Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Селищева Т. А.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Селищев А. С.
доктор экономических наук, профессор

Проблемы устойчивого развития Беларуси в ЕАЭС
В статье рассматриваются проблемы устойчивости развития экономики Беларуси в рамках экономического сотрудничества со странами-членами Евразийского экономического союза. Рассмотрена структура белорусской экономики и уровень ее диверсификации, выявлены существующие проблемы. Дан положительный анализ практики планирования развития экономики страны. Показано, что «ловушку среднего дохода» можно преодолеть путем умелого сочетания плановых и рыночных методов регулирования. Выявлено, что различия моделей социально-экономического развития у стран-членов ЕАЭС (кейнсианской у Беларуси и Казахстана и монетаристской у Армении, Кыргызстана и России) является одним из основных препятствий тесной экономической интеграции
Ключевые слова: ЕАЭС, устойчивое развитие, структура экономики Беларуси, диверсификация экономики, планирование, международное экономическое сотрудничество Беларуси, «ловушка среднего дохода», модель социально-экономического развития
УДК 339.9; ББК 65.9 (2Рос)8   Стр: 13 - 18

Введение. Беларусь, как и другие страны-члены ЕАЭС, получает дополнительные преимущества и возможности устойчивого экономического развития и роста в процессе евразийской интеграции. Вместе с тем, в функционировании ЕАЭС имеется немало проблем, решение которых требует от всех участников постоянной и своевременной корректировки реформирования.
Республика Беларусь — государство в Восточной Европе. Население на 1 января 2021 года составляло 9349645 человек, территория — 207 595 км². Страна занимает 94-е место по количеству населения и 84-е по территории в мире. Столица и самый крупный город государства — Минск. Государственными языками являются белорусский и русский.
Беларусь граничит с пятью государствами: на северо-западе — с Литвой (679 км), на западе — с Польшей (398 км), на севере — с Латвией (173 км). Перечисленные государства являются членами ЕС (общая граница с Евросоюзом — 1250 км); на востоке и северо-востоке страна граничит с Россией (1283 км), на юге — с Украиной (1084 км). Общая длина государственной границы Беларуси составляет 3617 км. Местоположение страны особо значимо с учетом интенсификации транспортных потоков между Востоком и Западом, и, в частности, — с инициативой «Один пояс — один путь».
Беларусь принимает активное участие во многих международных организациях, в том числе в СНГ, в Союзном государстве с Россией, ЕАЭС, ОДКБ, ООН, МАГАТЭ, ВТО, МВФ, ОБСЕ, ШОС и многих других. После инициированных оппозицией деструктивных акций в августе 2020 года — феврале 2021 года и недружественной позиции стран Запада, а также после авиа-инцидента 23 мая 2021 года, Беларуси пришлось заняться существенной корректировкой внешней и внутренней политики. 12 февраля 2021 года во время VI Всебелорусского народного собрания президент Александр Лукашенко заявил, что стратегическими партнерами Беларуси остаются Россия и Китай: «Мы неизменно держим курс на построение нашего союза с Россией, евразийскую интеграцию. Братская Россия и великий Китай останутся нашими стратегическими партнерами и не только экономическими» [1]. Во главе интеграционных процессов, приведших к созданию ЕАЭС, всегда неизменно стояли руководители России, Беларуси и Казахстана [2]. При этом значение ЕАЭС для Беларуси все более возрастает.
Демографический потенциал. По численности населения Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ (после России, Украины, Узбекистана и Казахстана), третье среди ЕАЭС и 17-е в Европе. Начиная с 1994 года, численность населения республики снижается. Основным фактором, влияющим на неблагоприятную ситуацию, является превышение числа умерших над числом родившихся. В 1994 году население страны составляло 10,243 млн чел., а на 1 января 2021 года — на 894 тысячи чел. меньше. По данным переписи населения 2019 года, в Беларуси проживали представители более 130 народов и народностей, в том числе белорусы (7,990 млн или 84,9%), русские (706 тыс. или 7,5%), поляки (287 тыс. или 3,1%), украинцы (159 тыс.), евреи (13 тыс.). Около 500 тыс. белорусов работают в России и около 200 тыс. — в Польше и других странах Евросоюза.
115 населенных пунктов имеют статус города. Население столицы — Минска составляет около 2 млн человек. В Гомеле проживает 537 тыс., в Могилеве — 383 тыс., в Витебске — 378 тыс., в Гродно — 374 тыс., в Бресте — 351 тыс. человек. Более 7,299 млн населения Беларуси (77,5%) в 2019 году проживали в городах[3]. Доля сельского населения неуклонно снижается.
Природные ресурсы Беларуси имеют немаловажное значение для хозяйственной деятельности. В стране более 10 тыс. озер и водохранилищ, 7 крупных рек протяженностью свыше 500 км. Отраслями экономики используется около 3% водных ресурсов. Потребление на одного жителя — 200 литров воды в сутки, что существенно выше, чем в большинстве европейских стран (120–150 литров).
Земельный фонд составляет почти 21 млн га, при этом 45% земли сельскохозяйственного назначения, в том числе очень продуктивные. Территория лесов занимает более 85% республики. Более половины лесов относится к хозяйственным; качество древесины очень высокое. Полностью удовлетворяя свои потребности, страна экспортирует 25–30% заготовленного леса (ежегодные заготовки — около 15 млн м³). Экспорт осуществляется в 23 страны. Главные покупатели (по убыванию) — Скандинавия, Польша, Германия, Литва, Латвия и Россия.
Масштабная база минерального сырья отсутствует (разведано около 30 видов). Имеется нефть (66 месторождений, из них около 30 эксплуатируются). При годовой добыче в 2 млн тонн данных запасов хватит на примерно на 30 лет. Запасы собственной нефти удовлетворяют 15% потребностей страны. Торфяные ресурсы значительно истощены; годовая добыча торфа составляет около 2 млн тонн. Прогнозные запасы бурого угля составляют 1 350 млн тонн; запасы горючих сланцев оцениваются в 11 млрд тонн, калийных солей — свыше 80 млрд тонн. Запасы каменной соли — практически неисчерпаемы [4].
В ЕАЭС Беларусь занимает третье место по количеству жителей, а также по объему ВВП и ВВП на душу населения (табл. 1).

Таблица 1
Численность населения и показатели ВВП стран ЕАЭС в 2020 году
СтранаЧисленность
населения
(млн чел.)
ВВП по номиналуВВП по ППС
Всего
млрд долл.
На душу
долл.
Всего
млрд долл.
На душу
Армения2,9913,44452732,8910995
Беларусь9,4157,716133185,8919758
Казахстан18, 877179,339686569,8130178
Кыргызстан6,598,456130935,3245470
Россия146,751464,09 9724021,027394
Источник: данные Всемирного банка. Данные по Армении и Кыргызстану — за 2019 год.

Отказ от «шоковой терапии». Существенной особенностью экономической стратегии Беларуси является отказ избранного 20 июля 1994 года президента Александра Лукашенко от проведения начатой ранее «шоковой терапии», радикальной приватизации и других рекомендаций МВФ. Вспоминая об этом, выступая 22 июня 2016 года на V Всебелорусском народном собрании, президент Александр Лукашенко заявил, что Беларусь выбрала путь эволюционного развития, а не шоковой терапии. Он отметил, что крушение СССР было крупнейшей геополитической катастрофой века и драмой для белорусского народа. Президент напомнил, что на первом этапе становления суверенной Беларуси (1995–2005) десять лет осуществлялось восстановление страны. В результате Беларусь первой на постсоветском пространстве по основным параметрам достигла уровня докризисного 1990 года. Вторым масштабным этапом развития белорусской экономики был период с 2005 по 2015 год. Главный акцент в то время делался на обеспечение стабильности экономического развития, системную модернизацию секторов экономики. «Восстановив то, что было утрачено, мы занялись встраиванием экономики страны в мировой рынок, догоняя лидеров, которые ушли далеко вперед в производстве и технологиях», — отметил белорусский президент [5].
19 августа 2018 года Александр Лукашенко также подчеркивал: «С первых своих шагов, будучи президентом, еще зеленым президентом в те годы, четко было сказано: никакой шоковой терапии, никаких шоков быть не должно. Потому что шок — это резать по живому людей. Я на это никогда не соглашался и никогда не пойду. Резать по живому никому в Беларуси не дано. У нас, во-первых, люди другие, привыкшие к честности и справедливости. Они такую политику не воспримут» [6]. Твердая и принципиальная позиция белорусского президента подверглась жесткой критике и всевозможным санкциям со стороны стран Запада, вызвала плохо скрываемое недовольство либеральной элиты России тех лет.
Структура экономики Беларуси. Динамика экономической структуры страны за последнее десятилетие отражена в табл. 2. За этот период отчетливо прослеживается плавное сокращение долей сельского хозяйства и промышленности и постепенное увеличение доли сферы услуг.

Таблица 2
Динамика долей секторов в ВВП Беларуси, 2009–2019 гг. (%)
 20092010201120122013201420152016201720182019
Сельское хозяйство8,138,8388,136,817,36,286,97,576,596,78
Промышленность36,1135,3936,0936,2835,935,3832,6930,9631,5531,2731,3
Услуги42,1743,4844,1343,2945,4245,6547,7448,5247,6347,8148,82
Источник: [7]

