| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Дерен И. И. профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН России,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются новые экономические реалии в сфере услуг в условиях пандемии COVID-19 с учетом особенности региона (на примере Владимирской области). Проведен ретроспективный анализ экономических показателей за 2016–2020 гг. Представлены результаты проведенного исследования востребованности оказываемых отечественных услуг во Владимирской области. Сформулированы рекомендации по дополнению мер для обеспечения роста экономических показателей в сфере услуг во Владимирской области | Ключевые слова: сфера услуг, платные услуги, Владимирская область, COVID-19 | УДК 338.46; ББК 65.05 Стр: 163 - 167 | В новых экономических реалиях в 2021 году продолжились изменения, как в экономических трендах, так и в экономической структуре, поскольку борьба с пандемией коронавируса продолжается второй год.
В июле 2021 года во время выступления в Женеве на заседании комитета ВОЗ по чрезвычайной ситуации, связанной с COVID-19 генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (далее: ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус сообщил, что «сейчас мы находимся на ранних этапах третьей волны». Гендиректор обратил внимание на рост в мире на минувшей неделе заболеваемости, а также смертности от последствий инфицирования коронавирусом.
Организационные мероприятия по сдерживанию роста пандемии коронавируса отразились в первую очередь на сфере услуг, поскольку именно в большинстве секторов сферы услуг происходит непосредственное общение людей, что опасно в новых условиях. Поэтому одной из актуальных проблем является учет новых экономических реалий в сфере услуг в условиях пандемии COVID-19.
Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой спада социально-экономических показателей сферы услуг на современном этапе как в отдельных регионах, так и в России в целом, которую наряду с другими способами можно решить и путем развития приоритетных направлений из комплекса услуг, учитывая современный потенциал и историческую самобытность анализируемого региона — Владимирской области.
Экономическим региональным трендам в сфере услуг (в период до пандемии) уделялось внимание многими отечественными учеными и практическими работниками, в том числе Кузнецовым Ю.В., Сердобольской И.О., Сапожниковым П.А., Шматковой В.В. [1, 2, 3, 4, 5, 6] и др.
В условиях введения и/или пролонгирования антиковидных организационно-экономических мероприятий в отечественной экономике особое внимание надо обратить на делегирование управления в условиях современной рыночной экономики и перенос центра социально-экономической ответственности в решении проблемы развития сферы услуг в субъекте Российской Федерации на региональный уровень, т.е. туда, где эта проблема и ее варианты решения наполняются реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории.
При этом дублирование антиковидных организационно-экономических мероприятий с одного региона на другой регион представителями региональной власти без предварительного обсуждения с представителями бизнеса и общественности приводит к общественному диссонансу и отрицательному результату, затем происходит работа над ошибками, корректировка мероприятий, смещение, как условий, так и сроков исполнения. Целесообразнее учитывать специфику конкретного региона, эпидемиологическую обстановку, обсуждение вводимых мероприятий до введения их с помощью региональных нормативных правовых актов. При данном подходе можно достичь более высоких результатов в регионах как по времени внедрения, так и по итоговой эффективности мероприятий.
Проведем анализ экономических данных сферы услуг в целом по России и в отдельном регионе — Владимирской области за предшествующий период (до пандемии) и в первый год пандемии, соответственно за 2016–2020 гг., чтобы учесть результаты ретроспективного анализа при прогнозировании экономических данных сферы услуг на 2021 г.
По данным за 2020 г. объемы платных услуг населению в экономике Владимирской области в сопоставимых ценах снизились на 16,2%, доходы от потребления платных услуг — снизились на 5 289 млн руб. (табл. 1).
Таблица 1
Объем платных услуг населению [8, с. 42; 9, с. 939; 10, с. 287]Годы | Российская Федерация, млн руб. | В процентах к предыдущему году | Владимирская область,
млн руб. | Индекс физического объема платных услуг населению в процентах к предыдущему году | Доля объема регионального объема услуг в объеме услуг РФ, % |
---|
2016 | 8 636 277 | 100,7 | 66 896 | 95,7 | 0,77 | 2017 | 9 211 441 | 101,4 | 68 739 | 98,0 | 0,75 | 2018 | 9 703 358 | 101,4 | 69 816 | 97,4 | 0,72 | 2019 | 10 239 713 | 99,1 | 72 135 | 98,8 | 0,71 | 2020 | 8 759 900 | 82,9 | 66 846 | 89,4 | 0,76 | 2021 (январь-май) | 4 236 100 | 112,5 | 32 170 | 112,4 | 0,76 |
По данным за 2016–2020 гг. доля регионального объема платных услуг Владимирской области в объеме услуг РФ на душу населения снизилась с 0,77% до 0,76% (табл. 1) [8–11].
Проведем расчет по трем видам прогнозов в целом по объему платных услуг населению во Владимирской области:
1) пессимистический прогноз: по отраслям с относительно минимальными рисками (первый блок отраслей), прогноз будет осуществляться на основе ретроспективного анализа за последние три года, т.е. минимальные экономические данные за период 2018–2020 гг.; по отраслям с высокими рисками (второй блок отраслей), прогноз будет осуществляться с учетом мировых тенденций и экспертной оценки, т.е. в пессимистическом прогнозе — снижение показателей на 15%;
2) прогноз по средним показателям: по отраслям с относительно минимальными рисками (первый блок отраслей), прогноз будет осуществляться на основе ретроспективного анализа за последние три года, т.е. средние экономические данные за период 2018–2020 гг.; аналогично и по отраслям с высокими рисками (второй блок отраслей), прогноз будет осуществляться с учетом мировых тенденций и экспертной оценки, т.е. в прогнозе по средним показателям — стагнация;
3) оптимистический прогноз: по отраслям с относительно минимальными рисками (первый блок отраслей), прогноз будет осуществляться на основе ретроспективного анализа за последние три года, т.е. максимальные экономические данные за период 2018–2020 гг.; по отраслям с высокими рисками (второй блок отраслей), целесообразно запланировать рост, т.к. рост обусловлен значительным снижением за 2020 год, т.е. первым годом пандемии, в 2021 г. (второй год пандемии) за январь-март наблюдаем в среднем рост на 12,4–12,5%, при этом в последующие месяцы наблюдаем определенный рост спроса в дополнение к предшествующему росту, поэтому прогноз будет осуществляться с учетом мировых тенденций и экспертной оценки, т.е. в оптимистическом прогнозе — рост показателей на 15%, (табл. 2), (табл. 3).
Таблица 2
Объем платных услуг населению во Владимирской области [11, с. 18]Наименование | 2018 | 2019 | 2020 | 2021, прогноз |
---|
анализ | анализ | анализ | пессим. | средний | оптимист. |
---|
млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб.
% | млн руб.
% | млн руб.
% |
---|
Платные услуги, из них: | 68898,9 | 96,3 | 72773,5 | 99,6 | 66846,6 | 89,4 | 59200,8 | 65624,3 | 72036,2 | бытовые | 7068,5 | 131,5 | 8520,8 | 120,6 | 8034,3 | 85,1 | 6829,2
85,0 | 8034,3
100,0 | 9239,5
115,0 | транспортные | 10192,9 | 98,0 | 10451,6 | 100,2 | 8048,7 | 74,3 | 6841,4
85,0 | 8048,7
100,0 | 9256,0
115,0 | почтовой связи, курьерские | 367,9 | 45,0 | 454,0 | 99,6 | 449,4 | 93,8 | 202,2
45,0 | 324,9
72,3 | 447,6
99,6 | телекоммуника-ционные | 10102,5 | 100,0 | 10282,9 | 99,8 | 10466,0 | 95,9 | 10036,9
95,9 | 10246,2
97,9 | 10466,0
100,0 | жилищные | 6012,2 | 83,7 | 5855,9 | 98,3 | 6096,7 | 97,1 | 5102,9
83,7 | 5548,0
91,0 | 5993,1
98,3 | коммунальные | 20377,2 | 91,8 | 22264,9 | 105,5 | 22232,9 | 99,8 | 20409,8
91,8 | 21943,9
98,7 | 23455,7
105,5 | культуры | 1153,2 | 107,6 | 1274,6 | 103,7 | 642,8 | 52,3 | 546,4
85,0 | 642,8
100,0 | 739,2
115,0 | туристские | 1258,5 | 92,7 | 1426,1 | 113,3 | 894,4 | 61,4 | 760,2
85,0 | 894,4
100,0 | 1028,6
115,0 | гостиниц и аналог. мест размещения | 1413,1 | 108,6 | 1278,0 | 91,1 | 947,2 | 71,8 | 805,1
85,0 | 947,2
100,0 | 1089,3
115,0 | физ. культуры и спорта | 438,1 | 99,4 | 498,1 | 113,7 | 375,1 | 72,7 | 318,8
85,0 | 375,1
100,0 | 431,4
115,0 | медицинские | 3362,1 | 97,2 | 3262,1 | 98,9 | 2750,9 | 76,3 | 2338,3
85,0 | 2750,9
100,0 | 3163,5
115,0 | специализированных КСР | 718,3 | 89,0 | 501,4 | 69,8 | 226,5 | 43,7 | 192,5
85,0 | 226,5
100,0 | 260,5
115,0 | из них санаторно-курортных | 567,8 | 83,5 | 250,4 | 68,5 | 168,2 | 47,8 | 143,0
85,0 | 168,2
100,0 | 193,4
115,0 | ветеринарные | 263,8 | 82,1 | 265,8 | 95,9 | 258,7 | 88,2 | 212,4
82,1 | 230,2
89,0 | 248,1
95,9 | юридические | 1175,7 | 65,8 | 794,7 | 85,9 | 783,3 | 87,8 | 515,4
65,8 | 601,6
76,8 | 687,7
87,8 | системы образования | 3772,9 | 99,7 | 4083,6 | 108,2 | 3338,0 | 80,0 | 2837,3
85,0 | 3338,0
100,0 | 3838,7
115,0 | для граждан пожил. возраста и инвалидов | 48,9 | 110,6 | 57,0 | 116,6 | 58,0 | 89,3 | 51,8
89,3 | 59,7
103,0 | 67,6
116,6 | прочие платные услуги | 1173,1 | 106,3 | 1502,0 | 128,0 | 1243,7 | 88,4 | 1057,2
85,0 | 1243,7
100,0 | 1430,3
115,0 |
Необходимо отметить, что в 2021 г. ряд отраслей сферы услуг Владимирской области (первый блок) по прогнозным данным с экономической точки зрения практически не пострадает или понесет минимальные потери, или продемонстрирует небольшую положительную тенденцию (в скобках справочно будет приведена информация за прошлый период — 2020 г. (табл. 2)).
В табл.2 и табл.3 приведены расчеты по трем вариантам экономического прогноза по Владимирской области (пессимистичный, средний и оптимистичный), по тексту данной научной статьи будут отражены данные по оптимистичному прогнозу.
К данным сферам Владимирской области (первая группа) можно отнести следующие направления:
1) почтовая связь, курьерские услуги: в 2021 году — 447,6 млн руб. или 99,6% относительно 2020 года (в 2020 году — 449,4 млн руб. или 93,8 % относительно 2019 года);
2) телекоммуникационные услуги: в 2021 году — 10466,0 млн руб. или 100,0% относительно 2020 года (в 2020 году — 10466,0 млн руб. или 95,9 % относительно 2019 года);
3) жилищные услуги: в 2021 году — 5993,1 млн руб. или 98,3% относительно 2019 года (в 2020 году — 6096,7 млн руб. или 97,1% относительно 2019 года);
4) коммунальные услуги: в 2021 году — 23455,7 млн руб. или 105,5% относительно 2020 года (в 2020 году — 22232,9 млн руб. или 99,8% относительно 2019 года);
5) ветеринарные услуги: в 2021 году — 248,1 млн руб. или 95,9% относительно 2020 года (в 2020 году — 258,7 млн руб. или 88,2% относительно 2019 года);
6) юридические услуги: в 2021 году — 687,7 млн руб. или 87,8% относительно 2020 года (в 2020 году — 783,3 млн руб. или 87,8% относительно 2019 года).
7) для граждан пожилого возраста и инвалидов: в 2021 году — 59,7 млн руб. или 103,0% относительно 2020 года (в 2020 году — 58,0 млн руб. или 89,3% относительно 2019 года).
По результатам исследования целесообразно систему услуг разделить на два блока с соответствующими подсистемами или субсистемами:
– первый блок отраслей — это отрасли с относительно минимальными рисками;
– второй блок отраслей — это отрасли с высокими рисками.
Начнем с исследования и прогнозирования по первому блоку отраслей, т.е. по субсистемам или отраслям с относительно минимальными рисками.
Первая субсистема первого блока «услуги почтовой связи, курьерские услуги». Необходимо отметить, что по данной субсистеме наблюдается ежегодное снижение показателей объема платных услуг, например, за последние два года, соответственно, за 2019 год — на 0,4%, за 2020 год (первый год пандемии) — на 6,2%. Пандемия, на взгляд автора, практически не повлияла на данную подсистему, однако накопившиеся проблемы, особенно в предоставлении услуг почтовой связи, например, материальная база, в том числе, помещения, где оказываются почтовые услуги зачастую требуют капитального, либо косметического ремонта, заработные платы работников в данной субсистеме низкие, без учета клиентоориентированности, т.е. не отработана система качества обслуживания с дальнейшим отражением на системе стимулирования труда персонала, поэтому наблюдается определенный кадровый некомплект или текучесть кадров. С другой стороны, при оказании почтовых услуг, наблюдаются и позитивные изменения, например, в последние несколько лет в пунктах почтовой связи потребители могут приобрести другие услуги и товары, используя мультипликативный эффект, например, банковские услуги, товары первой необходимости по типу магазинов шаговой доступности с эффективной ассортиментной матрицей с учетом клиентоориентированного подхода.
Вторая субсистема первого блока «телекоммуникационные услуги». Целесообразно отметить, что данная субсистема демонстрирует небольшое снижение, например, за последние два года, соответственно, за 2019 год — на 0,2%, за 2020 год (первый год пандемии) — на 4,1%. С одной стороны, в связи с переходом работников ряда организаций в дистанционный формат спрос на телекоммуникационные услуги практически вырос в период пандемии, однако, с другой стороны, поскольку ряд предприятий прекратили свою деятельность или сократили объем выпуска товаров и услуг, соответственно стали экономить, в том числе и на расходах на телекоммуникационные услуги, что и отразилось на снижении показателей объема данных услуг, также одним из отрицательных факторов явились инфляционные процессы за 2019–2020 годы.
Третья субсистема первого блока «жилищные услуги». Целесообразно отметить, что данная субсистема демонстрирует небольшое снижение, например, за последние два года, соответственно, за 2019 год — на 1,7%, за 2020 год (первый год пандемии) — на 2,9%. Пандемия, на взгляд автора, практически не повлияла на данную подсистему, однако одним из отрицательных факторов явились инфляционные процессы за 2019–2020 гг.
Четвертая субсистема первого блока «коммунальные услуги» по трендам близка к субсистеме «жилищные услуги». Целесообразно отметить, что данная субсистема демонстрирует стабильность, например, за последние два года, соответственно, за 2019 год — рост на 5,5%, за 2020 год (первый год пандемии) — снижение на 0,2%. Пандемия, на взгляд автора, практически не повлияла на данную подсистему, однако одним из отрицательных факторов явились инфляционные процессы за 2019–2020 гг.
Пятая субсистема первого блока «ветеранарные услуги». Необходимо отметить, что данная субсистема демонстрирует цикличность, например, целесообразно провести анализ за последние четыре года, соответственно, за 2017 год — рост на 1,1%, за 2018 год — снижение на 17,9%, за 2019 год — снижение на 4,6%, за 2020 год (первый год пандемии) — снижение на 11,8%. С одной стороны, в связи с весенним локдауном в 2020 г., спрос на приобретение домашних животных вырос, что повлияло и на определенный рост на ветеринарные услуги в период пандемии, однако, с другой стороны, поскольку ряд предприятий прекратили свою деятельность или сократили объем выпуска товаров и услуг, соответственно стали экономить, в том числе и на расходах на оплату труда, соответственно физические лица стали сокращать расходную часть семейного бюджета, что и отразилось на снижении показателей объема данных услуг, также одним из отрицательных факторов явились инфляционные процессы за 2019–2020 гг.
Шестая субсистема первого блока «юридические услуги». Целесообразно отметить, что данная субсистема демонстрирует снижение, например, за последние два года, соответственно, за 2019 год — снижение на 14,1%, за 2020 год (первый год пандемии) — снижение на 12,2%. Пандемия, на взгляд автора, практически не повлияла на данную подсистему, однако одним из отрицательных факторов явились инфляционные процессы за 2019–2020 гг.
Седьмая субсистема первого блока «для граждан пожилого возраста и инвалидов». Целесообразно отметить, что данная субсистема демонстрировала рост, например, за последние два года, соответственно, за 2019 год — рост на 16,6%, за 2020 год (первый год пандемии) — рост на 1 млн руб., а в сопоставимых ценах снижение на 10,7%. Пандемия, на взгляд автора, практически не повлияла на данную подсистему, однако одним из отрицательных факторов явились инфляционные процессы, особенно за 2020 год (табл. 2).
В 2019 г. (в отсутствии пандемии) и в 2020 г. (первый год пандемии) по большинству из вышеперечисленных отраслей наблюдалось снижение показателей в сопоставимых ценах (п.1 услуги почтовой связи, курьерские услуги, п.2 телекоммуникационные услуги, п.3 жилищные услуги, п.5 ветеринарные услуги, п.6 юридические услуги и п.7 услуги для граждан пожилого возраста и инвалидов), т.е. в 2021 году при продолжении глобальной угрозы в виде пандемии показатели по указанным отраслям сферы услуг могут стагнировать или также могут продолжить снижение, показатели по некоторым отраслям из-за структурной перестройки могут показывать рост (табл. 2).
Продолжим исследование и прогнозирование по второму блоку отраслей, т.е. по субсистемам или отраслям с относительно высокими рисками в связи с пандемией в 2020–2021 гг.:
1) бытовые услуги: в 2021 году — 9239,5 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 8034,3 млн руб. или 85,1% относительно 2019 г.);
2) транспортные услуги: в 2021 г. — 9256,0 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 8048,7 млн руб. или 74,3% относительно 2019 г.);
3) услуги культуры: в 2021 г. — 739,2 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 642,8 млн руб. или 52,3% относительно 2019 г.);
4) туристские услуги: в 2021 году — 1028,6 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 894,4 млн руб. или 61,4% относительно 2019 г.);
5) услуги гостиниц и аналогичных средств размещения: в 2021 г. — 1089,3 млн руб. или 115,0 % относительно 2020 г. (в 2020 г. — 947,2 млн руб. или 71,8% относительно 2019 г.);
6) услуги физической культуры и спорта: в 2021 г. — 431,4 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 375,1 млн руб. или 72,7% относительно 2019 г.);
7) медицинские услуги: в 2021 г. — 3163,5 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 2750,9 млн руб. или 76,3% относительно 2019 г.);
8) услуги специализированных коллективных средств размещения: в 2021 г. — 260,5 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 226,5 млн руб. или 43,7% относительно 2019 г.), из них услуги санаторно-курортных организаций: в 2021 г. — 193,4 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 168,2 млн руб. или 47,8% относительно 2019 г.);
9) услуги системы образования: в 2021 г. — 3838,7 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 3338,0 млн руб. или 80,0% относительно 2018 г.);
10) прочие платные услуги: в 2021 г. — 1430,3 млн руб. или 115,0% относительно 2020 г. (в 2020 г. — 1243,7 млн руб. или 115,0% относительно 2019 г.).
Первая субсистема второго блока «бытовые услуги». Необходимо отметить, что по данной субсистеме в 2019 г. наблюдался рост на 20,6%, а в 2020 г. (первый год пандемии) наблюдалось снижение на 14,9%. Пандемия, на взгляд автора, повлияла на данную подсистему, поскольку потребители стали экономить, в том числе и на бытовых услугах.
Вторая субсистема второго блока «транспортные услуги». Целесообразно отметить, что по данной субсистеме в 2019 г. наблюдался небольшой рост на 0,2%, а в 2020 году (первый год пандемии) наблюдалось значительное снижение на 25,8%. Про транспортные услуги еще в первом квартале 2020 г. международные эксперты выступали с пессимистическими прогнозами, базируясь на значительных потерях порядка 30% только за первый квартал 2020 г., что по факту подтвердилось в целом по итогам 2020 г.
Третья субсистема второго блока «услуги культуры». Необходимо отметить, что по данной субсистеме в 2019 г. наблюдался рост на 3,7%, а в 2020 г. (первый год пандемии) наблюдалось снижение практически в 2 раза. Пандемия, на взгляд автора, значительно повлияла на данную подсистему, поскольку потребители стали экономить, в том числе и на услугах культуры, а также сказались ограничения в связи с пандемией.
Четвертая субсистема второго блока «туристские услуги». Можно обратить внимание на то, что по данной субсистеме в 2019 г. наблюдался рост на 13,3%, а в 2020 г. (первый год пандемии) наблюдалось значительное снижение на 38,6%. Про туристские услуги еще в первом квартале 2020 г. международные эксперты выступали с пессимистическими прогнозами, в связи с закрытием границ многими странами из-за пандемии, что по факту подтвердилось в целом по итогам 2020 г.
Пятая субсистема второго блока «услуги гостиниц и аналогичных средств размещения». Необходимо отметить, что по трендам данная субсистема близка к субсистеме «туристские услуги». Также данная субсистема демонстрирует за 2019 г. — снижение на 8,9%, за 2020 г. (первый год пандемии) — значительное снижение на 28,2%. Про услуги гостиниц и аналогичных средств размещения еще в первом квартале 2020 г. международные эксперты выступали с пессимистическими прогнозами, в связи с закрытием границ многими странами из-за пандемии, что по факту подтвердилось в целом по итогам 2020 г.
Шестая субсистема второго блока «услуги физической культуры и спорта». Целесообразно отметить, что по данной субсистеме в 2019 г. наблюдался рост на 13,7%, а в 2020 г. (первый год пандемии) наблюдалось снижение на 27,3%. Пандемия, на взгляд автора, значительно повлияла на данную подсистему, в основном сказались ограничения в связи с пандемией. Данные ограничения можно наблюдать и в других странах на спортивных мероприятиях, в т.ч. и на Олимпиаде-2020, прошедшей в Японии в августе 2021 г.
Седьмая субсистема второго блока «медицинские услуги». В связи с пандемией, с одной стороны, люди стали чаще обращаться не только в государственные, но и в частные медицинские учреждения, с другой стороны, была приостановлена деятельность стоматологических поликлиник (в период апрель-май 2020 г.). По данной субсистеме в 2019 г. наблюдалось небольшое снижение на 1,1%, а в 2020 г. (первый год пандемии) наблюдалось значительное снижение на 33,7%.
Восьмая субсистема второго блока «услуги специализированных коллективных средств размещения». Необходимо отметить, что и до пандемии данная субсистема показывала постоянное падение показателей, например, за 2019 г. — снижение на 30,2%, а за 2020 г. (первый год пандемии) — значительное снижение на 56,3%, т.е. больше, чем в 2 раза. Аналогичная ситуация и по услугам санаторно-курортных организаций. За 2019 г. — снижение на 31,5%, а за 2020 г. (первый год пандемии) — значительное снижение — на 52,2%, т.е. больше, чем в 2 раза. Пандемия, на взгляд автора, значительно повлияла на данную подсистему, поскольку потребители стали экономить, в том числе и на услугах специализированных коллективных средств размещения, включая услуги санаторно-курортных организаций. Также важную роль сыграли ограничения в связи с пандемией.
Девятая субсистема второго блока «услуги системы образования». Услуги системы образования в РФ, как и в ряде других стран, состоят из двух направлений по источникам финансирования. Во-первых, финансирование из федерального бюджета и, во-вторых, дополнительное бюджетное финансирование. В официальной статистике по данной субсистеме отражаются только показатели по дополнительному бюджетному финансированию. Данная субсистема в 2019 г. демонстрирует рост на 8,2%, а за 2020 г. (первый год пандемии) — снижение на 20,0%. Пандемия, на взгляд автора, значительно повлияла на данную подсистему, поскольку потребители стали экономить, в том числе и на услугах системы образования. Также отрицательными факторами явились инфляционные процессы за 2019–2020 гг.
Десятая субсистема второго блока «прочие платные услуги». Целесообразно отметить, что данная субсистема в 2019 г. демонстрирует рост на 28,0%, а за 2020 г. (первый год пандемии) — снижение на 11,6%. Пандемия, на взгляд автора, значительно повлияла на данную подсистему, поскольку потребители стали экономить, в том числе и на прочих платных услугах, также отрицательными факторами явились инфляционные процессы за 2019–2020 гг.
Подводя итоги исследования, обратим внимание на объем платных услуг населению во Владимирской области в 2021 г., который составит, по пессимистичному прогнозу, 59200,8 млн руб., по среднему прогнозу 65624,3 млн руб., по оптимистичному прогнозу 72036,2 млн руб. (табл. 3).
Таблица 3
Анализ и прогноз объема платных услуг населению во Владимирской области [11, с. 18]Годы и
вид прогноза | Млн руб. | В процентах
к предыдущему году |
---|
2018 | 68898,9 | 96,3 | 2019 | 72773,5 | 99,6 | 2020 | 66846,6 | 89,4 | 2021
пессимистический прогноз | 59200,8 | 88,6 | 2021
прогноз по средним показателям | 65624,3 | 98,2 | 2021
оптимистический прогноз | 72036,2 | 107,8 |
Среди мероприятий по улучшению сферы услуг во Владимирской области, на взгляд автора, целесообразно обратить внимание на поддержание и дополнительное стимулирование следующих услуг.
Во-первых, во Владимирской области есть проблемы в сфере транспортных услуг. Две крупные компании (вид транспорта — автобусы) ушли с транспортного рынка Владимирской области, в т.ч. и в 2021 году. Это привело к экстренной передаче рейсов другим транспортным компаниям, что временно отрицательно отразилось на распределении пассажирских потоков, увеличилось время ожидания от 5–7 минут до 20–30 минут, некоторые рейсы временно не работали. Соответственно автобусы были переполнены в период пандемии с учетом того, что большинство пассажиров в автобусах не соблюдают масочный режим. Поэтому во Владимирской области необходимо систематизировать работу по мониторингу и организации логистических процессов в транспортной сфере (вид транспорта — автобусы) на муниципальном и региональном уровнях.
Во-вторых, во Владимирской области есть потенциал в оказании услуг культуры. Например, большинство концертных программ проходят в г. Владимире, г. Александрове, г. Вязники, г. Муроме, г. Суздале и в п.г.т. Доброграде Ковровского района. В п.г.т. Доброграде Ковровского района проходят концерты солистов оперы и симфонического оркестра Большого театра России, концерты представителей российской эстрады и другие мероприятия. Из областного центра г. Владимира есть прямые рейсы до указанных населенных пунктов, кроме п.г.т. Доброграде Ковровского района (рейс из Коврова). Аналогичная проблема связана с логистикой, т.к. у потребителей сферы услуг остается вариант только собственного транспорта, что не всегда комфортно и уменьшает численность потребителей. Поэтому во Владимирской области необходимо систематизировать работу по мониторингу и организации логистических процессов в транспортной сфере (вид транспорта — автобусы) на муниципальном и региональном уровнях с учетом инфраструктуры объектов культуры.
В-третьих, во Владимирской области есть потенциал развития медицинского туризма. Поэтому необходимо разработать региональную программу по строительству санаторно-курортных организаций во взаимосвязи с системами МЧС, МВД, ФСИН России. |
| |
|
|