| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Кузнецова Н. П. профессор кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Писаренко Ж. В. доцент кафедры управления рисками и страхования экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Ванг Цян профессор Школы экономики и менеджмента Китайского университета нефти,
доктор философии в экономике (г. Циндао)
| |
| | В статье в историческом контексте обобщаются результаты энергосотрудничества Китая и России в конце ХХ — начале ХХI вв., как наиболее выразительный пример отраслевой региональной интеграции между странами-соседями. Оба рассматриваемых государства являют модель взаимодополняемых экономик, стремящихся к устойчивому развитию в контексте их перехода от экстенсивного к интенсивному типу экономического роста | Ключевые слова: Китай, Россия, российско-китайское энергосотрудничество, устойчивое развитие, энергопотенциал, экстенсивный экономический рост, интенсивно-инновационный экономический рост | УДК 330.34; ББК 65.01 Стр: 176 - 183 | Введение. Сегодня развитие энергетики как важнейшего системно- и структурообразующего компонента экономики и развитых, и развивающихся государств является нетривиальной проблемой мирового и национальных хозяйств. Разные страны-соседи в свете развития отраслевого энергетического рынка нередко относятся к экономикам ресурсно-недостаточного или ресурсно-избыточного энергопотенциала, а их взаимоотношения, учитывающие эту ресурсную разницу, зачастую проходят ряд этапов: от дипломатических и торговых переговоров до полномасштабного сотрудничества, научно-технологической и производственной кооперации в энергосфере. Представляемая статья, обобщающая опыт энергосотрудничества Китая и России конца ХХ — начала ХХI вв., — наиболее показательный вариант данной отраслевой интеграции между странами. Энергетический аспект сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации не остаётся без внимания исследователей как российских, так и зарубежных. Например, некоторые аспекты современного состояния и перспектив развития сотрудничества РФ и КНР в газовой сфере рассматривали Хакимов А. Р. (2019)1, Чу Л. (2014)2, Байрамова Э.Р. (2017)3. Вопросы развития торговых отношений РФ и Китая в области СПГ, их риски и потенциальные возможности проанализировали Ван Ч., Разманова С.В. (2017)4, Бочкарева С.Н., Еремкина Т.А. (2015)5, Чжен И. (2017)6, Яровова Т.В., Клинцов Д.А. (2019)7, Аристова Л.Б., Семенова Н.К., Чжан Ц. и др. (2014)8. Энергетическая политика Китая в контексте российской внешнеполитической стратегии РФ на арктическом шельфе представлена в статье Янь Ц. (2017)9. Однако российско-китайское сотрудничество не рассматривается в контексте достижения целей устойчивого развития ООН10, принципов и факторов, влияющих на их достижение при переходе от ресурсно-ориентированного к инновационно-ориентированному типу самоподдерживающегося экономического роста обеих стран.
Вышеизложенное определило цель исследования, которая сфокусирована на оценке социально-экономической и политической ретроспективы и перспективы российско-китайского сотрудничества в энергетике в рамках историко-экономического и политического процесса в контексте целей устойчивого развития ООН. Соответственно вытекающие отсюда задачи настоящего исследования сконцентрированы на обобщении текущих тенденций развития мировой энергетики; выявлении стадии особенностей результатов и взаимосвязи этапов сотрудничества при переходе от ресурсно-ориентированного к инновационно-ориентированному типу самоподдерживающегося экономического роста обеих стран; рассмотрении проблем и перспектив энергосотрудничества России и Китая; рассмотрении на конкретных примерах сотрудничества России и Китая в энергетической сфере; поиске взаимных компромиссов при использовании механизмов «мягкой силы» Китая. Результаты исследования должны позволить определить алгоритм образования региональных отраслевых энергорынков, плюсы и минусы энергоинтеграции в масштабе двух крупнейших быстроразвивающихся экономик мира. Итоги исследования авторы представят в двух частях: первая часть посвящена историко-ретроспективному анализу и имеет общетеоретический характер, вторая часть исследования будет базироваться на результатах эмпирических исследований и расчетах авторов.
Текущие тенденции развития мировой энергетики.
Положение на мировом рынке энергетики характеризуется следующими процессами:
1. Сегодня положение на мировом рынке энергоресурсов является наиболее значимым внешним фактором, определяющим состояние экономики любого государства. Соотношение спроса и предложения на мировом рынке, уровень мировых цен на энергоресурсы влияют на государственные доходы, торговый баланс, развитие энергетического сектора и сопряженных отраслей экономики11. Важное значение с точки зрения формирования государственной политики, соответствующей условиям будущего развития, имеет оценка перспектив развития национальных и мирового рынка энергоресурсов.
