| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Ушакова Т. Н. декан факультета экономики и управления
Северного государственного медицинского университета
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Архангельск),
кандидат экономических наук Зыкова Н. В. заведующий кафедрой экономики и управления факультета экономики и управления
Северного государственного медицинского университета
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Архангельск),
кандидат экономических наук, доцент Коновалова Л. В. доцент кафедры экономики и управления
Северного государственного медицинского университета
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Архангельск),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье анализируются итоги реализации региональных программ модернизации здравоохранения Архангельской области в 2015–2019 гг. Авторами дана характеристика достигнутых результатов в рамках модернизации здравоохранения, обозначены планируемые результаты в процессе реализация Программ модернизации системы здравоохранения в регионе на период 2019–2024 гг. Представлена независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующих в реализации государственных программ | Ключевые слова: Архангельская область, здравоохранение, программы модернизации здравоохранения, информационные системы в здравоохранении, телемедицинское консультирование, независимая оценка качества, финансирование здравоохранения | УДК 332.146.2; ББК 65.050 Стр: 157 - 159 | В настоящее время в России проводится всесторонняя реформа системы здравоохранения, направленная на повышение качества и эффективности медицинского обслуживания.
Основные направления реформы — модернизация инфраструктуры здравоохранения (включая ИТ-обеспечение), переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, разработка новых стандартов медицинской помощи, создание для пациентов возможностей свободно выбирать лечебное учреждение и страховую компанию [3].
Приоритетным направлением модернизации в сфере здравоохранения является доступность и удовлетворенность пациентов, оказываемыми медицинскими услугами, благоприятной производственной среды для медицинского персонала и повышение имиджа медицинских работников, с целью устранения кадрового «дефицита» в системе здравоохранении. Во всех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Архангельской области разработаны и утверждены региональные программы модернизации здравоохранения [1].
Архангельская область, наиболее масштабный по территориальной протяженности и численности жителей регион Европейского Севера РФ. К уникальности и особенностям Архангельской области можно отнести [8]:
• климатогеографические условия с крайне неустойчивой погодой;
• отсутствие развитой структуры автомобильных дорог;
• неполное покрытие территорий мобильной связью;
• наличие большого числа водных преград;
• функционирование территориально удаленных структурных подразделений медицинских организаций в сельской местности и на островных территориях;
• низкая плотность населения в регионе, которая в среднем составляет 2,66 человек на кв. км.
На рис. 1 показана динамика изменения численности населения Архангельской области за 2014–2020 гг. [6]. | | | Рис. 1. Динамика изменения численности населения области за 2014–2020 гг., чел. | Численность населения Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) на 01 января 2019 года составляет 1 100 290 человек, убыль населения, по сравнению с 2014 годом, составляет 5%. В настоящее время Архангельская область относится к территориям, как с миграционной, так и с естественной убылью населения (60% естественная убыль населения и 40% миграционная), однако увеличение количества граждан старших возрастных групп в 2019 году обусловлено увеличением продолжительности жизни. Увеличение продолжительности жизни в регионе в 2019 году составило 2,7% в сравнении с 2015 годом [6]. В табл.1 показана структура населения области [6].
Таблица 1
Структура населения Архангельской области по состоянию на 01.01.2020 г.Показатель | % |
---|
Городское население | 78,2 | Сельское население | 21,8 | Взрослое население 18 лет и старше | 79,4 | Детское население 0–17 лет | 20,6 | Мужчин | 46,8 | Женщин | 53,2 | Трудоспособное население | 54,5 |
Доля лиц трудоспособного возраста практически равна доле лиц нетрудоспособного возраста. Таким образом, сохраняется регрессивный тип структуры населения, заключающийся в низком удельном весе детского населения и высоком удельном весе лиц старшего трудоспособного возраста. В сохранении естественного прироста населения региона решающее значение приобретает продолжительность жизни северян.
Повышение доли лиц пожилого возраста в составе населения влечет изменения в масштабах и структуре заболеваемости, требующие более высоких затрат на медицинскую помощь и медико-социальное обслуживание. Только в силу действия этого фактора потребность в расходах на здравоохранение возрастет в 2020 г. более чем на 15%. Большое влияние на заболеваемость населения оказала эпидемия вирусной инфекции по всей стране. Это также повышает спрос на эффективно функционирующую систему здравоохранения.
Ежегодно в Архангельской области регистрируется более 2,3 млн случаев заболеваний острыми и хроническими болезнями. Показатель общей заболеваемости населения Архангельской области из впервые выявленной патологии: детей 0–14 лет — 77,6%, детей подросткового возраста 15–17 лет — на 62,5%, взрослых — на 35,7 % [6].
На рис.2 показана динамика общей и первичной заболеваемости в Архангельской области за период 2015–2019 гг. (на 1000 населения) [6]. | | | Рис. 2. Динамика общей и первичной заболеваемости в Архангельской области за период 2015–2019 гг. (на 1000 населения) | В 2019 году прирост общей заболеваемости в сравнении с 2015 годом составил 1,5%. Показатель первичной заболеваемости снизился в сравнении с 2015 годом на 3,4%, это говорит об увеличении хронической патологии населения. В среднем на одного жителя Архангельской области ежегодно приходится около двух заболеваний. Рост заболеваемости населения (как общей, так и по отдельным классам болезней) вызван активной выявляемостью заболеваний при проведении диспансеризации и профилактических осмотров детского и взрослого населения [5].
Архангельская область сохраняет общероссийские тенденции в отношении распространенности болезней органов кровообращения: заболевания данного класса являются ведущими в структуре общей смертности населения, занимают 2-е место в структуре общей заболеваемости, являются основной причиной первичной инвалидности. Болезнями системы кровообращения страдает каждый третий взрослый житель Архангельской области (333,5 на 1000 соответствующего населения).
В марте 2020 года в г. Архангельске завершилась работа расширенной коллегии министерства здравоохранения региона на тему «Об итогах деятельности за 2019 год и перспективах развития системы здравоохранения Архангельской области». Итоги достигнутых результатов в рамках модернизации здравоохранения в области представлены ниже [2].
1. Демография. Как и в целом по Российской Федерации, первое место в регионе занимают болезни системы кровообращения, второе — новообразования, третье — внешние причины. На рис. 3 отражены показатели динамики общей смертности населения Архангельской области (на 1000 жителей) [6]. | | | Рис. 3. Динамика смертности населения (на 1000 жителей) | Показатели смертности населения в регионе имеют тенденцию к снижению, но в сравнении с показателем смертности по РФ (12,3) [5], достаточно высокие.
2. Система здравоохранения Архангельской области имеет четырехуровневую схему оказания медицинской помощи.
На рис.4 показан макет четырехуровневой системы оказания медицинской помощи населению Архангельской области. | | | Рис. 4. Макет четырехуровневой системы оказания медицинской помощи населению региона | Всего в регионе функционирует 63 государственные медицинские организации. В больницах и поликлиниках трудятся 4400 врачей и 10 708 медицинских работников со средним профессиональным образованием. В целом в системе здравоохранения Архангельской области трудится более 26 307 работников [6].
В рамках реализация региональных проектов, входящих в нацпроекты «Здравоохранение» и «Демография», в Архангельской области сформирована программа модернизации первичного звена здравоохранения, создан центр первичной медико-санитарной помощи на базе Архангельской городской поликлиники №1, открыты реабилитационные койки в Архангельской областной клинической и Северодвинской городской второй клинической больницах, развитие гериатрической и паллиативной медицинской помощи, совершенствование телемедицинской и многое другое.
Важные показатели работы отрасли здравоохранения [2]:
• Архангельская область занимает четвертое место в РФ по благоприятной эпидемической ситуации по туберкулезу;
• четвертое место — по применению лапароскопических методик при хирургических операциях (первые три места у Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области);
• четвертое место — по организации хирургической помощи;
• первое место — по оказанию нейрохирургической помощи;
• первое место — по ведению регистра больных сахарным диабетом;
• третье место по Северо-Западу — по оказанию гемодиализной помощи;
• отмечается снижение смертности от инфаркта миокарда (на 9,1%) и инсультов (на 20,8%),
• увеличение доли прохождения несовершеннолетними профилактических осмотров (на 53,3%),
• с 2018 года в регионе начал действовать Перинатальный центр для оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде и их новорожденным детям в соответствии со стандартами, главная задача — помочь каждой семье иметь здоровых детей. Отмечаются положительные результаты снижения материнской (на 16,8%) и младенческой смертности (на 27,6%). С 2019 года в Архангельской области внедрен программный продукт «Мониторинг беременных Архангельской области», который позволяет осуществлять дистанционный контроль качества оказания медицинской помощи беременным женщинам;
3. Телемедицинское консультирование (ТМК).
На рис.5 показано количество проведенных телемедицинских консультаций [2]. | | | Рис. 5. Динамика количества ТМК на региональном уровне, абс. | В 2019 году отмечено увеличение ТМК в целом на 32%, при этом следует отметить увеличение ТМК с клиниками федерального значения практически в 2 раза.
4. Медицинская помощь населению оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Архангельской области.
В 2019 году в 16 государственных медицинских организациях Архангельской области ГМО АО реализован проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». «Новая модель медицинской организации, оказывающей ПМСП» — это медицинская организация, ориентированная на: потребности пациента, бережное отношение к временному ресурсу, позитивный имидж медицинского работника [4].
Реализация Программ модернизации системы здравоохранения в регионе рассчитана на период 2019–2024 гг. Общий объем финансирования программы модернизации здравоохранения Архангельской области на 2021–2025 гг. составляет: 6 339 187,10 тыс. руб. (из них средства федерального бюджета — 6 133 799,50 тыс. руб., средства областного бюджета — 205 387,60 тыс. руб.) [7].
В результате модернизации планируется достичь следующих результатов [1]:
• обеспечить доступность и качество первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек;
• обеспечить соблюдение прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи;
• обеспечить приоритет профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи;
• сформировать ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации первичной медико-санитарной помощи.
Большое значение в национальном проекте модернизации первичного звена здравоохранения придается устранению дефицита кадров и повышению уровня их квалификации, с возможностью выбора медицинской организации и врача. При этом утверждены региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения, включающие план мероприятий или «дорожную карту», с указанием конкретных сроков реализации мероприятий.
Реализация мероприятий программ позволит внести ощутимый вклад в обеспечение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи, чтобы граждане, в том числе проживающие в труднодоступных уголках региона, получали весь спектр комплексных медицинских услуг
Проведена независимая оценка качества (НОК) условий оказания услуг медицинскими организациями, которая проводится в целях оценки качества оказания услуг.
К медицинским организациям, в отношении которых в обязательном порядке должна проводиться НОК, относятся медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 3 раза в три года. В отношении одной и той же медицинской организации НОК предусматривает оценку условий оказания услуг по пяти общим критериям:
• открытая и доступная информация о медицинской организации;
• комфортность условий предоставления медицинских услуг, в т.ч. время ожидания предоставления медицинской услуги;
• доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
• удовлетворенность условиями оказания услуг;
• доступность медицинских услуг для инвалидов.
НОК производится балльным методом путем сложения итоговых баллов по каждому из показателей для каждого медицинского учреждения. Целевой показатель 100 баллов. На рис. 6 показаны результаты НОК условий оказания услуг медицинскими организациями в регионе за 2018–2019 гг. по бальной системе. | | | Рис. 6. Результаты НОК медицинскими организациями в регионе за 2018–2019 гг., абс. ед. | НОК проведена в отношении 68 медицинских организаций. По результатам НОК 73% организаций набрали от 75 до 89 баллов, 18% менее 75 баллов и 9% 90 баллов и более.
Подводя итог, следует акцентировать внимание на том, что цель модернизации здравоохранения и её принципы предусматривают обеспечение доступности медицинской помощи для жителей малых населённых пунктов и отдалённых территорий. При формировании программ реализации модернизации также учитываются климатогеографические и социально-экономические особенности субъектов РФ. |
| |
|
|