Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Кантор В. Е.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Тараненко Е. Ю.
зав. кафедрой полиграфического оборудования и управления
Высшей школы печати и медиатехнологий
Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна,
кандидат экономических наук


Контроль качества печатных оттисков на основе дифференцированной оценки единичных показателей как подсистемы производственного менеджмента
В статье предлагаются виды, методы и последовательность операций контроля качества печатных оттисков на основе дифференциальной оценки единичных показателей. Это позволяет получать количественные данные производственно-технологического брака, снижать допустимый уровень технологических отходов, планировать себестоимость и прибыль производства, регулировать производство и соблюдать сроки поставки продукции
Ключевые слова: контроль качества продукции, офсетная печатная форма, тиражный оттиск, средства контроля печатных оттисков, показатели качества
УДК 658.56; ББК 65.050   Стр: 194 - 197

Успешное производственно-хозяйственное развитие предприятия в современных условиях в значительной степени зависит от организации, методов и уровня управления деятельностью последнего. Среди подсистем, образующих производственный менеджмент, следует особо выделить управление качеством продукции, т.к. качество готовых изделий является основным фактором, обусловливающим конкурентоспособность товара на рынке, определяет производственно-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
Контроль качества продукции предусматривает проверку соответствия изделий установленным техническим требованиям, а поэтому является составной и неотъемлемой частью производственно-технологического процесса. Контроль качества продукции позволяет установить соответствие изделий заданным требованиям, выявить допущенные отступления, чтобы исправить их перед поставкой заказчику.
Для проведения анализа видов и методов контроля печатной продукции необходимо базироваться на типовом составе контроля качества промышленной продукции и схемы технологического маршрута изготовления полиграфических изделий, представленных в следующем виде:
A. Составление плана качества, включающего процедуры контроля, перечень контролируемых показателей, технологические карты (инструкции) процессов.
B. Обеспечение качества, включающее: плановые и внеплановые проверки; контрольные мероприятия; оценку качества.
C. Получение информации о ходе реализации, которая дает возможность проверки плана качества и документации по качеству.
D. Проведение контроля качества, включающего проверку гистограммы и соответствующие статистические методы.
E. Улучшение качества, в ходе которого осуществляется приемка продукции, идентификация брака, управление браком, переработка продукции, исправление процессов.
На современном этапе развития экономики и управления, к сожалению, на практике и в теории мало внимания уделяется полиграфии, как производству соответствующей техники и технологии, так и производству самого продукта (печатной продукции).
Технологический процесс изготовления полиграфической продукции состоит из следующих комплексов (переделов): предпечатная подготовка, печать и послепечатная обработка [1]. Маршрут технологических операций изготовления полиграфической продукции может быть представлен как последовательность этих трех технологических переделов, содержащих типовые операции.
Конечным продуктом допечатной обработки является готовая печатная форма для офсетной или иного вида печати. Современные действующие технологические процессы изготовления печатных форм, в большинстве случаев, не предусматривают изготовления фотоформ методами монтажа диапозитивов, а применяют непосредственный вывод изображения на офсетную пластину с помощью лазерно-оптического устройства, т.е. метод CtP (Computer to Plate).
Технологический передел печати, являющийся главной составляющей производственно-технологического процесса, обеспечивает изготовление печатных оттисков и в большой части определяет производственно-экономические показатели деятельности. Качество печати оттиска следует расценивать как основу качества конечной продукции. Поэтому при организации системы контроля качества первоочередное внимание уделяется технологическим процессам контроля качества печати. Это тем более важно, так как печатный оттиск в большинстве случаев доработать, исправить и довести до регламентированного уровня требований невозможно или требует дополнительных экономических затрат.
Состав технологических операций послепечатной обработки во многом определяется номенклатурой выпускаемой продукции. Так, например, операции фальцевания, обрезки, лакирования, листоподбора, скрепления и другие применяются для производства книжно-журнальной, листовой и рекламной продукции [3]. Такие операции по своей технологии мало зависят от вида продукции, выполняются на рабочих местах по типовым технологическим инструкциям.
Кроме перечисленных выше трех технологических переделов, производственно-технологический процесс должен содержать такие разделы, как контроль конструкторской документации и входной контроль материалов и комплектующих изделий.
Контроль проектирования полиграфических изделий сводится к технологическому контролю, согласованию и корректировке документации, передаваемой заказчиком. При этом выявляются конструкторско-технологические требования, которые не могут быть выполнены или снижают качество продукции. Документация корректируется заказчиком или совместно с изготовителем, а по результатам исправлений оформляется двухсторонний акт согласования.
Другим обязательным блоком, обеспечивающим качество продукции, является входной контроль основных и расходных материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Проверка проводится на соответствие стандартам, техническим условиям или показателям, особо оговоренных в договорах (контрактах) на поставку. К материалам, от качества которых зависит выполнение основных требований к продукции, относятся, в первую очередь, бумага, краски, офсетные пластины, клеи и лаки [2]. Маршрутная схема контрольных операций представлена на рис. 1.
Структура контроля качества продукции, состав и вид проверок определяются с учетом содержания, последовательности и значимости производственно-технологических операций, а также степени завершенности изделия. При разработке системы контроля качества изделий следует учитывать состав выполняемых технологических операций и переходов, степень автоматизации их выполнения, наличие встроенных систем контроля, уровень квалификации исполнителя и другие особенности производственно-технологического процесса на предприятии. В зависимости от этих факторов контроль качества содержит операции самоконтроля исполнителем и инспекционного контроля, выполняемого ОТК. Контроль продукции, передающейся на следующий технологический передел, и контроль готовой продукции должен быть конечным и носить инспекционный характер.
Представленная схема контрольных операций соответствует таким основным принципам организации контроля качества как:
● охват всех элементов и стадий производственно-технологического процесса;
● соответствие методов и средств контроля особенностям техники, технологии и организации производства;
● экономическая эффективность;
● закрепление обязанностей и ответственности между отдельными исполнителями и подразделениями;
● использование эффективных статистических методов.
Учитывая, что печатные оттиски являются определяющим фактором качества полиграфической продукции, содержание настоящей статьи сфокусировано на технологии и контроле качества печатания.
С технологической точки зрения процесс печатания может быть разделен на два этапа — подготовительные операции и непосредственно печать.
Этап подготовительных операций включает в свой состав:
● операции, выполняемые вне печатной машины: подготовка бумаги, краски, увлажняющего раствора и печатных форм (контролируются геометрические параметры и технологические свойства материалов);
● операции, выполняемые в машине: приладка красочного и увлажняющего аппаратов, установка декеля и защитной рубашки печатного цилиндра, установка печатных форм, зарядка краски в красочные ящики;
● предварительные настройки: установка формата и толщины бумаги; установка давления накатных валиков и общей подачи краски;
● операции, выполняемые в процессе приладки: получение качественных оттисков на каждой секции, приводка, получение заданной оптической плотности, растискивания и треппинга (денситометрический контроль печати по оттискам, контроль по шкалам).
На этапе непосредственно печати работа печатной машины должна быть стабильной и проходить в режимах, предусмотренных технологическими требованиями. Работа печатной машины на этом этапе контролируется следующими стадиями:
● первая стадия — тестирование до печати тиража: проверка регулировок; отладка машины как механической системы; отладка технологического процесса с использованием тестовых печатных форм;
● вторая стадия — контроль в процессе печати тиража (критерием качества принимается печатный оттиск).
Обеспечение качества печатного процесса достигается за счет стандартизации оценки качества работы исполнителей (печатников) и параметров технологического процесса. Сложность печатного процесса заключается в том, что количество выходных характеристик оттиска зависит от еще большего количества входных параметров, т.е. от технических показателей печатной формы, состояния самой печатной техники, применяемых материалов и т.д.
Для непосредственного измерения линейных размеров печатных элементов и оттиска в целом разработан и применяется значительный арсенал измерительных инструментов — от контрольных линеек и луп до сложных измерительных комплексов.
Для измерения оптической плотности применяются денситометрические приборы. Цветовые характеристики контролируются с помощью цветных денситометров-колориметров, спектрофотометров и т.п.
Показатель качества, характеризующий лишь одно из свойств печатного изображения, называется единичным показателем качества [5]. Соответственно под качеством печатного изображения следует понимать совокупность единичных показателей, которые определяют степень пригодности печатной продукции для использования по назначению. Совокупность единичных показателей, используемых при оценке качества изображения, определяется требованиями таких нормативных документов, как стандарты, технологические инструкции и др., в которых указываются не только номинальные значения показателей, но и допустимые отклонения их значений.
Важнейшими единичными показателями качества печати являются:
● оптическая плотность изображения;
● цветовой тон, чистота цвета, светлость;
● совмещение красок на оттиске;
● равномерность распределения краски на оттиске;
● четкость воспроизведения изображения;
● растискивание элементов изображения на оттиске.
В зависимости от вида печатной продукции набор единичных показателей и требования к ним могут изменяться. Например, при одноцветной печати не проводится оценка цветового тона насыщенности, исключается показатель совмещения красок на оттиске. После проведения сравнения единичных показателей качества тиражного оттиска и эталона (контрольного оттиска) дается разрешение на печать тиража.
Единичные показатели качества, методы и средства контроля, периодичность выполнения контрольных операций устанавливаются в соответствии с технологическими инструкциями «Процессы офсетной печати» (ВНИИ Полиграфии) [3].
Для операций самоконтроля рекомендуемая периодичность контроля составляет 500–700 оттисков, для инспекционного контроля (ОТК) — не менее 2 раз/смена.
Размер выборки и приемочное число при инспекционном контроле назначаются в соответствии со стандартами по статистическому контролю и технологическими инструкциями, разработанными на основании отраслевых стандартов. Если результат количественной оценки превышает приемочное число, партия изделий должна подвергаться 100% инспекционному контролю или уничтожению.
В части контроля готовой полиграфической продукции наиболее содержательным и полным является такой документ как «Требования, предъявляемые к качеству готовой полиграфической печатной продукции и ее упаковки», разработанные и рекомендованные к использованию в 2017 г. [2]. Требования составлены на базе отраслевых стандартов и стандартов ИСО. Основные разделы «Требований» относятся к качеству применяемых материалов, оценке качества печати при различных технологиях ее выполнения, перечню основных критических дефектов, методам контроля качества на различных стадиях технологического процесса.
Анализ уровня качества выпускаемой продукции должен содержать изучение причин брака и технологических отходов в производственном процессе [6]. Изготовление продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов и технических условий, отрицательно сказывается на финансово-экономических показателях деятельности предприятия: падает объем производства, увеличивается себестоимость, снижается производительность труда. В силу этого при проведении анализа необходимо определить динамику и удельный вес потерь от брака, определить их влияние на производственно-экономические показатели. Потери выпуска продукции в связи с наличием брака возможно определить по формулам [5].
∆Qбр.ок = Qт.о (Sбр.ок / Sт.о. – Sн.ок.бр) — для потерь в связи с окончательным браком;
∆Qбр.исп = Qт.о (Sбр.исп / Sт.о. – Sн.исп..бр) — для потерь в связи с исправимым браком;
где ∆Qбр.ок — потери объема выпуска в связи с окончательным браком;
∆Qбр.исп — потери объема выпуска в связи потерями на исправление брака;
Qт.о — объем товарной продукции в оптовых ценах по отчету;
Sт.о. — себестоимость товарной продукции по отчету;
Sбр. ок — себестоимость окончательного брака;
Sбр. исп — расходы на исправление брака;
Sн.ок. бр — расходы, которые не включаются в себестоимость окончательного брака;
Sн.исп. бр — расходы, которые не учитываются при определении потерь от брака.

Ориентируясь на расчетные данные о потерях объема выпуска продукции в связи с неудовлетворительной оценкой качества, а также на прогнозируемые расходы на исправление брака или ликвидацию дефектной партии изделий, принимаются производственно-технические решения по обеспечению выпуска готовой продукции в соответствии с планом.
В заключение необходимо отметить, что предложенная выше методика оценки качества базируется на использовании дифференциальных оценок единичных факторов качества. Для разработки и практического использования систем контроля качества интерес представляет интегральный подход к оценке качества продукции на основе комплексного квалиметрического метода, который позволяет перейти от оценки единичных показателей к общей оценке качества исполнения всего оттиска или издания в целом. Квалиметрия печатного изображения на основе измерений показателей качества оттисков определяет допустимый диапазон их значений, весомость (значимость) конкретного единичного показателя, а в конечном итоге дает комплексную (интегральную) количественную оценку качества печатного процесса.
Рис. 1. Маршрутная схема контрольных операций


Литература
1. ГОСТ Р ИСО 12647–1–2009 Технология полиграфии. Контроль процесса изготовления цифровых файлов, растровых цветоделений, пробных и тиражных оттисков. Часть 1–2. Параметры и методы измерений. Процессы офсетной печати. — М.: Стандартинформ, 2011. — 18 с.
2. Требования, предъявляемые к качеству готовой полиграфической печатной продукции и ее упаковки». — М.: ВНИИ Полиграфии, 2017. — 3 с.
3. Процессы офсетной печати. Технологические инструкции ВНИИ Полиграфии. — Москва, 2013. — 400 с.
4. Магкиева З.И. Разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9001–2015 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 2. — С. 376–380.
5. Репин В.В. Опыт внедрения системы управления бизнес-процессами // Методы менеджмента качества. -2013. — № 5 — С. 12–17.
6. Усик Н.И., Белокуров А.Э., Василенок А.В. Важность системы менеджмента качества на предприятиях // Научный журнал НИУ ИТМО. — 2016. — № 4. — С.70–77.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия