблематику УР [35]; реализация специализированных образовательных программ, как правило, магистерских [36]; создание университетских исследовательских центров и лабораторий; издание учебной литературы. Однако обращает на себя внимание то, что по-прежнему доминируют программы экологической направленности, в то время как программы экономического и управленческого направлений представлены существенно меньше.
Подготовка специалистов в области УР является ответом на формирующийся запрос со стороны государства, бизнеса, некоммерческого сектора на специалистов, способных проводить исследования в области УР, управлять процессами УР [37].
По данным некоторых зарубежных источников речь идет как о работе, непосредственно связанной с охраной окружающей среды, так и о государственной, общественной, медицинской, академической и предпринимательской деятельности. Так, согласно данным портала Sustainability Degrees (2018), в Топ-8 самых востребованных профессий в области УР входят: консультанты по УР, ученые-экологи, инженеры окружающей среды, кампусные директора и менеджеры по УР, корпоративные профессионалы в области социальной ответственности и УР, профессионалы «зеленого строительства», ученые и инженеры по работе с водными ресурсами, ученые в области сельского хозяйства и пищевого производства. Помимо этого, выпускники работают менеджерами и проектными менеджерами, следят за реализацией различных процессов производства, выступают в качестве советников и консультантов, а также занимаются бизнесом, построенным на концепции УР. Согласно статистике, большинство рабочих мест, которые занимают сегодня специалисты в области УР, были созданы в течение 5–10 последних лет. При этом в США средняя зарплата менеджеров по УР превышает $50 000.
По данным канадского портала Eco Canada, список основных работодателей в области УР возглавляют правительства стран (на них работает 27% всех специалистов по УР), за ними следуют исследовательские институты и некоммерческие организации (24%), крупные компании в сфере производства, нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, лесного хозяйства и переработки отходов (10%), а также предприятия в сфере розничной торговли, финансов и страхования (10%). К крупнейшим работодателям в области УР относятся такие компании, как Unilever, Patagonia, Interface, IKEA, Natura, M&S, Nestle, Tesla, Nike и другие [там же].
В России также постепенно формируется запрос на специалистов, обладающих знаниями, навыками и компетенциями в области управления процессами устойчивого развития, в первую очередь со стороны крупных международных и российских компаний, в том числе консалтинговых, НКО.
С 2005 г. Ассоциация менеджеров России (АМР) составляет рейтинг Топ-менеджеров компаний. В 2019 г. в номинации «Лучший директор по корпоративной социальной ответственности» рейтинг «ТОП-50» победила Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду компании «Северсталь». Данная номинация включала менеджеров, чья деятельность напрямую связана с управлением процессами УР в компаниях (так, например, Высоких Алена Александровна — Руководитель направления по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям Segezha Group; Гончарову Дарью Николаевну — Директора по устойчивому развитию «Полиметалл»; Григорьева Дарья Константиновна — Руководитель направления по устойчивому развитию УК «Полюс» и др.) [38]. Консалтинговые компании расширяют комплекс услуг в области устойчивого развития и соответствующие подразделения [39, 40]. Лидерами выступают такие компании, как Делойт, PwC, КПМГ, Эрнст и Янг. Так, например, компании предлагают услуги по повышению прозрачности и надежности нефинансовой отчетности, по внедрению принципов устойчивого развития в систему управления цепочек поставок, по оценке эффективности стратегии в области устойчивого развития и др.
В 1992 г. Россия на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) подписала, в числе 179 государств мира, ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран по обеспечению устойчивого развития. Руководствуясь ими, Президент России утвердил «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (Указ № 236 от 04.02.1994) и «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (Указ № 440 от 01.04.1996). В Концепции среди направлений перехода к устойчивому развитию была обозначена необходимость формирования «эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения» [41].
В 2005 г. в рамках реализации Стратегии образования для устойчивого развития Европейской экономической комиссии ООН 2005–2015 был представлен Проект «Национальной стратегия образования для устойчивого развития Российской Федерации», поддержанная Юнеско [42]. В Проекте Стратегии говорится, что «внедрение образования для УР (ОУР) предусматривает совершенствование дошкольного, начального, среднего, высшего и постдипломного образования, переориентацию образования в направлении устойчивого развития...» [там же]. В Стратегии были сформулированы принципы, задачи и направления формирования системы образования для УР.
Среди ключевых задач были обозначены: создание правовой и материальной основы формирования системы ОУР; создание механизмов заинтересованности в получении образования в интересах УР; включение проблематики УР в различные учебные дисциплины; освоение преподавателями знаний, позволяющих включать вопросы УР в преподаваемые ими предметы; обеспечение доступности учебных средств и учебно-методических пособий по УР; содействие научным исследованиям в области УР; реализация возможностей дистанционного получения образования и его сертификация и др.
К сожалению, Стратегия не была утверждена. Тем не менее, несмотря на отсутствие институциональной поддержки, за последние 15 лет сделан колоссальный прорыв в развитии ОУР. Также, как и в зарубежных университетах интеграция проблематики УР в образовательные программы (ОП) осуществляется по трем ключевым направлениям: включение в учебные планы ОП разных уровней и направлений дисциплин, раскрывающих проблематику УР; реализация специализированных ОП и создание университетских исследовательских центров.
Первыми шагами в этом направлении стало развитие экологического образования. Во многих университетах России накоплен определенный опыт преподавания соответствующих дисциплин.
Так, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова разработаны и включены в учебные планы различных ОП такие курсы, как «Основы устойчивого развития», «Устойчивое развитие», «Экономика устойчивого развития», «Устойчивое развитие и экологическая политика», «Проблемы устойчивого развития» и др.
С 2017 г. по 2020 г. в российских университетах, по имеющимся у нас данным, открыто 15 программ бакалавриата и более 30 магистерских программ в области УР в различных профессиональных сферах. Из них 15 — в московских университетах и 10 — в вузах Санкт-Петербурга [43].
В ряде российских вузов сформировались центры исследования проблем КСО и УР. Среди них, прежде всего, следует назвать МГУ им М.В. Ломоносова, МИрБИС, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, СПбГУ, ИТМО и др. В настоящее время в различных вузах России создано 67 кафедр Юнеско, из них более трети ориентированы на проблематику устойчивого развития. Однако обращает на себя внимание то, что среди них нет ни одной кафедры в области экономики и управления [44].
Санкт-Петербургский государственный университет поддерживает идеи УР и выстраивает свою научную, образовательную и хозяйственную деятельность в соответствии с принципами, обозначенными в 17 целях УР [45]. Интеграция целей и принципов УР наблюдается по трем направлениям — исследования, образование и хозяйственная деятельность. В данную деятельность в той или иной степени вовлечены все структурные подразделения Университета. В то же время лидерами в процессе интеграции проблематики УР в образование выступают: Институт наук о Земле, Высшая школа менеджмента и Экономический факультет.
На Экономическом факультете СПбГУ в рамках ОП бакалавриата и магистратуры реализуется комплекс взаимосвязанных учебных дисциплин, позволяющих дать системные знания в области КСО и УР, сформировать соответствующие компетенции: «Корпоративная социальная ответственность», «Устойчивое развитие», «Global Business and Sustainable Development Goals», «Стейкхолдер-менеджмент», «Нефинансовая отчетность», «Устойчивое развитие и экологическая политика», «Экологический менеджмент» и др.
В целом, знакомство с опытом университетов в России в области образования для УР позволяет сделать ряд выводов:
– процесс интеграции проблематики УР в образовательные программы ВПО идет медленно и неравномерно, не отвечает современным вызовам и носит преимущественно инициативный характер;
– не прослеживается системный подход, позволяющий сформировать системные знания и компетенции в рассматриваемой области;
– отсутствуют общепринятые методические подходы и требования к структуре и содержанию учебных дисциплин в области УР;
– в наибольшей степени этот процесс наблюдается в рамках экологических направлений и программ; в значительно меньшей степени в рамках программ экономического, управленческого направлений.
Цели, направления и проблемы интеграции проблематики УР в образовательные программы ВПО экономического и управленческого направлений
Огромный вклад в устойчивое развитие и достижение ЦУР ООН, наряду с государством и обществом, способен внести бизнес. Изменение внутренней и внешней среды ведения бизнеса, формирующиеся запросы со стороны заинтересованных сторон (ЗС) и общества в целом, усиление регуляторного воздействия со стороны международных организаций и государства побуждают бизнес трансформировать традиционные бизнес-модели в направлении устойчивого развития. Все большее число компаний осознают, что интеграция принципов УР в корпоративные стратегии и операционную деятельность не только отвечает запросам общества, но и способна существенно расширить возможности компаний, снизить риски, повысить конкурентоспособность и корпоративную устойчивость [46; 47].
В статье, опубликованной нами ранее, показано, что ориентация на устойчивое развитие задает определенную систему координат; предопределяет нормы и правила поведения субъектов хозяйственной деятельности, соответствующие ограничения; предполагает формирование иной системы ценностей и иных критериев оценки результатов хозяйственной деятельности, отказ от ценностно-нейтральных концепций и методов оценки эффективности и разворот к ценностно-ориентированным концепциям, учитывающим этические, экологические и социальные аспекты деятельности [48].
В рамках этой системы координат переориентация компании на устойчивое развитие предполагает:
— трансформацию системы корпоративных ценностей и целей ведения бизнеса;
— нацеленность на достижение долгосрочных целей и запросов заинтересованных сторон и общества, создание общих ценностей;
— ответственное (устойчивое) производство и потребление;
— устойчивые цепочки поставок;
— интеграцию принципов ответственности и УР во все функциональные области деятельности компании;
— обеспечение оптимального размера прибыли, с учетом так называемых полных, или истинных, издержек;
— управление рисками, в том числе и нефинансовыми;
— добросовестную конкуренцию и партнерство;
— минимизацию и устранение негативных межвременных (интертемпоральных) эффектов (последствий) принимаемых в настоящее время решений, способных оказать негативное влияние на будущие поколения;
— содействие устойчивому, сбалансированному (инклюзивному) экономическому росту, сопровождаемому мерами по рациональному использованию ресурсов, сохранению окружающей среды, снижением нагрузки на нее, а также повышением уровня и качества жизни, достижением большей социальной справедливости.
Таким образом, фактически, речь идет о трансформации традиционных бизнес-моделей и о переходе к модели устойчивого развития. Очевидно, что это предполагает трансформацию мышления субъектов экономической деятельности — собственников, менеджеров и сотрудников компаний; наличие специалистов в области ответственного, устойчивого управления (Responsible Sustainable Management) способных встраивать цели и принципы КСО и УР в стратегию и деятельность компании, управлять корпоративной социальной деятельностью, в том числе и в области УР.
Практики зарубежных и российских компаний, последовательно реализующих принципы КСО и УР, свидетельствуют о формировании определенного функционального комплекса в области управления устойчивым развитием компании.
К ключевым профессиональным функциям, требующим специальных знаний и компетенций в этой области, можно отнести: выявление заинтересованных сторон и их запросов, управление отношениями с ЗС (стейкхолдер-менеджмент); выявление долгосрочных тенденций развития экономики и общества; управление нефинансовыми рисками (экологическими, социальными, профессиональными, кадровыми, репутационными, регуляторными и др.); оценку качества репутационного, человеческого и социального капиталов компании; определение целей и приоритетных направлений (существенных тем) деятельности в области УР; формирование стратегии устойчивого развития компании и соответствующих корпоративных политик; управление социальными/экологическими проектами и программами; оценку результативности и эффективности деятельности в области УР; подготовку нефинансовой отчетности в области УР.
В «Докладе о социальных инвестициях в России» Ассоциации Менеджеров России, подготовленном по итогам исследования в 2019 г., подчеркивается, что необходимо проводить обучение в области управления корпоративной социальной деятельностью, ориентированной на устойчивое развитие, в том числе — обучение эффективному взаимодействию с внутренними и внешними заинтересованными сторонами на всех уровнях управленческой иерархии, включая членов советов директоров, руководителей и менеджеров всех функциональных подразделений. Способствовать разработке и внедрению учебных дисциплин и образовательных программ в областях корпоративной социальной ответственности и УР, социального предпринимательства и управления НКО в системе профессионального образования Российской Федерации [49].
В соответствии с рассмотренными выше подходами интеграция проблематики УР в образовательные программы ВПО экономического и управленческого направлений может осуществляться в таких целях и направлениях, как:
– формирование социально ответственного (интегрированного) мышления у обучающихся по ОП ВПО экономического и управленческого направлений;
– подготовка менеджеров, обладающих специальными знаниями, компетенциями и навыками в области управления деятельность компании в области УР;
– подготовка исследователей и экспертов в области КСО и УР;
– повышение квалификации и сертификация специалистов компаний, курирующих вопросы КСО и УР.
Формирование ответственного (интегрированного) мышления у обучающихся по ОП ВПО экономического и управленческого направлений — сложная задача. В рамках традиционной модели образования экономистов, будущих менеджеров учат мыслить категориями издержек и прибыли, тому, что экономически рациональное поведение предполагает минимизацию издержек и максимизацию прибыли; оценивать эффективность деятельности компании исключительно с позиции интересов компании, ее финансовой эффективности. Да и само понимание УР компании по-прежнему многими сводится к достижению финансовой устойчивости. В результате выпускники, в общем и целом, имеют представление о том, как максимизировать краткосрочную прибыль, используя традиционные методы и стратегии. В то же время, вопрос о том, как совместить целевую функцию коммерческой фирмы с долгосрочными интересами заинтересованных сторон, и общества в целом, для большинства из них остается открытым. Эти вопросы пока остаются за рамками традиционных курсов. «Самая сложная задача — преодолеть традиционное мышление, которое было ориентировано исключительно на прибыль, и начать по-новому смотреть на УР как на возможность, а не угрозу и источник дополнительных затрат для бизнеса». Фактически речь должна идти о трансформации доминирующего мышления (“dominant worldviews”), об изменении дискурса и формировании иного мейнстриминга в преподавании экономических и управленческих дисциплин.
Это длительный процесс, требующий:
– пересмотра, с позиций социальной ответственности и УР, целого ряда базовых теоретических положений и вопросов, традиционно рассматриваемых в учебных курсах по экономической теории, микро- и макроэкономике (экономический подход; экономически рациональное поведение; факторы, определяющие потребительский выбор и спрос; целевая функция фирмы; факторы, определяющие конкурентоспособность компании и ее стоимость; внешние эффекты и их регулирование; оценка издержек; асимметрия информации, экономический рост и др. );
– смещения акцентов в преподавании от ориентации на традиционно трактуемые цели бизнес-организации (получение краткосрочной прибыли, максимизация доходов акционеров, расширение масштабов деятельности и достижение максимальной экономической эффективности) в сторону УР и обеспечения инклюзивного экономического роста, экологической, социальной и экономической устойчивости, достижения баланса интересов заинтересованных сторон;
– включения проблематики КСО и УР, соответствующего дискурса, вопросов и тем в рабочие программы дисциплин, изучение которых предусмотрено учебными планами подготовки по программам экономического и управленческого направлений («Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг», «Финансы, деньги и кредит», «Банковское дело», «Экономика предприятия», «Управление персоналом», «Корпоративное управление» и др.);
– наконец, в учебные планы ОП могут быть включены специальные учебные дисциплины (в качестве обязательных курсов или курсов по выбору: «Этика бизнеса», «Корпоративная социальная ответственность», «Устойчивое развитие», «Экологический менеджмент», «Зеленые финансы», «Устойчивый банкинг», «Стейкхолдер-менеджмент», «Нефинансовая отчетность», «Устойчивое развитие компании» и др.).
Как было показано выше, управление устойчивым развитием компании предполагает выполнение целого комплекса управленческих функций, наличие знаний и компетенций в таких областях, как стратегический менеджмент, управление рисками, управление проектами, управление цепочками поставок; стейкхолдер-менеджмент, нефинансовая отчетность и др. В связи с чем, подготовка менеджеров, обладающих специальными знаниями, компетенциями и навыками в области управления УР должна осуществляться в рамках специализированных ОП, в учебные планы которых следует включать комплекс учебных дисциплин, позволяющих на системной основе сформировать необходимые профессиональные компетенции и навыки. Основу этого комплекса должны составлять дисциплины «Корпоративная социальная ответственность», «Устойчивое развитие», «Устойчивое развитие компании», «Нефинансовая отчетность и социальный аудит», «Управление рисками», «Стейкхолдер-менеджмент», «Комплаенс».
Опыт интеграции проблематики ответственности и устойчивого развития в образовательные программы и дисциплины (экономику, операционную деятельность, маркетинг, HR, финансовую отчетность и др.) нашел отражение в ряде зарубежных изданий, представляющих безусловный интерес. Среди них, отметим «Руководство по устойчивому менеджменту для студентов управленческих специальностей: принципы и практика» (“The Business Student’s Guide to Sustainable Management: Principles and Practice”, 2014, 2017) [50]. Книга представляет собой полное введение в устойчивое управление и охватывает многие предметные области, актуальные для студентов, будущих менеджеров и предпринимателей.
К важнейшим проблемам (ограничениям) развития образования для ответственного, устойчивого управления в России следует отнести:
во-первых, отсутствие институциональной поддержки (Национальная стратегия образования для УР не утверждена; ФГОС ВПО по экономическим и управленческим направлениям не содержат требования изучения курсов по УР; отсутствуют профессиональные стандарты в области КСО и УР; далеко не во всех университетах проблематика УР при разработке образовательных программ, подготовке новых курсов, в том числе онлайн курсов, при выделении средств на исследования рассматривается как приоритетное направление;
во-вторых, отсутствие общепринятых подходов к структуре и содержанию соответствующих учебных курсов и дисциплин;
в-третьих, несмотря на прогнозируемый рост потребности в специалистах, имеющих знания и навыки в области управления устойчивым развитием компании, имеет место высокая неопределенность на рынке труда;
в-четвертых, определенные проблемы возникают и в связи с необходимостью привлечения к проведению занятий, практикумов, мастер-классов сотрудников компаний, практикующих специалистов в области КСО и УР. Когда речь идет о подготовке менеджеров особое значение имеет формирование практических навыков, знакомство с практикой компаний, успешно реализующих принципы КСО и УР. Формирование практических навыков управления УР может быть достигнуто посредством использования в учебном процессе активных методов обучения (работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, кейс-метод, проектный метод, деловые игры, мастер-классы практикующих специалистов);
в-пятых, относительно низкая заинтересованность студентов в изучении и проведении исследований в области КСО и УР. В связи с этим, удачным представляется опыт дополнения учебных занятий научными мероприятиями (форумы, конференции, конкурсы), а также интерактивными образовательно-просветительскими проектами в области устойчивого развития.
Заключение. Обозначенные нами цели и направления интеграции проблематики УР в университетские программы экономического и управленческого образования, существующие проблемы и ограничения позволяют определить первоочередные шаги, направленные на переход к модели образования для УР:
1. Разработка и утверждение Национальной стратегии образования для УР.
2. Включение в ФГОС «Экономика и управление» требований включения в ОП бакалавриата и магистратуры дисциплин, отражающих проблематику УР, формирования соответствующих навыков и компетенций. Ситуация, которая еще совсем недавно имела место с дисциплинами по корпоративной социальной ответственности показывает, что до тех пор пока соответствующие требования не будут включены в ФГОС, проблема не получит кардинального решения.
3. Разработка Стратегий устойчивого развития университетов, предусматривающих, в том числе, интеграцию проблематики УР в образовательные программы всех уровней и направлений.
4. Объединение усилий преподавателей и НПР вузов в выработке соответствующих методических рекомендаций и учебно-методических материалов.
5. Более активное привлечение к учебному процессу специалистов-практиков компаний, в чьей компетенции находятся вопросы КСО и УР; разработка формализованных механизмов привлечения компаний и повышения их заинтересованности в реализации образовательных программ. Оптимальным выходом могло бы стать появление компании — партнера в реализации образовательной программы, отношения с которой можно было бы строить на договорной, долгосрочной основе.
6. Разработка Профессионального стандарта менеджера по КСО и УР, внесение соответствующих дополнений в Профессиональный стандарт в области руководства (управления) организацией.
7. Проведение научных и просветительско-образовательных мероприятий, призванных повысить интерес обучающихся к изучению вопросов УР и проведению соответствующих исследований.
8. При формировании национальных рейтингов Университетов учитывать критерии, отражающие уровень развития образования для УР.


Список использованных источников:
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция ГА ООН A/RES/70/1. 25 сентября 2015 года. 44 с. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
2. Нефинансовая отчетность в России и мире: цели устойчивого развития в фокусе внимания. Аналитический обзор за период 2017–2018 гг. — М.: РСПП, 2019. — 108 с. URL: https://www.rspp.ru/download/a48b14d9858856285b5f7aba0c57b076/ (дата обращения: 20.07.2021).
3. A sustainable Europe by 2030. URL: https://ec.europa.eu/info/publications/reflection-paper-towards-sustainable-europe-2030_en (дата обращения: 20.07.2021).
4. Corporate sustainability reporting. EU rules require large companies to publish regular reports on the social and environmental impacts of their activities. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/company-reporting-and-auditing/company-reporting/corporate-sustainability-reporting_en (дата обращения: 20.07.2021).
5. Monciardini, D., Mähönen, J. T., Tsagas, G. Rethinking Non-Financial Reporting: A Blueprint for Structural Regulatory Changes // Accounting, Economics, and Law: A Convivium. — 2020, — Vol. 10. — No 2. — pp. 20200092. URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/ael-2020–0092/html (дата обращения: 20.07.2021).
6. Aureli, S., Salvatori, F., Magnaghi, E. A Country-Comparative Analysis of the Transposition of the EU Non-Financial Directive: An Institutional Approach, Accounting, Economics, and Law: A Convivium. — 2020. — Vol.10. — No2. — pp. 20180047. https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/ael-2018–0047/html (дата обращения: 20.07.2021).
7. Устойчивое развитие в фокусе внимания советов директоров. Опрос членов советов директоров российских компаний. PwC. Октябрь 2019 г. — 36 с. URL: https://www.pwc.ru/ru/materials/pwc-board-survey-2019-russian.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
8. Создание стратегии устойчивого развития. Аналитический доклад. Как цели в области устойчивого развития могут помочь бизнесу в решении глобальных проблем. PwC. 2019. — 46 c. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/collection/pwc-sdg-challenge-2019-rus.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
9. Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). URL: https://рспп.рф/activity/social/registr/ (дата обращения: 20.07.2021).
10. Corporate Register. The global online directory of corporate responsibility (CR) reports. URL: https://www.corporateregister.com/ (дата обращения: 20.07.2021).
11. Канаева О.А. Социальные императивы устойчивого развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2018. — т. 34. — №  1. — С. 26–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32778405 (дата обращения: 20.07.2021).
12. Трансформация потребителя. Изменения в поведении потребителей в «новых рыночных реалиях» приводят к ускорению тенденций в формировании нового подхода к работе с покупателями. Глобальное исследование потребительского поведения за 2020 год: Россия. OOO «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование». 2020. — 28 с. URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/assets/pwc-global-customer-insights-survey-2020-russia-ru.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
13. The European Green Deal. Communication from the Commission to the European Parliament, The European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels, 11.12.2019 COM (2019) 640 final. 20 p. URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?qid=1596443911913&uri=CELEX:52019DC0640#document2 (дата обращения: 20.07.2021).
14. Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011040008 (дата обращения: 20.07.2021)
15. Global Risk Report 2020. World Economic. — Geneva. 2020. — 102 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risk_Report_2020.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
16. Сессия онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021». Владимир Путин выступил на сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021», организованного Всемирным экономическим форумом. 27 января 2021 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64938 (дата обращения: 20.07.2021).
17. ESG факторы в инвестировании. ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование». 2019. — 28 с. URL: https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
18. Айти-Нагойская декларация по образованию в интересах устойчивого развития. Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития, Aichi-Nagoya, Japan, 2014. — 4 с. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000231074_rus (дата обращения: 20.07.2021).
19. Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития URL: https://ru.unesco.org/node/263842 (дата обращения: 20.07.2021).
20. Education for sustainable development: A roadmap. 2020. — 73 p. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802 (дата обращения: 20.07.2021).
21. Выпуски журнала Journal of Education for Sustainable Development 2007–2021. URL: https://journals.sagepub.com/loi/jsda (дата обращения: 20.07.2021).
22. Schrank Ch., Rieckmann M. Socio-economically Substantiated Education for Sustainable Development: Development of Competencies and Value Orientations Between Individual Responsibility and Structural Transformation // Journal of Education for Sustainable Development. — 2019. — No 2. — P. 67–91.
23. Tilbury, D., Stevenson, B., Fien, J. аnd Schreuder, D. Education for Sustainability: Responding to the global challenge. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources (IUCN) Commission on Education and Communication (CEC). — Gland, Switzerland. IUCN Publications Services Unit. 2002. — 202 p. URL: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2002–002.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
24. Michelsen G, Siebert H., Lilje J. Nachhaltigkeit lernen. Ein Lesebuch. VAS-Verlag, — Bad Homburg. 2011. — 125 p.
25. Vare P., Scott W. Learning for a change: Exploring the relationship between education and sustainable development // Journal of Education for Sustainable Development. — 2007. — Vol. 1. — Is. 2. — P. 191–198.
26. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). — М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Издательство Московского университета, 2017. — 207 с.
27. Гришаева Ю.М., Вагнер И.В., Ткачева З.Н., Луговской А.М., Моро П.Н. Образование для устойчивого развития сегодня: проблемное поле для преодоления трудностей педагогической адаптации (на примере высшей школы) // Московский государственный областной университет, ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ. — 2018. — т. 13. — № 3. — С. 159–166.
28. Renewed EU strategy for Sustainable Development. Council of the European Union. Brussels, 26 June, 2006. WP/pc 10917/06. — 29 p. URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-10917–2006-INIT/en/pdf (дата обращения: 20.07.2021).
29. Education for sustainable development in the framework of the 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution adopted by the General Assembly on 19 December 2019. A/RES/74/223. — 6 p. URL: https://undocs.org/en/A/RES/74/223 (дата обращения: 20.07.2021).
30. The Principles for Responsible Management Education, PRME. URL: https://www.unprme.org/what-we-do (дата обращения: 20.07.2021).
31. 2018–2019 Annual Report PRME & 2020 Outlook. — 37 p. URL: https://d30mzt1bxg5llt.cloudfront.net/public/uploads/PDFs/PRME-Annual-Report-2018–2019_FINAL.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
32. UI Green Metric World University Ranking. University of Indonesia. URL: https://greenmetric.ui.ac.id/about/welcome (дата обращения: 20.07.2021).
33. Общая информация на сайте STARS (Sustainability, Tracking, Assessment and Raiting System). Доступно онлайн: URL: https://reports.aashe.org/institutions/participants-and-reports/?sort=rating (дата обращения: 20.07.2021).
34. Times Higher Education University Impact Rankings. URL: https://www.timeshighereducation.com/rankings/impact/2021/overall#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/undefined (дата обращения: 20.07.2021).
35. Online Courses in Sustainable Development. 2021. URL: https://le.ac.uk/courses/mooc-sustainability/2021; URL: https://le.ac.uk/courses?location=&level=&Page=2&q=sustainable%20development&subject=&mode= (дата обращения: 20.07.2021).
36. Портал магистерских программ: Keystone Masterstudies. URL: https://www.masterstudies.com/Masters-Degree/Sustainable-Development/ (дата обращения: 20.07.2021).
37. Cтефанович М. Учеба и карьера в сфере устойчивого развития. Изучение устойчивого развития за границей: лучшие программы, работодатели и карьерные возможности. 22 Октябрь 2018. URL: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/subject-guides/study-sustainability-abroad/ (дата обращения: 20.07.2021).
38. Топ 1000 российских менеджеров // Коммерсант. 01.10. 2019. Приложение № 178. 2 с. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4109977?fbclid=IwAR2oBI5rY5_5E-smYG3vkUp9DO4AjZxLLOJ7PMLDD_e6OA0BGQFR8sEdOyg (дата обращения: 20.07.2021).
39. Услуги в области устойчивого развития PWC. URL: https://www.pwc.ru/ru/services/audit/sustainability.html (дата обращения: 20.07.2021).
40. Услуги в области устойчивого развития Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/risk/topics/sustainability-services.html (дата обращения: 20.07.2021).
41. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 20.07.2021).
42. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. 2005. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
43. Информационный ресурс «Поступи онлайн» Специалист (менеджер) по устойчивому развитию: какие программы магистратуры позволят получить профессию Специалиста (менеджера) по устойчивому развитию URL: https://postupi.online/professiya/specialist-menedzher-po-ustojchivomu-razvitiyu/programmi-magistr/ (дата обращения: 20.07.2021).
44. Российский координационный комитет кафедр ЮНЕСКО. URL: http://unesco.ru/activity/unitwin/ (дата обращения: 20.07.2021).
45. Университет и Цели устойчивого развития. Раздел сайта СПбГУ. URL: https://spbu.ru/universitet-i-celi-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 20.07.2021).
46. Устойчивое развитие для создания долгосрочных преимуществ. Вебинар Deloitte. 1 апреля 2020 г. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/tax/events/2020/01–04–2020.html (дата обращения: 20.07.2021).
47. Отчетность бизнеса по Целям в области устойчивого развития. Анализ целей и задач. Разработано GRI и Глобальным договором ООН при поддержке PWC, 2019. — 357 с. URL: https://media.rspp.ru/document/1/2/a/2ad8687c92ea6f9542e3aa01e5c84910.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
48. Канаева О.А., Канаев А.В. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие компании: компаративный анализ концепций // OIKONOMOS: Journal of Social Market Economy (Lithuania). — 2019. — № 2(14). — С. 6–28.
49. Доклад о социальных инвестициях в России 2019: к трансформации бизнеса в интересах устойчивого развития. — М.: Ассоциация Менеджеров, 2020. — 75 с. URL: https://amr.ru/projects/1111/ (дата обращения: 20.07.2021).
50. The Business Student’s Guide to Sustainable Management: Principles and Practice / ed. by Petra Molthan-Hill. 2nd ed. — London. Routledge. — 2017. — 640 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия