| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Посталюк М. П. заведующий кафедрой экономической теории и инноватизации экономики
Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
доктор экономических наук, профессор Нурмухаметов Р. Р. старший преподаватель кафедры экономической теории и инноватизации экономики
Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань)
| |
| | В статье выделены ключевые барьеры, оказывающие негативное влияние на государственную и региональную политику кластеризации. Осуществлена оценка динамики ключевых финансово-экономических показателей развития инновационных территориальных кластеров России. Проведён анализ первоочерёдных потребностей в инвестициях на развитие инфраструктуры инновационных территориальных кластеров нашей страны, в рамках которого было выявлено, что для абсолютного большинства кластеров существенным барьером является недостаточный уровень инфраструктурного развития. Рассмотрены направления по развитию «мягкой инфраструктуры» инновационных территориальных кластеров | Ключевые слова: кластеризация, инноватизация, инвестиции, инновации, инновационный территориальный кластер | УДК 330.341.2 Стр: 254 - 259 | Инноватизация представляет собой процесс, за счёт которого происходит накопление, сохранение, использование и развитие инновационных возможностей хозяйствующих субъектов экономических систем. Инноватизация осуществляется в различных организационно-управленческих формах [1]. В современных условиях наиболее продуктивной организационно-управленческой формой инноватизации является кластеризация.
Эффективной формой самоорганизации, необходимой для успешного развития в условиях глобализации, когда региональным границам не всегда удается выступать в качестве экономического контроллера, является кластер, выступающий, как среда функционирования бизнес-процессов [2]. Согласно теории основоположника кластерного подхода Майкла Портера «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3]. Кластер представляет собой взаимосвязанные фирмы, которые сконцентрированы на определённой территории: инфраструктура, высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты; поставщики оборудования, комплектующих и специальных услуг, взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных организаций — участников кластера и в целом кластера. Иначе говоря, кластер является концентрацией бизнеса, научных и образовательных учреждений, предприятий промышленности.
Наиболее эффективное существование кластера рассматривается как «симбиоз кооперации и конкуренции», учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации [4]. Инновационное взаимодействие между реальным и финансовым секторами экономики, возникающее в кластерном образовании, является симбиозом промышленной, инновационной, инвестиционной, технологической, денежно-кредитной политики и политики регионального развития. Как правило, потенциал кластерного образования, представляющего собой устойчивое партнёрство взаимосвязанных организаций, превышает простую сумму потенциалов отдельных элементов. Такое приращение возникает за счёт сочетания сотрудничества, конкуренции, кооперации и продуктивного использования возможностей партнёров. Прежде всего, кластер представляет собой инновационную форму устройства общества, которая позволяет выжить в обстоятельствах жёсткой международной конкуренции. Национальные границы в условиях глобализации экономики не всегда работают в качестве экономических регуляторов, поэтому требуются новые формы организации бизнеса и его взаимодействия с органами власти и общества [5].
Кластерное образование, по сравнению с большинством механизмов государственно-частного партнёрства, выступает конструкцией, в которой не государство, а бизнес является инициатором, показывая необходимость участия органов государственной власти и дальнейшей организации развития кластерного образования. В то же время региональным правительствам, которые взаимодействуют с частным сектором, следует скорее осуществлять расширение и усиление функционирующих кластеров, чем стараться создавать новые. На примере кластерных образований можно раскрыть практическую технологию сетевого инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов реального и финансового секторов экономики [6].
В современных условиях перспективным направлением развития промышленности является формирование кластеров как эффективной формы взаимодействия производителей готовой продукции с поставщиками сырья, комплектующих, а также специализированных производственных услуг [7]. Формирование конкурентоспособных кластеров способствует развитию тех территорий, на которых они расположены; выступает критически важным условием углубления межрегиональной экономической интеграции; является катализатором размещения тех производств и объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера [8].
