Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гамидуллаев С. Н.
проректор-директор Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, профессор

Удовенко С. П.
профессор кафедры экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук


К 25-летию первой стратегии экономической безопасности России: истоки и уроки
В статье обосновано положение о том, что стратегические документы в области экономической безопасности России необходимо рассматривать во взаимосвязи с мерами государственной экономической политики. В связи с этим предложено оценивать стратегии экономической безопасности страны с точки зрения их научной разработки, структуры содержания, адекватности формулировок угроз экономической безопасности реальным экономическим процессам, проблемам их реализации. Предложенный подход осуществлен на примере первой Стратегии экономической безопасности России (1996 г.). На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что данная Стратегия не была реализована и, в связи с этим, обозначен новый аспект в анализе и оценке стратегий экономической безопасности России
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия экономической безопасности России, научный совет при Совете Безопасности РФ, угрозы экономической безопасности, критерии и индикаторы экономической безопасности, государственная экономическая политика, мониторинг экономической безопасности
УДК 338.22.021.4; ББК 65.050.1   Стр: 53 - 56

В нашей стране, начиная с 1992 года по настоящее время, принят целый ряд стратегических, концептуальных и доктринальных документов в области национальной, экономической, продовольственной и иных видов безопасности, в том числе две Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (далее — РФ, Россия): Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 (далее — Стратегия–1996), утратившая силу с 13.05.2017 г.; Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года (далее Стратегия — 2017), утвержденная Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208.
В тексте Указа Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 содержалось поручение Правительству РФ разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, обеспечивать координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением. В тексте Указа Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 содержатся поручения Правительству РФ:
– разработать в трехмесячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии–2017, и обеспечить их выполнение;
– обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности РФ;
– осуществлять контроль за реализацией Стратегии–2017;
– представлять Президенту РФ ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности РФ и мерах по ее укреплению.
Из вышеизложенного логично заключить, что Стратегия экономической безопасности РФ является основой для разработки Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ), другими органами и организациями конкретных мер и инструментов государственной экономической политики, призванных обеспечивать ее реализацию. Соответственно, если государственная экономическая политика не обеспечивает реализацию этой Стратегии, встает вопрос — в чем причины? Возможны, по меньшей мере, два варианта ответа на поставленный вопрос. Первый: меры и инструменты государственной экономической политики определяются в отрыве от ключевых положений Стратегии экономической безопасности РФ (угроз экономической безопасности, основных задач обеспечения экономической безопасности и т.д.). В этом случае государственная экономическая политика решает какие-то другие цели и задачи, нежели указанные в Стратегии, а сама Стратегия остается, как говорится, «на бумаге». Вариант второй: в самой Стратегии экономической безопасности РФ есть изъяны, например, не все сформулированные в Стратегии угрозы экономической безопасности получили количественное выражение в показателях (индикаторах) состояния экономической безопасности [1], что, в свою очередь, не дает возможности ФОИВ проводить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности и, как следствие, принимать меры по ее укреплению. В целом стоит отметить, что в научной литературе рассматриваются преимущественно вопросы содержания стратегических документов в области национальной и экономической безопасности [3, 5, 2, 6, 7] и, вместе с тем, не уделяется должного внимания исследованию проблематики реализации стратегических документов в практической деятельности органов государственной власти [4].
В связи с этим считаем необходимым анализировать и оценивать Стратегию экономической безопасности с точки зрения организации ее научной разработки, структуры ее содержания, степени адекватности формулировок угроз экономической безопасности реальным экономическим процессам в России, проблем ее реализации на практике.
В статье предпринята попытка реализовать предложенный подход на примере Стратегии–1996, которой предшествовало принятие целого ряда правовых актов РФ, заложивших основу ее разработки: Закон РФ от 05.03.1992 г. №  2446–1 «О безопасности»; Указ Президента РФ от 03.06.1992 № 547 «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Совете Безопасности РФ (далее — СБ РФ); Распоряжение Президента РФ от 03.06.1992 №  266-рп, которым была утверждена первая, временная, структура аппарата СБ РФ. Далее, Указом Президента РФ от 31.01.1994 № 227 были утверждены Положение о научном совете при СБ РФ и его состав (далее — Положение, научный совет).
