Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Амиров Э. Р.
аспирант кафедры международных экономических отношений
Института стран Азии и Африки
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Сервисы электронного правительства в контексте развития информационно-коммуникационных технологий в арабских странах
В статье рассматривается понятие сервисов электронного правительства в рамках информационно-коммуникационных технологий. Рассматривается Индекс развития электронного правительства и его основные компоненты. Дается оценка уровню развития данных услуг в арабских странах, выявляются сходства и различия между ними. Определяется круг проблем, затрудняющих развитие сервисов электронного правительства в регионе
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интернет, арабский регион, государство, государственные услуги, электронное правительство
УДК 339.972; ББК 65.9(4/8)   Стр: 225 - 228

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), к которым относят распространение интернета, мобильных телефонов и компьютеров, значительно изменяют жизнь всех людей, имеющих доступ к данным технологиям. В 2019 г., по подсчетам Международного союза электросвязи, доступ к интернету имели 4,1 млрд человек [1]. Данные изменения заметны во всех областях, начиная с торговли и заканчивая системой образования. Важная роль ИКТ в повседневной жизни людей стала особенно заметна во время распространения вируса COVID-19, когда большое число людей были вынуждены находиться в изоляции и использовать интернет для коммуникации, в том числе и с государственными органами.
Развитие ИКТ значительно влияет на общество, предлагая новые возможности для коммуникации между своими членами. Одним из дополнительных плюсов развития данных технологий становится возможность создания дополнительного канала коммуникаций между гражданами и государством посредством сервисов электронного правительства, которые переживают бум в последние годы. Под данным термином понимается поддержка деятельности государства, благодаря использованию современных ИКТ для увеличения прозрачности и сокращения транзакционных издержек при выполнении различных операций между контрагентами. Согласно одной из классификаций [5],существуют следующие виды коммуникации в рамках электронного правительства:
Гражданин — государство;
Государство — государственные структуры;
Государство — граждане;
Государство — государственные служащие;
Государство — бизнес.
В начале века использование современных ИКТ технологий в рамках государственных учреждений в большинстве своем ограничивалось применением компьютера и хранения статистических данных. Хотя идеи электронного правительства появились в мире с начала распространения сети интернета, основной этап их развития пришелся на последние двадцать лет. Данные услуги обычно имеют два основных направления — это содействие гражданам в решении определённых вопросов и повышение эффективности процессов управления с помощью специальных ресурсов в сети.
Как и по многим другим параметрам, в отношении развития услуг электронного правительства арабские страны крайне неоднородны, что видно из Индекса развития электронного правительства, рассчитываемого при ООН каждые два года для более, чем 190 стран.
Прежде чем дать общую характеристику региона по индексу развития электронного правительства, необходимо рассмотреть подробнее компоненты и их составляющие, на которых строится сам индекс. Индекс состоит из трех следующих основных компонентов: представленность государственных услуг в интернете, развитость телекоммуникационной отрасли и индекса человеческого капитала. Каждый компонент имеет вес в 33% в значении индекса.
Компонент по представленности государственных онлайн-сервисов и услуг в интернете имеет четыре этапа для определения его зрелости. Данные для компонента рассчитываются на основании онлайн-опроса, который проводится под эгидой Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН среди всех стран-участников, включая и арабские государства. Этап 1: Начальные информационные услуги (Emerging in formation services). К нему относят предоставление базовых информационных услуг в интернете правительством страны. Этап 2. Расширенные информационные услуги (Enhanced information services). Сюда относят увеличение предоставляемой информации за счет большего количества публичных политик, законов, нормативных актов, отчетов и доступных публикаций. Этап 3. Услуги на основе электронного взаимодействия (Transactional services), который охватывает процедурные услуги, достигаемые путем взаимодействия государства и гражданина по схемам «государство — граждане» и «гражданин — государство». Этап 4. Объединенные электронные услуги (Connected services). Это наиболее продвинутый этап, включающий в себя связанные услуги, которые предоставляются и реализуются благодаря интеграции между различными структурами государства.
Вторым компонентом индекса выступает телекоммуникационная инфраструктура, оцениваемая по параметрам, представленным в табл. 1. Необходимо отметить, что арабские страны достигли заметного прогресса именно в области развития инфраструктуры ИКТ в последнее десятилетие, особенно после событий «арабской весны» [7]. По всем основным инфраструктурным показателям, кроме развития телефонных линий, арабские страны показывают высокие значения, особенно страны ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива). Эти государства, например, одними из первых стали внедрять тестовые зоны с последним поколением мобильной связи 5G, которое позволяет улучшить качество сервисов электронного правительства благодаря заметно возросшим скоростям передачи данных.
Третий компонент рассматриваемого индекса — это показатель по развитию человеческого капитала (табл.2). Несомненно, что для успешного выстраивания коммуникации между государствами и его гражданами, последние должны обладать необходимым уровнем знаний, которые позволят им получать соответствующие услуги через интернет. Этот фактор, несмотря на то, что он должен способствовать в целом усилению коммуникации между государством и гражданами через услуги электронного правительства, при низких уровнях грамотности, напротив, может способствовать возникновению цифрового неравенства и лишь увеличивать разрыв между богатыми и бедными.

Таблица 1
Компонент телекоммуникационной инфраструктуры ИКТ
Компонент и показательУдельный вес компонента и показателей в индексе
Компонент телекоммуникационной инфраструктуры ИКТ (Telecommunication Infrastructure Index)33%
Число телефонных аппаратов на 100 человек населения (fixed-telephone subscriptionsper 100 inhabitants)6,7%
Число подключенных абонентских устройств радиотелефонной связи на 100 человек населения (Mobile-cellulartelephonesubscribersper 100 inhabitants)6,7%
Число пользователей интернета (Percentage of individuals using the Internet)6,7%
Число абонентов беспроводного широкополосного доступа к интернету на 100 человек населения (Wirelessbroadbandsubscriprionsper 100 inhabitants)6,7%
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету на 100 человек населения (fixed (wired)-broad band subscription sper 100 inhabitants)6,7%
Источник: United Nations E-Government Survey 2018

Таблица 2
Компонент развития человеческого капитала
Компонент и показательУдельный вес компонента и показателей в индексе
Компонент развития человеческого капитала (HumancapitalIndex)33%
Уровень грамотности взрослого населения (Adultliteracy)11,1%
Валовой коэффициент охвата начальным, средним и третичным образованием (Grossenrolmentratio)7,4%
Ожидаемая продолжительность образования (Expectedyearsofschooling)7,4%
Фактическая продолжительность образования (Meanyearsofschooling)7,4%
Источник: United Nations E-Government Survey 2018

Оценивая сам индекс, исходя из его значения, страну относят к той или иной группе по уровню развития сервисов электронного правительства. Так, значение индекса 0,75 и более свидетельствует о достаточно развитой структуре электронного правительства в стране. Среди арабских стран к этой группе относят Бахрейн и ОАЭ, в других странах ССАГПЗ данный индекс имеет также высокое значение. С другой стороны, значение индекса менее 0,25 показывает крайне низкий уровень развития услуг электронного правительства. В группе арабских стран есть государства и с таким значением индекса, как видно из таблиц 3 и 4.
Среди стран Аравийского полуострова особенно успешную политику претворения в жизнь элементов электронного правительства проводят в ОАЭ. Согласно последнему отчету ООН по сервисам электронного правительства за 2018 год, ОАЭ добились качественного скачка по Индексу, поднявшись с 29-ой позиции в 2016 году на 21-е место в 2018 году. Страна показала рост на 8 позиций и вошла в первые 25 стран по индексу. Данный индекс отслеживает и измеряет прогресс правительств в области цифровой трансформации. Соответственно, страна также показала рост по всем компонентам индекса.
ОАЭ добились значительных успехов в компоненте по представленности государственных услуг в интернете. Показатель увеличился с 0,89 в 2016 году до 0,94 в 2018 году, в результате чего страна поднялась с 8-й позиции на 6-ю. Общий балл, полученный страной, занявшей первое место, равен 1, что означает, что ОАЭ достигли 94% по показателю от возможного максимума на 2018 год. По данному компоненту ОАЭ заняли первую позицию не только среди стран ССАГПЗ, обогнав предыдущего лидера Бахрейн, но и среди всех стран Западной Азии.
Также ОАЭ достигли значительного прогресса в компоненте телекоммуникационной инфраструктуры. Страна переместилась с 24-й позиции в 2016 году на 2-е место в мире в 2018 году. Передовая телекоммуникационная инфраструктура положительно отразится на достижениях ОАЭ в области искусственного интеллекта, интернета вещей и анализа больших данных.
Таким образом, ОАЭ демонстрируют заметное улучшение показателей в области развития сервисов электронного правительства по данным индекса по всем основным компонентам с 2016 по 2018 годы (табл.5).

Таблица 3
Индекс развития электронного правительства и его компоненты, 2016
СтранаПозиция в мире по индексу развития электронного правительстваИндекс развития электронного правительстваГосударственные онлайн сервисыТелекоммуникационная инфраструктураЧеловеческий капитал
Бахрейн240,77340,82610,77620,7178
ОАЭ290,75150,89130,68810,6752
Кувейт400,7080,65220,74300,7287
Саудовская Аравия440,68220,67390,57330,7995
Катар480,66990,67390,60410,7317
Оман660,59620,59420,51470,6796
Тунис720,56820,71740,34760,6397
Ливан730,56460,02170,06980,3095
Марокко850,51860,73910,34290,4737
Иордания910,51230,45650,34580,7344
Египет1080,45940,47100,30250,6048
Ливия1180,43220,10870,42910,7588
Сирия1370,34040,32610,20870,4864
Ирак1410,33340,35510,16470,4803
Алжир1500,29990,06520,19340,6412
Судан1610,25390,21740,18610,3581
Йемен1740,22480,14490,14650,3829
Мавритания1840,17340,06520,15360,3015
Джибути1870,13370,02170,06980,3095
Источник: United Nations E-Government Survey 2016

Таблица 4
Индекс развития электронного правительства и его компоненты, 2018
СтранаПозиция в мире по индексу развития электронного правительстваИндекс развития электронного правительстваГосударственные онлайн сервисыТелекоммуникационная инфраструктураЧеловеческий капитал
ОАЭ210,82950,94440,85640,6877
Бахрейн260,81160,79860,84660,7897
Кувейт410,73880,79170,73940,6852
Катар510,71320,79170,67970,6683
Саудовская Аравия520,71190,79170,53390,8101
Оман630,68460,81250,53990,7013
Тунис800,62540,80560,40660,6640
Иордания980,55750,49310,44060,7387
Ливан990,55300,47220,52190,6649
Марокко1100,52140,66670,36970,5278
Египет1140,48800,53470,32220,6072
Алжир1300,42270,21530,38890,6640
Ливия1400,38330,09720,33530,7173
Сирия1520,34590,29860,25320,4860
Ирак1550,33760,31940,18400,5094
Джибути1790,24010,29170,09610,3325
Судан1800,23940,15280,17800,3873
Коморские острова1820,23360,09720,08710,5166
Мавритания1830,23140,15970,18780,3467
Йемен1860,21540,09720,14540,4037
Сомали1930,05660,11110,05860,0000


Таблица 5
Позиция ОАЭ по индексу электронного правительства ООН и ряду компонентов в 2016 и 2018 годах
Индекс/КомпонентПозиция в 2016Позиция в 2018
Индекса развития электронного правительства2921
Государственные онлайн сервисы3217
Телекоммуникационная инфраструктура252
Источник: United Nations E-Government Survey 2016, United Nations E-Government Survey 2018

Стоит подчеркнуть, что значительный рост по рассматриваемому индексу для ОАЭ во многом был обеспечен планомерной политикой государства в области совершенствования сервисов электронного правительства.
Уже в 2001 году была принята инициатива по введению электронного сбора налогов и платежей в адрес государства посредством системы «e-Dirham». За последние годы система заметно развилась и предоставляет большое число возможностей для оплаты заметного числа услуг, предоставляемых государством. А уже в 2005 году был запущен сайт электронного правительства [8], где граждане могли получить различные услуги. Сейчас на данном сайте собраны в одном месте все услуги, предоставляемые государством для своих граждан и туристов. В последние годы у портала появились мобильные приложения, которые позволяют получить доступ через устройства на базе iOS, Android и Blackberry.
Предоставление своим гражданам возможности пользоваться услугами электронного правительства является важным элементом для многих инициатив, например, таких как на локальном уровне — План развития ОАЭ до 2021 года, так и на международном — для достижения целей устойчивого развития, сформулированных при ООН в 2015 году на следующие 15 лет [9].
Несомненно, именно развитые страны мира накопили обширный опыт по применению электронного правительства на практике, поскольку большинство консалтинговых фирм в этих странах используют или планируют использовать услуги электронного правительства в осуществлении своей деятельности, а также электронное правительство поддерживается многими другими учреждениями, занимающимися вопросами развития научных исследований и программного обеспечения. Однако и развитые страны региона, в первую очередь ССАГПЗ, достигли заметного прогресса в области электронного правительства. Все эти инициативы должны быть тесно связаны с потребностями гражданина. Необходимо применить опыт, полученный в странах Залива, в процессе реализации проектов электронных правительств при распространении достижений на весь регион. Однако, существует опасность, что распространение элементов электронного правительства может усилить неравенство среди населения, так как некоторые слои общества будут отрезаны от возможностей, предоставляемых в рамках данных проектов.
Частично такие опасения подтверждаются статистикой по Индексу для наименее развитых стран региона, таких как Йемен, Сомали, Мавритания и Судан. В них прогресс также идет, но достаточно медленно, усиливая разрыв с наиболее богатыми странами региона. Такие проблемы присутствуют не только в плане развития сервисов электронного правительства, но и в сегменте развития инфраструктуры ИКТ данных стран. Возвращаясь к примеру развития мобильных сетей, стоит отметить, что, например, в Судане, проекты по развитию мобильного интернета на высоких скоростях все еще ограничены. Так, в Судане доступ к сетям второго поколения (2G) был только у 55% населения страны, тогда как в среднем данный показатель на 2017 год в мире достигает 98%. Также страна заметно отстает по развёртыванию сетей четвертого поколения (4G). Без развития инфраструктуры связи, предоставление услуг нового поколения становится затруднительным. В подтверждение сложности развития услуг электронного правительства в данной стране, можно отметить, что Судан — одна из двух стран в мире, которые по данному индексу перешли с 2016 по 2018 год из группы стран со средним уровнем в группу с низким уровнем развития (вторая страна — это КНДР).
На пути успешного развития сервисов электронного правительства каждая страна сталкивается с рядом препятствий, которые осложняют их успешную реализацию. Согласно исследованию, проведенному в Каирском университете группой ученых, включая Мухаммеда Хитама и др. [6], было определено, что сегодня во многом перед имплементацией сервисов электронного правительства возникают следующие группы проблем:
– технические сложности;
– сложности с внедрением;
– стратегические проблемы;
– культурные вызовы;
– организационные проблемы.
К главным техническим сложностям в арабском регионе для развития сервисов электронного правительства можно отнести проблемы недостаточного развития услуг ИКТ в ряде стран с низким уровнем доходов, например, как это отмечалось выше, для Судана. Также к техническим сложностям можно отнести недостаточный уровень защиты данных пользователей, например, это актуально для Саудовской Аравии и Йемена, как и для некоторых других стран региона.
К группе проблем, относящихся к сложностям с внедрением, можно отнести нехватку финансирования данной области, во многом это относится ко всем странам региона, кроме нефтяных монархий. Также есть проблемы с недостатком контента в области государственных услуг, например, когда ресурсы и услуги, предоставляемые государством, должны быть представлены не только на арабском языке, но и на языках экспатов, которых много в странах ССАГПЗ. Таким образом, часть жителей этих стран, хотя и не являются гражданами, все же должны и могут получать госуслуги посредством услуг электронного правительства, например, подачи заявлений, связанных с визами для нерезидентов.
К стратегическим проблемам стоит отнести неясность целей в развитии сервисов электронного правительства, то есть для ряда стран региона данные сервисы не являются первостепенной задачей и уступают место решению более насущных вопросов, например, связанных с политической стабильностью. Данная группа проблем при отсутствии целевого видения, в свою очередь, еще сильнее способствует увеличению разрыва в объеме предоставляемых услуг между странами региона, усиливая позиции стран ССАГПЗ.
Среди культурных вызовов можно отметить практически все компоненты Индекса в группе человеческого капитала. Так, при недостаточном уровне грамотности населения и соответственно отсутствии интереса к данному виду услуг, они будут оставаться непопулярными среди людей, тем самым сводя на нет все усилия, затраченные на их реализацию.
Под организационными проблемами во многом сейчас понимается недостаток реформ в регионе в области определения услуг электронного правительства. Очень часто государственные чиновники не имеют достаточной заинтересованности для реализации подобных проектов, а также многих других в области ИКТ. Это замедляет развитие данного вида услуг, однако благодаря локомотиву в регионе в лице ОАЭ, страны могут использовать готовые решения в области данного вида услуг. Страна проводит регулярные региональные саммиты для определения развития данной области на ближайшие годы.
Оценивая степень развития услуг электронного правительства в арабском регионе, стоит отметить, что из-за большого числа стран с разным уровнем доходов, распространение услуг электронного правительства заметно отличается. Страны ССАГПЗ являются лидерами в этой области, некоторые из них выступают и в качестве мировых лидеров в сфере предоставления услуг электронного правительства (ОАЭ, Бахрейн). Ряд стран со средним уровнем доходов (Ливан, Иордания и др.) показывают постепенное улучшение по предоставляемым услугам в области сервисов электронного правительства (на примере рассматриваемого индекса) и входят в группу с высоким показателем по Индексу электронного правительства.
Стоит также отметить страны региона, которые встретились с заметными политическими проблемами, особенно в последнее десятилетие, например, Египет и Сирия. Согласно оценкам ряда ученых, данные страны могли бы достичь большего прогресса в области услуг электронного правительства, если бы не политические события. Также ряд стран региона с наименьшим уровнем доходов показывает недостаточное развитие в области предоставления услуг электронного правительства. Для них все описанные выше проблемы очень часто становятся непреодолимой преградой для успешной реализации подобных проектов. Несомненно, существует положительная корреляция между уровнем доходов в стране и развитием услуг электронного правительства. Во многом это можно объяснить бюджетом, выделяемым на эту область, заинтересованностью правительства соответствующих стран в реализации подобных проектов и развитием инфраструктуры ИКТ. В значительной степени данные факторы совпадают именно в богатых нефтяных монархиях региона.
Наличие сервисов электронного правительства — это одна из характеристик современного постиндустриального общества и отчасти успешного развития современных информационно-коммуникационных услуг. На текущий момент можно утверждать, что по уровню развития данных услуг арабские страны крайне неоднородны, но именно их дальнейшая заинтересованность в реализации подобного рода проектов будет способствовать интеграции и более тесному использованию информации для повышения эффективности развития, как внутри стран, так и на межрегиональном уровне. В конечном итоге, все это сможет обеспечить более качественную работу института государства в арабском регионе на благо арабского общества.


Литература
1. Measuring digital development. Facts and figures, 2019, ITU Publications.
2. United Nations E-Government Survey, 2014.
3. United Nations E-Government Survey, 2016.
4. United Nations E-Government Survey, 2018.
5. Jeong Chun Hai. Fundamental of Development Administration, Puchong Scholar, 2007.
6. Mohammed Hitham M.H, Hatem Elkadi H.K, Sherine Ghoneim S.G E-Government in Arab Countries: challenges and Evaluation // Journal of Computer Engineering (IOSR-JCE), Volume 20, Issue 2, Ver. IV (Mar.–Apr. 2018), PP 01–11 www.iosrjournals.org
7. Амиров Э.Р. Информационно-коммуникационные технологии как фактор социально-экономического развития в арабских странах / Страны востока в контексте современных мировых процессов. Сборник статей, под редакцией Бибиковой О.П., Цветковой Н.Н., ИВ РАН. — М., 2013.
8. The United Arab Emirates’ Government portal [Электронный ресурс] https://www.government.ae
9. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]-http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия