Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Комилов С. Д.
профессор кафедры экономической теории и мировой экономики
Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе),
доктор экономических наук


Основы формирования рынка «ноу-хау» в условиях инновационного развития: методологические аспекты
В статье предложены методологические подходы исследования процесса формирования рынка «ноу-хау» в условиях инновационного развития и обосновано, что «ноу-хау» следует определить как объект купли-продажи и как особый вид товара, предназначенного для удовлетворения не только инновационной потребности производства вообще, но и специфической потребности, которую автор называет «персонифицированной инновационной потребностью производства». Уточнено, что «ноу-хау» представляет собой особый вид товара и предложена его классификация, определена двойственная природа «ноу-хау» как объекта присвоения и новых экономических отношений, выявлены характерные черты, формы проявления и существенные признаки реализации на рынке инноваций
Ключевые слова: инновационная деятельность, «ноу-хау», рыночные отношения, рынок «ноу-хау», знания, персонифицированная инновационная потребность
УДК 001.895:339.13; ББК 65   Стр: 26 - 30

С 1953 года термин «ноу-хау» стал официально употребляться в международных соглашениях и в литературе [4, c.4]. Поэтому попытаемся уточнить экономическое содержание понятия «ноу-хау», отражающий его специфический класс явлений. При этом следует отметить, что в содержании «ноу-хау», наряду со многими видами знаний, выделяется и производственный опыт. Вместе с тем, производственный опыт выступает результатом освоения инноваций и представляет по содержанию лишь часть «ноу-хау», что более подробно освещено нами в предыдущих работах. Под производственным опытом нами понимаются знания, умения, навыки нетехнического решения производственных задач, дающие экономический и социальный эффект, который обусловлен развитием и полным использованием способностей работников, и выступает на рынке как товар, реализующий интеллектуальную собственность [5, с.14].
В условиях модернизации экономики и цифровизации экономической деятельности организация инновационной деятельности основана на современных информационных сетях и использовании информационно-коммуникационных технологий для достижения конкурентоспособности производства и оптимизации экономических структур. Поэтому усиливается необходимость в процессе внедрения инноваций в производство использования «ноу-хау» в целях активизации инновационной деятельности и развития когнитивных способностей работников. Следует отметить, что «ноу-хау» не могут быть отделены от своего создателя или обладателя без утраты своей полезности и, соответственно не могут быть самостоятельным объектом обмена. Однако, в большинстве случаев для «ноу-хау» как объекта интеллектуальной собственности, характерна полезность, редкость и способность к обмену, то есть оборотоспособность. Поэтому «ноу-хау» становится объектом рыночных отношений — товаром, имеющим свою коммерческую ценность.
Обладать коммерческой ценностью означает, что «ноу-хау» может быть объектом купли-продажи и становится коммерческой тайной. На данном этапе экономического развития коммерческая тайна сохраняется оформлением патента, к которому прилагается пакет «ноу-хау» и обеспечивается их защита от похищений третьими лицами. При таком подходе к «ноу-хау» их содержание становится предметом не столько самостоятельного комплексного исследования, способного нести в себе данные об ускорении инновационного процесса, сколько предметом сравнения конечных производственных преимуществ и способности купли-продажи на рынке. Такой подход не позволяет считать «ноу-хау» только коммерческой ценностью, но, приобретая качество объектов купли-продажи, они становятся важнейшей частью организации инновационной деятельности и условием повышения конкурентоспособности производства.
«Ноу-хау», наряду с изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и другими объектами входят в состав объектов интеллектуальной собственности. На рынке инноваций основным правовым механизмом купли-продажи промышленной (интеллектуальной) собственности являются лицензионные операции. Предметом лицензионных соглашений также становятся «ноу-хау», содержащие определенные ценные знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, необходимые для успешного ведения дела и могут быть предметом купли-продажи.
На наш взгляд, рынок «ноу-хау» — это совокупность рыночных отношений, возникающих в процессе передачи и использования ценных знаний, навыков и опыта научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, направленные на решения нетехнических задач развития производства и удовлетворения персонифицированной инновационной потребности. Состояние рынка «ноу-хау» определяется характером развития инновационных ресурсов, расширением масштабов инновационного предпринимательства, степенью инновационной активности предприятий и организаций, а также системой социальных, юридических, экономических и других институтов, поддерживающих как инновационную деятельность предприятий, так и самих новаторов, специалистов, разработчиков, ученых, менеджеров. Рынок «ноу-хау» является организационной составляющей инновационной системы, то есть здесь в качестве поставщиков и покупателей выступают экономические субъекты в сфере инновационной деятельности. Поставщиками «ноу-хау», как правило, выступают предприятия, поставляющие инновации более высоких уровней, освоения которых на других предприятиях требует также использования «ноу-хау» в процессе организации и активизации инновационной деятельности.
В процессе инновационной деятельности весомая часть информации, требующаяся для освоения производства инноваций, их использования и распространения составляют знания и опыт в виде «ноу-хау». При этом следует сказать, что Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности также относит «ноу-хау» к интеллектуальной собственности, считая воплощенные в них знания и опыт необходимыми для эффективного производства новых видов продукций, использования инновационных технологий и активизации инновационной деятельности.
Отличительной чертой современного международного рынка «ноу-хау», в сравнении с другими товарными рынками, является его универсальность и организационная связь практически со всеми сферами инновационной деятельности. Однако, в условиях формирующейся инновационной экономики, развитие отраслевых рынков «ноу-хау» происходит неравномерно. Наиболее высокие темпы развития наблюдаются в наукоёмких отраслях экономики. В международной торговле «ноу-хау» передаются в более чем 85% заключаемых лицензионных договорах, причем 50% «ноу-хау» передается одновременно с изобретениями, а более 35% лицензий касаются только «ноу-хау» [6, c.37].
Во многих случаях «ноу-хау» передаются вместе с изобретениями, имеющими патентную защиту и по лицензионному соглашению покупателя. Не передается исключительное право на само «ноу-хау», как объекта промышленной собственности. Отсюда возникает необходимость уточнения теоретических основ формирования рынка «ноу-хау» в условиях инновационного развития. Таким образом, рынок «ноу-хау» следует рассматривать в составе мирового рынка объектов интеллектуальной собственности, и он является неотъемлемой частью динамично развивающегося мирового рынка в целом.
На наш взгляд, «ноу-хау» имеет двойственную природу. С одной стороны, они являются функцией процесса производства, способствуют повышению его эффективности на основе нетехнических решений. С другой стороны, использование «ноу-хау», как формы реализации интеллектуальной собственности, создает новую стоимость и удовлетворяет определенную инновационную потребность производства. Учёт этой двойственности «ноу-хау» позволяет изучать данное явление как объект присвоения и новых экономических отношений. Следовательно, к этой сфере применимы такие экономические категории, как потребительная стоимость, стоимость и цена.
Можно отметить следующие характерные черты присвоения знаний, умений, опыта, навыков, составляющих содержание «ноу-хау» в производственном процессе. Прежде всего — это присвоение по своему содержанию является процессом создания новой стоимости, хотя речь идет об интеллектуальном, а не вещественном продукте; во-вторых, объект присвоения в данном случае — знания, умения, навыки, которые получены на основе освоения нововведений, применяемых для удовлетворения инновационной потребности; в-третьих, субъектом присвоения «ноу-хау» является новатор (инженер, ученый, рабочий, творческая группа), либо предприятие, если оно заранее заключило с новатором контракт (соглашение) о передаче (за определенное вознаграждение) прав реализации интеллектуальной собственности. На наш взгляд, эти характеристики «ноу-хау» могут конкретизироваться и проявляться в следующих аспектах:
1. Характер использования «ноу-хау» представляет собой процесс общественного воспроизводства, в котором отчетливо выступают четыре момента (фазы): собственно производство (формирование и обобщение «ноу-хау»), распространение (маркетинг, выявление сферы распространения ноу-хау), обмен (реализация «ноу-хау») и потребление (освоение «ноу-хау»).
2. Как объект присвоения «ноу-хау» представляет собой необходимую функцию процесса производства, а также условие самого процесса присвоения. Они становятся объектом экономических отношений в процессе общественного производства.
3. Непосредственным (первичным) субъектом реализации интеллектуальной собственности является личность, которая есть «индивидуально-неповторимое, уникальное выражение всеобщего, общественного развитого, сформированного совокупной деятельностью человека» [3, c.181] и в своей конкретно-исторической форме может являться носителем знания, умения и навыков, составляющих содержание «ноу-хау».
Следует отметить, что «ноу-хау» есть распредмеченная форма знаний, умений, навыков и способностей, а также результат интеллектуально-творческого развития работников, направленных на решения задач технического и производ­ственного характера.
Использование «ноу-хау» в условиях регулируемых рыночных отношений и формирующейся инновационной экономики становится одной из важных форм реализации интеллектуальной собственности, а также важнейшим товаром на рынке инноваций. Справедливо включение «ноу-хау» в состав инновационного потенциала, как ресурса для развития и использования научно-технологических достижений в процессе активизации инновационной деятельности. Здесь следует отметить, что ныне они представляют бóльшую коммерческую ценность, чем нефть, руда и прочие полезные ископаемые природы.
Подводя итоги вышеизложенному, можно выделить сущест­венные признаки «ноу-хау» как формы реализации интеллектуальной собственности.
Во-первых, «ноу-хау» — это знания, умения, навыки нетехнического решения, удовлетворяющие инновационную потребность производства и дающие экономический и социальный эффект, выступающие как определенный предмет производственного потребления. Кроме того, « ноу-хау» как результат интеллектуальной деятельности и творческого труда, включает сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность.
Во-вторых, знания, составляющие содержание ноу-хау, обладают конфиденциальностью. «Ноу-хау» становятся коммерческой тайной предприятия, требующей определенной формы защиты, а также имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам и в отношении которых обладателям этих сведений введен режим коммерческой тайны. В юридической науке «ноу-хау» рассматривается как нетрадиционный объект интеллектуальной собственности, права на которые охраняются в режиме коммерческой тайны.
В-третьих, «ноу-хау» содержат такие знания, которые ставят своей целью нетехнические и организационные решения производственных задач, как правило, не имеющие аналогов, отличающиеся уникальностью и при использовании выполняющие производственную функцию.
В-четвертых, в отличие от материальных форм продуктов труда, «ноу-хау» являются неотчужденным его результатом. Его передача другому не устраняет возможность дальнейшего применения субъектом «ноу-хау», не выводит последний из под контроля его создателей.
В-пятых, «ноу-хау» имеют двойственную природу: с одной стороны, они играют роль функции процесса производства, способствуют повышению его эффективности на основе уникальных нетехнических решений, а с другой — как форма реализации интеллектуальной собственности они создают новую стоимость и удовлетворяют определенную инновационную потребность.
В-шестых, «ноу-хау» — распредмеченная форма знаний, умений, навыков, которые в качестве составной части интеллектуального потенциала общества становятся производственным ресурсом и важнейшей составной частью общественного богатства. «Ноу-хау» в форме персонифицированной информации включается в инновационный потенциал производства.
В-седьмых, «ноу-хау» выступают как органическая, составная часть товарных ресурсов в форме интеллектуального продукта на рынке инноваций. В форме «ноу-хау» они обладают стоимостью, ценой и реализуются на основе соотношения спроса и предложения.
«Ноу-хау» в условиях формирования рынка инноваций приобретают новое социально-экономическое содержание, новые признаки. Они обобщаются и распространяются не безвозмездно, а на коммерческой основе, для удовлетворения инновационных потребностей. Отсюда при раскрытии сущности «ноу-хау», как особого товара, следует уделить внимание изучению условий производственной применимости, коммерциализации и реализации их потребительной стоимости.