Современные кластеры представляют собой межотраслевые, мультисферные образования с институциональной формой, позволяющей связывать разнородные материальные и интеллектуальные ресурсы наиболее эффективным образом [9]. Важное свойство кластера состоит в том, что определённый участник, преследуя собственную цель, повышает эффективность собственной деятельности, а также деятельности, которую осуществляют партнёры или конкуренты (рис. 1). Значительную помощь в повышении эффективности функционирования кластера может сыграть технопарк, выступающий, с одной стороны, в качестве интеграционного механизма инновационных процессов в кластере, а с другой — представляющий собой широкопрофильную форму инфраструктуры инновационного развития [10]. | | | Рис. 1. Взаимоотношения потенциальных участников кластерного образования
Источник: Нурмухаметов Р.Р. Кластеризация инвестиционных структур как форма инноватизации экономических систем // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — ¹2. — С. 69–74. URL: http://www.vestnykeps.ru | Кластерный подход адекватен процессу формирования экономики инновационного типа [11]. Инновационная политика с ориентацией на кластеры стимулирует возникновение «новых комбинаций» и поддерживает их, особенно в сфере образования и научно-исследовательских работ, а также через внедренческие посреднические центры [12]. В Правительстве России политика в области кластеров относится к одной из одиннадцати ключевых инвестиционных инициатив и рассматривается в качестве инструмента диверсификации отечественной экономики. В концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. отражено положение о кластеризации.
Схема, которая отображена на рис.2, характеризует кластер, построенный согласно принципу «жемчужины». Ядром кластера являются основополагающие фирмы, которые имеют узкую специализацию и расположены географически вблизи друг к другу. Поддерживающими фирмами выступают провайдеры услуг, поставщики сырья, организации сферы торговли, предприятия, которые осуществляют техническое обслуживание. Мягкая инфраструктура кластерного образования формируется за счёт сетевых связей прикладных и научно-исследовательских институтов, центров, осуществляющих профессиональное обучение и поддержку предпринимательства, организаций финансового сектора и инвестиционных структур. Производственные сооружения, инженерная, коммунальная, транспортная инфраструктура выстраивают твёрдую инфраструктуру кластерного образования. | | | Рис.2. Стандартная схема функционирования кластера | Важнейшей тенденцией развития современной экономики, обусловленной ее глобализацией, информатизацией и постиндустриальным инновационным развитием является кластеризация [13]. Кластерная политика, реализующая функции инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов в кластерных образованиях, ведет к повышению конкурентоспособности региональной экономики [14]. Кластеризация представляет собой процесс формирования и развития кластеров с целью увеличить уровень конкурентоспособности регионов и, чаще всего, субъекты экономической деятельности концентрируются в рамках географических границ территории, которая обладает в наибольшей мере благоприятной обстановкой. Кластеризация является рыночным механизмом качественного преобразования региональных экономических систем, т.е. мезоэкономического уровня [15].
Однако на сегодняшний день близость друг к другу поставщиков, партнёров по исследованиям и потребителей не является определяющей за счёт прогресса информационных технологий и новых принципов взаимодействия экономических субъектов. Большую популярность приобрели «виртуальные» кластеры, которые в географическом плане не прикреплены к конкретному региону и сформированы в результате появления инновационных сетей.
Региональное кластерное образование представляет собой очаг привлечения внутренних инвестиций собственников и фирм, денежных средств населения, финансовых инструментов инвесторов, кредитов, бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Кластеры обеспечивают наибольшую устойчивость региональной экономики и реализацию ее конкурентных преимуществ на основе синергизма в сфере: реализации продукции; оперативного управления; финансово-инвестиционной деятельности; менеджмента [16]. Так как научные, информационные, финансовые и иные ресурсы являются ограниченными, роль органов государственной власти усложняется. Поэтому существует необходимость сформировать механизм самоорганизации финансовых и экономических структур. Данный механизм функционирует за счёт координации интересов всех участников и ограниченного использования ресурсов, привлечённых из внешних источников.
На уровне локальной экономической системы формирование инновационных процессов осуществляется системой самоорганизующихся кластерных образований, которые финансируются частными инвесторами. Развитие таких кластеров совершается частными предпринимателями, а не органами государственной власти.
На сегодняшний день регионы Российской Федерации конкурируют между собой по поводу привлечения в регион инвестиций. Кластерный подход представляет собой один из способов, с помощью которого осуществляется привлечение отечественных и зарубежных инвестиций для того, чтобы повысить инвестиционный потенциал, сформировать благоприятную деловую среду, улучшить обеспечение стабильного развития в социально-экономической сфере и т.п. Кластерный подход — это перспективный инструмент, имеющий инновационную ориентированность, влияющий на инновационное развитие экономики, повышение конкурентоспособности бизнеса, стимулирование инноваций, увеличение качества жизни, развитие новых направлений деятельности и др. Кластеры представляют собой инновационные системы, имеющие высокий уровень конкуренции, за счёт механизмов которых может быть создан значительный потенциал устойчивого развития пространственных экономических систем. Инвестиции, привлекаемые инвестиционными структурами, играют решающую роль в развитии кластеров. Немаловажная роль в прогрессе кластера принадлежит органам государственной власти, которые содействуют участникам кластера с помощью механизмов государственной поддержки. В частности в России значительное содействие участникам кластеров оказывают государственные институты развития, такие как Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), Российская венчурная компания (РВК), «ВЭБ Инжиниринг» и др.
Оказывая воздействие на обмен инновациями, ресурсами и технологиями производства, кластер влияет на экономический процесс, опираясь на контрактные отношения и групповые интересы, снижение трансакционных издержек и существующие права собственности [17].
Отличительная черта кластера заключается в том, что в нём происходит формирование особой инновационной среды, которая способствует росту конкурентоспособности организаций участников кластера и развитию региона. За счёт формирования кластера осуществляется развитие отраслей экономики, находящихся в постоянном взаимодействии, что приводит к повышению уровня инвестиционного, инновационного, образовательного, производственного, научного, технического, технологического потенциалов региона. Эффективный механизм политики в области кластеров оказывает позитивное влияние на увеличение устойчивого роста экономики пространственных экономических систем за счёт воздействия положительных факторов:
– всестороннее развитие за счёт кластеров прилегающих территорий;
– рост налоговой базы;
– улучшение возможностей для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций;
– увеличение уровня конкурентоспособности страны и её регионов;
– эффективное развитие инновационной и инвестиционной инфраструктур;
– за счёт создания предприятий крупного бизнеса происходит развитие малых предприятий.
Основные ориентиры кластеризации заключаются в разработке и развитии инновационно-инвестиционных проектов регионов для развития взаимодействия с иностранными инвесторами с целью получения от них финансовой поддержки, а также в активном привлечении в кластер зарубежных предприятий, функционирующих в смежных секторах экономики и сфере услуг.
Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года предусматривает формирование и развитие инновационных территориальных кластеров с целью поддержки устойчивого роста экономики страны и улучшения инновационной и инвестиционной инфраструктур. Под инновационным территориальным кластером следует понимать определенное территориальное образование, где присутствует благоприятная инновационная инфраструктура, обладающая взаимодействием входящих в него участников со сторонними образовательными учреждениями, технопарками [18], технополисами, финансово-кредитными учреждениями, инвестиционными структурами и др., и весомая доля продукции является инновационной. Инновационный территориальный кластер представляет собой совокупность фирм и учреждений, являющихся участниками кластера, которым характерно наличие таких особенностей, как:
– научно-производственная цепочка, которая объединяет участников кластера и действует в отраслях, являющихся ключевыми для экономики страны;
– механизм, с помощью которого осуществляется координация и кооперация деятельности предприятий кластера;
– синергетический эффект, выраженный в увеличении экономического результата и эффективности деятельности каждого участника кластера в связи со значительным уровнем их кооперации и концентрации.
Важный эффект развития инновационных территориальных кластеров — стимулирование инновационной деятельности (кластер является инновационно ориентированным), что является стратегическим направлением современной экономики, а это, в свою очередь, обеспечивает хозяйствующим субъектам дополнительные конкурентные преимущества [19].
Энергичная политика кластеризации влияет на повышение привлекательности регионов в инвестиционной сфере, а также приводит к развитию инновационно-инвестиционной инфраструктуры, сотрудничеству на взаимовыгодных условиях между фирмами кластера, подъёму смежных отраслей экономической системы. Также нужно отметить, что успешный опыт региональной политики по формированию и функционированию кластерных образований оказывает воздействие на разработку подобных принципов политики кластеризации в других регионах. Например, лидером среди регионов в области привлечения зарубежных инвестиций в экономику является Калужская область. В данном регионе действует продуманная стратегия развития социально-экономической сферы. Калужская область не имеет больших богатств в области полезных ископаемых, однако является для зарубежных инвесторов одним из самых привлекательных субъектов РФ. Данный регион отличается высокой скоростью и большим количеством инвестиций, международной узнаваемостью среди инвестиционных структур, действующих в области, и высоким уровнем инновационности большого количества инвестиционных проектов. За счёт создания и функционирования новых предприятий в области высоких технологий регион на сегодняшний день является одним из самых развитых в инновационной сфере России. Следует отметить, что инвестиционная стратегия области основана на кластерном характере. В Калужской области действуют следующие виды кластеров: кластер информационных технологий, автомобильный, агропромышленный, туристско-рекреационный, агропромышленный, фармацевтический.
Опыт регионов России, основанный на успехах в кластерной политике, указывает на то, что кластер дает возможность улучшить материально-экономическое положение хозяйствующих субъектов и региона в целом [20]. Сегодня большое количество регионов России стремятся развивать экономику в инновационном русле за счёт использования кластеризации. В то же время нужно заметить, что существует возникновение и дальнейший рост диспропорций в развитии территорий, что может в целом негативно повлиять на экономику Российской Федерации. Поэтому происходит разработка мер, которые направлены на преодоление барьеров развития фирм, являющихся участниками кластера. Выделяют следующие ключевые барьеры, оказывающие негативное влияние на государственную и региональную политику кластеризации:
– неразвитая или полностью изношенная инфраструктура;
– низкая чувствительность ряда организаций к внедрению инноваций;
– серьёзная нагрузка многих производств на экологию;
– недостаток кадров, имеющих высокую квалификацию;
– отсутствие согласованности между различными государственными структурами;
– низкий уровень конкурентоспособности многих субъектов РФ и др.
Формирование и развитие кластеров должно осуществляться, в том числе при поддержке региональных и местных государственных структур, за счёт чего у кластеров будет возможность решать вопросы, связанные с улучшением условий деятельности и защитой интересов предприятий кластера. Таким образом, кластерные структуры смогут создать систему доступа к инвестиционным и финансовым ресурсам, которая будет оптимальной, упрощённой и выгодной для участников кластера.
«Определенная стабилизация произошла, рассчитываем, что пик инфляции пройден. Тем не менее, негативные тенденции в целом пока сохраняются, прогнозные оценки по основным макроэкономическим показателям, к сожалению, пока трудные. Что особенно сегодня тревожит — это ощутимое сокращение инвестиций, тем более что от сегодняшней инвестиционной активности зависит развитие нашей экономики в будущем», — сказал Д.Медведев на расширенной коллегии Министерства экономического развития России. В настоящее время в ситуации нестабильности политической сферы и кризиса, кластерные образования представляют собой главное звено эффективной коммуникации с инвесторами иностранных государств. Качественные региональные инвестиционные стратегии с использованием подхода кластеризации могут оказать положительное влияние на приток зарубежных инвестиций.
В 2014–2015 гг. инновационные территориальные кластеры России продемонстрировали существенный рост по ключевым социально-экономическим показателям. Эксперты ожидают, что эта тенденция сохранится в среднесрочной перспективе.
Вместе с тем, инновационные территориальные кластеры России нуждаются в комплексной государственной поддержке на уровне страны и регионов для того, чтобы стать привлекательными с точки зрения размещения предприятий в сфере высоких технологий, для глобального притока высококвалифицированных отечественных и иностранных кадров.
За счёт использования значительного накопленного научно-образовательного, инвестиционного, производственного потенциала, инновационные территориальные кластеры нашей страны планируют показать качественный рост по ключевым показателям развития в социально-экономической сфере.
Используя большой накопленный научно-образовательный и производственный потенциал, инновационные кластеры планируют продемонстрировать существенный рост по важнейшим показателям социально-экономического развития на перспективу до 2017 года (табл. 1.).
Исходя из таблицы 1 видно, что произошло незначительное увеличение количества работников организаций и учреждений, являющихся участниками кластера. Показатели, отражающие инвестиционную и инновационную активность, увеличились в несколько раз.
Таблица 1
Ключевые показатели развития инновационных территориальных кластеров Российской ФедерацииПоказатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 (прогноз) | 2017 (прогноз) |
---|
Количество работников организаций и учреждений, являющихся участниками кластера (тыс. человек) | 914 | 906 | 913,5 | 926,6 | 947,7 | 968,2 | Количество высокопроизводительных рабочих мест, которые созданы заново или за счёт процесса модернизации уже имеющихся рабочих мест (единиц) | 29048 | 35219 | 39692 | 44587 | 51342 | 55143 | Инвестиционные затраты организаций и учреждений, являющихся участниками кластера, млрд руб. | 292,5 | 402,9 | 530,9 | 655,8 | 809,9 | 946,1 | Инвестиции на развитие кластера, в том числе средства бюджета и средства внебюджетных источников, млрд руб. | 416,7 | 464,6 | 514,3 | 564,4 | 619 | 643,4 | Объём работ и проектов в области научных разработок и исследований, которые выполнены участниками кластера, млрд руб. | 72,9 | 89,6 | 97,8 | 114,7 | 129,4 | 144 | Источник: данные Ассоциации инновационных регионов России
Всего за период 2012–2017 гг.: инвестиционные затраты организаций и учреждений, являющихся участниками кластера составят 3,6 трлн руб.; объём работ и проектов в области научных разработок и исследований, которые выполнены участниками кластера — 648 млрд руб.; инвестиции на развитие кластера, в том числе средства бюджета и средства внебюджетных источников — 3,3 трлн руб.
Вместе с тем имеются планы по значительному росту количества высокопроизводительных рабочих мест, которые созданы заново или за счёт процесса модернизации уже имеющихся рабочих мест. К 2017 г. планируется, что данный показатель в сравнении с 2012 г. увеличится примерно в два раза и составит 55143. Всего в период с 2012 по 2017 гг. в инновационных территориальных кластерах РФ будет создано примерно 255 000 высокопроизводительных рабочих мест.
Недостаточно значительный уровень инфраструктурного развития является существенным барьером для абсолютного большинства инновационных территориальных кластеров нашей страны.
Опираясь на оценку органов исполнительной власти регионов России, где функционирует 13 инновационных территориальных кластера (табл. 2), которые получили целевые межбюджетные субсидии на развитие, потребность развития инфраструктуры территории этих кластеров составляет 27 млрд руб., в том числе на развитие инновационной инфраструктуры — 13 млрд руб. (около половины), транспортной — 8,3 млрд руб. (30%), образовательной — 2,5 млрд руб. (9%), энергетической — 1,8 млрд руб. (7%), социальной — 0,8 млрд руб. (3%), инженерной — 0,4 млрд руб. (1%).
Таблица 2
Анализ первоочередных потребностей в инвестициях на развитие инфраструктуры 13 кластеров, получивших целевые межбюджетные субсидии в 2013 годуТип
инфраструктуры | Объём финансирования, млн руб. |
---|
всего | в том числе в первый год поддержки |
---|
всего | федеральный
бюджет | региональные
бюджеты | местные
бюджеты |
---|
Инновационная | 13679,9 | 4081,8 | 2656,2 | 1425,6 | 0 | Образовательная | 2450,6 | 1888,8 | 1188,2 | 565,1 | 135,5 | Транспортная | 8319,9 | 2275,1 | 1198,6 | 715,3 | 361,2 | Энергетическая | 1814,2 | 581 | 152 | 429 | 0 | Инженерная | 410,1 | 386,1 | 154,5 | 231,6 | 0 | Социальная | 801,4 | 374,9 | 47 | 253,9 | 74 | Итого... | 27476,1 | 9587,7 | 5396,5 | 3620,5 | 570,7 | Источник: данные Ассоциации инновационных регионов России
Однако, вместе с инвестиционной поддержкой капитальных вложений, необходимо поддерживать направления по развитию «мягкой инфраструктуры»: осуществление консультирования участников кластерных образований в вопросах разработки эффективных инновационно-инвестиционных проектов; повышение квалификации, проведение профессиональной переподготовки и стажировок работников участников кластера; покупка оборудования и машин для развития образовательной и инновационной инфраструктуры; проведение таких мероприятий, как выставки, ярмарки; принятие участия представителями фирм, являющихся участниками кластеров, в выставках, ярмарках и мероприятиях, имеющих коммуникативную направленность, как внутри страны, так и за рубежом. Как отмечается в работах многих авторов, для функционирования кластера очень важна деятельность некоммерческих или правительственных организаций, которые предоставляют фирмам важнейшую инфраструктуру взаимопомощи, условия для кооперации, а также возможности по проведению совместных исследований, разработок и инноваций [21].
Учитывая данные программ развития 25 инновационных территориальных кластеров, потребность в инвестициях на реализацию подобных мероприятий составляет более 6 млрд руб., включая 4,5 млрд руб. средств федерального бюджета.
Вместе с тем, необходимость в поддержке из федерального бюджета серьёзно отличается по регионам, в первую очередь исходя из значения бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Например, инновационные территориальные кластеры Москвы и Санкт-Петербурга в существенно большем уровне будут поддержаны из бюджетов субъектов РФ. В то же время регионы, имеющие меньшую бюджетную обеспеченность, имеют большую степень финансирования из средств федерального бюджета.
Кластеры представляют собой форму самоорганизации инновационных лидеров, которые локализованы на определённой территории, они в настоящее время представляют собой составляющие экономического и инновационного ландшафта, играющие значительную роль на инновационной карте мира. В кластерных образованиях произошла поддержка ряда значительных инновационно-инвестиционных проектов, за счёт реализации которых страна может выйти на ведущие позиции в технологическом развитии. В первую очередь речь идёт о кластерных инициативах в отрасли нефтехимии, лазерных и радиационных технологий, биотехнологий, IT.
Российские регионы для обеспечения устойчивого развития кластеризации инвестиционных структур в условиях инноватизации воспроизводственных процессов и развития эффективности процесса осуществления инновационно-инвестиционных стратегий должны уделить внимание вопросам преодоления разного рода преград и барьеров, сдерживающих развитие кластерных образований. Поэтому мы рекомендуем акцентировать внимание на следующих вопросах:
– ликвидации диспропорций территориального развития субъектов РФ;
– скоординированной работе, связанной с подготовкой инновационно-инвестиционных площадок и их полном оснащении должной инфраструктурой;
– оттоке населения, в первую очередь работников высокой квалификации;
– комплексном привлечении инвестиций со стороны различных инвестиционных структур;
– создании эффективной законодательной базы в целях поддержки предприятий, являющихся участниками кластера;
– проведении регулярного мониторинга деятельности кластерных образований в определённых регионах для того, чтобы выявить успешный опыт создания и функционирования кластеров;
– формировании эффективного механизма поддержки органами государственной власти деятельности, имеющей инновационную направленность, на территории кластерного образования.
Также на сегодняшний день особенно важно, чтобы развивалась система управления кластерными образованиями, формировались и наращивались компетенции кластерных команд, отбирались и распространялись лучшие практики в области системного менеджмента, за счёт следующих механизмов:
– активное вовлечение в кластеры инновационных фирм, в первую очередь малого и среднего бизнеса для переноса компетенций управления и практики в проекты по развитию кластерных образований;
– развитие систем менеджмента в кластерных образованиях в результате обратной связи от предприятий, являющихся участниками кластеров с переходом в будущем к аттестации качества кластерного управления на базе принципов, отображённых программой European Cluster Excellence Initiative;
– организация процесса обучения кластерных менеджеров, вовлечение кластерных образований в формирование стратегического развития регионов, где они расположены;
– создание организационного механизма и формирования культуры взаимоотношений субъектов кластеров, функционирующих в разных отраслях экономики, с упором на современные подходы, основанные на эффективном сочетании разных типов экономической деятельности фирм. |
| |
|
|