| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Акимова О. Е. доцент кафедры мировой экономики и экономической теории
Волгоградского государственного технического университета,
кандидат экономических наук Волков С. К. декан факультета экономики и управления
Волгоградского государственного технического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье приводится анализ лучших мировых практик реализации концепции «умный город». Объектом исследования выступили такие города как Лондон, Барселона, Нью-Йорк, Копенгаген, Сингапур, Стокгольм и Сеул. На основе проведенного исследования были выявлены особенности внедрения и использования технологий «умного города» в хозяйственно-экономической практике зарубежных стран, которые могут быть полезны тем территориям, которые только планируют переход к новой «цифровой» модели развития | Ключевые слова: умный город, цифровые технологии, город, стратегия развития, качество жизни | ББК У5–94я431 У28(2)2я431 Стр: 259 - 263 | Развитие концепции «умных городов» находится в повестке обсуждения, как экспертного [6; 7; 13; 14], так и академического сообществ [1; 3; 9; 10; 11]. Развитие цифровых технологий, интеллектуальных систем сбора, обработки и хранения больших данных, а также рост мобильных устройств делает возможным внедрение новых технологий в процесс управления социально-экономическими процессами городов. Развитие концепции «умный город» — это не просто стремление официальных властей внедрить современные технологии в повседневную жизнь городов, это естественная необходимость по решению ключевых проблем и вызовов, которые стоят перед мегаполисами.
На сегодняшний день в мировой практике накопилось достаточно опыта реализации проектов по формированию «умного города», проанализировав которые можно выявить тенденции и особенности их реализации, что может быть полезным для тех городов и их руководителей, которые только планируют перейти к «умным» технологиям управления территориального развития.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей реализации концепции «умный город» в зарубежных странах на основе сравнительного и дескриптивного анализа. Объектом настоящего исследования выступают такие города как Лондон, Барселона, Нью-Йорк, Копенгаген, Сингапур, Стокгольм и Сеул. Выбор объекта исследования как бенчмарк развития концепции «умных городов» обусловлен их высокими позициями в различных международных рейтингах и уровнем развития цифровых технологий.
Лондон. Лондон один из первых европейских городов предпринял попытки перехода на «умные» технологии в процессе управления городскими процессами. Катализатором перехода к «умной» стратегии развития послужила необходимость более эффективного управления системой общественного транспорта в условиях проведения Олимпийских игр 2012. В 2013 году был создан Совет Умного Лондона (Smart London Board), в состав которого вошли ученые, общественные деятели и предприниматели, которым было поручено консультировать администрацию Большого Лондона по вопросам перехода к концепции «умного» города. Итогом деятельности Совета стала разработка плана «Умный Лондон», который был ориентирован на формирование цифровой инфраструктуры в целях устойчивого социально-экономического развития города и его жителей.
Одним из основных результатов реализации плана «Умный Лондон» является онлайн-платформа «Talk London» — сообщество, в котором любой житель Лондона может высказать свое мнение о важных проблемах города. Команда Talk London аккумулирует общественное мнение, чтобы помочь в принятии политических решений. На данный момент сообщество насчитывает 45967 участника, который оставили 13953 комментария по различным вопросам городского развития и приняли участие в 82967 онлайн-опросах, организованным на платформе [16]. Вовлечение граждан в процесс разработки и принятия решений является одним из стратегических приоритетов плана «Умный Лондон».
«Умные» технологии внедряются в различных сферах городского хозяйства Лондона: от ЖКХ до сферы культуры. В городе построено одно из самых энергоэффективных зданий в мире — офисный центр The Crystal, который использует возобновляемые источники энергии, в том числе функционирует система сбора дождевой воды и переработки сточных вод. Кроме того, в здании работает автоматическая система контроля освещения, что позволяет потреблять на 50% меньше энергии, чем обычные офисы, и выделять на 65% меньше углекислого газа [4].
Другим ярким примером реализации плана «Умный город» должен стать проект беспилотного транспортного средства, который будет курсировать на маршруте длинной 3 км в окрестностях развлекательного комплекса О2 на полуострове Гринвич в Юго-Восточном Лондоне. По плану первые коммерческие поездки шаттл совершит уже в 2019 году. Однако в шаттле будет присутствовать водитель, который должен будет остановить шаттл в случае непредвиденных ситуаций. Проект финансируется Министерством по делам бизнеса и транспорта Великобритании, которое выделило на эти цели 12,8 млн фунтов стерлингов консорциуму, в который входят компания FiveAI, занимающаяся исследованиями в области искусственного интеллекта, Direct Line, Оксфордский университет, корпорация Transport for London, управляющая столичной транспортной системой, и исследовательская компания Transport Research Laboratory [5].
Сегодня Лондон является технологической столицей Европы, на территории которого функционирует 46 тыс. технологических компаний, которые обеспечивают 240 тыс. рабочих мест, с общей капитализацией свыше 44 млрд долларов. В период с 2006 по 2016 год в цифровом секторе Лондона был зафиксирован рост занятости на 77% и увеличение числа предприятий в сфере цифровых технологий на 90%. Общий оборот технологических компаний достиг в 2016 году 56 млрд фунтов, увеличившись на 106% за пять лет. Лондон также является европейской столицей искусственного интеллекта: в городе более 750 компаний, ведущих деятельность в данной сфере. Такие компании как Deepmind (мировой лидер в области искусственного интеллекта) и Improbable (мировой лидер в технологиях виртуальной реальности) привлекли крупнейшие инвестиции в истории технологий Великобритании объемом в 502 млн фунтов [15].
Барселона. Администрацией города Барселона разработана и принята стратегия «Умный город», которая предусматривает целостный подход к процессу реализации различных проектов, внедряемых по всему городу, и использует цифровые технологии как универсальный инструмент для более эффективного управления городскими ресурсами и услугами. Основными целями данной Стратегии является устойчивое социально-экономическое развитие города и улучшение качества жизни местного населения.
Стратегия «Умный город» в настоящее время состоит из 122 проектов, объединенных в 22 программы, которые охватывают все сферы городского хозяйства, от уличного освещения, управления водными ресурсами и бытовыми отходами до высоких инноваций. В рамках Барселонской стратегии стоит подчеркнуть важность горизонтальных связей между городскими стейкхолдерами и открытых технологических решений и платформ. Данный подход помогает достичь цели уменьшения информационной асимметрии и повысить эффективность процесса принятия управленческих решений.
Municipal Institute of Informatics (IMI) разработал платформу Sentilo, позволяющую различным системам датчиков, установленным на объектах городской инфраструктуры, обмениваться данными [6, с. 65]. Раньше большинство решений городских проблем находились в «бункерах» [2], что делало город зависимым от конкретных технологий, продуктов или поставщиков услуг, которые решали конкретные проблемы изолированным способом, не делясь своими данными. Однако благодаря трансверсальным технологическим программам, таким как телекоммуникационная сеть или городская платформа, которые принадлежат городу, эту информацию можно собирать, обрабатывать и распространять обычным способом, упрощая обмен и управление городскими данными и услугами.
Частный бизнес является ключевым компонентом в Стратегии г. Барселоны, который активно сотрудничает с такими технологическими гигантами, как Cisco, Philips и Schneider, в применении цифровых технологий для решения городских задач. Многие из умных городских инициатив Барселоны нацелены на прямое расширение возможностей цифрового бизнеса или на создание технически компетентных работников.
В ходе реализации Стратегии «Умный город», администрация Барселоны стремится активно привлекать местных жителей к процессу разработки и принятия решений, а также получения необходимой информации, тем самым продвигая концепцию гражданских инноваций. С этой целью была развернута широкомасштабная информационная кампания, которая была призвана объяснить и разъяснить основные задачи, которые ставились перед Стратегией и включенными в нее проектами, а также то, как жители могут участвовать во многих из них.
Нью-Йорк. Нью-Йорк как и Барселона идет по пути формирования единой цифровой среды города, которая имеет целью развитие колаборации между стейкхолдерами на основе больших данных. Администрация Нью-Йорка запустила портал открытых городских данных — NYC Open Data. Он обеспечивает всем желающим доступ к информации, которую собирают агентства и департаменты города [6, с. 40]. Доступ к данным в режиме реального времени является дополнительным ресурсом для развития бизнеса и способствует повышению уровня лояльности горожан к официальным властям города.
В 2015 году мэр Нью-Йорка Билл де Блазио анонсировал комплексный план развития города — «One New York: The Plan for a Strong and Just City», который призван решить социальные, экономические и экологические проблемы, стоящие перед администрацией города и жителями Нью-Йорка. План состоит из четырех крупных блоков: экономика, социальная сфера, экология и вопросы устойчивого развития города (изменение климата, чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и т.д.). В общей сложности План предусматривает реализацию порядка ста инициатив по трансформации городских процессов. Особое внимание уделяется использованию современных технологий.
В рамках реализации Плана развития города, идет внедрение интеллектуальных световых решений в зданиях. Ежегодно город тратит около 600 млн долл. на электроэнергию для своих агентств и государственных учреждений. С целью сократить расходы на электроэнергию и уменьшить объем выбросов парниковых газов, Департамент общегородских административных служб (Department of Citywide Administrative Services) инициировал инновационную программу по выявлению и финансированию экономически эффективных проектов по энергосбережению в городских учреждениях. На сегодняшний день в рамках программы «Ускоренное сохранение и эффективность» (Accelerated Conservation and Efficiency) было реализовано более 110 проектов по энергосбережению в 18 городских агентствах на сумму почти 291 млн долл. Программа «Ускоренное сохранение и эффективность» в партнерстве с городскими агентствами стимулировала проекты по повышению энергоэффективности в более чем 600 зданиях. Все совместные проекты, по оценкам, экономят городу 43 млн долл. в год [12].
Транспорт — еще одна сфера жизни города, которая активно модернизируется с использованием цифровых технологий и «умных» решений. Нью-Йорк — это 6 000 миль улиц, на которых ежедневно функционирует более 5000 общественных автобусов, 13000 такси, 60000 автомобилей и миллионы пассажиров. Чтобы облегчить заторы, создаваемые этими транспортными средствами, департамент транспорта (Department of Transportation) создало технологическую систему управления трафиком «Midtown in Motion», которая использует информацию о трафике в реальном времени из различных источников для мониторинга и реагирования на различные условия движения. Система включает в себя микроволновые датчики, дорожные видеокамеры и цифровые считыватели для сбора информации о транспортных потоках.
Нью-Йорк стремится расширять двустороннюю цифровую связь и взаимодействие с общественностью, используя такие инструменты, как nyc.gov, а также негосударственные платформы, такие как мобильное приложение «311» — единый городской портал для предоставления городских услуг. Приложение «311» позволяет жителям Нью-Йорка напрямую отправлять запросы и жалобы на деятельность различных служб городского хозяйства. Когда пользователь вводит запрос или жалобу, он помечается своим местоположением GPS, кроме того, можно внести дополнительную информацию в виде фото или видео. Затем эта информация передается в базу данных 311, а затем направляется в соответствующее агентство для принятия мер. За последние несколько лет популярность приложения выросла в геометрической прогрессии — число загрузок в месяц в среднем составляет 13000, а доля запросов, сделанных через приложение, выросла с 8% до более 15% от общего числа запросов за последний год [12].
Российские аналоги «Активный гражданин» и «Добродел» функционируют по тому же принципу.
Копенгаген. В 2017 году Копенгаген, по данным исследования шведской компании Easypark, был признан самым технологически развитым городом мира. Оценка проводилась по широкому спектру показателей: от устойчивой и разветвленной сети доступа к Wi-Fi до уровня политической активности населения.
Власти датской столицы активно занимаются внедрением умных технологий для решения экологических проблем. Декларируется цель сделать Копенгаген к 2025 году углеродно-нейтральным городом, то есть способствовать переходу предприятий на экологически чистые технологии. С этой целью в 2009 году был запущен государственно-частный проект Copenhagen Cleantech Cluster, который был направлен на обеспечение условий для «умного» городского развития, стимулирование инноваций и сотрудничества между датскими фирмами в области чистых технологий и научными институтами. Общее видение проекта состояло в том, чтобы превратить Регион Зеландия и Столичный регион Дании в один из ведущих мировых кластеров чистых технологий. В результате целенаправленных усилий проект обеспечил создание 1096 рабочих мест, способствовал появлению 126 новых предприятий и расширению партнерских отношений между стейкходерами городского развития.
Копенгаген, в плане развития стратегии «Умный город», представляет собой лабораторию под открытым небом. Администрация города не боится экспериментировать над реализуемыми проектами, некоторые из которых являются весьма амбициозными.
Сингапур. Сингапур является одним из примеров комплексной реализации стратегии «Умный город». В силу своих географических размеров и благоприятной институциональной экосистеме, город-государство активно внедряет инновационные технологии во все сферы городского хозяйства. Стратегия «Умный город» базируется на, принятой в 2014 году, программе городского развития «Умная нация», которая имеет своей целью повышение качества жизни населения [8].
Для обеспечения системного внедрения цифровых и интеллектуальных технологий в Сингапуре были определены ключевые стратегические национальные проекты, которые являются ключевыми факторами реализации программы «Умная нация»:
— умная городская мобильность (Smart Urban Mobility), предполагает использование цифровых технологий для повышения уровня комфорта и надежности системы общественного транспорта;
— сенсорная платформа умной нации (Smart Nation Sensor Platform) — интегрированная общенациональная сенсорная платформа для улучшения оказания муниципальных услуг, общегородских процессов, городского планирования и обеспечения общественной безопасности;
— национальная цифровая идентичность (National Digital Identity) — цифровая идентификационная система для жителей Сингапура и предприятий для взаимодействия с правительством и частным сектором в цифровом формате. Планируется, что система начнет функционировать в 2020 году;
— инициатива «Моменты жизни (Moments of Life), предполагает возможность предоставления интегрированных услуг и информации, которые нужны гражданам, через единую платформу. Проект нацелен на оказание персонализированной помощи гражданам через мобильное приложение, которое аккумулирует межструктурные данные в едином месте;
— электронные платежи (E-Payments) обеспечивают доступную и совместимую национальную инфраструктуру электронных платежей.
Особого внимания заслуживает проект «Виртуальный Сингапур», который предполагает формирование динамической трехмерной (3D) модели города, которая будет содержать информацию о текстуре и материалах объектов строительства, а также о свойствах рельефа города. Возможности платформы будут использованы для коммерческих исследований, принятия управленческих решений, тестирования научных идей и др. По сути, это будет первый симулятор города, который можно будет моделировать в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними факторами развития и имеющимися у города ресурсами.
Стокгольм. В апреле 2017 года городским советом Стокгольма была принята «Стратегия Стокгольма как умного и подключенного города» (Strategy for Stockholm as a smart and connected city), которая была разработана в сотрудничестве с жителями, представителями бизнеса и научно-экспертным сообществом города. Основными целями Стратегии являются обеспечение высокого качества жизни населения и формирование благоприятных условий для развития предпринимательства.
Для достижения целевых показателей реализации Стратегии, были разработаны и реализуются ряд проектов в таких сферах городского развития как экономика, экология, социальная адаптация жителей и демократическое развитие.
В сфере организации общественного транспорта, на основе технологии интернет-вещей реализуется проект по регулированию движения городских автобусов. Пассажирские автобусы имеют приоритет на светофорах перед другими видами транспорта. Предпочтение отдается автобусам, которые отстают от графика движения на минуту или более. Водители отправляют запрос контролеру светофора через его радиосистему, регулируя время проезда перекрестка. Тем самым ускоряется время движения общественного транспорта и снижается негативное воздействие на окружающую среду.
Вовлечение местных жителей, также как и в кейсе Лондона, является одной из ключевых факторов успеха реализации цифровой трансформации Стокгольма. Каждый житель города может внести свое предложение и высказать мнение по любому вопросу городского развития. Для этого была создана соответствующая веб-форма на stockholm.se, которая доступна в мобильном приложении. В 2016 году через данное приложение было зарегистрировано более 100 тысяч обращений граждан.
Как и все скандинавские страны, шведская столица уделяет повышенное внимание экологичности развития и использованию «зеленых» технологий. В городе реализуется проект по автоматической упаковке мусора. Контейнер использует солнечную энергию и при необходимости автоматически упаковывает мусор. Установленные в контейнеры датчики автоматически определяют — насколько заполнен бункер и уведомляет сборщиков отходов, когда наступает время для вывоза мусора.
Интеллектуальное освещение является частью проекта Grow Smarter, сотрудничества между восемью европейскими городами и различными экологическими компаниями для тестирования и разработки двенадцати интеллектуальных решений для устойчивого роста городов. Светодиодное освещение с сенсорным управлением осуществляется через электропроводку фонарных столбов и радиосвязь специальных сетей радиопередатчиков, установленных в фонарных столбах. Яркость освещения автоматически регулируется в зависимости от расстояния пешехода, что позволяет снизить городские затраты на электроэнергию на 40–50%.
Сеул. В 2016 году мэрией города Сеула был принят Seoul Digital Plan 2020, в котором заявлены четыре стратегических приоритета, это: развитие социального капитала столицы; развитие цифровой экономики; поддержка инноваций в цифровом обществе; превращение Сеула в глобального лидера цифровой трансформации [7, с. 23]. Бюджет Плана развития города составляет 370 млн долларов.
Сеул использует повсеместно массивы Big Data доступные через открытый API. По всему Сеулу вдоль линии метро были проложены километры волоконно-оптических кабелей, позволивших наладить работу двух систем информационно-коммуникационного взаимодействия: «e-Seoul Net» и «u-Seoul Net». Первая система позволила соединить 36 основных административных офисов, 25 районных офисов и штаб-квартиру для административных телефонных звонков, интернета и различной административной информации, в частности решений по кадровым вопросам, трафика, налогообложения и т.д. Вторая система — это сервисная сеть, охватывающая интернет, общественные услуги, транспорт, видеонаблюдение, видео, информацию о вызовах. Кроме того, были установлены камеры видеонаблюдения в районах с высоким уровнем преступности в целях отслеживания ситуации и оперативного реагирования в режиме 24/365. «Доступ к информации — законное право граждан» — основный тезис Seoul Digital Plan. На всем протяжении Сеула можно пользоваться бесплатным Wi-Fi.
В Сеуле налажена обратная связь государства с гражданами, эффективно функционирует открытое правительство. Для любых запросов и петиций можно позвонить в колл-центр, который действует круглосуточно с 2007 года. Более того, консультирование ведется также на языке жестов для людей с нарушением слуха / языка и на 5 иностранных языках (английский, китайский, японский, монгольский, вьетнамский). Помимо колл-центров существует мобильное приложение для граждан, с помощью которого они могут сообщить о различных неудобствах или инцидентах, обнаруженных в реальной жизни, например, поврежденные дороги, мусор, нелегальная парковка и т.д. Достаточно отметить местоположение с помощью GPS на карте, прикрепить фотографии и проверить результаты. Граждане получают фото сайта с решением проблемы через SMS.
Более 90% жителей Сеула являются пользователями различных устройств. Даже малообеспеченные семьи имеют смартфоны, поскольку при покупке нового мобильного телефона старые устройства жертвуются в пользу нуждающихся, за что покупатель получает скидку в размере 50–100 долл. Именно поэтому государство использует мобильные устройства для привлечения граждан к процедурам формирования государственной политики посредством открытого голосования через устройства.
Ресурс Seoul Open Data PLAZA вмещает 4500 наборов данных в 10 областях, таких как общее управление, культура и туризм, здравоохранение и окружающая среда. В среднем 670 тысяч граждан ежедневно используют данный ресурс. В рамках Open Data Plaza было разработано более 100 приложений для граждан, в том числе информационное приложение о качестве воздуха, информационное сообщение о транспорте и т. д.
В Сеуле была создана транспортно-информационная служба «Seoul TOPIC», позволяющая как гражданам, так и туристам добраться до места назначения даже ночью. С помощью Big Data происходит оптимизация материальных и временных затрат на расчет необходимого количества транспорта или защиту пожилых людей и детей от несчастных случаев на дорогах. Каждая остановка оснащена специальным табло, на котором отражается время прибытия общественного транспорта и количество свободных мест. Также доступно и мобильное приложение. На станциях метро установлены информационные терминалы. С их помощью пассажиры прокладывают маршрут с точной информацией о движении транспорта, просматривают фотографии местности, ищут точки с едой, больницы, школы, банки, магазины и другие организации.
В 2017 году был открыт цифровой офис гражданской мэрии — огромный интерактивный экран, который в режиме реального времени предоставляет информацию об основных проектах и политической жизни в Сеуле. Данный ресурс позволяет проверить в режиме реального времени статус города, дорожное движение, безопасность, качество воздуха, водопровод, общественное мнение, политические предложения, статусы гражданских жалоб, предоставляет информацию о крупных проектах, а также возможность совершать видеозвонки. На протяжении шести лет Сеул занимает первое место в мире по уровню развития электронного правительства и электронной демографии. Успех города стал возможным не только из-за интереса к технологиям, но и благодаря готовности городских властей исследовать каждую проблему комплексно.
На основе проведенного исследования, можно выделить ряд особенностей внедрения и использования технологий «умного города» в хозяйственно-экономической практике зарубежных стран, которые могут быть полезны тем территориям, которые только планируют переход к новой «цифровой» модели развития.
1. Высокие первоначальные затраты на реализацию проектов по использованию «умных» технологий. Проекты по внедрению «умных» технологий в управление городскими процессами являются дорогостоящими и требуют привлечения значительных финансовых ресурсов, в том числе частных инвестиций. Во всех рассмотренных нами кейсах, затраты на проекты «умного» города исчислялись десятками и сотнями миллионов долларов. Данное условие может быть сдерживающим фактором для тех стран, регионов и городов, бюджет которых характеризуется как дефицитный.
2. Активное использование инструмента государственно-частного партнерства. Тесное сотрудничество между государственным и частным сектором обусловлено не только необходимостью привлечения дополнительного частного финансирования, но и возможностью использования компетенций и опыта предпринимательских структур в технологических решениях «умной» трансформации городских процессов. Именно частный сектор является драйвером развития цифровой экономики как поставщик товаров и услуг, необходимых для внедрения «умных» технологий.
3. Высокий уровень социального запроса на внедрение «умных» технологий. Ключевым элементом перехода территориального развития на стратегию «Умный город» является вовлечение и принятие местными жителями ценностей технологической трансформации. Без формирования критической массы заинтересованности резидентов территории в «умной» стратегии развития, все усилия местного менеджмента и частного сектора будут малоэффективными, а то и вовсе останутся только на бумаге.
4. Развитие технологий «умного города» ограничивается уровнем подсистем. Цифровые технологии внедряются для решения локальных проблем городского развития (транспорт, общественная безопасность, городская экология, строительство, здравоохранение и т.д.). На данный момент нет ни одного комплексного проекта «Умный город», что объясняется не только высокими материальными затратами, но и сложной информационной инфраструктурой, которая не сформирована в городах. Идет процесс «умной» трансформации городов, а не создание умных городов. Немногочисленные попытки создания умных городов с нуля, пока не увенчались успехом. |
| |
|
|