| | Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Источников В. В. старший преподаватель Школы проектирования и образовательного предпринимательства
Института права и управления Московского городского педагогического университета
| |
| | В статье анализируется возможность применения методов проектного управления для управления процессом старта предпринимательской деятельности. Рассматриваются особенности начального этапа предпринимательской деятельности. Предлагается авторский алгоритм действий начинающего предпринимателя в виде последовательности шагов, направленных на достижение главной цели предпринимательской деятельности — получение прибыли | Ключевые слова: предпринимательская деятельность, начинающий предприниматель, предпринимательская идея, методология проектного управления, риски предпринимательской деятельности | УДК 346.26; ББК 65.050.03 Стр: 105 - 108 | Поддержка предпринимательской деятельности на уровне руководства РФ направлена на увеличение количества предпринимателей в России. В утвержденном проектным комитетом под руководством первого вице-премьера А.Р. Белоусова, обновленном 29 сентября 2020 года паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» [1], указывается, что в секторе МСП заняты 21,16 млн человек, включая 1,2 млн самозанятых. Целью национального проекта заявлено увеличение количества занятых в этом секторе к 2024 году до 23 млн человек, и увеличение численности самозанятых к этому времени до 2,1 млн человек.
При этом, предпринимательская деятельность остается достаточно рискованным предприятием. Это отражено, в том числе, в законодательстве РФ. Так Гражданский кодекс РФ, Статья 2. «Отношения, регулируемые гражданским законодательством» дает следующее определение предпринимательской деятельности: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [5]. Таким образом, риски ведения предпринимательской деятельности перекладываются на самого предпринимателя.
Статистика показывает, что успеха в реализации бизнес-идей и развитии бизнеса добивается очень небольшой процент предпринимателей. По данным Startup Genome Report [3] «умирают» 92% запущенных стартапов. А данные журнала Inc. [2] указывают, что в течение первых пяти лет закрываются половина стартапов. Это подтверждает рискованность предпринимательской деятельности, особенно в самом начале ее реализации.
Получив некоторые профессиональные компетенции, сформировавшись как профессионал, начинающий предприниматель определяет круг задач, которые он может решить и необходимый для этого инструментарий, то есть формирует предпринимательскую идею [6]. Он начинает самостоятельную хозяйственную деятельность, стараясь в короткие сроки получить максимальную прибыль, чаще всего испытывая значительные ресурсные ограничения. При этом, предприниматель действует в условиях решения уникальных задач, когда воспользоваться готовыми решениями невозможно, с учетом индивидуальных особенностей реализуемой идеи.
Как правильно начать этот процесс, чтобы, вложив в предпринимательскую дельность свои время и энергию, а также финансовые средства, чаще всего заемные, не выяснить вдруг, что предлагаемый предпринимателем продукт не находит своего потребителя, а предпринимательская деятельность едва начавшись, завершается неудачей?
Повысить эффективность управления процессом старта предпринимательской деятельности возможно, воспользовавшись методологией проектного управления, если рассматривать этот процесс как проект по реализации предпринимательской идеи.
В проектной методологии проект рассматривается как уникальное предприятие, направленное на создание нового продукта или изменение в существующей системе, реализуемое в условиях ограничений на ресурсы [4]. Соответственно, характерными чертами проекта являются уникальность и неопределенность разработки, ее ограниченность по времени и ресурсах, а также наличие рисков и подверженность изменениям в процессе реализации. Проектное управление всегда направлено на достижение определенной цели и получение конкретного результата. Применение методов проектного управления позволяет достичь планируемых результатов за счет регламентированных процессов управления, обеспечить выполнение сроков их достижения, эффективно управлять имеющимися ресурсами [7].
Очевидно, что перечисленные характеристики проектной деятельности аналогичны ее составляющим на старте предпринимательской деятельности и соответствуют ее задачам, потому целесообразно рекомендовать начинающему предпринимателю использовать методологию проектного управления в начале его деятельности.
Предлагаемый алгоритм старта предпринимательской деятельности направлен на минимизацию риска ее неудачи на начальном этапе. В основу алгоритма положена методология управления проектами, поскольку организация процесса предпринимательской деятельности имеет все признаки проектной деятельности, осуществляется как правило в условиях жестких ограничений на ресурсы и время реализации и является уникальным предприятием.
Алгоритм представляет собой последовательность шагов (действий), направленных на достижение главной цели предпринимательской деятельности — получение прибыли.
Шаг 1. «Проблема»
Целью этого этапа является уточнение предпринимательской идеи путем определения главного направления предполагаемой деятельности, направленной на создание действительно необходимого на рынке продукта, который можно будет реализовать и получить прибыль.
Вход в этап — предпринимательская идея, информация о задачах и предположение о существующих проблемах, которые предприниматель может решить с учетом его компетенций.
Содержание этапа — анализ проблемного поля предполагаемой сферы деятельности. На этом шаге необходимо выявить главную проблему в сфере планируемой деятельности, на решение которой должны быть направлены усилия по созданию продукта. Для определения главной проблемы следует с привлечением экспертов провести анализ проблемного поля. Анализ следует проводить до тех пор, пока не будет определена четко и ясно сформулированная проблема, решение которой возможно в условиях действующих ограничений.
Инструменты — методы анализа проблем, например, «дерево проблем», SWOT-анализ и другие.
Выход. Результатом этапа должно стать подтверждение наличия реально существующей проблемы в сфере предполагаемой деятельности, которую нужно и можно решить путем создания соответствующего продукта и выведения его на рынок.
Шаг 2. «Путь решения»
Целью этого этапа является поиск оптимального пути решения проблемы.
Вход в этап — реальная проблема, решение которой возможно путем создания некоторого продукта.
Содержание этапа — выявление возможных путей решения проблемы и их анализ, основанный на изучении опыта решения аналогичных проблем другими участниками рынка и оценке собственных возможностей предпринимателя или на выдвижении уникальных предпринимательских идей.
Инструменты — SWOT-анализ, бенчмаркинг,
Выход. Результатом этапа должен стать определенный путь решения проблемы (стратегическое направление деятельности), реализация которого позволит оптимальным образом решить имеющуюся проблему. На этом этапе должен быть также определен круг возможных инвесторов реализуемой деятельности.
Если найденный путь обеспечивает решение проблемы, то осуществляется переход к следующему шагу. В противном случае необходимо уточнить решаемую проблему.
Шаг 3. «Концепция»
Целью этого этапа является разработка концепции способа реализации пути решения проблемы и вида создаваемого продукта предпринимательской деятельности.
Вход — путь решения проблемы (стратегическое направление деятельности), уникальные предпринимательские идеи.
Содержание этапа — определение способа реализации пути решения проблемы и вида создаваемого для этого продукта. Определение задач, решаемых создаваемым продуктом, технологии создания продукта. Определение потребителей продукта.
Инструменты — анализ, бенчмаркинг, экспертные оценки, мозговой штурм и другие методики генерации идей.
Выход. Результатом этапа должен стать конкретный способ решения проблемы и определенные вид и характеристики продукта.
Если найденный способ обеспечивает создание продукта, то осуществляется переход к следующему шагу. В противном случае необходимо уточнить путь решения проблемы.
Шаг 4. «Продукт»
Целью этого этапа является однозначное описание создаваемого продукта и его потребительских свойств.
Вход — описание вида и характеристик продукта и его потребительских свойств.
Содержание этапа — определение и разработка детализированного описания создаваемого продукта, обладающего заданными потребительскими качествами.
Инструменты — структурный анализ, метод структурной декомпозиции продукта (СДП, PBS), экспертные оценки.
Выход. Результатом этапа является однозначно и детально определенный состав продукта и его свойств.
Шаг 5. «Анализ»
Целью этого этапа является уточнение характеристик и состава продукта предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями рынка.
Вход — определенный состав продукта и его свойств, характеристика потребительского рынка.
Содержание этапа — проведение всестороннего анализа создаваемого продукта для определения его продаваемости в условиях конкуренции на свободном рынке.
Инструменты — различные виды анализа: институциональный, маркетинговый, технологический, финансовый, бенчмаркинг, рисков.
Выход. Результатом этапа должен стать уточненный продукт, обладающий необходимыми для реализации на рынке характеристиками.
Если проведенный анализ показывает, что характеристики и состав продукта обеспечивают его заданные потребительские качества, то осуществляется переход к следующему шагу. В противном случае необходимо уточнить состав продукта.
Шаг 6. «Планирование»
Целью этого этапа является детальное планирование деятельности по созданию продукта.
Вход — детальное описание уточненного продукта.
Содержание этапа — планирование работ по созданию продукта, состава исполнителей работ, определение ресурсного обеспечения, сроков и стоимости выполнения работ.
Инструменты — декомпозиция продукта и работ, иерархическая структура работ по созданию продукта (ИСР, WBS), технологический анализ, сетевое и календарное планирование, PERT-анализ, методы сравнения аналогов, экспертные оценки.
Выход. Результатом этапа должен стать подробный план деятельности по созданию продукта, описание технологии создания продукта и сформулированные предложения для инвесторов по инвестированию в создание продукта.
Шаг 7. «Создание продукта»
Целью этого этапа является отработка технологии создания продукта.
Вход — описание технологии создания продукта.
Содержание этапа — разработка технологии создания продукта, выполнение запланированных работ по созданию тестового образца продукта.
Инструменты — методы управления сроками, стоимостью, ресурсами и качеством продукта.
Выход. Результатом этапа должен стать образец технологии создания продукта, макет (тестовый образец) продукта.
Шаг 8. «Тестирование»
Целью этого этапа является тестирование полученного образца продукта и технологии на соответствие требуемым характеристикам качества и потребительских свойств.
Вход — образец технологии создания продукта, макет (тестовый образец) продукта.
Содержание этапа — тестирование продукта и технологии его производства на соответствие требуемых характеристикам качества и потребительских свойств
Инструменты — методы планирования качества создаваемого продукта и технологии его создания, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма Исикавы.
Выход. Результатом этапа должны стать готовые продукт и технология его производства.
Если макет (тестовый образец) продукта показывает, что характеристики и состав продукта обеспечивают его заданные потребительские качества, то осуществляется переход к следующему шагу. В противном случае необходимо уточнить технологию его создания.
Шаг 9. «Инфраструктура»
Целью этого этапа является институализация создания продукта предпринимательской деятельности.
Вход — характеристики готового продукта и технология его производства.
Содержание этапа институализации предпринимательской деятельности и создание производственной инфраструктуры создания продукта.
Инструменты — юридическое сопровождение деятельности, методы менеджмента.
Выход. Результатом этапа должна стать работающая инфраструктура создания продукта.
Шаг 10. Выход на рынок
Целью этого этапа является организация обеспечения продажи создаваемого продукта и получение прибыли.
Вход — инфраструктура создания продукта.
Содержание этапа — операционная деятельность предприятия, организация и проведение рекламной и PR — компаний.
Инструменты — менеджмент организации, методы рекламы и PR.
Выход. Результатом этапа должны стать устойчивые продажи продукта на рынке и получение прибыли. Переход к операционной деятельности.
Блок-схема алгоритма приведена на рис.1.
Следование последовательности шагов при осуществлении предпринимательской деятельности позволит оптимизировать ее основные этапы и минимизировать риск неудачи при выводе на рынок создаваемого продукта.
Шаги с 1 по 3 соответствуют этапу разработки концепции проекта в жизненном цикле проекта, шаги с 4 по 6 — этапу разработки, а с 7 по 10 — этапу реализации проекта. В жизненном цикле проекта присутствует еще один этап — завершения проекта. В описываемом подходе этот этап вынесен за рамки алгоритма, однако его выполнение может быть также рекомендовано предпринимателю, поскольку описание, систематизация выполненных работ и осмысление полученного опыта позволит ему в дальнейшем минимизировать риски предпринимательской деятельности. | | | Рис.1. Блок-схема алгоритма |
| |
|
|