| | Проблемы современной экономики, N 4 (72), 2019 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Пилипенко И. В. директор Института конкурентоспособности и интеграции (г. Москва),
кандидат географических наук, магистр государственного администрирования (MPA)
| |
| | В данной работе с использованием авторской методики анализируется институциональная структура органов исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассматриваются направления и интенсивность взаимодействия министерств и ведомств пяти республик с Евразийской экономической комиссией. Выделяются основные тенденции в изменении институциональной структуры центральных органов исполнительной власти стран-участниц ЕАЭС | Ключевые слова: Евразийский экономический союз, институты, институциональная структура, Евразийская экономическая комиссия, Российская Федерация, государства-члены ЕАЭС, консультативный комитет | УДК 339.923:339.972:330.8; ББК 65.5 Стр: 14 - 22 | Введение. Формирование Белоруссией, Казахстаном и Россией в 2012 г. Единого экономического пространства с новым наднациональным органом — Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), и образование в 2014 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), который начал функционировать в 2015 г. в составе пяти государств (2 января к Союзу присоединилась Армения, а 12 августа — Киргизия), предусматривало передачу части полномочий от национальных правительств к ЕЭК1. В российской научной литературе, посвященной проблематике евразийской интеграции, внимание часто уделяется либо вопросам функционирования ЕАЭС в целом, либо развитию интеграционных процессов в отдельных отраслях или сферах компетенции ЕЭК. В то же время влияние создания наднационального органа (ЕЭК) на центральные органы исполнительной власти стран-участниц ЕАЭС, в первую очередь их функционал и институциональную структуру, до настоящего времени в научной литературе не освещалось.
Вместе с тем, наличие или отсутствие специализированных органов или структурных подразделений министерств и ведомств, занимающихся вопросами интеграции, может в т.ч. свидетельствовать о приоритетах в проведении государственной политики. Например, специальные министерства по европейской интеграции были характерны для стран Центрально-Восточной Европы и Прибалтики до их вступления в Европейский союз (ЕС) — такие министерства существовали, например, в Литве, Латвии, Хорватии. Сейчас тематика европейской интеграции присутствует в названиях профильных министерств таких государств-членов ЕС как, например, Австрия, Франция, Румыния и Хорватия. Кроме того, специализированные министерства по европейской интеграции входят в состав правительств ряда стран, не являющихся членами Евросоюза — Албании и Сербии, которые имеют статус стран-кандидатов на вступление, а также в Молдавии. С 2004 г. по 2017 г. аналогичное министерство существовало в Грузии. А на Украине за вопросы европейской и евроатлантической интеграции в текущем (по состоянию на сентябрь 2019 г.) кабинете министров отвечает заместитель премьер-министра страны.
Вопрос о взаимодействии национальных правительств стран ЕАЭС и ЕЭК можно также рассматривать в рамках теорий неофункционализма и межгосударственности, которые объясняли интеграционные процессы применительно к Евросоюзу. Так, согласно парадигме неофункционализма, основной движущей силой интеграции являются наднациональные структуры, которые заинтересованы в углублении сотрудничества между странами, и аппарат таких органов прилагает необходимые усилия для движения интеграционного объединения в этом направлении [36]. Напротив, согласно теории межгосударственности, главными действующими лицами в процессе интеграции являются государства-участники союза/сообщества, от которых зависит скорость и направление интеграционного процесса [38].
Институциональный подход и структура исследования. Институциональные аспекты и условия развития ЕАЭС рассматривались в русскоязычной научной литературе большей частью в отношении отраслевых вопросов, в частности при рассмотрении финансовой системы [7, 12], внешнеэкономической деятельности и транспорта [33], а также в отношении общих вопросов развития и позиционирования ЕАЭС и его стран-участников в мире [9, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 26]. В западных странах проблематика ЕАЭС рассматривается в основном с точки зрения геополитики [35, 41, 45], реже выходят публикации, использующие институциональный подход к освещению проблем и перспектив развития Союза [37, 40, 43]. Особенности развития внешнеэкономической деятельности стран-членов ЕАЭС анализируются в работах западных специалистов еще реже [42, 44]. В то же время в этом направлении стали работать исследователи из Китая [39].
На основе опыта использования институционального подхода при рассмотрении проблемы повышения конкурентоспособности страны и региона в мировой экономике [24] и практической работы в российском бизнес-объединении («Деловая Россия») и международных организациях (Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития) нами была разработана и апробирована методика оценки институциональной структуры экономики страны [21, 22, 23, 25], включающая в т.ч. подходы к анализу институциональной структуры федеральных органов исполнительной власти, которые изначально использовались применительно к России [22]. В настоящей работе указанная методика развивается и масштабируется на все страны-члены ЕАЭС.
