| | Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Воронцова Г. Г. доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук Воронцова А. В. доцент кафедры туристского бизнеса
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат географических наук
| |
| | В статье анализируется уровень развития санаторно-курортного дела в России, выявляются его современные тренды и изменения, проводится анализ санаторно-курортных организаций по округам и административно-территориальным единицам, рассматривается динамика и темпы роста потребителей лечебно-оздоровительных услуг, оценивается влияние автоматизации санаторно-курортных предприятий на эффективность их деятельности | Ключевые слова: санаторно-курортные предприятия, санаторно-курортная отрасль, санаторно-курортные услуги, автоматизация санаторно-курортных предприятий, программное обеспечение | УДК 378.147; ББК 74.48 Стр: 166 - 168 | В современных экономических условиях развитию санаторно-курортной отрасли в России уделяется достаточно пристальное внимание, что нашло отражение и в выступлениях Президента РФ В.В. Путина, который сделал акцент на необходимости повышения уровня жизни граждан страны и качестве здравоохранения, а также в нормативных документах Правительства РФ. В 2018 году в России была принята Стратегия развития санаторно-курортного комплекса, в которой были рассмотрены современное состояние, проблемы и перспективы развития отрасли, как одной из перспективных на международном рынке услуг.
По оценке специалистов Россия имеет около 450 природно-климатических зон. Эти курортные и лечебные зоны в совокупности могут предоставить все известные минеральные воды, лечебные грязи и другие лечебные и оздоровительные ресурсы. Однако эти ресурсы используются недостаточно эффективно, а санаторно-курортное лечение и отдых в нашей стране нуждаются в развитии, несмотря на то, что число воспользовавшихся услугами санаторно-курортных предприятий в 2018 году достигло 6,4 млн, что превышает на 10,7% показатели 2017 года [2].
По данным НИУ Высшей школы экономики, которые приводит Попович Л.Д., можно констатировать, что показатели деятельности предприятий отрасли ухудшаются, поскольку наблюдается сокращение продолжительности пребывания в санаторных учреждениях. Например, в 2015 г. количество ночей на одного человека было 16, а в 2017 г. оно уменьшилось до 12. Также значительно сократилась средняя продолжительность работы учреждений — с 214 дней в 2005 году до 180 дней в 2016 году [9]. Получается, что в среднем практически полгода санаторное учреждение простаивает, а это недопустимо и с экономической точки зрения, и с точки зрения развития отрасли.
В санаторно-курортной деятельности принято выделять следующие виды курортов: бальнеогрязевой, бальнеоклиматический, бальнеологический и климатический. Как правило, климатическим курортам соответствуют такие типы санаторно-курортных предприятий как приморские и горные курорты, СПА-отели, дома отдыха и турбазы. В индустрии гостеприимства достаточно часто в последнее время уделяется внимание исследованию СПА и веллнесс услуг, как составляющей части гостиничного продукта, а также способов привлечения и продвижения этого продукта на рынке услуг [3].
Санатории считаются основным типом лечебно-профилактического учреждения в России. Как правило, каждый санаторий имеет свой медицинский профиль, который зависит от природно-климатических особенностей территории. Большинство российских санаториев сохраняют стратегию развития, направленную на лечение и реабилитацию больных в соответствии с устоявшейся специализацией. В то же время, сейчас все активнее на рынке услуг появляются запросы на оздоровительные технологии и посетителями лечебно-оздоровительных учреждений становятся чаще люди, которые хотят поддерживать и сохранять свое здоровье. Качественно меняется состав потребителей оздоровительных услуг, на смену пожилым и пенсионерам приходят представители бизнеса и работники государственных и некоммерческих предприятий, а это среднее и молодое поколение, которое становится активным потребителем этих услуг.
На 2017 год по данным Росстата число санаторно-курортных организаций в Российской Федерации составляет 1802, причем 22% и 20% от общей их доли приходятся на Приволжский и Южный Федеральные округа (рис.1). | |  | Рис. 1. Процентное соотношение санаторно-курортных организаций по федеральным округам России [6] | Лидерами по числу санаторно-курортных предприятий среди административно-территориальных единиц по праву являются Краснодарский край, Ставропольский край, Крым и Московская область (рис.2). Интенсивное развитие частного санаторно-курортного сектора наблюдается в Алтайском крае. | |  | Рис. 2. Число санаторно-курортных организаций по Федеральным округам России [6] | Стоит отметить динамику сокращения санаторно-курортных организаций, которая наметилась в России с 2000 годов. За 15 лет общее количество предприятий сократилось в 1,3 раза. Это свидетельствует об общих тенденциях в санаторно-курортной отрасли, что связано с недостаточным вниманием государства к социальным вопросам и снижением уровня доходов населения, а также недостатком инвестиций в эту отрасль и уходом профессионалов в более доходные сферы деятельности. Ниже, в таблице 1, представлены конкретные цифры показателей по годам с 2000 по 2017 годы.
Таблица 1
Динамика численности санаторно-курортных организаций и размещенных в них людей [6]Показатели по годам | 2000 | 2005 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
---|
Число санаторно-курортных организаций | 2409 | 2173 | 2147 | 1945 | 1959 | 1905 | 1840 | 1905 | 1878 | 1832 | 1802 | Обслужено лиц, млн чел | 3,95 | 5,94 | 6,36 | 4,23 | 5,73 | 4,20 | 4,7 | 6,1 | 6,11 | 6,44 | 6,0 |
Если сравнивать темп роста 2017/2000 показателей по числу санаторно-курортных организаций, то он составляет — 0,75, а темп роста по обслуживанию лиц, воспользовавшихся услугами, — 1,52, что свидетельствует о востребованности данного вида услуг, хотя динамика развития в данной сфере услуг довольно неоднозначна. Представленные в таблице 1 показатели, отражают нестабильное положение в отрасли. Укрупнение и реорганизация предприятий привела к сокращению их общего количества, хотя присоединение Крыма к России показало единовременное их увеличение. Слабое материально-техническое оснащение санаторно-курортных объектов на этой территории (износ зданий в зависимости от субъекта владения составляет от 76,2 до 78,9 процента [9]), а также необходимость соответствовать нормативно-правовым актам Российской Федерации не позволило им конкурировать на рынке российских оздоровительных услуг, что привело их к закрытию или объединению и отразилось в дальнейшем на общих показателях отрасли.
Одной из проблем современного санаторно-курортного бизнеса также является устаревшая инфраструктура. В СССР была создана обширная и хорошо функционировавшая сеть санаторно-курортного лечения и оздоровления, которая не имела себе аналогов в мировой практике. Представляя собой часть структуры эффективного оздоровления населения с соблюдением основ преемственности (поликлиника-стационар-санаторий), она была рассчитана на массового потребителя. Однако к середине 80-х годов ХХ века в экономике курортного комплекса обнаружились застойные явления, а к началу 90-х годов было практически прекращено государственное финансирование санаториев и здравниц, что привело к тому, что степень удобства и качества обслуживания большинства здравниц перестали отвечать требованиям.
В последние годы наблюдается положительная динамика в увеличении потока туристов, выбирающих отдых в санаторно-курортных предприятиях, что говорит о повышении интереса населения к внутреннему лечебно-оздоровительному туризму. На сегодняшний день рынок санаторно-курортных услуг включает в себя ведомственные санатории, которые обеспечиваются постоянной загрузкой за счет сотрудников федеральных органов исполнительной власти и подконтрольных им структур, таких как Министерство обороны РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Министерство внутренних дел РФ и др. Значительная доля санаторно-курортных организаций принадлежит крупным компаниям и холдингам, таким как, «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Сбербанк», «РЖД» и др. Данная группа предприятий также обеспечивается высокой загрузкой за счет корпоративного контингента. Отдельно стоит выделить сравнительно некрупный, но интенсивно развивающийся сегодня частный сектор, характеризующийся конкурентной борьбой за целевую аудиторию.
В условиях острой конкурентной борьбы коммерческие санаторно-курортные предприятия используют новые формы и меняют сложившиеся стереотипы своей деятельности, расширяют спектр предоставляемых услуг и занимаются повышением качества обслуживания, поскольку бизнес-отели стали предлагать своим гостям дополнительные оздоровительные, СПА и веллнесс услуги [4]. Сегодня для успешного функционирования санаторно-курортные предприятия должны в корне изменить стратегию своего развития с учетом современных запросов потребителя оздоровительных услуг, использовать в обслуживании новые оздоровительные и медицинские технологии, а также формы продвижения своих услуг на рынке.
Использование автоматизированных систем управления на санаторно-курортных предприятиях значительно ускоряет и упрощает все операционные процессы, а также улучшает качество обслуживания.
Таким образом, в санаторно-курортном комплексе России сегодня наблюдаются следующие изменения: приток инвестиций, целевая аудитория молодеет, усиливается роль Интернета и информационных технологий, явление диверсификации услуг позволяет бизнесу отойти от жесткой ориентации на лечебные услуги и активно внедрять СПА-процедуры, программы выходного дня с опцией экспресс-диагностики.
Автоматизация санаторно-курортных предприятий имеет свои особенности, которые в первую очередь связаны со спецификой их деятельности. При создании и внедрении информационных технологий в санаториях основными задачами являются:
● повышение эффективности и оперативности управления ресурсным потенциалом и обоснованность принятия управленческих решений;
● особенности оптимизации деятельности структурных подразделений санатория;
● повышение качества и эффективности санаторно-курортного лечения за счет комплексной автоматизации лечебно-диагностического процесса.
Сформулированные задачи могут быть с легкостью выполнены с использованием автоматизированной системы управления. Автоматизация управленческой деятельности ведется в направлении оптимизации экономических, производственных, кадровых и других процессов. Однако наиболее важной составляющей является лечебно-диагностическая деятельность санатория, автоматизация которой затрагивает, прежде всего, сервисную составляющую процесса обслуживания посетителя. В данном случае потребители оздоровительных услуг хотят минимизировать свои затраты времени на ожидание процедуры у кабинета, на заполнение различных медицинских документов, связанных с историей болезни и составлением личной траектории лечения и оздоровления.
Система показывает сетку работы всех кабинетов, их загруженность, проверяет совместимость назначенных процедур и составляет расписание. Автоматизация данного процесса позволяет избежать очередей, путаницы среди постояльцев санаториев, что повышает качество обслуживания и позволяет сохранить целевую аудиторию. Также увеличивается пропускная способность кабинетов без увеличения штата сотрудников.
Одним из преимуществ автоматизации является обратная связь, которая осуществляется с пациентом по средствам мобильных приложений. Уезжая из санатория, пациент может купить пакет услуг, который позволит ему по средствам мобильного приложения продолжать общение с лечащим врачом для корректировки лечения и по другим вопросам.
Таким образом, санаторно-курортное предприятие получает дополнительный доход и увеличивает степень привязанности потребителя оздоровительных и реабилитационных услуг к предприятию. Автоматизация также способствует оптимизации издержек предприятия, ведя контроль реальной маржинальной прибыли на всех уровнях и делая все бизнес-процессы прозрачнее.
Представленные на сегодняшнем рынке информационные технологии позволяют автоматизировать и оптимизировать следующие виды деятельности санаторно-курортного предприятия:
● учет и распределение номерного фонда;
● информирование об услугах и их бронирование;
● учет предоставленных медицинских услуг;
● планирование загрузки врачей и медицинских кабинетов;
● учет наличия и расхода медикаментов;
● ведение электронной истории болезни пациента;
● обратная связь с пациентом;
● формирование управленческих отчетов и отчетов медицинской статистики
● оптимизация внутренних издержек.
На сегодняшний день рынок специализированного программного обеспечения для санаторно-курортных учреждений разнообразен и предлагает, как программы исключительно медицинского профиля, так и комплексные программы для автоматизации санаториев.
Программы исключительно медицинского профиля, как правило, не адаптированы под санатории, так как не имеют гостиничного и ресторанного модулей. Комплексная программа автоматизации деятельности санаторно-курортного предприятия включает, как гостиничный модуль, так и медицинский. Среди наиболее популярных и востребованных на отечественном рынке таких программ стоит отметить «1С-Рарус — Управление санаторно-курортным комплексом», «1С: Предприятие 8», «Санаториум», «Интеротель», «Здравница» и другие [1, 5, 7].
Безусловно, одним из главных факторов успешного развития санаторно-курортной отрасли является ее клиентоориентированность, а именно повышение лояльности и удовлетворенности клиентов, чего можно достичь посредством информационных технологий.
Автоматизация санаторно-курортного предприятия: повышает доходность и эффективность его деятельности; формирует положительный имидж самого предприятия; позволяет повысить уровень информированности как работников туристской отрасли и здравоохранения, так и потребителей лечебно-оздоровительных услуг; способствует повышению качества обслуживания по предоставлению самих услуг и осуществлению контроля со стороны работодателей, оплачивающих оздоровительные услуги, а также надзорных органов РФ; открывает возможности выхода на международный рынок лечебно-оздоровительных услуг. |
| |
|
|