| | Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Комаров И. И. аспирант экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | В статье проводится анализ различных подходов к понятию «промышленный дизайн», описана эволюция промышленного дизайна, дана характеристика этапов и видов промышленного дизайна в жизненном цикле продукта, обобщен зарубежный опыт применения промышленного дизайна в космической отрасли, выделены основные сложности внедрения промышленного дизайна в бизнес-процессы проектирования. В целом автор предлагает участникам космического рынка переосмыслить значение промышленного дизайна в процессах проектирования | Ключевые слова: космическая индустрия, промышленный дизайн, технологии, конкуренция | УДК 338.246.2; ББК 65.305.9 Стр: 42 - 46 | Поиск прогрессивных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики предопределяет контекст тематики современных исследовательских работ в области экономики. Ряд исследователей конкретизируют способы проведения экономической политики государства, в первую очередь, за счет инноватизации наукоемких и высокотехнологичных отраслей [1], к числу которых относится и космическая индустрия, как один из главных компонентов, обеспечивающих решение национальных задач в области безопасности и социально-экономического развития.
В условиях глобализации немаловажную роль играет культурная интеграция, сопровождаемая воплощением разного рода ценностей в результаты проектной деятельности [2]. Сфера культуры производства космической продукции сегодня характеризуется кризисными для нее трансформациями: переосмысление ценностей продукции, поиск новых материалов, совершенствование технологий и т.п. [3]. Подобные процессы приводят к обострению конкуренции на рынке между компаниями-производителями. Возможность включения в конкурентную борьбу и получения информативного отклика от потребителей требует инновационных подходов к формированию маркетинговых стратегий вывода космической продукции на рынок [4]. В данной связи становится актуальным анализ возможностей использования дизайна производимой продукции и, в частности, промышленного дизайна (далее — ПД).
Выбор промышленного дизайна в качестве объекта исследования определяется тесной связью развития дизайна с промышленным производством, наукой и техникой. Этот вид дизайна всегда определял причинно-следственную связь изменения ценностей и ритма жизни людей, а в современных условиях — появление различных типов промышленного дизайна (экологический, антропоцентрический и пр.), предопределяющих культурную направленность человека.
Целью настоящей статьи является комплексное изучение понятия «промышленный дизайн» и определение возможностей его использования в космической индустрии в интересах, в первую очередь, маркетингового продвижения продукции космической деятельности (далее — КД) на внешние рынки.
Всесторонний анализ исследований по тематике промышленного дизайна получил освещение в работах зарубежных и отечественных специалистов по истории науки и техники, эргономике и философии техники. Так, осмысление ключевых понятий дизайна и осознание его социально-культурного потенциала в условиях рыночных отношений в сочетании с коммерческой идеологией впервые проведено архитекторами и дизайнерами В. Гропиусом [5], Г. Ридом, Дж. Нельсоном [6], Г. Дрейфусом.
Первое применение системного подхода в практике промышленного дизайна в 70-х годах прошлого столетия принадлежит итальянскому дизайнеру Т. Мальдонадо. Обобщив результаты исследования связи дизайна с наукой, он выдвинул теорию уровней сложности проектируемых изделий от мелких бытовых изделий до электронно-вычислительных машин.
Среди отечественных исследователей в области технической эстетики и дизайна, внесших вклад в разработку основ теории и методологии дизайна, стоит отметить: Е.Н. Лазарева, Л.И. Новикову, В.Л. Глазычева [7], В.Ф. Сидоренко, Ю.С. Сомова.
Несмотря на достаточную вовлеченность исследователей в изучение вопросов применения ПД в производстве, как в зарубежной, так и в отечественной литературе достаточно сложно найти публикации с анализом и оценкой возможностей применения промышленного дизайна в космической индустрии.
Понятие «промышленный дизайн» стало использоваться в русском языке лишь с 1960-х гг., успешно вытеснив устоявшееся в советском терминологическом аппарате понятие «промышленное конструирование». Очевидно, что повсеместное употребление заимствованного словосочетания отразило возникшую на определенном этапе развития общества потребность в обозначении принципиально новых сторон не только процесса художественного конструирования, но и его связей с потребностями социума.
Сложность исследования понятий «дизайн» и «промышленный дизайн» заключается в их постоянном эволюционировании, сопровождающемся сменой организационных форм и расширением целей, функций и круга выполняемых задач. Понятие «дизайн» применяется для обозначения результата проектной деятельности (дизайн вещи), далеко не всегда связанной с современной практикой использования новейших технологий, и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого на разных стадиях развития общества [8]. Развертывание массового производства, сопровождаемое внедрением в социум новых товаров, являющихся изначально венцом исключительно инженерной мысли, постепенно наполняется механизмами конкурентной борьбы в виде промышленного дизайна (табл. 1).
Таблица 1
Эволюция развития промышленного дизайнаЭтап | Временной период | Краткая характеристика этапа |
---|
Протодизайн («революция вещей») | XVIII в. — 1900-е гг. | – зарождение практики декоративного оформления выпускаемой продукции;
– привлечение художников к совместной работе с инженерами-проектировщиками;
– конструирование большого количества ранее не существовавших промышленных изделий. | I этап | 1910–1930 гг. | – появление художественного конструирования;
– выделение дизайна в отдельное направление деятельности;
– осознание важности визуальной составляющей товара при его продвижении на рынке;
– функциональное конструирование промышленных изделий в сопровождении с обеспечением интернационального стиля продукта;
– дизайн стал инструментом маркетинга. | II этап («дизайн образов» | 1940–1970 гг. | – становление промышленного дизайна визуальной фиксацией потребительских ценностей, динамичное изменение которых позволило стать промышленному дизайну одним из главных источников инноваций (например, «автомобильная революция»);
– формирование школ дизайна. | III этап («дизайн рациональных моделей») | 1980–2000 гг. | – цифровизация промышленного дизайна (АСПР, 3D технологии);
– смена «визуального дизайна» на дизайн рационально ориентированных моделей объемно-функционального и художественного конструирования промышленных товаров. | Современный этап | 2000 г. — наст. время | – совершенствование старых и внедрение новых методов дизайн-проектирования;
– применение виртуальной реальности в работе промышленных дизайнеров;
– становление промышленного дизайна ключевым инструментом обеспечения конкурентоспособности. | Источник: авторская разработка
Представленная в табл.1 эволюция промышленного дизайна позволяет оценить логичность и последовательность его развития. Как представляется, промышленный дизайн следует рассматривать как межотраслевой вид проектной деятельности, задача которого сводится к решению социально-технических проблем адаптации промышленного производства к оптимальным условиям использования продукции посредством смешения технологий, маркетинга и искусства.
К приоритетным задачам промышленного дизайна следует отнести: обеспечение функциональности изделия: оно должно быть простым и понятным в эксплуатации. Как считают специалисты, чем сложнее с технической точки зрения промышленное изделие, тем большую роль играет промышленный дизайн в успехе продукта [9]; определение экстерьера (интерьера) промышленной продукции. Применение ПД способствует зрительной и тактильной дифференциации товара. Внешняя привлекательность продукта вызывает ассоциации с модой и имиджем, появление у потребителя чувство гордости от владения им, обеспечивая всем этим коммерческий успех товара; минимизация затрат на оборудование и производство (повышение ресурсо- и энергосбережения при производстве). Вариативность набора функций, используемых материалов и пр. существенно влияют на производственные затраты, и, соответственно, себестоимость изделия. Рационализация всех производственных факторов способна избавить от экономически необоснованных вложений в создание продукта.
Современный промышленный дизайн можно разделить на три вида (рис.1). | | | Рис 1. Классификация видов промышленного дизайна
Источник: авторская разработка | Представленная классификация позволяет выделить продуктовый (технологическое и производственное оборудование), объектный (предметы домашнего обихода, мебель) и наукоемкий дизайн. Последний, как правило, обусловлен состоянием экономического потенциала государства. Роль наукоемкого дизайна в коммерческом успехе продукции растет в геометрической прогрессии, обеспечивая в числе прочих факторов максимальные объемы продаж и эффективное позиционирование товара на мировом рынке. Такой вид промышленного дизайна представлен продукцией автомобилестроения и авиастроения, вооружением и изделиями космической индустрии, что представляет весомый интерес в рамках настоящего исследования.
Большинству экономик мира, в которых действовал механизм распределения продуктов в условиях дефицита, не удалось освоить промышленный дизайн в качестве инструмента работы с потребительским спросом. Однако, к лидерам по внедрению ПД в производство принято относить такие дизайн-ориентированные государства, как: Великобритания, Германия, Италия и США. Причем в обозначенных странах промышленный дизайн обрел особый тип формально-эстетической модернизации (в дополнение к традиционному), при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функций и не касающийся значительного улучшения технических или эксплуатационных характеристик. Задача, так называемого, «коммерческого дизайна» (styling) — придать изделию понятный потребителю вид и форму. Стоит подчеркнуть, что промышленный дизайн при этом используется не только в производстве продукции массового рынка, но и на рынке B2B (Business to Business) [10].
Проводя анализ применения промышленного дизайна в Российской Федерации, можно отметить, что ПД сегодня не существует в качестве полноценного сектора российской экономики, рассматриваемого в качестве источника дополнительных доходов бюджета. Отсутствие понимания, что современный дизайн — это не только эстетическая сторона изделия, а целый набор дизайн-технологий, материалов и инновационных конструкторских решений, свело форму его существования к небольшим дизайн-студиям и работе дизайнеров-фрилансеров, выполняющих антропоцентричные задания на несистемной основе. В подобном виде ПД не способен решить многие стратегические и тактические бизнес-задачи.
Стоит подчеркнуть, что в России достаточно развиты определенные сегменты промышленности, которые вовсе не испытывают очевидных проблем с дизайном и при этом имеют мировое признание. Это, в первую очередь, производство оружия (автомат Калашникова), военной техники («Тайфун», «Тополь-М») и, конечно, изделий ракетно-космической промышленности («Воевода», «Ангара», «Союз»). В подобных продуктах, облик которых определяет математика, задачи дизайна отходят на задний план, уступая место чистой инженерии, ориентированной на максимизацию функциональности изделия.
В то же время, недооценка значимости промышленного дизайна, выступающего сегодня в качестве инструмента конкуренции и механизма сокращения производственных издержек, способна привести любой сектор промышленности к состоянию стагнации. Вот почему задача формирования ПД рыночного типа, обеспечивающего наполнение потребительского рынка высококачественными изделиями и их интеграцию в мировой рынок — особо актуальна для космической индустрии.
Возможность применения промышленного дизайна в производстве изделий космической отрасли определяется основной особенностью популяризованной методики системного проектирования или же дизайн-мышления (design thinking), выраженной в беспрерывном профессиональном совершенствовании применяемых инструментов промышленного проектирования и системности используемых подходов [11].
При системном подходе проектирования и производства объекты рассматриваются в качестве системы с многосторонними внешними и внутренними связями. Как следствие, в процессе рассмотрения продукта в качестве элемента внешней системы с учетом всех внутренних связей, дается оценка перекрестного влияния системы и объекта друг на друга. Подобная методика наглядно показывает разницу между дизайн-мышлением и аналитическим подходом к производству, где конструирование ведется с опущением вышеуказанных связей, а создаваемые продукты рассматриваются как набор обособленных элементов [12].
Можно отметить, что большинство разработок космической индустрии, не уступающих по характеристикам зарубежным аналогам, ограничиваются процессом проектирования, а привлечение дизайн-групп происходит лишь на завершающих стадиях определения визуальной составляющей продукта. В подобной ситуации применение методов дизайн-мышления в производстве космических изделий способно придать им именно те качества, которые будут востребованы широким кругом потребителей в средне- и долгосрочной перспективе.
Применение системного подхода к проектированию в промышленном дизайне характеризуется следующими факторами:
● учет влияния системных связей на качество принимаемых управленческих решений;
● нелинейность: установленные в рамках системы связи могут нести нелинейный характер (не являться «причинно-следственными»), когда одно событие может иметь количественно и качественно дифференцированные исходы под влиянием нескольких факторов;
● комплексный учет влияния всех возможных факторов при проектировании;
● декомпозирование проблемы.
С учетом этого, нами предложены стартовые условия применения промышленного дизайна (точки входа) в космической индустрии:
1) связи проектируемого объекта с внешними системами. Так, при разработке помещений космических кораблей должны учитываться не только данные минимально необходимой загрузки космонавтами (для обеспечения полета), оборудованием и инвентарем, но и задача рационализации полезного пространства;
2) структура разрабатываемой системы, которая должна проектироваться по данным анализа заложенных целей;
3) оценка влияния проектируемой системы (объекта) на смежные системы. Например, изменение расположения шлюзов космического корабля может потребовать смены конфигурации стартового стола, что в рамках современных реалий представляется крайне затратным и нецелесообразным.
Важно отметить, что системность подхода к промышленному дизайну должна сохраняться на всех этапах жизненного цикла продукта (рис. 2.).
Как видно из рис.2, первым этапом промышленного дизайна является дизайн-исследование, на котором проводится сравнительный анализ эргономических и эксплуатационных характеристик, представленных на рынке аналогов будущего изделия. Наиболее популярным инструментом на этом этапе будет являться краудсорсинг — привлечение, в том числе, потребителей к решению возникающих задач инновационной производственной деятельности.
Этап разработки концепции, характеризуемый определением будущих визуальных и функциональных характеристик проектируемого изделия, сменяется дизайн-проектированием с использованием современных систем 3D-моделирования, САПР (системы автоматизированного проектирования) и прототипирования.
Для технически сложных изделий космической индустрии важную роль играет этап авторского надзора, модификации и сопровождения продукта в разрезе всего его жизненного цикла. Иными словами, влияние промышленного дизайна на продукт не ограничивается на этапе его реализации, а «тянется» вплоть до утилизации изделия (например, процесс авторского надзора на рынке B2B).
Применяемые технологии промышленного дизайна постоянно совершенствуются, позволяя упорядочить процесс разработки продукта и снизить на это возможные издержки. К основным действенным инструментам ПД нами отнесены:
● графические планшеты и цифровые ручки;
● САПР и системы стилизации (CAD и CAS системы), предназначенные для полноценного 3D-моделирования и проектирования изделий;
● трехмерные лазерные сканеры, позволяющие получать компьютерные CAD и CAS модели посредством оцифровки макетов;
● технологии 3D-печати, используемые сегодня уже за рамками обычного прототипирования, т.е. «выращенные» изделия зачастую становятся конечным продуктом, а не прототипом.
● тактильные системы проектирования с перспективным усовершенствованием тактильного интерфейса и стереоскопической визуализации — позволяют настроить процесс проектирования через осязание (ручное макетирование).
Применение в работе промышленного дизайнера приведенных инструментов при проектировании и создании космических систем и комплексов позволяет достичь максимальной цифровизации производства, исключив из процесса переход от бумаги к компьютерным моделям. Технологическая сложность космической индустрии требует тщательной отработки, обеспечения максимальной надежности и экономии средств. Системы распределенных вычислений и мгновенного прототипирования, компьютерное моделирование событий без участия опытных образцов — все это значительно сокращает время от замысла продукта до его вывода на рынок, а значит и длительность инвестиционного цикла [13].
Интересным представляется отметить зарубежный опыт применения промышленного дизайна в космической отрасли, в частности, опыт США, где проведена одна из лучших технологических операций по заимствованию космических технологий России и бывшего СССР. Созданная в 2002 г. частная компания «SpaceX» (И. Маск) с целью сокращения расходов на полеты в космос и открытия путей колонизации Марса имеет сегодня колоссальный успех на мировом космическом рынке за счет нашумевшего пилотируемого пуска корабля «CrewDragon». При этом компанией не были совершены технологические и инновационные открытия, не проводились фундаментальные исследования. «CrewDragon» — это по большей части аналог российского «Союза», процесс создания которого сопровождался работой промышленных дизайнеров:
● разработка скафандров проходила более 4 лет с применением инструментов краудсорсинга;
● работа над скафандрами велась с привлечением дизайнера Х. Фернандеса, придумавшего костюмы для героев популярных американских фильмов;
● шлемы для космонавтов были созданы посредством технологий 3D-печати;
● сенсорная панель управления кораблем дополнилась специальными перчатками, материал которых позволяет работать с панелью не снимая их.
Интерес к космической индустрии проявили и коммерческие компании, определив новые тенденции в подходе к дизайну космических скафандров. Забота о безопасности и функциональности на новом этапе коммерческого освоения космоса постепенно вытесняется вниманием к эстетической стороне вопроса. Причиной является естественное поведение участников рынка — общество готово и стремится вкладывать в отрасль деньги, а компании-производители стараются оказывать конкурентную борьбу друг-другу, рассматривая промышленный дизайн скафандров и летных комбинезонов как неотъемлемый элемент подготовки к космическому туризму [14].
Начиная исследование, мы исходили из того факта, что космическая индустрия, являющаяся базой современной индустриальной системы и обладающая в то же время инновационной замкнутостью, вышла на «технологическое плато». В течение длительного времени Российская Федерация не вкладывала значимых инвестиций в обеспечение технологического роста, что привело к политике «догоняющего» развития. В практике существует два способа выхода из подобной ситуации и удержания конкурентоспособности. Достижение масштабности производства, оптимизация производственных и управленческих процессов формируют первый способ. Второй — технологическое и инновационное обновление продуктового ряда с применением инструментов промышленного дизайна [15].
Анализ «Концепции развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года», так и не получившей должного развития, позволил составить реестр проблем, сдерживающих развитие ПД в стране:
● промышленный дизайн практически не применяется для решения социально значимых проектов и задач;
● отсутствует рефлексия дизайна и особенностей национального стиля;
● отсутствует государственная стратегия продвижения промышленного дизайна;
● малое количество компаний, предлагающих услуги промышленных дизайнеров;
● автаркичность отечественного промышленного дизайна, выраженная в слабой интеграции в мировой рынок;
● недостаточный уровень профессионального образования в области ПД.
Учитывая всю совокупность образовавшихся проблем в сфере применения промышленного дизайна в Российской Федерации, текущая стратегия государственной политики по преодолению дизайн-барьера для выхода на зарубежный космический рынок представляется крайне неэффективной в силу своей акцентированности на тактических, а не стратегических приоритетах.
Вот почему глобальная задача российских компаний космической индустрии состоит в разработке эффективных мер увеличения их экономической стабильности, повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемых изделий [16]. Включение промышленного дизайна в инструментарий промышленной политики государства является крайне важным аспектом, поскольку запрос на развитие ПД тесно связан с осознанием невозможности конкурировать на международном рынке с применением устаревших методов с опорой на взаимосвязь технологий и НИОКР (НИР) [16].
На примере зарубежного опыта видно, что промышленный дизайн является одним из действенных инструментов продвижения и реорганизации наукоемких отраслей экономики. На наш взгляд, необходимо обеспечить спрос на изделия ракетно-космической отрасли с качественным ПД посредством механизма государственного заказа [17]. Государство должно выступать заказчиком услуг промышленных дизайнеров, это задаст определенный объем рынка с закупкой изделий только с элементами промышленного дизайна. Отсутствие элементов интеграции промышленного дизайна в планах реализации государственных стратегий поддержки космической отрасли свидетельствует о том, что государство остается на этапе декларирования потребностей в ПД при ведении промышленной политики. Поэтому, разрабатываемые государственные программы в области промышленной политики должны включать раздел, посвященный привязке ПД к достижению целей развития космической индустрии [18].
В процессе анализа выбранной тематики интересным оказался вопрос оценки зафиксированного на сегодня уровня вклада промышленного дизайна в структуру стоимости производимой продукции. По оценкам специалистов, инвестиции в ПД редко превышают 3–5% всего объема затрат, а в космической отрасли — не более 0,3–0,5%, в то время как для конечного потребителя в структуре цены промышленный дизайн составляет до 50% ценности [19]. Конечно, для космической отрасли вложения в промышленный дизайн могут быть осмыслены и с точки зрения инвестиционной политики государства. Задача ракетно-космической промышленности заключается не только в обеспечении импортозамещающей стратегии, но и в создании конкурентной борьбы среди небольшого числа участников международного космического рынка. Сегодня промышленный дизайн способен значительно повышать ценность изделий в глазах инвесторов и конечных потребителей, переместившись с периферии промышленной политики государства в ее центр [20].
Таким образом, промышленный дизайн представляет собой межотраслевой вид проектной деятельности, ориентированный на решение социально-технических проблем адаптации промышленного производства к комфортным для потребителя условиям использования продукции посредством синтеза технологий и искусства. Применение промышленного дизайна на всех стадиях жизненного цикла продукта представляется необходимым условием для его успешного маркетингового продвижения на рынке.
Стремительная коммерциализация космической отрасли с рецепцией новаций частного сектора экономики, адресное стимулирование которых дает отраслевые синергетические эффекты, показывает высокий потенциал внедрения промышленного дизайна в эту сферу. Возможность и необходимость использования ПД в космической отрасли Российской Федерации диктуется успешным опытом его применения зарубежными странами.
Системный подход к проектированию в краткосрочной перспективе потребует серьезных усилий государства по формированию законодательной базы в области промышленного дизайна и образовательных программ, ориентированных на развитие понимания ПД как рыночного инструмента. Конечно, может потребоваться более детальная оценка возможности применения современного инструментария промышленного дизайна в разработке изделий космической отрасли. Тем не менее, использование ПД в современной практике конкурентной борьбы поможет определить новые векторы развития отечественной космической индустрии. | | | Рис. 2. Этапы промышленного дизайна в жизненном цикле продукта
Источник: авторская разработка по данным Зеленой книги «Промышленный дизайн» [12] |
| |
|
|