| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Шабанова Н. В. аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета
| |
| | В статье рассматривается процесс управления устойчивым развитием туризма. Это сложная многогранная проблема, которая в значительной степени заключается в процессе поиска, формирования и рационального использования ресурсов, туристской инфраструктуры, в частности туристических достопримечательностей. При этом важную роль играет формирование оптимальной системы показателей мониторинга состояния туризма в стране, на основе которой разрабатывается система индикаторов устойчивого развития туризма. Сделан вывод о необходимости доработки системы показателей мониторинга состояния туризма для реализации российских программ развития туризма с использованием лучших примеров систем индикаторов устойчивого развития | Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм, система индикаторов, мониторинг состояния туризма | УДК 338.481; ББК 65 Стр: 191 - 194 | Управление устойчивым развитием туризма является сложной многогранной проблемой, которая в значительной степени заключается: в процессе поиска, формирования и рационального использования ресурсов; развития туристской инфраструктуры; цены и качества туристских услуг [1, 2]. Основные показатели развития туризма в России в настоящее время заложены в нескольких документах: «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» [3]; Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)» [4]; Государственная программа «Развитие культуры и туризма до 2020 г.» [5]; Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [6].
Для разработки системы индикаторов управления устойчивым развитием отечественного туризма проведен сравнительный анализ базовых индикаторов устойчивого развития туристских дестинаций ЮН ВТО (United Nations World Tourism Organization; UNWTO), целевых показателей «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 г.» [3], Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 гг.)» [7], и индикаторов подпрограммы «Туризм» Государственной программы «Развитие культуры и туризма до 2020 г.» [5]. Часть результатов проведенного анализа представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика индикаторов устойчивого развитияПрограммы / индикаторы | Целевые индикаторы подпрограммы ГП «Развитие культуры и туризма до 2020 года» | Целевые индикаторы ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ 2019–2025 г» | Целевые показатели реализации стратегии развития туризма в РФ до 2020 года | Индикаторы устойчивого развития дестинаций ЮН ВТО |
---|
1 | Количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, млн чел. | Индикатор отсутствует | Въезд иностранных граждан в Россию, млн поездок | Общее количество туристских прибытий (в среднем, ежемесячно, в высокий сезон) | 2 | Объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм), млрд руб. в год | Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млрд руб. | Индикатор отсутствует | Доходы от туризма — как % от общего дохода в дестинации | 3 | Объем платных услуг и аналогичных средств размещения, млрд руб. | Объем платных услуг и аналогичных средств размещения, млрд руб. | Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млрд руб. | | 4 | Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления туристских услуг, % | Индикатор отсутствует | Индикатор отсутствует | Уровень удовлетворения местного населения туризмом Уровень удовлетворенности туриста (анкетирование) | 5 | Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, в туристских фирмах, тыс. чел. | Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения, в туристских фирмах, тыс. чел. | Индикатор отсутствует | Количество и % профессий в туристской сфере полной занятости вне зависимости от сезона (по сравнению с временными рабочими местами) |
В документах, характеризующих развитие российского туризма, наибольший акцент сделан на экономический аспект, в то время как индикаторы устойчивого развития ЮНВТО, Всемирного Совета по устойчивому туризму предлагают индикаторы, отражающие не только экономические, но и в полной мере социальные, экологические стороны развития туризма.
Одним из шагов к управлению развития туризма стала разработка индикаторов мониторинга состояния туризма. В августе 2014 года Ростуризмом были опубликованы сводные результаты мониторинга состояния туризма в субъектах Российской Федерации по итогам 2013 года, состоящих из 15 показателей, которым соответствуют в общей сложности 106 индикаторов (табл.2). Большинство из них основывается на уже существующих статистических данных, которые применяются в сборнике статистики «Туризм в цифрах». В основном, у регионов не структурирована информация о гостиницах по категориям, не собраны данные по объему инвестиций в туризм с распределением доли федерального и частного бюджетов [8].
Таблица 2
Индикаторы мониторинга состояния туризма по версии РостуризмаТема | № | Наименование индикатора (группы индикаторов) |
---|
Объекты туристского показа/ время препровождения | 10200 | количество доступных туристам природных достопримечательностей (единиц) | 10210 | количество доступных туристам культурно–исторических достопримечательностей (единиц) | 10220 | количество доступных туристам искусственных аттракций (единиц), в т.ч. | 10224
10223
10221
10222 | объектов досуга и развлечений
спортивных объектов
горнолыжных трасс
пляжей | Туроператоры, турагенты, экскурсоводы, гиды — переводчики | 10230 | количество туроператоров, работающих на туристском рынке региона (единиц) | 10240 | количество сформированных туристских продуктов в регионе (единиц) | 10250 | количество турагентств в регионе (единиц) | 10260 | количество организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков (единиц) | 10270 | количество лиц, работающих в туристских фирмах региона (человек) | Гостиницы и аналогичные коллективные средства размещения (КСР) | 10300 | количество действующих гостиниц и аналогичных КСР (единиц), по категориям | 10310 | площадь номерного фонда в гостиницах и аналогичных КСР (кв. м.), по категориям | 10320 | количество койко-мест в гостиницах и аналогичных КСР (единиц), по категориям | 10360 | среднегодовая занятость койко-места в гостиницах и аналогичных КСР за отчетный год (дней) | 10370 | средняя доходность гостиничного койко-места за отчетный год (тыс. руб.) | Специализированные КСР | 10400 | количество действующих специализированных КСР (единиц) | 10410 | количество койко-мест в специализированных КСР (единиц) | 10420 | среднегодовая занятость койко-места в специализированных КСР за отчетный год (дней) | Дороги | 10500 | протяженность сети автомобильных дорог в регионе (км) | 10510 | доля автомобильных дорог в регионе с твердым покрытием (%) | Организация общественного питания | 10650 | количество объектов общественного питания (единиц) | 10660 | совокупное количество посадочных мест на объектах общепита (единиц) | Информационное обеспечение туристов | 10800 | количество туристско-информационных центров (ТИЦ) (единиц) | 10810 | количество обратившихся в ТИЦ за отчетный год (человек) | 10815 | количество посвященных туризму интернет- ресурсов (сайтов) в регионе (единиц) | Кадровое обеспечение туризма | 10830 | количество расположенных в регионе учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере туризма и гостеприимства (единиц) | 10840 | количество выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений региона по профилю туризма и гостеприимства за отчетный год (человек) | 10850 | количество работников туристской индустрии, повысивших квалификацию за отчетный год (человек) | Обеспечение безопасности туристов | 10900 | количество инцидентов с туристами в регионе за отчетный год (единиц) | 10910 | количество поисково-спасательных станций в регионе (единиц) | 10920 | наличие в регионе опорного пункта МЧС или единого центра помощи туристам (да/нет) | Объем внутреннего туристского потока | 11000 | всего за отчетный год (тыс. чел.), в т.ч.: | 11010 | познавательный (событийный, этнографический, культурно-исторический, археологический) туризм | 11020 | рекреационный (пляжный, круизный (морские и речные круизы)) туризм | 11030 | профессионально-деловой (бизнес-туризм, конгресс-туризм) туризм | 11050 | лечебно-оздоровительный туризм | 11060 | экологический туризм (в т.ч. сельский) | 11070 | активный (в т.ч. физкультурно-спортивный, горнолыжный, горный (альпинизм и скалолазание), пешеходный, автомобильный, водный, парусный (яхтенный), конный, велотуризм, экстремальный, рыболовные и охотничьи туры, спелеотуризм) туризм | 11080 | религиозно-паломнический туризм | Численность занятых в сфере туризма и смежных секторах экономики: | 11100 | всего на конец отчетного года (тыс. чел.), в т.ч.: | 11110 | КСР и специализированные средства размещения | 11120 | организации дорожного сервиса | 11130 | организации транспортного обслуживания | 11140 | объекты общественного питания | 11150 | туроператоры и турагенты | 11160 | организации, предоставляющие услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков | Количество новых рабочих мест в туристской индустрии и смежных секторах экономики: | 11200 | всего на конец отчетного года (тыс. чел.), в т.ч.: | 11210 | КСР и специализированные средства размещения | 11220 | организации дорожного сервиса | 11230 | организации транспортного обслуживания | 11240 | объекты общественного питания | 11250 | туроператоры и турагенты | 11260 | организации, предоставляющие услуги экскурсоводов и гидов-переводчиков | Объем платных услуг населению | 11300 | Объем платных туристских услуг за отчетный год (тыс. руб.) | 11310 | Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за отчетный год (тыс. руб.) | Объем налоговых поступлений в бюджеты | 11370 | всех уровней за отчетный год (тыс. руб.), в т.ч.: | 11375 | федеральный бюджет | 11380 | региональный бюджет | 11385 | местные бюджеты | Объем вложений в туристскую индустрию | 11400 | объем бюджетных средств из регионального и местных бюджетов, затраченных на развитие туристской индустрии региона за отчетный год (тыс. руб.) | 11410 | объем фактически привлеченных инвестиций (из федерального бюджета и внебюджетных источников) на развитие туристской индустрии региона за отчетный год (тыс. руб.) | 11410.2 | Федеральный бюджет | 11410.3 | Внебюджетные источники | Источник: составлено автором на основе данных Ростуризма [12].
Указом Президента РФ от 17.09.2018 г. Федеральное агентство по туризму перешло в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации [9]. Это обусловлено тем, что в настоящее время туризм является самостоятельной отраслью экономики, а вклад туризма в глобальном ВВП составил 11%. В России вклад туристической отрасли в ВВП составляет около 5% [10].
Предложенные индикаторы условно могут быть разбиты по следующим подгруппам: инфраструктура туризма; кадры в сфере туризма и смежных отраслях экономики; экономика туризма.
Предложенная система индикаторов мониторинга состояния туризма не отвечает в полной мере принципам устойчивого развития туризма. Большая часть данной системы индикаторов является хорошей базой для статистических данных, но в меньшей степени подходит для мониторинга устойчивого развития туризма в дестинации [11].
Вместе с тем, выявлено, что не учтены требования к таким серьезным принципам устойчивого развития как:
1. доступность дестинации (Доступная среда) для людей со специальными потребностями и ограниченными возможностями;
2. локальные права собственности, то есть затраты на приобретение активов являются законными, соблюдаются местные нормативные акты и права коренных народов;
3. управление сезонностью — наличие программ для снижения эффекта сезонной изменчивости туризма по мере возможности, учитывая экологические и культурные воздействия таких программ;
4. антикризисная готовность (устойчивость) — дестинация установила и обеспечила ресурсы антикризисной программы готовности, которые доступны туристам и предприятиям туризма, организациям и местным сообществам;
5. осведомленность о туризме — программы пропаганды туризма и развития осведомленности о туризме регулярно предлагаются для жителей дестинации.
6. сокращение загрязнения — в дестинации осуществляется система мер по минимизации загрязнения воздуха, воды и почвы от сточных вод, эрозии, шума, света, вредоносных веществ, разрушающих озон составов, и требует, чтобы предприятия туризма придерживались этих методов.
Грамотно выбранное, согласно специфике конкретного региона, лимитированное количество индикаторов позволит легче и эффективнее управлять развитием туризма (рис. 1).
В части совершенствования статистического наблюдения Ростуризмом вместе с Росстатом была проведена работа по формированию национальной системы статистического учета. В конце 2014 года была утверждена собирательная группировка видов экономической деятельности «Туризм», которая позволяет определить совокупный вклад сферы туризма в экономику и ее долю в ВВП страны. Собирательная группировка видов экономической деятельности «Туризм» разработана на основе действующего Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029–2007 (ОКВЭД) в соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма, 2008 (МРСТ-2008) [13].
Однако следует иметь ввиду, что индикаторы не являются самоцелью устойчивого развития туризма. Это средство управления и мониторинга его развития. Система индикаторов должна соответствовать следующим критериям:
– доступный сбор информации для индикаторов и последующей разработки на их основе индексов;
– возможность оценки во временной динамике, стабильность и надежность информации;
– ограниченное число индикаторов;
– интерпретируемость, чувствительность, управляемость и репрезентативность индикаторов.
С учетом вышесказанного для формирования эффективной системы мониторинга устойчивого туризма целесообразно выполнить следующую работу.
1. Доработать систему базовых и дополнительных индикаторов, их мониторинга для реализации российских программ развития туризма с адаптацией лучших примеров систем индикаторов устойчивого развития.
2. Объединить по группам родственные показатели, а также использовать при оценке устойчивого развития туризма интегральные показатели.
3. Выделить группы показателей и индексов, отражающих региональную, муниципальную специфику устойчивого развития туризма.
4. Регулярно проводить мониторинг полученных показателей развития туризма.
5. Разработать методические материалы для организаций, занимающихся туризмом для определения и контроля их вклада в туристскую отрасль.
Система индикаторов устойчивого развития туризма, разработанная на основе лимитированных показателей устойчивого развития с учетом высказанных предложений, может явиться универсальным инструментом устойчивого развития, как регионального туризма, так и туризма в масштабах страны. | | | Рис. 1. Набор лимитированных индикаторов устойчивого развития туризма в регионе
Источник: составлено автором |
| |
|
|