2. Развитие мирового рынка энергоресурсов определяется многими факторами. Спрос определяется прежде всего темпами роста мировой экономики, ее энергоемкостью, климатическими/погодными условиями, уровнем эффективности энергопотребляющих технологий и относительной конкурентоспособностью различных видов топлива. Предложение энергоресурсов на мировом рынке диктуется мировым спросом, геолого-технологическими факторами, структурными характеристиками мирового производства и экспорта, политикой нефте- и газодобывающих государств, а также рядом разнообразных факторов, носящих историко-экономический, военно-политический, а зачастую и случайный характер.
3. Для рынка энергоресурсов характерным является наличие естественной монополии, обусловленной природно-географическими и технологическими факторами, которая приводит к развитию уже отмеченной нами рентной модели капитализма.
4. Со времени наступления и развертывания глобального энергетического кризиса середины 70-х гг. ХХ века лидерами внедрения и развития новых «чистых» технологий в энергетике являлись развитые страны ЕС, США и Япония. Кроме того, заметное влияние на рынок энергоресурсов в свете устойчивого развития оказывает комплекс мер поддержки производства возобновляемых источников энергии при явственном развертывании комплексного государственного регулирования ВИЭ в развивающихся экономиках12. Именно поэтому за последнее десятилетие произошла смена лидеров в разработке и использовании возобновляемых источников энергии (См.: рис.1). | | | Рис. 1. Глобальные инвестиции в ВИЭ: развитые и развивающиеся страны
Источник: Global trends in renewable energy investment, 2018 Report p. 15 | Чемпионом среди ВИЭ по привлеченным в 2017 году инвестициям стала солнечная энергия с показателем роста в 18% (за счет Китая), второе место сохраняет ветряная энергия, однако инвестиции в данный сектор упали в 2017 году на 12% (в результате отмены субсидий в Великобритании). Остальные ВИЭ существенно отстают от двух вышеупомянутых отраслей. (См.: рис. 2) | | | Рис. 2. Инвестиции по видам ВИЭ, сравнение 2017 и 2016 гг.
Источник: Global trends in renewable energy investment, 2018 Report p. 15 | 5. Государственное регулирование отраслевого энергетического рынка основывается на механизме ценообразования. Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих цену «корзины» энергоресурсов, в том числе мазута, как производной от цены нефти и угля. Цены на нефть формируются на основе сложного баланса интересов и сил, включающего в себя механизмы квотирования добычи. Поэтому антимонопольное регулирование цен продукции естественных монополий наталкивается на мощное противодействие заинтересованных сил и не способно изменить ценовую конъюнктуру и общую рыночную ситуацию13.
6. В то же время среди основных негативных тенденций, сложившихся в топливно-энергетическом комплексе и влияющих на ценообразование, можно выделить: ухудшение сырьевой базы, связанное с выработкой наиболее продуктивных месторождений и сокращением объемов геологоразведочных работ; снижение физического и платежеспособного спроса на продукцию данного комплекса на внутреннем рынке; растущие неплатежи за топливно-энергетические ресурсы; высокий моральный и физический износ основных фондов; дефицит инвестиционных ресурсов.
7. Нефтяные цены в последние 30 лет характеризовались высокой изменчивостью, и периоды ценовых колебаний могут иметь место и в будущем, главным образом вследствие непредвиденных политических и экономических обстоятельств. Вместе с тем, рыночные силы могут сыграть свою роль в восстановлении баланса лишь в течение относительно продолжительного периода времени. Высокие реальные цены на нефть сдерживают потребление и приводят к возникновению ощутимой конкуренции со стороны значительных маргинальных источников нефти, использование которых при более низких ценах экономически неэффективно, а также со стороны других видов топлива. Устойчиво низкие цены приводят к противоположным результатам. Ограничения для долгосрочного подъема нефтяных цен включают замещение нефти другими видами топлива (например, природным газом), а также совершенствование технологий разведки и добычи.
8. Становление мирового рынка газа происходит только в настоящее время. Для полноценного его функционирования предполагается создание базовых структурных элементов и рыночных институтов в главных регионах производства газа, системы связанных между собой крупнейших товарных газовых бирж, а также формирование единой коммерческой цены на трубопроводный и сжиженный природный газ. Для эффективного функционирования глобального газового рынка и его национальных частей требуется развитие системы страхования и его институтов — страховых компаний, обеспечивающих гарантиями сделки купли-продажи, и других структур, которые могут с помощью рыночных инструментов управлять рисками, связанными с непредвиденными ситуациями на рынке газа.
9. Степень важности рассматриваемого рынка в мировой экономике обуславливает необходимость прогнозирования. Для долгосрочных перспектив мировой энергетики характерны: более чем полуторакратное увеличение потребления энергии до 2030 г., причем почти 2/3 ожидаемого прироста придется на развивающиеся страны; преобладание жидкого топлива в структуре энергопотребления; повышение роли государственной политики при выборе приоритетных для финансирования проектов в энергосфере; резкий рост масштабов торговли энерготоварами; наиболее высокие темпы роста потребности в природном газе по сравнению с другими видами углеводородного сырья; интенсификация использования возобновляемых источников энергии; доминирующая доля транспорта в приросте нефтепотребления; наиболее высокие темпы роста потребления электроэнергии по сравнению с другими энергоносителями, обеспечивающими конечное потребление; быстрый рост выбросов углекислоты в результате энергоиспользования при условии неизменности соответствующей государственной политики.
10. Страны мира значительно отличаются по наделенности первичными энергоресурсами, что обуславливает формирование международных энергетических рынков (угля, нефти, газа, электроэнергии) и развитие кооперационных форм энергетического сотрудничества, которое включает многосторонние и двусторонние форматы, межгосударственный и корпоративный уровни. Общая направленность международного энергетического сотрудничества заключается в укреплении мировой и страновой энергетической безопасности. В этом отношении особый вариант межстранового энергетического сотрудничества характерен для России и Китая — стран-соседей, стремящихся к устойчивости развития.
Устойчивое развитие — мост между двумя моделями экономического роста Китая и России
К особому типу стран новейшей истории мы относим «новые индустриальные экономики» Южной и Юго-Восточной Азии, которые, в отличие от западноевропейских государств, обладают высоким естественным приростом населения и его растущей плотностью. Эти страны, следуя по пути развития Японии, продемонстрировали форсированную индустриализацию, сокращение времени свершения технологических революций и перехода к новым технологическим укладам. В них высокие темпы экстенсивного роста совпали со «сжатием» стадий развития производительных сил и технологических укладов14. Выбранная стратегия экстенсивного роста на заключительном этапе ее имплементации и подготовки перехода к интенсивному росту информационной экономики включала заимствование иностранных технологий, формирование наукоемкой международной специализации, быстрое улучшение качества рабочей силы при сохранении ее невысокой цены. Новые индустриальные экономики Южной и Юго-Восточной Азии, прошедшие три ступени индустриализации (создание импортозамещающих отраслей, базовых отраслей и экспортного потенциала, и, наконец, наукоемких отраслей)15, продемонстрировали небывало стремительный темп экономического роста и роста производительности труда. По этому же пути уникальной динамики страны с малым хозяйственным пространством16, по некоторым прогнозам, могут пойти и другие страны ЮВА. Статистические данные свидетельствуют, что с 2008 г. азиатские страны этого региона показывают весьма высокие темпы экономического роста по сравнению с развитыми странами мира (особенно США и ЕС), несмотря на замедляющее воздействие глобального финансового кризиса и рост инфляционных тенденций, в том числе и благодаря комплексу мер антикризисного регулирования, разработанных и внедряемых в этих государствах уже после кризиса конца 90-х гг. ХХ в. Многие из них немедленно приступили к выработке мер антикризисного регулирования, взяв за основу успешный опыт борьбы с кризисом 1997–1998 гг.17
Значительный вклад в континентальный евроазиатский экономический рост осуществили крупные страны (Индия и Китай), а также государства СНГ с переходной экономикой (прежде всего, крупные экономики Казахстана и России)18.
Появившаяся относительно недавно концепция ресурсообеспеченных и ресурсо-недостаточных экономик19 также может быть использована для характеристики экономического роста и для анализа особенностей экономического развития малых и крупных транзитивных экономик. Переходные экономики, которые относятся к ресурсо-избыточным (или ресурсо-обеспеченным), показывают особый механизм трансформации от централизованной к рыночной экономике и использования возможностей конверсии сырье-ориентированного экстенсивного типа экономического роста в энерго-инновационный интенсивный тип. События последних лет и, прежде всего, развертывание глобального финансового кризиса показали возрастание роли крупных ресурсообеспеченных стран, получающих ренту от продажи своих природных ресурсов и развивающих модель рентного капитализма. В этом отношении большие надежды возлагаются на создание новой архитектуры мировой финансовой системы при помощи объединения усилий крупнейших стран мира.
В развитых странах на фоне цепи структурных сдвигов с последующим приоритетным развитием сферы услуг в последние десятилетия шла деиндустриализация и формирование глобальной сетевой информационной экономики, основанной на знаниях. Многие развивающиеся страны догоняющего типа ныне доминируют во многих отраслях промышленного производства. Крупные государства: Китай, Индия и Индонезия стали ведущими поставщиками продуктов массового потребления — от электроники и текстиля до автомобилей и судов. Бразилия и Аргентина выступают важнейшими экспортерами аграрной продукции. Саудовская Аравия и Россия контролируют почти четверть мировой нефтедобычи. Кроме того, Россия на фоне геополитической турбулентности восстанавливает военно-промышленный потенциал и торговые позиции в мире по продаже военной техники и вооружений. К тому же крупные страны с развивающимися рынками стали крупными экспортерами капитала, который идет на финансирование дефицита платежного баланса США и других развитых стран. Расширение круга значимых государств до двадцати фактически стирает различия между развитыми и развивающимися странами и изменяет оценку роли восходящих стран гигантов в мировой экономике и подтверждает тот факт, что появилась возможность перехода от сырьеориентированного к инновационно-ориентированному типу экономического роста, что демонстрирует Китай и в известной степени Россия20.
Кроме того, для Китая и России вплоть до недавнего времени был характерен экстенсивный тип экономического роста, вполне адекватный ресурсоориентированной централистской модели государственного управления (несмотря на декларации о либерализации всего и вся в России). В этом смысле, перед обеими странами стоит задача необходимости ускорения перехода экономики от преимущественно экстенсивного роста, основанного на низкой стоимости и высоких затратах ресурсов, к интенсивной модели роста, базирующейся на повышении факторной производительности21. Усиление роли интенсивных факторов экономического роста вполне соответствует задачам реализации на практике в Китае и в России национальной социально-ориентированной модели устойчивого гармоничного развития экономики, общества, человека и природы, внутреннего и внешнего рынков, модели, адекватной переводу экономики на инновационно-информационый путь развития, основанной на знаниях. Здесь в процессе структурного сдвига сфера услуг играет приоритетную роль по отношению к промышленному сектору, а основным неисчерпаемым и не подверженным энтропии ресурсом выступает человеческий капитал.
Китай по демографическому потенциалу является крупнейшей страной мира, а по степени обладания природными ресурсами (особенно энергетическими: нефтью и газом) относится хотя и к крупным, но ресурсо-недостаточным экономикам, а Россия — наоборот: при явной количественной недостаточности трудового потенциала, его высокой интеллектуализации и креативности страна обладает громадными запасами нефти и газа. Это обуславливает наличие возможностей для расширения взаимовыгодного сотрудничества в рамках достижения ЦУР ООН. При этом обе экономики получат импульс к дальнейшему развитию. Китайский рынок, отличающийся высокой конкуренцией и ростом производительности труда, его интенсивности, ускоренной цифровизации энергоэффективностии, роста совокупной факторной производительности, стимулирующей и внутренний спрос, и экономический рост, получает необходимый источник дефицитных в недалеком будущем энергоресурсов. По данным Всемирного банка и международного энергетического агентства, энергопотребление на душу населения в Китае в 2018 г. составило 2943,709 в РФ — 6430,623 (кВт. час на чел.), а к 2050 году увеличится и может опередить развитые страны. При этом в исследовании китайской энергетической компании CNPC и Energy & Technology Research Institute «Мир и Китай. Энергетический прогноз до 2050»22 показано, что ВВП Китая до 2050 года возрастет в 5,4 раза, а США лишь в 2 раза. Россия, по данному прогнозу, будет находиться по объему ВВП лишь на 11 месте, за Китаем, США, Индией, Японией, Германией, Великобританией, Францией, Бразилией, Южной Кореей и Италией. Для преодоления такого негативного для РФ сценария наша страна должна выбирать модель перехода к интенсивному росту не только вследствие недостаточного роста населения, но и необходимости ускоренного внедрения инновационных экологически «дружественных» технологий и социально-экономического развития отдаленных территорий. Основные места добычи энергоресурсов смещаются все дальше на северо-восток Российской Федерации23, где сосредоточены уникальные природные экосистемы Арктики и Восточной Сибири. Использование «безлюдных технологий» при добыче полезных ископаемых, цифровизация процессов добычи и переработки, стимулирование собственных разработок, то есть снижение зависимости от импортных технологий, позволят выйти на достойный конкурентный уровень развития экономики РФ в мире. Более того, движение в сторону низкоэмиссинной экономики увеличит спрос на более «чистые» энергоресурсы, коим является и природный газ.
Таким образом, каждое рассматриваемое государство имеет взаимодополняемые потенциалы и соотношения трудовых, технико-технологических и энергетических ресурсов. Именно поэтому энергосотрудничество и научно-технологически-производственная кооперация, сопряженное включение экономик в создание меж- и многонациональных ТЭК на основе технико-технологических, научно-производственных, гуманитарно-культурно-образовательных цепочек добавленной стоимости может привести к ускоренной конверсии от ресурсоориентированной к энерго-инновационно-ориентированной модели экономического развития (и к возможному эколого-социальному варианту ответственного инвестирования) интегрирующихся стран и будет способствовать преодолению ресурсного (для России) и демографического (для Китая) избытка/»проклятия», имеющих неоднозначное (тормозящее/стимулирующее) воздействие на экономический рост этих государств.
Центральным элементом международного сотрудничества России и Китая выступает энергетика и из-за вышеозначенной взаимодополняемости трансформирующихся экономик двух соседствующих стран, объединенных однонаправленностью геополитических, экономических и идеологических интересов24, стремящихся к переходу от сырье-ориентированной к инновационно-ориентированной модели экономического роста и устойчивому варианту развития, и вследствие целесообразности формирования единой транспортно-логистико-энергетической и социально-экологической инфраструктуры в ТЭК рассматриваемых стран.
Сотрудничество между Китаем и Россией в энергосфере
В современных условиях национальное развитие отраслевых энергетических рынков переживает стадию региональной интеграции, предопределяемой, с одной стороны, тенденцией к глобализации мирового энергетического хозяйства, происходящей не в последнюю очередь под влиянием формирования информационной цивилизации и порождаемого ею институционально-организационного, научно-технологического и производственно-технического прогресса, а, с другой стороны — национальными интересами соседствующих стран, обладающих разными ресурсными (и прежде всего энергетическими) потенциалами, а потому объединяющихся в региональные группировки и коалиции разнообразного экономического, научно-технологического, энергетического, экологического и военно-политического типов. Российско-китайское энергетическое сотрудничество имеет следующие основополагающие характеристики.
1. Энергетика по объему проектов и числу подписанных двусторонних документов — важнейшее звено во всем комплексе отношений России и Китая.
2. Энергетика и энергетическое сотрудничество имеют самоценное значение для обеих стран.
● Для Китая, как крупнейшего мирового потребителя энергии, энергетическое сотрудничество есть сфера энергетической безопасности и основа экономического роста и устойчивого социально-экономического развития, превращающих Китай в ведущую державу мира.
● Для России — как важного источника энергоресурсов, сотрудничество несет возможность диверсификации энергетического экспорта и ускоренное социально-экономическое развитие Востока России — сибирского, дальневосточного регионов и Приморского края, которые могут стать локомотивами инновационно-информационного интенсивного экономического роста — как основы устойчивого развития.
3. Энергетического сотрудничество занимает центральное место в российско-китайском диалоге. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров в ходе российско-китайского саммита 2008 г. назвал энергетику — главной несущей конструкцией российско-китайского сотрудничества.
Сотрудничество между Китаем и Россией в энергетической сфере можно разделить на четыре этапа (Таблица 1):
I. президентство Ельцина (1992–1999 гг.),
II. президентство Путина, (2000–2008 гг.)
III. президентство Медведева, (2008–2012 гг.)
IV. новый этап президентства Путина. (2013–2019 гг.)
Оценка четырех этапов энергосотрудничества между Россией и Китаем свидетельствует о постепенности и непрерывности процесса, продолжавшегося весь пореформенный для России период трансформации к рыночному хозяйству, а также период устойчивого и самоподдерживаемого форсированного индустриального экономического роста Китая. Именно поэтому можно отметить: 1) относительно медленную динамику становления энергосотрудничества первого этапа 1992–1999 гг. с последующим ускорением во время развертывания второго, третьего и четвертого этапов; 2) первый этап характеризуется в основном политическим оформлением видов, принципов и перспектив возможного сотрудничества (в виде общих правительственных соглашений, протоколов и меморандумов), а последующие этапы — имплементацией соглашений на макроуровне (важнейшими их которых выступают проект «Энергодиалог» и «Экономический пояс Шелкового пути»). Особое значение принадлежит новым горизонтам энергосотрудничества КНР и РФ и его четвертому масштабному, комплексному этапу, который предопределяется следующими обстоятельствами.
1. Взаимовыгодностью и взаимодополняемостью энергодиалога КНР и РФ.
2. Обеспечением энергобезопасности Китая за счет покрытия энергодефицита и ресурсной недосточности, России — в результате диверсификации энергоэкспорта и энерго-инновационного развития Сибири, Приморья и Дальнего Востока.
3. Внедрением сберегающих, экологических достижений и технологии нового технологического уклада — шестой Кондратьевской волны конъюнктуры.
4. Развитием альтернативной энергетики, стимулируемой государственной поддержкой инвестиций в нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.
5. Необходимостью решения ценовой, инфраструктурной и экологической проблем в процессе энергосотрудничества обеих стран.
6. Переходом обеих стран от ресурсно-ориентированного (экстенсивного) к инновационному (интенсивному) типу экономического роста25 и модели устойчивого социально-экономического развития.
Недавним событием четвертого этапа энергосотрудничества стал II Российско-Китайский энергетический бизнес-форум: «Содействие российско-китайскому энергетическому сотрудничеству по всей производственной цепочке в разведке и добыче, транспортировке, переработке и реализации продукции», состоявшийся в рамках Петербургского международного экономического форума-2019. Выступая на встрече с участниками форума, Президент России Владимир Путин и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин дали позитивную оценку результатам российско-китайского энергетического сотрудничества в последние годы и наметили стратегические ориентиры энергосотрудничества на мезо- и микроуровне отдельных секторов и акторов энергетического рынка. Именно поэтому логичным представляется продолжение анализа сотрудничества КНР и РФ по отдельным отраслям как доказательство взаимодополняемости ТЭК рассматриваемых стран.
Заключение. Российская Федерация и Китайская Народная Республика — страны-соседи, объединенные не только общностью государственной границы, но и в географическом, региональном разрезе схожестью природно-климатических условий, а исторически — непростыми, порой противоречивыми экономическими и военно-политическими отношениями. Однако, несмотря на противоречия такого рода, обе страны объединены общей историей построения модели централизованно-плановой, административно-командной экономики, общего пути государственности гигантского демографического и территориального пространства. Этот общий путь на этапе перехода к рыночной экономике обеих стран вследствие разности подходов к управлению громадными человеческими и природными ресурсами раздвоился: Россия сделала попытку пойти по дороге либеральной западной демократии, диктуемой рецептами Вашингтонского консенсуса и естественным образом сопровождаемой разрушением всей модели централизованного управления, но что еще драматичнее — крахом идеологической системы традиционных ценностей, Китай же, пройдя по трагическим рельсам культурной революции, сохранил единую идеологию громадной страны и ключевые отрасли экономики за государством, одновременно применив рычаги и инструменты рыночной экономики. К концу XX — началу XXI столетия оказалось, что рассматриваемые государства имеют немало сходных черт в их отношении к геополитическим и геоэкономическим проблемам и объединены общностью стратегических интересов. Особенно ярко это проявилось при формировании регионального энергетического рынка Китая и России. В свете развития последнего страны-соседи нередко относятся к экономикам ресурсно-недостаточного или ресурсно-избыточного энергопотенциала, а их взаимоотношения, учитывающие эту ресурсную разницу, зачастую проходят ряд этапов — от дипломатических и торговых переговоров до полномасштабного сотрудничества и научно-технологически-производственной кооперации в энергосфере. Именно так и происходит в отношениях Китая и России на пути формирования регионального энергетического рынка. При этом китайско-российское энергетическое сотрудничество может обеспечить следующие взаимовыгодные позиции.
1. Углубление региональной взаимодополняемости ТЭК обеих стран, ускоренную разработку и освоение энергоресурсов, диверсификацию российского энергоэкспорта, инновационное развитие Сибири, Приморья и Дальнего Востока России, интенсификацию совместного участия российского и китайского капиталов в процессе энергосотрудничества.
2. Устойчивое развитие отраслевых интегрирующихся энергорынков рассматриваемых стран на макро, микро и мезоуровнях, смену моделей развития, сопровождающуюся переходом от экстенсивного (ресурсоориентированного) на интенсивный (инновационноориентированный) тип экономического роста в энергетической сфере как системообразующего элемента устойчивого развития.
3. Взаимопроникновение моделей развития ТЭК Китая и России за счет сочетания роли России как экспортера углеводородного сырья и роли Китая как драйвера и двигателя (а России как участника) регионального отраслевого экономического роста и имплементации науки, техники, организационных и технологических инноваций в структурных сдвигах национального ТЭК и переносе центра тяжести на инвестиции в возобновляемые источники энергии, что позволит добиться варианта устойчивого развития на отраслевом уровне.
Таблица 1
Российско-китайское энергетическое сотрудничество: хронология, этапы, содержание и результатыХронология и описание этапов | Содержание этапа | Выводы по этапам |
---|
I. 1992–1999 |
---|
1992 г.
1. «Совместная декларация об основах взаимоотношений между КНР и РФ».
2. «Соглашение о сотрудничестве в сооружении по российскому проекту на территории КНР атомной электростанции» в составе двух энергоблоков
3. Соглашение о сотрудничестве в сооружении на территории КНР завода для атомной энергетики | 1. Провозглашение общей цели взаимоотношений КНР и РФ. Формирование основных принципов всестороннего сотрудничества на основе стратегических партнёрских взаимоотношений между Китаем и Россией, а также в сфере энергетики.
2. Сооружение в КНР АЭС (первый и второй энергоблок)
3. Строительство в КНР газоцентрифужного завода по обогащению урана для атомной энергетики (от 18 декабря 1992 г. Ханчжоу (пров. Шэньси) | 1. Низкий уровень энергетического сотрудничества;
2. Китай импортировал в основном сырую нефть: за восемь лет средний годовой объем импорта достиг 1.518 млн тонн, в то время как среднегодовой импорт сырой нефти за тот же период составил всего 203 тыс. тонн;
3. Несмотря на то, что торговля в энергетической сфере между двумя странами в этот период находилась на низком уровне, наблюдалась, тенденция постепенного роста;
4. Технико-технологическим лидером реализации энергосотрудничества выступала ядерная энергетика России
5. Отношения Китая и России к началу XXI в. прошли три основные стадии:
1) дружественные отношения; 2) конструктивное партнерство; 3) стратегическое партнерство. | 1996 г.
1. «Совместная китайско-российская декларация»
2. «Общее соглашение о сотрудничестве в энергетической сфере Китая и России». | 1. КНР и РФ сформировали официальные государственные отношения стратегического партнерства.
2. Сформулированы принципы сотрудничества в энергосфере КНР и РФ, включая проект строительства нефте- и газопровода из Восточной Сибири в Китай. | 1997 г. «Соглашение о реализации меморандума Западносибирской программы». | Строительство газопровода из Западной Сибири на восток побережья Китая, по которому 30 лет ежегодно предполагалась перевозка 300 млрд м. куб. природного газа | 1998 г. Соглашения по созданию экспериментального реактора Китая на быстрых нейтронах | Создание экспериментального реактора Китая на быстрых нейтронах, сотрудничество по созданию реактора «естественной безопасности» и топливного цикла нового поколения. | 1999 г. Соглашение о разработке технико-экономических расчетов проекта строительства нефтепровода стран. | Соглашение между российскими компаниями ЮКОС и ОАО «Транснефть» и СNPC | II. 2000–2008 |
---|
Лето 2001 г.
«Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ» | Китай и Россия укрепляют равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие, используя и совершенствуя механизм регулярных встреч на различных уровнях. Договаривающиеся стороны на основе взаимной выгоды развивают сотрудничество в торгово- экономической, энергетической, транспортной, научно- технической областях, в ядерной энергетике и т.д. | 1. Китай и Россия оказывают друг другу глубокое доверие, в том числе в сфере безопасности. Китай и Россия проявляют уважение к выбору пути, сделанному народом другой стороны для обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и т.д.
2. для углубления партнерских взаимоотношений Китай и Россия создают систему взаимных государственных визитов, консультаций МИД и обсуждения важных направлений продолжения стратегического отношения между Китаем и Россией.
3. обе стороны повышают политический уровень координации усилий по важнейшим региональным и глобальным вопросам, предлагают совместные усилия для сохранения международного мира, продвижения международного сотрудничества и развития регионального российско-китайского энергорынка | 2004 г.
1. Принят проект газопровода из России в Китай
2. Соглашение о стратегическом сотрудничестве. | Проект впервые стал основой визита Путина в Китай.
Нефтегазовые компании России и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали ряд документов и соглашений практической реализации проекта | 2005–2006 гг.
Китай и Россия провели переговоры о сотрудничестве в области природного газа | Для начала строительства газопровода между двумя странами обе стороны создают рабочую группу | 2007 г.
«Совместная Декларация КНР и РФ в энергосфере» | Декларацию подписали Президент России В.В. Путин и Председатель КНР Ху Цзиньтао. Декларация поддерживает реализацию крупных двухсторонних проектов в энергетической сфере. | III. 2008–2012 |
---|
К началу ХХI века происходит неуклонный процесс в развитии отношений Китая и России по стратегически значимым экономическим и политическим направлениям энергетического сотрудничества. Лидеры России осознавали мононаправленность российских трубопроводных систем (ориентированных на Запад) и необходимость диверсификации нефтяного и газового экспорта в восточном направлении, что сопровождается построением инфраструктуры, освоением и повышением эффективности сибирских и дальневосточных месторождений. | Весна 2008
«Китайско-российская комиссия по энергетическому сотрудничеству». | Правительства Китая и России предложили создать энергетический механизм. Состоялись переговоры на уровне заместителей председателей правительств (Ван Цишань, И.Сечин) по энерговопросам | | Осень 2008 г. Москва. «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области нефти» | 13-я регулярная встречу глав правительств Китая и России.
Соглашение о создания «трубопровода Сковородино — граница КНР» и т.д. | Зима 2009 г.
Первый крупный контракт «Роснефти» с Китаем. | Договор о поставках 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет (с 2011-го по 2030-й годы). Центральное условие сделки — кредит Банка развития Китая на 25 млрд долл., «Роснефти» и трубопроводной монополии «Транснефть». По сделке кредитные средства пошли на трубу «Восточная Сибирь — Тихий океан», по которой нефть экспортируется в Китай. | 1.Интенсификация межправительственных и межгосударственных встреч по энерго-сотрудничеству
2. Укрепление и развитие правовой базы энергетического сотрудничества между Китаем и Россией в рамках стратегического партнёрства.
Подписание ряда юридических документов по стратегическому партнерству и крупным проектам в энергосфере
3. Начало практики внедрения крупных проектов | Весна 2009 г. Пекин.
Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере. | Ван Цишань и И. Сечин провели 4-ю встречу
Вступили в силу договоренности обеих сторон о взаимодействии в области строительства газопроводов, торговле сырой нефтью и кредитования. В рамках энергетического сотрудничества «Транснефти» и CNPC по проекту «Сковородино — граница КНР» созданы рабочие группы с целью эффективной эксплуатации нефтепровода.
Начало стройки нефтепровода «Сковородино — граница КНР» — ответвление от системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». | Апрель–май 2009 г. | КНР завершила работы по прокладке под Амуром тоннеля, по которому пройдёт нефтепровод. Протяженность линейной части составляет 63,8 км, диаметр — 720 мм, производительность — 15 млн тонн в год. Общая протяженность трубы по территории Китая от Амура до Дацина составит 900 км. | Январь 2011 г. | Введен в эксплуатацию нефтепровод Китай – Россия, через который Россия каждый год в течение 20 лет призвана поставлять в Китай 15 млн тонн нефти. | Май 2011 г. Москва. Протокол к меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа. | Ван Цишань и И. Сечин провели в Москве 7-ю встречу представителей двух стран
Разработка ТЭО к началу внедрения крупных проектов в газовой сфере | | IV. 2012–2019 | |
---|
Четвертый этап — Энергодиалог (2013 год — по настоящее время)
Межправительственная Комиссия по энергетическому сотрудничеству. | Энергодиалог Китай – Россия 2008–2012–2019 гг.
Энергодиалог — основополагающий элемент четвертого этапа, играющий системную роль в интенсификации практического взаимодействия по энергетическому сотрудничеству, который с 2012 г. преобразуется в полноформатную | 1. Энергодиалог Китай-Россия 2008–2012–2019 гг. — важнейший систмообразующий элемент данного этапа, обеспечивающий интенсификацию практического взаимодействия энергетического сотрудничества.
2. Энергодиалог Россия-Китай создан в целях укрепления практического взаимодействия и координации сотрудничества двух стран в сфере энергетики по следующим направлениям:
1) нефтегазовый комплекс;
2) угольная промышленность;
3) электроэнергетика, включая атомную энергетику;
4) энергоэффективность и возобновляемые источники энергии.
В результате подписания ряда соглашений произошла:
1) активизация энергетического сотрудничества Китая и России, в том числе в нефтяной и газовой сферах, а также в сфере электроэнергетики, угольной промышленности и использования альтернативных источников энергии;
2) формирование прочных отношений стратегического энергетического сотрудничества Китая и России;
3) обеспечение совместными усилиями энергетической безопасности обеих стран, региона и мира в целом. | 22 марта 2013 г. Москва. Совместное заявление КНР и РФ о взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия». | Лидеры Китая и России подписали данное Соглашение | 22 марта 2013 г. Соглашение между правительством РФ и Правительством КНР о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью | Правительственное Соглашение выводит энергосотрудничество на стадию практического воплощения | Соглашения от 22 марта 2013 г.
Соглашение об основных условиях поставок в КНР сырой нефти на условиях предоплаты
Контракт об энергетическом сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации Тяньцзиньского завода (НПЗ). | Подписаны следующие Соглашения между «Роснефть» и CNPC (China National Petroleum Corporation)
Условия поставки сырой нефти на условиях предоплаты сроком на 25 лет.
Энергетическое сотрудничество в сфере строительства и эксплуатации Тяньцзиньского Нефтеперерабатывающего Завода (НПЗ). | 2 октября 2013 г. «Меморандум по экспортному контракту на условиях предоплаты» | Меморандум подписан китайской нефтехимической корпорацией «Синопек» и ОАО «Роснефть» | 22 октября 2013
Подписан Контракт на поставку газа по «восточному маршруту» на период 2015–2016 гг.
Соглашение о строительстве отвода от газопровода «Сила Сибири» является отправным пунктом реализации «Меморандума о взаимопонимании по поставкам газа по восточному маршруту» | «Газпром» и CNPC (China National Petroleum Corporation) подписали Контракт 2015–2016, в соответствии с которым при определении цены газа будет применяться мультипликативная формула, привязанная к стоимости нефтепродуктов.
Старт строительства газопровода «восточного маршрута» для поставок российского газа в Китай, который служит локомотивом развития энергетического сотрудничества Китая и России
Меморандум свидетельствует о том, что энергетическое сотрудничество Китая и России в газовой сфере происходит пошагово согласно плану, и реализуется в соответствии с договоренностями лидеров обеих стран. | 8 мая 2015 г. Москва. Состоялись переговоры лидеров Китая и России.
1. Соглашения по развитию инфраструктуры отраслевого энергетического рынка
2. Проект: Экономический пояс Шелкового пути
3. Соглашение об основных условиях поставок российского газа в Китай по западному маршруту.
4. Соглашения с КНР о создании совместных предприятий
5. Соглашение о строительстве совместных предприятий в области электроэнергетики | В ходе переговоров был подписан ряд соглашений: Обе стороны:
1. Подписали ряд соглашений в сфере энергетики, авиации, финансов и др.
2. Приняли совместное заявление о состыковке ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта: «Экономический пояс Шелкового пути». подписанное
«Газпром» и CNPC (China National Petroleum Corporation)
3. Соглашение подписано «Газпром» и CNPC (China National Petroleum Corporation)
4. Соглашение подписано «Газпром» и CNPC (China National Petroleum Corporation)
5. Крупнейшее электроэнергетические компании России «Россети» и «РусГидро» подписали Соглашения с Китаем о совместных предприятиях, которые займутся проектами в электросетевом комплексе, и в энергетике российского Дальнего Востока |
|
| |
|
|