| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Канаев А. В. профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Канаева О. А. доцент кафедры экономической теории и социальной политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук Соловей Т. Н. доцент кафедры экономической теории и социальной политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье обоснована необходимость интеграции проблематики устойчивого развития (УР) в образовательные программы высшего профессионального образования (ОП ВПО) экономического и управленческого направлений. На основе анализа Международных инициатив и Программ, опыта зарубежных и российских университетов в рассматриваемой области показаны направления интеграции проблематики УР в ОП ВПО, обозначены ключевые проблемы (ограничения), а также меры, направленные на переход от традиционной к экологически и социально ориентированной модели высшего образования | Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологически и социально ориентированная модель образования, высшее профессиональное образование | УДК 330.145; ББК 65.291 Стр: 172 - 176 | Постановка проблемы
В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, все более явно прослеживается тренд на переход к модели устойчивого развития, как на макроуровне, так и на уровне компаний. Изменение климата, утрата биоразнообразия, загрязнение окружающей среды, проблемы экономического развития и рост социального неравенства приобретают все более угрожающий характер, при этом многие из этих процессов могут стать необратимыми уже при жизни нынешнего поколения. В связи с этим существенную трансформацию приобретает сама концепция устойчивого развития — от ориентации на сохранение ресурсов в интересах будущих поколений — к сохранению основных систем жизнеобеспечения для ныне живущих, как на глобальном, так и на национальных уровнях.
Особенно заметным этот тренд стал после 2015 г., когда ООН были сформулированы 17 Целей устойчивого развития-2030 (ЦУР ООН-2030), ставших ориентиром в развитии на глобальном, региональном, национальном и корпоративном уровнях [1]. «Революция, о которой говорили лидеры бизнеса еще в 2015 г., похоже, действительно началась и процесс набирает обороты очень быстро. Концепция устойчивого развития ... впервые используется как практический инструмент экономического и социального прогресса» [2]. Подтверждением этого могут служить шаги, предпринятые Европейским Союзом (ЕС) в период с 2015 по 2020 гг. В первую очередь речь идет о новой экономической и политической стратегии ЕС, полностью базирующейся на ЦУР ООН-2030 [3]. На ее основе разрабатываются конкретные планы действий, обновляется нормативная база1. Так, в соответствии с Директивой 2014/95/EU в рамках ЕС с 2017 г. представление нефинансовой отчётности стало обязательным для публичных компаний, банков, страховых и общественных организаций [4]. В связи с этим, предметом целого ряда публикаций стал анализ преимуществ и рисков, связанных с раскрытием информации о деятельности компаний в области УР, а также рекомендации, направленные на повышение эффективности этой деятельности и качества отчетности [5, 6]. В России также наметилась тенденция усиления институциональной поддержки ответственного ведения бизнеса и перехода к модели УР, что нашло отражение как в законодательных инициативах, таких как Проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», принятии поправок к законам «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», концепции расширенной ответственности производителей (РОП), так и в Национальных проектах социально-экономического развития и др.
Особо следует подчеркнуть, что идеи и принципы УР находят все более широкую поддержку бизнес-сообщества. Растет число компаний, демонстрирующих свою приверженность принципам УР, трансформирующих свою деятельность и стратегии на основе принципов и целей УР, раскрывающих результаты своей деятельности в области УР в корпоративных нефинансовых отчетах [7; 8]. Все чаще компании реализуют стратегический подход к корпоративной социальной ответственности (КСО) и УР, интегрируя принципы КСО и УР в корпоративные стратегии. Россия не является исключением. Подтверждением этого является динамика нефинансовой отчетности международных и российских компаний в области УР (Рис.1). | | | Рис.1 Динамика корпоративной нефинансовой отчетности по УР в мире и в России
Составлено авторами по: [9], [10]. | Необходимость перехода к модели развития, в основе которой лежат принципы УР, в настоящее время практически не вызывает сомнений и обусловлена целым рядом факторов [11]: формированием глобальных экономических, технологических, информационных, экологических, социальных вызовов и рисков; неспособностью экономической модели, базирующейся на неолиберальных постулатах и ценностях, предлагать адекватные ответы на них; формирующимися социально-экономическими тенденциями, трансформацией моделей поведения потребителей [12]; изменением внешней и внутренней среды ведения бизнеса; усилением нормативно-правового регулирования и ростом ограничений в области УР. Так, в декабре 2019 г. Еврокомиссия обнародовала меры по преобразованию экономики с целью обеспечения углеродной нейтральности к 2050 г., содержащиеся в программном документе «Европейский зеленый курс» [13]. В ноябре 2020 г. издан Указ Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» [14].
Классификация глобальных рисков и угроз приводится в ежегодных отчетах (Global Risk Report), подготавливаемых к Всемирному экономическому форуму в Давосе. Данные, представленные в Докладе о глобальных рисках –2020, были получены путём опроса порядка 800 мировых экспертов и лиц, принимающих решения. Респондентам было предложено оценить глобальные угрозы с точки зрения вероятности их возникновения и степени их воздействия. Все существующие глобальные риски были разделены на пять категорий: экономические, экологические, геополитические, социальные и технологические. Общая картина глобальных угроз, по мнению авторов доклада, включает: геополитическую нестабильность; проблемы экономического развития; недостаточные меры по противодействию изменению климата; негативные последствия от утраты биоразнообразия; малоэффективное управление развитием технологий; дающие сбои национальные системы здравоохранения [15]. О кризисе сложившихся моделей и инструментов экономического развития, а также рисках, вызванных ростом социального расслоения, говорил в своем выступлении на ВЭФ в Давосе в 2021 г. Президент России В.В. Путин [16].
Все более ощутимую роль в переходе к УР играют такие драйверы, как ответственное (устойчивое) инвестирование, предполагающее принятие инвестиционных решений на основе анализа ESG факторов [17] и ответственное (устойчивое) потребление [12].
Для перехода к модели устойчивого развития необходимы три базовых условия: во-первых, новые технологии и бизнес-модели; во-вторых, новые формализованные и неформализованные нормы и правила, т.е. новая институциональная среда; в-третьих, готовность общества воспринимать эти нормы и правила и следовать им в своей повседневной жизни и экономической деятельности. Последнее отражено в одном из базовых принципов УР — принципе вовлеченности. Роль образования во всех трех названных направлениях исключительно высока.
Названные выше факторы и условия перехода к УР справедливо рассматриваются как своеобразный вызов сложившейся традиционной модели образования, в том числе и высшего профессионального образования, требующий адекватного ответа; определяют необходимость формирования экологически и социально ориентированной модели образования — образования для устойчивого развития.
Среди 17 ЦУР в качестве четвёртой сформулирована цель «Обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Достижение этой цели предполагает решение целого ряда задач, среди которых задача 4.7 — «К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития, пропаганды устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, культуры мира и ненасилия и концепции глобального гражданства и понимания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие» [1].
Формирование модели образования, отвечающей глобальной задаче перехода к УР, предполагает интеграцию проблематики УР в образовательные программы всех уровней и направлений подготовки, в том числе в ОП ВПО экономического и управленческого направлений. Последнее вызвано тем, что все возрастающая роль в достижении ЦУР ООН отводится бизнесу, ответственному, устойчивому управлению (Responsible Sustainable Management).
Образование для устойчивого развития: концепции и ключевые подходы
На протяжении последних 20 лет на площадках разного уровня Форумов, Саммитов и конференций, в аналитических докладах и научных публикациях идет активное обсуждение роли образования в переходе к УР, принципов, которые должны быть положены в основу модели образования для УР (ОУР). Основополагающие идеи и принципы ОУР изложены в целом ряде международных документов. В Повестке дня на XXI век (36 гл.) говорится, что образование является неотъемлемой частью УР, имеет решающее значение для содействия УР и повышения способности людей решать проблемы окружающей среды и развития. Нельзя не согласиться с данной в этих документах оценкой роли образования в области УР, как важнейшей опоры устойчивого развития, глобального цивилизационного проекта.
К важнейшим международным инициативам в рассматриваемой области следует отнести: «Всемирную декларацию о высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры» (1998); Декаду ООН по образованию в интересах УР (2005–2014 гг.); Всемирную конференцию ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2014); Айти-Нагойскую Декларацию по ОУР (Япония, 2014), Глобальную программу действий по образованию в интересах устойчивого развития (утверждена 37-й Генеральной конференцией ЮНЕСКО и 69-ой сессией Генеральной Ассамблеи ООН); Дорожную карту по реализации новой глобальной рамочной программы «Образование в интересах устойчивого развития: на пути к достижению ЦУР» (до 2030 года) (Юнеско) и др. [18, 19, 20].
В Глобальной программе действий (ГПД) по образованию в интересах УР подчеркивается, что «образование позволяет людям понять характер и масштаб проблем в области устойчивого развития; дает возможность сформировать критический, нестандартный и творческий подход, необходимый для поиска новых, более эффективных решений общемировых проблем; позволяет людям понять суть тех мощных факторов, которые определяют неустойчивый образ жизни и может помочь выработать организационные навыки и оптимизм, который позволит им действовать по отдельности и коллективно во благо интересов устойчивого будущего» [19].
Ключевая цель ГПД заключается в «осуществлении деятельности на всех ступенях и во всех сферах образования и обучения и расширении её масштабов в целях ускорения прогресса на пути к устойчивому развитию». Программа предусматривает интеграцию принципов УР в программы обучения, а также интеграцию образования в процесс УР. Для достижения поставленной цели определены две задачи: 1) переориентировать образование и обучение таким образом, чтобы каждый человек имел возможность приобрести знания, навыки, ценностные ориентиры и поведенческие установки, дающие возможность участвовать в процессе УР; 2) повысить роль образования и обучения во всех повестках дня, программах и мероприятиях, направленных на поощрение УР [19].
Глобальная программа также предлагает активизировать деятельность государств в сфере ОУР по следующим пяти приоритетным направлениям: интеграция ОУР в международную и национальную политику в области образования и УР; преобразование обучающей среды с учетом принципов ОУР; укрепление потенциала преподавателей всех уровней обучения; усиление роли молодежи в деле достижения УР посредством ОУР; поиск решений в области УР на местном уровне через ОУР. Реализация этих направлений подробно описана в соответствующей Дорожной карте.
Подводя некоторые промежуточные итоги дискуссии о роли ОУР на международном уровне, можно сделать вывод о достижении консенсуса в вопросе оценки роли образования, как исключительно важной для обеспечения УР. В то же время, говорить о выработке общепринятой позиции в отношении ключевых принципов модели образования для УР, подходов к ее формированию пока преждевременно. В настоящее время речь может идти лишь о формировании контуров этой модели, определении ее основополагающих принципов. При этом мы наблюдаем существенные различия в подходах и степени их реализации в различных странах мира.
Позиции ведущих экспертов в рассматриваемой области отражены в работах, опубликованных в специализированном международном журнале “Journal of Education for Sustainable Development (JESD)» в период с 2007 по 2021 гг. [21].
Еще в 1990-е годы была предложена концепция ОУР (Education for Sustainable Development, ESD) образования для устойчивого развития, как уникальная образовательная концепция [22]. В соответствии с ней ОУР должно быть направлено на содействие пониманию сложных взаимосвязей, которые не охватываются другими формами образования, продвижение идей и принципов УР [23], а также на развитие ключевых компетенций, позволяющих людям активно участвовать в процессе УР [24].
Обсуждается несколько подходов к достижению указанных целей. Так, в 2007 г. П. Варе и В. Скотт предложили две концепции ОУР: ESD-1 и ESD-2 [25]. ESD-1 (основана на нормативном подходе) предполагает формирование экспертным сообществом определенных ценностей и моделей поведения, соответствующих принципам УР. В соответствии с этим подходом цель ОУР — повысить осведомленность об УР, привить ценности, связанные с устойчивостью, и способствовать устойчивому поведению посредством продвижения этих ценностей, принципов и моделей поведения. Напротив, концепция ESD-2 (основана на эмансипационном подходе) предполагает не столько ориентацию на предлагаемые модели и ценности, сколько самостоятельную выработку системы ценностей и соответствующих им моделей поведения посредством критического осмысления существующих вызовов, рисков и проблем. В этом контексте УР рассматривается не как закрытая дискуссия между экспертами, а как открытый социальный (обучающий) процесс. Основная цель такого эмансипационного подхода к ОУР — это развитие ключевых компетенций, которые позволяют людям активно влиять на процесс УР. В связи с этим активно обсуждается вопрос о том какие ключевые компетенции особенно важны для УР. В 2012 г. на основе международного исследования экспертами по ОУР из Германии, Англии, Эквадора, Чили и Мексики была разработана концепция «Ключевые компетенции для устойчивого развития глобального общества» [25]. А в 2019 г. была опубликована обзорная статья «Socio-economically Substantiated Education for Sustainable Development: Development of Competencies and Value Orientations Between Individual Responsibility and Structural Transformation», дающая представление о многообразии подходов к трактовке концепции ОУР [22].
В России контуры и некоторые базовые принципы модели ОУР были обозначены в ряде работ исследователей МГУ им. М.В. Ломоносова. Системно они были изложены в Докладе «Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы» (2017) [26]. В других работах российских авторов рассматриваются проблемы в области ОУР на разных уровнях образования, в том числе и высшего. Среди ключевых проблем эксперты отмечают отсутствие институциональной поддержки, системного и междисциплинарного подходов, которые отвечают интегрированному подходу к трактовке УР [27].
Опираясь на положения и выводы, сформулированные в международных документах, в работах зарубежных и российских экспертов, а также обобщая опыт интеграции проблематики УР в образовательные программы, реализуемые российскими университетами, в том числе и опыт СПбГУ, можно обозначить, в качестве ключевых, следующие подходы:
• комплексный подход — проблематика УР должна быть интегрирована в той или иной степени и форме в образовательные программы всех уровней образования, что позволит сформировать ценностные ориентиры и поведенческие установки, модели поведения и ведения деятельности, адекватные принципам УР, у подавляющей части подрастающего поколения. Это обеспечит синергетический эффект выработки коллективного иммунитета к «неустойчивым» моделям поведения и ведения профессиональной и предпринимательской деятельности;
• системный подход — проблематику УР следует интегрировать в той или иной степени и форме в учебные дисциплины и курсы, реализуемые в рамках того или иного уровня и направления подготовки, что позволит сформировать систему знаний и компетенций в области УР, соответствующих той или иной профессиональной области деятельности;
• интегрированный (триединый) подход в качестве важнейшей методологической основы построения модели ОУР, структуры и содержания учебных программ и дисциплин. Одним из важнейших и доминирующих направлений развития образования в области УР является его экологическое направление (модель). Однако, в настоящее время, становится очевидным, что ОУР не может быть сведено исключительно к экологическому образованию, поскольку оно не охватывает всю проблематику устойчивого развития, весь спектр целей УР. В связи с этим, следует подчеркнуть, что в процессе эволюции концепции УР сформировался триединый (системный, интегрированный) подход к УР, в основе которого лежит представление о трех его основаниях (трех измерениях, компонентах): экономическом, экологическом и социальном2. В связи с этим, речь должна идти о построении интегрированной модели ОУР, предполагающей изучение экономической и социальной составляющих УР, наряду с его экологической составляющей;
• междисциплинарный подход, предполагающий объединение усилий преподавателей общетеоретических, функциональных и отраслевых дисциплин;
• совмещение нормативного и эмансипационного подходов. На наш взгляд оба подхода к образованию для УР являются востребованными, дополняющими друг друга и могут способствовать достижению ключевых целей ОУР.
Следование этим подходам позволит достичь стратегически значимую цель — сформировать ответственное, социально и экологически ориентированное (интегрированное) мышление у самой широкой аудитории обучающихся, что, в свою очередь, делает возможным переход к устойчивым моделям поведения, потребления и ведения профессиональной и предпринимательской деятельности. |
| |
|
|