| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Донец Л. И. профессор кафедры экономики предприятия
Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского,
доктор экономических наук Сергеева А. В. доцент кафедры экономики предприятия
Донецкого национального университета экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье сформирована авторская трактовка дефиниции «стратегическое партнерство». Доказана необходимость формирования партнерских отношений в условиях социально-экономической ситуации, сложившейся в Донецкой Народной Республике. Предложена концептная парадигма стратегического партнерства | Ключевые слова: стратегическое партнерство, партнерские отношения, концептная парадигма, Донецкая Народная Республика | УДК 334.021:332.142; ББК 65.012.4 Стр: 126 - 131 | Современное состояние экономики Донецкой Народной Республики можно охарактеризовать как этап поиска путей становления и социально-экономического развития, требующих серьезных трансформационных изменений. Конститутивной основой таких изменений является выявление факторов, обусловливающих переход от пассивного реагирования на существующие тенденции социально-экономического развития к активному формированию стратегии собственного развития. Одним из таких факторов является способность предпринимательских структур к стратегическому сотрудничеству с разными участниками рынка, использованию эффективных форм организации партнерских отношений, способствующих достижению устойчивых конкурентных позиций и их укреплению в долгосрочной перспективе. Стратегическое взаимодействие предполагает более широкий спектр сотрудничества, чем обычные деловые отношения, поскольку каждая предпринимательская структура, используя конкурентные преимущества, ресурсы и компетенции партнера, может усиливать собственные конкурентные преимущества или формировать новые за счет эффекта синергии. Поэтому формирование и эффективная реализация различных форм стратегического партнерства способствует развитию предпринимательской деятельности, а также социальной и экономической сферы Донецкой Народной Республики в целом.
Проблемам формирования стратегических альянсов уделено значительное внимание в трудах таких ученых, как Б. Гаррет [1], П. Дюссож [1], К. Прахалад [2], Г. Хамел [2], Р. Уоллес [3], С. Карделл [4]. Значительный вклад в исследование современной концепции партнерских отношений внесли И. Андросова [5], В. Добросоцкий [6], А. Екимов [7], Т. Ермак [8], Л. Мошкова [9], Р. Теннисон [10], И. Ипполитова [11], О. Шахов [12] и др. В своих исследованиях ученые раскрывают сущность партнерских отношений, их целесообразность в современных условиях хозяйствования, необходимость постоянного поиска путей формирования конкурентных преимуществ предприятий путем установления долгосрочных отношений, основанных на сотрудничестве.
Вместе с тем, несмотря на многоаспектность исследований проблем стратегического взаимодействия, в научной литературе не получили достаточного освещения научно-методологические разработки по вопросам стратегического партнерства как фактора социально-экономического развития региона.
Целью статьи является: на теоретическом уровне — сформировать авторскую позицию к определению дефиниции «стратегическое партнерство»; на методологическом уровне — разработать концептную парадигму стратегического партнерства как фактора социально-экономического развития региона.
Формирование различных форм и видов стратегического сотрудничества не является принципиально новым направлением. Подобного рода способы организации хозяйствования существуют с 1930-х гг., но изменения внешней среды нивелировали преимущества форм взаимодействий хозяйствующих субъектов, которые использовались ранее, и доказали их недостаточную жизнеспособность. В современных экономических условиях бизнес-партнер может оказаться залогом успешного бизнеса. Партнерство в современном понимании — это вид взаимоотношений между разными субъектами, который заключается в формировании единой позиции по определенным вопросам и организации совместных действий.
Согласно документам ООН, партнерство является добровольным, основанным на сотрудничестве, взаимоотношением между различными субъектами, при которых все участники договариваются совместными усилиями добиваться общей цели или выполнять конкретную задачу и сообща преодолевать неблагоприятные факторы, нести общую ответственность, предоставлять на взаимной основе ресурсы и знания и пользоваться достигнутыми результатами [13].
Стратегическое партнерство, как модель стратегического поведения предприятий, можно рассматривать двояко. С одной стороны, партнерство является рычагом развития определенного конкурентного преимущества в конкурентной борьбе, то есть конкурентной моделью рыночного поведения предприятия [7, 8, 11], а с другой стороны, сотрудничество является одним из способов избегания конкуренции и может рассматриваться как модель поведения, в основе которой лежит стремление предпринимательских структур к установлению отношений между собой [5, 8–10, 12]. Таким образом, основой стратегического партнерства является кооперация предпринимательских структур, которая выходит на первый план в результате совпадения их интересов и осознания того, что конкуренция между ними не даст особых преимуществ даже победителю.
Результаты теоретического анализа подходов к определению понятия «стратегическое партнерство» [4–13], проведенного в ходе исследования, показывают многоаспектность сущностно-содержательной трактовки этого понятия. Авторская позиция к определению дефиниции «стратегическое партнерство» состоит в следующем: стратегическое партнерство — это определенный формат взаимодействия двух или нескольких субъктов для достижения ими стратегических целей, получения и укрепления конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе, предусматривающий создание совместной ценности и получение синергического эффекта на основе использования ресурсов и компетенций партнеров.
Стратегический характер партнерского взаимодействия определяется:
– наличием общей для партнеров стратегии достижения определенной цели;
– уникальностью вклада каждого из партнеров в достижение общей стратегической цели;
– сохранением каждым из партнеров относительной самостоятельности в основных аспектах предпринимательской деятельности;
– распределением между партнерами ответственности за успех в создании совместной ценности и конкурентного преимущества для участников партнерства [5, 7, 8, 11].
Особенности перехода экономики Донецкой Народной Республики на преимущественно интенсивный путь социально-экономического развития, усиление влияния внешних факторов, обеспечивающих эффективность предпринимательской деятельности, требуют разработки научного подхода, использование которого позволит эффективно проектировать партнерские отношения и управлять ими. Для решения этой проблемы авторами разработана концептная парадигма стратегического партнерства предпринимательских структур, которая визуализирована в виде схемы на рис. 1. | | | Рис. 1. Концептная парадигма стратегического партнерства (СП) предпринимательских структур (авторская разработка) | Исходным положением при разработке концептной парадигмы стал многоаспектный и сложный характер формирования партнерских отношений, особенности и изменения факторов внешней среды, современные тенденции развития различных форм и способов организации предпринимательской деятельности, а также методы оценки стратегического взаимодействия предпринимательских структур.
Концептная парадигма стратегического партнерства включает девять концептов: условия создания стратегического партнерства; подходы к формированию стратегического партнерства; секторы стратегического взаимодействия предпринимательских структур; участники стратегического партнерства; уровни стратегического партнерства; формы стратегического партнерства; контексты реконфигурации предпринимательской деятельности участников стратегического партнерства; синергетические эффекты стратегического взаимодействия; способы выхода партнеров из стратегического партнерства.
Первый концепт представлен экономическими, социальными, правовыми и технологическими условиями создания стратегического партнерства, которые характерны для определенного региона. В Донецкой Народной Республике предпринимательский потенциал является одним из главных движущих ресурсов развития экономики, раскрытие которого выступает важной задачей государственной политики. Малое предпринимательство сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг; средние и крупные предпринимательские структуры работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость — обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Развитие предпринимательской среды на основе стратегического взаимодействия является одним из условий перехода Донецкой Народной Республики к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в экономической, социальной и политической сферах.
Положительная динамика экономического развития Донецкой Народной Республики, достигнутая за последние годы, свидетельствует о благоприятных экономических условиях создания и функционирования стратегического партнерства в предпринимательской среде. Так, наблюдается постоянный рост объемов производства и реализации промышленной продукции, оптового и розничного товарооборота, экспорта, числа индивидуальных предпринимателей. Субъекты малого, среднего и крупного бизнеса возобновляют и осваивают новые виды деятельности практически во всех отраслях экономики Донецкой Народной Республики, привлекая для этого внутренние и внешние инвестиции [14–16].
Так, индекс промышленного производства в апреле 2021 г. к аналогичному периоду 2020 г. увеличился на 11,3%. Положительный вклад в динамику промышленности внесли в основном отрасли перерабатывающей промышленности (16,5%) и предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (14%). Производство инвестиционных товаров увеличилось в 1,7 раза, товаров промежуточного потребления — на 27%, энергии — на 6,8%, потребительских товаров краткосрочного использования — на 4,8% [15].
Развитие торговли Донецкой Народной Республики также имеет положительную динамику, что отражается на объемах розничного и оптового товарооборота (табл. 1).
В 2020 г. товарооборот предприятий розничной торговли составил 62,5 млрд руб., что на 31,2% выше показателей 2019 г. В структуре розничного товарооборота 47,3% составляют продовольственные товары, непродовольственные товары — 52,7%. Рост товарооборота предприятий оптовой торговли составил 12,7 % по сравнению с показателями 2019 года [16].
Кроме увеличения объёмных показателей в 2020 г. произошло увеличение и удельных показателей инвестиционной деятельности: наблюдается рост капитальных инвестиций на единицу объёма реализованной продукции [14].
В социальных условиях формирования партнерских отношений предпринимательских структур Донецкой Народной Республики также можно выделить положительные моменты: потребительский рынок ДНР имеет тренд интенсивного развития, о чем свидетельствует рост количества объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения (рис. 2) [14, c. 80; 16]. Предпринимательские структуры предлагают покупателям новые виды товаров и услуг и активно внедряют современные торговые форматы, которые существенно изменяют характер организации, номенклатуру и качество предоставляемых потребительских услуг конечному потребителю.
Таблица 1
Динамика объемов товарооборота Донецкой Народной РеспубликиПоказатель | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | Темп роста,
2020 г. в %
к 2017 г. | Темп роста,
2020 г. в %
к 2019 г. |
---|
Объем розничного товарооборота, млрд руб. | 33,6 | 40,7 | 47,7 | 62,5 | 186,1 | 131,2 | Объем оптового товарооборота, млрд руб. | 53,5 | 61,00 | 64,4 | 72,6 | 135,7 | 112,7 | Рассчитано авторами по источникам [14, 16]
По состоянию на 01.01.2021 г. в Донецкой Народной Республике осуществляют деятельность 13 366 объектов розничной торговли, что на 453 единицы или 3,3% больше, чем в 2019 г.
Одной из прогрессивных форм развития розничной торговли являются торговые сети. На сегодняшний день на территории Донецкой Народной Республики осуществляют деятельность 38 торговых сетей (в том числе 8 крупных), которые включают 454 объекта торговли (в том числе 218 объектов крупных торговых сетей). Количество магазинов торговых сетей увеличилось на 45 объектов (в том числе крупных торговых сетей — на 14 объектов) [16].
Перечисленные социально-экономические факторы развития экономики обуславливает необходимость расширения хозяйственных связей предпринимательских структур Донецкой Народной Республики.
Процесс развития правового пространства и нормативной базы Донецкой Народной Республики, как регулирующей основы предпринимательской деятельности, формирует необходимые правовые условия для стратегического партнерства. Так, законодательная база по регулированию конкурентной среды и установлению различного рода партнерских отношений Донецкой Народной Республики представлена рядом законов, кодексов и актов [17]. Однако правовой статус Республики на сегодняшний день ограничивает принятие ряда нормативных актов, способствующих развитию стратегического взаимодействия предпринимательских структур.
Технологические условия развития партнерства в Донецкой Народной Республике характеризуются постепенным внедрением передовых технологий и форм ведения бизнеса, их расширением во всех отраслях экономики.
Однако, динамические процессы, присущие современной мировой предпринимательской среде, вызывают ряд ключевых проблем бизнес-климата в Донецкой Народной Республике для стратегического партнерства (рис. 3). | | | Рис. 2. Динамика объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Донецкой Народной Республики за 2017–2020 гг.
Рассчитано авторами по источникам [14, 16] | | | Рис. 3. Ключевые проблемы бизнес-климата в Донецкой Народной Республике для стратегического партнерства
Систематизировано, обобщено и дополнено авторами по источникам [14, с. 19–20, с. 203–214] | Для решения указанных проблем Правительством Донецкой Народной Республики заявлены меры по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы, которые, в основном, ориентированы на повышение конкурентоспособности территорий, привлечение инвестиций и поддержку местных предпринимательских структур с ориентацией на достижение показателей развития экономики на уровне довоенного периода и создание условий для роста благосостояния населения. Основными приоритетами обозначены: «...экономическое развитие Донецкой Народной Республики путем масштабного перезапуска промышленности на основе разработанных дорожных карт развития металлургических, коксохимических, машиностроительных и горнодобывающих предприятий; совершенствование финансово-экономического сектора, сферы развития банковской системы, инвестиционной политики страны» [14, с. 20–21]. Эти мероприятия позволят предпринимательским структурам Донецкой Народной Республики расширять партнерские отношения как на региональном уровне, так и на внешних рынках.
Второй концепт включает целевой и ресурсный подходы к формированию стратегического партнерства (табл. 2). Принципиальная разница состоит в том, что при целевом подходе стратегическое партнерство формируется по принципу поиска необходимых ресурсов для достижения установленных стратегических целей, т.е. поиска такого партнера, который обеспечил бы возможность использования необходимых ресурсов. В то время как при ресурсном подходе — стратегическое партнерство формируется по принципу определения стратегических целей, исходя из имеющихся возможностей объединения партнерских ресурсов при их различных сочетаниях.
Таблица 2
Сравнительная характеристика целевого и ресурсного подходов к формированию стратегического партнерства | Подходы к формированию стратегического партнерства |
---|
Основные
этапы
формирования
стратегического
партнерства | Целевой | Ресурсный |
---|
Формирование стратегических целей предпринимательских структур | Оценка имеющихся ресурсов предпринимательских структур | Оценка имеющихся и необходимых ресурсов, определение «ресурсного разрыва» | Определение стратегических целей, которые могут быть достигнуты посредством объединения ресурсов | Определение потенциальных партнеров по критерию наличия необходимых ресурсов для достижения стратегических целей | Определение потенциальных партнеров по ресурсам, которыми они владеют | Выбор партнеров | Уточнение целей стратегического партнерства | Формализация отношений партнеров | Определение и оценка результатов (синергетических эффектов) совместной деятельности | Обобщено и дополнено авторами по источникам [4, 5, 7, 11]
Третий концепт раскрывает секторы стратегического взаимодействия: государственный, коммерческий и некоммерческий секторы, — в рамках которых формируются партнерские отношения. В основе деятельности каждого сектора лежат разные приоритеты, ценности, сфера компетенций, ожиданий и стиль работы. Благодаря успешному партнерству отдельные возможности, ресурсы и компетенции каждого сектора могут быть объединены для достижения общей стратегической цели.
Четвертый концепт предполагает рассмотрение участников стратегического партнерства в предпринимательской среде, которые на разных стадиях развития партнерских отношений выполняют разные функции. Представленные на рис. 1 роли участников стратегического партнерства могут меняться в течение проекта партнерского взаимодействия.
Пятый концепт характеризует процесс формирования и реализации стратегического партнерства на разных уровнях: локальном (отраслевом), региональном (национальном) или международном (транснациональном), которые обусловлены мотивационной и целевой направленностью стратегического взаимодействия предпринимательских структур, а также уровнем развития их ресурсов, компетенций и возможностей.
Шестой концепт — формы функционирования стратегического партнерства в предпринимательской среде — непосредственно связан с пятым концептом, поскольку уровень стратегического партнерства определяет соответствующие формы партнерских отношений. На рис. 1 представлены формы стратегического партнерства, распространенные в мировой практике. На локальном или отраслевом уровне могут использоваться вертикальные и горизонтальные хозяйственные связи в форме взаимных соглашений, организации отраслевых кластеров, аутсорсинга, ко-брендинга, государственно-частного партнерства. На региональном и международном уровнях партнерские отношения в большинстве случаев устанавливаются в форме совместных предприятий, стратегических альянсов, слияний и поглощений компаний, сетевых структур, франчайзинга.
На этапе интеграции в экономическое пространство Российской Федерации предпринимательские структуры Донецкой Народной Республики используют разные формы стратегического партнерства, выбор которых зависит от размеров и функциональной специфики партнеров, поставленных стратегических целей и задач, а также источников и форм партнерского взаимодействия. Крупные промышленные комплексы Донецкой Народной Республики являются структурными подразделениями российских холдингов на принципах совместного владения капиталом (например, ООО «ДонФрост», металлургические и коксохимические заводы), также активно используют вертикально интегрированные связи в производственной цепи (компания «Геркулес»), которые связывают поставщиков, производителей, дистрибьюторов и покупателей, а также конечных потребителей продуктов и услуг в единое звено. Еще одной формой стратегического взаимодействия предпринимательских структур Донецкой Народной Республики является государственно-частное партнерство, основными функциями которого являются:
– привлечение частных инвестиций в создание и развитие объектов общественной инфраструктуры;
– обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в государственной собственности Республики;
– повышение качества оказываемых на его базе социально значимых услуг населению (в частности, в социальной сфере, здравоохранении, автодорожной сфере, сфере ЖКХ).
Однако развитие таких форм стратегического партнерства в Донецкой Народной Республике как совместные предприятия, стратегические альянсы, сетевые структуры, кластерные объединения, франчайзинг, ко-брендинг на сегодняшний день ограничено рассмотренными выше ключевыми проблемами бизнес-климата.
Седьмой концепт — контексты реконфигурации предпринимательской деятельности участников стратегического партнерства — включает контексты изменения в составляющих системах предпринимательских структур и их взаимосвязях для достижения установленных целей участия в партнерстве и сохранения целостности, устойчивости и независимого функционирования партнеров. Главная задача реконфигурации — согласование независимой деятельности участников в рамках стратегического партнерства.
Авторами выделены следующие контексты реконфигурации деятельности участников партнерства: стратегический, оперативный, структурный, социально-психологический, характеристика которых представлена на рис 4. | | | Рис. 4. Контексты реконфигурации деятельности предприятий-участников партнерства
(авторская разработка) | Восьмой контекст отражает результаты реализации стратегического партнерства в предпринимательской среде, а именно: синергетические эффекты стратегического взаимодействия, которые в зависимости от сферы их возникновения сгруппированы в шесть основных групп: операционные, финансовые, рыночные, управленческие, технологические и инвестиционные.
Девятый концепт стратегического партнерства — определение способов выхода партнеров из стратегического партнерства — является важной составляющей концептной парадигмы, поскольку выступает завершающим этапом партнерского взаимодействия предпринимательских структур. На момент принятия решения о прекращении сотрудничества предпринимательские структуры могут прибегнуть к одному из пяти предложенных способов: прекращение партнерских отношений в результате окончания срока действия партнерства, консолидация, поглощение, продажа/покупка или раздел совместных активов, признание банкротства. Выбор способа прекращения сотрудничества зависит от факторов внешней предпринимательской среды, внутренней хозяйственной ситуации партнеров, формы партнерства, достигнутых целей и сроков партнерства.
Таким образом, предложенная концептная парадигма отражает процессы формирования и реализации стратегического партнерства предпринимательских структур, внедрение которой в практику Донецкой Народной Республики будет способствовать повышению эффективности предпринимательской деятельности, улучшению бизнес-климата, а также повышению уровня социально-экономического развития в целом. |
| |
|
|