| | Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Банслова В. Б. доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена вопросам конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг. Исследованы место России на международном рынке образовательных услуг и тенденции спроса на отечественные образовательные услуги. Предложен методологический подход к оценке конкурентоспособности образовательных программ | Ключевые слова: образовательная услуга, образовательная программа, конкурентоспособность образовательных программ, рынок образовательных услуг, показатели качества образовательных услуг, методологический подход | УДК 378; ББК 65.497 Стр: 175 - 177 | Одним из наиболее активно развивающихся в последние десятилетия рынков становится международный рынок образовательных услуг. Весь мировой рынок образования в 2019 году измерялся суммой $6,5 трлн. По прогнозным оценкам к 2025 году этот показатель составит $8 трлн, а к 2030-му — $10 трлн [1]. В этой связи, вопросы усиления роли российских вузов и их конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг приобретают особую актуальность.
Анализ статистики численности иностранных студентов за 2014–2017 гг., представленной в таблице 1, свидетельствует о том, что Россия входит в тройку лидеров на международном рынке образовательных услуг из 10 исследуемых стран (в мире в целом РФ занимает 6-е место). За указанный выше период времени все 10 рассматриваемых стран демонстрируют рост численности иностранных студентов, однако наибольшие значения этого показателя в абсолютных цифрах у США (рост с 784,4 тыс. до 984,9 тыс.), Великобритании (рост с 416,7 тыс. до 435,7 тыс.) и России, которая прочно удерживает 3-е место в числе лидеров (рост с 267,0 тыс. до 294,3 тыс.), опережая Францию (рост с 228,6 тыс. до 258,4 тыс.) и ФРГ (рост с 196,6 тыс. до 258,9 тыс.).
Таблица 1
Численность иностранных студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена и программам высшего образования по странамСтраны | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
---|
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % |
---|
Россия | 267,0 | 3,6 | 288 | 4,1 | 278,0 | 4,1 | 294,3 | 4,4 | Великобритания | 416,7 | 17,5 | 430,8 | 18,5 | 432,0 | 18,1 | 435,7 | 17,9 | Германия | 196,6 | 7,1 | 228,8 | 7,7 | 244,6 | 8,1 | 258,9 | 8,4 | Италия | 82,5 | 4,4 | 90,4 | 5,0 | 92,7 | 5,1 | 97,6 | 5,3 | Канада | 135,2 | 9,0 | 171,6 | 6,4 | 189,5 | 11,9 | 210,0 | 12.9 | Республика Корея | 55,5 | 1,7 | 54,5 | 1,7 | 61,9 | 1,9 | 70,8 | 2,3 | США | 784,4 | 3,9 | 907,3 | 4,6 | 971,4 | 5,0 | 984,9 | 5,2 | Франция | 228,6 | 9,8 | 239,4 | 9,9 | 245,3 | 9,9 | 258,4 | 10,2 | Швеция | 25,4 | 5,8 | 26,7 | 6,2 | 28,0 | 6,6 | 28,7 | 6,7 | Япония | 135,8 | 3,5 | 132,0 | 3,4 | 143,5 | 3,7 | 164,3 | 4,3 | Составлено автором по данным исследований НИУ ВШЭ [2]
Анализ страновой структуры контингента иностранных студентов позволяет определить основные целевые сегменты потребителей отечественных образовательных услуг. По данным исследования НИУ ВШЭ [3], в 2018/2019 учебном году по программам высшего образования в РФ обучалось 278 тыс. иностранных студентов. Из них на страны дальнего зарубежья приходилось 28% обучающихся и 78% составляли студенты из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Наибольшее число студентов стран дальнего зарубежья было из КНР (25,6%) и Индии (15,9%), а также из Вьетнама, Ирака, Марокко и Египта (около 4% каждая). Таким образом, для отечественных образовательных организаций наиболее значимым целевым сегментом в группе стран дальнего зарубежья является КНР. В целом, динамика численности иностранных студентов из стран дальнего зарубежья в период с 2010/11 учебного года по 2018/19 учебный год, демонстрировала рост с 37,1 тыс. человек до 76,5 тыс. человек, т.е. количество иностранных обучающихся выросло почти в 2 раза. Однако следует отметить, что если в 2014 г. доля КНР составляла 1/3 общего числа иностранных студентов из дальнего зарубежья, обучающихся в РФ, то к 2018/2019 учебному году их число значительно сократилось и составляло уже только около 1/4 всех студентов из дальнего зарубежья. Аналогичную динамику демонстрирует Вьетнам, доля которого в 2016 г. была 5,9%, а к 2018 г. сократилась до 3,9% от общего числа иностранных студентов дальнего зарубежья.
Среди стран ближнего зарубежья в 2018/2019 учебном году наибольшее число студентов было из Казахстана (33,5%), а также Туркменистана (14,0%), Узбекистана (13,3%), Таджикистана (10,0%) и Украины (9,3%). Численность иностранных студентов из Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Республики Молдова и Армении не превышала 6%. На страны Балтии, Грузию, Абхазию и Южную Осетию суммарно приходилось 2,3% обучающихся в РФ. Таким образом, наиболее значимым целевым сегментом потребителей в странах ближнего зарубежья является Казахстан. Однако здесь у РФ есть серьезный конкурент в лице КНР. За последнее десятилетие Китай, прежде всего за счет развитой системы грантов и стипендий на обучение, стал вторым после России наиболее популярным направлением обучения за рубежом для казахстанских студентов. Если в 2003–2004 гг. в Китае по государственным программам обмена обучалось 20 студентов из Казахстана, в 2010 г. — около 8 тыс. студентов по всем видам программ, то в настоящее время — около 17,6 тыс. студентов.
Это означает, что Россия, несмотря на отмеченный выше общий рост численности иностранных студентов, теряет позиции в своих традиционных и наиболее значимых рыночных сегментах потребителей и свидетельствует о существующей проблеме укрепления конкурентоспособности отечественных образовательных организаций и образовательных программ на международном рынке образовательных услуг. В связи с этим одной из актуальных становится задача разработки методологии определения и количественной оценки конкурентоспособности образовательных программ.
Многие из существующих подходов к оценке конкурентоспособности образовательных услуг, включая международные рейтинги, содержат общие недостатки. В их числе: отсутствие оценок качества разработанных вузом образовательных программ, недостаточный учет основных рыночных показателей (например, цены и спроса), использование системы показателей, отражающих, в основном, внутреннюю среду образовательного учреждения (например, спектр учебных программ, преподавательский состав) и слабо учитывающих конкурентные преимущества с позиции потребителя.
Автором предлагается методологический подход, устраняющий эти недостатки [4]. В основе данного подхода лежат следующие ключевые положения.
Во-первых, конкурентоспособность товаров и услуг является относительным показателем и может быть оценена только в сопоставлении с другими аналогичными товарами или услугами (при этом, как правило, один из представленных на рынке товаров рассматривается как базовый, с которым производят сравнение).
Во-вторых, конкурентоспособность определяется как отношение потребительских качеств, полезности товара или услуги к цене потребления (включающей все затраты, связанные с их приобретением и использованием).
В-третьих, на конкурентоспособность существенно влияет уровень соответствия оцениваемого товара или услуги государственным и международным стандартам и другим нормативным требованиям.
Исходя из этих принципов, конкурентоспособность образовательной услуги может быть рассчитана как интегральный показатель, образованный, в свою очередь, из трех комплексных показателей, характеризующих указанные выше свойства товара или услуги:
(1)
где J — интегральный показатель конкурентоспособности образовательной программы;
Jн — комплексный показатель по нормативным параметрам (оценивающий уровень соответствия образовательной программы стандартам);
Jк — комплексный показатель по потребительским параметрам (отражающий качество образовательной программы;
Je — комплексный показатель по экономическим параметрам образовательной программы (определяющий цену потребления).
Оценка качества образовательной программы является одним из ключевых моментов. При данном подходе качество трактуется как свойство образовательной услуги, существующее в восприятии потребителя (или другого лица, ее оценивающего), которое может изменяться в зависимости от времени и обстоятельств.
«Продукт» (услуга) в образовании чаще всего не только предоставляется клиенту непосредственно, но и производится в его присутствии и с его участием. Поэтому с позиции потребителя на первое место по значимости выходят, с одной стороны, способ оказания образовательной услуги, с другой — получаемый в дальнейшем эффект от использования ее результатов. Исходя из этого и следует отбирать конкретные параметры, описывающие качество образовательной услуги. Опираясь на описанный подход к понятию конкурентоспособности товара или услуги, можно предложить следующий набор комплексных показателей и единичных параметров для оценки конкурентоспособности образовательной программы.
1. Нормативный показатель образовательной программы.
Оцениваемые параметры:
– аттестация;
– аккредитация;
– наличие государственного диплома о высшем образовании, переподготовке или повышении квалификации;
– наличие международного сертификата соответствия или диплома;
– признание диплома за рубежом.
2. Показатель качества (потребительских свойств) образовательной программы
Оцениваемые параметры:
– набор изучаемых курсов и их фундаментальность;
– практическая значимость приобретаемых знаний, умений и навыков;
– уровень качества преподавания (квалификация преподавателей);
– уникальность (наличие или отсутствие аналогов);
– комплексность используемых методов обучения;
– длительность обучения;
– многовариантность (набор предлагаемых форм обучения);
– наличие и качество сопутствующих услуг;
– возможность трудоустройства по окончании учебного заведения и должностной уровень выпускников;
– средняя стартовая заработная плата выпускников по данной программе обучения.
3. Показатель экономичности образовательной программы.
Оцениваемые параметры:
– стоимость обучения (для предприятий, физических лиц);
– использование скидок к цене, их формы и значимость;
– возможность частичной или полной компенсации оплаты обучения (за счет госбюджета, учебного заведения, предприятий-работодателей);
– наличие и условия предоставления образовательного кредита учащимся.
Каждый единичный показатель рассчитывается как отношение оцениваемого параметра (прямое или обратное в зависимости от характера его воздействия) к базовому параметру, который устанавливается организаторами исследования экспертным путем, исходя из прогнозируемого или достигнутого уровня в практике образовательных учреждений. Комплексные показатели рассчитываются как средневзвешенное среднее единичных показателей. Удельные веса (весомость показателей) определяются также на основе экспертной оценки перед проведением исследования. При этом часть параметров, когда это возможно, берется в натуральном выражении (стоимость обучения, его продолжительность и т.п.), либо в виде балльной оценки, устанавливаемой экспертами на основе подготовленной шкалы. В целом расчет интегрального показателя конкурентоспособности образовательной программы (ОП) описывается следующими формулами:
где J — интегральный показатель конкурентоспособности ОП;
Jн, Jк, Jэ — комплексные показатели конкурентоспособности ОП по нормативным, качественным и экономическим параметрам соответственно;
aн, aк, aэ — весовые коэффициенты комплексных нормативного, качественного и экономического показателей соответственно;
Рнi, Ркi, Рэi — значения i-х нормативных, качественных и экономических параметров оцениваемой ОП;
Рнiо, Ркiо, Рэiо — значения i-х базовых нормативных, качественных и экономических параметров;
bнi, bкi, bэi — весовые коэффициенты i-х нормативных, качественных и экономических единичных показателей соответственно.
Автором разработана методика экспертной оценки весовых коэффициентов комплексных и единичных показателей, а также описаны процедуры использования предложенной методики оценки конкурентоспособности образовательных программ [4]. Исходя из описанной выше трактовки качества образовательной услуги, как свойства, которое может изменяться в зависимости от времени и обстоятельств, важно отметить гибкость предлагаемого подхода, в котором заложена возможность корректировки как весовых коэффициентов единичных показателей, так и перечня самих показателей [5]. Эта возможность приобретает особое значение, учитывая, что повышение конкурентоспособности отечественных образовательных организаций и расширение доли России на международном рынке образовательных услуг являются не только актуальными сегодня, но и одновременно нацеленными на долгосрочную перспективу задачами. |
| |
|
|