Для целей данного исследования мы используем наше определение термина «институты» [21, 22]: это система органов государственной власти страны, включая органы исполнительной, законодательной и судебной власти, юридические лица-коммерческие организации, юридические лица-некоммерческие организации (включая университеты, научно-исследовательские институты, иностранные неправительственные организации и т.д.), осуществляющие деятельность в рамках своих полномочий или в соответствии со своим уставом, объединяющиеся в национальные, отраслевые или профессиональные ассоциации, взаимодействующие с физическими лицами, проживающими в данной стране и за рубежом, в т.ч. путем предоставления/продажи товаров и услуг, влияющие друг на друга и устанавливающие неформальные взаимоотношения в процессе обмена информацией, товарами и услугами.
В соответствии с указанным определением термина «институты» мы сначала кратко рассмотрим институциональную структуру органов исполнительной власти государств-членов ЕАЭС. Затем мы выявим, на функционал каких министерств и ведомств повлияло создание Союза и в какой степени центральные органы исполнительной власти вовлечены в процесс консультаций с ЕЭК. В заключение мы проанализируем влияние процесса евразийской интеграции на институциональную структуру министерств и ведомств стран-участниц Союза.
Институциональная структура органов исполнительной власти государств-членов ЕАЭС. Примечательно, что в настоящее время пятью странами-участницами Союза представлены все основные существующие в мире виды республик как формы государственного правления (см. табл. 1). После конституционного референдума 6 декабря 2015 г. в Республике Армения (РА) система правления в стране была изменена со смешанной на парламентскую республику, в рамках которой Президент назначает Премьер-министром кандидата, поддержанного парламентским большинством, а Правительство является высшим органом исполнительной власти [2]. В Республике Беларусь (РБ) и Республике Казахстан (РК) Президент страны обладает расширенными полномочиями, в т.ч. предлагает и назначает Премьер-министра с согласия Парламента, снимает с должности Премьер-министра и членов Правительства. Правительство в своей работе подотчетно Президенту страны [3] (в Казахстане — также и Парламенту [4]). В Кыргызской Республике (КР) после конституционного референдума 11 декабря 2016 г. были расширены полномочия Премьер-министра и Парламента страны; форма правления изменилась с президентско-парламентской на парламентско-президентскую республику. Теперь Правительство страны подотчетно Парламенту (кроме министерств силового блока, назначаемых Президентом), а Премьер-министр выдвигается парламентским большинством [5]. В России форма государственного правления — президентско-парламентская, при которой Председатель Правительства назначается Президентом страны с согласия Государственной Думы [6]. При этом из состава Правительства министерства и ведомства силового и внешнеполитического блока подчиняются Президенту страны (5 из 22-х министерств и 9 из 16-ти ведомств), а остальные федеральные органы исполнительной власти (социально-экономический блок) подчиняются Правительству.
Среди государств-членов ЕАЭС наименьшее количество министерств и ведомств имеется в структуре Совета Министров Республики Беларусь (24 министерства и 7 комитетов), что, с одной стороны объясняется наличием крупных государственных предприятий в большинстве отраслей хозяйства2. С другой стороны, вместо создания отдельных служб и агентств в структуре республиканских органов госуправления, где были созданы департаменты в рамках министерств — например, Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия или Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Наиболее многоступенчатой является система органов исполнительной власти Российской Федерации (РФ). В ходе административной реформы 2004 г. функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были возложены на федеральные министерства (в настоящее время — 22 министерства),функции контроля и надзора — на федеральные службы (29 ед.), а функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства (21 ед. в настоящее время). Структура усложняется еще и тем, что часть служб и агентств социально-экономического блока находится в подчинении министерств (например, Росздравнадзор подведомственен Минздраву, а Росприроднадзор — Минприроды), а часть — подчинена напрямую Правительству РФ (например, Роспотребнадзор, Рособрнадзор или Ростехнадзор).
Почти столько же в сумме министерств (16) и ведомств (54) имеется в Казахстане, однако структура управления является более вертикальной. Так, 47 комитетов подведомственны профильным министерствам (например, Министерству индустрии и инфраструктурного развития подчинены 7 комитетов, а Министерству финансов — 6 профильных комитетов), в то время как такие ведомства как Агентство РК по делам государственной службы и Агентство РК по противодействию коррупции находятся в ведении Президента страны и в состав Правительства не входят.
Наиболее горизонтальная структура управления сформировалась в Киргизии, где помимо министерств социально-экономического блока почти все ведомства (4 комитета, 9 агентств, 11 служб и 6 фондов и инспекций) находятся в подчинении Правительства страны. В Армении в ходе административной реформы 2018 г. число министерств сократилось с 17 до 12, функции надзоры были сведены в шести инспекционных органах, а функции контроля — в пяти комитетах, подведомственных Правительству. Напрямую Премьер-министру до 2019 г. подчинялись Служба национальной безопасности, Полиция и Служба государственного надзора.
Также необходимо отметить, что в трех из пяти государствах-членах ЕАЭС (в Армении, Казахстане и России) центральные банки получили функции мегарегуляторов, т.е. объединили в себе функции регулирования и надзора за всеми участниками финансового сектора и инфраструктурными организациями финансового рынка, в то время как в Белоруссии регулированием небанковского финансового сектора занимается Министерство финансов, а в Киргизии — Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком. В рамках пенсионной реформы, реформ системы здравоохранения и системы социальных гарантий в четырех государствах из пяти (в Армении, Казахстане, Киргизии и России) были сформированы внебюджетные фонды.
Взаимодействие органов исполнительной власти стран Союза с ЕЭК. Чтобы определить, на функционал каких министерств и ведомств повлияло создание Союза, мы проанализировали состав представителей органов исполнительной власти государств-членов в 22-х консультативных комитетах ЕЭК3. В Российской Федерации в процессе консультаций с органами ЕАЭС задействовано в общей сложности 17 из 22 федеральных министерств (77%), Банк России, 14 из 29 федеральных служб (55%), 3 из 21 федерального агентства (16%) и все 3 государственных внебюджетных фонда, т.е. 39 органов исполнительной власти или 53% всех федеральных министерств и ведомств (табл. 2). Лидером по представительству в комитетах ЕЭК является Министерство экономического развития РФ (18 комитетов), выполняющее функции координирующего органа по тематике ЕАЭС среди министерств и ведомств; также в комитетах представлены три службы, подчиненные министерству. Далее по числу представителей в комитетах идут Федеральная антимонопольная служба (10 комитетов), подчиняющаяся Правительству РФ напрямую, Министерство финансов РФ (7 комитетов), причем подведомственная министерству Федеральная таможенная служба представлена в 8-ми комитетах, а также Министерство промышленности и торговли РФ (7 комитетов).
В Белоруссии сфера компетенции ЕАЭС пересекается с функционалом 15-ти из 24-х министерств (63%), Национального банка и пяти из семи комитетов (71%), т.е. 62% всех министерств и ведомств, входящих в Совет Министров страны. При этом следует отметить значительно меньшее пересечение функций министерств и ведомств, так как наиболее загруженное вопросами ЕАЭС Министерство экономики РБ представлено в 10-ти комитетах ЕЭК. За Минэкономики следуют Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ (6 комитетов), Министерство финансов РБ и Государственный таможенный комитет (представительство в 5 комитетах ЕЭК).
В состав комитетов ЕЭК входят представители 8 из 12 министерств Армении, 8 из 19 ведомств, подчиненных Премьер-министру и Правительству, 2 агентства из 14 ведомств, подчиненных министерствам, и Центральный банк, т.е. 35% всех министерств и ведомств, но с учетом большего веса министерств и ведомств в подчинении Правительства можно говорить о вовлечении в консультации с ЕЭК примерно половины органов исполнительной власти Армении. Сферы компетенций министерств и ведомств Армении выглядят еще более сфокусированными: Министерство экономики РА участвует в работе 9-ти комитетов, Министерство финансов РА — 6-ти комитетов, Министерство территориального управления и инфраструктур — 5-ти комитетов, а Комитет государственных доходов РА и Инспекционный орган продовольственной безопасности представлены в 4-х комитетах.
В Казахстане в работу комитетов ЕЭК включена ровно половина из всех министерств и ведомств — 13 из 16 министерств, Национальный банк, 17 из 47 комитетов (36%) и все три внебюджетных фонда. При этом, как видно, если выделить министерства как органы по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, то функционал ЕЭК пересекается с полномочиями 82% министерств страны. По количеству представительств в комитетах на первом месте находится Министерство национальной экономики РК (19 комитетов), однако, вероятно, ситуация поменяется в связи с созданием в июне 2019 г. специализированного Министерства торговли и интеграции РК. Далее идут Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК — 10 комитетов, Министерство финансов — 8 комитетов (также еще в пяти комитетах ЕЭК представлен подведомственный Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей), Национальный банк РК и Министерство энергетики РК (по 4 комитета).
От министерств и ведомств Киргизии в состав комитетов ЕЭК входят представители 9-ти из 12-ти министерств, Национального банка и 23-х из 30-ти ведомств, т.е. 74% органов исполнительной власти страны. Наиболее часто в комитетах представлены Министерство экономики КР (в 15-ти комитетах), Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования КР (в 7-ми комитетах), Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР и Министерство транспорта и дорог КР (по 6 комитетов), Министерство здравоохранения КР и Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве КР (по 5 комитетов).
Влияние ЕАЭС на институциональную структуру министерств и ведомств государств-членов Союза. Исходя из нашего анализа институциональной структуры министерств и ведомств, находящихся в прямом подчинении правительств стран-участниц ЕАЭС (табл. 3), наиболее активно специализированные структурные подразделения по тематике евразийской интеграции создавались в Казахстане, России и Киргизии. Но если по оценке самого Правительства РФ тема евразийской интеграции фактически занимает примерно 0,5% его внимания (является одной из 9-ти функций его деятельности по направлению «Россия и мир», которое, в свою очередь, является одним из 22-х основных направлений работы Правительства РФ [22]), то в Казахстане ситуация несколько иная. Так, в настоящее время Казахстан является единственной страной, где функционирует специализированные министерство — Министерство торговли и интеграции РК. Помимо МИД РК профильные департаменты с функционалом по ЕАЭС были созданы в Министерстве труда и социальной защиты населения РК, Министерстве юстиции РК и Министерстве энергетики РК.
В России, помимо МИД РФ с четырьмя профильными департаментами стран СНГ, два департамента со специализацией по евразийской интеграции были сформированы в Министерстве экономического развития РФ. Отдел с функционалом по вопросам евразийской интеграции был создан в Министерстве промышленности и торговли РФ, в то время как в других шести министерствах и двух федеральных службах тематикой ЕАЭС занимается один из отделов департамента/управления по международным связям, который чаще всего также курирует сотрудничество со странами СНГ. В целом из-за значительного пересечения сфер ответственности министерств и ведомств, что видно по их представительству в разных комитетах ЕЭК, весьма желательным было бы создание единого центра координации по вопросам ЕАЭС в рамках каждого органа государственной власти, функционал которого пересекается со сферой компетенции Союза.
В Киргизии структурные подразделения по тематике евразийской интеграции были созданы в пяти министерствах, помимо МИД КР — это Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР, Министерство экономики КР и Министерство юстиции КР. В Министерстве финансов КР функционирует блок из структурных подразделений по координации внешней помощи и обслуживанию долга. Кроме того, специализированные управления и отделы были сформированы в четырех ведомствах, занимающихся вопросами антимонопольного регулирования, информационных технологий и связи, сбором налогов, регулированием промышленности, энергетики и недропользования и в Государственной регистрационной службе при Правительстве КР.
Исходя из данных официальных сайтов органов исполнительной власти РА, можно сделать вывод, что Армения является единственной страной, где в последние годы проявилась тенденция на расформирование органов со специализацией по ЕАЭС. Так, в 2018 г. было упразднено Министерство экономической интеграции и реформ РА, созданное в 2014 г.4 В Аппарате Премьер-министра Республики Армения ранее существовал Департамент международной экономической интеграции, однако в текущей организационной структуре Аппарата Премьер-министра страны подразделение с таким названием не значится [8]. Кроме МИД РА, единственным Министерством, где существует структурное подразделение со специализацией по ЕАЭС является Министерство экономики РА5.
Отсутствие профильных структурных подразделений по тематике ЕАЭС, кроме МИД РБ и Министерства экономики РБ, объясняется скорее всего, во-первых, стабильностью всей структуры Совета Министров РБ по сравнению с регулярно происходящими изменениями в институциональной структуре правительств других государств-членов Союза. Это также отражается и на более четком разграничении полномочий между министерствами и ведомствами, выраженном в их менее частом представительстве в различных консультативных комитетах ЕЭК. Во-вторых, Белоруссия с 1997 г. находится в Союзном государстве с Россией, и, соответственно, интеграционная тематика была аппаратом глубоко проработана еще с конца 1990-х гг.6
Краткие выводы. 1. Создание ЕАЭС напрямую затронуло функционал большинства министерств государств-членов ЕАЭС (77%федеральных министерств в России, двух третей министерств — в Армении, 63% — в Белоруссии, 82% — в Казахстане, и 75% министерств — в Киргизии).
2. Интенсивность взаимодействия с ЕЭК, выраженная в количестве представительств министерства или ведомства в 22-х консультативных комитетах ЕЭК, зависит от распределения функций между органами исполнительной власти внутри правительств стран-участниц Союза, которое, в свою очередь, во многом зависит от формы государственного правления и баланса интересов национальных элит. Для всех пяти республик лидером по числу представительств в комитетах является профильное министерство экономики (в Казахстане в 2019 г. было создано специализированное Министерство торговли и интеграции), которое по факту выполняет роль координатора по вопросам ЕАЭС.
3. Наиболее четко разделенным является функционал министерств и ведомств в Армении и Белоруссии, тогда как в России сферы компетенции федеральных органов государственной власти в значительной степени пересекаются. Так, шесть федеральных министерств и ведомств имеют представительство в 5-ти комитетах и более, тогда как в Киргизии таких органов государственной власти — 5, в Казахстане и Белоруссии — 4, а в Армении — 3.
4. На настоящий момент Казахстан является единственным государством, где действует профильное министерство по вопросам интеграции. Армения является единственной страной-участницей Союза, где за последние годы органы госвласти со специализацией на интеграционных вопросах были расформированы: Министерство экономической интеграции и реформ РА было упразднено в 2018 г., а в новой структуре Аппарата Премьер-министра Республики не оказалось Департамента международной экономической интеграции.
5. Во всех странах, кроме Казахстана, где имеется специализированное министерство, в министерствах экономики существуют профильные департаменты по вопросам евразийской интеграции. В Белоруссии отсутствие профильных структурных подразделений по тематике ЕАЭС (кроме МИД РБ и Министерства экономики РБ) объясняется скорее всего стабильностью всей структуры Совета Министров РБ и ведением аппаратом интеграционной повестки в рамках Союзного Государства России и Белоруссии еще с конца 1990-х гг. Наоборот, в отношении России и Киргизии наблюдается значительная корреляция между наличием структурных подразделений с функционалом по ЕАЭС и интенсивностью взаимодействия министерств и ведомств с ЕЭК. Однако, для Российской Федерации было бы желательным более активно задействовать потенциал единого центра координации по вопросам ЕАЭС в рамках органов государственной власти, функционал которых пересекается со сферой компетенции Союза.
Таблица 1
Структура и количественный состав органов исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза | Армения | Белоруссия | Казахстан | Киргизия | Россия |
---|
Форма правления | парламентская республика | президентская республика | президентская республика | парламентско-президентская республика | президентско-парламентская республика | Глава государства | Президент А.В. Саркисян (с 09.04.2018) | Президент
А.Г. Лукашенко
(с 20.07.1994) | Президент
К.-Ж.К. Токаев
(с 20.03.2019) | Президент
С.Ш. Жээнбеков
(с 24.11.2017) | Президент В.В. Путин (с 31.12.1999 по 07.05.2008 и с 07.05.2012) | Срок полномочий главы государства | 7 лет | 5 лет | 5 лет | 6 лет | 6 лет | Следующие выборы президента | 2025 | 2020 | 2024 | 2023 | 2024 | Председатель Правительства /Премьер-министр | Н.В. Пашинян
(с 08.05.2018 г.,
и.о. с 16.10.2018
по 14.01.2019) | С.Н. Румас
(с 18.08.2018) | А.У. Мамин
(с 25.02.2019) | М.Д. Абылгазиев
(с 20.04.2018) | Д.А. Медведев
(с 08.05.2012) | Следующие парламентские выборы | 2023 | 2019 | 2021 | 2020 | 2021 | Количество министерств (их подчинение) | 12
(Правительству) | 24
(Совет министров подотчетен Президенту) | 16
(Правительству, которое ответственно перед Президентом и Парламентом) | 12
(Правительству (кроме силового блока, назначаемого Президентом) которое подотчетно Парламенту) | 22
(5 — Президенту,
17 — Правительству) | Количество ведомств, подчиненных президенту | — | — | 7 | — | 9 | Количество ведомств, подчиненных премьер-министру | 3 | — | — | — | — | Количество ведомств, подчиненных правительству | 11 | 7
(входят в Совет министров) | — | 30 | 7 | Количество ведомств, подчиненных министерствам | 19** | 2 | 47 | 1 | 34 | Автономные ведомства*/ социальные фонды | 5 / 1 | 1 / 0 | 0 / 3 | — | 0 / 3 | Функция мегарегулятора у центробанка | Да
(с 2008 г.) | Нет | Да
(с 2011 г.) | Нет | Да
(с 2013 г.) | * не включая центральную избирательную комиссию и прокуратуру.
** информация на русском языке по Министерству образования, науки, культуры и спорта, Министерству труда и социальных вопросов РА на официальных сайтах указанных министерств отсутствует.
Источник: составлено автором по: [2, 3, 4, 5, 6, 15, 19, 20, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 34], а также по официальным сайтам 31-го министерства и ведомства Армении, 32-х министерств и ведомств Белоруссии, 19-ти министерств и ведомств Казахстана, 42-х министерств и ведомств Киргизии, 38-ми министерств и ведомств Российской Федерации.
Таблица 2
Количество комитетов Евразийской экономической комиссии, в состав которых входят представители министерств и ведомств государств-членов Евразийского экономического союза*Армения | Мин-во экономики — 9;
→ Агентство интеллектуальной собственности — 1;
Мин-во финансов — 6;
Мин-во территориального управления и инфраструктур — 5**;
Комитет государственных доходов — 4;
Инспекционный орган продовольственной безопасности — 4**;
Центральный банк — 3;
Мин-во здравоохранения — 3;
Комиссия по регулированию общественных услуг — 3;
Мин-во высокотехнологичной промышленности — 2**;
Мин-во образования, науки, культуры и спорта — 2**;
Служба национальной безопасности — 2; | Государственная комиссия по защите экономической конкуренции — 2;
Мин-во труда и социальных вопросов — 1;
→ Государственное агентство занятости — 1;
Мин-во иностранных дел — 1
Полиция — 1
Инспекционный орган здравоохранения и труда — 1
Государственный совет по статистике — 1.
Также:
— Аппарат Премьер-министра — 5;
— Аппарат Правительства — 1. |
---|
Бело-
руссия | Мин-во экономики –10;
Мин-во антимонопольного регулирования и торговли — 6;
Мин-во финансов — 5;
Государственный таможенный комитет — 5;
Мин-во иностранных дел — 4;
Мин-во промышленности — 4;
Мин-во сельского хозяйства и продовольствия — 4;
→ Госучреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Республики Беларусь» Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 2;
→ Госучреждение «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте» Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 1;
Мин-во транспорта и коммуникаций — 4;
→ Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций — 1; | Национальный банк — 3;
Мин-во энергетики –3;
Государственный комитет по стандартизации — 3;
Мин-во внутренних дел — 2;
Мин-во здравоохранения — 2;
Мин-во труда и социальной защиты — 2;
→ Фонд социальной защиты населения Мин-ва труда и социальной защиты — 1;
Мин-во связи и информатизации — 2;
Государственный пограничный комитет — 2;
Мин-во архитектуры и строительства — 1;
Мин-во образования — 1;
Мин-во по налогам и сборам — 1;
Государственный комитет по науке и технологиям — 1;
Национальный статистический комитет — 1. |
---|
Казахстан | Мин-во национальной экономики — 19;
→ Комитет по статистике — 2;
Мин-во индустрии и инфра-структурного развития — 10***;
→ Комитет гражданской авиации — 2;
→ Комитет транспорта — 2;
→ Комитет технического регулирования и метрологии — 1
Мин-во финансов — 8;
→ Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей — 5;
→ Комитет государственных доходов — 2;
Национальный банк — 4;
Мин-во энергетики — 4;
Мин-во сельского хозяйства — 3;
→ Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе — 2;
→ Комитет ветеринарного контроля и надзора — 2;
→ Комитет ветеринарного надзора и контроля — 1;
Мин-во труда и социальной защиты населения — 3;
→ Комитет труда, социальной защиты и миграции — 1;
Мин-во образования и науки — 2;
→ Комитет по контролю в сфере образования и науки — 1;
Мин-во юстиции — 2; | Мин-во здравоохранения — 1;
→ Комитет охраны общественного здоровья — 2;
→ Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг — 1;
→ Комитет фармации — 1;
Мин-во внутренних дел — 1;
→ Комитет миграционной службы — 1;
Мин-во иностранных дел — 1;
Мин-во обороны — 1;
Мин-во цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности — 1****;
Фонд социального медицинского страхования — 1;
Единый накопительный пенсионный фонд — 1
Государственный фонд социального страхования — 1
→ Пограничная служба Комитета национальной безопасности — 1;
→ Комитет по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта — 1.
Также:
— Комитет по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК — 1
— Казахстанский институт стандартизации и сертификации — 1;
— Казахстанский институт метрологии — 1. |
---|
Киргизия | Мин-во экономики — 15;
Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования — 7;
Мин-во сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации– 6;
Мин-во транспорта и дорог — 6;
→ Государственное агентство автомобильного и водного транспорта — 2;
→ Агентство гражданской авиации — 2;
Мин-во здравоохранения — 5;
Госагентство антимонопольного регулирования при Прав-ве КР — 5;
Мин-во финансов — 4;
Гос.таможенная служба при Прав-ве КР — 4;
Национальный банк — 3;
Мин-во труда и социального развития — 3;
Государственная служба миграции при Прав-ве КР — 3;
Мин-во иностранных дел — 2;
Социальный фонд КР — 2;
Госкомитет информа-ционных технологий и связи при Прав-ве КР — 2;
Госагентство по регулированию топливно-энергетического комплекса при Прав-ве КР — 2;
Гос. пограничная служба при Прав-ве КР — 2;
Гос. регистрационная служба при Прав-ве КР — 2; | Гос. служба по борьбе с экономическими преступлениями при Прав-ве КР — 2;
Гос. служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Прав-ве КР — 2;
Госинспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Прав-ве КР — 2;
Госинспекция по экологической и технической безопасности при Прав-ве КР — 2;
Мин-во внутренних дел — 1;
Мин-во образования — 1;
Мин-во чрезвычайных ситуаций — 1;
Фонд обязательного мед. страхования при Прав-ве КР — 1;
Госкомитет национальной безопасности — 1;
Национальный статистический комитет — 1;
Госагентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства — 1;
Гос. налоговая служба при Прав-ве КР — 1;
Гос. служба интеллектуаль-ной собственности и инно-ваций при Прав-ве КР — 1;
Гос. служба финансовой разведки при Прав-ве КР — 1;
Госинспекция по ветеринар-ной и фитосанитарной безопасности при Прав-ве КР– 1.
Также:
Центр по стандартизации и метрологии и Кыргызский центр аккредитации при Мин-ве экономики — по 1. |
---|
Россия | Мин-во экономического развития — 18;
→ Фед. служба по аккредитации — 2;
→ Фед. служба по интеллектуальной собственности — 2;
→ Фед. служба государственной статистики– 1;
Фед. антимонопольная служба — 10;
Мин-во финансов — 7;
→ Фед. таможеная служба — 8;
→ Фед. казначейство — 1;
→ Фед. служба по регулированию алкогольного рынка — 1
→ Фед. налоговая служба — 1;
Мин-во промышленности и торговли — 6;
→ Фед. агентство по техническому регулированию и метрологии — 2;
Мин-во сельского хозяйства — 5;
→ Фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору — 4;
Мин-во здравоохранения — 4;
→ Фед. служба по надзору в сфере здравоохранения — 1;
Мин-во энергетики — 4;
Мин-во транспорта — 3;
→ Фед. служба по надзору в сфере транспорта — 1;
→ Фед. дорожное агентство — 2;
→ Фед. агентство железнодорожного транспорта — 1; | Центральный банк — 3;
Мин-во внутренних дел — 3;
Мин-во иностранных дел — 3;
Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — 3;
Мин-во цифрового развития, связи и массовых коммуникаций — 2;
Мин-во строительства и жилищно-коммунального хозяйства — 2;
Министерство труда и социальной защиты — 2;
Пограничная служба Фед. службы безопасности — 2;
Мин-во обороны — 1;
→ Фед. служба по техническому и экспортному контролю России — 2;
Мин-во культуры — 1;
Мин-во науки и высшего образования — 1;
Мин-во РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — 1;
Мин-во юстиции — 1;
Фед. служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — 1;
Пенсионный фонд — 1;
Фед. фонд обязательного медицинского страхования — 1;
Фонд социального страхования — 1. |
---|
* курсивом выделены агентства и службы, подведомственные министерствам (количество комитетов, в которых представлены указанные ведомства не включено в число комитетов, в которых представлены министерства).
** данные включают представительство реорганизованных/упраздненных министерств и ведомств: по Министерству территориального управления и инфраструктур РА –бывшего Министерства территориального управления и развития РА — 2 комитета, Министерства транспорта, связи и информационных технологий РА — 1 комитет, Министерства энергетических инфраструктур и природных ресурсов РА — 2 комитета; по Инспекционному органу продовольственной безопасности РА –бывшей Государственной службы безопасности пищевых продуктов — 1 комитет и Инспекционного органа по безопасности пищевых продуктов — 3 комитета; по Министерству высокотехнологичной промышленности РА –бывшего Министерства транспорта, связи и информационных технологий РА — 2 комитета; по Министерству образования, науки, культуры и спорта РА –бывшего Министерства образования и науки — 2 комитета.
*** данные включают представительство реорганизованных/упраздненных министерств и ведомств: по Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК — бывшего Министерства по инвестициям и развитию — 5 комитетов; по Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК — бывшего Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию — 1 комитет.
Источник: составлено автором на основе данных [16].
Таблица 3
Наличие министерств и структурных подразделений по делам ЕАЭС в структуре министерств и ведомств государств-членов Союза (по состоянию на сентябрь 2019 г.)* | Наличие Министерства по делам ЕАЭС/интеграции | Наличие специализированного структурного подразделения по делам ЕАЭС в министерствах | Наличие структурного подразделения по делам ЕАЭС в ведомствах, подчиненных правительству страны |
---|
Армения* | Нет | — МИД РА — Деп-т Евразийского региона, Отдел ЕАЭС;
— Мин-во экономики РА– Деп-т ЕАЭС и внешней торговли, | — | Бело-
руссия | Нет | — МИД РБ — Упр-е России и Союзного государства; Упр-е регионов России; Упр-е СНГ и Евразийского экономического сообщества; Упр-е двусторонних отношений со странами СНГ;
— Мин-во финансов РБ — Гл. упр-е международных финансовых отношений;
— Мин-во экономики РБ — Гл. упр-е экономической интеграции. | — Гос. комитет по науке и технологиям РБ– Сектор научно-технической и инновационной политики со странами СНГ. | Казахстан | Есть — Мин-во торговли и интеграции РК | — МИД РК — Деп-т СНГ; Деп-т евразийской интеграции; управление ШОС;
— Мин-во труда и социальной защиты населения РК — Деп-т международного сотрудничества и интеграции;
— Мин-во энергетики РК — Деп-т международного сотрудничества и экономических интеграционных процессов;
— Мин-во юстиции РК — Деп-т экспертизы проектов по международной экономической интеграции. | — | Киргизия | Нет | — МИД КР — Деп-т интеграционных объединений;
— Мин-во сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР — Отдел по работе с ЕАЭС;
— Мин-во финансов КР –Блок по координации внешней помощи и обслуживанию долга;
— Мин-во экономики КР — Упр-е координации ЕАЭС;
— Мин-во юстиции КР — сектор по работе с ЕАЭС в Упр-нии международного сотрудничества; | — Гос. агентство антимонопольного регулирования при Прав-ве КР — Отдел анализа конкурентной среды и взаимодействия с ЕЭК;
— Гос. комитет информационных технологий и связи КР — Упр-е по реализации проектов ИКТ и по вопросам ЕАЭС;
— Гос. комитет промышленности, энергетики и недропользования КР — Сектор по работе с ЕАЭС Упр-я машиностроения, металлургии и стройматериалов;
— Гос. налоговая служба при Прав-ве КР–Отдел взаимодействия сЕАЭС Управления контроля закосвенныминалогами;
— Гос. регистрационная служба при Прав-ве КР — Сектор стратегического развития и интеграционных процессов. | Россия** | Нет | — МИД РФ — Первый, Второй, Третий и Четвертый департаменты стран СНГ;
— Мин-во культуры РФ — Отдел СНГ и работы с соотечественниками Деп-та регионального развития и приоритетных проектов;
— Мин-во промышленности и торговли РФ — Отдел евразийской интеграции Департамента стран Европы, Северной Америки, СНГ и многостороннего экономического сотрудничества;
— Мин-во сельского хозяйства РФ– Отдел СНГ и ЕАЭС Деп-та международного сотрудничества;
— Мин-во транспорта РФ– Отдел международных организаций, транспортной политики и регионального сотрудничества и Отдел межправительственных комиссий и стран СНГ Деп-та международного сотрудничества;
— Мин-во финансов РФ — Отдел в Деп-те международных финансовых отношений;
— Мин-во экономического развития РФ — Деп-т евразийской интеграции и стран СНГ и Департамент развития интеграционных проектов;
— Мин-во энергетики РФ — Отдел стран СНГ деп-та международного сотрудничества | — Фед. антимонопольная служба– Отдел экономической интеграции со странами СНГ Управления международного экономического сотрудничества;
— Фед. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека–Отдел международной интеграции и взаимодействия с ВТО и ОЭСР Управления научного обеспечения и международной деятельности. | * по Министерству образования, науки, культуры и спорта РА и по Статистическому комитету РА — нет данных; у официального сайта Министерства труда и социальных вопросов РА, Инспекционного органа градостроительства, технической и пожарной безопасности РА, Инспекционного органа образования РА, Инспекционного органа по надзору за рынком РА, Инспекционного органа по охране природы и недрам РА, Комитета кадастра РА, Комитета по градостроительству РА, Комитета ядерной безопасности РА отсутствует версия сайта на русском языке; у Инспекционного органа здравоохранения и труда РА отсутствует сайт.
** информация о структуре Министерства природных ресурсов и экологии РФ на официальном сайте отсутствует.
Источник: составлено автором по данным официальных сайтов 26 министерств и ведомств Армении, 31 министерства и ведомства Белоруссии, 16 министерств Казахстана, 42 министерств и ведомств Киргизии, 29 министерств и ведомств Российской Федерации. |
| |
|
|