| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Медынская И. В. профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются особенности и проблемы развития международного сотрудничества на современном этапе в рамках сетевого инновационного формирования университетов Большой Евразии. Проведен анализ ключевых рисков и возможностей образования интегративных объединений, а также обозначены критерии оценки экспортного потенциала образовательных организаций стран-участниц сетевого инновационного формирования. Даны рекомендации по перспективам развития интеграции образования, науки и бизнеса на евразийском пространстве | Ключевые слова: инновационное развитие, сетевое формирование, интеграция науки, образования и бизнеса, международное сотрудничество, Евразийская интеграция университетов, Большая Евразия | УДК 378:337.6 Стр: 215 - 219 | В современных условиях сетевое формирование университетов представляет собой одно из наиболее динамично развивающихся направлений в системе евразийской интеграции. Инновационное сотрудничество евразийских университетов создает государствам-членам Большой Евразии новые возможности для реализации конкурентных преимуществ в сфере образовательных услуг. Объединение ресурсов и обеспечение синергетического эффекта за счет интеграции и координации в различных сферах национального хозяйства обуславливает инновационное развитие экономик этих стран.
В настоящее время формирование евразийского пространства образования, науки и бизнеса оказывает прогрессирующее влияние на состояние экспорта образовательных услуг в условиях изменения геополитической картины современности и демографического спада в ведущих странах мира [1]. Сотрудничество и взаимодополняемость стали средством для дифференциации растущих издержек и уменьшения риска нововведений, а также для концентрации необходимого потенциала знаний и квалификации в процессе разработки новых образовательных услуг для иностранных граждан [2]. Поэтому, процесс сетевого инновационного взаимодействия евразийских университетов обусловлен необходимостью сделать высшее образование более адекватным современным потребностям рынка труда.
Вместе с тем, необходимо учитывать риски и возможности, которые возникают в процессе формирования евразийского сетевого инновационного объединения высшего образования (табл.1).
Таблица 1
Ключевые риски и возможности евразийского сетевого инновационного формирования высшего образованияКлючевые риски | Возможности |
---|
Различия в национальных образовательных стандартах с зарубежными системами образования | Привлекательность евразийского образования для иностранных граждан | Неразвитость нормативной базы и ее фрагментарность | Наличие в евразийских образовательных организациях высшего образования долгосрочных стратегий по привлечению иностранных студентов | Недостаток координации в работе профильных структур, отвечающих за развитие экспорта евразийского образования | Рост количества обучающихся по он-лайн программам | Высокая степень конкуренции с западными образовательными продуктами | Стратегия популяризации русского языка (а также китайского) в мире | Недостаточная инфраструктурная развитость образовательных учреждений для приема увеличившегося числа иностранных учащихся | Общемировой рост числа абитуриентов, выезжающих за рубеж для получения образования | Фрагментарность развития рамок биобезопасноти в привлечении иностранных абитуриентов из стран с повышенным уровнем распространения особо опасных инфекционных заболеваний | Интеграция образовательных и бизнес-систем стран Большой Евразии | Нестабильность геополитической ситуации | Продвижение сетевых инновационных образовательных услуг через каналы (филиалы и т.п.) по странам Большой Евразии | Усиление конкуренции на мировом рынке образовательных услуг в связи с внедрением инновационных продуктов в сфере образования | Расширение возможности проведения виртуальных выставок сетевых инновационных образовательных программ | Составлено автором
На евразийском пространстве образования должен быть использован потенциал взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, который станет основой развития успешных взаимоотношений государств, строящих свою экономику на принципах интегративного взаимодействия.
В последние десятилетия конкуренция в сфере образования в значительной степени усилилась, в нее вовлекаются все новые и новые страны. Основными игроками на этом рынке выступают: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония, Канада и Испания. По данным ОЭСР, в 2015 г. половина всех иностранных студентов предпочитала получать образование в пяти странах, таких как США — 18%, Великобритания — 10%, Австралия — 7%, Германия и Франция — 7%. А также Канада — 5%, Россия — 4% и Испания — 2% [4].
Традиционно считается, что азиатские и скандинавские страны являются лучшими в плане образования, однако численность иностранных студентов не позволяет говорить об их лидирующих позициях на мировом рынке образовательных услуг. Исключением является Китай, который в 2019 году по количеству иностранных студентов в мировом рейтинге занял третье место (табл.2).
Таблица 2
Топ 10 стран по количеству иностранных студентов (2019 год)Рейтинг | Страны | Количество иностранных
студентов (чел.) |
---|
1 | США | 1078822 | 2 | Великобритания | 501045 | 3 | Китай | 442773 | 4 | Австралия | 327606 | 5 | Франция | 323933 | 6 | Канада | 312100 | 7 | Россия | 296178 | 8 | Германия | 251452 | 9 | Япония | 171122 | 10 | Испания | 94962 | Источник: составлено по https://www.educations.com/top-10-lists/top-10-study-abroad-countries-global-2019
На современном этапе геополитической нестабильности значительный рост образовательной миграции привел к тому, что многие развитые страны рассматривают международную учебную миграцию как важнейшую составную часть своей внешней политики, которая направлена на укрепление как экономического, так и политического влияния в мире.
В последние годы увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, превосходит рост темпов общей численности всех студентов в мире. По данным ЮНЕСKО, с 2010 года количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, возросло на 65%, а число иностранных студентов в мире увеличилось на 80% .За последние 16 лет численность иностранных студентов возросла почти в 2,5 раза, с 2,1 млн человек в 2001 г. до 4,6 млн человек в 2017 г. (табл. 3) [5].
Таблица 3
Динамика численности иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в период с 2001 по 2017 годы2001 год | 2017 год |
---|
Страны | Доля иностранных
студентов (в %) | Страны | Доля иностранных
студентов (в %) |
---|
США | 28 | США | 24 | Великобритания | 11 | Великобритания | 11 | Германия | 9 | Китай | 10 | Франция | 7 | Австралия | 7 | Австралия | 4 | Франция | 7 | Япония | 3 | Канада | 7 | Испания | 2 | Россия | 6 | Бельгия | 2 | Германия | 6 | Другие | 32 | Другие | 23 | Всего 2, 1 млн студентов | Всего 4, 6 млн студентов | Источник: составлено по Prоject Atlas, 2017, UNESCО, 2017
Перспективы развития национальных программ экспорта образовательных услуг до 2022 года (табл. 4) показывают увеличение иностранных студентов, что обуславливает усиление конкуренции на мировом рынке образовательных услуг.
Таблица 4
Национальные программы экспорта образованияГоды | Канада | Япония | Германия | Китай | Россия |
---|
Количество иностранных студентов (чел.) |
---|
2015 | 288 000 | 150 000 | 302 000 | 380 000 | 183 000 | 2016 | 285 000 | 170 000 | 315 000 | 400 000 | 200 000 | 2017 | 315 000 | 185 000 | 348 000 | 440 000 | 230 000 | 2018 | 323 000 | 187 000 | 348 500 | 450 000 | 295 164 | 2022 | 450 000 | 300 000 | 350 000 | 500 000 | 300 000 | Источник: составлено по UNESCО Institute fоr statistics, UNESCО, 2019
Российское образование пользуется популярностью, особенно в странах СНГ. Согласно статистике, с 2014 по 2017 гг. число иностранных студентов увеличилось на 20%. Если в 2014–2015 академическом году в России обучались более 183 тысяч иностранцев, то в 2016–2017 академическом году эта цифра составила почти 230 тысяч человек. В 2016–2017 году количество иностранных студентов из стран СНГ, по сравнению с 2015–2016 академическим годом, достигло 120 тысяч человек. Лидерами стали такие страны как Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. Относительно дальнего зарубежья — поток иностранных граждан увеличился на 17,6% по сравнению с предыдущим годом. В основном это абитуриенты из Азии: на первом месте Китай, затем идут Индия и Вьетнам. Российское образование востребовано также в странах Ближнего Востока и Африканского континента. Количество иностранных граждан из этих стран достигло 31 360 человек. Это студенты из Ирака, Марокко, Сирии, Египта, Нигерии и Ганы. Самый высокий показатель роста иностранных учащихся — из стран Латинской Америки (Эквадора, Колумбии и Бразилии) — 4404 человека [3,4,5].
Обеспечение глобальной конкурентоспособности — это модернизация образовательных услуг, посредством внедрения передовых инноваций, которые предоставят новые возможности для каждого иностранного студента. Поэтому в целях повышения конкурентоспособности евразийских университетов необходим новый формат сотрудничества.
Цифровизация экономик стран Большой Евразии — это система экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Цифровая экономика предоставляет гораздо более разнообразный информационный, образовательный, научный, развлекательный контент — быстрее, качественнее и удобнее. Информационные технологии активно внедряются во всех отраслях. Государственные услуги также переводятся в электронный формат. Следовательно, переход на новые технологии неотвратим. Основная компетенция, которую необходимо развивать, это способность к постоянному обучению, готовность непрерывно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям. Это ключевой фактор для успешного профессионального роста в современном цифровом мире. В связи с этим, интегратором образовательных услуг для иностранных граждан выступает сетевое инновационное формирование евразийских университетов.
Фактически объем экспорта образовательных услуг характеризуется количеством иностранных граждан, их влиянием на евразийскую экономику в целом. Обуславливается это их навыками, возможностями, участием в создании общей евразийской ценности, которая определяет на мировом рынке статус стран Большой Евразии по экспорту образовательных услуг. Поэтому чем больше иностранных студентов обучается в евразийских сетевых инновационных формированиях, тем выше потенциал стран-участниц этого объединения на мировой арене.
Как интегратор всех образовательных услуг сетевое инновационное сотрудничество евразийских университетов ориентировано на создание условий для обеспечения практикоориентированности. С одной стороны, это развитие содержательной части образования для иностранных граждан, с другой, сотрудничество с научными лабораториями и бизнес-структурами по внедрению инноваций. Кроме того, необходимо создание определенной инфраструктуры, которая позволила бы иностранным студентам на практике применять эти инновации. Следовательно, одним из ключевых условий повышения эффективности системы высшего образования в рамках сетевого инновационного формирования является развитие научно-исследовательского потенциала, совершенствование аналитического обеспечения и инновационной инфраструктуры образовательной сети.
Возрастание потребностей в инновационной деятельности неизбежно приведет к институционализации новых форм образовательных услуг. Поэтому для усиления взаимного сотрудничества в инновационной сфере государств-членов ЕАЭС необходимо оценить уровень их инновационного развития. Сетевое сотрудничество евразийских университетов позволит улучшить результативность национальных инновационных систем отдельно взятого государства Большой Евразии, а также повысить инновационный потенциал сетевого формирования в целом [7].
Для экспорта образовательных услуг в условиях интеграции в рамках Евразийского экономического союза имеется целый ряд объективных аргументов — это единое научно-образовательное и бизнес пространство, традиции сотрудничества в едином языковом пространстве, а также многие аспекты социально-экономической направленности [8]. Важнейшую роль в условиях евразийской интеграции при создании благоприятного инновационного климата и в содействии коммерциализации результатов НИР играет государство. Поэтому в условиях евразийского сетевого инновационного сотрудничества необходимо развитие частно-государственного партнерства с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач и реализации научно-исследовательских разработок и инвестиционных проектов.
Необходимо учитывать критерии для оценки экспортного потенциала образовательных организаций высшего образования, входящих в сетевое инновационное формирование (рис. 1). | |  | Рис. 1. Критерии для оценки экспортного потенциала образовательных организаций высшего образования, входящих в сетевое инновационное формирование
Составлено автором | Оценка образовательных организаций высшего образования, входящих в сетевое евразийское инновационное формирование состоит из 9 критериев, которые имеют 23 показателя. При этом для образовательного учреждения высшего образования конкретной страны-участницы сетевого формирования существует оценка регионов по 9 показателям (табл.5)
Важен также учет особенностей экспортного потенциала региональных образовательных организаций высшего образования, как дополнительный инструмент во взаимодействии с отдельными регионами стран-участниц евразийского сетевого формирования.
Таблица 5
Критерии оценки экспортного потенциала образовательных организаций регионов стран-участниц сетевого инновационного формирования№ | Наименование показателей |
---|
1 | Наличие региональных преференций для университетов, влияющих на стоимость содержания студенческих городков | 2 | Динамика численности населения города (темп роста/снижения численности населения) — 2010–2019 гг. | 3 | Отношение числа преступлений на 1000 человек в городе к среднему по стране (входящей в сетевое формирование) | 4 | Индекс качества городской среды | 5 | Индекс транспортной доступности | 6 | Индекс разнообразия культурно-развлекательных услуг | 7 | Вхождение региона в рейтинг инвестиционной привлекательности региона | 8 | Размер территории, находящейся в хозяйственном ведении вуза, которая может использоваться под строительство новых зданий студенческого городка | 9 | Индекс качества медицинских услуг для иностранных студентов | Составлено автором
Мероприятия в области интернационализации целевой выборки вузов в условиях евразийской интеграции ориентированы, прежде всего, на развитие отношений с внешним окружением.
Создание благоприятной среды для иностранных обучающихся на уровне сетевых образований осуществляется в рамках процесса интернационализации евразийских образовательных организаций высшего образования. При этом, процесс интернационализации этих интегративных формирований — это комплексный процесс трансформации образовательной среды и повышения качества образования, конечным результатом которого является укрепление репутации на евразийском рынке образовательных услуг и развитие экспорта образовательных услуг в условиях цифровизации [1].
Анализ современной ситуации на евразийском рынке образовательных услуг показывает, что необходимо усилить активные действия государств-членов стран Большой Евразии, которые стремятся укрепить свои позиции на международной арене. Принципы повышения конкурентоспособности евразийских сетевых инновационных формирований высшего образования можно сформулировать следующим образом:
● принятие системы сопоставимых степеней, способствующей облегчению академического и профессионального признания сетевых инновационных программ обучения иностранных студентов, степеней и обеспечению возможностей трудоустройства выпускников в странах-участницах Большой Евразии;
● содействие евразийскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, разработка сопоставимых критериев и методологии оценкимеждународных сетевых инновационных программ для обучения иностранных студентов;
● содействие мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления в рамкахевразийского сетевого инновационного формирования высшего образования;
● информационно-методическое сопровождение международного сотрудничества сетевых интеграционных формирований образования, науки и бизнеса;
● содействие введению «евразийских воззрений» в высшее образование через совершенствование сетевых инновационных учебных планов;
● проведение открытого конкурса для назначения различных стипендий для обучения за рубежом в рамках сетевых инновационных формирований высшего образования;
● анализ и применение лучших мировых практик привлечения иностранных граждан для обучения в сетевое инновационное формирование высшего образования;
● обеспечение привлекательности и конкурентоспособности евразийского высшего образования и научных исследований.
Создание Евразийских сетевых формирований высшего образования позволит улучшить результативность национальных инновационных систем отдельно взятого государства Большой Евразии, а также повысить инновационный потенциал интегративного объединения в целом.
Для повышения конкурентоспособности евразийских сетевых формирований научно-образовательных и бизнес-структур необходимо разработать эффективную финансовую стратегию, которую предлагается осуществлять поэтапно:
— определить приоритеты источников формирования финансового потенциала;
— разработать несколько альтернативных финансовых стратегий;
— выбрать ту стратегию, которая наиболее соответствует требованиям эффективности в сложившихся условиях внутренней и внешней среды сетевого формирования.
На современном этапе формирования сетевого взаимодействия международное сотрудничество университетов нуждается в значительной корректировке. Для повышения международной конкурентоспособности сетевого объединения университетов Большой Евразии необходимы такие шаги, как: внедрение инновационных образовательных программ, прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню развития дистанционных форм обучения; интеграция образования, науки и инновационной деятельности.
На сегодняшний день анализ проблем, с которыми сталкиваются сетевые формирования университетов в условиях евразийской интеграции в своей инновационной деятельности, показал недостаточное внимание к проблемам коммерциализации научно-исследовательских разработок [1].
Таким образом, несмотря на положительные тенденции сетевого инновационного формирования университетов стран-участниц Большой Евразии, на сегодняшний день можно выделить следующие основные проблемы, (рис.2).
Формирование концепции устойчивого и стабильного развития экспорта образовательных услуг и инновационных продуктов в рамках сетевого формирования университетов Большой Евразии будет способствовать решению вышеприведенных основных проблем.
В связи с этим предлагаются следующие рекомендации (рис.3)
Таким образом, если сетевые интеграционные формирования будут присутствовать в большинстве стран — не только в странах Большой Евразии, но и Африки, и Латинской Америки, то они будут иметь колоссальный потенциал и станут драйвером развития будущих партнерских отношений в сфере образования, науки и бизнеса. | |  | Рис. 2. Основные проблемы сетевого формирования университетов Большой Евразии
Разработано автором | |  | Рис. 3. Рекомендации по развитию экспорта образовательных услуги инновационных продуктов в рамках сетевого формирования университетов Большой Евразии.
Разработано автором |
| |
|
|