Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Князькова А. А.
магистр менеджмента, эксперт по стратегическому маркетингу и управлению талантами,
Директор Vertical Marketing (г. Санкт-Петербург)


Экспертное сопровождение деятельности федеральных органов исполнительной власти в процессе обеспечения устойчивого развития экономики страны
В статье рассматриваются перспективные направления экспертного сопровождения деятельности федеральных органов исполнительной власти в России. Приведен анализ международных моделей экспертных и консультационных советов, сопровождающих деятельность органов исполнительной власти отдельных стран: Великобритании, Франции, Индии, Австралии, Канады. Сформулированы характеристики эффективного экспертного сопровождения деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ в процессе обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны
Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, экспертное сопровождение, экспертный совет, федеральные органы исполнительной власти
УДК 658.71; ББК 65.41   Стр: 37 - 41

Практика привлечения экспертов в системе взаимодействия стейкхолдеров и для оказания экспертных услуг в реализации деятельности государственной власти широко используется в рыночной экономике многих стран мира. В России проблема привлечения экспертного сообщества для нужд органов власти активно обсуждается исследователями из сферы политологии, экономики, права, менеджмента и др. [1, 4, 7, 9, 10]. На сегодняшний день Россия стоит перед политической дилеммой экспертизы и цифровых государственных закупок экспертного сопровождения для нужд федеральных органов исполнительной власти. Контроль над бюджетированием расходов, оценка качества оказываемых услуг, целевые показатели использования федеральных средств, эффективность самих ФОИВ в принятии решений, привлечение сторонних экспертов, повышение открытости власти — это актуальные вопросы, которые стоят перед современной Россией и ее возможностями экономического роста [8]. В процессе исследования подлежат рассмотрению практики инклюзивного плюралистического подхода к экспертным знаниям и для достижения баланса между деполитизацией независимых экспертиз государственных решений и политизацией в контексте контроля и политической подотчетности.
Инновационная значимость исследования связана с формулировкой предложений и рекомендаций для дальнейшего совершенствования механизмов реализации и бюджетирования расходов на экспертное сопровождение деятельности федеральных органов исполнительной власти в России для обеспечения устойчивого развития экономики.
Актуальность исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:
• Изучить зарубежный опыт экспертных и консультационных советов при органах исполнительной власти в отдельных странах: Великобритании, Франции, Индии, Австралии, Канады.
• Выявить характеристики эффективного экспертного сопровождения деятельности органов исполнительной власти для устойчивого социально-экономического развития.
• Сформулировать возможности и перспективы для применения зарубежного опыта экспертного сопровождения органов исполнительной власти в России.
Дальнейшие исследования, по мнению авторов, должны быть нацелены на изучение деятельности международных надстрановых структур, в том числе рассмотрение опыта международных организаций; анализ текущего экспертного сопровождения федеральных органов исполнительной власти в России, включая уровень Правительства РФ; выявление «проблемных точек» в бюджетировании и гос. закупках экспертных услуг для нужд органов власти в России.
Исследование показало, что первые попытки применения совещательно-консультативных органов в России были представлены в контексте задач общественных советов. Основная функция общественных советов была определена заметно позже — только в 2014 г., после принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»1. В п. 1 ст. 9 общественные советы наряду с общественными палатами названы «субъектами общественного контроля». В ст. 4 общественный контроль определяется как «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций». Ряд исследователей сразу же обратили внимание на тавтологический характер данного определения: «контроль–это деятельность субъектов контроля» [2, 3, 6]. Отход от глобальной нормативной модели был налицо: основной функцией общественных советов был назван общественный контроль, а не экспертиза. Что касается социологов и политологов, занимающихся изучением совещательно-консультативных органов, то они, как правило, используют не модель общественного контроля, а глобальную нормативную модель.
Некоторые авторы пришли к выводу, что общественные советы, как институты гражданского общества, в отечественных условиях носят чисто имитационный характер [5, 11, 12].
В методологическом плане такой подход к анализу институтов гражданского общества предполагает отсутствие актуализации и учета специфики национальной административной культуры [11].
Идея создания экспертных советов при органах исполнительной власти продиктована вызовами изменений, в которых постоянно пребывает современное общество. Решения властей, как местного, так и вышестоящих уровней должно соответствовать потребностям общества, бизнеса для соответствия вызовам не только сегодняшнего дня, но и прогнозируемым тенденциям, для поддержания формы экономико-социально ориентированного государства в соответствии с национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития страны.
Каким может быть представлен идеальный орган исполнительной власти для граждан, для бизнеса, для самого себя? Саморазвивающийся, интеллектуальный, доступный, оперативный — то каким чаще всего хотят видеть ФОИВ сами граждане (на основании аналитических отчетов оценки работы ФОИВов гражданами).
Одним из механизмов реализации потенциала ФОИВа является участие экспертного сообщества в политической жизни общества через поиск наилучшего решения в консультативном сопровождении органов исполнительной власти, конструктивная критика и рефлексия непопулярных решений, поиск болевых точек и работа над самоорганизацией, саморегулированием внутренних процессов и самосовершенствованием в сфере своих профессиональных компетенций.
Федеральные органы исполнительной власти, следуя предписаниям вышестоящего руководства, создают условия для сотрудничества с экспертами в силу своих возможностей и внутреннего видения руководством необходимой глубины погружения экспертов в процессы ведомства и привлекаются в части тех вопросов, в которых заинтересованы сами представители органов исполнительной власти. Экспертные советы в большинстве ФОИВов представлены в разделе Консультативно-совещательных органов. Роль Экспертных советов в основополагающем формате в разных ведомствах представлена в разных вариантах исполнения вне «унифированного стандарта».
Согласно данным официальных сайтов ФОИВов 56 из 72 ведомств (78%) имеют в своих структурах 149 образований, в той или иной мере относимых к экспертным советам.
Объединения с участием экспертов при органах исполнительной власти могут быть представлены в различных вариациях (Рис. 1.)
Согласно данным официального сайта проекта «Госрасходы» Счетной Палаты в период с 2018 по 2020 год федеральными органами исполнительной власти были заключены 327 гос. контрактов на оказание услуг с привлечением экспертов на сумму более 4 млрд 726,7 млн руб.2 На рис. 2 и в табл.1 отражены распределения объема затрат на экспертное сопровождение среди ведомств.
Рис. 1. Распределение категорий советов в органах исполнительной власти РФ по данным на апрель 2021 года
Рис. 2. Распределение объема затрат на экспертное сопровождение по ведомствам с 2018 по 2020 гг.

Заинтересованными в коммерческой экспертной поддержке оказались 14 Министерств из 21 (или 67%) и только 9 из 29 федеральных служб (31%).

Таблица 1
Распределение объема затрат на экспертное сопровождение по ведомствам с 2018 по 2020 год
ВедомствоОбъем затрат
на экспертное
сопровождение
(млн руб.)
Количество гос.
контрактов на экспертное
сопровождение (2018–2020)
Минпромторг1 472,50122
Минпросвещения909,752
Минэнерго711,254
Минобрнауки36913
Минцифры353,88
Минтранс171,89
Роструд154,58
Росстат117,64
Минсельхоз756
Россотрудничество58,75
Минфин45,25
Минэкономразвития42,94
Минтруд425
Росавтодор331
Росстандарт30,34
Минспорта27,17
Минприроды25,74
Минкульт25,67
Минздрав201
ФМБА18,23
Росавиация122
Ростуризм8,82
ФНС2,21
ИТОГО4 726,72327

Таким образом, проблема и актуальность исследования продиктована неэффективностью расходования государственного бюджета. При наличии в составе органов власти собственных привлеченных экспертов, огромные средства тратятся на экспертные и консалтинговые услуги, подготовку отчетов и исследований, помимо содержания собственных общественных и экспертных советов и рабочих групп по направлениям.
Автором проведено исследование международного опыта экспертного сопровождения услуг органов власти в других странах. Обращаясь к опыту других стран, нельзя не выделить Великобританию. Механизмом взаимодействия исполнительных органов власти Великобритании с экспертами и гражданами — это открытая подача мнений, предложений в ответ на открытые консультации ведомств по различным актуальным вопросам Комиссий3. Например, в марте 2021 года были проведены 428 консультаций, а на апрель было получено 96 заявок. В открытой консультации указан отправитель, например, Министерство, к области которой относится данный вопрос, сроки подачи мнений и ответов, описание консультации, приложены все документы и навигация по ним для пользователя, контакты для вопросов и направления предложений. Это не только механизм повышения прозрачности и антикоррупционных схем взаимодействия, но и вовлечения граждан в принятие решений органов исполнительной власти.
Европейский взгляд на экспертное сопровождение со многом схож с позицией Франции. Большинство характеристик французских стратегий европейского посредничества интересов (важность научных знаний, высокий уровень активности в области стандартизации, обращение к национальным властям в процессе разработки политики) хорошо подходят для европейской многоуровневой системы и ее функционально-ориентированного управления сетью. Они особенно хорошо адаптируются к логике влияния сообщества профессиональных организаций, как в переносе национальных процедур посредничества интересов в новое политическое пространство. Хотя многие аспекты французских стратегий достаточно хорошо соответствуют логике европейского влияния, существуют очевидные трудности адаптации органов исполнительной власти.
В Индии комиссия по планированию в 2020 году создала HLEG The High-Level Expert Group для разработки основ обеспечения легкодоступного медицинского обслуживания граждан, разработки архитектуры финансирования здравоохранения и финансовой защиты для каждого гражданина4.
Высококвалифицированная Экспертная Группа HLEG разработала конкретные рекомендации в шести критических областях, которые имеют важное значение для расширения и укрепления потенциала системы здравоохранения Индии для реализации целей всеобщего охвата здравоохранения. Сюда относятся: финансирование здравоохранения и финансовая защита, нормы медицинского обслуживания, кадровые ресурсы здравоохранения (HRH), участие сообщества и граждан, доступ к лекарствам, вакцинам и технологиям, а также управленческие и институциональные реформы5.
Правительство Индии в соответствии со своей программой реформ учредило NITI Aayog, чтобы заменить Комиссию по планированию, учрежденную в 1950 году. Это было сделано для того, чтобы лучше служить нуждам и чаяниям народа Индии. Важное эволюционное изменение по сравнению с прошлым, в том, что NITI Aayog выступает в качестве квинтэссенции платформы правительства Индии, чтобы объединить государства для совместных действий в национальных интересах и тем самым способствовать кооперативному федерализму. Фактически, NITI Aayog — это главный аналитический центр правительства Индии, обеспечивающий как направление, так и политику. При разработке стратегической и долгосрочной политики и программ для правительства Индии NITI Aayog также предоставляет соответствующие технические консультации Центру и штатам. Весь спектр деятельности NITI Aayog можно разделить на три основных направления: политический дизайн и разработка программ; содействие кооперативному федерализму; мониторинг и оценка.
Аналитический центр и Центр знаний и инноваций NITI Aayog представила свою всеобъемлющую национальную стратегию для Новой Индии, в которой определены четкие цели на 2022–2023 гг.6
Роль консультативных советов и экспертных групп с привлечением высококвалифицированных граждан и профессиональных организаций чрезвычайно высока в таких странах как Австралия и оказывает поддержку властям штатов в решении задач исполнительной власти.
Консультативные экспертные советы в Австралии также популярны, как в Канаде и некоторых странах Европы. Они представлены экспертной независимой поддержкой, в том числе менторской поддержкой в запуске новых проектов и услуг, а также регулярной экспертной поддержкой при необходимости внедрения внутренних технологичных изменений.
Консультативные советы образованы сетью взаимодействия, как проверенный элемент управления, который поддерживает бизнес, повышает уровень консалтингового сектора, стимулирует инновации как в корпоративных организациях, так и в некоммерческих и государственных структурах. Например, опираясь на многолетний опыт, Консультативный совет RAND предоставляет исследовательские услуги, систематический анализ и новаторское мышление глобальной клиентуре, в которую входят государственные учреждения, фонды и фирмы частного сектора7. Специальные политические эксперты проводят глубокую аналитическую экспертизу, представляют широкий спектр дисциплин, привнося разнообразный профессиональный и образовательный опыт. Предположительно действует несколько сотен различных экспертных групп и советов, как внутренних, так и международных.
Интересно также рассмотреть опыт Канады. Для оказания помощи канадцам в поддержании и улучшении своего здоровья, Министерство здравоохранения Канады Health Canada запрашивает информацию и советы от других людей, групп, агентств и правительств, включая обращения за советом к экспертам через внешние консультативные органы. Эти органы состоят из людей, не входящих в федеральное правительство, выбранных за их знания и опыт. Например, политика Министерства здравоохранения Канады в отношении внешних консультативных органов (2011 г.) предлагает исчерпывающий объем подробного описания взаимодействия с консультативными органами, представленный в 8 главах8.
Использование внешних консультативных органов согласуется с обязательствами правительства Канады по вовлечению вне правительственных людей и организаций в работу правительства и процессы принятия решений. Таким образом, внешние консультативные органы предоставляют Министерству здравоохранения Канады экспертные рекомендации от людей, обладающих ценными знаниями и профессиональным опытом. Совет может относиться к научным, техническим, политическим или программным вопросам. Деятельность консультативного органа Министерства здравоохранения Канады осуществляется в соответствии с принципами и требованиями, изложенными в применимой политике и законодательстве федерального правительства, например, в отношении конфиденциальности, официальных языков и управления рисками. Эта политика отражает и поддерживает принципы открытости, прозрачности и подотчетности. Политика применяется ко всем ситуациям, в которых Министерство здравоохранения Канады, через него филиалов, дирекций и агентств, использует внешний консультативный орган на долгосрочной или временной (специальной) основе. «Внешние консультативные органы» включают рабочие группы, группы экспертов, справочные группы, целевые группы и комитеты, созданные из членов, не связанных с федеральным правительством, и выбранных для предоставления экспертных консультаций.
Отдельно стоит рассматривать опыт экспертных и консультационных советов международных надстрановых структур. Например: опыт государств-участников СНГ и Межпарламентской Ассамблеи СНГ; экспертные и консультационные советы объединения БРИКС; практики экспертного сопровождения союзного государства по разработке рекомендаций для государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации; опыт привлечения экспертных групп к изучению вопроса конкуренции и стратегические экспертные практики ЕАЭС; экспертное сопровождение Евразийской экономической комиссии; обзор практик экспертизы по Евразийскому пространству.
Также требуется дополнительное изучение и рассмотрение практик таких международных организаций как Совет по правам человека Организации Объединенных Наций и опыт Всемирной Организации Здравоохранения.
В целом, практика международных организаций и международных надстрановых структур по привлечению экспертов, созданию экспертно-консультативных групп достаточно обширна и применяется на разных уровнях принятия решений по иерархии — от глобальных целей устойчивого развития до локальных специальных вопросов в конкретной стране. Совершенствующаяся и адаптивная нормативная база в вопросах привлечения экспертов позволяет гибко реагировать на вызовы и глобальные проблемы как в случае с пандемией COVID-19, так и конструктивно поддерживать локальные и местные власти.

Резюме
Применение эффективных практик экспертного сопровождения при органах исполнительной власти для экономического развития России имеет важное значение и характеризуется следующими факторами:
• движением к открытости и прозрачности работы ведомств;
• интеграцией экспертных знаний в непосредственной критической защите интеллектуальных разработок;
• расширением возможностей самих ведомств благодаря предоставлению экспертами ресурсов, связей и поддержки;
• вовлечением во взаимодействие с широким кругом людей, обладающих потенциально значимыми знаниями;
• повышением доверия к органам власти, одобрением общественности;
• более открытым диалогом между органами власти, гражданами и бизнесом;
• повышением эффективности гос. управления через комплексный подход к принятию решений в социально-экономической политике.
Экспертные Советы ФОИВ и Главный Центр, консолидирующий в себе экспертное сопровождение по ФОИВ, могут стать уникальными проводниками для диалога и налаживания международных связей на всех уровнях гос. объединений, правительств стран, международных организаций, гос. органов отдельных государств, бизнес-партнеров и гражданских организаций. Это позволит России:
• расширить научно-экспертный диалог по различным направлениям на международных площадках;
• создать международные рабочие группы по подготовке консультационно-аналитических и прогностических материалов;
• транслировать экспертность российских представителей в части разработки инициатив и предложений по развитию межстранового сотрудничества;
• организовывать совместные мероприятия и внешние проекты;
• проводить международные научные исследования;
• создавать экспертные международные площадки;
• проработать содержательные вопросы обеспечения деятельности России на международной арене;
• глубоко изучить стратегии и практики по достижению целей устойчивого социального-экономического и инновационного развития в мире;
• создавать новые международные форматы открытого взаимодействия для налаживания и укрепления связей России с другими странами;
• объединить экспертность рабочих групп при международных надстрановых организациях для специальных консультаций ФОИВ и привлечения для консалтинга по вопросам цифровой повестки, промышленного сотрудничества, развития экономики и конкурентной политики;
• разработать электронные доступные ресурсы для экспертной поддержки ФОИВ в части разработки практических мер по обеспечению устойчивого развития и выходу из кризисных последствий пандемии для экономики и общества;
• совершенствовать нормативно-правовые акты в международных отношениях;
• развивать экономическую интеграцию в мировую экономику по направлениям через изучение эффективных регуляторных практик.


Список использованных источников:
1. Боева К.Д., Сысоева Е.А. Совершенствование системы государственного управления путем реализации концепций открытого правительства и электронного правительства // Системные технологии. — 2017. — 24. — С. 51–54.
2. Гаганов А. Общественный контроль в России // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии). 2014. 22 июля. [Электронный ресурс] URL: http://rusrand.ru/actuals/obschestvennyj-kontrol-v-rossii (дата обращения: 29.10.2021).
3. Герасимова Е.В., Ландау И.Л. Правовое регулирование общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта: Гуманитарные и общественные науки. — 2015. — Вып. 9. — С. 5–16.
4. Гинтова М.А., Жулин А.Б., Костырко А.А., Плаксин С.М., Синятуллина Л.Х. Реинжиниринг государственных услуг, комплексных сфер государственного регулирования: вопросы методологии // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2012. — №1. — С. 7–25.
5. Горный М.Б. Общественные консультативные структуры при органах власти: опыт Санкт-Петербурга // Телескоп. — 2011. — №2 (86). — С. 14–24.
6. Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Общественные советы при органах исполнительной власти: эксперты, контролеры или мирские челобитчики? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2019. — №6. — С. 180–201.
7. Иванова О.С., Плаксин С.М. Анализ практики привлечения экспертных организаций (индивидуальных экспертов) к процессу исполнения государственных функций // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2009. — №1. — С. 5–32.
8. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием: учебник / Под науч. ред. Г.Л. Багиева, В.Ю. Бурова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 582 с.
9. Минченко О.С. Вопросы экспертизы при принятии решений в сфере государственного регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2017. — № 4. — С. 158–172.
10. Щербина М.В. Общественные советы при органах исполнительной власти: социальная экспертиза и контроль // Власть. — 2015. — №3. — С. 129–133.
11. Markus S. Capitalists of All Russia, Unite! Business Mobilization under Debilitated Dirigisme. Polity. Vol. 39. 2009. No. 3. P. 277–304.
12. Petrov N., Lipman M., Hale H.E. Overmanaged Democracy in Russia: Governance Implications of Hybrid Regimes. Carnegie Papers. 2010. Russia and Eurasia Program. No. 106.

Сноски 
1 Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ.
2 Официальный сайт проекта «Госрасходы» Счетной палаты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://spending.gov.ru/ (дата обращения: 18.04.2021).
3 Официальный сайт Правительства Великобритании. [Электронный ресурс] URL: https://www.gov.uk/government/get-involved#engage-with-government (дата обращения: 20.06.2021).
4 Отчет Группы экспертов высокого уровня (HLEG) по всеобщему охвату услугами здравоохранения (UHC) Фонда общественного здравоохранения Индии. [Электронный ресурс] URL: http://uhc-india.org/reports/hleg_report_chapter_4.pdf (дата обращения: 17.05.2021).
5 Thakur, Js. Key recommendations of high-level expert group report on universal health coverage for India. Indian journal of community medicine: official publication of Indian Association of Preventive & Social Medicine vol. 36, Suppl 1. 2011. P. 84–85.
6 Стратегия Новой Индии от NITI Aayog. [Электронный ресурс]. URL: https://www.niti.gov.in/sites/default/files/2019–01/Strategy_for_New_India_0.pdf (дата обращения: 18.05.2021).
7 Официальный сайт Австралийской кампании на базе корпорации RAND. [Электронный ресурс] URL: https://www.rand.org/australia/advisory-board.html (дата обращения: 01.06.2021).
8 Health Canada Policy on External Advisory Bodies (2011). Consultations and Outreach Division Public Affairs, Consultation and Communications Branch. [Электронный ресурс] URL: https://www.canada.ca/content/dam/hc-sc/migration/hc-sc/ahc-asc/alt_formats/pdf/public-consult/res-centre/pol-external-consult-externe-eng.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия