| | Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Дамбаева И. Ж. преподаватель Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
| |
| | В статье рассмотрены современные тенденции развития бизнес-модели горнодобывающих компаний. Показано, что в основе бизнес-модели лежат отношения компаний со стейкходерами. В основу таких взаимоотношений заложена экологическая, социальная и экономическая ответственность бизнеса, а также консолидация экосистемы корпорации с экосистемой регионов. Определено понятие экосистемы горнодобывающей компании как совокупности стейкхолдеров, имеющих общие интересы постоянного и проектного характера и объединенные отношениями партнерства. Раскрыты подходы к развитию экосистемы на основе расширения инфраструктуры и совершенствования бизнес-модели | Ключевые слова: экосистема, бизнес-модель, горнодобывающая компания, стейкхолдеры, инфраструктура | УДК 332.13: 65.014; ББК 65.012.1 Стр: 200 - 201 | Высокие темпы гео-политических, гео-экономических и гео-социальных изменений ставят задачу совершенствования бизнес модели корпораций горнодобывающей промышленности. Нарастают конфликты с местным сообществом, основой которых стал рост экологического, этнического, религиозного самосознания населения. Во многих случаях понимание природных ресурсов как общественного блага вызывает неприятие населения подходов к их присвоению бизнесом без отдачи для местного сообщества [3].
Бизнес-модель горнодобывающих компаний, которая сейчас основана на максимизации прибыли, оптимизации налогообложения с уходом в офшоры, минимизации затрат вне корпоративной социальной ответственности в современных условиях становится не эффективной.
Важными вопросами, которые должна решить новая бизнес-модель являются:
– экологическая, социальная и экономическая ответственность бизнеса, развитие связей с стейкхолдерами, консолидация экосистемы компании с экосистемой регионов;
– риск-менеджмент, направленный на прогнозирование и управление реперными точками развития, возможному появлению «черных лебедей», обеспечению устойчивой деятельности предприятия в условиях высокой волатильности рынков;
– инновационный менеджмент, направленный на адаптацию предприятия к результатам научно-технологического развития, как в отрасли, так и у потребителей продукции.
Новая бизнес-модель горнодобывающих компаний должна учитывать экономические, социальные и экологические ограничения и обеспечить устойчивое функционирование и развитие.
Понятие бизнес-модели, как концепции организации бизнеса компании, появилось в середине прошлого века. В основу применения бизнес-модели положен подход к стратегическому управлению компанией. То есть, она связана с моделями формирования корпоративной стратегии, управления бизнес-процессами [4].
При определении сущности понятия «бизнес-модель» выделяют два подхода:
1) ориентированный на бизнес-процессы/роли (подход, направленный внутрь предприятия)
2) ориентированный на ценность/клиента (подход, направленный на внешнее окружение предприятия» [2].
Бизнес-модель увязана с внешними и внутренними стейкхолдерами и может быть эффективна только в связке со стратегией и политикой деятельности организации.
При этом стратегия, бизнес-модель и политика динамичны, находятся в итерационном процессе постоянных изменений и генерируют соответствующие взаимные изменения.
Организации, «замкнутые на себя», в качестве основы изменений принимают стратегию, которая может вносить коррективы в бизнес-модель и политику реализации.
«Открытые» организации (ориентированные на внешнюю среду) в качестве основы изменений воспринимают политику внешних взаимоотношений, которая вносит коррективы в бизнес-модель и стратегию развития, а также во внутреннюю политику организации.
Основными этапами формирования бизнес-модели являются
– систематизация основных, вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов, ведущих к созданию ценности продукции;
– определение системы взаимоотношений элементов внутренней и внешней среды предприятия;
– определение необходимых внешних коммуникаций;
– контроль управленческих решений.
Существует достаточно много подходов к закреплению отношений компании со стейкходерами: от «мягких» неформальных подходов, например, социальных лицензий местного сообщества, до «жестких» договорных отношений, например, в виде стратегического партнерства.
В качестве основного методического подхода к развитию взаимоотношений горнодобывающих компаний со стейкхолдерами автор предлагает использовать экосистемный подход.
В существующих подходах к понятию экосистемы организации понимают «совокупность внутренних подразделений организации и связей между ними, предоставляющих сервисные услуги для осуществления бизнес- процессов, а также внешних стейкхолдеров, определяющих спрос на продукцию и условия для функционирования организации, объединенные в единую систему и имеющие скоординированные цели и стратегии развития» [1].
Экосистема региона определяется как «совокупность субъектов бизнеса, общества (в том числе общественных организаций) и власти и связей между ними, предоставляющих друг другу услуги для осуществления процессов социально-экономического развития, в том числе инвестиционного, инновационного и информационного характера, а также текущего функционирования, объединенных в единую социально-экономическую систему и имеющие скоординированные цели и стратегии развития» [1].
Опираясь на данные определения, автор вводит свое понятие экосистемы предприятия горнодобывающей промышленности как совокупности стейкхолдеров — внутренних подразделений и бизнес- процессов в организации, а также внешних контрагентов бизнес-среды, имеющие общие интересы постоянного и проектного характера и объединенные отношениями партнерства.
Формирование экосистемы компании основано на установлении отношений ответственности с субъектами экосистемы, которые являются стейкхолдерами компании:
Развитие экосистемы, по мнению автора, может быть основана на двух подходах:
– инфраструктурный подход;
– подход с позиции совершенствования бизнес–модели.
Рассмотрим эти подходы подробнее.
Инфраструктурный подход предполагает развитие экосистемы с позиции объединения возможностей инфраструктурных подразделений предприятия и внешней среды в оказании инфраструктурных услуг, как для предприятия, так и для территории расположения, региона.
При этом, предприятие имеет приоритеты и само формирует политику расширения своей инфраструктуры, исходя из стратегии собственников и менеджмента, а также опираясь на оптимизацию финансовых затрат.
Автор выделяет следующие виды инфраструктуры:
– инфраструктура жизнеобеспечения деятельности предприятия;
– инфраструктура жизнеобеспечения деятельности работников.
В развитии экосистемы предприятия при данном подходе активно заинтересованы и принимают участие стейкхолдеры предприятия, в рамках своих возможностей оказывающих влияние на нее.
К инфраструктуре жизнеобеспечения деятельности предприятия относится инженерно-техническая, коммуникационная, экологическая и инновационная инфраструктура.
Горнодобывающая промышленность может инициировать строительство крупных инфраструктурных объектов.
К инфраструктуре жизнеобеспечения деятельности работников относится здравоохранение, образование, культура и спорт, социальные услуги.
В качестве экосистемных элементов в горнодобывающей промышленности в основном практикуется сотрудничество в образовании по подготовке кадров на уровне среднего и высшего профессионального образования. Такие примеры сотрудничества компаний есть у Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа, Восточно-Сибирского университета технологий и управления. В рамках данного направления ведется подготовка специалистов в области геологоразведки и организации горно-рудной промышленности, прогноз потребностей в которых на стратегический период достаточно высок и не может быть покрыт специалистами из других регионов.
В других составляющих частях данной инфраструктуры речь идет в основном о проектной форме экосистемного сотрудничества.
Подход с позиции совершенствования бизнес–модели предполагает развитие экосистемы с позиции основных блоков развития (рис. 1).
Экономическое развитие горнодобывающей компании рассматривает возможности расширения экосистемы в следующих областях деятельности: активы, кадры, затраты, цены, качество, планирование, риск-менеджмент.
В ней также рассматриваются вопросы сбыта и производственных услуг.
Развитие бизнес-среды предполагает партнерские связи с инвестиционными и информационными организациями, организациями из других секторов экономики (в том числе в рамках проектов диверсификации деятельности), органами государственного и местного управления. Развитие инновационной среды рассматривает связи с научными, образовательными и инновационными организациями. Ресурсное развитие компании рассматривает экосистему в области геологоразведки и проектирования производства. Развитие территории расположения предполагает реализацию стратегии вне корпоративной социальной и экологической ответственности.
Развитие экосистемы предприятия в регионе требует реализации комплекса мероприятий, в том числе:
• совершенствование механизмов поддержки и продвижения проектов по приоритетным направлениям развития региона, направленных на создание результативных коллабораций — проектных групп различных стейкхолдеров;
• создание новых эколого-ориентированных производств с использованием потенциала стейкхолдеров, а также направленных на использование территориального потенциала;
• развитие существующих и заключение новых договоров о стратегическом партнерстве;
• передача в пользование имеющейся у органов исполнительной власти объектов инфраструктуры для совместной деятельности в рамках реализации проектов развития экосистемы;
• заключение соглашений о софинансировании ключевых реализуемых проектов развития экосистемы, направленных на социально-экономическое развитие Республики Бурятия.
Организационные инструменты предполагают реализацию следующих форм:
– кластеры, как направления ассоциативного объединения субъектов, входящих во все составляющие элементы экосистемы региона, в т.ч. науки, образования, инфраструктуры, финансовой сферы и т.д.;
– государственно-частное партнерство, как инструмент инвестиционного развития и управления всеми составляющими элементами экосистемы региона;
– саморегулирующие организации, как инструмент обеспечения качества недропользования, соблюдения экологических норм и т.д.
Экономические инструменты предполагают реализацию следующих форм:
– региональный (муниципальный) фонд компенсирующих проектов, предназначенный для формирования инновационного замещающего бизнеса. Первоначально этот фонд может быть частным, затем развиваться на принципах государственно-частного партнерства;
– система внекорпоративной социальной ответственности, предназначенная для внебюджетного развития социальной инфраструктуры муниципальных поселений, особенно в случае градообразующей деятельности.
Правовые инструменты предполагают реализацию следующих форм:
– система лицензирования, как инструмент учета стратегии развития регионов, приоритетов освоения резервных фондов;
– система концессионных соглашений, как инструмент баланса интересов региона и добывающих компаний в долгосрочном использовании ресурсов.
В качестве механизмов развития экосистемы предлагаются следующие направления:
Проекты развития вне корпоративной инфраструктуры. Данные проекты формируются на основе стратегии развития корпорации и согласуются со стратегиями развития местной и государственной власти;
Развитие договоров о стратегическом партнерстве с субъектами региональной инфраструктуры. Договора заключаются на долгосрочной основе и определяют вклад каждой из сторон в развитие соответствующих организаций;
Формирование регионального горно-рудного кластера. Механизм интеграционного развития бизнес-среды предприятия, направленный на расширение экосистемы предприятия, предполагает формирование кластера через сотрудничество с научными, образовательными, социальными учреждениями, а также с инфраструктурными организациями и предприятиями в рамках отраслевого и межотраслевого кластерного взаимодействия.
Данный кластер направлен на ассоциативное объединение субъектов, входящих в зону интересов горнодобывающих компаний, в т.ч. науки, образования, инфраструктуры, финансовой сферы и т.д. Горнорудный кластер аккумулирует в себе взаимодействия межуровневого и межсубъектного характера. Прежде всего, кластер оказывает влияние на развитие транспортной, энергетической, социальной и научно-образовательной инфраструктуры.
Региональные ресурсно-промышленные комплексы, по мнению автора, основаны на производстве и использовании (частичном) конечного продукта в регионе (строительство, сельское хозяйство и т.д.). Механизм создания и развития региональных и межрегиональных примышленных комплексов по освоению территории и глубокой комплексной переработке полезных ископаемых предполагает формирование продукции с высокой добавленной стоимостью.
Вертикально-интегрированные структуры предполагают организацию производства конечного продукта в регионе (радиоэлектроника, ювелирная промышленность и т.д.). Сущностью формирования вертикальных интегрированных связей является концентрация всей цепочки передела сырья в конечную продукцию в одном субъекте.
По мнению автора, такая концентрация должна касаться не только организационно-правовых аспектов, но и территориальных аспектов деятельности.
Развитие количества переделов в производстве продукции позволяет:
– увеличить добавленную стоимость продукции региона;
– сформировать бизнес инновационно-промышленного типа с более высокой интеллектуалоемкостью;
– снизить экологическую нагрузку на природную среду;
– диверсифицировать экономику;
– обеспечить межсекторное взаимодействие.
Препятствием для организации подобного бизнеса может являться:
– высокая инвестиционная емкость нового бизнеса;
– наукоемкость нового бизнеса (необходимость приобретения патентов, ноу-хау);
– конкурентные противодействия;
– сложившаяся структура размещения производительных сил.
По мнению автора, наиболее перспективными в данном направлении интеграционных взаимодействий в Республике Бурятия являются создание элементов с использованием кварцевого сырья; развитие ювелирной и поделочной промышленности (нефрит, золото и т.д.), а также использование некоторых других природных ресурсов. | | | Рис. 1. Подход к развитию «экосистемы» горнодобывающей компании с позиции совершенствования бизнес-модели
Составлено автором |
| |
|
|