| | Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Архипова О. В. профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор философских наук Кущева Н. Б. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат технических наук Владыкина Ю. О. доцент кафедры технологии управления
Санкт-Петербургского государственного аграрного университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Цифровая экономика и ее проявления в различных сферах деятельности сегодня находятся в фокусе внимания в связи с развитием информационных технологий, трансформацией традиционных каналов коммуникации. В статье рассматриваются актуальные технологические решения, применяемые современными гостиничными предприятиями. Особо подчеркивается обусловленность их внедрения ключевыми тенденциями развития цифровой экономики. Оцениваются высокотехнологичные решения и инструменты в обеспечении инновационной деятельности гостиничных предприятий. Показаны инновационные решения в области автоматизации процессов управления человеческими ресурсами и кадрового делопроизводства на гостиничных предприятиях | Ключевые слова: цифровая экономика, гостиничные предприятия, информационные технологии, технологические решения, цифровые технологии, гостиничный продукт | УДК 338.48; ББК 65.432 Стр: 237 - 242 | Цифровые трансформации: вызовы и возможности. В гостиничном бизнесе при существующем уровне конкуренции, сервис высокого уровня и безупречная репутация не являются гарантами успеха на рынке. В постоянно меняющейся внешней среде генерация новых идей — необходимое условие устойчивого развития предприятия. Конечный результат деятельности, воплощенный и внедренный на рынке как новый или усовершенствованный технологический процесс, продукт, или новый способ оказания услуг традиционно атрибутируется как новация.
К инновационным решениям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на гостиничном предприятии и приносят экономическую или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта или услуги на рынок, но и новые производственные процессы и технологии, измененные социальные отношения на предприятии, производственные системы. Эти инновации тесно взаимосвязаны, а технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга. Поэтому в качестве признаков инноваций следует рассматривать научно-техническую или концептуальную новизну, производственную реализуемость и коммерческую эффективность.
Особое значение в индустрии гостеприимства сегодня приобретают цифровые новации. Именно на основе внедрения digital-технологий, информационно-коммуникационных трансформаций предполагается улучшить качество обслуживания гостей, совершенствовать многие технологические решения, автоматизировать процессы управления человеческими ресурсами, способствовать повышению конкурентоспособности гостиничного предприятия.
Технологические новации выступают в форме новых технологий, а управленческие являются основой для постоянного совершенствования системы управления, что дает возможность широкого применения современных информационных технологий — от программ бронирования до систем автоматизированного управления службами гостиницы. Наряду с поисками новаций, связанных с управлением продажами, гостиничные предприятия обращаются к поиску путей обеспечения комфорта и безопасности клиентов с применением высокотехнологичных решений.
Потребителя услуг гостеприимства уже невозможно представить вне контекста информационно-коммуникационных технологий. Одним из маркеров современной культуры является формирование, и даже доминирование, так называемого «цифрового мышления».
Собственно «цифровое мышление» и особый «цифровой» образ жизни стали неотъемлемой частью действительности. Люди ежедневно используют десятки каналов цифровой коммуникации. С каждым годом они становятся технологичнее, удобнее, умнее. Смешивание on-line и off-line пространств, общение и работа в социальных сетях, поток контекстной и нативной рекламы, покупки и продажи в сети, мобильные приложения, виртуальная и дополненная реальность, Интернет вещей и многое другое стало частью повседневности. Взаимодействие людей с технологиями, брендами и даже пространством меняется, что открывает для предприятий сферы гостеприимства новые возможности. В полной мере эта тенденция проявилась сегодня, в условиях пандемии, режима ограничений, когда подавляющее большинство процессов коммуникации протекает on-line с активным использованием дистанционных форматов, невольно приближая реализацию целей и задач цифровой экономики.
С момента рождения концепции «цифровой экономики» до появления доклада о господстве цифровых технологий в мировом развитии «Цифровые дивиденды» прошло чуть более двадцати лет [1]. Безусловно, за это время появились различные внешние и внутренние цифровые каналы, зависящие от сектора экономики, потребностей рынка, доступности и безопасности, целей, задач и вызовов для каждого канала (будь то сайт, социальная сеть, мобильное приложение, CRM, ERP и т.д.).
Цифровая экономика — новый механизм, охватывающий все сферы жизни общества, экономики, бизнеса, социальной сферы и туризма. Это модель управления хозяйством, построенная с использованием компьютерных технологий, которая позволяет вывести на новый уровень повседневную жизнь человека, производственные отношения, структуру экономики, образование.
В Российской Федерации программа «Цифровая экономика» была утверждена распоряжением Правительства РФ № 1632-р от 28 июля 2017 года [2]. Программа рассчитана на срок до 2024 года и ее целью является ускорение цифровой трансформации Российской Федерации. Основными направлениями развития в рамках программы является ликвидация правовых барьеров на пути внедрения инновационных технологий, создание опорной инфраструктуры для цифровой экономики.
В отношении сферы гостеприимства эти процессы выразились в осуществлении новых подходов, реализуемых во всем многообразии деятельности. Гостиничная индустрия активно адаптирует для своих потребностей достижения в сфере информационно-коммуникационных, телекоммуникационных и автоматизированных систем, что позволяет увеличивать эффективность деятельности, обеспечивать максимальное присутствие на рынке и тем самым, максимально приблизиться к клиентам.
За последнее десятилетие гостиничный бизнес претерпел колоссальное обновление за счет развития цифровых технологий. Внедряются технологии автоматизации работы гостиниц, онлайн бронирование, гаджетизация, электронные меню, кабельное телевидение, беспроводной интернет, экологическое распределение и подача света и энергии, online check in и check out, цифровые ключи, роботизация и многое другое. Гостиничная индустрия активно использует digital преобразования и имеет от этого прибыль за счет оптимизации издержек и усовершенствования гостиничных процессов, добиваясь повышения качества обслуживания, притока потенциальных клиентов и повышения экономических показателей данной отрасли [3].
В индустрии сервиса, гостеприимства и туризма технологические инновации становятся важным источником развития и роста, а в настоящее время и выживания. В этом смысле разработка и внедрение технологических инноваций в полном смысле становится стратегическим оружием гостиничных цепей и независимых гостиничных предприятий [4]. По оценке экспертов, в настоящее бремя бизнес в целом и гостиничная индустрия в частности, обладают высоким потенциалом диджитализации [5]. Рассмотрим востребованные направления развития digital-технологий в сфере гостеприимства.
Цифровые решения в сфере гостеприимства: тренды и перспективы. Цифровые решения в сфере гостеприимства оптимизируют работу предприятий гостиниц за счет замены персонала гаджетизированными услугами и устройствами. Происходит цифровая трансформация бизнеса, которая позволяет гостиничным предприятиям разрабатывать и внедрять на рынок персонализированные и даже кастомизированные предложения. Уже сейчас приложения отелей для гостей отслеживают нахождение гостя рядом с отелем, и отправляют уведомления о готовности номера прямо на мобильные телефоны гостей, актуальны чаты с сотрудниками отеля при возникновении необычных запросов и вопросов, на которые не может ответить сайт или приложение отеля.
Технологическая компания Sabre представила вариант потребительских трендов, которые будут определять развитие индустрии гостеприимства в ближайшем будущем. Данный прогноз основан на результатах исследования, проведенного совместно с TrendWatching, мировыми экспертами в области потребительских тенденций и аналитики [6]. Ключевые технологические тренды представлены на рис. 1. | | | Рис. 1. Ключевые технологические тренды развития индустрии гостеприимства [6] | Среди потребительских трендов — развитие сервисов голосовых помощников и виртуальных компаньонов, призванных помогать туристам, потенциальным и реальным клиентам индустрии гостеприимства решать текущие проблемы в виртуальной форме. Люди, уже привыкшие к цифровым ассистентам и чат-ботам, заинтересованы в виртуальных помощниках, готовых помогать в организации маршрута, поиска средства размещения (и, соответственно, его бронирования), оптимального варианта питания, проведения досуга, развлечений и многих других. Развитие таких сервисов началось с 2011–2012 гг. и в настоящее время совершенствуется. Сегодня цифровые ассистенты в отелях могут оказывать поддержку check-in, предоставлять полезную информацию, выполнять функции Guest relation.
Технологии дополненной реальности получили высокую оценку бизнеса с точки зрения стимулирования продаж, продвижения бренда, привлечения внимания искушенных клиентов. В 2018 году объем мирового рынка дополненной реальности составил $1,1 млрд и, как ожидается, достигнет $7,9 млрд к 2023 году [6]. Развитие виртуальной и дополненной реальностей может радикально изменить процесс выбора и совершения покупки клиентами товаров и услуг. Виртуальная реальность — не просто удобная опция в процессе поиска и получения информации — это и впечатления, новый опыт, особое удовольствие, которое получает человек, использующий такие инновационные инструменты. Нельзя исключать значение психологической и социальной значимости подобных решений.
Интеллектуальные (smart) технологии находят свое применение в управлении гостиничным номером и процессом получения дополнительных услуг. Гость может настраивать комфортный для него температурный режим, освещение, его мощность, пользоваться услугами голосового помощника. Также система способна распознавать гостей по учетной записи в приложении и управлять номером по сохранившимся данным. Внедрение таких инноваций позволит повысить лояльность гостей и автоматизировать процесс подготовки номера к заезду, согласно возможным предварительным пожеланиям [7].
Указанные технологии открывают новые возможности для совершенствования деятельности гостиничных предприятий, выступая в своих модифицированных формах в виде интеллектуальных и интеллектуализированных систем.
Интеллектуальные и интеллектуализированные системы в сфере гостеприимства. Как уже было отмечено, многие сферы деятельности человека трансформируются под воздействием цифровых технологий, роботизации и автоматизации. Все больше процессов и операций требуют минимального вмешательства человека, появляются «умные» программы и эффективные гаджеты. Эти изменения характерны и для современной гостиничной индустрии.
В стремлении сделать пребывание гостя в отеле комфортным, удобным, часто незабываемым, менеджменту гостиничного предприятия сегодня помогают различные инновационные решения. Очень часто в гостиничной индустрии используются интеллектуальные и интеллектуализированные системы, которые появились благодаря последним исследованиям возможностей искусственного интеллекта. Профессор института автоматики и информационных технологий Ю.Ю. Громов приводит следующие определения: «Интеллектуальная система — это информационно-вычислительная система с интеллектуальной поддержкой при решении задач без участия оператора» [8]. Большим преимуществом этих систем является то, что они могут анализировать ситуацию и принимать решения самостоятельно. В отличие от интеллектуальных, интеллектуализированные системы требуют поддержки человека (оператора), принимающего решение.
Традиционно роботы, перенимающие функционал человека, были призваны выполнять только опасную, грязную или монотонную работу. Однако тенденцией последних лет становится переориентация искусственного интеллекта на выполнение деятельности, выходящей за рамки так называемой «ДДД ниши» («dull — dirty — dangerous»). Сегодня роботы способны существенно улучшить жизнь обычных людей, обеспечить технологические процессы.
Первые автономные роботы для гостиничных предприятий были разработаны компанией «Savioke». Сейчас их используют, например, в Сингапуре в отеле Jen, а также в Японии в отеле Shinagawa Prince (Токио). Эти роботы доставляют заказы в номера гостей, подвозят багаж. Они в состоянии обходить препятствия и вставать на станцию подзарядки, когда это необходимо. Служащие ресепшн только загружают требуемый предмет в робота и вводят номер комнаты, в которую нужно осуществить доставку.
Не так давно, компания LG продемонстрировала свою линейку гостиничных помощников, роботов, которые были разработаны специально для коммерческого использования в отелях, супермаркетах и аэропортах. Эти машины оснащены специальным выдвижным подносом, с помощью которого они могут подносить гостю в ресторане еду и напитки. В этой линейке есть также и робот-носильщик. Помимо доставки багажа, робот также может производить операции ускоренного заселения-выселения в отель и принимать оплату, избавляя гостя от ожидания своей очереди.
Отель Hilton совместно с IBM создали первого в своем роде робота-консьержа с искусственным интеллектом, Конни (Connie). Программное обеспечение, встроенное в робота, позволяет ему лучше распознавать человеческую речь. Чаще всего робот находится в лобби рядом с ресепшном. Здесь он помогает обслуживать гостей: приветствует их, отвечает на их вопросы. Робот может дать необходимую информацию по отелю, посоветовать достопримечательности или места за его пределами. Технология, использованная при создании Конни, позволила максимально приблизить его искусственный интеллект к человеческому. Чем больше Конни общается с людьми, тем умнее он становится.
В Японии, в городе Сасебо (префектура Нагасаки) расположен Henna Hotel (что буквально переводится, как странный), который обслуживается исключительно роботами. На стойке регистрации гостя встречает человекоподобный робот и робот-динозавр. Женщина-робот принимает постояльцев, которые говорят на японском, а динозавр общается с англоговорящими. При регистрации применяется технология идентификации лица, с ее же помощью открывается номер. В этом отеле можно встретить и робота-носильщика, и уборщика, и гардеробщика. В номерах установлены датчики температуры, движения. Дополнительные параметры гость может настроить с планшета, который будет в номере. В номере гостя ждет маленький игрушечный робот, который сообщит информацию о погоде и скажет который сейчас час. Также его можно попросить разбудить вас утром. В будущем основатели планируют построить еще 1000 таких же роботизированных гостиниц в разных уголках мира. Единственные люди в отеле, кроме гостей — это сотрудники службы безопасности, которые с помощью камер следят за работой роботов.
Использование гостиничным предприятием различных датчиков (света, движения, температуры) относится к концепции «окружающего разума» или Ambient Intelligence, а также Internet of Things (интернет вещей). Такие технологии сейчас активно используются при создании умных домов. Первыми, кто внедрил технологию умного дома, стала сеть отелей Skypark. Вместо ключа от номера, здесь при регистрации постояльцам дают смартфон со всеми настройками. Человеку нужно только выставить желаемые параметры температуры, освещения, влажности, а все остальное система делает сама. Как известно, одними из самых больших операционных расходов отелей являются расходы на электричество. Датчики определяют, есть ли в комнате человек или нет, и сами выключают свет. Больше не нужно беспокоиться о том, что забыл что-то выключить.
Все перечисленные инновации помогают гостиничному предприятию повысить качество обслуживания клиентов. Автоматизация некоторых процессов снижает риск возникновения ошибки, вызванной человеческим фактором [9]. Если часть рабочих функций на себя берут роботы, то у обычных служащих отеля остается больше времени на то, чтобы концентрироваться на индивидуальном обслуживании, удовлетворении желаний гостей. Помимо этого, роботы, которые еще не стали чем-то обыденным являются еще и элементом маркетинга и привлекают новых гостей.
Сегодня роботы все же остаются экзотикой в гостиницах. Несмотря на то, что мнение, согласно которому роботы вскоре заменят людей на рабочих местах, довольно распространено, опасаться этого не стоит. Теперь будут нужны люди, создающие необходимый контент, специалисты, обслуживающие роботов. Беспокойство по поводу возможного «восстания машин» также необоснованны. Эксперты успокаивают, что к роботам люди привыкнут так же быстро, как когда-то привыкли к смартфонам, а создатели умных помощников сделают все возможное, чтобы опыт взаимодействия с роботами приносил только положительные эмоции. Для этого они активно изучают, какие черты в роботах больше понравятся людям: форма, размер, звук, движения и, наконец, «характер».
Сложности внедрения didgital-технологий на российских гостиничных предприятиях обусловлены экономическими факторами, в частности, недостаточностью инвестиций в высокотехнологичные отрасли, отсутствием средств самих отелей на цифровизацию деятельности, обучение и повышение квалификации персонала в области цифровой культуры. Сдерживающим фактором является и недостаточная разработанность нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие в цифровом пространстве, защиту персональных данных, вопросы безопасности. В то же время индустрия гостеприимства демонстрирует интересные практики внедрения инновационных моделей управления человеческими ресурсами с поддержкой digital hr-технологий.
Digital hr-технологии в управлении персоналом гостиничного предприятия. Работа гостиничного предприятия, главным образом, строится на постоянном и тесном межличностном взаимодействии в формате «сотрудник отеля — гость». Высокое качество обслуживания и клиентоориентированность в данном случае выступают в роли ключевых требований к персоналу гостиничного предприятия. Также ни для кого не секрет, что в глобальном масштабе сфера гостеприимства испытывает ряд трудностей в вопросах управления человеческими ресурсами. Свидетельствует об этом, в первую очередь, высокий коэффициент текучести кадров, стабильно удерживающийся в диапазоне от 73% до 80% (при 15–20% в других отраслях экономики). По данным Бюро статистики труда (США), около 50% сотрудников на «входных» и линейных должностях в отелях покидают свои рабочие места в течение одного года. Кроме этого, руководству гостиниц зачастую сравнительно тяжелее дается решение задач, связанных с обучением и развитием персонала, поскольку осуществление рутинных кадровых процессов отнимает массу времени. Предоставлять высококлассный сервис в таких условиях со временем становится все сложнее [10].
Еще в 2017 году, в рамках ежегодного отчета «Annual Global Human Capital Trends Report» консалтинговой компании Deloitte, менеджерам HR-отделов разнообразных компаний в целях сокращения издержек и повышения эффективности бизнеса было рекомендовано пересмотреть имеющиеся модели управления человеческими ресурсами в пользу их диджитализации и автоматизации [11]. Каждая организация в праве самостоятельно выбирать, каким образом автоматизировать те или иные процессы. В рамках гостиничной деятельности могут быть актуальны следующие решения:
1. Поиск кандидатов через социальные сети. Речь идет о LinkedIn, Facebook и Twitter (где существует множество браузерных расширений для поиска контактных данных кандидатов). Также в рекрутинге помогает мессенджер Telegram с его чатами, каналами и ботами для поиска работы.
2. Автоматизация рекрутинговых процессов при помощи HRM-систем. К таковым, кроме непосредственно подбора персонала, относится адаптация новых сотрудников, их обучение и развитие, внутренний документооборот компании. Также важны оценка лояльности и вовлеченности сотрудников, мониторинг HR-бренда и аналитика текущих HR-процессов. Такие возможности предоставляют Zoho People, Bamboo HR, Hurma System и другие HRM-системы.
3. Диджитализация рекрутинга. В ситуациях, когда необходимо провести собеседование с кандидатом в удаленном формате, вместо переписки по электронной почте и телефонных звонков более удобны и эффективны видеозвонки в Skype, Google Hangouts или Zoom.
4. Работа в облачных системах. Базирующиеся в облаке системы доступны в любое время из любой точки мира и с любого устройства, что обеспечивает простую и надежную коммуникацию между департаментом HR и остальными отделами отеля.
5. Аналитика Big Data. Многие современные системы по управлению персоналом используют алгоритмы ИИ для быстрой обработки больших массивов информации. Это позволяет, например, оценивать прошлый опыт кандидата на основе публичной информации, или учитывать его индивидуальные характеристики и особенности в процессе проработки систем обучения и тренингов. Итогом станет то, что обучение будут проходить лишь те сотрудники, которые в нем нуждаются и по тем программам, которые помогают решать необходимые бизнес-задачи.
Принятие решения о диджитализации системы управления человеческими ресурсами на гостиничном предприятии — вопрос добровольный и зависящий от возможностей и целей конкретного объекта размещения. Несмотря на то, что автоматизация процессов менеджмента персонала связана с рядом трудностей, ее преимущества перед «классическими» методами организации кадрового делопроизводства очевидны. Грамотное использование возможностей диджитал-платформ в гостиничном бизнесе может не только поспособствовать повышению уровня качества обслуживания и эффективности персонала, но и внести ряд прогрессивных изменений в положение индустрии на рынке труда в долгосрочной перспективе.
Заключение. В настоящий момент гостиничный бизнес и весь туристический рынок находится в «шоковой» ситуации. Затронуты все сегменты индустрии, все категории потребителей. При этом, по словам Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации Туроператоров России (АТОР), наблюдается «ассиметричное регулирование»: в более или менее стабильной ситуации оказались только онлайн агрегаторы и глобальные системы бронирования [12]. Закрытие границ, полное ограничение въезда иностранных туристов на территорию России, изменение курса валют делают невозможным прогнозирование летнего туристического сезона 2020 года. В настоящий момент, учитывая опыт предыдущих кризисов, предполагается банкротство 30% туристических компаний. Крупные игроки рынка имеют больший ресурс, возможно, именно они смогут быстро оценить меняющиеся условия и пересмотрят варианты направлений и видов отдыха. По некоторым прогнозам, если ситуация будет развиваться по модели зарубежных стран, убытки туроператоров по выездному туризму составят 25 миллиардов рублей, по въездному — 12 миллиардов [12]. Глобально пандемия коронавируса приведет к тому, что кризис индустрии гостеприимства затронет все страны мира. Эта тенденция сохранится даже тогда, когда страны начнут выходить из кризиса, так как основным приоритетом потенциальных потребителей туристических услуг будет восстановление экономической ситуации и собственной платежеспособности.
Сегодня мы наблюдаем стремительную, во многом вынужденную «диджитализацию» населения. Все страны, не исключая Россию, перевели по возможности, сотрудников на удаленный режим работы, в онлайн режиме работает весь сервис. Многие турагенты, работая сейчас в формате хоум-офиса, возможно останутся в нем после выхода из кризиса. В этой ситуации появился новый вид туризма — виртуальный. Целые дестинации перешли на онлайн платформы. Эта стратегия поведения, на первый взгляд способствует снижению конкурентных преимуществ организаций и учреждений, поскольку «отдает» уникальный контент в общее пользование. С другой стороны, такая программа действий позволяет делать себе рекламу, чтобы у клиента возникло желание посетить их в долгосрочной перспективе. Таким образом, формируется отложенный спрос.
В постоянно меняющейся внешней среде генерация новых идей — необходимое условие для устойчивого развития индустрии гостеприимства. При успешном внедрении инновационных решений в условиях информационной экономики они могут превратиться в новый сервисный продукт, стать основой формирования длительных конкурентных преимуществ, повысить качество обслуживания, автоматизировать бизнес-процессы, стать одним из источников развития сферы гостеприимства, ее драйвером.
По итогам проведенного обзора цифровых инноваций в сфере гостеприимства, можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие внешних и внутриорганизационных препятствий, существуют хорошие перспективы развития данного направления за счет реализации программы «Цифровая экономика», государственных и частных инвестиций, общих трендов социально-экономического развития. |
| |
|
|