| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Цёхла С. Ю. заведуюший кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук Филонов В. И. заместитель генерального директора АО «Завод «Фиолент» (г. Симферополь),
кандидат экономических наук Симченко Н. А. заведуюший кафедрой экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь),
доктор экономических наук
| |
| | В статье показаны проблемы и направления проведения цифровой трансформации в промышленности России. Дана характеристика основных принципов смартсорсинга для реализации проектов внедрения цифровых двойников. Доказана необходимость поиска новых способов взаимодействия с технологическими партнерами и применения стратегии смартсорсинга для совершенствования бизнес-моделей компаний | Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровой двойник, управление, смартсорсинг, промышленность | УДК 338.45.01 Стр: 40 - 43 | Цифровая трансформация — это основное технологическое направление развития промышленности. На сегодняшний день большое количество данных промышленных предприятий хранится в цифровом виде и в ходе внедрения цифровых технологий предприятия получают большое количество данных в цифровой форме. Создание цифровых копий всех стадий жизненного цикла производства, автоматизирование и ускорение бизнес-процессов с использованием специализированного программного обеспечения повышают их эффективность. Проведение цифровой трансформации представляет огромный потенциал для обеспечения развития и роста. Согласно исследованию компании McKinsey Global Institute, степень адаптации современных цифровых технологий к производству оценивается примерно в 20% от возможного, при этом обусловленный цифровой трансформацией общий рост бизнеса оценивается в более 13 трлн долл. США [1].
Современное промышленное производство во всех аспектах своей работы проводит внедрение цифровых технологий, осуществляемых с применением новых программных решений для всех процессов организации, в том числе через возможности использования цифровых двойников. Цифровые двойники ускоряют разработку продуктов и процессов, оптимизируют выполнение работ и помогают в обслуживании при функционировании, их применение помогает предсказывать нештатные ситуации, увеличивать срок эксплуатации объекта и оптимизировать работу оборудования. По мнению отечественных экспертов, разработка изделий и продукции на основе цифровых двойников может снизить временные, финансовые и иные затраты в десять и более раз [2]. По прогнозам компании Deloitte, мировой рынок «цифровых двойников» будет расти на 38% ежегодно и достигнет к 2023 году 16 млрд трлн долл. США [3].
Несмотря на очевидные преимущества цифровых двойников, на сегодняшний день их внедрение сопровождается рядом проблем, которые требуют выяснения и урегулирования.
Цель настоящей работы заключается в исследовании принципов смартсорсинга для применения в управлении внедрением цифровых двойников в отраслях промышленности.
По наблюдениям аналитиков значимость цифровых процессов и потенциал технологического внедрения на российских производствах продолжают расти [4, с. 3]. Ученые, в том числе отечественные, активно занимаются исследованиями проблем внедрения цифровых двойников, изучают мировой опыт и определяют возможности России в этом сегменте, анализируют тенденции в стране и предлагают способы решения актуальных вопросов. Необходимость внедрения новых технологий обосновывают ученые, утверждая, что «сегодня уже недостаточно заниматься автоматизацией и цифровизацией отдельных операций или производственных процессов. Качественный скачок эффективности бизнеса предполагает создание моделей управления другого уровня — киберфизических систем. Это такие системы, по мнению исследователей, в которых «цифровые технологии, оборудование и конечный продукт соединяются в единое целое и начинают обмениваться информацией, анализировать ее на этапе производства и продолжают делать это на протяжении всего жизненного цикла продукта» [5, с. 176]. Ученые считают, что «компании строят свои цифровые двойники в виде глобальных платформ для моделирования, имитации и анализа своих производственных систем [6, с. 105]. Зарубежные эксперты отмечают, что «цифровые двойники могут существенно усилить способность предприятий принимать проактивные решения на базе данных, повысить эффективность их деятельности и избавить от потенциальных проблем, ... могут предоставить возможность безопасным и экономным образом прорабатывать сценарии ..., по сути дела экспериментировать с будущим» [3].
Большинство специалистов среди «потенциальных» проблем проведения цифровой трансформации производства называют: большой объём работ по цифровизации всех объектов и технологических процессов существующих или создаваемых производств; отсутствие развитой IT-инфраструктуры; устаревшее оборудование; низкая квалификация персонала и недостаток высококвалифицированных специалистов данной области [3]. По мнению практиков, проблемами на отечественном рынке также являются «крайняя осторожность и недоверие к новым технологиям, жесткие требования по наличию готовых аналогичных кейсов у исполнителя, невозможность выполнить работы силами утвержденных «доверенных» подрядных организаций» [7, с. 14]. А также низкую готовность (адаптивность) к интеграции трансформаций, что косвенно сопрягается с проблемой отсутствия цифровой стратегии в повестке развития почти на 40% предприятий [4, с. 14].
Для проектов внедрения технологии цифровых двойников указанные сложности дополняются отсутствием технической и эксплуатационной документации, а также специалистов-экспертов, обеспечивающих развертывание и внедрение, подбор и обучение кадров для последующей эксплуатации технологии, и рисками внедрения, связанными со сроками развертывания и возможностью корректировки принятых системных, программных и организационных решений для выхода на эффективный режим эксплуатации.
Исследования на уровне компаний свидетельствуют, что преимущества цифровизации лучше достигаются, когда цифровые инвестиции сочетаются с организационными изменениями. На первоначальном этапе создание «полномасштабных» цифровых двойников сопряжено со значительными издержками, а не каждое предприятие готово вкладывать средства без уверенности, что инвестиции окупятся. Необходимо решать вопросы, связанные с сопротивлением на местах и нехваткой квалифицированных кадров на предприятии, понимающих цели и задачи происходящих изменений и готовых работать с цифровыми двойниками. И только тогда, когда бизнес-процессы предприятия будут изменены и готовы для работы в цифровом формате, данный подход покажет свою эффективность. [7, с. 15].
Сегодня в основе технологии цифрового двойника «лежит общее централизованное хранилище данных, где накапливаются данные и документация о конфигурации промышленного объекта [7, с. 23]. Высокая эффективность достигается главным образом за счёт рационального управления систем автоматизации физических операций производства и сопутствующих процессов, интегрированных в единое информационное пространство. Основные факторы концепции Industry 4.0 в разной степени используются в промышленности, и при этом три из них — PLM, Big Data и Internet of Things — являются основой технологии цифрового двойника, понимаемого как расширенная полиморфная поведенческая модель создаваемого или существующего физического объекта на разных стадиях его жизненного цикла [8]. Цифровой двойник позволяет эффективно выполнять такие важные управленческие функции, как получение точной информации о производительности системы, прогнозирование будущих состояний с помощью новых моделей предиктивной аналитики и удаленное управление объектом в режиме реального времени. По данным аналитиков Gartner, 48% крупных компаний, уже внедривших IoT, параллельно используют технологии цифровых двойников, либо планируют начать их использовать [9]. Остальные составляющие организационно-технической концепции Industry 4.0: SMART Factory, Cyber-physical systems, Interoperability, позволяют создать эффективную бизнес-модель компании.
В настоящее время в промышленности в целом решена задача автоматизации управления технологическими процессами с использованием цифровых двойников, что позволяет согласно предопределенным алгоритмам реализовывать оптимальные стратегии, управлять процессами на предприятии и выполнять установленные последовательности операций [10, 11]. На этапе разработки цифровых двойников формируют многоуровневую матрицу целевых показателей конкурентоспособного продукта и ресурсных ограничений. Это позволяет сбалансировать огромное количество параметров и характеристик объекта как в целом, так и по частям. Как, например, в рамках известного отечественного проекта «Создание цифровой платформы CML-Bench™» (проекта «Кортеж») с применением технологии разработки цифровых двойников на основе сформированной матрицы требований/целевых показателей и ресурсных ограничений, которых насчитывалось 125 тысяч [12, с. 44]. Это был проект цифровизации в наукоемком виде и цифровой трансформации бизнес-процессов и бизнес-моделей по созданию глобально конкурентоспособной и востребованной продукции при жестких ограничениях: финансовых, временных, производственных, технологических, экологических и т.д.
Не всегда все задачи осуществимы усилиями одной команды. На некоторые виды работ могут потребоваться узкоспециализированные специалисты. Так, в аналитическом обзоре о цифровой активности предприятий обрабатывающей промышленности в 2019 году отмечается, что «на фоне роста цифровых компетенций у собственных сотрудников, выполняющих в рамках функциональных обязанностей не только относительно простые, но и достаточно сложные задачи, реализация большинства поставленных цифровых задач по-прежнему выполнялась с помощью привлеченных ИКТ специалистов» [4, с. 16]. Чаще всего в таких ситуациях IT-подразделения компании переходят от работы с подрядчиками к глубокому партнерству, интеграции команд с обменом опытом и смартсорсингу. Смартсорсинг (smart-sourcing), известный как «интеллектуальный» или «умный аутсорсинг», является более продвинутой формой партнерства, традиционно используемой в цепочке поставок и управлении логистикой [13, с. 93]. Его основной целью является повышение эффективности и результативности, позволяя участвующим компаниям компенсировать недостаток навыков и знаний в определенных сегментах, используя специальные знания поставщиков логистических услуг. Раскрывая отличия между аутсорсингом и смартсорсингом, П. Баец считает, что наибольший риск в традиционном аутсорсинге заключается в том, чтобы сосредоточиться исключительно на затратах и игнорировать параллельную инициативу по инновациям, в то время как улучшение качества процессов и продвижение инноваций являются первостепенными задачами процесса смартсорсинга. Интеллектуальные источники, с другой стороны, сопровождаются новым вниманием к совершенству и инновациям среди основных инициативных процессов организации. Такое партнерство не только обеспечивает экономию средств, но и устанавливает превосходство и дифференциацию [13, с. 96].
Т.М. Кулопулос называет смартсорсинг эволюцией аутсорсинга к более продуманной и эффективной модели работы со всеми партнерами и процессами, а не только с теми, которые легко переводятся на внешнюю сторону. По его мнению, смартсорсинг, в отличие от традиционного аутсорсинга, рассматривает вопрос о том, как организациям необходимо сотрудничать с поставщиками услуг для интеграции компетенций в целях достижения существенных инноваций во всем спектре их бизнеса. Компания может передать больше полномочий команде смартсорсинга и высвободить свои ресурсы для достижения инноваций [14].
Следовательно, если аутсорсинг ориентирован в основном на снижение затрат, то смартсорсинг направлен на развитие инновационных возможностей внутри компании и позволяет сосредоточиться на своей основной компетенции, в то время как партнер принимает на себя ответственность за инновации и контроль затрат в отношении сопутствующих мероприятий. Экономия, достигнутая за счет сокращения затрат, может быть перенаправлена на инновационное развитие.
Наукоемкие производства стали шире ориентироваться на экономию в разнообразии и переходить к стратегии смартсорсинга — дробить звенья цепочек на всё более узкие, уникальные задачи, подбирая под каждую из них подходящий инновационный кластер с «умной» специализацией [15, с.84]. СМАРТ — это мнемоническая аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач «умных» экономических подходов. По своей сути смартсорсинг является методом эффективного управления ИТ стратегией для получения синергии использования ресурсов разных партнеров и полезных эффектов от многосторонней кооперации. Эффективный смартсорсинг означает эффективное планирование и подготовку ИТ-инфраструктуры и сервисов для реализации бизнес-стратегии.
Планируемый проект по внедрению цифрового двойника может потребовать: дополнительные навыки для поддержки ИТ-проекта или заполнение существующих пробелов в ИТ инфраструктуре; новые сервисы для поддержки более широкого бизнес-проекта или инфраструктурные решения, которые способны адаптироваться для удовлетворения изменяющихся потребностей. Это дает вам подробную спецификацию услуг, используемых по системе смартсорсинг, которая может быть использована для выбора наилучшего поставщика услуг (подрядчика), тем самым ускоряя процессы производства и обслуживания [16, с.71]. Таким образом, при использовании технологии двойников возможен подбор под каждую бизнес-задачу специализированных подрядчиков, чтобы она выполнялась своевременно и наиболее эффективно (табл.1). Т.е. благодаря смартсорсингу с помощью небольших, гибких контрактов на конкретные услуги по ИТ потребностям закрываются быстро и эффективно. В итоге — рациональное внедрение и надежная связь.
Смартсорсинг предполагает партнерство, которое позволит компании сосредоточиться на своей основной деятельности, поддерживать баланс рисков и прибыли, снизить затраты, модернизировать все бизнес-процессы и, наконец, оптимизировать все социально-политические факторы для инновационного развития [17]. Сотрудничество важно для инноваций, так как партнеры осознают различные преимущества инноваций, такие как высокое качество, более низкие затраты, более своевременная доставка, эффективные операции и эффективная координация действий.
Таблица 1
Основные принципы смартсорсинга для реализации проектов внедрения цифровых двойников в отраслях промышленностиПринципы | Характерные черты и проявления |
---|
Информативность | обмен информацией и создание инфраструктур информационных технологий | Инновационность | ориентирует на создание инновационного потенциала в организациях | Партнерство | выбор правильного специализированного партнера для межорганизационных отношений во взаимосвязанных процессах | Гибкость | обеспечение чувствительности к изменениям | Координация | интеграция компетенций, которая обеспечивает синхронизацию процессов, управляемых несколькими партнерами | Скорость взаимодействия | использование временных возможностей виртуальной интеграции | Баланс рисков | оптимизация совместного риска через передачу или перераспределение риска | Экономия | комбинирует снижение затрат с ростом инноваций при модернизации бизнес-процессов |
Смартсорсинг создает стоимость четырьмя основными способами: снижение затрат, увеличение инноваций, передача риска и оптимизация риска [13]. Смартсорсинг ориентирован на экономию средств за счёт гибкости и инновационности внедренных решений, где измерения должны быть сосредоточены на основных бизнес-показателях. Это побуждает партнеров к интеграции собственных решений со сторонними участниками и непрерывному улучшению обслуживания на протяжении всего жизненного цикла промышленной продукции, а также позволяет компаниям выбирать оптимальную стратегию управления безопасностью и рисками, соответствующую их уникальным потребностям бизнеса. Отношения сотрудничества улучшаются со стратегической точки зрения, поскольку компании не только сокращают свои расходы, но и повышают уровень инновационности (рис.1).
Применения стратегии смартсорсинга состоит в гибкости и скорости реализации. Смартсорсинг движет эпоху «Умного партнерства» и указывает организации на необходимость поиска новых способов взаимодействия с технологическими партнерами, распространение имеющегося опыта в своем бизнесе. Необходимо быстро распознавать и реагировать на изменения рынков и использовать потенциальные бизнес-возможности для наиболее высокой конкурентоспособности. Партнерство между компаниями, поддерживаемое интеграцией компетенций для достижения существенных инноваций во всем спектре их бизнеса, способствует снижению издержек, устанавливает превосходство и дифференциацию. Акцент делается на улучшение экономической среды, привлечение сторонних компаний, что укрепляет межфирменные связи, делает бизнес-среду конкурентоспособной, наращивая её внутренние ресурсы.
Следует заметить, что ведущие промышленные предприятия, также называемые компаниями «верхнего квартиля», согласно методологии Solomon Associates, значительно превосходят конкурирующие компании, имеющие средние значения индексов — метрик, по которым ведется оценка состояния предприятия, а именно, в безопасности, надежности и эффективности производства. В значительной степени эти результаты обусловлены автоматизацией, внедрением принципов смартсорсинга, цифровых технологий и связанных с ними бизнес-процессов инновационного развития. Как таковые основные принципы смартсорсинга в цифровой трансформации оказывают влияние на такие метрики предприятия как: экономическую эффективность производства, эксплуатационную надежность, соответствие законодательным нормам и безопасность [18]. | | | Рис. 1. Составляющие стратегии смартсорсинга в реализации цифровых проектов | Таким образом, важной составляющей эффективной цифровой трансформации промышленности является внедрение принципов смартсорсинга, что ускоряет создание новых продуктов, услуг и улучшенных бизнес-моделей. Смартсорсинг при внедрении цифровых двойников формирует партнерство и взаимодействие между компаниями для реализации инновации во всех процессах, помогает сбалансировать риск и возможности, снизить затраты, увеличить доходы. Исследования показывают, что внедрение принципов смартсорсинга в цифровой трансформации промышленности обеспечивают рост выручки и рыночной позиции организации. |
| |
|
|