| | Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Шульгина А. В. доцент кафедры финансов и экономической безопасности
Института экономики и права Курганского государственного университета,
кандидат экономических наук Рознина Н. В. доцент кафедры бухгалтерского учёта и финансов экономического факультета
Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук Карпова М. В. доцент кафедры экономики и организации агробизнеса экономического факультета
Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук Боровинских В. А. доцент кафедры бухгалтерского учёта и финансов экономического факультета
Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук Васильева Н. В. доцент кафедры бухгалтерского учёта и финансов экономического факультета
Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассмотрено понятие «экономическое преступление» и его особенности. Изучена динамика преступлений по видам в сфере экономической деятельности Петуховского района Курганской области. Проведена оценка результативности деятельности Межмуниципального отдела (МО) МВД России этого района. С помощью SWOT-анализа выявлены и структурированы сильные и слабые стороны отдела по борьбе с экономическими преступлениями, а также потенциальные возможности и угрозы внешней среды | Ключевые слова: Курганская область, органы внутренних дел, экономическая безопасность, экономические преступления | УДК 336.201; ББК 67.308 Стр: 125 - 128 | Экономическая преступность — это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и правами граждан со стороны лиц, которые выполняют определенные функции в системе экономических отношений. К экономическим преступлениям относят: сокрытие доходов от налогообложения, незаконные сделки с валютными ценностями, хищения, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, мошенничество при получении банковских кредитов, контрабанда, использование фиктивных платежных документов и др.
К особенностям характеристики экономических преступлений можно отнести:
– высокую латентность;
– большой материальный ущерб;
– образ жизни части населения;
– организованный характер преступлений [1].
Экономическая преступность имеет системный и организованный характер. Реальную угрозу для экономической безопасности представляет организованная экономическая преступность, которой подвержены все сферы экономической деятельности.
Наиболее опасными направлениями криминализации экономической деятельности в России являются: преступления в сфере потребительского рынка; преступления на рынке ценных бумаг; преступления в сфере кредитно-денежных отношений и банковской деятельности; преступления во внешнеэкономической деятельности; налоговые преступления, совершённые представителями бизнеса [4].
Объектом нашего исследования является Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации (МО МВД РФ) «Петуховский», который является территориальным органом на районном уровне, входит в состав органов внутренних дел РФ и подчиняется Управлению Министерства внутренних дел по Курганской области.
Расследованием экономических преступлений в МО МВД России «Петуховский» занимается отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (отдел ЭБ и ПК). Преступлениями экономической направленности, которые расследуют сотрудники данного отдела, являются преступления против собственности, а именно присвоение и растрата чужой собственности, мошенничество, вымогательство, преступления в сфере экономической деятельности, такие как незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов, кредиторской задолженности, преднамеренное банкротство, а также преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — получение и дача взяток, служебные подлоги и ряд других преступлений [2].
Состав и количество совершенных экономических преступлений на территории Петуховского района Курганской области отражены в таблице 1.
Повышенная общественная опасность рассматриваемых преступлений отражает их характер, на который указывают объекты указанных посягательств. Рядовым объектом преступлений являются интересы государственной власти, т.е. общественные отношения, регулирующие ее нормальное функционирование или нормальную, соответствующую закону деятельность всех ветвей публичной власти, всего государственного аппарата. Увеличение данного вида преступлений свидетельствует о снижении активности работы сотрудников ОВД по их выявлению, поэтому у злоумышленников появляется больше возможностей для совершения данных преступлений.
Таблица 1
Динамика преступлений в сфере экономической деятельности в Петуховском районеВид экономических преступлений | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
---|
кол-во, ед. | уд. вес, % | кол-во, ед. | уд. вес, % | кол-во, ед. | уд. вес, % |
---|
В сфере финансово-кредитных отношений | – | – | 1 | 33,33 | – | – | На потребительском рынке | – | – | 2 | 66,67 | – | – | Преступления, связанные с махинациями недвижимостью | 2 | 2,00 | – | – | – | – | Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов | – | – | – | – | 3 | 25,00 | Преступления против госслужбы | 49 | 49,00 | – | – | 5 | 41,67 | в т.ч взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ) | 20 | 20,00 | – | – | 4 | 33,33 | Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) | – | – | – | – | – | – | Служебный подлог (ст. 292 УК РФ) | 29 | 29,00 | – | – | – | – | Фальшивомонетничество ст. 186 УК РФ | – | – | – | – | – | – | Всего преступлений экономической направленности | 100 | 100,00 | 3 | 100,00 | 12 | 100,00 | Сумма ущерба, тыс.р. | 6078 | 35 | 21666 | Составлено авторами на основании статистической информации Управления Министерства внутренних дел по Курганской области о состоянии преступности и результатах расследования по некоторым видам преступлений в Курганской области
В 2016–2018 гг. не было совершено ни одного преступления по ст. 186 УК РФ — фальшивомонетничество (изготовление с целью последующей реализации поддельных монет, банковских билетов, ценных бумаг в иностранной или отечественной валюте, а также их хранение и перевозка для последующего сбыта). Информация о зарегистрированных и раскрытых экономических преступлениях МО МВД «Петуховский» отражена в таблице 2.
Таблица 2
Информация о зарегистрированных и раскрытых экономических преступлениях в МО МВД «Петуховский», ед.Показатель | 2016 | 2017 | 2018 | 2018 г. к
2016 г., % |
---|
Зарегистрировано преступлений экономической направленности | 55 | 11 | 16 | 29,09 | Раскрыто преступлений | 71 | 2 | 7 | 9,86 | Количество экономических преступлений, по которым:расследование завершено | 71 | 5 | 15 | 21,13 | дела, направленные в суд | 61 | 2 | 5 | 8,20 | Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности | 5 | 2 | 5 | 100,00 | Составлено авторами на основании статистической информации Управления Министерства внутренних дел по Курганской области о состоянии преступности и результатах расследования по некоторым видам преступлений в Курганской области
Большое количество экономических преступлений в 2016 г. объясняется экономическим кризисом в стране.
В последние годы были ослаблены меры выявления и предупреждения менее опасных экономических преступлений, что создало определённую почву для их перерастания в тяжкие. В анализируемом периоде наибольший удельный вес в экономических преступлениях занимают тяжкие и особо тяжкие преступления. В 2018 г. их удельный вес составил 55,56%, что на 19,44% ниже уровня 2016 г.
Рассмотрим количество выявленных экономических преступлений сотрудниками МО МВД «Петуховский» (таблица 3).
Таблица 3
Выявленные и раскрытые экономические преступленияПоказатель | 2016 | 2017 | 2018 | Отклонение
2018 г.
от 2016 г. (+, –) |
---|
Выявленные | Количество экономических преступлений, выявленных сотрудниками по ЭП, ед. | 4 | 11 | 8 | 4 | в т.ч. выявленных сотрудниками по ЭП ОВД, ед. | 4 | 9 | 3 | -1 | выявленных сотрудниками по УЭБиПК (УМВД), ед. | – | 2 | 5 | 5 | Раскрытые | Количество раскрытых экономических преступлений сотрудниками по ЭП, ед. | 8 | 1 | 7 | -1 | в т.ч. раскрытых сотрудниками по ЭП ОВД, ед. | 8 | 1 | 5 | -3 | раскрытых сотрудниками по УЭБиПК (УМВД), ед. | – | – | 2 | 2 | Составлено авторами на основании статистической информации Управления Министерства внутренних дел по Курганской области о состоянии преступности и результатах расследования по некоторым видам преступлений
На основании анализа деятельности МО МВД России «Петуховский» можно сделать вывод, что основными причинами сокращения отдельных показателей работы по раскрытию преступлений является некачественная работа сотрудников следственно-оперативных групп на местах происшествий, а также неэффективное использование потенциала всего отдела при раскрытии преступлений. Например, работа полицейского кинолога на местах происшествий.
В целом же в исследуемом периоде деятельность межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Петуховский» является эффективной и направлена на предупреждение и сокращение преступности и поддержание общественного порядка. Анализ экономических преступлений, их динамики и степени влияния на экономику, необходим для предупреждения этих преступлений. Учитывая общественную опасность экономических преступлений, их предупреждение и устранение должно быть главным направлением государственной политики в этой области [3].
Деятельность МО МВД России «Петуховский» по выявлению преступлений экономической направленности и противодействия коррупции основана, в том числе и на «Положениях национальной стратегии по противодействию коррупции», утвержденной Указом Президента России от 13.04.2010 г. № 450, Директивы МВД РФ №2 дсп. от 01.12.2010 г. и других нормативно-правовых актах. В соответствии с этим, деятельность по выявлению преступлений экономической направленности является одним из приоритетных направлений, организовано взаимодействие всех служб отделения полиции «Петуховский».
Главная цель анализа различных преступлений заключается в оценке состояния исследуемых правонарушений и разработке рекомендаций по совершенствованию мер социального контроля над ними. Содержание анализа различных социально-правовых явлений зависит от их особенностей и может существенно различаться, а применение различных статистических методов и приёмов позволяет решить задачи, которые ставятся перед статистическим анализом [5].
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности, финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств и другие меры.
Уголовный кодекс РФ определил ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем их трёх глав: 21–23. В главе 21 прописаны одиннадцать составов преступлений против собственности. В главе 22 прописаны тридцать четыре состава преступлений в сфере экономической деятельности, многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству. В главе 23 прописаны четыре состава преступлений против интересов службы в коммерческих организациях.
По статистическим данным для преступлений в сфере экономической деятельности характерно некоторое несоответствие между количеством зарегистрированных и расследованных преступлений. В период с 2016 по 2018 гг. количество экономических преступлений на территории Петуховского района Курганской области имеют тенденцию к снижению (55 ед. в 2016 г., 11 ед. в 2017 г. и 16 ед. в 2018 г.). Количество зарегистрированных экономических преступлений сократилось на 70,91% и составило в 2018 г. 16 преступлений. В 2018 г. количество раскрытых преступлений составило 7 ед., что на 64 ед. или 90,14% ниже уровня 2016 г. В 2016 г. количество раскрытых преступлений составило 71 ед., в 2017 г. 11 ед. Количество раскрытых преступлений превысило количество зарегистрированных преступлений в 2016 г. на 16 ед.
Анализ показателей эффективности деятельности МО МВД России «Петуховский» дан в таблице 4.
Таблица 4
Анализ показателей эффективности деятельности отдела по борьбе с экономическими преступлениямиПоказатель | 2016 | 2017 | 2018 | Отклонение
2018 г.
от 2016 г. (+; –) |
---|
Сумма ущерба, тыс.р. | 6078 | 35 | 21666 | 15588 | Возмещено, тыс.р. | 3311 | 270 | 3049 | -262 | Процент возмещения, % | 54,48 | 771,43 | 14,07 | -40,40 | Эффективность расследования экономических преступлений | 1,29 | 0,18 | 0,44 | -0,85 | Коэффициент возмещения ущерба, причинённого экономическими преступлениями | 54,48 | 771,43 | 14,07 | -40,40 | Зарегистрировано экономических преступлений на каждую «вложенную» тыс. р. затрат | 0,80 | 0,11 | 0,23 | -0,57 | Расследовано экономических преступлений на каждую «вложенную» тыс р. затрат | 1,03 | 0,02 | 0,10 | -0,93 | Составлено авторами на основании статистической информации Управления Министерства внутренних дел по Курганской области о состоянии преступности и результатах расследования по некоторым видам преступлений
Динамика критериев оценки экономической эффективности деятельности оперативно-следственного отдела по выявлению и расследованию преступлений экономической направленности показывает, что увеличение расходов федерального бюджета имеет всё более низкую результативность.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны в деятельности отдела ЭБ и ПК, потенциальные внешние угрозы и благоприятные возможности проведем SWOT-анализ деятельности отдела.
Сильные стороны отдела ЭБ и ПК:
1. устойчивые медиасвязи с другими органами;
2. достаточное материально-техническое обеспечение деятельности;
3. регулярное повышение квалификации сотрудников МО МВД России «Петуховский»;
4. осуществление оперативно-розыскной и профилактической деятельности по борьбе с преступлениями экономической и налоговой направленности;
5. участие в разработке предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению экономических и налоговых преступлений;
6. оказание содействия в розыске лиц, совершивших, а также подозреваемых в совершении преступлений экономической и налоговой направленности;
7. организация оперативного сопровождения уголовных дел;
8. проведение документальных исследований и иных проверочных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Слабые стороны отдела ЭБ и ПК:
1. отсутствие чётко выраженной стратегии деятельности;
2. текучесть кадров;
3. увеличение тяжести совершения преступлений;
4. сокращение доли возмещения ущерба;
5. нежелание населения сотрудничать.
Возможности отдела ЭБ и ПК:
1. готовность к сотрудничеству населения и общественных организаций;
2. внутреннее информационное обеспечение;
3. вовлечение сотрудников МО МВД России «Петуховский» в написание статей для пресс-службы;
4. организация работы по возмещению причиненного материального ущерба по преступлениям по окончании расследования в полном объеме;
5. снижение количества преступлений в сфере экономики.
Угрозы отдела ЭБ и ПК:
1. недовольство полнотой раскрытия информации со стороны общества;
2. утечка конфиденциальной информации;
3. недостаточность знаний сотрудников ОВД для самостоятельного осуществления экспертиз;
4. отсутствие прогнозирования преступлений экономической направленности;
5. подрыв авторитета правоохранительных органов;
6. несовершенство действующего законодательства.
SWOT-анализ позволил выявить и структурировать сильные и слабые стороны отдела, а также потенциальные возможности и угрозы внешней среды.
Для повышения эффективности деятельности МО МВД «Петуховский» необходимо реализовать следующие мероприятия:
– организовать антикоррупционное просвещение путем реализации учебных курсов, предметов направленных на решение задач антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся в муниципальных образовательных организациях;
– повысить эффективность материального стимулирования работников;
– внедрить автоматизированную систему документооборота, что позволит сократить затраты учреждения и повысить эффективность его работы. Благодаря информационным технологиям органы внутренних дел перейдут на новый уровень взаимоотношений с населением, когда сотрудники будут напрямую отвечать на запросы граждан и относиться к ним как к клиентам, а не как к докучливым посетителям;
– увеличить численность работников отдела по борьбе с экономическими преступлениями на 1 чел., что позволит повысить сумму возмещения на 435,57 тыс. руб.
Вышеперечисленные мероприятия будут способствовать повышению раскрываемости экономических преступлений, что значительно улучшит эффективность работы Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Петуховский». |
| |
|
|