| | Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Симченко Н. А. заведуюший кафедрой экономической теории
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь),
доктор экономических наук Беркович М. Л. проректор по безопасности и материально-техническому обеспечению
Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования,
соискатель Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского
| |
| | В статье рассматриваются вопросы развития рынка услуг высшего образования в условиях цифровой трансформации экономики. Проведен анализ динамики показателей рынка услуг высшего образования в Российской Федерации. Сделан вывод о продолжающейся устойчивой тенденции роста объема рынка услуг онлайн-образования при соответственном сокращении спроса на классические формы обучения. Обоснована необходимость в разработке и реализации университетами программ по развитию цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава в регионах в целях обеспечения ускоренных темпов цифровой трансформации экономики | Ключевые слова: высшее образование, рынок услуг высшего образования, цифровая экономика, цифровая трансформация, человеческий капитал, Челябинская область | УДК 338.46; ББК 65.290 Стр: 198 - 201 | Развитие системы высшего образования Российской Федерации на сегодняшний день сопровождается серьезными трансформациями и качественными преобразованиями, без которых становится невозможным решение поставленных перед системой образования задач, а именно — задач национальных проектов «Образование», «Наука», «Цифровая экономика». Цифровая трансформация экономики должна превентивно предупреждать новые вызовы стремительно меняющегося экономического рынка.
В связи с более активным применением цифровых технологий в экономике модель бизнес-процессов начинает видоизменяться. В таких условиях начинают формироваться предпосылки для совершенствования технологий, появления инновационных услуг и изменения культуры управления предприятиями [1]. Прочие зарубежные исследователи отмечают, что трансформация в «цифре» так или иначе завязана на применение конкретных цифровых технологий, а сама трансформация на сегодняшний день является одним из стратегических приоритетов для руководителя организации [2, 3, 4]. При этом, в исследованиях отмечено, что в первую очередь внедрение «цифры» в экосистему организаций трансформирует модели ведения бизнеса в разрезе способов, принципов и порядка реализации бизнес-моделей [5]. Положение Российской Федерации, в сравнении с зарубежными странами в рамках внедрения цифровых решений в национальную экономику, не столь выигрышно [6]. На сегодняшний день, на основании результатов различных рейтингов (в частности, Digital Evolution Index 2017), Российская Федерация занимает лишь 16 место в мире по уровню проникновения цифровых технологий в национальную экономическую систему. Однако такая позиция в рейтинге позволяет отнести Российскую Федерацию к числу перспективных стран по уровню развития цифровой экономики.
Необходимо отметить, что ситуация на рынке услуг высшего образования РФ в последнее время сложилась достаточно неоднозначная. Определенные показатели, характеризующие развитие рынка услуг высшего образования, снижаются, либо не показывают эффективного роста. Динамика некоторых показателей рынка услуг высшего образования Российской Федерации представлена в таблице 1.
На основании динамики показателей развития рынка услуг высшего образования можно отметить следующее. При снижении объема финансирования и снижении спроса на целевом экономическом рынке услуг учреждения высшего образования вынуждены искать новые рынки и новых клиентов, которые могли бы обеспечить финансовое обеспечение уставной деятельности учреждений. В такой ситуации цифровая трансформация системы образования происходит эволюционным путем, что дает стабильный рост онлайн-составляющей рынка услуг высшего образования. Такой подход способствует все большей цифровой трансформации, поскольку учреждения, находящиеся в сложной рыночной ситуации, сами озабочены поисками новых путей привлечения клиентов и вводят «цифру» более эффективно, чем если бы такая цифровизация «насаждалась» сверху.
При этом для рассмотрения вопросов, связанных с цифровизацией экономики, необходимо определиться с понятийный аппаратом вопроса. В частности, необходимо обозначить — что следует понимать под термином «цифровая трансформация». По мнению директора Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук академика РАН И.А. Соколова, а также его коллег по исследованиям в области цифровой экономики, цифровая трансформация — это глубокое и повсеместное проникновение компьютеров в широком смысле этого слова [11]. При этом такое проникновение, в частности, использование суперкомпьютеров, кардинально меняет парадигму современных исследований. Теперь стало возможно применять при исследованиях данные, извлеченные из большого объема информации (Big Data), что в свою очередь позволило вывести некоторые направления исследований на принципиально новый уровень.
