| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы совершенствования и развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области, имевших место в течение апреля — октября 1996 года. Обозначенный выше период времени вобрал в себя проведение целого ряда организационных мероприятий, предопределивших особенности дальнейшего функционирования отдельных структурных элементов системы государственного управления агропромышленным комплексом региона | Ключевые слова: управление АПК, АПК, Свердловская область, органы государственного управления АПК Свердловской области, лицензирование деятельности по производству и реализации алкогольной продукции, государственная монополия на алкогольную продукцию | УДК 001.895:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 203 - 208 | Содержанием данной статьи мы хотели бы продолжить делиться с заинтересованными читателями результатами проводимого нами изучения вопросов формирования, развития и функционирования системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в период с 1991 года и до настоящего времени. В посвященных этой теме шести статьях, пять из которых были опубликованы в журнале «Агропродовольственная политика России» [2012 г., № 3, с. 60–63 и № 6, с. 59–62; 2014 г., № 7 (31), с. 24–28 и № 10 (34), с. 14–17; 2015 г., № 3 (39), с. 21–24] и одна — в журнале «Проблемы современной экономики» [2021 г., № 2 (78), с. 176–181], на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов нами было последовательно рассмотрено построение и реформирование системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в периоды соответственно октября 1991 года — марта 1992 года, апреля — июля 1994 года, апреля 1992 — мая 1993 года, июля 1994, ноября и декабря 1994 года и марта — июля 1995 года, а также совершенствование и развитие системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области в период сентября 1995 — февраля 1996 года.
В данной статье речь идет о совершенствовании и развитии системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Свердловской области, которые имели место в течение апреля — октября 1996 года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 2 апреля 1996 г. № 246-п «О внесении изменений в постановление Главы администрации Свердловской области от 8 ноября 1994 г. № 544 «Об утверждении состава областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции и положения о ней»« [7] (утратило силу [46]. — М.Б.) с последующим дополнением в части состава Комиссии [41] (утратило силу [38]. — М.Б.) в связи с изменением структуры исполнительной власти области был утвержден новый состав областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции, а также были внесены:
• изменение организационного характера в постановление Главы администрации Свердловской области от 8 ноября 1994 г. № 544 «Об утверждении состава областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции и положения о ней» [55, с. 57–61];
• дополнения и изменения в Положение об областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции в части уточнения и расширения функций данной Комиссии;
• изменения в степени обязательности реализации решений, принимаемых Комиссией.
Постановлением Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области от 14 мая 1996 г. № 15-П был (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области от 28 июня 1996 г. № 28-П «О внесении изменений и дополнений в Регламент Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области» [19, с. 160–161]. — М.Б.) утвержден Регламент Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области [19, с. 162–203]
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 15 мая 1996 г. № 13 «О проекте регламента Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области» [40] был утвержден {с последующими изменениями [48] (утратили силу [10]. — М.Б.), с последующими изменениями и дополнениями [18 (утратили силу [34]. — М.Б.); 17; 24] а также с последующими дополнениями [2; 3]. — М.Б.} Регламент Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области.
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 27 июня 1996 г. № 33 «О структуре и штатах Законодательного Собрания Свердловской области» [42, с. 109 — 112] были утверждены структура и штаты Законодательного Собрания Свердловской области. При этом в структуре Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, в числе четырех комитетов был предусмотрен Комитет по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды; а в структуре Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, в числе трех комитетов был предусмотрен Комитет по социальной политике, природопользованию и охране окружающей среды.
Постановлением Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области от 28 июня 1996 г. № 27-П «Об утверждении положений о комитетах Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области» [51, с. 145 — 159] были утверждены положения о комитетах Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам законодательства и местного самоуправления и по социальной политике, природопользованию и охране окружающей среды.
Утвержденным Положением о комитете Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по социальной политике, природопользованию и охране окружающей среды было определено, что Комитет является постоянно действующим органом Палаты Представителей, образованным палатой из числа ее депутатов, для обеспечения деятельности Палаты Представителей в социальной сфере, сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Комитет подотчетен Палате Представителей. Комитет избирает из своего состава председателя и заместителя председателя. Председатель комитета утверждается постановлением Палаты Представителей большинством голосов от избранного числа депутатов Палаты Представителей.
Правовую основу деятельности комитета составляют Конституция Российской Федерации и законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Устав Свердловской области, областное законодательство, Регламент Палаты Представителей [19, с. 160 — 203], постановления Палаты Представителей, распоряжения Председателя Палаты Представителей, указы Губернатора Свердловской области, а также утвержденное Положение о комитете.
Кроме того, Положением о комитете Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области по социальной политике, природопользованию и охране окружающей среды были определены: задачи комитета, функции комитета, права комитета, а также порядок работы комитета.
Постановлением Правительства Свердловской области от 2 июля 1996 г. № 537-п «О мерах по регулированию производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Свердловской области» [32] (утратило силу [37; 9]. — М.Б.) с последующими изменениями [26 (утратили силу [37; 9]. — М.Б.); 1; 8], руководствуясь пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом «в» статьи 27 Областного закона от 4 ноября 1995 г. № 31-ОЗ «О Правительстве Свердловской области» [35; 16] и в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [25; 21; 22; 13; 20; 14], с целью обеспечения государственной монополии в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, защиты государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей, был утвержден Порядок лицензирования деятельности по производству, розливу, хранению и реализации алкогольной продукции, пива и других напитков, изготовленных путем естественного брожения, на территории Свердловской области.
Также данным постановлением областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции, образованной на основании постановления Главы администрации Свердловской области от 8 ноября 1994 г. № 544 «Об утверждении состава областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции и положения о ней» [55, с. 57—61] (утратило силу [46]. — М.Б.) с последующими изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 2 апреля 1996 г. № 246-п «О внесении изменений в постановление Главы администрации Свердловской области от 8 ноября 1994 г. № 544 «Об утверждении состава областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции и положения о ней»« [7], от 1 октября 1996 г. № 866-п «О составе областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции» [41] и от 31 мая 1999 г. № 642-ПП «О внесение изменений в постановление Главы администрации Свердловской области от 8 ноября 1994 г. № 544 «Об утверждении состава областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции и положения о ней» с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 2 апреля 1996 г. № 246-п»« (изменения также утратили силу [46; 38]. — М.Б.), были поручены:
• рассмотрение материалов по лицензированию деятельности предприятий-изготовителей по производству, розливу, хранению, оптовой реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год, а также по производству, хранению, оптовой реализации алкогольной продукции, изготовленной путем естественного брожения, с последующим представлением на утверждение Правительству Свердловской области и выдачей соответствующих лицензий;
• подготовка предложений Правительству Свердловской области по объемам установления квот на закуп этилового спирта для производства пищевой продукции и на непищевые цели (кроме спирта для технических целей);
• рассмотрение и подготовка постановлений Правительства Свердловской области о приостановлении и аннулировании лицензий на право производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием спирта этилового не более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в год, а также по производству и обороту алкогольной продукции, изготовленной путем естественного брожения;
• рассмотрение заявлений и обращений предприятий и организаций и выход с ходатайством в Федеральную службу России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию о выдаче, приостановлении или аннулировании лицензий на право производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции.
Кроме того, данным постановлением на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области были возложены полномочия в части:
• сбора материалов по вопросам декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
• сбора материалов по вопросам квотирования закупа этилового спирта для производства пищевой продукции и на непищевые цели (кроме спирта для технических целей);
• подготовки и представления областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции материалов по лицензированию деятельности по производству, розливу, хранению, оптовой реализации предприятиями-изготовителями алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более шести процентов от объема единицы алкогольной продукции или с объемом производства и оборота в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 млн декалитров в год, а также по производству, хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, изготовленной путем естественного брожения.
Последовавшие в течение 1996 — первой половины 1998 гг. указы Губернатора Свердловской области, касавшиеся вопросов образования и изменения состава Правительства Свердловской области: от 16 июля 1996 г. № 278 [36]; от 2 ноября 1996 г. № 388 с изменениями, внесенными Указом Губернатора Свердловской области от 18 ноября 1996 г. № 426 [12]; образования Президиума Правительства Свердловской области от 18 ноября 1996 г. № 427 [49] и внесения изменений в структуру исполнительной власти Свердловской области от 30 декабря 1996 г. № 470, от 31 января 1997 г. № 27 [11], от 12 марта 1997 г. № 85 [47], не затронули органы управления агропромышленным комплексом на областном уровне.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 1 августа 1996 г. № 561-рп «О мерах по совершенствованию структуры аппарата Правительства Свердловской области и областных органов исполнительной власти» [33] на основании Указа Губернатора Свердловской области от 16 июля 1996 г. № 278 «О Правительстве Свердловской области» [36] и в целях обеспечения условий для формирования аппарата Правительства Свердловской области, оптимизации управления областными органами исполнительной власти заместителям Председателя и членам Правительства Свердловской области, руководителям областных органов исполнительной власти было поручено:
• в срок до 10 августа 1996 года внести предложения по структурной схеме аппарата Правительства области и областных органов исполнительной власти, предусматривающей сокращение штатной численности сотрудников на 20 процентов, упразднение дублирующих структур, а также максимальное использование существующего кадрового состава аппаратов Правительства области и областных органов исполнительной власти;
• в месячный срок внести на утверждение Правительства Свердловской области положения о структурных подразделениях аппарата Правительства области и областных органов исполнительной власти, распределение функциональных обязанностей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 2 сентября 1996 г. № 739-п «Об организации работы Департамента сельского хозяйства и продовольствия по контролю за качеством сельхозпродукции» [50, с. 141–142] в целях обеспечения населения Свердловской области продуктами питания, промышленных предприятий — сырьем, соответствующим потребительским нормам качества в Положение о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области [52, с. 76—78], утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 6 февраля 1996 г. № 87-п «Об утверждении Положения и структуры Департамента сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области» [52, с. 76] были внесены дополнения, касающиеся частичного изменения и уточнения порядка финансирования расходов на содержание аппарата Департамента сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области (Департамента), конкретизации содержания одной из задач Департамента, а также дополнения перечня его функций.
Также данным постановлением Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области было предоставлено право оказания платных услуг внештатными инспекторами согласно следующему перечню:
1. Проведение экспертизы качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов их переработки с выдачей документа установленной формы.
2. Проведение отбора образцов сельскохозяйственной продукции и сырья для лабораторных исследований.
3. Оформление необходимых материалов при определении порчи сельскохозяйственной продукции и сырья при транспортировке и хранении.
Помимо этого, данным постановлением был утвержден и введен в действие предельный коэффициент 0,4 (без НДС) к минимальному размеру оплаты труда для расчета тарифа за 1 час работы, выполненной внештатными инспекторами Департамента сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области по заявкам торгово-заготовительных, сельскохозяйственных и других организаций.
Кроме того, данным постановлением была утверждена заработная плата внештатным инспекторам по качеству продукции, согласно смете расходов, повременно или сдельно, исходя из должностного оклада главного или ведущего специалиста Департамента сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области.
Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области было поручено открыть специальный счет для работы с внештатными инспекторами.
Постановлением Правительства Свердловской области от 6 сентября 1996 г. № 756-п «О лицензировании ветеринарной деятельности» [27] (утратило силу [28]. — М.Б.) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [29; 39; 5; 23; 6; 15; 43; 45; 30; 4; 31] (утратило силу [31]. — М.Б.) и от 3 апреля 1996 г. № 393 «Об утверждении Положения о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации» [54] (утратило силу [53; 44]. — М.Б.) и в целях улучшения качества ветеринарного обслуживания, обеспечения защиты прав потребителей, соблюдения ветеринарно-санитарных правил, лицензирование ветеринарной деятельности на территории Свердловской области было возложено на Департамент сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области.
Также данным постановлением были утверждены: Положение о лицензировании ветеринарной деятельности; перечень видов деятельности, лицензируемых на территории (Свердловской. — М.Б.) области; состав экспертного Совета по лицензированию ветеринарной деятельности (под председательством начальника Управления ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Департамента сельского хозяйства и продовольствия. — М.Б.) и Положение о его работе (Положение об экспертном Совете по лицензированию ветеринарной деятельности. — М.Б.).
Данным постановлением юридическим и физическим лицам, занимающимся ветеринарной деятельностью, было предписано в срок до 1 ноября 1996 года оформить лицензию на право (осуществления ветеринарной. — М.Б.) деятельности.
Кроме того, данным постановлением Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Правительства Свердловской области было поручено довести до сведения заинтересованных предприятий, организаций, физических лиц порядок оформления лицензий на осуществление ветеринарной деятельности и перечень видов ветеринарной деятельности, утвержденные данным постановлением.
Постановлением Правительства Свердловской области от 1 октября 1996 г. № 866-п «О составе областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции» [41] (утратило силу [38]. — М.Б.) был дополнен состав областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 2 апреля 1996 г. № 246-п «О внесении изменений в постановление Главы администрации Свердловской области от 8 ноября 1994 г. № 544 «Об утверждении состава областной комиссии по защите государственных интересов, прав потребителей и товаропроизводителей Свердловской области в сфере производства и реализации алкогольной продукции и положения о ней»« [7] (утратило силу [46]. — М.Б.). |
| |
|
|