Аграрный сектор. Сельское хозяйство Беларуси — важная отрасль экономики страны, обеспечивающая более 6% ВВП, свыше 7% занятости рабочей силы и более 15% экспорта. Основными производителями являются крупные хозяйства (бывшие колхозы и совхозы). Личные и фермерские хозяйства производят основную долю картофеля, плодов и ягод. Республика в целом (за небольшими исключениями) покрывает свои потребности в аграрной продукции, а немалую часть экспортирует.
Сельское хозяйство страны обеспечено производством отечественных удобрений. Широко применяется известкование почв в связи с их высокой кислотностью, плохими физическими свойствами и низким содержанием питательных веществ.
По словам Леонида Зайца (министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси в 2012–2019 гг.), до начала 1990-х годов Беларусь по производству аграрной продукции занимала одно из первых мест не только в бывшем СССР, но и среди стран Европы. Разрушение единого экономического пространства СССР отбросило аграрный сектор на многие годы назад. С первых дней на посту главы государства Александр Лукашенко поставил задачу: рынок продовольствия должен быть заполнен, а народ — сыт. После выполнения поставленной задачи Беларусь начала экспортировать излишки аграрной продукции за рубеж. С 2001 года сельское хозяйство развивается по пятилетним планам. Первая пятилетка (2001–2005) получила название «Программа совершенствования агропромышленного комплекса Беларуси», затем (2005–2010) — «Государственная программа возрождения и развития села». Все намеченные программные позиции были выполнены, в результате сформировалась современная инфраструктура аграрной отрасли. Впоследствии были приняты программы развития на 2011–2015 гг. и 2016–2020 гг. [8]. В начале 2021 года Совет министров Республики Беларусь опубликовал Постановление о Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021–2025 гг. [9], предусматривающее координацию дальнейшего развития аграрного сектора. По сути, это пятая пятилетка развития сельского хозяйства.
Промышленность. В отраслевой структуре лидерство принадлежит пищевой индустрии (до 1/4 в объеме промышленной продукции). На втором месте — производство продуктов нефтепереработки и кокса (примерно 12%). На третьем — снабжение электроэнергией, газом, паром и горячей водой (около 11%). На четвертом — производство химических продуктов (примерно 8%). На пятом — производство резиновых и пластмассовых изделий (примерно 7%).
Вместе с тем, отрасли, являющиеся костяком национальной экономики и определяющие лицо Беларуси в мире, занимают относительно скромные позиции: производство машин и оборудования — около 6%, текстиля и одежды — около 4%; производство транспортных средств — менее 4%, электрооборудования — менее 3%; вычислительной, электронной и оптической аппаратуры –менее 2%.
Сфера услуг. Одной из наиболее важных сфер белорусской экономики является торговля: в 2019 году ее вклад в ВВП составил 9,4% (второе место после обрабатывающей промышленности) [10]. Крупнейшим сектором сферы услуг в ВВП страны является транспорт и логистика (в 2020 году — 5,1% ВВП), что во многом объясняется уникальным географическим положением страны на перекрестке крупных маршрутов [11]. Транспортные услуги развиваются опережающими темпами по сравнению с ростом национальной экономики в целом. Третье место по экономической значимости сферы занимают услуги отдыха и туризма с долей до 2,5% в ВВП. До пандемии Белоруссию ежегодно посещало свыше 10 млн иностранных граждан (в 2019 году — 11,8 млн) [12]. Одним из ключевых направлений являются информационные услуги и связь, развивающиеся опережающими темпами, чему способствует развитая инфраструктура национальной ИТ-индустрии и высокий уровень квалификации специалистов. Доступом к сети интернет пользуются почти 12 млн абонентов. Сотовой электросвязью охвачено практически все население страны, полностью завершен переход на эфирное цифровое телевизионное вещание. Традиционно развитая система белорусского образования позволяет обеспечивать население страны, а также иностранных граждан (на июнь 2021 года более 25 тыс. студентов из 107 стран мира) качественными образовательными услугами.
Внешняя торговля. Как и у большинства стран мира, внешняя торговля Беларуси в 2020 году сократилась по сравнению с 2019 годом (табл. 3). Общий объем внешней торговли страны составил $60,7 млрд, снизившись на 14,7%, при этом экспорт составил 28,4 млрд (падение на 11,7%), а импорт — 32,3 млрд (падение на 17,3%). Отрицательное сальдо внешней торговли составило $3,9 млрд.

Таблица 3
Десять основных внешнеторговых партнеров Беларуси в 2020 году
 СтранаДоля в общем
товарообороте
Экспорт
$ млн
Отношение
к 2019 г.
Импорт
$ млн
Отношение
к 2019 г.
1Россия48,3%13 017,096,7%16 310,474,8%
2Украина7,5%3 149,475,9%1 398,382,3%
3Китай7,2%806,5112,9%3 583,798,1%
4Германия4,2%888,067,7%1 687,892,5%
5Польша4,1%1 252,496,8%1 236,693,2%
6Литва2,3%1 056,197,8%339,588,0%
7Нидерланды1,8%690,587,2%382,892,1%
8Соединенное королевство1,7%812,635,5%202,670,6%
9Казахстан1,4%744,890,7%98,765,7%
10Италия1,3%592,692,5%687,385,5%
Источник: [13]

В 2020 году товарооборот Беларуси со странами ЕАЭС уменьшился на одну шестую (16,7%) и составил $30,3 млрд (49,9% внешней торговли страны). Товарооборот с Россией также сократился на одну шестую (на 16,8%) и составил $29,3 млрд В структуре белорусского экспорта в Россию основную долю в 2020 году занимали продовольственные товары и аграрное сырьё (33,32%); на втором месте — машины, оборудование и транспортные средства (28,24%), а также продукция химической промышленности (12,24%), металлы и изделия из них (7,13%), текстиль и обувь (6,85%). В структуре белорусского импорта из России в 2020 году основная доля поставок пришлась на минеральные продукты (39,74%), машины и оборудование (15,83%), продукцию химической промышленности (12,97%), металлы и металлоизделия (12,93%), продовольственные товары и аграрное сырье (8,81%) [14].
Товарооборот с Казахстаном в 2020 году сократился на 13,1% или на $127,5 млн, при этом экспорт уменьшился на 9,3%, а импорт — более чем на 1/3 (на 34,3%). Общий объем обоюдной торговли составил $843,5 млн Основными позициями белорусского экспорта в 2020 году стали тракторы, говядина свежая или охлажденная, молоко и сливки сгущенные и сухие, сахар, комбайны, сыры и творог, мебель, лекарственные средства. Основу импорта товаров из Казахстана в 2020 году составили уголь каменный, нефтепродукты, хлопковое волокно, рельсы, цинк необработанный, ферросплавы, прокат плоский из нелегированной стали холоднокатаный [15].
Две страны-члены ЕАЭС: Армения и Кыргызстан, — не вошли в десятку крупнейших торговых партнеров Беларуси. При этом торговля с Кыргызстаном сократилась на 30,1%, составив $74,7 млн при положительном торговом балансе в $58,5 млн, падении экспорта на 32,5%, а импорта — на 2,4%. Основными белорусскими экспортными товарными позициями в Кыргызстан являются говядина свежая или охлажденная, мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, тракторы и седельные тягачи, сахар, лекарственные средства, сыр и творог, провода изолированные, кабели, мебель, изделия столярные строительные, ковры. Импортировались из Кыргызстана части и принадлежности для автомобилей и тракторов (преимущественно радиаторы), машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, отходы и лом медные, волокно хлопковое, нефтепродукты, овощи бобовые сушеные, фрукты сушеные, орехи, обувь [16].
Единственной страной-членом ЕАЭС, с которой Беларусь увеличила объем взаимной торговли в 2020 году, оказалась Армения, в основном за счет стремительного увеличения импорта. Товарооборот с ней возрос на $9,7 млн (на 13,4%), составив $82 млн при положительном сальдо в $33 млн, росте экспорта на 9,3% и импорта на 24,4%. В номенклатуре экспорта из Беларуси в Армению в 2020 году преобладали молоко и сливки сгущенные и сухие ($12,6 млн), сыры и творог ($3,7 млн), тракторы и седельные тягачи ($3,4 млн); машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки ($3,0 млн); говядина свежая или охлажденная ($2,9 млн), провода изолированные, кабели ($2,7 млн); лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи ($2,6 млн); мебель прочая и ее части ($2,0 млн), масло сливочное ($1,5 млн), части к машинам и устройствам ($1,5 млн). В номенклатуре импорта Беларуси из Армении преобладали крепкие алкогольные напитки ($11,7 млн), медные отходы и лом ($1,9 млн), полимеры стирола ($1,7 млн), ферросплавы ($1,0 млн), предметы гигиены ($0,9 млн), рыба ($0,7 млн) [17].
Из пяти географических соседей в десятке основных торговых партнеров в 2020 году не оказалось Латвии. При этом товарооборот с Украиной уменьшился на 22,2%, а наибольшее положительное торговое сальдо сложилось с Литвой (табл. 3).
Товарооборот со странами ЕС в 2020 году уменьшился на 9,6% и составил $11,9 млрд (19,6% общего товарооборота Республики Беларусь). Экспорт сократился на 11% и составил $5,4 млрд, импорт снизился на 8,5% и составил $6,5 млрд при общем отрицательном сальдо $1 млрд
Третьим торговым (но отнюдь не по значимости) партнером Беларуси является Китай. В предыдущих статьях уже освещались основные направления экономического сотрудничества двух стран [18, 26]. При финансовой поддержке китайских банков в Беларуси реализуются или уже реализованы более 30 крупных проектов на сумму около $8 млрд
Одним из интересных проектов белорусско-китайского сотрудничества является деятельность ЗСАО «Белджи» по сборке китайских автомобилей Geely. Около 52,5% предприятия принадлежит АОА БЕЛАЗ, и 33,4% — китайской компании Zhejang Jirun Automobile CoLtd. (Geely). В Беларуси уже эксплуатируется свыше 23 тыс. автомобилей белорусско-китайского производства, а в России — свыше 40 тыс. Летом 2021 года началась сборка первых электромобилей, которых должно быть смонтировано до конца года до 1000 штук. Все электромобили предназначены для эксплуатации на внутреннем рынке.
Диверсифицированность экономики. Белорусское народное хозяйство обладает весьма современной и развитой структурой. Одним из показателей диверсифицированности является, так называемый, «индекс экономической сложности», измеряемый на основе оценки видов экспортируемых товаров страны. По данным на 2018 год первое место в мировом списке занимала Япония; Германия находилась на 4-й позиции, США — на 11-й, Китай — на 18-й. Беларусь по данному показателю является лидером среди стран-членов ЕАЭС, занимая 29-е место (59-е — Киргизия, 64-е — Россия, 79-е — Армения и 93-е — Казахстан). Среди пяти географических соседей Беларуси лишь Польша превосходит Беларусь по данному показателю (23-е место), а остальные страны ей уступают: Литва (31-е), Латвия (34-е), Украина (44-е) [19]. Если иметь в виду, что индекс составляется для 133 стран мира, то очевидно, что позиции Беларуси выглядят достойно.