Представим основные пункты этого Положения:
– научный совет является рабочим органом по научному обеспечению деятельности СБ РФ (п.2);
– на научный совет возлагались, в частности, следующие функции (п.4): определение приоритетных направлений научных исследований в области обеспечения безопасности для рассмотрения СБ РФ, координация деятельности научно-исследовательских и проектных учреждений, предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения этих исследований; организация научной экспертизы разрабатываемых федеральных программ по обеспечению безопасности РФ, оценка эффективности их выполнения; участие в подготовке предложений по финансированию научных исследований в области безопасности РФ; подготовка предложений по совершенствованию федеральной информационной системы по оценке геополитической обстановки; проведение сравнительного анализа теории и практики в области обеспечения безопасности РФ; подготовка материалов о деятельности научного совета для докладов Президента РФ об обеспечении безопасности РФ;
– научный совет создается, реорганизуется и упраздняется Президентом РФ. Положение о научном совете и его состав утверждаются Президентом РФ по предоставлению секретаря СБ РФ (п.5);
– председатель научного совета назначается Президентом РФ и не входит в состав аппарата СБ РФ (п.6);
– председатель научного совета имеет право, в частности (п.7): привлекать в установленном порядке для выполнения аналитических и экспертных работ на договорной основе учреждения, предприятия и организации, а также специалистов; организовывать подготовку обобщенной информации по вопросам, отнесенным к компетенции научного совета, и представлять ее Секретарю СБ РФ; формировать повестку дня и список лиц, приглашаемых на заседания научного совета;
– в состав научного совета входят видные ученые — руководители наиболее крупных подразделений научных учреждений и вузов, а также другие должностные лица (п.8);
– работа научного совета осуществляется по планам, утверждаемым Секретарем СБ РФ (п.9);
– материалы, подготовленные научным советом для рассмотрения в СБ РФ, проходят экспертную оценку в его аппарате в порядке, определяемом Секретарем СБ РФ. Решения по этим материалам принимает Секретарь СБ РФ (п.13).
Стоит отметить, что в первый состав научного совета (всего 27 человек), утвержденный Указом Президента РФ от 31.01.1994 № 227, были включены (должности членов научного совета указаны на дату его утверждения): Пирунов В.С. — вице-президент Академии естественных наук РФ (председатель научного совета); Гончар А.А. — вице-президент Российской академии наук (далее — РАН); Журкин В.В. — академик-секретарь Отделения проблем мировой экономики и международных отношений РАН; Караганов С.А. — заместитель директора Института Европы РАН; Кутафин О.Е. — ректор Московского юридического института; Рогов С.М. — заместитель директора Института США и Канады РАН; Сенчагов В.К. — ректор Экономической академии Минэкономики России; Уринсон Я.М. — директор Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ и другие.
На основе подготовительной работы (1994–1996 гг.), проведенной межведомственными комиссиями СБ РФ, научным советом при СБ РФ и привлекаемыми научными и иными учреждениями, организациями, специалистами, ее экспертизы в аппарате СБ РФ, одобрения в СБ РФ была принята Стратегия–1996 г.
Далее охарактеризуем ее структуру, включающую 4 раздела.
Из первого раздела — Цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности РФ — приведем следующие положения:
– Государственная стратегия экономической безопасности РФ ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований в ближайшие три-пять лет;
– Цель государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз;
– Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности;
– Государственная стратегия включает:
1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;
2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ;
3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
Реализация Государственной стратегии должна осуществляется через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других.
Во втором разделе — Угрозы экономической безопасности РФ — сформулированы наиболее вероятные угрозы экономической безопасности РФ, а именно:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:
– расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;
– увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;
– рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
– задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т.д.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная, в частности, такими факторами, как:
– усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
– отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
– низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
– свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего, в машиностроении;
– снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технологического потенциала России;
– завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
– приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка.
3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
Важнейшими факторами этой угрозы являются:
– объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;
– нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;
– увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ.
4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная такими факторами, как:
– рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;
– сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;
– ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Из третьего раздела — Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ — приведем следующее положение: для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности РФ, необходимо учитывать:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного производства. Это означает, что в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, способные обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешнего воздействия.
Россия не должна допускать критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.
Важнейшим требованием экономической безопасности РФ является сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами, недопущение их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам России;
2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выход показателя уровня бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества;
3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков;
4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта;
5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных и научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса;
6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации;
7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти.
Из четвертого раздела — Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности — приведем следующие положения:
– меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности РФ;
– важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;
– объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности должен проводится на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности;
– для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения), выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности;
– деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;
2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности РФ;
3.Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ.
Необходимо отметить, что в целях реализации Стратегии–1996 было принято Постановление Правительства РФ от 27.12.1996 №  1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №  608».
Приведем наиболее важные пункты Постановления:
1. Возложить на федеральные органы исполнительной власти ответственность:
– за разработку мер по предотвращению угроз экономической безопасности РФ, согласно Приложению №  1;
– за разработку количественных (пороговых) и качественных параметров критериев экономической безопасности РФ согласно Приложению № 2.
2. Минэкономики РФ, Госкомитету РФ по статистике, Минфину РФ с участием Центрального банка РФ и аппарата СБ РФ, исходя из критериев экономической безопасности, определить показатели состояния экономики, по которым должны быть разработаны количественные (пороговые) параметры экономической безопасности, и до 20.01.1997 г. довести их до ФОИВ, указанных в Приложении №  1.
ФОИВ определить и представить до 01.03.1997 г. в Минэкономики РФ и Госкомитет РФ по статистике количественные (пороговые) параметры показателей состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, имея в виду, что эти параметры определяются на среднесрочную перспективу.
3. ФОИВ, указанных в Приложениях №  1 и №  2, разработать и представить до 1 марта 1997 г. предложения:
– по организации мониторинга и прогнозирования факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз (как существующих, так и вероятных) и поиску оптимальных путей их преодоления — в Госкомитет РФ по статистике и Минэкономики РФ;
– по созданию системы обеспечения экономической безопасности страны, включающей в себя: выявление ситуаций, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разработку мер по их преодолению при подготовке прогнозов и программ социально-экономического развития, а также при проведении экспертиз и принятии оперативных решений по финансовым и хозяйственным вопросам и организацию соответствующего контроля — в Минэкономики РФ.
4. Минфину РФ и Госкомитету РФ по статистике определить порядок и источники финансирования в 1997 и последующих годах работ, связанных с научно-методическим обеспечением мониторинга и прогнозирования факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности страны, и созданием соответствующей информационной базы.
Переходя к оценке Стратегии–1996, необходимо отметить следующее. Во- первых, вышеизложенное свидетельствует о том, что научный совет при СБ РФ и привлеченные учреждения, предприятия, организации, отдельные специалисты совместно с подразделениями аппарата СБ РФ провели за короткий период времени (1994–1996 гг.) большую подготовительную работу, в результате которой были определены и содержательно раскрыты основные структурообразующие элементы Стратегии–1996: понятие «угрозы экономической безопасности»; угрозы экономической безопасности и факторы, их определяющие; качественные критерии и параметры состояния экономики; индикаторы экономической безопасности; мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. В немалой степени это стало возможным вследствие грамотного определения функций и прав научного совета при СБ РФ. Стоит отметить и то, что представленные в Стратегии–1996 формулировки угроз экономической безопасности адекватно отражали реальные экономические процессы в России в тот период. Во-вторых, в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1569 были определены перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности, сформулированных в Стратегии–1996, а также перечень ФОИВ, ответственных за их разработку. Далее, в Приложении № 2 к указанному документу были определены перечень критериев экономической безопасности (общим числом 11) и перечень ФОИВ, ответственных за разработку их количественных (пороговых) и качественных параметров.
Таким образом, все необходимое для организации практической работы органов государственной власти по обеспечению экономической безопасности страны было сформулировано в Стратегии–1996 и конкретизировано в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ.
Актуален вопрос — была ли реализована Стратегия–1996 в деятельности федеральных органов исполнительной власти?
Для ответа на этот вопрос уместно привести фрагменты из научной работы, одним из авторов которой был В.К. Сенчагов — член научного совета при СБ РФ в те годы, участник разработки Стратегии–1996:
– после утверждения Стратегии–1996 были разработаны и согласованы с федеральными министерствами перечень индикаторов и пороговых значений экономической безопасности, а также, что крайне важно, количественные параметры этих пороговых значений. Эта работа проводилась управлением экономической безопасности СБ РФ совместно с Институтом экономики РАН. Эти перечни и количественные параметры были одобрены научным советом при СБ РФ, но не получили официального государственного утверждения. Поэтому эти перечни и количественные параметры использовались только в научных материалах Института экономики РАН [8, с. 14–15];
– были осуществлены некоторые организационные меры: в Положении о некоторых федеральных министерствах экономического блока Правительства РФ было записано об их ответственности за мониторинг экономической безопасности и разработку мер по защите национальных интересов России в области экономики. В некоторых министерствах были созданы структурные подразделения по экономической безопасности. Минэкономики России в своих докладах о прогнозе социально-экономического развития разрабатывало специальный раздел по экономической безопасности [8, с.15];
– однако в начале XXI века вся эта работа была практически прекращена. В СБ РФ департамент по экономической безопасности был преобразован и практически упразднен. В положениях о министерствах и, прежде всего, в Минэкономразвития РФ запись об ответственности за мониторинг экономической безопасности исчезла. Там, где были созданы специальные структурные подразделения по этой проблеме, они были ликвидированы. В докладах Минэкономразвития РФ о прогнозах социально-экономического развития соответствующие разделы были упразднены [8, с. 15–16].
В целом на наш взгляд, правомерно обозначить новый, чрезвычайно важный аспект исследуемой темы — проблематику соответствия мер и инструментов государственной экономической политики целям и основным задачам Стратегии экономической безопасности России, заслуживающий комплексной научной проработки.


Список использованных источников:
1. Гамидуллаев С.Н., Удовенко С.П. Стратегия экономической безопасности России: начальный этап, современное состояние, ориентиры совершенствования // Проблемы современной экономики — 2020. — № 3(75) — С.78–81.
2. Беляева Г.С., Беляев В.П. К вопросу о некоторых направлениях оптимизации механизма обеспечения национальной безопасности в России // Национальная безопасность/ nota bene. — 2018. — № 5. — С.37–46.
3. Комаров В.М., Акимова В.В., Коцюбинский В.А., Земцов С.П. Сравнительный анализ подходов к разработке долгосрочных государственных стратегий в России и мире // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2021. — № 1. — С.56–74.
4. Одной из немногих научных работ в этой области является монография Кротова М.И., Мунтияна В.И. Экономическая безопасность России: системный подход. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016 — 336 с.
5. Ленчук Е.Б., Филатов В.И., Стратегическое планирование как инструмент преодоления технологического отставания России // Мир новой экономики. — 2019. — № 2. — С. 32–42.
6. Полтерович В.М. Разработка стратегий социально-экономического развития: наука vs идеология // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2017. — № 3 (35). — С.198–206.
7. Цейковец Н.В. Концептуальные подходы к пониманию и обеспечению национальной экономической безопасности: научные теории и государственные стратегии // Журнал Новой экономической ассоциации. — 2016. — № 1 (29). — С. 129–157.
8. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. — М., 2015- 46 с. http://inecon.org/docs/senchagov/pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия