| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации, имевшего место в период апреля — декабря 2001 года. Обозначенный период времени вобрал в себя проведение ряда организационных мероприятий, предопределивших особенности дальнейшего функционирования отдельных структурных элементов системы государственного управления агропромышленным комплексом страны | Ключевые слова: АПК, агропромышленный комплекс, органы государственного управления АПК, Правительственные комиссии, оборот этилового спирта и алкогольной продукции, ОАО «Россельхозбанк», продовольственный рынок, кредитование АПК | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 227 - 235 | Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 263 «Об изменении состава Правительственной комиссии Российской Федерации по регулированию алкогольного рынка» [64; 75; 77; 80; 83; 84; 85] в состав Правительственной комиссии, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25 июля 2000 г. № 559 [65], был внесен ряд изменений. При этом председателем Комиссии был утвержден Заместитель Председателя Правительства РФ — Министр сельского хозяйства РФ. Кроме того, была произведена ротация состава Комиссии, сопровождавшаяся его расширением в результате введения в состав Комиссии первого заместителя Министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2001 г. № 349 «Об упразднении Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [68] в связи с образованием (постановлением Правительства РФ от 25 июля 2000 г. № 559 [65; 64; 75; 77; 80; 83; 84; 85]. — М.Б.) Правительственной комиссии РФ по регулированию алкогольного рынка и в целях устранения дублирования в работе координационных органов, созданных Правительством РФ в указанной сфере деятельности, была упразднена Межведомственная комиссия по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции (образованная постановлением Правительства РФ от 24 октября 1998 г. № 1248 «О Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [39; 71; 63] (признано утратившим силу [68]. — М.Б.). — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением были признаны утратившими силу:
● постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 1998 г. № 1248 «О Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [39];
● постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 1999 г. № 623 «Об утверждении состава Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [71];
● постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. № 1218 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [63].
Распоряжением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. № 705-р [74] Министерству финансов РФ было поручено в соответствии со статьей 81 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» [57] перечислить на счет Российского фонда федерального имущества средства федерального бюджета в размере 2 млрд рублей для увеличения уставного капитала Российского сельскохозяйственного банка.
Данным распоряжением Российскому фонду федерального имущества было поручено совместно с представителями Правительства Российской Федерации в органах управления государственной корпорации «АРКО» обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала Российского сельскохозяйственного банка на 2 млрд рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации.
После выхода в свет распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 июня 2001 г. № 767-р «Об Алтынбаеве Р.З.» [61], в соответствии с которым Алтынбаев Рафгат Закиевич был освобожден от должности заместителя Министра сельского хозяйства РФ в связи с переходом на другую работу, структура центрального аппарата Министерства сельского хозяйства, сформированная в соответствии с требованиями постановления Правительства от 20 июля 2000 г. № 543 «О департаментах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» [36; 13] в его первоначальной редакции, с 3 июня 2001 года приобрела следующий вид (см. рис. 1) [87].
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 июля 2001 г. № 1840-III ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»«« [66] было, в частности, принято обращение Государственной Думы «К Президенту Российской Федерации В.В. Путину в связи с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»«.
В данном Обращении, в частности, отмечалось, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [54] с последующими дополнениями [8; 1; 16; 25; 49; 62] и изменениями [3; 67 (см. также [6]. — М.Б.); 33; 2; 32; 15] упразднен Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, его функции переданы Министерству имущественных отношений Российской Федерации и Федеральной службе земельного кадастра России.
Как показала практика, ликвидация единой земельной службы страны и передача ее функций другим федеральным органам исполнительной власти крайне негативно сказались на состоянии дел в сфере использования и охраны главного богатства страны — земельных ресурсов.
Созданная в России в начале 90-х годов XX в. уникальная вертикальная система, включающая в себя федеральный орган исполнительной власти по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, практически разрушена.
Система государственного управления земельными ресурсами обеспечивала соблюдение принципа платности землепользования и формирование налогооблагаемой базы, планирование использования и охраны земель различного целевого назначения, формирование землевладений и землепользований, комплексное решение правовых, социально-экономических, организационно-территориальных и экологических задач.
Отсутствие специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области земельных отношений не позволяет обеспечить в полной мере реализацию положений Федеральных законов от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» [31], от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» [37], Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738–I «О плате за землю» [46; 4] с последующими изменениями и дополнениями [27; 22; 20; 60; 24; 5; 7; 10; 21; 11; 45; 29; 23], а также с изменениями [55; 56; 57; 58; 59].
Исходя из национальных интересов России, в целях сохранения системы государственного управления использованием и охраной земельных ресурсов Государственная Дума РФ обратилась к Президенту с просьбой восстановить в структуре федеральных органов исполнительной власти самостоятельный орган, в компетенции которого были бы вопросы государственного управления федеральными земельными ресурсами, ведения государственного земельного кадастра, землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель.
Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2001 г. № 620 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации» [50] были признаны утратившими силу:
● постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1999 г. № 427 «О Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» [40];
● постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. № 1087 «О Межведомственной комиссии по регулированию продовольственного рынка» [41].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. № 1202-р [76] был утвержден состав представителей государства для избрания в наблюдательный совет открытого акционерного общества «Российский сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк).
Данным распоряжением Российскому фонду федерального имущества было поручено осуществить необходимые организационные мероприятия по избранию указанных представителей государства в наблюдательный совет Россельхозбанка.
Также данным распоряжением представителям государства в наблюдательном совете Россельхозбанка было предложено голосовать за избрание председателем наблюдательного совета Россельхозбанка Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра сельского хозяйства РФ.
Кроме того, данным распоряжением были признаны утратившими силу:
● распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 440-р [72];
● распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2000 г. № 864-р [73].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. № 692 «О координационных и совещательных органах Правительства Российской Федерации» [38] с последующим изменением [48; 9] был, в частности, утвержден перечень упраздняемых координационных и совещательных органов (пункт 5 данного постановления), а также признаны утратившими силу некоторые решения Правительства РФ о координационных и совещательных органах (пункт 6 данного постановления).
В перечень упраздняемых координационных и совещательных органов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2001 г. № 692 [38; 48; 9], в числе прочих вошел Межведомственный совет по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях.
В перечень утративших силу решений Правительства РФ о координационных и совещательных органах, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2001 г. № 692 [38; 48; 9], в числе прочих вошли:
● постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 г. № 345 «О Межведомственном совете по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях» [42];
● постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 г. № 540 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 г. № 345» [12];
● постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 г. № 1003 «О составе Межведомственного совета по вопросам формирования и использования средств специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях» [53].
Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [3; 15] в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, а также в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [47; 28], в частности, в Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [54] с последующими дополнениями [8; 1; 16] было внесено изменение, в результате чего пункт 6 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [54] с последующими дополнениями [8; 1; 16] был изложен в следующей редакции:
«6. Установить, что Председатель Правительства Российской Федерации имеет пять заместителей, в том числе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра сельского хозяйства Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Министра финансов Российской Федерации.» (см. также [15]. — М.Б.).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17 октября 2001 г. в соответствии с приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20 июля 2000 г. № 3 (на основании которого была сформирована организационная структура Федеральной службы земельного кадастра России) была утверждена следующая организационная структура центрального аппарата Федеральной службы земельного кадастра России (см. рис. 2) [86].
Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» [30; 43; 14; 26; 44; 69] в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» [34] с последующими изменениями [19] было признано целесообразным создать при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации федеральное государственное учреждение — Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства (Агентство).
Министерству сельского хозяйства РФ совместно Министерством финансов РФ и Министерством имущественных отношений РФ поручалось осуществить необходимые мероприятия, связанные с созданием Агентства.
Данным постановлением Агентство было определено в качестве государственного агента по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей при проведении страхования в сфере агропромышленного производства.
Финансирование деятельности Агентства предписывалось производить за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на эти цели.
Данным постановлением Министерству сельского хозяйства РФ было поручено в 3-х месячный срок разработать совместно с Министерством финансов РФ и утвердить устав Агентства.
Также данным постановлением было установлено, что основными задачами Агентства являются:
а) организация мероприятий по обеспечению государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства и контроль за соблюдением порядка и условий предоставления средств федерального бюджета на эти цели;
б) информационное обеспечение деятельности по страхованию в сфере агропромышленного производства;
в) обобщение опыта проведения страхования в сфере агропромышленного производства, разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства.
Данным постановлением предписывалось предоставлять государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении страхования урожая сельскохозяйственных культур за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год, в виде субсидий на уплату сельскохозяйственными товаропроизводителями части страхового взноса по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями.
Также данным постановлением были утверждены Правила предоставления в 2001 году субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. № 137 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год»« [43; 14; 26] действие данных Правил было продлено на 2002 год; в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. № 85 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год»« [44; 69] действие данных Правил было продлено на 2003 год. — М.Б.).
Кроме того, данным постановлением были признаны утратившими силу:
● постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1998 г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства» [35];
● распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 1999 г. № 409-р «О руководителе Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства при Министерстве финансов Российской Федерации» [52].
Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2001 г. № 1501-р [78] в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. № 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [70] (см. также [51]. — М.Б.) по итогам открытого конкурса, проведенного Минсельхозом России, государственным агентом по проведению государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия было определено государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе России.
Распоряжением Правительства от 22 ноября 2001 г. № 1560-р [79] был утвержден состав представителей Российской Федерации для избрания в совет директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг».
Данным распоряжением Министерству имущественных отношений РФ было поручено осуществить необходимые действия по избранию указанных представителей Российской Федерации в совет директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг».
Также данным распоряжением представителям Российской Федерации в совете директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг» было предложено голосовать за избрание председателем совета директоров ОАО «Росагролизинг» — Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ, заместителем председателя совета директоров открытого акционерного общества «Росагролизинг» — заместителя Министра экономического развития и торговли РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 836 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 20 июля 2000 г. № 543» [13] в пункте 1 постановления «О департаментах Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» [36] слова «18 департаментов» были заменены словами «19 департаментов», после слов «экономики и финансов» были включены слова «бухгалтерского учета и отчетности».
В ходе реализации постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 836 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 20 июля 2000 г. № 543» [13], а также вследствие произошедших организационных преобразований и кадровых изменений (см. распоряжения Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 1720-р «О заместителе Министра сельского хозяйства Российской Федерации» [17] и от 27 февраля 2002 г. № 244-р «О заместителе Министра сельского хозяйства Российской Федерации» [18]. — М.Б.) в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, структура последнего с 27 февраля 2002 года приобрела следующий вид (см. рис.3) [88].
Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1741-р [81] было учреждено федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт», основанное на праве оперативного управления.
Распоряжением было установлено, что федеральное казенное предприятие «Союзплодоимпорт» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Также данным распоряжением Министерству финансов РФ совместно с Министерством имущественных отношений РФ и Министерством сельского хозяйства РФ было поручено определить размер и источники формирования уставного фонда федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт».
Кроме того, данным распоряжением Министерству сельского хозяйства Российской Федерации было поручено в установленном порядке представить в месячный срок в Правительство РФ устав федерального казенного предприятия «Союзплодоимпорт» (впоследствии по результатам выполнения данного поручения было принято распоряжение Правительства РФ от 11 марта 2002 г. № 286-р [82]. — М.Б.).
Рис. 1. Структура Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с 3 июня 2001 года
http://www.mсx.ru/STRUCT/ [30.12.2001]. | | | Рис. 2. Организационная структура центрального аппарата Федеральной службы земельного кадастра России (утверждена приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17 октября 2001 г. в соответствии с приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20 июля 2000 г. № 3)
http://www.goscomzem.ru/gen_001.htm [31.01.2002]. |
Рис.3. Структура Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с 27 февраля 2002 года
http://www.mсx.ru/STRUCT/ [10.09.2002]. |
| |
|
|