Динамика ВВП Беларуси за 1991–2019 годы. За первый период суверенной Беларуси (с 1991 по 1995 гг.) объем ВВП ежегодно снижался в среднем на 8,14%. Падение было хаотичным и неуправляемым: от 1,4% в 1991 году до 11,7% в 1994 году. После отказа от реформирования по рецептам МВФ результаты не замедлили сказаться: за второй пятилетний период (с 1996 по 2000 год) показатель ВВП ежегодно возрастал на 6,36%. Даже глобальный финансовый кризис в соседней России в 1998 году мало отразился на экономике Беларуси. Успешной оказались и последующие пятилетки: в 2001–2005 годах ежегодный прирост ВВП составил в среднем по 7,5%, а в 2006–2010 годах — по 6,13%.
После мирового финансового кризиса в 2008–2009 гг. и особенно после событий на Украине в 2014 году темпы экономического роста в Беларуси драматически упали. За 2009 и 2010 годы ВВП страны вырос всего на 1,85%. За 2011–2015 гг. ВВП страны возрастал ежегодно в среднем на 1,21%, а в 2016–2019 гг. — на 1,08%. Либеральные экономисты откликнулись на это тезисами о «тупике белорусской экономической модели». Примером может послужить монография К.В. Рудого «Государственный капитализм в Беларуси: на фоне экономической анемии» [20]. Автор книги родился в 1978 году; в 2000 году окончил Белорусский государственный экономический университет; в 2002 году защитил кандидатскую диссертацию; в 2004 году — стипендиат Университета Индианы (США); в 2007–2012 гг. — советник Посольства Республики Беларусь в КНР; в 2012 году — доктор экономических наук; в 2013–2016 гг. — Помощник Президента Республики Беларусь по экономическим вопросам; с августа 2016 по январь 2020 года — чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в КНР; с апреля 2020 года трудится в сфере бизнеса на высоких должностях. Зарекомендовал себя идейным вдохновителем белорусских либеральных реформаторов.
По мнению К.В. Рудого, белорусская экономическая модель являлась довольно привлекательной в конце 1990-х и в начале 2000-х годов. Однако в последнее десятилетие ежегодный прирост ВВП упал до 1% в год: причиной тому, по его мнению, являются «рецидивы постсоветской экономики», а также шесть «ловушек» на пути к экономическому росту: 1) «долговая ловушка» (“debttrap”); 2) «ловушка социального обременения» (“socialburdentrap”), 3) «ресурсная ловушка» (“resourcecursetrap”), 4) «ловушка конфликтности с соседями» (“conflictneighborstrap”), 5) «ловушка силового давления» (“forcefulpressuretrap”), а также 6) «ловушка среднего дохода» (“middle-incometrap”),
Сетования К.В. Рудого по поводу пяти первых «ловушек» вполне объяснимы с учетом рекомендуемых «либеральных рецептов» их преодоления: радикальное сокращение участия государства в экономике, ликвидация большинства социальных программ, «тотальная демократизация» и дистанцирование от России. Вполне предсказуемый «стандартный набор» в рамках рекомендаций МВФ.
Однако причины замедления экономического роста Беларуси следует искать в иной сфере. И, прежде всего, это последствия мирового кризиса 2008–2009 гг., а впоследствии — украинского кризиса 2014 года. В последнем случае был нанесен тяжелый удар по традиционно белорусско-украинским экономическим связям. Сказывается и санкционная политика Запада против России, самого крупного экономического партнера Беларуси.
Относительно «шестой ловушки» — «ловушки среднего дохода» необходимо отметить следующее. Действительно, Беларусь (как и другие страны ЕАЭС) пребывает в ситуации «ловушки среднего дохода», о чем речь шла в предыдущей статье нашего цикла [21]. Однако эту «ловушку» возможно преодолеть не набором сомнительных и уже порядком дискредитированных «либеральных реформ», а, напротив, — при умелом сочетании «невидимой руки рынка», с «видимой рукой государства» на основе кейнсианской модели в рамках экономического планирования посредством активного государственного вмешательства, как это убедительно продемонстрировали успешные страны Восточной Азии: Япония, Южная Корея, а также КНР.В настоящее время преодоление «ловушки среднего дохода» в рамках государственной экономической стратегии осуществляет КНР, на что китайское правительство отвело три пятилетки (с 12-й по 14-ю включительно), то есть с 2010 по 2025 год. За этот период запланировано увеличить ВВП на душу населения КНР с $4 тыс. до более, чем $12 тыс. по номинальному обменному курсу [22, 390–391]. Следует упомянуть, что уже в 2019 году показатель ВВП на душу населения в Китае преодолел планку в $10 тыс. по номинальному обменному курсу, превзойдя уровень 2010 года в 2,5 раза [23].
Белорусское народное хозяйство на фоне соседних экономик. Об уровне жизни белорусов в сравнении с соседними странами можно судить на основе среднедушевого показателя ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС). По нему перед вспышкой COVID-19 Беларусь уступала четырем странам из пяти (табл. 4): Латвии в 1,50 раза, Литве — в 1,81 раза, Польше — в 1,62 раза, России — в 1,37 раза, но превосходила Украину — в 1,59 раза (табл. 4).

Таблица 4
Численность населения и показатели ВВП Беларуси и соседних стран в 2019 году
СтранаЧисленность
населения
(млн чел.)
ВВП по номиналуВВП по ППС
Всего
млрд долл.
На душу
долл.
Всего
млрд долл.
На душу
долл.
Беларусь9,40860,06 373302,0021348
Латвия1,89334,117 77261,532 014
Литва2,79554,2 (9)19 498 (9)107,7038 587
Польша38,244592,401 (9)15 6011 30934 484
Россия146,751 700,011 5854 390,029181
Украина41,724154,693 706560,013 442
Источник: данные Всемирного банка.

По нашему мнению, среди стран ЕАЭС Беларусь в настоящее время уступает России (а также Казахстану) по величинам ВВП на душу населения главным образом потому, что, во-первых, не обладает крупными запасами нефти и газа (Россия и Казахстан богаты этими природными ресурсами). Во-вторых, потому, что сохраненный и усовершенствованный индустриальный потенциал Беларуси после демонтажа СССР не находит адекватной загрузки (нереализованный эффект масштаба). Гиганты белорусской промышленности, создаваемые в эпоху СССР для обеспечения экономических потребностей некогда крупнейшей державы мира, ныне вынуждены функционировать отнюдь не на уровне своих потенциальных возможностей.
Белорусы, располагая возможностями перемещения по территориям соседних стран, способны проводить наглядные сопоставления на бытовом уровне. По уровню жизни Беларусь в настоящее время уступает своим западным соседям (являющимся к тому же членами НАТО и ЕС). На это также делает ставку «коллективный Запад» и непосредственные западные соседи, «подогревавшие» в стране «цветную революцию» в 2020 году. Однако, с другой стороны, провал «белорусской цветной революции-2020» в немалой степени объясняется наглядным примером «майданного кошмара» на Украине в 2014 г. и разрушительными последствиями политического переворота. Ставка Запада на поиск «слабого звена» в ЕАЭС провалилась, что отнюдь не означает, что новые попытки не повторятся в будущем. Эффективный ответ Беларуси, впрочем, как и всех стран ЕАЭС, может быть лишь один: новая модернизация экономики на базе четвертой промышленной революции, динамичный социально-экономический прогресс и неуклонное повышение уровня и качества жизни белорусского населения.
Основное препятствие тесной экономической интеграции стран ЕАЭС.
Беларусь, как и Казахстан, развивается в рамках кейнсианской модели, которая предполагает активное вмешательство в экономику государства на основе пятилетних планов. Если Казахстан развивается в рамках пятилеток с 2010 года и в настоящее время осуществляет третью пятилетку (шестилетку) с 2020 по 2025 год, то для Беларуси — это уже шестая пятилетка (табл. 5).
Прочие три страны-члены ЕАЭС (Россия, Киргизия и Армения) развиваются в рамках монетарной экономической политики при минимальном вмешательстве государства в экономику. Именно эта неоднородность экономических моделей стран-членов ЕАЭС (2 кейнсианских + 3 монетаристских), на наш взгляд, является одной из основных проблем на пути полноценной интеграции в рамках экономического союза.

Таблица 5
Пятилетние Программы социально-экономического развития Республики Беларусь
Цели и задачиСроки
Повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его к уровню жизни в развитых европейских странах. Прохождение экономикой двух этапов. На первом этапе (1996–1997) — осуществление макроэкономической стабилизации и создание условий для возобновления экономического роста. Снижение инфляции, укрепление платежной и финансовой дисциплины, обеспечение устойчивого развития промышленного и сельскохозяйственного производства. На втором этапе (1998–2000) — возобновление экономического роста.Первая
программа
(пятилетка):
1996–2000 гг.
Доведение к концу пятилетки среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларов США (в 2005 году достигнут уровень $261);
• техническое перевооружение и модернизация экономики, внедрение современных технологий; • создание необходимых условий для оздоровления населения, повышение его уровня образования и культуры; • улучшение экологической ситуации.
Вторая
программа
(пятилетка):
2001–2005 гг.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь –дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, оптимизации государственного управления. Создание условий для увеличения доходов работников, занятых в аграрной сфере: их среднемесячную заработную плату к 2010 году планировалось довести до $320–360. Для достижения данной цели в области экономики в 2006–2010 гг. предусматривались следующие направления:
• рост реальных денежных доходов населения; • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села; • инновационная направленность развития экономики, технико-технологическое перевооружение и реструктуризация производств и на этой основе повышение уровня конкурентоспособности экономики; • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего, с Россией, другими странами СНГ, а также с ЕС.
Третья
пятилетка:
2006–2010 гг.
Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии — дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста: • ВВП — на 62–68%; • производительности труда — на 63–68%; • объемов промышленного производства — на 54–60%; • сельского хозяйства — на 39–45%; • услуг — на 96–103%.
Четвертая пятилетка:
2011–2015 гг.
Главная цель развития Беларуси на 2016–2020 годы — повышение качества жизни населения. В 2020 году прирост к 2015 году планировался:
• ВВП — 12,1–15%, • производительности труда по ВВП — 12,8–15,1%, • выпуска продукции промышленности — 9,1–15,2%, • выпуска продукции сельского хозяйства — 12,6–15,0%, • инвестиций в основной капитал — 12,0–14,9%, • экспорта товаров и услуг — 21–25%, • реальных денежных доходов граждан — 9,5–11,6%. Строительство жилья — свыше 18 млн кв. метров.
Пятая
пятилетка:
2016–2020 гг.
Главная цель развития Беларуси на 2021–2025 годы — обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации.
Ключевые задачи — сокращение зависимости экономического роста от углеводородного сырья, увеличение экспортного потенциала за счет высокотехнологичных товаров, запуска нового инвестиционного цикла. Основными результатами достижения поставленной цели должны стать:
• рост ВВП в реальном выражении не менее чем в 1,2 раза; • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 года; • рост инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза; • наращивание объемов экспорта товаров и услуг — более $50 млрд в 2025 году; • увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за пятилетие в 1,2 раза, включая рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; • увеличение производительности труда в промышленности в 1,3 раза.
Шестая
пятилетка:
2021–2025 гг.

Невозможность гармонической сочетаемости кейнсианской и монетаристской экономической политики демонстрирует рис. 1 [24, с. 47]. Если природа линии совокупного предложения (ys)обеими школами трактуется примерно одинаково: как зависящая преимущественно от ожидаемого изменения уровня цен (P)e, то природа линии совокупного спроса (yd) понимается экономическими школами неоднозначно. Монетаристы выступают против активных мероприятий экономической политики: манипулирования государственными расходами (G) и инвестициями (I), а также стимулирования потребительного спроса населения (С) и экспортной экспансии (Ng). И если для кейнсианцев активное государственное вмешательство в экономику является абсолютной необходимостью, то для монетаристов — неизбежным злом, которое следует всячески избегать, ограничиваясь лишь инструментами монетарной политики (М).
Именно эти теоретические разногласия являются серьезным и основным препятствием эффективной координации экономической политики Союзного Государства России (монетаристская политика) и Беларуси (кейнсианская политика), а также ЕАЭС (монетаризм в России, Армении и Кыргызстане — с одной стороны, и кейнсианство в Беларуси и Казахстане — с другой). Эффективной координации в рамках ЕАЭС невозможно достигнуть, пока все страны-члены организации не примут единую активную экономическую политику государства на основе скоординированного экономического планирования, то есть пока не задействуют «обе экономические руки»: «видимую» государства и «невидимую» — рынка.
Следует заметить, что в период коронакризиса в 2020 году в странах ЕАЭС, развивающихся в рамках кейнсианской модели, были минимальные темпы спада ВВП: в Беларуси — на 0,9%, в Казахстане — на 2,6% (для сравнения: в Армении спад составил 7,6%, в Кыргызстане — 8,6%, в России — 3,1%). Промышленное производство в Беларуси и Казахстане в 2020 году сократилось на 0,7% (для сравнения: в Армении в силу произошедшей ранее деиндустриализации экономики страны спад составил всего 0,9%, в Кыргызстане — на 6,6%, в РФ — на 2,9%). В Казахстане, единственной из стран-членов ЕАЭС, объем производства в обрабатывающей промышленности вырос в 2020 году на 3,2%. Максимальный прирост продукции сельского хозяйства в кризисном 2020 году был в Беларуси (+4,9%) и в Казахстане (+5,6%) (для сравнения: в Армении прирост составил +1,5%, в Кыргызстане +1,1%, в РФ +1,5%). Положительными были темпы прироста ввода в эксплуатацию жилья среди стран-членов ЕАЭС только у Беларуси (+2,3%) и у Казахстана (+16,6%), у остальных — отрицательные. В Казахстане, единственной из стран-членов ЕАЭС, были положительные темпы прироста в строительной отрасли (+10,7%). Реальные располагаемые денежные доходы населения из всех стран-членов ЕАЭС выросли только в Беларуси — на 4,6%. Оборот розничной торговли в кризисный год также вырос только в Беларуси — на 1,8%. Это показатель эффективного распределения государственных средств, выделенных из бюджета Беларуси на поддержку экономики и населения в 2020 году в размере 1,1% ВВП [25]. На основании приведенных данных можно сделать вывод, что проведение в Беларуси и Казахстане кейнсианской социально-экономической политики позволило смягчить последствия коронакризиса для экономик этих стран.
Рис. 1. Равновесие на рынке благ в кейнсианской и монетаристской моделях

Заключение. Членство Беларуси в ЕАЭС является важным фактором устойчивого развития белорусской экономики и Евразийского экономического союза, а также серьезным вкладом в укрепление совместного развития экономик союзных стран. Опыт социально-экономического развития этой страны весьма ценен для других стран ЕАЭС. Беларусь бедна сырьевыми ресурсами, особенно нефтью и газом, в отличие от России и Казахстана. Именно поэтому в настоящее время Беларусь временно уступает последним двум странам по показателю ВВП на душу населения. Различие социально-экономических моделей развития (кейнсианской в Беларуси и монетаристской в России) является главным объективным препятствием на пути более тесной и эффективной экономической интеграции в рамках ЕАЭС.


Статья подготовлена при грантовой поддержке РФФИ, проект № 20-010-00674

Список использованных источников:
1. EurAsiaDaily. Лукашенко: Россия и Китай — стратегические партнеры Белоруссии.12 февраля 2021. URL: https://eadaily.com/ru/news/2021/02/12/lukashenko-rossiya-i-kitay-strategicheskie-partnery-belorussii (Дата обращения: 12.04.2021).
2. Мясникович М.В. От таможенного к экономическому союзу Беларуси, Казахстана и России: некоторые проблемы и конструктивное их решение // Проблемы современной [экономики. — 2013. — № 4 (48). — С. 10–14.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат). URL: https://www.belstat.gov.by (Дата обращения: 2.04.2021)
4. Фадина Т.В. Национальная экономика Белоруссии. — М.: Интеграция, 2011. — 185 с.
5. Белта. Лукашенко: Беларусь выбрала путь эволюционного развития, а не шоковой терапии. 22 июня 2016. URL: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-belarus-vybrala-put-evoljutsionnogo-razvitija-a-ne-shokovoj-terapii-198490–2016 (Дата обращения: 19.04.2021)
6. Интерфакс. Лукашенко исключил шоковую терапию в Белоруссии. 19 августа 2018. URL: https://www.interfax.ru/world/625766 (Дата обращения: 19.04.2021)
7. Statista. Belarus: Distribution of GDP across economic sectors from 2009 to 2019. URL: https://www.statista.com/statistics/446138/belarus-gdp-distribution-across-economic-sectors/#:~:text=Distribution%20of%20gross%20domestic%20product%20(GDP)%20across%20economic%20sectors%20Belarus%202019&text=In%202019%2C%20agriculture%20contributed%20around,percent%20from%20the%20services%20sector (Дата обращения: 22.04.2021)
8. Лукашевич Владислав. Ад разваленых калгасаў да стаб¡льных гаспадарак // Звязда. 30.01.2019.
9. О Государственной программе «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь. 1 февраля 2021 года, № 59. https://pravo.by/natsionalnyy-reestr/novye-postupleniya/?p0=01.02.2021&p1=05.02.2021 (Дата обращения: 10.02.2021).
10. Президент Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/sfera-uslug/torgovlya(Дата обращения: 2.05.2021)
11. Президент Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/sfera-uslug/transport-i-logistika (Дата обращения: 2.05.2021)
12. Президент Республики Беларусь. URL: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/sfera-uslug/otdyh-i-turizm (Дата обращения: 2.05.2021)
13. Таможенные органы Республики Беларусь. URL: https://www.customs.gov.by/ru/2020_stat-ru/view/itogi-vneshnej-torgovli-respubliki-belarus-za-janvar-dekabr-2020-goda-16514/ (Дата обращения: 24.03.2021)
14. Внешняя торговля России. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021–02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-belarusyu-v-2020-g/ (Дата обращения: 25.03.2021)
15. Посольство Республики Беларусь в Республике Казахстан. URL: https://kazakhstan.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ (Дата обращения: 25.03.2021)
16. Посольство Республики Беларусь в Кыргызской Республике. URL: https://kyrgyzstan.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ (25.03.2021).
17. Посольство Республики Беларусь в Республике Армения. URL: https://armenia.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/ (25.03.2021).
18. Селищева Т.А., Селищев А. С. Страны ЕАЭС в условиях сопряжения с инициативой КНР «Один пояс — один путь» // Проблемы современной экономики. — 2020. — № 2 (74). — с. 12–16.
19. Список стран по экономической сложности: Country & Product Complexity Rankings. URL: https://atlas.cid.harvard.edu/rankings (Дата обращения: 28.04.2021)
20. Rudy Kiryl. State Capitalism in Belarus: Behind Economic Anemia. 11.09.2020. URL: https://www.intechopen.com/books/public-sector-crisis-management/state-capitalism-in-belarus-behind-economic-anemia (Дата обращения: 5.05.2021)
21. Селищева Т.А., Селищев А.С. Проблемы устойчивого развития Казахстана в ЕАЭС // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 2(73). — С. 17–23.
22. Селищев А.С., Селищев Н.А. Экономика Китая. Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2021. — 406 с.
23. Wang Xiaosong. For the Next Milestone // Beijing Review, Jan. 30, Vol. 63, 2020, # 5, p. 12–15.
24. Селищев А. С. Макроэкономика. 3-е изд. — СПб: Питер, 2005. — 464 с.
25. Селищева Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на экономику стран-членов Евразийского экономического союза и перспективы ее восстановления // Известия СПбГЭУ. — 2021. — № 3. — С. 36–42.
26. Селищева Т.А., Селищев А.С. О некоторых аспектах сотрудничества стран-членов ЕАЭС и Китая // Проблемы современной экономики. — 2020. — №3(75). — С. 14–19.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия