Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Комаров И. И.
аспирант экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Промышленный дизайн и возможности его использования в космической индустрии
В статье проводится анализ различных подходов к понятию «промышленный дизайн», описана эволюция промышленного дизайна, дана характеристика этапов и видов промышленного дизайна в жизненном цикле продукта, обобщен зарубежный опыт применения промышленного дизайна в космической отрасли, выделены основные сложности внедрения промышленного дизайна в бизнес-процессы проектирования. В целом автор предлагает участникам космического рынка переосмыслить значение промышленного дизайна в процессах проектирования
Ключевые слова: космическая индустрия, промышленный дизайн, технологии, конкуренция
УДК 338.246.2; ББК 65.305.9   Стр: 42 - 46

Поиск прогрессивных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики предопределяет контекст тематики современных исследовательских работ в области экономики. Ряд исследователей конкретизируют способы проведения экономической политики государства, в первую очередь, за счет инноватизации наукоемких и высокотехнологичных отраслей [1], к числу которых относится и космическая индустрия, как один из главных компонентов, обеспечивающих решение национальных задач в области безопасности и социально-экономического развития.
В условиях глобализации немаловажную роль играет культурная интеграция, сопровождаемая воплощением разного рода ценностей в результаты проектной деятельности [2]. Сфера культуры производства космической продукции сегодня характеризуется кризисными для нее трансформациями: переосмысление ценностей продукции, поиск новых материалов, совершенствование технологий и т.п. [3]. Подобные процессы приводят к обострению конкуренции на рынке между компаниями-производителями. Возможность включения в конкурентную борьбу и получения информативного отклика от потребителей требует инновационных подходов к формированию маркетинговых стратегий вывода космической продукции на рынок [4]. В данной связи становится актуальным анализ возможностей использования дизайна производимой продукции и, в частности, промышленного дизайна (далее — ПД).
Выбор промышленного дизайна в качестве объекта исследования определяется тесной связью развития дизайна с промышленным производством, наукой и техникой. Этот вид дизайна всегда определял причинно-следственную связь изменения ценностей и ритма жизни людей, а в современных условиях — появление различных типов промышленного дизайна (экологический, антропоцентрический и пр.), предопределяющих культурную направленность человека.
Целью настоящей статьи является комплексное изучение понятия «промышленный дизайн» и определение возможностей его использования в космической индустрии в интересах, в первую очередь, маркетингового продвижения продукции космической деятельности (далее — КД) на внешние рынки.
Всесторонний анализ исследований по тематике промышленного дизайна получил освещение в работах зарубежных и отечественных специалистов по истории науки и техники, эргономике и философии техники. Так, осмысление ключевых понятий дизайна и осознание его социально-культурного потенциала в условиях рыночных отношений в сочетании с коммерческой идеологией впервые проведено архитекторами и дизайнерами В. Гропиусом [5], Г. Ридом, Дж. Нельсоном [6], Г. Дрейфусом.
Первое применение системного подхода в практике промышленного дизайна в 70-х годах прошлого столетия принадлежит итальянскому дизайнеру Т. Мальдонадо. Обобщив результаты исследования связи дизайна с наукой, он выдвинул теорию уровней сложности проектируемых изделий от мелких бытовых изделий до электронно-вычислительных машин.
Среди отечественных исследователей в области технической эстетики и дизайна, внесших вклад в разработку основ теории и методологии дизайна, стоит отметить: Е.Н. Лазарева, Л.И. Новикову, В.Л. Глазычева [7], В.Ф. Сидоренко, Ю.С. Сомова.
Несмотря на достаточную вовлеченность исследователей в изучение вопросов применения ПД в производстве, как в зарубежной, так и в отечественной литературе достаточно сложно найти публикации с анализом и оценкой возможностей применения промышленного дизайна в космической индустрии.
Понятие «промышленный дизайн» стало использоваться в русском языке лишь с 1960-х гг., успешно вытеснив устоявшееся в советском терминологическом аппарате понятие «промышленное конструирование». Очевидно, что повсеместное употребление заимствованного словосочетания отразило возникшую на определенном этапе развития общества потребность в обозначении принципиально новых сторон не только процесса художественного конструирования, но и его связей с потребностями социума.
Сложность исследования понятий «дизайн» и «промышленный дизайн» заключается в их постоянном эволюционировании, сопровождающемся сменой организационных форм и расширением целей, функций и круга выполняемых задач. Понятие «дизайн» применяется для обозначения результата проектной деятельности (дизайн вещи), далеко не всегда связанной с современной практикой использования новейших технологий, и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого на разных стадиях развития общества [8]. Развертывание массового производства, сопровождаемое внедрением в социум новых товаров, являющихся изначально венцом исключительно инженерной мысли, постепенно наполняется механизмами конкурентной борьбы в виде промышленного дизайна (табл. 1).

Таблица 1
Эволюция развития промышленного дизайна
ЭтапВременной периодКраткая характеристика этапа
Протодизайн («революция вещей»)XVIII в. — 1900-е гг.– зарождение практики декоративного оформления выпускаемой продукции;
– привлечение художников к совместной работе с инженерами-проектировщиками;
– конструирование большого количества ранее не существовавших промышленных изделий.
I этап1910–1930 гг.– появление художественного конструирования;
– выделение дизайна в отдельное направление деятельности;
– осознание важности визуальной составляющей товара при его продвижении на рынке;
– функциональное конструирование промышленных изделий в сопровождении с обеспечением интернационального стиля продукта;
– дизайн стал инструментом маркетинга.
II этап («дизайн образов»1940–1970 гг.– становление промышленного дизайна визуальной фиксацией потребительских ценностей, динамичное изменение которых позволило стать промышленному дизайну одним из главных источников инноваций (например, «автомобильная революция»);
– формирование школ дизайна.
III этап («дизайн рациональных моделей»)1980–2000 гг.– цифровизация промышленного дизайна (АСПР, 3D технологии);
– смена «визуального дизайна» на дизайн рационально ориентированных моделей объемно-функционального и художественного конструирования промышленных товаров.
Современный этап2000 г. — наст. время– совершенствование старых и внедрение новых методов дизайн-проектирования;
– применение виртуальной реальности в работе промышленных дизайнеров;
– становление промышленного дизайна ключевым инструментом обеспечения конкурентоспособности.
Источник: авторская разработка

Представленная в табл.1 эволюция промышленного дизайна позволяет оценить логичность и последовательность его развития. Как представляется, промышленный дизайн следует рассматривать как межотраслевой вид проектной деятельности, задача которого сводится к решению социально-технических проблем адаптации промышленного производства к оптимальным условиям использования продукции посредством смешения технологий, маркетинга и искусства.
К приоритетным задачам промышленного дизайна следует отнести: обеспечение функциональности изделия: оно должно быть простым и понятным в эксплуатации. Как считают специалисты, чем сложнее с технической точки зрения промышленное изделие, тем большую роль играет промышленный дизайн в успехе продукта [9]; определение экстерьера (интерьера) промышленной продукции. Применение ПД способствует зрительной и тактильной дифференциации товара. Внешняя привлекательность продукта вызывает ассоциации с модой и имиджем, появление у потребителя чувство гордости от владения им, обеспечивая всем этим коммерческий успех товара; минимизация затрат на оборудование и производство (повышение ресурсо- и энергосбережения при производстве). Вариативность набора функций, используемых материалов и пр. существенно влияют на производственные затраты, и, соответственно, себестоимость изделия. Рационализация всех производственных факторов способна избавить от экономически необоснованных вложений в создание продукта.
Современный промышленный дизайн можно разделить на три вида (рис.1).
Рис 1. Классификация видов промышленного дизайна
Источник: авторская разработка

Представленная классификация позволяет выделить продуктовый (технологическое и производственное оборудование), объектный (предметы домашнего обихода, мебель) и наукоемкий дизайн. Последний, как правило, обусловлен состоянием экономического потенциала государства. Роль наукоемкого дизайна в коммерческом успехе продукции растет в геометрической прогрессии, обеспечивая в числе прочих факторов максимальные объемы продаж и эффективное позиционирование товара на мировом рынке. Такой вид промышленного дизайна представлен продукцией автомобилестроения и авиастроения, вооружением и изделиями космической индустрии, что представляет весомый интерес в рамках настоящего исследования.
Большинству экономик мира, в которых действовал механизм распределения продуктов в условиях дефицита, не удалось освоить промышленный дизайн в качестве инструмента работы с потребительским спросом. Однако, к лидерам по внедрению ПД в производство принято относить такие дизайн-ориентированные государства, как: Великобритания, Германия, Италия и США. Причем в обозначенных странах промышленный дизайн обрел особый тип формально-эстетической модернизации (в дополнение к традиционному), при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функций и не касающийся значительного улучшения технических или эксплуатационных характеристик. Задача, так называемого, «коммерческого дизайна» (styling) — придать изделию понятный потребителю вид и форму. Стоит подчеркнуть, что промышленный дизайн при этом используется не только в производстве продукции массового рынка, но и на рынке B2B (Business to Business) [10].
Проводя анализ применения промышленного дизайна в Российской Федерации, можно отметить, что ПД сегодня не существует в качестве полноценного сектора российской экономики, рассматриваемого в качестве источника дополнительных доходов бюджета. Отсутствие понимания, что современный дизайн — это не только эстетическая сторона изделия, а целый набор дизайн-технологий, материалов и инновационных конструкторских решений, свело форму его существования к небольшим дизайн-студиям и работе дизайнеров-фрилансеров, выполняющих антропоцентричные задания на несистемной основе. В подобном виде ПД не способен решить многие стратегические и тактические бизнес-задачи.
Стоит подчеркнуть, что в России достаточно развиты определенные сегменты промышленности, которые вовсе не испытывают очевидных проблем с дизайном и при этом имеют мировое признание. Это, в первую очередь, производство оружия (автомат Калашникова), военной техники («Тайфун», «Тополь-М») и, конечно, изделий ракетно-космической промышленности («Воевода», «Ангара», «Союз»). В подобных продуктах, облик которых определяет математика, задачи дизайна отходят на задний план, уступая место чистой инженерии, ориентированной на максимизацию функциональности изделия.
В то же время, недооценка значимости промышленного дизайна, выступающего сегодня в качестве инструмента конкуренции и механизма сокращения производственных издержек, способна привести любой сектор промышленности к состоянию стагнации. Вот почему задача формирования ПД рыночного типа, обеспечивающего наполнение потребительского рынка высококачественными изделиями и их интеграцию в мировой рынок — особо актуальна для космической индустрии.
Возможность применения промышленного дизайна в производстве изделий космической отрасли определяется основной особенностью популяризованной методики системного проектирования или же дизайн-мышления (design thinking), выраженной в беспрерывном профессиональном совершенствовании применяемых инструментов промышленного проектирования и системности используемых подходов [11].
При системном подходе проектирования и производства объекты рассматриваются в качестве системы с многосторонними внешними и внутренними связями. Как следствие, в процессе рассмотрения продукта в качестве элемента внешней системы с учетом всех внутренних связей, дается оценка перекрестного влияния системы и объекта друг на друга. Подобная методика наглядно показывает разницу между дизайн-мышлением и аналитическим подходом к производству, где конструирование ведется с опущением вышеуказанных связей, а создаваемые продукты рассматриваются как набор обособленных элементов [12].
Можно отметить, что большинство разработок космической индустрии, не уступающих по характеристикам зарубежным аналогам, ограничиваются процессом проектирования, а привлечение дизайн-групп происходит лишь на завершающих стадиях определения визуальной составляющей продукта. В подобной ситуации применение методов дизайн-мышления в производстве космических изделий способно придать им именно те качества, которые будут востребованы широким кругом потребителей в средне- и долгосрочной перспективе.
Применение системного подхода к проектированию в промышленном дизайне характеризуется следующими факторами:
● учет влияния системных связей на качество принимаемых управленческих решений;
● нелинейность: установленные в рамках системы связи могут нести нелинейный характер (не являться «причинно-следственными»), когда одно событие может иметь количественно и качественно дифференцированные исходы под влиянием нескольких факторов;
● комплексный учет влияния всех возможных факторов при проектировании;
● декомпозирование проблемы.
С учетом этого, нами предложены стартовые условия применения промышленного дизайна (точки входа) в космической индустрии:
1) связи проектируемого объекта с внешними системами. Так, при разработке помещений космических кораблей должны учитываться не только данные минимально необходимой загрузки космонавтами (для обеспечения полета), оборудованием и инвентарем, но и задача рационализации полезного пространства;
2) структура разрабатываемой системы, которая должна проектироваться по данным анализа заложенных целей;
3) оценка влияния проектируемой системы (объекта) на смежные системы. Например, изменение расположения шлюзов космического корабля может потребовать смены конфигурации стартового стола, что в рамках современных реалий представляется крайне затратным и нецелесообразным.
Важно отметить, что системность подхода к промышленному дизайну должна сохраняться на всех этапах жизненного цикла продукта (рис. 2.).
Как видно из рис.2, первым этапом промышленного дизайна является дизайн-исследование, на котором проводится сравнительный анализ эргономических и эксплуатационных характеристик, представленных на рынке аналогов будущего изделия. Наиболее популярным инструментом на этом этапе будет являться краудсорсинг — привлечение, в том числе, потребителей к решению возникающих задач инновационной производственной деятельности.
Этап разработки концепции, характеризуемый определением будущих визуальных и функциональных характеристик проектируемого изделия, сменяется дизайн-проектированием с использованием современных систем 3D-моделирования, САПР (системы автоматизированного проектирования) и прототипирования.
Для технически сложных изделий космической индустрии важную роль играет этап авторского надзора, модификации и сопровождения продукта в разрезе всего его жизненного цикла. Иными словами, влияние промышленного дизайна на продукт не ограничивается на этапе его реализации, а «тянется» вплоть до утилизации изделия (например, процесс авторского надзора на рынке B2B).
Применяемые технологии промышленного дизайна постоянно совершенствуются, позволяя упорядочить процесс разработки продукта и снизить на это возможные издержки. К основным действенным инструментам ПД нами отнесены:
● графические планшеты и цифровые ручки;
● САПР и системы стилизации (CAD и CAS системы), предназначенные для полноценного 3D-моделирования и проектирования изделий;
● трехмерные лазерные сканеры, позволяющие получать компьютерные CAD и CAS модели посредством оцифровки макетов;
● технологии 3D-печати, используемые сегодня уже за рамками обычного прототипирования, т.е. «выращенные» изделия зачастую становятся конечным продуктом, а не прототипом.
● тактильные системы проектирования с перспективным усовершенствованием тактильного интерфейса и стереоскопической визуализации — позволяют настроить процесс проектирования через осязание (ручное макетирование).
Применение в работе промышленного дизайнера приведенных инструментов при проектировании и создании космических систем и комплексов позволяет достичь максимальной цифровизации производства, исключив из процесса переход от бумаги к компьютерным моделям. Технологическая сложность космической индустрии требует тщательной отработки, обеспечения максимальной надежности и экономии средств. Системы распределенных вычислений и мгновенного прототипирования, компьютерное моделирование событий без участия опытных образцов — все это значительно сокращает время от замысла продукта до его вывода на рынок, а значит и длительность инвестиционного цикла [13].
Интересным представляется отметить зарубежный опыт применения промышленного дизайна в космической отрасли, в частности, опыт США, где проведена одна из лучших технологических операций по заимствованию космических технологий России и бывшего СССР. Созданная в 2002 г. частная компания «SpaceX» (И. Маск) с целью сокращения расходов на полеты в космос и открытия путей колонизации Марса имеет сегодня колоссальный успех на мировом космическом рынке за счет нашумевшего пилотируемого пуска корабля «CrewDragon». При этом компанией не были совершены технологические и инновационные открытия, не проводились фундаментальные исследования. «CrewDragon» — это по большей части аналог российского «Союза», процесс создания которого сопровождался работой промышленных дизайнеров:
● разработка скафандров проходила более 4 лет с применением инструментов краудсорсинга;
● работа над скафандрами велась с привлечением дизайнера Х. Фернандеса, придумавшего костюмы для героев популярных американских фильмов;
● шлемы для космонавтов были созданы посредством технологий 3D-печати;
● сенсорная панель управления кораблем дополнилась специальными перчатками, материал которых позволяет работать с панелью не снимая их.
Интерес к космической индустрии проявили и коммерческие компании, определив новые тенденции в подходе к дизайну космических скафандров. Забота о безопасности и функциональности на новом этапе коммерческого освоения космоса постепенно вытесняется вниманием к эстетической стороне вопроса. Причиной является естественное поведение участников рынка — общество готово и стремится вкладывать в отрасль деньги, а компании-производители стараются оказывать конкурентную борьбу друг-другу, рассматривая промышленный дизайн скафандров и летных комбинезонов как неотъемлемый элемент подготовки к космическому туризму [14].
Начиная исследование, мы исходили из того факта, что космическая индустрия, являющаяся базой современной индустриальной системы и обладающая в то же время инновационной замкнутостью, вышла на «технологическое плато». В течение длительного времени Российская Федерация не вкладывала значимых инвестиций в обеспечение технологического роста, что привело к политике «догоняющего» развития. В практике существует два способа выхода из подобной ситуации и удержания конкурентоспособности. Достижение масштабности производства, оптимизация производственных и управленческих процессов формируют первый способ. Второй — технологическое и инновационное обновление продуктового ряда с применением инструментов промышленного дизайна [15].
Анализ «Концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года», так и не получившей должного развития, позволил составить реестр проблем, сдерживающих развитие ПД в стране:
● промышленный дизайн практически не применяется для решения социально значимых проектов и задач;
● отсутствует рефлексия дизайна и особенностей национального стиля;
● отсутствует государственная стратегия продвижения промышленного дизайна;
● малое количество компаний, предлагающих услуги промышленных дизайнеров;
● автаркичность отечественного промышленного дизайна, выраженная в слабой интеграции в мировой рынок;
● недостаточный уровень профессионального образования в области ПД.
Учитывая всю совокупность образовавшихся проблем в сфере применения промышленного дизайна в Российской Федерации, текущая стратегия государственной политики по преодолению дизайн-барьера для выхода на зарубежный космический рынок представляется крайне неэффективной в силу своей акцентированности на тактических, а не стратегических приоритетах.
Вот почему глобальная задача российских компаний космической индустрии состоит в разработке эффективных мер увеличения их экономической стабильности, повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемых изделий [16]. Включение промышленного дизайна в инструментарий промышленной политики государства является крайне важным аспектом, поскольку запрос на развитие ПД тесно связан с осознанием невозможности конкурировать на международном рынке с применением устаревших методов с опорой на взаимосвязь технологий и НИОКР (НИР) [16].
На примере зарубежного опыта видно, что промышленный дизайн является одним из действенных инструментов продвижения и реорганизации наукоемких отраслей экономики. На наш взгляд, необходимо обеспечить спрос на изделия ракетно-космической отрасли с качественным ПД посредством механизма государственного заказа [17]. Государство должно выступать заказчиком услуг промышленных дизайнеров, это задаст определенный объем рынка с закупкой изделий только с элементами промышленного дизайна. Отсутствие элементов интеграции промышленного дизайна в планах реализации государственных стратегий поддержки космической отрасли свидетельствует о том, что государство остается на этапе декларирования потребностей в ПД при ведении промышленной политики. Поэтому, разрабатываемые государственные программы в области промышленной политики должны включать раздел, посвященный привязке ПД к достижению целей развития космической индустрии [18].
В процессе анализа выбранной тематики интересным оказался вопрос оценки зафиксированного на сегодня уровня вклада промышленного дизайна в структуру стоимости производимой продукции. По оценкам специалистов, инвестиции в ПД редко превышают 3–5% всего объема затрат, а в космической отрасли — не более 0,3–0,5%, в то время как для конечного потребителя в структуре цены промышленный дизайн составляет до 50% ценности [19]. Конечно, для космической отрасли вложения в промышленный дизайн могут быть осмыслены и с точки зрения инвестиционной политики государства. Задача ракетно-космической промышленности заключается не только в обеспечении импортозамещающей стратегии, но и в создании конкурентной борьбы среди небольшого числа участников международного космического рынка. Сегодня промышленный дизайн способен значительно повышать ценность изделий в глазах инвесторов и конечных потребителей, переместившись с периферии промышленной политики государства в ее центр [20].
Таким образом, промышленный дизайн представляет собой межотраслевой вид проектной деятельности, ориентированный на решение социально-технических проблем адаптации промышленного производства к комфортным для потребителя условиям использования продукции посредством синтеза технологий и искусства. Применение промышленного дизайна на всех стадиях жизненного цикла продукта представляется необходимым условием для его успешного маркетингового продвижения на рынке.
Стремительная коммерциализация космической отрасли с рецепцией новаций частного сектора экономики, адресное стимулирование которых дает отраслевые синергетические эффекты, показывает высокий потенциал внедрения промышленного дизайна в эту сферу. Возможность и необходимость использования ПД в космической отрасли Российской Федерации диктуется успешным опытом его применения зарубежными странами.
Системный подход к проектированию в краткосрочной перспективе потребует серьезных усилий государства по формированию законодательной базы в области промышленного дизайна и образовательных программ, ориентированных на развитие понимания ПД как рыночного инструмента. Конечно, может потребоваться более детальная оценка возможности применения современного инструментария промышленного дизайна в разработке изделий космической отрасли. Тем не менее, использование ПД в современной практике конкурентной борьбы поможет определить новые векторы развития отечественной космической индустрии.
Рис. 2. Этапы промышленного дизайна в жизненном цикле продукта
Источник: авторская разработка по данным Зеленой книги «Промышленный дизайн» [12]


Список использованных источников:
1. Аксенов Е.Г., Снопова А.В. Стратегические проблемы и перспективы ракетно-космической отрасли: современные подходы к постановке и решению задач интенсивного развития // Проблемы экономики и юридической практики. — 2016. — № 6. — С. 141–143.
2. Харламов А.В. Харламова Т.Л. Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой // Проблемы современной экономики — 2015. — № 2(54). — С. 121–124.
3. Беляков Г.П., Анищенко Ю.А., Сафронов М.В. Космическая деятельность: состояние, особенности и тенденции развития // Сибирский журнал науки и технологий. — 2016. — №1. — С. 218–222.
4. Данильченко П.Ю., Кукарцев А.В. Стратегические направления развития предприятий ракетно-космической отрасли РФ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2014. — №10. — С. 115–116.
5. Гропиус В. Границы архитектуры / В. Гропиус; пер. с англ. А.С. Пинскер, В.Р. Аронова, В.Г. Калиша. — М.: Искусство, 1971. — 286 с.
6. Нельсон Джордж. Проблемы дизайна: пер. Д.Э. Куниной и Д.В. Сильвестрова; под ред. и с предисл. К.М. Каннтора. — М.: Искусство, 1971. — 207 с.
7. Глазычев В.Л. О дизайне: очерки по теории и практике дизайна на Западе / В.Л. Глазычев. — М.: Искусство, 1970. — 192 с.
8. Княгинин В.Н. Промышленный дизайн (Стандарты. Лучшая практика. Продьюсинг. Дизайн-школы). — СПб.: Фонд, 2012. — 65 с.
9. Патоша О.И., Варавина Т.Ю. Влияние настроения на принятие решения о покупке высокотехнологичной продукции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2013.– № 4. Т.10.– С. 99–107.
10. Яковлева Е.А., Козловская Э.А. Инновационное развитие экономики (концепция импортозамещения) // Финансы: теория и практика. — 2016. — № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnoe-razvitie-ekonomiki-kontseptsiya-importozamescheniya
11. Мощелков А.Н., Краско Е.Ю., Дорохова Л.В. Промышленный дизайн, роль и задачи в современном мире и системе образования // Russian Journal of Education and Psychology. — 2017. — № 2–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennyy-dizayn-rol-i-zadachi-v-sovremennom-mire-i-sisteme-obrazovaniya.
12. Marsillac E., JangbaeRoh J. Connecting product design, process and supply chain decisions to strengthen global supply chain capabilities // International Journal of Production Economics. — 2014. — vol. 147, — Pp. 317–329.
13. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. — 2016. — № 3. — C. 17–20.
14. Лапшина Е.А. Проблемы и перспективы развития промышленного дизайна на Дальнем Востоке // Рамки профессии: сб. материалов науч.-практ. конф. ВНИИТЭ. — М.: Перо, 2015. — С. 58–61.
15. Карпов А.С., Карпова К.В. Меры государственного регулирования по повышению конкурентоспособности ракетно-космической промышленности Российской Федерации // Транспортное дело России. — 2014. — № 5. — С. 204–206.
16. Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. — 2017. — Т. 4. № 4. — С. 343–353.
17. Рубан Д.А.Современное участие России в мировой конкуренции национальных инновационных экономик // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2017. — Т.13. Вып. 4. — С. 773–786.
18. Хрусталев Е.Ю., Славянов А.С., Сахаров И.Е. Методы и инструментарий выбора механизмов экономической защиты наукоемких производств // ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ. — 2013. — № 225(9). — С. 36–45.
19. Криштофор А.П. Изменение конкурентных позиций России на мировом рынке космической продукции // Вестник университета. — 2019. — № 5. — С. 86–92.
20. Ulnicane I.Grand Challenges’ Concept: A Return of the ‘Big Ideas’ in Science, Technology and Innovation Policy? // International Journal of Foresight and Innovation Policy. — 2016.– Vol. 11. no. 1–3. — Pp. 5–21.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия