| | Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Хейфец Б. А. Главный научный сотрудник Института экономики РАН,
профессор департамента мировой экономики и международного бизнеса
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор Надточий Ю. Б. доцент департамента менеджмента и инноваций
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Университета «Синергия» (г. Москва),
кандидат педагогических наук
| |
| | Требования, которые предъявляются к современному человеку в эпоху глобализации очень высоки. Формирование различных компетенций работников (профессионалов) международного уровня становится неотъемлемой частью глобализирующегося мира. В статье рассматриваются вопросы формирования востребованных компетенций управляющего персонала, изучается набор компетенций руководителя ближайшего будущего, подготовка которого должна начинаться уже сейчас. В итоге составлен «портрет» руководителя (менеджера) международного уровня с учетом ситуации глобализации и требований новой промышленной революции | Ключевые слова: руководитель (менеджер), компетенции, навыки, требования к руководителю, глобализация, новая промышленная революция | УДК 331.1; ББК 60.82 Стр: 61 - 65 | В связи с ускорением процессов глобализации и бурным развитием технологий четвертой промышленной революции чрезвычайно актуальными становятся вопросы необходимых компетенций жителей XXI века и востребованных специалистов в разных областях деятельности.
Одними из наиболее актуальных компетенций, которыми должен обладать профессионал являются цифровые компетенции. В Российской Федерации ключевые компетенции цифровой экономики определяются в Приказе Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. № 41 как «компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов» [1]. Составлен Перечень таких ключевых компетенций цифровой экономики, в который включены [1]:
– коммуникация и кооперация в цифровой среде (способность использовать различные цифровые средства);
– саморазвитие в условиях неопределенности (способность ставить себе образовательные цели, подбирать способы решения и средства развития других необходимых компетенций);
– креативное мышление (способность генерировать новые идеи, абстрагироваться от стандартных моделей);
– управление информацией и данными (способность искать нужные источники информации и данные, способность работать с информацией);
– критическое мышление в цифровой среде (способность критически оценивать информацию, строить логические умозаключения).
В настоящее время проводится много различных отечественных и зарубежных исследований (составляются обзоры, доклады и т.д. по результатам этих исследований), посвященных рассмотрению/изучению и составлению перечня профессиональных компетенций и навыков, необходимых в эпоху новой промышленной революции (например, доклад World Economic Forum «The Future Of Jobs», доклад Boston Consulting Group, The Network «Decoding Global Reskilling And Career Paths», доклад McKinsey & Company «The Future Of Work After COVID-19» и др.).
Одной из современных тенденций является направленность на непрерывное обучение на рабочем месте, которое позволит поддерживать компетенции и навыки в актуальном состоянии.
Результаты опроса, проведенного компанией McKinsey & Company показали, что почти девять из десяти руководителей/менеджеров говорят, что их организации либо уже сталкиваются с нехваткой необходимых для работников навыков, либо ожидают, что пробелы возникнут в течение следующих пяти лет: 87% респондентов придерживаются данного мнения (из них: 44% говорят, что их организации столкнутся с нехваткой навыков в течение следующих пяти лет, а 43% указывают на уже существующие недостатки в навыках). Чаще всего выявляется недостаток в продвинутых навыках анализа данных и математических навыках и одним из способов устранения данного недостатка навыков называется такой способ, как повышение квалификации или переподготовка работников [2].
Согласно результатам исследования Boston Consulting Group и The Network неопределенность в работе, вызванная пандемией, показывает, что работники практически в каждой области уже в какой-то степени обеспокоены тем, что их заменят технологии: 41% работников во всем мире сейчас больше озабочены автоматизацией, чем до пандемии и это приводит к тому, что большинство работников готовы переобучаться, пройти переподготовку (68% участников опроса заявили, что готовы пройти переподготовку, и только 4% указали на то, что не желают проходить переподготовку ни при каких обстоятельствах), т.е. по сути овладеть новыми компетенциями и навыками [3].
В докладе, предоставленном компанией McKinsey & Company, говорится о том, что набор навыков, необходимый для современных работников, которым надо сменить профессию (пройти переподготовку), изменился. Это отчасти связано с тем, что, в одних странах доля времени, затрачиваемого на использование базовых когнитивных навыков, может сократиться, а время, затрачиваемое на использование социальных и эмоциональных навыков, увеличится, в других странах — снизится доля общего рабочего времени, затрачиваемого на использование физических и ручных навыков, а время, затрачиваемое на технологические навыки, увеличится. Также отмечается, что в 68% случаев работники профессий с самой низкой заработной платой используют базовые когнитивные навыки, а также физические и ручные навыки, в то время как у работников профессий со средней заработной платой использование этих навыков занимает 48% затраченного времени [8].
В целом на основе данных исследований McKinsey дается прогноз, что потребность в ручных и физических навыках, а также в базовых когнитивных навыках снизится, но будет расти спрос на технологические, социальные и эмоциональные, а также более глубокие когнитивные навыки. Таким образом, среди навыков, которые окажутся востребованы в ближайшем будущем в связи с развитием цифровых технологий и искусственного интеллекта, отмечается четыре большие группы навыков: когнитивные, цифровые, навыки межличностного общения и личные качества. Также обладание данными навыками помогает найти работу, повысить удовлетворенность от работы и добиться более высоких доходов [4].
Согласно прогнозам Всемирного экономического форума «The Future of Jobs Report 2020» в условиях развития новой промышленной революции подчеркивается рост спроса на работников, которые смогут занять рабочие места в экономике данных и искусственного интеллекта, «зеленой экономике», а также в инженерии, облачных вычислениях и разработке продуктов. Почти для 50% работников, которые планируют оставаться на своих должностях в течение следующих пяти лет, потребуется переподготовка для получения новых компетенций и навыков. В настоящее время все большим спросом пользуются кросс-функциональные навыки, которые, по мнению работодателей, будут занимать лидирующее место среди остальных навыков: критическое мышление и анализ, а также навыки решения проблем. В целом в докладе определены десять топ-навыков 2025 года, которые отнесены к четырем типам навыков [7]:
1) решение проблем: аналитическое мышление и инновации, критическое мышление и анализ, креативность, оригинальность и инициативность, рассуждение, создание идей;
2) самоуправление: активное обучение и стратегии обучения, устойчивость, стрессоустойчивость и гибкость;
3) работа с людьми: лидерство и социальное влияние;
4) использование и развитие технологий: использование технологий, мониторинг и контроль, проектирование и программирование технологий.
Сейчас постоянно определяются и дополняются группы навыков, востребованных в современном мире (в частности, в современной экономике), например, выделяются еще такие группы навыков, как [9]:
– когнитивные навыки: грамотность, математические навыки, логическое, креативное мышление, умение решать проблемы, вербальная грамотность, память, быстрота мышления и т.д.;
– социально-поведенческие навыки: социально-эмоциональные навыки и личностные качества, открытость новому, эмоциональная стабильность, саморегулирование, навыки межличностного общения и др.;
– технические навыки: навыки ручного, механического и автоматизированного труда, навыки, необходимые для работы по конкретной профессии и др.
Авторами «Атласа новых профессий 3.0.» указывается на зависимость успешности профессиональной деятельности от владения надпрофессиональными навыками, под которыми понимаются навыки (компетенции), позволяющие специалистам работать эффективнее, переходить между отраслями и сохранять при этом востребованность. К таким навыкам относятся [10]:
– мультикультурность и мультиязычность
– навыки межотраслевой коммуникации;
– ориентация на клиента (клиентоориентированность);
– умения совместной деятельности (умения работать с людьми);
– обладание лидерскими качествами (умения управлять проектами и процессами);
– умения принимать нестандартные решения (способность к художественному творчеству);
– умения быстро реагировать на изменения (работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач);
– способность к системному мышлению (умения понимать и объяснять);
– способность к экологическому мышлению (бережливое отношение к потребляемым природным ресурсам);
– обладание критическим мышлением (умение критически оценить информацию);
– навыки бережливого производства (устранение, минимизация потерь);
– обладание компьютерной грамотностью (программирование ИТ-решений, работа с искусственным интеллектом, управление сложными автоматизированными комплексами);
– управление вниманием (умение концентрироваться на работе);
– способность к эмоциональному интеллекту (сопереживание другим людям, понимание их эмоций и др.);
– способность к осознанию своих действий (осознанность и прогнозирование/планирование своего дальнейшего развития).
В принципе все перечисленные выше компетенции и навыки из разных отечественных и зарубежных источников довольно схожи между собой.
В связи с постоянно повышающимися/изменяющимися требованиями к компетенциям, навыкам специалистов в условиях глобализации закономерным для руководителя любого уровня является вопрос: как требовать наличие необходимых компетенций от работников (от своих подчиненных) и как ими управлять (руководить), если сам не обладаешь этими компетенциями? Поэтому далее рассмотрим компетенции для руководителя (менеджера) ближайшего будущего международного уровня.
Одна из универсальных компетенций — это мультикультурность и мультиязычность [10]. Знание иностранного языка (а лучше и нескольких языков) и национальной культуры разных стран уже даже и не обсуждается, а является необходимостью в эпоху глобализации.
Компания Google в процессе реализации проекта Oxygen (исследование успешности руководителей) выявила характеристики лучших руководителей, которые будут оставаться актуальными еще несколько десятилетий [5]:
– хороший тренер (коуч, наставник);
– умеет делегировать и отказывается от микроменеджмента;
– умеет создавать/регулировать необходимый социально-психологический климат в коллективе (атмосфера сплоченности, интерес к достижениям подчиненных и др.);
– ориентирован на результат;
– коммуникативный (создает эффективные двусторонние коммуникации);
– поддерживает сотрудников (карьерный рост, повышение производительности труда и др.);
– сфокусирован на целях и стратегиях своей команды;
– обладает технической грамотностью (обладает ключевыми техническими навыками);
– умеет сотрудничать/взаимодействовать;
– умеет принимать значимые решения.
Руководитель (как и любой другой сотрудник) должен обладать потенциалом. Обладание/развитие потенциала, который складывается из трех составляющих: вовлеченность, стремление к достижениям и способности [14], также является одной из компетенций руководителя будущего.
Современный руководитель должен обладать пятью ценностями и пятью талантами: 1) критическое мышление, прозрачность, командность, умение превосходить ожидания и грамотное принятие решений (ценности); 2) напористый, ответственный, мотивирующий, принимающий решения и создающий отношения/атмосферу в команде (таланты) [14].
Для руководителя также важны такие компетенции, как: цифровые навыки и умения выстраивать, оптимизировать и автоматизировать процессы (использование средств автоматизации напрямую связано с работой над эффективностью командной деятельности, уметь оптимизировать рабочие процессы) [14].
И, наверное, главное требование к руководителю будущего — это быть грамотным руководителем. Не только обладать разными видами современной грамотности — цифровой, функциональной, математической и др., но и не совершать (избегать, нивелировать количество ошибок, исправлять/признавать свои ошибки) грубые ошибки в управлении организацией/людьми.
В 2020–2021 гг. проводился мини-опрос в формате онлайн-анкетирования, посвященный наиболее распространенным ошибкам руководящего персонала, которые влияют на качество работы подчиненных (рис.1). В опросе приняли участие 123 респондента. По мнению участников опроса, самой распространенной ошибкой является такая ошибка, как неумение руководителя реально оценить объем и установить правильные сроки поручаемой работы (63,5%), одинаковое количество голосов (53%) получили ошибки: неравномерное распределение работы (нагрузки) между подчиненными и деление рабочего коллектива на «любимчиков» и «не любимчиков». Однако в устных беседах большинство опрошенных (около 80%) говорили о том, что в основном все перечисленные ошибки в опросе современными руководителями совершаются в совокупности. Всего лишь 4,9% из опрошенных указали на то, что не сталкивались с ошибками со стороны своего руководства. | | | Рис. 1. Ошибки руководителей, в % от опрошенных | В опросе, проведенном ВЦИОМ в 2020 году несколько вопросов касались качеств идеального и успешного руководителя (рис. 2). У идеального руководителя на первом месте стоит такое качество как честность/правдивость (22%) (для сравнения: у успешного руководителя честность/правдивость стоит на третьем месте — 16% голосов), а у успешного — целеустремленность, настойчивость, амбициозность, упорство (22%), а вот второе место единодушно отдано ответу «грамотный / умный / знание дела / компетентный / образованный / профессионализм» (19% и 20% соответственно). В целом полученные данные показывают большой разброс мнений относительно качеств современного идеального и успешного руководителя [12]. На диаграмме рисунка представлены только ответы, получившие более 6% голосов.
По результатам проведенного исследования можно составить «портрет» менеджера международного уровня в эпоху глобализации и новой промышленной революции, где актуальными управленческими компетенциями руководителя будущего являются следующие компетенции [6, 10, 11, 13]:
1) обладание цифровой, функциональной, компьютерной и другими видами грамотности;
2) стрессоустойчивость, повышенная выносливость к рабочим нагрузкам и быстрая реакция на изменения;
3) технологичность (умение использовать новые инструменты в своей работе, например, электронный планировщик, программное обеспечение и др.) и технологическая адаптивность;
4) стратегическое мышление (постановка цели и фокусировка на ней (целеполагание), системное мышление (умения понимать и объяснять);
5) управление конфликтами (в коллективе работников или возникающими с клиентами);
6) эмоциональный интеллект (понимание своих эмоций и эмоций окружающих);
7) самообучение и саморазвитие (открытость новому, инновациям, готовность к приобретению новых умений и навыков и внедрение новых знаний в свою работу);
8) обучение других (инициация обучения своих сотрудников, умение самому их обучать);
9) быть экспертом в узкой области деятельности (в отличие от недавних требований к руководителю, как к администратору широкого профиля);
10) навыки коммуникации (согласованное принятие решений, переговоры, командная работа);
11) умение передавать полномочия своим сотрудникам (делегировать);
12) развитие личных качеств (в том числе, быть лидером, т.е. лидерских качеств);
13) умение работать и руководить командой в формате дистанционной работы;
14) умения совместной деятельности, навыки межкультурного взаимодействия;
15) быстрота принятия решений (в том числе, и принятия нестандартных решений с учетом и правильности принятых решений);
16) мультикультурность и мультиязычность;
17) способность к осознанию своих действий (осознанность и прогнозирование/планирование своего дальнейшего развития);
18) управление вниманием (умение концентрироваться на работе);
19) креативность.
В составленном «портрете» руководителя все компетенции важны, поэтому они не расставлялись по степени значимости.
В итоге можно сделать вывод, что ситуация глобализации и новой промышленной революции не оказала существенного влияния именно на перечень необходимых компетенций руководителя международного уровня, но при этом повлияла на требования к обладанию компетенциями и, соответственно, на содержание (наполняемость) этих компетенций. Исключение, наверное, составляют такие новые компетенции, как мультикультурность и мультиязычность, цифровая грамотность и умение работать и руководить «на дистанте». | | | Рис. 2. Качества идеального (а) и успешного (б) руководителя, в % от опрошенных (ВЦИОМ) [12] |
| |
|
|