| | Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Завгородний А. Ф. профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы цифровизации международной торговли на современном этапе развития. Раскрываются причины, обусловившие цифровизацию международной торговли. Выявлены основные изменения цифровизации, оказывающие влияние на международную торговлю. Анализируется динамика мирового импорта/экспорта товаров и услуг. Представлены страны-лидеры по общему объему продаж в сегменте электронной коммерции | Ключевые слова: международная торговля, цифровизация международной торговли, импорт, экспорт, электронная коммерция | УДК 339.5; ББК 65.428.8с51 Стр: 77 - 79 | Вступление мировой экономической системы в новую технологическую эпоху — эпоху цифровой экономики — ознаменовало начало XXI века. Это непосредственно было связано с внедрением и использованием комплекса цифровых технологий (технологий цифровой информации). Технологические нововведения, как правило, непременно приводили к существенным изменениям в образе жизни людей, меняли способы производства и потребления. Влияние технологических инноваций на мировую экономику проявлялось и продолжает проявляться, прежде всего, в снижении торговых издержек, изменении организации и структуры международной торговли.
В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года отмечаются факторы, оказывающие существенное влияние на деятельность таможенных органов, связанные с новым этапом развития экономики [1]:
а) развитие в Российской Федерации информационного общества, а также нового этапа экономики — цифровой экономики;
б) увеличение объемов трансграничной торговли и торговли товарами посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», пересылаемыми в международных почтовых отправлениях, а также товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками.
Во втором десятилетии XXI века цифровизация международной торговли стала одним из ведущих факторов обеспечения положительной динамики международной торговли и восстановления мировой экономики после глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. и эпидемии, связанной с COVID-2019. По расчетам экспертов ВТО, широкое применение цифровых технологий в период с 2016 г. по 2030 г. может привести к повышению среднегодовых темпов роста международной торговли на 1,8–2,0 п.п. [2].
Основные причины, обусловившие цифровизацию международной торговли, представим на рис. 1. | | | Рис. 1. Причины, обусловившие цифровизацию международной торговли | Технологические сдвиги в компьютеризации, коммуникациях и обработке информации предопределили возникновение цифровой революции. В связи с этим:
а) увеличились мощности и скорости работы компьютеров, сопровождая резкое падение их стоимости и широкое распространение персональных компьютеров;
б) повысилась пропускная способность коммуникационных сетей, что явилось важным катализатором для быстрого распространения Интернета и мобильных устройств;
в) возросла способность переводить информацию из аналоговой формы в цифровую, а также собирать ее, хранить и анализировать.
Следовательно, процесс перехода от механических и аналоговых технологий к цифровым технологиям, их быстрая адаптация, особенно в информационном и коммуникационном секторах экономики, активное использование услуг, основанных на информационно-коммуникационных технологиях в других секторах экономики — заложило фундамент для цифровизации международной торговли.
Цифровизацию в общем виде определяют, как длительный, сложный и многоаспектный процесс перевода производственных и управленческих технологий и информационных ресурсов в состояние, пригодное для эффективного применения цифровых устройств и технологий.
Основные изменения цифровизации в международной торговле проявляются [3, с. 34]:
а) в масштабном развитии электронной коммерции, в которой (включая как внутреннюю, так и трансграничную) большую долю занимают поставки между предприятиями. Электронная торговля географически сконцентрирована на четыре страны (Китай, Япония, Республика Корея и США), на которые приходится 50% ее оборота [3, с. 34];
б) в интенсивном развитии обслуживания внешней торговли информационно-коммуникационными услугами, доля которых в международной торговле за 2005–2016 гг. выросла вдвое;
в) в развитии цифровых платформ электронной коммерции.
Одной из современных особенностей цифровизации в международной торговле считается снижение торговых издержек. Так, с 1996 г. по 2014 г. издержки в международной торговле сократились на 15% [4]. Внедрение цифровых технологий может снизить торговые издержки, в том числе транспортные и логистические. Это, в свою очередь, уменьшит значимость расстояний в международных торговых сделках.
Известно, что сегодня уделяется большое внимание вопросам регулирования цифровой экономики. Так, 23 февраля 2017 г. вступило в силу Соглашение ВТО «Об упрощении процедур международной торговли» [5], призванное модернизировать процессы экспорта/импорта и упростить таможенные процедуры. Ключевая роль с точки зрения упрощения таможенных процедур отводится технологиям блокчейн и системам искусственного интеллекта. Соглашение ВТО «Об информационных технологиях», принятое в 1986 г. и расширенное в 2015 г., покрывает большое число высокотехнологичных товаров, включая компьютеры, телекоммуникационное оборудование, полупроводники и сопутствующее оборудование, программное обеспечение, аксессуары и части указанных товаров [3, с. 36].
В числе основных категорий международной торговли рассмотрим два показателя — импорт и экспорт [6, с. 66].
Динамика мирового импорта товаров и услуг в 2010–2019 гг. представлена в табл. 1.
Анализируя данные, представленные в табл. 1, отметим, что за указанный период объемы мирового импорта товаров и услуг выросли на 32,2% (в 2010 г. объем импорта товаров и услуг составил $18,3 трлн, а в 2019 г. — $24,2 трлн Объем мирового импорта товаров вырос на 26%, а объем мирового импорта услуг — на 56,7%. Cледовательно, темпы роста мирового импорта услуг были выше, чем темпы роста мирового импорта товаров. Но в абсолютном выражении объем импорта товаров вырос на $3,8 трлн, тогда как объем импорта услуг — лишь на $2,1 трлн. Однако, доля импорта товаров в структуре мирового импорта сократилась с 79,8% в 2010 г. до 76% в 2019 г., на 3,8% выросла доля импорта услуг.
Таблица 1
Динамика мирового импорта товаров и услуг в 2010–2019 гг. ($ трлн) [7]Наименование | Годы |
---|
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|
товары | 14,6 | 17,6 | 17,8 | 18,1 | 18,2 | 15,9 | 15,4 | 17,1 | 18,9 | 18,4 | услуги | 3,7 | 4,2 | 4,4 | 4,6 | 5,0 | 4,8 | 4,8 | 5,2 | 5,7 | 5,8 |
Таблица 2
Динамика экспорта товаров и услуг в 2010–2019 гг., $ трлн [7]Наименование | Годы |
---|
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|
товары | 15,0 | 18,0 | 18,3 | 18,7 | 18,7 | 16,3 | 15,8 | 17,6 | 19,3 | 18,7 | услуги | 3.9 | 4,5 | 4,6 | 4,9 | 5,3 | 5,0 | 5,1 | 5,5 | 6,0 | 6,2 |
Анализ динамики экспорта товаров и услуг за период 2010–2019 гг. свидетельствует, что объем мирового экспорта вырос на 31,7% (в 2010 г. объем экспорта товаров и услуг составил $18,9 трлн, а в 2019 г. — $24,9 трлн). Темпы роста мирового экспорта услуг оказались выше, чем темпы роста мирового экспорта товаров: 58,9% и 24,6%, соответственно. Следовательно, экспорт услуг за этот период развивался быстрее, чем экспорт товаров. Но в абсолютном выражении за десятилетний период объем импорта товаров вырос на $3,7 трлн, тогда как в абсолютном выражении объем импорта услуг вырос лишь на $2,3 трлн Доля экспорта товаров в структуре мирового экспорта сократилась с 79,4% в 2010 г. до 75,1% в 2019 г., соответственно, на 4,3% выросла доля экспорта услуг.
Характерно, что доля компаний, вовлеченных во внешнюю торговлю с использованием цифровых инструментов, растет с каждым годом, но традиционная статистика не позволяет оценить действительный масштаб этой торговли. Несмотря на стремительное развитие цифровых технологий. официальных данных об объемах цифровой экономики крайне мало, а порой они не сопоставимы по странам.
Но в последние несколько лет все же начала появляться некоторая информация. Так, в Докладе ЮНКТАД «Об информационной экономике» (2017 г.) [8]. был оценен вклад услуг информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и производства товаров ИКТ в мировой ВВП в 6,5%.
Так, общий объем электронной коммерции (внутренней и трансграничной) в 2019 г. увеличился и составил $25 трлн против $16 трлн в 2016 г. В Докладе ЮНКТАД (2019 г.) отмечалось, что в зависимости от используемого определения размер цифровой экономики составлял от 4,5 до 15,5% мирового ВВП. В Докладе ЮНКТАД (2017 г.) указывалось, что в 2018 г. объем экспорта услуг, предоставляемых с использованием цифровых технологий, достиг $2,9 трлн, что составляло 50% мирового экспорта услуг [9].
Страны-лидеры по общему объему продаж в сегменте электронной коммерции (2017 г.) представлены в табл. 3 [10, с. 18].
Таблица 3
Страны-лидеры по объемам продаж в сегменте электронной коммерции, США (2017 г.), $ млрдСтрана | Показатель |
---|
США | 8.883 | Япония | 2.975 | Китай | 1.931 | Германия | 1.503 | Республика Корея | 1.290 | Великобритания | 755 | Франция | 734 | Канада | 512 | Индия | 400 | Италия | 333 |
Анализ данных, представленных в табл. 3, показывает, что абсолютным лидером по объемам продаж в сегменте электронной коммерции являются США, показатель которых в 2,9 раза превышает показатель Японии, занимающей вторую позицию и в 4,6 раза Китая, разместившегося на третьем месте, в 5,9 раза Германию.
Международная торговая комиссия США предлагает оценивать объем электронной коммерции в $27,7 трлн в 2016 г. (на 44% больше, чем в 2012 г.). Заметим, что Международная торговая комиссия США оценивает масштабы операций «бизнес для бизнеса» в $23,9 трлн, т.е. в 6 раз больше, чем операций «бизнес для потребителя» — $3,8 трлн Удельный вес трансграничных онлайновых сделок в общем объеме операций по состоянию на 2015 г. составлял около 7%. Но статистика за более поздние годы не дает разбивки операций электронной коммерции на внутренние и трансграничные [11, с. 10] .
В структуре экспорта США за период 2016–2018 гг. самыми популярными категориями товаров стали товары сегмента моды (29%), коллекционные товары (25%), электроника (22%). На долю прочих товаров приходилось 24% [12, с. 173].
Известно, что цифровизация оказывает определенное влияние и на структуру торговли товарами. В связи с распространением цифровых технологий объемы торговли некоторыми видами товаров увеличиваются, а другие товары продаются и приобретаются реже. Так, за 10 лет со времени подписания в 1996 г. Соглашения «Об информационных технологиях» торговля высокотехнологичными продуктами, основанными на этих технологиях (компьютеры, телекоммуникационные оборудование, полупроводники, оборудование для производства и тестирования полупроводников, научные приборы, части и компоненты указанных товаров) выросла втрое и составила около 15% всей мировой торговли товарами [11, с. 15].
Одним из эффектов цифровых технологий является то, что отдельные группы товаров замещаются услугами. Причина заключается в том, что новые технологии значительно понизив стоимость копирования и распространения креативных продуктов, как тексты, изображения, музыка, вызвали сокращение торговли физическими объектами, в которых воплощалась подобная креативная деятельность. Книги, газеты, видеокассеты, (DVD), музыкальные записи (CD) сегодня постепенно вытесняются электронными книгами, новостными приложениями, потоковыми сервисами массовой информации или загрузочными сервисами. Цифровизация оказала существенное влияние на международную торговлю данными категориями товаров. К числу товаров, замещаемых цифровыми услугами, относятся кинофильмы, традиционно печатная продукция — книги, карты, газеты, журналы, почтовые открытки, видеоигры, музыкальные записи, кассеты, другие звуковые и медиа записи. Доля этих товаров в международной торговле в последние годы падает. Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), она сократилась с 2,8% в 2010 г. до 0,8% в 2016 г. [11, с. 17]..
В структуре международной торговли услуги становятся более весовыми. Происходит снижение так называемых «традиционных услуг» (транспортных) и увеличение объемов высокотехнологичных услуг (телекоммуникационные, компьютерные и информационные) [13, с. 50].
Итак, в период 2010–2019 гг. прослеживается тенденция к увеличению объемов мирового импорта и экспорта товаров и услуг. В абсолютном выражении больше увеличились объемы импорта и экспорта товаров, а темпы роста — более высокие по импорту и экспорту услуг. Существенный вклад в достижение развития международной торговли внесла цифровизация.
Статистика показывает рост объемов электронной коммерции, увеличение объема экспорта услуг, предоставляемых с использованием цифровых технологий, рост доли высокотехнологических продуктов, обеспечивающих цифровизацию международной торговли в структуре торговли товарами. Цифровизация предопределила и замещение одних товаров услугами (например, вместо книг объектом торговли стали электронные книги). Цифровизация оказывает влияние на динамику и структуру международной торговли и товарами, и услугами. Следовательно, широкое применение новых технологий снижает стоимость товарных поставок и облегчает международные поставки услуг, открывает новые форматы взаимодействия участников торговли. |
| |
|
|