Таблица 1
Динамика изменения показателей развития рынка услуг высшего образования Российской Федерации№ п/п | Показатель/Годы | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|
1 | Объем рынка высшего образования (млрд руб.) | 388 | 385 | 386 | 378 | 370 | 361 | 2 | Сокращение численности студентов (% от общего количества выпускников текущего года, выбравших высшее образование в ущерб среднему профессиональному образованию) | 61 | 63 | 60 | 55 | 53 | 52,5 | 3 | Объем рынка частного высшего образования (млрд руб.) | 37 | 35 | 34 | 31 | 30 | 28 | 4 | Динамика финансирования (млрд руб.) | 359 | 358 | 352 | 334 | 325 | 318 | 5 | Численность студентов (тыс.чел.) | 7052,3 | 7050,1 | 7048,8 | 4399,5 | 4245,9 | 4161,7 | 6 | Объем рынка онлайн-образования (млрд руб.) | 5,4 | 6,0 | 6,8 | 8,4 | 10 | 11,6 | Источник: составлено авторами на основе [7, 8, 9, 10]
Однако одной из главных трудностей на пути к цифровой трансформации является подготовка кадров. В этой связи государство предпринимает различные шаги для укрепления национальной экономики и качественного изменения кадрового состава. Так, Президентом Российской Федерации был издан Указ [12], который определил, что национальными целями в развитии Российской Федерации на период до 2024 года, кроме прочего, является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу, а также ускорение технологического развития страны путем увеличения количества организаций, внедряющих технологические инновации. Для достижения вышеуказанных задач, а также с целью решения задач по ускорению внедрения цифровых технологий в экономике Правительством РФ была сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ» [13], которая была утверждена протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. Она, в частности, имеет в своем составе федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который реализуется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством науки и высшего образования РФ. Суть данного федерального проекта заключается в развитии цифровой грамотности у населения и к 2024 году, согласно содержанию федерального проекта, 10 млн человек должны пройти обучение по онлайн-программе развития цифровой грамотности.
Вышерассмотренная специфика также находит свое отражение в развитии рынка услуг высшего образования в Челябинской области. На основании данных мониторинга, проводимого в рамках ежегодного исследования Минобрнауки РФ, можно отметить, что в Челябинской области тенденция развития рынка услуг высшего образования имеет явно выраженный вектор в развитии исследовательской деятельности в рамках условий целевых субсидий, либо федеральных грантов. Подобные программы, как правило, имеют своей целью проведение различных концептуальных исследований, в частности, разработку концепций различных предметных и дисциплинарных областей. Одной из причин такого подхода можно назвать стремление учреждений высшего образования к обеспечению своей финансово-хозяйственной деятельности путем получения дополнительного финансирования. Источником такого финансирования как раз и могут стать подобные целевые субсидии и федеральные гранты. Организации системы высшего образования, основываясь на данных мониторинга, не видят другого пути развития, поскольку вынуждены решать дополнительные задачи. Одной из таких задач, к примеру, является удерживание заработной платы лиц из числа профессорско-преподавательского состава на определенном уровне. При этом, в случае если заработная плата такой категории сотрудников не будет достаточно высокой и конкурентоспособной на рынке труда, может быть спровоцирована высокая текучесть профессорско-преподавательского состава. В таком случае учреждение также не сможет удержать на должном уровне процентное соотношение лиц, имеющих научную степень, к уровню лиц из числа профессорско-преподавательского состава, у которых такой степени нет. Снижение уровня этих двух показателей может негативно отразиться на результатах ежегодного мониторинга Минобрнауки РФ. А поскольку Челябинская область в свое время упустила возможность участия в конкурсе на создание опорных университетов, учреждения сферы услуг высшего образования не видят другого способа формирования дополнительных источников финансового обеспечения своей уставной деятельности, кроме вышеупомянутых субсидий и грантов. Отметим, что такой подход в значительной мере противоречит достижению целей, обозначенных в Майских Указах Президента Российской Федерации, а также в Паспорте федерального проекта.
В вышеизложенных обстоятельствах приоритетом развития сферы услуг высшего образования Челябинской области является цифровая трансформация образовательного процесса. На основании Федерального закона «Об образовании в РФ» (ст. 16) в образовательном процессе в Российской Федерации существует возможность применения электронного обучения. Электронное обучение, согласно положений Федерального закона — это «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [14]. Однако само по себе электронное обучение еще не является задачей, на которую требуется ориентироваться учреждением высшего образования. Как было описано выше, трансформация в экономике не может происходить без смены парадигмы исследований, а также без соответствующих кадров, которые могли бы обеспечить такую трансформацию. Для этого у таких специалистов должны быть определенные компетенции. Такие компетенции, которые способствуют более эффективному хозяйствованию в рамках цифровой трансформации экономики и общественных отношений, принято называть «компетенциями цифровой экономики». Групп таких компетенций, как правило, насчитывается шесть: компетенции ценностного выбора, компетенции планирования и организации деятельности, компетенции осуществления деятельности, компетенции самоуправления и саморазвития субъекта в его деятельности, компетенции управления результатами деятельности, компетенции оценки и учета последствий и эффектов деятельности. На базе таких групп компетенций выделяются 6 базовых навыков, так называемых «гибких навыков» или «softskills». Такими навыками являются: креативность мышления, направленная, кроме прочего, на решение нестандартных задач, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, способность постоянно учиться, эффективная коммуникация, управление изменениями. Как раз развитие именно таких навыков в процессе оказания преподавательских услуг учреждениями высшего образования Челябинской области и видится как приоритет в развитии рынка образовательных услуг высшего образования в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Такому утверждению существует несколько предпосылок.
В первую очередь, как было сказано выше, цифровая трансформация невозможна без компетентных специалистов, которые способны такую трансформацию обеспечить. И это утверждение касается как экономической, так и социальной сфер. Вышеуказанные компетенции, в отличие от определенных навыков, получаемых в процессе освоения тех или иных дисциплин, можно выработать только лишь изменив подходы к хозяйствованию, что в каком-то смысле означает изменение сознания и самосознания кадрового состава учреждений, в которые внедряется «цифра». Ведь если опираться на мнение академика И.А. Соколова и его коллег, цифровая трансформация предполагает эволюционный подход к смене парадигмы мышления [11]. А согласно эволюционному подходу, общество, а стало быть и экономические рынки, которые производят определенные блага для общественного потребления, сами осознают необходимость изменения восприятия рыночной ситуации и внедрения цифровых технологий в производственные процессы.
Кроме этого, внедрение таких компетенций напрямую влияет на уровень человеческого капитала. Существует определенный мониторинг, называемый PISA — (Programme for International Student Assessment) — это международное исследование, которое проводится по инициативе ОЭСР (Организации Экономического Сотрудничества и Развития, или OECD — Organisation for Economic Co-operation and Development). И если раньше в такой мониторинг включались лишь обучающиеся, достигшие 15 лет, то теперь в подобный мониторинг включаются как обучающиеся более раннего возраста, так и студенты ВУЗов, то есть целевая аудитория рынка сферы услуг высшего образования. Данное исследование, в отличие от прочих, которые отражают лишь статистические изменения в исследуемой реальности, PISA в конченом итоге направлено на измерение человеческого потенциала в той области, где проводятся исследования. Таким образом, PISA — это аналитический инструмент для инвесторов, который показывает, насколько эффективным будет инвестирование в человеческий капитал, либо другие активы на той территории, которая подвергается исследованию. По мнению М.Е. Косова и Я.Я. Ивановой, результаты PISA — это уровень инвестиционной привлекательности региона [15]. То есть инвесторы по результатам такого мониторинга могут судить о том, насколько качество человеческого капитала региона обеспечивает ответ на вызовы, которые сегодня предъявляются уровнем научно-технологического прогресса.
Таким образом, университеты, которые будут реализовывать программы по развитию у профессорско-преподавательского состава «компетенций цифровой экономики», будут выглядеть более привлекательно в глазах инвесторов. Соответственно может быть повышен и уровень цифровой трансформации в Российской Федерации [16].
Выделим следующие преимущества университетов, развивающих цифровые компетенции сотрудников:
— повышение конкурентоспособности сферы услуг высшего образования за счет внедрения и развития прорывных бизнес-моделей и технологий, таких как цифровые платформы, углубленная аналитика больших массивов данных и т.д.;
— повышение прозрачности процесса взаимодействия с государством и, как следствие, улучшение делового климата, что в свою очередь может подстегнуть развитие системы цифровых сервисов и онлайн-услуг);
— государственное финансирование образовательной сферы, подготовка кадров, владеющих цифровыми технологиями, создание центров переподготовки, специальных программ адаптации для высвобождаемого персонала. Таким образом, университет, который ставит своей целью выработку «компетенций цифровой экономики» у профессорско-преподавательского состава и студентов, становится более привлекательным для государственного заказчика в рамках доведения дополнительного финансирования;
— реализация мер, направленных на повышение качества и удобства получения услуг в сфере услуг высшего образования с учетом требований экономической и цифровой безопасности;
— создание разнообразных пилотных проектов в области применения цифровых технологий на базе таких университетов;
— стимулирование интереса к цифровым инновациям и развитие цифровой культуры сотрудников и обучающихся.
Вместе с тем, не только повышение уровня человеческого капитала может являться следствием такой трансформации. Применение цифровых технологий и, в частности, электронного обучения с использованием цифровых образовательных технологий и цифровой образовательной среды, может влиять и на извлечение дополнительной прибыли от приносящей доход деятельности таких учреждений. В исследовании, проведенном авторами статьи в декабре 2019 года [17], задачей которого стало определение зависимости между изменениями подходов к развитию кадрового потенциала и изменениями объема кассовых поступлений от внебюджетной деятельности, опосредовано удалось обнаружить следующее.
При анализе изменений объемов кассовых поступлений от внебюджетной деятельности наибольший рост в Челябинской области показывал Южно-Уральский государственный университет (Научно-исследовательский университет). При этом гипотеза исследования состояла в том, что при прочих равных условиях никакая из составляющих объем кассовых поступлений источников не может давать сколь бы то ни было заметное изменение объема кассовых приходов, кроме изменения объема преподавательских услуг сверх государственного задания, которые оказываются за внебюджетные деньги. При этом объем резкого скачка кассовых поступлений как раз пришелся на тот год, в котором в ЮУрГУ (НИУ) был запущен Институт открытого дистанционного образования. Данный Институт оказывает преподавательские услуги в сфере высшего образования именно за счет электронного обучения и за счет использования дистанционных образовательных технологий в цифровой образовательной среде. Уже сама работа в такой среде является достаточно проблематичной без наличия у индивида «компетенций цифровой экономики». Можно было бы предположить, что в случае оказания услуг в такой форме высокий порог вхождения мог бы отпугнуть потенциальных клиентов. Однако, в исследовании [17] четко прослеживается увеличение объемов кассовых поступлений от внебюджетной деятельности. Таким образом, использование онлайн-форматов обучения в современных условиях цифровой трансформации также помогает привлекать дополнительный контингент, а, значит, может являться инструментом привлечения дополнительных источников финансового обеспечения уставной деятельности.
На основании вышеизложенного можно с уверенностью предложить в качестве основного приоритета развития сферы услуг высшего образования переход на электронное обучение в цифровой образовательной среде. С учетом такого приоритета сферы услуг высшего образования придется решать ряд задач по внедрению электронного обучения в образовательный процесс, разработке и внедрению цифровой образовательной среды, которая могла бы способствовать развитию навыков «softskills». В свою очередь, такой подход через определенное время может поспособствовать увеличению рейтинга РФ в исследовании PISA, что в свою очередь сможет повысить инвестиционную привлекательность регионов в разрезе парадигмы цифровой трансформации. Решение вышеуказанных задач позволит вывести рынок сферы услуг высшего образования на качественно новый более конкурентоспособный уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами в системе высшего образования Российской Федерации. По мнению авторов статьи, вышеприведенный анализ динамики показателей развития сферы услуг высшего образования позволяет сделать заключение о продолжающейся устойчивой тенденции роста объема рынка услуг онлайн-образования при соответственном сокращении спроса на классические формы обучения. |
| |
|
|