Рост научно-технического уровня производства и активизация инновационных процессов выступают главным побудительным источником возникновения и роста инновационной потребности производства, который связан с инновационной активностью работников, созданием инновационного климата на предприятиях и фактором времени. «Ноу-хау» как особый вид товара предназначены для удовлетворения не только инновационной потребности производства вообще, но и специфической потребности, которую мы будем называть «персонифицированной инновационной потребностью производства». Под ней подразумеваются нужды и запросы производства в период освоения нововведений в виде технической и технологической документации, инжиниринговых услуг, обучения работников определенным приемам и методам выполнения каких-либо видов работ, консультирования и других видов помощи, предназначенные для удовлетворения потребностей, содержащих персонифицированную информацию.
Для удовлетворения инновационного спроса потребностей фирмы, организации приступают к поиску своеобразного товара, который был бы способен удовлетворить персонифицированную инновационную потребность производства и вступить в экономические отношения с создателями этого своеобразного товара. В качестве такого товара выступают «ноу-хау». Итак, совокупность знаний, которая охватывается понятием «ноу-хау», как особый товар, характеризует его содержание. Отсюда «ноу-хау» на рынке инноваций выступают, во-первых, как «товар-приложение», во-вторых, как «товар-умение», в-третьих, как «товар-действие», в-четвертых, как «товар-безопасность». Такое содержание «ноу-хау» изначально вытекает из их социально-экономической сущности и природы их производства, формирования, обобщения и передачи.
«Ноу-хау» как «товар-приложение», могут включать инструкцию по технологии, техническую документацию на изготовление продукции, схемы, описания, чертежи, аналитические расчеты, формулы, рецепты, программы для ЭВМ, инструкции о порядке работы по продаже лицензий и оказанию услуг типа инжиниринг и др. Эта товарная группа « ноу-хау» обычно передается по лицензионному договору на передачу новой техники и технологии.
«Ноу-хау» как «товар-умение» предполагают обучение, подготовку, переподготовку кадров для работы по-новому, охватывающие знания, обеспечивающие не только выпуск соответствующей продукции, но и повышения ее качества и эффективности применения на основе решения нетехнических задач совершенствования организации труда, производства и управления, и ,как правило, не имеющие аналогов.
Как «товар-действие» они выступают в виде услуг его применения. Разнообразные формы консультирования, непосредственной практической помощи в использовании опыта, нетехнических решений производственных задач, различного рода технических знаний и опыта, не имеющие правовую охрану за рубежом, включающие методы, способы и навыки, необходимые для проектирования, расчетов, строительства и изготовления каких-либо объектов и изделий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, пусконаладочных и т.п. работ и другие.
«Ноу-хау» как «товар-безопасность» включают знания, опыт и навыки по обеспечению конфиденциальности информации о товаре, обучение работников алгоритмизации процессов освоения инноваций, обучения методам, способам предотвращения утечки данных и/или регламенту распространения этих данных, помощь в создании цифровой среды и сервисов, помощь в формировании у работников навыков привлечения информационно-коммуникационных технологий в процессе удовлетворения персонифицированной потребности.
Отсюда «ноу-хау», как персонифицированная информация о наиболее эффективной целенаправленной инновационной деятельности, может быть объектом экономических отношений. Процессы формирования рынка инноваций указывают, что экономические отношения по поводу их формирования, обобщения, передачи и освоения имеют определенную общественную форму.
«Ноу-хау», как и всякий другой товар, обладает потребительной стоимостью. Этот товар способен удовлетворить персонифицированную инновационную потребность производства «для того, чтобы быть потребительной стоимостью, продукт необязательно должен принимать форму вещи, быть материальным благом ... Производственные потребности людей удовлетворяются научными, информационными, транспортными и другими услугами» [2, c.51].
В результате освоения нововведений создается эффективная система деятельности, обладающая организационно-управленческой, социально-экономической, экологической новизной. Таким образом, формируется первое свойство «ноу-хау» как особого товара, то есть их потребительная стоимость.
Под потребительной стоимостью «ноу-хау» понимается их способность удовлетворить персонифицированную инновационную потребность производства, коллектива и отдельного работника в сравниваемых производственных условиях освоения нововведений. Следовательно, потребительную стоимость «ноу-хау» определяет их новизна, оригинальность решения, полезность и конфиденциальность, содержащейся в них информации и имеющей действительную или потенциальную ценность, возможный масштаб их применения. Содержание потребительной стоимости «ноу-хау» состоит в их способности выполнять определенную инновационную роль в материальном производстве. Таким образом, содержание потребительной стоимости «ноу-хау» сводится к тому, что через совершенствование невещественных нетехнических элементов производства потребителю обеспечивается прирост дополнительного чистого дохода.
Анализ формирования рынка «ноу-хау» требует рассмотрения вопроса об их стоимости. Специфика стоимости «ноу-хау», реализуемой на основе договора о передаче (лицензий), состоит в том, что они «создаются» в единственном числе и являются невоспроизводимыми, уникальными. По мере увеличения спроса со стороны потребителей они могут быть многократно воспроизведены и повторены. Стоимость «ноу-хау», как и другого товара определяется величиной общественно-необходимых затрат на их производство и воспроизводство. В то же время, нельзя не отметить, что содержание «ноу-хау» характеризуется новыми специфическими знаниями уникальных нетехнических решений, а также опытом, навыками и способностями создавать новую стоимость и удовлетворять персонифицированную инновационную потребность производства. Они связаны с «потенциальной» ценностью, реализующейся в процессе непосредственного их использования. «Ноу-хау» отличаются от других видов продукции материального производства, в том числе от научно-технической, характером формирования стоимости, которое лишь начинается на пионерном предприятии, а продолжается в процессе передачи, освоения, повторения на новом месте, то есть предприятия заимствователя. Следовательно, стоимость «ноу-хау» формируется лишь тогда, когда они будут освоены на другом предприятии и вследствие освоения и использования в возможных экономических границах будут созданы условия для определения общественно-необходимых затрат, коммерческой ценности и полной их стоимости.
Представляется, что на «ноу-хау» и другие виды научно-технической продукции затрачивается как прошлый труд (расходы на средства производства и затраты на научно-техническую информацию, также другие расходы), так и живой (целенаправленная деятельность менеджеров и организаторов производства, специалистов, изобретателей, ученых, рационализаторов и др.).
Следовательно, при определении стоимости «ноу-хау» большое значение имеет учет уникальности нетехнических решений, производственной применимости, коммерческой ценности, а также степени удовлетворения персонифицированной инновационной потребности и затрат на их формирование, обобщение, передачу и освоения на новом месте.
Однако способность удовлетворять персонифицированную инновационную потребность производства еще не совпадает с фактическим удовлетворением потребности, подобно тому, как «способность к труду еще не означает труд»[1. с.184]. Поэтому результаты освоения инноваций, несмотря на присущие им внутренние свойства, то есть организационно-управленческой, социально-экономической новизны, сами по себе еще не являются особыми товарами по двум причинам. Здесь уместно вспомнить М.И. Туган-Барановского, написавшего, что «картина стоила мне очень мало, но ценю ее очень высоко» [7, с.57].
Первая причина заключается в том, что труд, затраченный для формирования и обобщения «ноу-хау» до их передачи и освоения, фактического повторения на новом месте, не является трудом особого рода (абстрактным). К этому надо добавить, что процесс «потребления» (использования) «ноу-хау», в отличие от материальных веществ, может быть многократным и неопределенно продолжительным, непредсказуемым в использовании, повторении. Вторая причина связана с тем, что процессы формирования, выявления, обобщения и освоения «ноу-хау» отделены друг от друга во времени и без их объединения в рамках научно-производственного цикла они не приобретают особую товарную форму
Подводя итоги анализа «ноу-хау» как особого товара на рынке инноваций, необходимо указать на следующие его особенности:
Во-первых, «ноу-хау» есть знания, обобщенные в результате освоения инноваций, характеризуемые в виде персонифицированной информации и являющиеся производственно применимым продуктом нематериальной формы;
Во-вторых, «ноу-хау» — это особый вид научно-технической продукции, характеризующийся удовлетворением инновационной потребности производства. В отличие от других ее видов, «ноу-хау» удовлетворяют лишь персонифицированную инновационную потребность производства;
В-третьих, «ноу-хау» обладают специфической потребительной стоимостью, выражающейся в способности удовлетворять персонифицированную инновационную потребность производства в сравниваемых производственных условиях освоения инноваций;
В-четвертых, «ноу-хау» обладают стоимостью, отличающейся от стоимости продукции в вещественной форме структурой элементов затрат на его формирование, обобщение, распространение и освоение. Процесс формирования стоимости «ноу-хау» начинается на пионерном предприятии и завершается после массового освоения на предприятиях — заимствователях;
В-пятых, «ноу-хау» отличаются коммерческой реализуемостью. Они реализуются и покупаются на рынке особого товара — инноваций, и экономические границы их использования зависят, в первую очередь, от рыночной потребности, рыночной конъюнктуры;
В-шестых, «ноу-хау», как особый вид товара, не может быть безличным. Поэтому передается, внедряется и осваивается на новом месте в виде «товара-приложения», «товара-умения», «товара-действия», «товара-безопасности», как правило, при непосредственном участии личности.
В качестве первого исходного признака рекомендуется форма проявления «ноу-хау» на рынке инноваций как особого товара. Как отмечалось выше, можно выделить четыре их вида: 1) «ноу-хау» как «товар-приложение»; 2) «ноу-хау» как «товар-умение»; 3) «ноу-хау» как «товар-действие»; 4) «ноу-хау» как «товар-безопасность» (см: табл. 1).

Таблица 1
Классификация видов «ноу-хау» по формам проявления на рынке инноваций
Вид «ноу-хау»Экономическое содержание «ноу-хау»
12
«товар-приложение»Конструкционные чертежи, результаты опытов и их протоколы, аналитические расчеты;
Формулы и рецепты;
Документация по изготовлению, сбыту, финансированию, стимулированию производства продукции;
Инструкции по технологии, чертежи;
Схемы, описания, данные о качестве материалов, список деталей;
Рабочие планы с указанием времени и допусков, сведения о разработке норм, нормативов;
«товар-умение»Обучение работников передовым приемам и методам труда, организации управления;
Подготовка и переподготовка кадров для работы по-новому;
Обучение работников методам совершенствования производства;
Повышение квалификации работников на производстве;
«товар-действие»Оказание работникам методической и оперативной помощи в приобретении знаний, умений, навыков, мастерства;
Экспертно-консультационная и диагностическая помощь в обобщении передаче, внедрении и освоении персонифицированной информации;
Внедренческая помощь, направленная на усвоение работниками персонифицированной информации, нетехнических решений задач по совершенствованию труда, производства и управления, на приобретение навыков, умений;
Информационно-консультативные, инжиниринговые и другие виды услуг производственного потребления.
«товар-безопасность»Оказание помощи в обучении работников методам и способам обеспечения конфиденциальности информаций;
Обучение работников алгоритмизации в процессе использования инноваций;
Помощь в создании цифровой среды и сервисов, формирования у работников навыков привлечения ИКТ в процессе удовлетворения персонифицированной инновационной потребности;
Обучение работников техническим, технологическим, программным и иным методам предотвращения утечки данных.
Составлено автором

Таким образом, данный подход позволяет провести детальную классификацию «ноу-хау» как особого товара, выступающего объектом купли-продажи на рынке инноваций. Классификация по этому признаку может служить основой при выборе на рынке инноваций того или иного вида «ноу-хау» с учетом нужд и запросов потребителей в рамках маркетинга инноваций, а также анализа структуры видов затрат при передаче, внедрении и освоении этой деятельности. Кроме того, учет данного классификационного признака позволяет анализировать процесс формирования «ноу-хау» на предприятии.
В качестве результата использования «ноу-хау» выступает дополнительный чистый доход. «Ноу-хау» воспроизводимы и в принципе доступны каждому предприятию, так как их образование зависит от условий работы коллектива самого предприятия, который своевременно создает условия для их использования на производстве. Однако специфика последнего такова, что предприятия получают дополнительный чистый доход непродолжительный период времени, до тех пор пока не будут созданы благоприятные воспроизводимые условия и «ноу-хау» не получит массового использования на большин­стве предприятий. Было бы методически неверным считать, что дополнительный чистый доход будет одинаковым у всех предприятий, использующих один и тот же «ноу-хау».
Нам представляется, что дополнительный чистый доход в отличие от дополнительного прибавочного продукта реально, более комплексно отражает результат использования «ноу-хау». Во-первых, дополнительный чистый доход — это не только созданная, но и реализованная стоимость прибавочного продукта. Во-вторых, он в отличие от дополнительного прибавочного продукта внешне выступает в качестве результата функционирования, как живого, так и овеществленного труда на основе использования инноваций. В-третьих, величина дополнительного чистого дохода определяется не только размерами стоимости прибавочного продукта, но и другими факторами (в частности, использованием «ноу-хау», особенно фактором времени).
Процесс оценки использования «ноу-хау» сопряжен с определением соответствующего критерия эффективности, который следует выводить из объективных задач производства, освоение инноваций — способности «ноу-хау» удовлетворять персонифицированные инновационные потребности.
В настоящее время повышение экономической эффективности производства и обеспечение его конкурентоспособности в значительной степени зависит от характера использования и расширения масштабов освоения «ноу-хау» как формы реализации интеллектуальной собственности. Следовательно, повышение эффективности и конкурентоспособности производства связано с повышением инновационной активности фирм, организаций, что ведет к более полной реализации потенциала «ноу-хау», а также развития их человеческого капитала. Таким образом, развивается цепочка причинно-следственных прямых и обратных связей (рис.1).
Исходя из этого, следует указать, что важной задачей социально-экономической оценки «ноу-хау» является определение путей активизации работников в использовании инноваций и степени удовлетворения персонифицированной инновационной потребности производства.
Для современного рынка характерно сокращение продолжительности во времени «жизненного цикла» инновационного товара, нововведений и увеличение их ассортимента. Отсюда знание и умение точного прогнозирования динамики жизни «ноу-хау» на рынке инноваций, качественная оценка измерения рыночного спроса на них открывают реальные возможности для повышения социально-экономической эффективности использования «ноу-хау» и обеспечения конкурентоспособности производства.
Рис 1. Схема причинно-следственных прямых и обратных связей процесса использования «ноу-хау» на производстве
Разработана автором


Литература
1. Маркс.К. КАПИТАЛ. Т.I // Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — 2-е изд. — Т.23.
2. Политическая экономия: Учебник для вузов / В.А. Медведев, Л.И. Абалкин, О.И. Ожерельев и др. — М.: Политиздат,1988.
3. Межуев В.М. Культура и история. — М.: Политиздат, 1977.
4. Рябов В.А. Производственный опыт, знания (НОУ-ХАУ) в международной торговле. — Л.: ДНТИ, 1975.
5. Комилов С.Д. Экономика производственного опыта и «ноу-хау» // Таджик НИИНТИ. — Душанбе, 1993.
6. Волынец-Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках) Учебник. — М.: Юрист, 1991.
7. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. — СПб., 1911.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия