| | Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020 | | ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ | | Коноплянник Т. М. профессор кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Сергушенкова В. Ю. доцент кафедры аудита и внутреннего контроля
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена отличительным особенностям четвертой промышленной революции: цифровизации и глобализации, повлиявшим на все стороны общественной и экономической жизни, в том числе и на экономические преступления. Предметом исследования являются проблемные вопросы контроля возрастающих экономических преступлений на основе интернет-технологий. Тематические вопросы рассмотрены с учетом положений теорий постсовременности (Э. Гидденс) и инструментальной эволюции (М. Маклюэн). Проанализирована и доказана связь эффективности контрольных мероприятий с цифровизацией общественных отношений. Результаты исследования позволили обосновать необходимость взаимодействия любых контролирующих органов для предотвращения и полной ликвидации экономических преступлений | Ключевые слова: экономические преступления, «треугольник мошенничества», контроль, аудит, глобализация, отчетность, риски, информация | УДК 657; ББК 65.05 Стр: 50 - 52 | Глобализация и цифровизация — вот основные отличительные особенности современной промышленной революции, которую ученые и практики назвали «четвертой» [6]. Участники крупнейшей международной конференции (ноябрь 2019 года, г. Путянь, КНР) уверены, что изменения глобального характера сопоставимы в целом со сменой формации. На глазах будут меняться устои нашей жизни, и социальная жизнь общества в целом. Мир прежним уже не будет никогда. Ярким примером служат мероприятия, осуществляемые Правительством России в условиях карантина по всему миру. Традиционный характер бизнеса постепенно уступит место роботам и машинам, искусственному интеллекту, виртуальный мир все больше влияет на изменение реального мира, рост продолжит электронная торговля, электронная коммерция. Простое распространение информационных технологий сдвигается к сложным инновациям на основе комплексного сочетания различных, новейших технологий. Компании меняют идеологию, формы бизнеса, создают новые сегменты для конкуренции рынка товаров и услуг либо в прежних отраслях создают новую добавленную стоимость.
«Человек, робот не только в личных рефлексах, но и в поведении и реакциях, которые называем технологиями..., суть области проявления эволюционного процесса» — писал М. Маклюэн [2 с. 23]. Создаётся новый тип общества, цифровые системы и комплексы меняют принципы всей экономики, как национальной, так и отдельных организаций. Это влияет на устойчивость экономических систем:
– организацию бизнеса, финансовые и маркетинговые стратегии;
– обеспеченность ресурсами (кадровые, материальные, финансовые);
– производственные расходы, которые при цифровизации снижаются, либо исчезнут совсем;
– эффект масштабирования и сетевого взаимодействия.
Применение новых технологий, как продукта эволюции в целом, с одной стороны, усиливает конкурентную борьбу, но, с другой стороны, обеспечивает прогресс человечества. Но первичная общественная реакция обычно отрицательная ......когда ее сменяет другая среда и она становится зримой» [2, с. 21].
Меняется образ мышления, мотивация действий, но все вышеперечисленное не уменьшает количество экономических преступлений по всему миру, о чем свидетельствует статистика и данные самых крупных мировых компаний. Возможности цифровизации [5] позволили мошенникам найти новые способы для совершения изощренных преступлений, но, в то же время, они изменили и методы контроля за экономическими преступлениями.
Научно обосновано, что любое экономическое преступление опирается на «Треугольник мошенничества». Данная концепция предложена Д. Кресси (Fraud Triangle) и учитывает три основных элемента: возможность — основной элемент, обоснование и, конечно, обстоятельства. «Наука ...имеет образ надежного знания» [1, с. 219] — отмечает Гидденс, система знаний человечества усложняется, и дальше «...способствует процессам изменения авторитетов специальных знаний» [1, с. 286]. Специальные комплексные знания позволяют развивать и совершенствовать новые методы контроля.
Статистические данные и опрос руководителей подтверждают, что 72% совершенных в России преступлений связаны с благоприятной почвой и возможностью их совершать. По миру цифра чуть ниже — 59%. Оправдывают свои действия соответственно в России — 11%, а в мире — 14% субъектов. Работа компаний в этом направлении связана с корпоративной культурой, культурой бизнеса, этикой и моралью, что на практике в России достаточно проблематично. Следует отметить, что необходимы фундаментальные изменения в организации, лидерстве руководителей, способности к обучению персонала, созданию и реализации эффективных проектов.
Многие организации увеличили расходы на содержание служб внутреннего контроля и аудита. Основная задача этих служб — сократить возможность для совершения мошенничества, но насколько эффективны эти принимаемые меры оценить очень трудно, так как все-таки количество преступлений с каждым годом растет. Основными видами преступлений остаются коррупция, хищения, киберпреступность, присвоение активов организации, «мертвые души» по учету персонала, необоснованные премии отдельным работникам.
По данным Счетной палаты, с каждым годом увеличиваются преступления в сфере закупок, и они много лет составляют больше половины всех экономических преступлений. ФНС отмечает недостоверность бухгалтерской отчетности и проблемы мошенничества при исчислении налогов. Трудовая инспекция при осуществлении контроля выявляет нарушения в области охраны и оплаты труда, пресекая мошеннические схемы. Специалисты Российского Природного надзора фиксируют, что не соблюдаются нормы экологической безопасности, фальсифицируются заключения по видам экологического аудита [3]. Аналогичные нарушения отмечают специалисты МЧС и энергетики, как внутри страны, так и на международном уровне [4]. В результате выявления этих фактов организации несут не только фактические потери и ущерб от экономических преступлений, но и репутационные риски, поскольку меняется законодательство и отдельные сведения перестают быть налоговой тайной, что влияет на позиции инвесторов и потенциальных клиентов. Фактические убытки от экономических преступлений, по данным пострадавших организаций, составляют тысячи и миллионы долларов. Возникают вопросы о стоимости затрат на проведение контроля и аудита и соотнесении этих затрат с причиненным ущербом.
Практика показывает, что одним из эффективных методов по предотвращению и выявлению экономических преступлений является корпоративная, комплексная система контроля, учитывающая вопросы управления рисками, корпоративной безопасности, анализ данных кадровых, бухгалтерских служб, организации производственного процесса, юридические моменты. Не всегда корпоративные службы эффективно координируют свои усилия, присутствует человеческий фактор. Около сорока процентов экономических преступлений совершают руководители того или иного уровня управления, эта тенденция мирового масштаба, и вероятность раскрытия этих преступлений минимальна. К внешним специалистам за рекомендациями и помощью не обращаются, подчиненные работники, видя происходящее, тоже совершают противоправные действия, моральный дух внутри организации разлагается, происходит утечка информации. Экономические преступления влияют на устойчивость не только конкретной организации, но и всей страны. Новые технологии уже влияют на процессы управления со стороны государства, а именно: на реализацию контрольно-надзорных функций.
В этой ситуации роль цифровизации при осуществлении контроля и надзора за экономическими преступлениями возрастает, с роботом договориться невозможно. Инновации в сфере контроля активно применяют технологии дистанционного обучения, обрабатываются большие массивы полученных данных, используются распределенные реестры и облачные технологии. Среди преимуществ цифровизации можно отметить возможность:
– контрольных органов прогнозировать и не допустить противоправных действий в экономической сфере, принять своевременно меры профилактики;
– вовлечь представителей общественности в прозрачность контрольных мероприятий;
– сократить риск привлечения к ответственности ошибочно за счет технологий блокчейна.
В условиях глобализации всех направлений деятельности цифровизация контрольно-надзорных функций позволяет максимально эффективно и достаточно оперативно собирать, анализировать информацию о субъектах контроля. Все контролирующие органы (ревизоры, налоговые инспекторы, аудиторы и другие) информацию собирают, в том числе, и с использованием датчиков и дронов, искусственный интеллект помогает анализировать собранную информацию.
Налоговый контроль за экономическими преступлениями включает контроль налоговой отчетности — деклараций по налогам. К каждой налоговой декларации разработаны контрольные соотношения, проверяемые роботом в автоматическом режиме. Если соотношения контроля не выполняются, то автоматически налогоплательщику выписывают требование о предоставлении соответствующих пояснений. Отдельные функции контроля полностью переведены в автоматизированный режим.
Например, официально разработанное мобильное приложение «Мой налог» (ФНС России) устанавливается самостоятельно налогоплательщиком на телефон-смартфон. Приложение полностью заменяет кассу, налоговую отчетность, позволяет сформировать автоматически чек для партнеров с указанием НПД (начисленного налога). Данный налог объективно подтверждает преимущества новых цифровых технологий, и с 01 июля 2020 года он вводится по всей территории России. В сегодняшней ситуации эти законодательные инициативы и действия актуальны, поскольку на сентябрь 2020 года намечено исключить из реестра предпринимателей (ЕГРИП) всех тех, кто только формально числится предпринимателем, а фактически не производит готовой продукции и не оказывает услуг. Для юридических лиц, использующих услуги «самозанятых», необходимо будет разработать локальный акт, учитывающий все особенности применения данного налогового режима.
Вопросы налогового администрирования успешно решаются с применением технологий «блокчейн» (распределенные реестры). В автоматическом режиме налоговые органы контролируют экономические преступления, в частности ведут мониторинг в реальном времени цепочек поставщиков и покупателей для анализа добавленной стоимости и взимают неуплаченные налоги. Поведение фирм, потребителей, поставщиков и покупателей изменяется в корне [7]. Цифровые инновации упрощают контроль за поступлениями платежей в бюджеты всех уровней, уменьшая экономические преступления. Достоверность, обоснованность бухгалтерской и налоговой отчетности повышается благодаря контрольным проверочным соотношениям. Хотя новые технологии позволят в дальнейшем минимизировать налоговую отчетность. Действительно, электронные счета-фактуры покупателей и поставщиков, электронная on-line касса, эксперимент по прослеживаемости и чипированию товаров, данные таможенных и других контролирующих органов позволяют, не изучая налоговую декларацию, понимать какую сумму налога должен заплатить налогоплательщик.
Органы власти мгновенно получают обратную связь и принимают управленческие решения. Мега-системы полученной информации анализирует и оценивает робот (искусственный интеллект), снижается и в дальнейшем полностью исключится влияние человека. Эти меры профилактики экономических преступлений возможны благодаря цифровизации контрольных процедур.
Особенно наглядно цифровизация проявилась при контроле за преступлениями в области отношений с работниками. С 01 января 2020 года в России введены электронные трудовые книжки — начало новой эпохи: электронного надзора за трудовыми отношениями. Работа по переводу сведений из бумажного носителя (традиционная трудовая книжка) в электронный вид будет проводиться в течение 2020 года. Необходимо назначить ответственное лицо по выполнению новых обязанностей, скорректировать должностные инструкции. Информация о всей трудовой деятельности должна аккумулироваться в новой информационной системе ИССЭТК, а в дальнейшем к данным системы получат доступ другие контролирующие органы, например, судебные приставы или фонды.
Интересные вопросы могут возникнуть при анализе статистического учета, так как видно, кто какую должность занимает. Появляется контрольная информация, и уже нельзя будет фальсифицировать данные о трудовой деятельности, что уменьшит вероятность экономических преступлений. В первых отчетах, которые получил пенсионный фонд (17.02.2020 г.), выявлено более тридцати процентов ошибок, ошибки также закодированы. Все данные, передаваемые организацией в пенсионный фонд, являются основанием для выдачи их работникам. Следующий этап после введения электронных трудовых книжек — электронный кадровый оборот, и к 2021 году появятся схемы, при которых также скрытые изменения в кадровом документообороте внести не удастся, экономические преступления выявятся автоматически. Электронный кадровый оборот приведет к электронному трудовому договору, фото и видео фиксация трудовой деятельности позволят заполнять табель рабочего времени, рассчитывать оплату труда и начислять налоги в электронном виде. Электронный трудовой договор и кадровый приказ позволяют четко проследить влияние приказов на содержание трудовых договоров и выполнение норм по охране труда. Врачи подтверждают, что каждый второй пациент имеет производственную травму, но сегодня в табеле этого не отражается. Планируют законодательно ввести новые понятия «дистанционный медицинский осмотр», и «телемедицина», летом 2020 года в пилотном проекте заключения о состоянии здоровья водителей будут давать роботы. Государству и предприятиям выгодны дисциплинированные работники, которые заботятся о своем здоровье, профилактика заболеваний дешевле, чем оплачивать лечение работников. Изменятся принципы социального страхования: задача работников — быть здоровым (вакцинация, занятия спортом...). Размер пособий в будущем будет зависеть не от стажа (он исчезает с появлением ЭТК), а от других показателей. Электронные больничные листы повсеместно появятся с 2021 года.
Принципиально меняется система контроля за экономическими преступлениями. С 2019 года в России появился новый вид контрольных мероприятий: проверка без взаимодействия с проверяемым лицом. Любая экономическая система представлена в информационной системе, и система по специальной программе оценивает ту или иную характеристику. Если отклонений от нормативных, законодательных значений нет, то проверка прошла успешно, а если робот обнаружит ошибки, то их нужно исправлять с уплатой штрафных санкций. В автоматическом режиме специализированные программы осуществляют контроль индексации заработной платы.
На официальном сайте ФНС России в открытом доступе представлены программные средства начального уровня («регтех»), они могут использоваться при расчетах и подготовки деклараций в рамках программы «в помощь налогоплательщику», хотя и вызывают нарекания.
Автоматизация и цифровизация контрольных процедур выявляет не только преимущества и дополнительные возможности для контролеров за экономическими преступлениями, но и риски для подконтрольных лиц. В правоохранительные органы обращаются налогоплательщики. Основанием для обращения является несанкционированный взлом электронной подписи руководителя общества, и, как следствие — фальсификация налоговой отчетности, представление «нулевых» уточненных деклараций.
Новые риски связаны и с кибератаками информационных систем, сбоями компьютерных программ, в результате чего налогоплательщики попадают под двойное налогообложение, или, наоборот, из-за программных сбоев контролирующие органы не могут применить штрафные санкции. Возросли риски разглашения персональных данных субъектов, резко увеличены штрафные санкции за это.
Надзорные цифровые технологии позволяют сотрудничать субъектам контрольных правоотношений. Для профилактики экономических преступлений реализуется программа «прозрачный бизнес», законодательно изменяются взаимоотношения аудиторов и инспекторов налоговой службы. Корректируются нормативные акты, позволяющие инспекторам истребовать документы у аудиторов при проведении контрольных мероприятий. Аналогичные цифровые технологии на финансовом рынке внедряет Банк России (мегарегулятор). Для минимизации экономических преступлений на финансовых рынках новые технологии позволяют системно контролировать транзакции, проводить идентификацию клиентов в режиме on-line.
Регуляторные технологии в настоящий момент позволяют всем участникам рынка не только идентифицировать клиентов, но и соблюдать требования законодательства или организации СРО. Программные средства позволяют своевременно выявлять нестандартную форму отчетности, искажения и недостоверные данные, что соответствует зарубежной практике по регулированию технологий финансового рынка. Например, создание, использование криптовалют, которые активно котируются на финансовых рынках. Разъяснения по спорным вопросам может быть осуществлено в виде «мягкого» регулирования по запросам участников
В разных странах регулирование и контроль новых финансовых технологий осуществляется по-разному. Финансовый сектор Германии регулирует BaFIN, в Японии — FSA, в Швейцарии — FINMA. Специальные нормы обычно в рамочном характере, что позволяет найти варианты для экономических преступлений. Контрольные органы разъясняют и рекомендуют методы для противодействия отмыванию доходов и размыванию налоговой базы на международном уровне, пресекается также и недобросовестная конкуренция.
В пилотных проектах в разных регионах России проходит апробация инноваций, создаются регулятивные площадки, упорядочиваются и общественные отношения. Значимость профессиональных консультантов, в том числе и по раскрытию экономических преступлений, повышается из-за технической сложности инноваций и цифровизации экономики. Новые финансовые и информационные технологии должны учитывать соблюдение технических стандартов и этических норм. Регулировать данные вопросы будет Банк России. Анализ сигналов рынка позволит выявлять инсайдерскую торговлю и противодействовать ей на основе технологии «саптех».
Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что контроль за экономическими преступлениями, как элемента общественных отношений, на основе цифровых технологий предусматривает тесное взаимодействие всех контролирующих органов. |
| |
|
|