| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Мишура Э. Д. аспирант кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета Степанова С. А. заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье рассматривается понятие и сущность «безбарьерная среда», уточняется понятие «барьер», понятие конкурентоспособности гостиничного предприятия и исследуются влияющие на это факторы. Выявлено значение безбарьерной среды в повышении конкурентоспособности гостиничного предприятия. Исследованы и проанализированы статистические данные относительно количества маломобильных людей в России и их возможностей для совершения туристических поездок | Ключевые слова: безбарьерная среда, конкурентоспособность, гостиничное предприятие, инвалиды, маломобильные люди, люди с ограниченными возможностями | ББК У27(2)224 Стр: 274 - 278 | Для того, чтобы оценить роль и место безбарьерной среды в повышении конкурентоспособности гостиничного предприятия, в первую очередь необходимо понять, какие барьеры создают трудности для маломобильных людей. Барьеры — это те факторы, с которыми сталкиваются маломобильные люди в своей повседневной жизни и которые затрудняют их участие в жизни общества. В соответствии с «Всемирным докладом об инвалидности» Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие барьеры [5]:
1. неадекватные меры политики и стандарты;
2. негативное отношение;
3. недостаток услуг;
4. проблемы с предоставлением услуг;
5. недостаточное финансирование программ по созданию безбарьерной среды;
6. отсутствие доступной инфраструктуры;
7. неадекватные информация и коммуникация;
8. отсутствие консультирования и включенности в общественную жизнь.
Барьеры делают окружающую среду для маломобильных людей небезопасной и сложной в использовании. Но что еще более важно, барьеры приводят к тому, что большое количество возможностей для маломобильных людей становятся недоступными, лишая их шансов участвовать в различных сферах жизни: экономической, социальной, культурной и многих других видов деятельности. Эта потеря возможностей является не только потерей для заинтересованного лица, но и потерей общества. Проще говоря, барьер создает исключение среди людей, и его устранение необходимо для обеспечения интеграции и участия всех в жизни общества.
На сегодняшний день легального определения безбарьерной среды в нормативных актах не зафиксировано. Некоторые субъекты Российской Федерации принимают собственные региональные законы для обеспечения беспрепятственного функционирования маломобильных людей в обществе.
Например, в Нижегородской области в 2009 году был принят закон № 21-З «О безбарьерной среде для маломобильных групп населения на территории Нижегородской области», который дает понятие о безбарьерной среде.
Безбарьерная среда — совокупность условий, позволяющих осуществлять жизненные потребности маломобильных групп населения, в том числе обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услугам связи, транспорта и другим, а также создание комплекса воспитательных, образовательных и иных мер, направленных на интеграцию маломобильных граждан в общество [1].
Таким образом, можно cоказать, что безбарьерная среда — это пространство, которое обеспечивает свободное и безопасное движение, функционирование и доступ для всех, независимо от возраста или состояния. Это пространство или набор услуг, к которым могут получить доступ все, без препятствий, с достоинством и с максимально возможной независимостью.
Путешествия — одна из тех сфер жизни человека, которая помогает, как получить новые эмоции и впечатления, так и участвует в ведении деловых вопросов в жизни человека. Соответственно, путешествия должны быть доступны всем людям без исключений.
Все больше гостиничных предприятий стремятся создать безбарьерную среду для маломобильных людей. Существуют нормативно-правовые документы, регламентирующие ее создание. Такие нормативные акты, как Федеральный закон от 25 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свод правил «Доступность зданий и сооружений для мало мобильных групп населения» дают четкое разъяснение минимальных требований к оборудованию гостиничных предприятий.
Данные акты дают рекомендации относительно размеров помещений, покрытий поверхностей, лестниц, пандусов, количества специально оборудованных номеров и парковочных мест и прочих технологических аспектов. Однако, в данных актах не говорится ни об инновационных технологиях, которые дадут гостям больше возможностей для получения впечатлений, ни о персонале, который сможет внимательно отнестись к гостю и понять все его потребности.
На гостиничном предприятии безбарьерная среда включает в себя такие компоненты как: здания, подъездные пути, комфортный трансфер, комфортное проживание и питание в ресторане, специально подготовленный персонал, инновационные технологии для комфортного пребывания гостей и коммуникации с ними, различные дополнительные услуги.
На первый взгляд может показаться, что только для инвалидов барьеры становятся серьезным препятствием. Однако, необходимо понимать, что каждый человек в определенном возрасте сталкивается с трудностями передвижения. К ним относятся:
1. пользователи инвалидных колясок;
2. люди с ограниченной ходьбой /двигательные способности;
3. люди с нарушениями зрения или слабовидящие;
4. люди с нарушением слуха;
5. маленький ребенок;
6. пожилой человек;
7. беременная женщина;
8. временно нетрудоспособный.
Гостиничные предприятия, которые нацелены на данный сегмент рынка, стараются создать у себя наиболее комфортные условия для размещения маломобильных людей. С целью привлечь больше гостей из данного сегмента, гостиничные предприятия внедряют более усовершенствованные технологии, а также разрабатывают стратегии развития предприятия в условиях безбарьерной среды.
Так как индустрия гостеприимства одна из наиболее развивающихся отраслей экономики, то с каждым днем конкуренция на рынке гостиничных услуг растет. Следовательно, если гостиничное предприятие намеревается занять достойную конкурентную позицию в выбранном сегменте рынка, необходимо тщательно подходить к исследованию факторов, влияющих на конкурентоспособность. На сегодняшний день понятие «конкурентоспособность» отражено в трудах многих ученых, в том числе у С. Светунькова, Р. Фатхутдинова, З. Васильевой, Е. Мазиликоной, Т. Паничкиной и т.д.
Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. считают, что конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции [6].
Таким образом, конкурентоспособность можно описать как возможность предприятия соответствовать потребностям потребителей, а также способность отличаться от конкурентов по определённым критериям в зависимости от выбранного сегмента рынка и стратегии позиционирования.
Гостиничные предприятия, которые нацелены создавать безбарьерную среду, развивают себя как социально-ориентированный бизнес, тем самым повышая собственную конкурентоспособность на рынке. Данное гостиничное предприятие улучшит и наполнит жизнь маломобильных людей, за счет чего оно сможет привлечь больше гостей данного сегмента. Как следствие его конкурентоспособность на рынке возрастет.
Конкурентоспособность гостиничного предприятия является сложной характеристикой, которая включает в себя большое количество взаимосвязанных факторов. Для достижения конкурентоспособности предприятия необходимо понимать, какие факторы оказывают на нее влияние.
Факторы конкурентоспособности — это рычаги, которые являются ключевыми и оказывают влияние на продвижение товара или услуги на определённом рынке. Все факторы можно разделить на две группы: внешние и внутренние, которые представлены на рисунке 1 [8].
Для того, чтобы понимать, как гостиничное предприятие будет функционировать в условиях создания/развития безбарьерной среды, необходимо рассмотреть данную среду с учетом факторов, проиллюстрированных на рис.1. | | | Рис.1. Факторы конкурентоспособности предприятия | 1. Внешние факторы — это те, на которые нельзя повлиять, но необходимо учитывать в деятельности гостиничного предприятия.
● Политическая и экономическая ситуация в стране, также как и государственное регулирование напрямую влияет на деятельность предприятия. В своей деятельности гостиничное предприятие может только учитывать особенность ситуации и, отталкиваясь от них, создавать социально-ориентированный бизнес, который сможет принести как пользу в жизнь маломобильных людей, так и возможность развития для гостиничного предприятия.
● Инфраструктура часто должна приниматься как данность. Не всегда есть возможность изменить местоположение гостиницы, однако, можно извлечь максимальную пользу из этого. Учитывая свое местоположение, гостиничное предприятие может разработать эффективную экскурсионную программу и улучшить трансфер. Для улучшения организации трансфера для маломобильных людей, является целесообразным разработать приложения для мобильных телефонов, чтобы гостей было легче встречать и они чувствовали себя в безопасности. Таким образом, люди с ограниченными возможностями не будут беспокоиться о том, как добраться до гостиницы и куда-либо из нее.
● Характеристика рынка самый важный внешний фактор, который оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия. С его помощью руководство гостиничного предприятия будет иметь возможность выстроить стратегию ценообразования и позиционирования. Анализ конкурентов поможет выявить, насколько другие гостиничные предприятия продвинулись в создании безбарьерной среды и, таким образом, можно определить вектор дальнейшего развития. Если грамотно управлять данным фактором, то анализ конкурентов и партнеров поможет достичь поставленных целей.
2. Внутренние факторы — это то, на что можно и необходимо влиять для выполнения определённых задач.
● Маркетинговая стратегия позволяет предприятию привлечь необходимый сегмент рынка и проработать недостатки предприятия. В условиях создания безбарьерной среды, гостиничному предприятию необходимо разработать такую стратегию продвижения гостиничного продукта, которая будет отвечать определенным параметрам в работе с маломобильными гостями. Данная стратегия должна точно определить потребности маломобильных людей и предложить им именно то, в чем они нуждаются. Кроме того, необходимо определить наиболее эффективные каналы сбыта.
● Кадры — это лицо гостиницы. Персонал напрямую контактирует с гостями, а значит и напрямую влияет на конкурентоспособность. Компетентный персонал способен конкурировать со многими другими факторами. Для качественного обслуживания маломобильных людей, персонал должен обладать особыми навыками, которые помогут реализовать все потребности данного гостя. Следовательно, имея хорошо организованную программу обучения, гостиничное предприятие сможет повысить свою конкурентоспособность.
● Цена зависит от выбранного сегмента и от того насколько предприятие имеет хороший имидж. Гостиничное предприятие может использовать различные стратегии ценообразования, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. За счет пониженных цен для данного сегмента гостиница может повышать загрузку в периоды сезонной неравномерности. Однако, независимо от того, какой будет цена, качество должно оставаться на высоком уровне.
● Качество немаловажный фактор. При его отсутствии, даже низкая цена не даст возможности предприятию конкурировать на рынке, особенно в условиях создания безбарьерной среды. Для маломобильных людей качество всегда стоит на первом месте. Комфорт превыше всего.
● Технологии позволяют предложить потребителю широкий и доступный спектр различных услуг. Они помогают автоматизировать процесс и сделать пребывание гостя комфортнее в гостинице. Кроме того, при создании безбарьерной среды, технологии помогают гостиничному предприятию опережать конкурентов. С помощью технологий данным гостям будут доступны все виды услуг, предоставляемых гостиницей.
● Инновационная деятельность помогает предприятию развиваться во всех аспектах по сравнению с конкурентами: технологических, организационно-управленческих, экономических, маркетинговых, социальных, экологических, информационных и т.д.
В большей мере безбарьерная среда относится к социальному виду инноваций, как способ организации комфортного пребывания маломобильных людей в гостинице.
Существует распространенное мнение о том, что выполнение минимальных требований нормативно-правовых документов для получения соответствующего разрешения — это все, что необходимо для того, чтобы сделать окружающую среду для маломобильных людей безбарьерной. Необходимо понимать, что барьеры движутся далеко за пределы минимальных требований и много других немаловажных аспектов имеют место быть. Безбарьерная среда — это не вопрос выбора, она является основным правом всех членов общества. Обеспечение доступа является основной социальной необходимостью, приносящей пользу всем.
Согласно статистике приведенной в «Докладе о глобальном бремени болезней» Всемирной организации здравоохранения около 19% людей всего мира живут с официально подтвержденной инвалидностью. С каждым годом число инвалидов по всему миру увеличивается в соответствии с увеличением числа людей на Земле (рис.2) [13]. | | | Рис. 2. История населения Земли (1951–2019) | Подобная статистика говорит о том, что необходимо создавать комфортные условия для их жизни и интеграции в общество.
Что касается России, то число людей с ограниченными возможностями росло до 2012 года. Затем тенденция изменилась и в течение последних лет число маломобильных людей сократилось и продолжает сокращаться. Данная статистика изображена на рисунке 3 [12]. По официальным заявлениям Министерства труда и здравоохранения это связано с естественным выбыванием людей пенсионного возраста.
Согласно статистике Пенсионного Фонда Российской Федерации большая часть людей с ограниченными возможностями приходится на возраст свыше 60 лет, что проиллюстрировано на рис. 4. | | | Рис. 3. Общая численность инвалидов в России (тыс. чел) | | | Рис. 4. Численность инвалидов по возрасту, 2016 г. | Однако в некоторых источниках сообщается, что численность инвалидов начала сокращаться в связи с изменениями в законодательстве в 2014 году. В 2014 году вступил в силу приказ Минтруда №664н, который предполагает введение бальной системы оценки заболевания и степени ограничения человека к жизнедеятельности. С этого момента прохождение медико-социальной экспертизы усложнилось. Кроме того, многих людей, имеющих инвалидность, стали ее лишать. Это связано с тем, что эксперты оценивают, насколько человек включен в социальную жизнь, может ли самостоятельно себя обслуживать, общаться с другими людьми и определяют эти способности индивидуально.
Несмотря на то, что на законодательном уровне становится все меньше официально зарегистрированных людей с ограниченными возможностями, людей, нуждающихся в безбарьерной среде не уменьшилось.
Согласно официальной статистике Росстата, за 2011–2016 гг. число людей с ограниченными возможностями, которые совершают туристические поездки, имеет тенденцию к росту. В связи с развитием туризма и гостиничной индустрии увеличивается поток гостей, в том числе и маломобильных. За 2016 год 14% людей с ограниченными возможностями совершили хотя бы одну туристическую поездку за год (рис.5). | | | Рис. 5. Количество маломобильных людей, совершивших туристическую поездку | Несмотря на то, что число маломобильных гостей с каждым годом увеличивается, число поездок недостаточно велико. Это связано с тем, что маломобильные люди сталкиваются с множеством барьеров во время путешествий.
На рис.6 проиллюстрирована статистика основных причин, которые препятствуют совершению тех или иных туристических поездок. Согласно данной статистике наиболее значимыми причинами являются нехватка средств на путешествие и состояние здоровья, а интерес к совершению поездок вырос на 11%.
В ходе проведения исследования, было выявлено, что подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями предпочитают быть полностью интегрированными в общество и жить полной жизнью [11]. В связи с этим в возрастных группах от 18 до 50 лет люди ведут более активную социальную жизнь и хотели бы путешествовать без препятствий. Несмотря на то, что количество людей в данных возрастных группах относительно невелико, фактически маломобильных людей гораздо больше, чем заявлено по официальным данным. В общем и целом маломобильные люди составляют немалую долю объема приезжающих гостей, так как на рис.5 видно, что 14% людей с ограниченными возможностями уже совершают поездки.
В соответствии с приведенной статистикой можно сказать, что число заинтересованных маломобильных людей в туризме растет, но возможности для совершения поездки отсутствуют. Основным препятствием, в первую очередь, является состояние здоровья, из которого также вытекают большие затраты на путешествие. К данным затратам можно отнести дополнительные услуги на сопровождающий персонал. Если бы гостиничные предприятия сформировали безбарьерную среду, то состояние здоровья не было бы больше препятствием, а также путешествия стали бы материально доступнее.
В связи с этим, необходимо разрабатывать и внедрять программы развития безбарьерной среды на гостиничном предприятии, что поможет увеличить поток маломобильных гостей. Следовательно, потребности людей с ограниченными возможностями в путешествиях могут быть удовлетворены, а гостиничное предприятие сможет развиваться в данном сегменте рынка.
Таким образом, можно сделать вывод, что безбарьерная среда играет немаловажную роль в функционировании предприятия, а также в повышении его конкурентоспособности. Гостиничные предприятия нуждаются в постоянном повышении конкурентоспособности продукции, увеличении объемов продаж в выбранном сегменте рынка за счет улучшения качества существующих или выпуска новых продуктов, отвечающих потребностям потребителей, на более высоком конкурентном уровне.
В соответствии с этим, если гостиничное предприятие создаст наиболее комфортную безбарьерную среду, оно сможет привлечь больше гостей в выбранном сегменте, сделать их путешествие незабываемым и, как следствие, повысить свою конкурентоспособность на рынке. | | | Рис. 6. Причины, препятствующие совершению поездки |
| |
|
|