Редакционный совет журнала с прискорбием сообщает о кончине одного из патриархов отечественной экономической науки и образования, заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации, руководителя научной школы «Управление инвестиционными и инновационными процессами формирования и развития промышленных предприятий», доктора экономических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного экономического университета Герольда Александровича Краюхина
Г.А. Краюхин известный в России и за рубежом ученый в области экономики, организации и управления в машиностроении, а также в области развития системы высшего образования. За высокие достижения в науке и высшем образовании ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ» (1988). Он являлся действительным членом двух международных и двух отраслевых российских академий наук.
Руководство кафедрой экономики и менеджмента в машиностроении профессор Г.А. Краюхин успешно совмещал с административной работой в должностях проректора по научной работе, проректора по УМО и первого проректора ИНЖЭКОНа.
Много энергии и сил Г.А. Краюхин отдавал науке и подготовке научных кадров. Под его научным руководством подготовлено, защищено и утверждено ВАК свыше 60 докторов наук и свыше 100 кандидатов наук, им опубликовано более 200 научных, учебных и методических трудов. Научные исследования Краюхина Г.А. посвящены проблемам управления инновационными и инвестиционными процессами функционирования и развития промышленных предприятий. Глубокие, интенсивные и результативные исследования по этой проблематике позволили сформировать и успешно развивать научную школу «Управление инвестиционными и инновационными процессами формирования и развития промышленных предприятий». Наиболее значимыми исследованиями научной школы стали: разработка проекта автоматизации приборостроительного завода (1962 г.). Проект был принят и реализован заводом и отмечен Государственной премией; разработка программы развития электротехнической промышленности СССР (1965 г.), одобренной на Коллегии Министерства; создание крупномасштабных моделей прогнозирования развития промышленности в Ленинградском народнохозяйственном комплексе, вошедших в Комплексную программу НТП Ленинграда и Ленинградской области на период 1986–2005 гг.; в период с 2006 по 2009 гг. научная школа под руководством Г.А. Краюхина дважды получала гранты Президента РФ по поддержке ведущих научных школ России.
Многие годы Г.А. Краюхин возглавлял Научно-методический совет Минвуза СССР. После его реорганизации Г.А. Краюхиным было создано Учебно-методическое объединение по инженерно-экономическому образованию, которое он и возглавил. Он принимал активное участие в комиссии по подготовке проекта решения коллегии Министерства образования «О развитии экономического образования в России».
За самоотверженный труд, существенный вклад в науку и практику отечественной экономики и высшего образования он награжден государственными наградами: орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Герольд Александрович обладал замечательными качествами: интеллигентностью, мягкой, спокойной манерой общения, мудростью при подготовке и принятии решений, мужеством, стремлением к совершенству, бесконечной преданностью семье и друзьям, для которых он всегда был образцом организации счастливого бытия и служения Отечеству.
Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Герольда Александровича. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.
* * *
Каждый человек, появляющийся в нашей жизни, — учитель!
Кто-то — мудрее, кто-то — учит прощать,
Кто-то — быть счастливым и радоваться каждому дню.
Кто-то вовсе нас не учит — просто ломает нас,
И это — тоже опыт.
Более тридцати лет у меня связано с Герольдом Александровичем Краюхиным. Именно встреча с ним и его участие в моей судьбе изменило ее. Из хозяйственника, достигшего определенных успехов (заслуженный строитель Российской Федерации), я переквалифицировался в преподавателя вуза и ученого. Именно под его руководством постигал азы преподавательской и научно-исследовательской работы на кафедре «Экономика и менеджмент в машиностроении», возглавляемой Герольдом Александровичем в ИНЖЭКОНе, выполнил и защитил (29.06.1993) кандидатскую диссертацию на тему: «Совершенствование управления затратами на малых предприятиях в условиях рыночных отношений». По этой кафедре получил звания доцента в 1997 г. И профессора в 1999 г.
Познакомился с Г.А. Краюхиным в 1988 г. В тресте «Ленагропромспецстроймонтаж». Профессор Г. А. Краюхин возглавлял научно-технический совет треста. После моего выступления с докладом «Концентрация и совершенствование технического обслуживания и ремонта строительных машин — основа повышения эффективности строительного производства», который профессор высоко оценил, последовало предложение о поступлении в аспирантуру (заочно) в Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти по кафедре «Экономика организации и управления машиностроительным производством». На следующий год я поступил в аспирантуру и под руководством Герольда Александровича начал работу над кандидатской диссертацией. По предложению Краюхина я стал вести занятия и вошел в государственную аттестационную комиссию как практик.
Сюда я привел своих сыновей. Кафедру «Экономика и менеджмент в машиностроении» закончили сыновья: Максим в 1996 г. С отличием — экономист-менеджер, Николай с женой Натальей в 1999 г. — экономист-менеджер. Общение с Герольдом Александровичем для меня, начинающего исследователя и будущего преподавателя, было очень полезным. Его манера вести диалог одинаково уважительно со всеми, терпеливо выслушивать собеседника, щедрость в раздаче идей всегда меня подкупала. В то время у меня уже был опыт работы с людьми на производстве, а здесь, в институте, другие люди, другая атмосфера и другие решаются задачи. И от меня требовались другие компетенции, которые формировались на кафедре при непосредственном участии профессора Г.А. Краюхина.
В период смены общественно-экономической формации в 1993 г. Профессор Г.А. Краюхин стал акционером АООТ «Агростроймеханизация» (я был избран генеральным директором) и возглавил НТО акционерного общества. Это было сложное время и во многом не понятное. Его жизненный опыт, мудрость и философское отношение к жизни помогали мне в переосмыслении сложностей, которые подбрасывала новая реальность. Именно беседы за чашкой чая, его ровный, спокойный голос способствовали увидеть в создавшихся неприятностях ее другую, подчас скрытую сторону. От него я усвоил принцип орла и решки: там, где есть минусы, есть и плюсы. Просто надо научиться их различать.
Осенью 1997 г., после присвоения мне ученой степени доктора экономических наук (защита состоялась в диссертационном совете СПбГУЭФ и под руководством профессора Г.Л. Багиева), Герольд Александрович предложил войти в состав УМО по образованию в области производственного менеджмента Министерства образования РФ и поручил разработать дидактические единицы (программы обучения) по дисциплинам «Организация предпринимательской деятельности» и «Экономика недвижимости», которые были утверждены в установленном порядке. В дальнейшем Г.А. Краюхин включил меня в состав коллектива по разработке Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС). По его поручению я приступил к созданию учебников «Экономика недвижимости» и «Организация предпринимательской деятельности». По этим учебникам учились все студенты в вузах Российской Федерации, пока был специалитет.
Здесь надо отметить роль Герольда Александровича, как наставника и не только в моем профессиональном развитии, как ученого, преподавателя, но и в личностном развитии. По предложению Г.А. Краюхина я был выдвинут от кафедры в ученый совет СПбГИЭУ (единственный из совместителей) и это тоже был опыт в новой моей профессиональной деятельности.
Когда в 1999 г. Ректор СПбГАСУ Ю.П. Панибратов пригласил меня войти в состав диссертационного совета и оформиться на постоянную работу, Герольд Александрович согласился с тем, что мне, строителю по образованию и по призванию, действительно лучше будет работать в профильном вузе. Это одобрение открыло для меня новую страницу в науке и в последующем признании, что подтвердило присвоение мне звания Заслуженного деятеля науки РФ (2009 г.). Поздравляя меня с этой наградой, Учитель отметил, что это первый из его школы, получивший столь высокое признание. Спасибо ему за это!
Научная школа «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы», созданная мною в 1998 г., формировалась под влиянием Г. А. Краюхина. Базисом и примером послужил опыт успешной деятельности выдающегося ученого, заслуженного деятеля науки и техники России, д-ра экон. Наук, профессора Герольда Александровича Краюхина (лидер научной школы «Управление инновационными и инвестиционными процессами функционирования и развития промышленных предприятий» при ИНЖЭКОНе).
Информировать Учителя о результатах деятельности и достижениях я считал своим долгом, а его замечания и одобрения были очень важны, так как придавали уверенность в правильности движения. От профессора Г.А. Краюхина я услышал, что самая лучшая должность на кафедре — профессор, так как дает возможность заниматься научной и исследовательской работой. Я это запомнил и всегда стремился сохранить свою должность, отказываясь от любых карьерных предложений. И, как показала жизнь, это было правильное решение.
Безусловно, опыт общения с Г.А. Краюхиным поистине бесценен, и в том, что я стал тем, кем стал, — большая заслуга моего Учителя — Герольда Александровича Краюхина. Царствие небесное и вечная ему память.
А.Н. Асаул,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
* * *
«Трудность управления царством не в том,
чтобы самому быть умным, а в том, чтобы
находить умных и опираться на них.»
Ле Цзы «Многолетняя практика для
обретения знаний о жизни», 200 лет до н.э.
Герольд Александрович Краюхин был выдающимся стратегом, политиком и организатором экономической науки и образовательной деятельности. Именно благодаря его авторитету и по его инициативе в 1988 году было создано Учебно-методическое объединение по инженерно-экономическому образованию и экономико-организационной подготовке инженеров (УМО) на базе Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии (далее университета).
В первые годы УМО включало чуть более 100 вузов, но в скором времени благодаря ярким профессиональным и личным качествам Герольда Александровича, стало одной из крупнейших площадок в России по экономическому образованию, на которой проходили ежегодные пленумы и всероссийские семинары-совещания по актуальным проблемам повышения качества высшего профессионального образования, семинары повышения квалификации преподавателей подведомственных вузов по новым дисциплинам и вновь вводимым специализациям. В последние годы УМО, по прошествии двадцати лет, объединяло уже более 600 вузов.
Под руководством Герольда Александровича Краюхина в УМО разрабатывались государственные образовательные стандарты, примерные планы и программы, осуществлялась большая экспертная работа по анализу аттестационных материалов соискателей, выдвинутых на присвоение ученых званий профессора или доцента экономического профиля, а также экспертная работа по анализу аттестационных материалов вузов по открытию в них подготовки по новым специальностям.
Энергичный, кипучий характер Герольда Александровича не позволял ему никогда «почивать на лаврах». Он был в постоянном движении, общении с представителями различных вузов, бизнеса и чиновниками от образования. Дверь его кабинета никогда не закрывалась перед людьми. Он любил и умел общаться и работать с людьми, умел поддержать яркую региональную идею и грамотно отклонить предложения столичных вузов. Он создавал команды профессионалов и сам умел работать в команде.
Он был настоящим гуру человеческих отношений.
Л.П. Горобцова,
доцент кафедры менеджмента и инноваций СПбГЭУ
* * *
ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ НАУКЕ
Не знаю как начать...Мы потеряли не только великого ученого, но и наставника, учителя, хорошего друга... Герольд Александрович был эталоном интеллигентности, доброты, светлого человека. Несмотря на то, что у него было тяжелое детство — он пережил войну, он всегда светился добром и доброжелательностью.
Я сам, будучи выпускником Ленинградского государственного университета, который окончил в 1975 году, приехал как молодой преподаватель на повышение квалификации в Ленинградский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти в 1977 году. Тогда был период выбора научной направленности, а это зависело от того, кто будет научным руководителем. На факультете повышения квалификации ИНЖЭКОНа читали такие корифеи экономической науки, как Кабаков В.С., Кисин Р.Б., Пузыня К.Ф. и многие другие. По предмету эффективности достижений научного-технического прогресса занятия вел профессор Краюхин Герольд Александрович, который заворожил меня своей любовью к науке, способом преподавания, умением доводить свои мысли до слушателей. Выбор альтернативы научного руководителя сам по себе отпал, тем более я сам преподавал курс «Экономика, организация и управление машиностроительной отраслью» в Ферганском политехническом институте. Поэтому выбор научного направления и руководителя был определен. Хотя в ту пору было модным «управлять качеством», так называемым КСУКП, улучшением системы управления в целом.
Знакомство с Герольдом Александровичем стало толчком к исследованию проблем экономики машиностроения, желанием понять — как повышать эффективность. В то время я имел только двухлетний опыт преподавания и, естественно, не понимал многие экономические проблемы, тем более машиностроительной отрасли, но научно-методический подход профессора Г.А. Краюхина по отношению к понятию эффективности буквальным образом перевернул мое сознание и отношение к решению этих задач. До сих пор помню и использую при проведении своих занятий высказывание Герольд Александровича: «Седьмой раз объясняю одно и то же, даже сам понял, но до аудитории не доходит...»
Вот такой простой подход в конечном итоге сделал моего Учителя отцом инженерно-экономического образования в бывшем Советском Союзе. К сожалению, многие его идеи, которые являются крайне актуальными сейчас, например, интеграция «Образование — наука — производство», тогда воспринимались в штыки и все пытались европеизировать систему образования, забыть уже накопленный богатый опыт. Ведь Герольд Александрович долгий период был Председателем Учебно-методического совета по инженерно-экономическому образованию, сначала Союза, а после его распада, России. Благодаря тому, что я сам был членом этого Совета, сумели открыть в Ферганском политехническом институте инженерно-экономический факультет, который стал начальным этапом в продвижении развития интеграционных процессов по всей Республике Узбекистан.
Помню, в период вхождения положений Болонского соглашения (это конец 90-х годов), благодаря Герольду Александровичу долгое время осуществлялось подготовка дипломированных специалистов в ИНЖЭКОНе, но слишком было много противников этой системы. Как показывает опыт ВУЗов Узбекистана, перейдя на систему бакалавриата и магистратуры, образование потеряло самое главное — специалиста, который умел теоретические знания применять на практике. Не знаю, как в России, но в Узбекистане до сих пор не понятен статус магистра, даже не имеет юридического основания, так как не утверждены требования к ним, отсутствуют они и в тарифно-квалификационных справочниках. Но самое важное, на наш взгляд, большинство экономистов не зают азы техники и технологии своей отрасли, не умеют рассчитывать экономическую эффективность предлагаемых своих мероприятий. Как можно работать в условиях рыночной экономики, если мы сами не можем рассчитать свои приведенные затраты, не можем сравнивать с работой конкурентов, не представлять как добиться эффективной деятельности в современных условиях, когда существует огромный риск, тем более в таких условиях, как пандемия. Не во всех защищаемых диссертациях, в настоящее время, найдешь расчет экономической эффективности.
А ведь Герольд Александрович всю свою долгую, содержательную жизнь посвятил именно поддержанию и развитию инженерно-экономического образования, которого в настоящее время уже почти нет... Даже в имени Университетов, институтов и предметах к этому важному аспекту смотрят с опаской. Я горжусь, что являюсь членом этой научной школы, ведь на кафедре «Экономика, организация и управление машиностроительными предприятиями», которая являлась самой весомой, авторитетной в ИНЖЭКОНе, под руководством Герольд Александровича работали такие корифеи науки, как Татевосов К.С., Слижис М.У., Орлова М.И., Лукашевич Л.М., Копылов Р.Б., Егорова Т.А., Цыганкова А.М., Камаледдинов Р.Н., Жгулев Е.В. и многие другие. Благодаря прохождению этой школы я стал Человеком, был деканом инженерно-экономического факультета Ферганского политехнического института, навыки, которые были приобретены в школе профессора Г.А. Краюхина помогли стать ректором двух крупнейших вузов Узбекистана — Ташкентского государственного авиационного и Ташкентского автодорожного институтов. Именно те азы, которые были заложены на этой кафедре, помогли развивать не только систему образования в Узбекистане, но и формировать интеграционную систему «Образование — наука — производство».
Мудрость Герольда Александровича проявилась в одном эпизоде, который произошел с моей семьей, по сути, определившего в дальнейшем мою карьеру. В 1991 году произошел развал Советского Союза и каждая республика стала отзывать своих аспирантов и докторантов. А я как раз в это время перешел на третий курс целевой очной докторантуры, по сути, на завершение докторской диссертации. Был период карточек, магазинные полки были пустые... Всем жилось тяжело: очереди, люди обозленные, потеря перспективы. А моя семья тогда жила в г. Фергане, Узбекистане, где ситуация была еще сложнее. Приехала моя супруга умолять Герольда Александровича, чтобы он разрешил мне закончить учебу уже у себя дома, что семье стало невыносимо жить.
Тогда Герольд Александрович по отцовски успокоил мою супругу, посоветовал чуть отдохнуть и через пару дней вернуться к этому вопросу без слёз и паники. И он сумел убедить её в том, что если мы сейчас уедем, то мне там потребуется много времени для защиты, так как система ВАК разваливалась, а ее преемника в республиках не было. Я защитился в ИНЖЭКОН в 1992 году и с чистой совестью уехал на Родину. Поэтому буду вечно помнить моего не только учителя, наставника, научного руководителя, но и приемного отца Герольда Александровича, за все то, что он сделал для меня лично, для моей семьи.
Герольд Александрович научил меня как писать монографии, как оформлять учебно-методические работы. Первая наша совместная монография была выпущена еще в 1991 году и называлась «Малые предприятия Узбекистана в рыночных условиях». Были потом учебники «Организация предпринимательской деятельности», «Экономика недвижимости», многие учебные пособия, которые помогают готовить свовременные кадры не только для Узбекистана, но и для соседних республик Центральной Азии. В настоящее время эти научно-методические формы сотрудничества между Россией и Узбекистаном продолжаются, так как работу заведованием кафедры продолжает дочь и последователь Герольд Александровича Анна Герольдовна. Также мы тесно сотрудничаем с профессорами Багиевым Г.Л., Асаулом А.Н., Лукашевичем М.А., Егоровой Т.А. Поэтому дело, начатое профессором Г.А. Краюхиным живет и будет жить, пока мы, ученики и последователи его школы, будем осуществлять свою деятельность.
Светлая память Вам Герольд Александрович, Вы для нас всегда были примером, но не всем было дано достигать вершин Эльбруса, пика Коммунизма и Победы, на которые Вы так легко осуществляли альпинистское восхождение, как и на вершины экономической науки. Вы всегда будете жить в наших сердцах, Ваши ученики из Узбекистана всегда будут Вас помнить и чтить Ваше имя! Царство Вам небесное...
М.А. Икрамов,
профессор Ташкентского государственного
экономического университета,
доктор экономических наук |