Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Филясова Ю. А.
доцент кафедры педагогики, психологии и переводоведения
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики,
кандидат филологических наук, магистр экономики


Проблема эмоционального выгорания и управление эмоциональным состоянием педагогического персонала
Эмоциональное выгорание в педагогической среде возникает под влиянием комплекса факторов — личностных, коммуникативных, компетентностных, организационных, экономических. К числу профессиональных следует отнести высокую социальную ответственность педагогического персонала. Проблема эмоционального выгорания касается не только личности преподавателя, но и качества учебного процесса. Эмоциональное состояние преподавателей зависит от отношений со студентами, коллегами и руководителями. Управление эмоциональным состоянием педагогического персонала предполагает создание благоприятного психологического климата, условий для непрерывного обучения и повышения квалификации, а также необходимой ресурсной учебно-методической базы для осуществления успешной педагогической деятельности
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект, эмоциональный капитал, антикризисное управление персоналом, трансформационное лидерство, управление эмоциональным состоянием персонала
УДК 37.08; ББК 005; 88.8   Стр: 201 - 205

28 мая 2019 г. эмоциональное выгорание (ЭВ) как профессиональный феномен был включен Всемирной организацией здравоохранения в Международную классификацию болезней [1]. Впервые ЭВ стали рассматривать в 1970-х годах в сфере предоставления услуг в связи с чрезмерным увеличением нагрузки и появлением чувства недовольства среди работников рынка услуг. В настоящее время термин ЭВ появляется в более широком социальном смысле.
Актуальность исследования ЭВ среди преподавателей объясняется распространенностью данного явления. Эмоциональное выгорание — это одна из причин, по которой страховая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается досрочно [2]. Целью данного исследования является изучение особенностей ЭВ среди педагогов и подходов к профилактике и предотвращению ЭВ среди педагогического персонала для повышения эффективности деятельности учебной организации.
1. Эмоциональное выгорание (ЭВ)
ЭВ — это характеристика общего состояния человека [3]. Оно сопровождается умственным, эмоциональным и физическим истощением. Его последствия проявляются на работе, в повседневной жизни и, несомненно, сказываются на здоровье человека. Признаками ЭВ являются постоянная усталость, снижение иммунитета, чувство подавленности и социальной изоляции [4]. ЭВ, наряду с беспокойством, депрессией, психозом, рассматривается как одно из негативных последствий стресса [5].
На физическом уровне ЭВ увеличивает риск развития заболеваний сердечнососудистой системы, например, ишемическая болезнь сердца, образование тромбов, инфаркт миокарда, инсульт, внезапная сердечная смерть, увеличение массы тела, развитие метаболического синдрома, диабет второго типа, повышение уровня липидов, бесплодие, нарушения сна, болезни опорно-двигательного аппарата [6].
На профессиональном уровне ЭВ тесно связано с понятием удовлетворенности работой [7; 8] и включает три компонента [9]:
1) истощение: хроническая усталость вследствие чрезмерной нагрузки;
2) деперсонализация: апатичное отношение к работе в целом и к людям, потеря профессионального интереса;
3) снижение профессиональной эффективности: непонимание своей роли, отсутствие ощущения значимости достижений и выполнения заданий.
Для организаций ЭВ сотрудников означает угрозу для эффективности деятельности в целом, проявляющуюся в прогулах персонала, высокой текучести кадров, снижению производительности, увеличению расходов на медицинское обслуживание сотрудников, судебные и страховые издержки [10].
Общими причинами профессионального выгорания считаются [11]:
● отсутствие полномочий принятия решений, относящихся непосредственно к обязанностям работника;
● неясные требования руководства;
● неадекватная рабочая атмосфера: агрессивность коллег, нездоровая конкуренция, тотальный контроль непосредственного руководителя;
● несбалансированность графика: рабочие обязанности временами несущественны, временами лавинообразны;
● нарушение баланса труда и отдыха: работа занимает бóльшую часть жизни и у сотрудников не остается времени на личную жизнь и семью;
● сокращение объема денежного вознаграждения сотрудников;
● снижение внутренней мотивации у сотрудников к выполнению трудовой деятельности [12];
● отсутствие социальной и информационной поддержки руководства [12].
В педагогической среде неизбежно возникают конфликтные отношения и негативные эмоциональные переживания [13]. ЭВ имеет социальную природу и оказывает вирусный эффект на работников учебных организаций [14]. Межличностные контакты рассматриваются как передаточные каналы распространения ЭВ, которое зависит от частоты контактов, вовлеченности в учебный процесс и многосторонности социальных связей.
Факторы профессионального ЭВ преподавателей включают:
● интровертность, эмоциональная нестабильность, негибкость личности педагога [15];
● неуверенность в себе, тревожность, неумение приспособиться к психологическому климату коллектива, неумение выстраивать отношения с менеджерами [16];
● отсутствие эмоциональной компетентности [17];
● низкий уровень мотивации педагогов [18];
● многоаспектный характер социальных отношений и ролей [19];
● низкий уровень взаимодействия преподавателя со студентами [20];
● ненадлежащее поведение студентов [21];
● различия в культурном воспитании обучающихся [22];
● ограниченные временные рамки занятий, ориентированность на результат, низкий уровень коммуникативной компетентности педагога [23];
● низкий уровень общепедагогических знаний и уверенности в себе [24];
● неспособность педагога вовлекать студентов в учебный процесс [25];
● низкий уровень оценки профессионализма преподавателей [26];
● авторитарный стиль поведения преподавателя, ориентированность на требования и формальные правила [27];
● отсутствие своевременной помощи педагогам, соответствующих обучающих программ [28] и проведения профилактических мероприятий [29];
● противоречия в современной системе образования, вызванные новыми парадигмами и существующими реалиями [30];
● внешние — недостаток учебных ресурсов, неадекватные учебные средства, срывы учебного процесса, низкий уровень организации, чрезмерная бумажная работа, низкий уровень мобильности педагога; внутренние — проблемы в семье, с коллегами, руководителями, родителями студентов; перфекционизм [31];
● чрезмерная нагрузка и большое количество часов [32].
Следует упомянуть еще одну причину: враждебное поведение руководителя (ВПР). Как отмечают М.Э. Боровик и В.Э. Деминская, «наиболее часто работники сталкиваются с принуждением к исполнению рутинной и неквалифицированной работы; игнорированием своего мнения и инициатив; критикой в оскорбительной форме в присутствии коллег; обманом со стороны руководителей. Чаще всего респонденты связывают подобное поведение руководителей с демонстрацией личной власти и дефицитом коммуникативных навыков. Питательной средой для ВПР является, прежде всего, состояние экономической зависимости подчиненного от руководителя — система материальных вознаграждений, при которой размер выплат слабо связан с объективными показателями результативности работника или организации, но зависит от личных отношений подчиненного и руководителя. ВПР резко снижает показатели удовлетворенности работой, способствует профессиональному выгоранию и снижению вовлеченности в работу, подталкивает сотрудников к уходу из организаций» [33].
Суммируя вышеизложенное, ЭВ в педагогической среде неизбежно вследствие социального характера работы преподавателей. Оно возникает под воздействием следующих факторов:
1) личностный — интровертность, негибкость, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, дезорганизованность педагога;
2) коммуникативный — недостаточный опыт общения преподавателя с различными категориями и типами людей; неумение решать коммуникативные задачи;
3) компетентностный — низкий уровень сформированности профессиональной педагогической и эмоциональной компетентности педагога; применение подходов и методов обучения, несоответствующих современным парадигмам образования;
4) организационный — низкий уровень организации учебного процесса с точки зрения составления расписания и нагрузки, обеспечения учебными ресурсами, организации психологического климата и управления со стороны руководителей; отсутствие психологической помощи и специальных тренингов для работы преподавателей с отдельными группами студентов;
5) экономический — низкий уровень вознаграждения педагогов.
ЭВ негативно отражается как на структуре личности преподавателя, так и на качестве учебного процесса. Это указывает на необходимость предотвращения ЭВ путем повышения эффективности управления эмоциональным состоянием педагогического персонала с учетом вышеперечисленных факторов путем обучения и развития, организации системы компенсаций, регулирования трудовых отношений, проектирования рабочих процессов. Педагогу необходимо владеть подходами к профилактике и правильному управлению ЭВ [34].
2. Управление эмоциональным состоянием педагогического персонала
ЭВ является характеристикой эмоционального состояния человека. Эмоциональное состояние рассматривается с точки зрения эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, определяется как способность контролировать собственные чувства и эмоции, различать их и руководствоваться ими для формирования мыслительной деятельности и планирования действий [35]; как способность осознавать свои эмоции и обращаться к тому или иному эмоциональному состоянию в процессе мыслительной деятельности, понимать эмоции и регулировать их в целях собственного эмоционального и интеллектуального развития [36].
Эмоциональный интеллект — это сложное явление, включающее в себя множество компетенций, относящихся к внутриличностному состоянию и межличностному общению [37]. К первой категории относятся личностные компетенции, такие как эмоциональное самосознание, адекватная самооценка, вера в себя, эмоциональный самоконтроль, постоянство, добросовестность, стремление к достижению цели, инициативность и др. Вторая категория включает социальные компетенции, например, эмпатия, помощь другим, понимание взаимоотношений в организации, стремление к развитию и коммуникации, управление конфликтами, мудрое руководство, управление изменениями, налаживание связей, работа в команде и сотрудничество, уважение.
К.В. Петридес выделяет следующие компоненты эмоционального интеллекта [38]:
● эмоциональность: эмоциональное восприятие, проявление эмоций, сочувствие, взаимоотношения;
● самообладание: импульсивность, регуляция, управление стрессовыми ситуациями;
● общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность;
● благосостояние: оптимизм, счастье, самооценка;
● вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.
С позиции управления персоналом, совокупность эмоциональных компетенций персонала представляет собой эмоциональный капитал организации, входящий в более широкое понятие «человеческий капитал». На организационном уровне эмоциональный капитал способствует эффективному достижению целей и реализации задач за счет общекомандного духа, совместного объединения усилий сотрудников, отсутствия разногласий, нездоровой конкуренции т.д. В социальном плане эмоциональный капитал способствует распространению гуманизма, повышению гражданской активности и ответственности, социальной сплоченности [39, с. 59].
В неблагоприятных психологических условиях личность преподавателя может подвергаться нежелательной деформации, поэтому менеджменту организации необходимо помнить о необходимости применения соответствующих методик для поддержания благоприятной рабочей атмосферы.
Управление эмоциональным состоянием входит в область антикризисного управления персоналом [40]. Важность эмоционального состояния сотрудников организации требует поиска оптимальных подходов к решению проблемы ЭВ. Руководству рекомендуется проводить регулярные «оздоровительные мероприятия» [10].
Рассмотрим далее подходы к профилактике и предотвращению ЭВ, согласно выделенным факторам (табл. 1).

Таблица 1
Подходы к профилактике и предотвращению ЭВ педагогического персонала
ФакторыПодходы
1. Личностныйсамоменеджмент в управлении стрессом [41]
развитие уверенности в себе [42]
повышение внутренней мотивации и самоконтроля [43]
формирование реалистичных ожиданий, развитие отстраненного отношения, адекватное понимание успехов и неудач, изучение стратегий преодоления стресса [44]
определение личных приоритетов и интересов, развитие чувства индивидуальности и самоидентификации, уверенности в себе [45]
ведение ежедневника, запись личных достижений и описание стрессовых ситуаций [46]
пересмотр отношения к работе (определение главной ценности в жизни, поиск новых ориентиров); переоценка ценностей (постановка ограничений на рабочее время, планирование ежедневных перерывов от работы, проявление креативности в работе, увеличение времени сна); ведение здорового образа жизни (выполнение физических упражнений, потребление меньшего количества сахара и калорий, сокращение объема пищи, отказ от вредных привычек) [47]
2. Коммуникативныйобращение за помощью к окружающим к близким людям, к коллегам, ограничение контактов с негативными людьми, поиск новых друзей [47]
понимание со стороны коллектива, поддержка коллег [41]
создание благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе [45]
3. Компетентностныйнепрерывное обучение, снижение аудиторной нагрузки и уменьшение внимания формальным требованиям, погружение в обучающую среду [45]
анализ рабочего процесса и рабочих обязанностей, пересмотр противоречивых приоритетов и необоснованных требований руководства [48]
4. Организационныйсоздание благоприятной рабочей атмосферы; оказание психологической поддержки; организация регулярного отдыха в течение рабочего дня; обеспечение личного пространства для сотрудников; создание атмосферы значимости; предоставление гибких графиков работы; повышение прозрачности; предоставление автономии; создание системы нематериального поощрения; заинтересованность менеджеров в карьерном росте и развитии сотрудников [49]
профессиональное обучение управлению стрессом (глубокое дыхание, медитация, расслабление, позитивное мышление), обсуждение перспектив на будущее и карьерного роста [41]
предоставление абонементов в спортивные клубы, спа салоны, установка беговых дорожек, душевых кабин, проведение занятий йогой, прогулки на велосипедах [50]
совместная физическая активность [51]
оценка мотивации сотрудников [52]
снижение нагрузки и смещение акцентов с заполнения формальной документации и организационных мероприятий на разработку интересных поурочных планов, обеспечение богатой ресурсной учебно-методической базы, продуктивное взаимодействие со студентами в академической среде [53]
внедрение модели трансформационного лидерства [45]
5. Экономическийповышение размера выплат, сокращение рабочего времени [54]
Составлено автором

В отношении руководителей подразделений большое внимание следует уделять отбору кандидатов [55], особенно для педагогических коллективов. Этот процесс может занимать длительное время и требует инвестиций, однако результат достоин таких затрат, как с точки зрения сотрудников, так и организации в целом. Менеджеры, которые постоянно запугивают своих сотрудников, вероятно, преследуя личные интересы, категорически не подходят для данной должности. Более того, нет смысла обучать таких руководителей быть добрее, справедливее и заботливее, если у них нет этих качеств от природы. Некомпетентные менеджеры могут скрывать свою некомпетентность, нанимая на работу «морально устойчивых» работников с высоким уровнем эмоционального интеллекта, которые всегда будут отмечать в разного рода опросах и анкетах, что их лидеры прекрасно справляются с их управленческими обязанностями. Следовательно, тщательный подбор кадров на руководящие должности компетентных лидеров позволит избежать ЭВ сотрудников.
Наиболее благоприятным типом руководства на сегодняшний день считается трансформационное лидерство, поведенческими характеристиками которого являются следующие [56, с. 79]:
● взаимодействие с сотрудниками, при котором он сам является «образцом» и иллюстрацией своих же ожиданий от подчиненных;
● поведение, отражающее уровень личного внимания лидера к своим подчиненным в целях их личностного и профессионального развития, а также направленное на гармонизацию целей организации с личностно значимыми целями деятельности ее сотрудников;
● объектом внимания лидера становится инновационность мыслительного процесса сотрудников и, в частности, их способность определять новые пути решения старых проблем;
● индивидуальность лидера представлена комплексом личностных (динамизм, уверенность в себе, чувство юмора и т.д.), профессиональных (компетентность, опыт, этика и т.д.) и социальных (компетентность в общении, эмоциональная развитость, коммуникативная компетентность и т.д.) характеристик, выступает источником вдохновения сотрудников, мотивирующим их не только на соответствие ожиданиям лидера, но и на их превышение.
3. Выводы
Таким образом, профилактика и предотвращение ЭВ педагогического персонала включает работу, как на личностном, так и на организационном уровнях (рис. 1). Первый предполагает высокую мотивацию к выполнению педагогической деятельности, соблюдение здорового образа жизни, включая здоровое питание и активные физические упражнения, открытое отношение к обществу и готовность к взаимодействию с разными категориями людей. Второй нацелен на эффективную организацию учебного процесса, в том числе компетентное управление педагогическим персоналом, заинтересованность руководителя в профессиональном развитии преподавателей, предоставление учебно-методических ресурсов. Организация также может создавать условия для результативной коммуникации всех участников учебного процесса в условиях благоприятного психологического климата.
Рис. 1. Управление эмоциональным состоянием педагогического персонала.
Составлено автором.

В заключение, необходимо отметить, что ЭВ возникает в результате комплекса факторов. К сожалению, многие из них невозможно преодолеть даже с помощью целенаправленных управленческих решений. Тем не менее, эмоциональное состояние преподавателей крайне важно для осуществления полноценного педагогического процесса. Недопустимо, чтобы преподаватель, который призван создавать психологические условия реализации индивидуальности обучающихся, сам находился в стрессовом состоянии. Предотвращение ЭВ педагогического персонала способствует не только благоприятному личностному развитию преподавателя, но и повышению качества деятельности учебного заведения.


Литература
1. Burn-out an «occupational phenomenon»: International Classification of Diseases. URL: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/en/ (дата обращения: 10.10.2019)
2. Пенсионный фонд РФ URL: http://www.pfrf.ru/branches/voronezh/news~2019/08/02/186865 (дата обращения: 15.09.2019)
3. Enzmann D., Schaufeli W. (et al.) Dimensionality and validity of the Burnout Measure // J. of Occupational and Organizational Psychology, 1998, 71(4), pp. 331–351.
4. Sedletchi, A. 5 things you should know about burnout. URL: https://www.elsevier.com/connect/5-things-you-should-know-about-burnout 2019 (accessed: 7.11.2019)
5. Stress Science. G. Fink (ed.). Academic Press. 2009. 829 p.
6. Smith Bailey, D. Burnout harms workers’ physical health through many pathways // Professional Psychology: Research and Practice, 2006, 37(7). P. 11.
7. Meier, S.T. The construct validity of burnout // J. of Occupational Psychology, 1984, 57(3), pp. 211–219.
8. Sandene B. Determinants and Implications of Stress, Burnout, and Job Dissatisfaction among Music Teachers // Update: Applications of Research in Music Education, 1995, 13(2), pp. 11–14.
9. Maslach, Ch., Schaufeli, W., Leiter, M. Job burnout // Annual Review of Psychology, 2001, vol. 52, pp. 397–422.
10. Peart, N. Making Work Less Stressful and More Engaging for Your Employees // HarvardBusiness Review, 2019. URL: https://hbr.org/2019/11/making-work-less-stressful-and-more-engaging-for-your-employees (дата обращения: 5.11.2019)
11. Job burnout: How to spot it and take action. URL: https://www.mayoclinic.org/healthy-lifestyle/adult-health/in-depth/burnout/art-20046642(accessed: 20.09.2019)
12. Brummelhuis L., Hoeven Ch. (et al.) Breaking through the loss cycle of burnout: The role of motivation // J. of Occupational and Organizational Psychology, 2011, 84(2), pp. 268–287.
13. Седова И.В. Психологические факторы эмоционального выгорания педагогов // Вестник РУДН. Сер.: Психология и педагогика, 2014, 1, c. 72–76.
14. Meredith, Ch., Schaufeli (et al.) ‘Burnout contagion’ among teachers: A social network approach // J. of Occupational and Organizational Psychology, 2019, 92(4), pp. 1–25.
15. Ghorpade J., Lackritz J., Singh G. Burnout and Personality: Evidence From Academia // J. of Career Assessment, 2007, 15(2), pp. 240–256.
16. Пачколина Е.Н. Факторы, детерминирующие эмоциональное выгорание педагогов // Вестник Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Псих.-педаг. науки. — 2015. — № 3(27). — С. 180–186.
17. Madaliyeva Z., Mynbayeva A. (etal.) Correction of Burnout in Teachers // Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015, 171, pp. 1345–1352.
18. Caruso, G. Facing EL teachers’ burnout through motivation // J. of Pedagogical Research, 2019, 3(1), pp. 1–14.
19. Belozerova L., Zakharova L. (etal.) Studying the Phenomenon of Early Burnout of Pedagogical University Students // Psychology and Psychotherapy: Research Study, 2018, 1(1), pp. 1–7.
20. Cao, Y., Postareff, L.(et al.) Teacher educators’ approaches to teaching and the nexus with self-efficacy and burnout: examples from two teachers’ universities in China // J. of Education for Teaching, 2018, 44(4), pp. 479–495.
21.Covell K., McNeil J., Howe R. Reducing Teacher Burnout by Increasing Student Engagement: A Children’s Rights Approach // School Psychology International, 2009, 30(3), pp. 282–290.
22. Gutentag T., Horenczyk G., Tatar M. Teachers’ Approaches Toward Cultural Diversity Predict Diversity-Related Burnout and Self-Efficacy // J. of Teacher Education, 2018, 69(4), pp. 408–419.
23. Pyarlaytine E. The problem of competitiveness and «burnout syndrome» of teachers in the conditions of continuous education // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2015, 13, c. 418–419.
24. Lauermann F., König J. Teachers’ professional competence and wellbeing: Understanding the links between general pedagogical knowledge, self-efficacy and burnout // Learning and Instruction, 2016, 45, pp. 9–19.
25. Durr T., Chang M., Carson R. Curbing Teacher Burnout: The Transactional Factors of Teacher’s Efficacy and Emotional Management. In: Teacher Motivation: Theory and Practice, 2014, pp. 198–213.
26. Sas-Nowosielski K., Szóstak W., Herman E. What makes coaches burn out in their job? Prevalance and correlates of coaches’ burnout in Poland // Internat. J. of Sports Science and Coaching, 2018, 13(6), pp. 874–882.
27. Иванова Е.И., Иванов И.В., Сердакова К.Г. Синдром эмоционального выгорания и стили педагогического общения у преподавателей в медицинском вузе // Вестник российск. акад. мед. наук. — 2011. — №1. — С. 35–40.
28. Mullen P., Blount A., Lambie, J. School Counselors’ Perceived Stress, Burnout, and Job Satisfaction // Professional School Counseling, 2018, 21(1), pp. 1–10.
29. Kavanagh K., Spiro J. Faculty Wellness: Educator Burnout among Otolaryngology Graduate Medical Educators // Otolaryngology – Head and Neck Surgery, 2018, 158(6), pp. 991–994.
30. Visotskayaa N., Cherkashinaa E. (et al.) Studies on University Professors’ Emotional Burnout // Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2015, 214, pp. 769–778.
31. Rottier J., Kelly K., Tomhave W. Teacher burnout — small and rural school style // Education, 1983, 104 (1), pp. 72–79.
32. Moore R. Pedagogical Stressors and Coping Strategies for Bolstering Teacher Resilience. WaldenUniversity. Diss. 2013. 187 p.
33. Боровик М.Э., Деминская В.Э. «Враждебное» поведение руководителя: проявления, предпосылки и последствия // Российский журнал менеджмента, 2018, 3, с. 309–336.
34. Ninivaggi, F. Learned Mindfulness. 1st Edition. Academic Press. 2019.174 p.
35. Mayer, J.D., Salovey, P. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence, 1993, 17, pp. 433–442.
36. Mayer, J.D.,Salovey, P. What is emotional intelligence? In P. Salovey,D. Sluyter (eds.) Emotional Development and Emotional Intelligence: Implications for Educators. New York, 1997, pp. 3–31.
37. Cherniss, C.,Goleman, D. Training for emotional intelligence: A model. In: C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelligent workplace. San Francisco,2001, pp. 209–234.
38. Petrides K.V., Siegling A.B., Saklofske D.H. Theory and Measurement of Trait Emotional Intelligence // The Wiley Handbook of Personality Assessment, 2016, pp. 90–103.
39. Gendron B. Emotional capital: the set of emotional competencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs // Revista Espanola de Educacion Comparada, 2017, 29, pp. 45–61.
40. Тумашик Н.В., Гульпенко К.В., Филясова Ю.А. Антикризисное управление персоналом: анализ негативных факторов и многоцелевое стратегическое планирование // Проблемы современной экономики, 2018, 4(68), c. 80–85.
41. Taormina R. J., Law C.M. Approaches to preventingburnout: the effects of personal stressmanagement and organizational socialization // Journal of Nursing Management, 2000, 8(2), pp. 89–99.
42. Alessandri, G., Perinelli E. (et al.) Job burnout: The contribution of emotional stability and emotional self-efficacy beliefs // J. of Occupational and Organizational Psychology, 2018, 91(4), pp. 823–851.
43. Glogow E. Research Note: Burnout and Locus of Control // Public Personnel Management, 1986, 15(1), pp. 79–83.
44. Greer J.G., Greer B.B. Stopping Burnout Before it Starts: Prevention Measures at the Preservice Level // Teacher Education and Special Education: The Journal of the Teacher Education Division of the Council for Exceptional Children, 15(3), pp. 168–174.
45. Understanding and Preventing Teacher Burnout: A Sourcebook of International Research and Practice. R. Vandenberghe, A.M. Huberman (eds.). Cambridge University Press, 1999. 362 p.
46. Willings D. Burnout among Teachers of the Gifted and Gifted Adults // Gifted Education International, 1992, 8(2), pp. 107–113.
47. Saunders E.G. Avoid Burnout Before You’re Already Burned Out. URL: https://www.nytimes.com/2019/11/06/smarter-living/avoid-burnout-work-tips.html (дата обращения: 4.11.2019)
48. Barker E. 3 Ways to Prevent Yourself From Burning Out at Work. URL: https://time.com/collection/guide-to-happiness/4860105/work-burnout-prevention/ (дата обращения: 2.10.2019)
49. Valcour M. Beating Burnout. URL: https://store.hbr.org/product/beating-burnout/R1611H (датаобращения: 2.09.2019)
50. Tsai R., Alterman T., Grosch J.W., Luckhaupt, S.E. Availability of and participation in workplace health promotion programs by sociodemographic, occupation, and work organization characteristics in US workers // American Journal of Health Promotion, 2019, 33, pp. 1028–1038.
51. Magnon, V., Vallet, G. T., Auxiette, C. Sedentary behavior at work and cognitive functioning: A systematic review // Frontiers in Public Health, 2018, 6 (239), pp. 1–14.
52. Murphy M. To Protect Your Best Employees From Burnout, Steal The NBA’s Load Management Concept. URL: https://www.forbes.com/sites/markmurphy/2019/11/17/to-protect-your-best-employees-from-burnout-steal-the-nbas-load-management-concept/#4e66c35240c0 (дата обращения: 17.11.2019)
53. Burnout: Prevention, Treatment, and Advice for Employees & Employers. URL: https://zety.com/blog/burnout?gclid=EAIaIQobChMI7OjdnbiD5gIVBcAYCh32awBQEAEYAiAAEgK-mfD_BwE(дата обращения: 7.09.2019)
54. Farrington R. Teacher Loan Forgiveness Vs. Public Service Loan Forgiveness — Which Is Best? URL: https://www.forbes.com/sites/robertfarrington/2019/11/22/teacher-loan-forgiveness-vs-public-service-loan-forgiveness--which-is-best/#5cd894331dcf (дата обращения: 22.11.2019)
55. Chamorro-Premuzic T. To Prevent Burnout, Hire Better Bosses. URL: https://hbr.org/2019/08/to-prevent-burnout-hire-better-bosses (датаобращения: 15.09.2019)
56. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства // Российский журнал менеджмента. — 2005. — №2(3). — С.71–98.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия