| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ | | Брянцева Т. А. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова,
кандидат экономических наук Шевченко М. В. старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита
Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова
| |
| | Статья посвящена особенностям управления бизнес-процессами в современных экономических условиях, предполагающих высокий уровень конкуренции. Подробно рассмотрены сущность, виды, особенности организации и основные этапы осуществления реинжиниринга бизнес-процессов, как особой инновационной формы управления, определены его преимущества и недостатки | Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, система управления, инновации | УДК 65.330; ББК 65.050 Стр: 192 - 194 | Современные условия хозяйствования предполагают широкую интеграцию российской экономики в мировую экономическую систему, реализация которой возможна при применении инновационных методов управления компанией. Достижение конкурентных преимуществ должно базироваться на применении новейших технологий ведения бизнеса с целью повышения качества продукции и услуг, роста доходности деятельности и обеспечения финансовой устойчивости [2].
Одна из инновационных методик управления компанией предполагает разделение хозяйственной деятельности организации на отдельные составляющие (бизнес-процессы), их исследование и корректировку [8]. Бизнес-процесс представляет собой «совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей» [7].
Выделяют три вида бизнес-процессов:
— управляющие бизнес-процессы, регулирующие функционирование организации в целом (например, процесс корпоративного управления);
— операционные бизнес-процессы, составляющие основные хозяйственные операции (заготовление, производство, продажа и т.д.);
— поддерживающие бизнес-процессы, связанные с обслуживанием основной деятельности предприятия (бухгалтерский учет, кадровое обеспечение, техническое обслуживание и др.).
В частности, среди бизнес-процессов можно выделить следующие категории:
— процессы выпуска продукции;
— процессы проектирования;
— процессы контроля;
— ресурсные процессы;
— процессы преобразования.
Каждый отдельный бизнес-процесс описывается следующими характеристиками:
— технология реализации бизнес-процесса;
— структура бизнес-системы;
— средства автоматизации, оборудование и механизмы, обеспечивающие реализацию процесса.
Эффективность бизнес-процессов характеризуется целым рядом показателей: объем выпущенной продукции; соответствие ее качества заданным параметрам; уровень спроса на продукцию; производительность труда; длительность операционного и финансового циклов; уровень затрат на производство; объем капиталовложений в производственный процесс.
Важнейшим рычагом эффективности, конкурентоспособности и развития предприятия выступает реинжиниринг бизнес-процессов, представляющий собой «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами» [6].
Реинжиниринг бизнес-процессов возник на Западе в конце 80-х годов XX века и носил название метода «революционного преобразования деятельности предприятия и коренной перестройки бизнеса» [4]. Основателями теории реинжиниринга считаются Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, которые определили его как «решительную, стремительную и глубокую «прорывную» перестройку основ организации и управления внутри предприятия» [4].
Реинжиниринг бизнес-процессов можно разделить на две группы в соответствии со следующими признаками:
— по степени воздействия на организацию;
— по ситуативному признаку.
По первому признаку реинжиниринг делится на:
— эволюционный реинжиниринг — при котором происходит либо незначительное изменение хозяйственных процессов, либо их полное изменение. Перехода на другой вид бизнеса при этом не происходит.
— революционный реинжиниринг означает глобальное изменение и переход на другой вид бизнеса.
По ситуативному признаку различают:
— кризисный реинжиниринг бизнес-процессов. К нему прибегают в том случае, когда компания находится на грани банкротства по причине потери конкурентоспособности или снижения качества товара.
— когда у компании возникает потребность в получении дополнительных конкурентных преимуществ, то на помощь приходит развивающийся реинжиниринг.
Основные факторы, препятствующие эффективной реализации реинжиниринга описаны в работах Хаммера и Чампи:
— «Достроить легче, чем построить заново. Данное высказывание действует только тогда, когда организация подлежит «косметическому ремонту» [5].
— «Лучше синица в руках» [4], то есть руководитель ограничивается тем, что есть на данный момент и не рассчитывает на быстрый рост эффективности функционирования организации.
— «Поспешное прекращение процедуры» [5]. При получении даже незначительного положительного результата, руководство может принять решение о прекращении процедуры реинжиниринга. Однако, как показывает практика досрочное прекращение процедуры неоправданно и приводит к быстрому возвращению к исходному состоянию.
— «Игнорирование ценностей кадров» [3]. По мнению экспертов, «превращенный в формальную механистическую процедуру реинжиниринг обречен на неудачу в 100% случаев» [3]. Важным условием эффективности реинжиниринга является личная заинтересованность и достаточный уровень компетентности персонала.
— «Сосредоточенность на схемах, а не на их реализации» [4]. Для реинжиниринга бизнес-процессов быть специалистом в теории — полдела. В данной процедуре от руководителя необходима решительность, а иногда и дерзость, чтобы совершать перемены, кажущиеся ему без сомнения необходимыми.
Основными видами реинжиниринга бизнес-процессов являются:
— фундаментальный;
— радикальный;
— существенный.
Фундаментальный реинжиниринг начинается с «чистого листа», следовательно, предприятие должно избегать традиционных подходов. На первом этапе фундаментального реинжиниринга необходимо определить — чем компания должна заниматься, а затем — как она должна это делать.
Радикальный реинжиниринг предполагает отказ от всего «отжившего» — от всех существующих и устаревших структур и процедур, с последующим созданием новых способов выполнения работ. Происходит появление новых способов работы, т.к. осуществление реинжиниринга бизнеса, как правило, означает создание его заново [1].
Существенный реинжиниринг призван обеспечить общий мощный рост результатов, без применения методов, сопряженных со значительным риском.
Процедура реинжиниринга зависит от субъекта ее проводящего и включает ряд этапов.
На этапе стратегического планирования уточняются и конкретизируются цели и задачи деятельности организации, к числу которых относятся: уменьшение риска банкротства, повышение прибыли, улучшение эффективности работы компании и др.
На следующем этапе изучается и описывается существующая бизнес-структура с различных точек зрения.
Этап анализа моделей предполагает использование функционально-стоимостного анализа с целью оценки результативности процессов и выявления возможности повышения их эффективности.
На заключительном этапе руководитель принимает решение о реинжиниринге, причем делает это только в том случае, когда сумма «неблагополучных» мест превышает допускаемый уровень.
Важно отметить, что процедура реинжиниринга должна основываться на средствах и методах, эффективность которых подтверждена на практике.
Основными принципами реинжиниринга бизнес-процессов являются:
— горизонтальное сжатие процесса предполагает объединение нескольких процедур в одну для ускорения его выполнения;
— вертикальное сжатие процесса предусматривает предоставление прав исполнителям процесса самостоятельного принятия решений;
— последовательность этапов осуществления реинжиниринга;
— инвариантность реализации реинжиниринга бизнес-процессов с учетом конкретной ситуации или состояния;
— максимальное сокращение точек контакта с целью упрощения процедур согласований и др.
К числу основных особенностей реинжиниринга бизнес-процессов относятся:
— отказ от устаревших правил и подходов, реализация процесса с нуля;
— изменение способа ведения хозяйственной деятельности;
— корректировка показателей хозяйственной деятельности.
Необходимость осуществления реинжиниринга обусловлена потребностью в коренных изменениях в случаях: когда предприятие неконкурентоспособно и спрос на его продукцию снижается до минимальных значений; когда положение организации считается удовлетворительным, но прогноз дальнейшего функционирования неблагоприятен; когда возникает острая необходимость достижения новых конкурентных преимуществ.
Порядок и последовательность проведения реинжиниринговых мероприятий определяется тремя основными критериями:
1. Дисфункциональность предполагает выявление наиболее проблемных процессов;
2. Значимость — выделяет процессы, оказывающие наиболее ощутимое влияние на клиентов организации;
3. Осуществимость — критерий, на основании которого выбираются процессы, наиболее успешно поддающиеся перепроектированию.
В крупных организациях, единовременно реализующих несколько проектов, возникает необходимость их согласования. При этом субъектами реинжиниринга бизнес-процессов выступают:
— лидер проекта. Его роль заключается в общем руководстве реинжиниринговой деятельностью, идеологическом обосновании проекта, обеспечении заинтересованности коллектива;
— управляющий комитет. Его функционирование предполагает осуществление контрольных мероприятий, различного рода согласований, решение конфликтных ситуаций при реализации проекта. В данной группе обязательно присутствие членов высшего руководства, лидера и менеджеров процессов;
— менеджер процессов — разрабатывает методику и инструменты обучения рабочих команд;
— группа работников предприятия (методисты, администраторы, сотрудники) и внешние консультанты. Данные сотрудники отвечают за качество продукции, полное и своевременное документирование операций, координацию деятельности подразделений, информационную поддержку;
— руководитель конкретного процесса отвечает за оценку результата, а также занимается повышением его эффективности;
— дополнительным звеном между лидером и группой реинжиниринга бизнес-процессов является коммуникатор. К задачам коммуникатора можно отнести формализацию в соответствии с технологией идей лидера, а также проведение обучения группы;
— внешний консультант является сторонним по отношению к организации экспертом.
В зависимости от масштаба проекта в состав участников реинжиниринга бизнес-процессов входит в среднем 5–7 человек.
До начала реализации проекта участники должны получить основную информацию о состоянии процесса: в чем он заключается, насколько хорошо или насколько плохо функционирует, есть ли проблемы, оказывающие влияние на его результаты.
Далее, в процессе изучения опыта других организаций, определяются собственные пути реализации проекта, что способствует снижению риска, уменьшению временных и финансовых затрат, связанных с наработкой собственных схем через экспериментирование.
Важным элементом реинжиниринга, составляющим базу вычислительных, коммуникационных технологий являются информационные технологии, что позволяет:
— реализовать полученные преимущества в бизнесе и продолжить работу над новыми решениями;
— внедрить полученные достижения во все сферы деятельности компании;
— учитывать позитивный опыт и достижения других организаций.
Для решения данных задач во многих компаниях 25–50% инвестиций направляются на приобретение прикладного программного обеспечения с целью содействия менеджменту, создания, поддержания и увеличения конкурентного преимущества.
Таким образом, реинжиниринг, как форма инновационных технологий в управлении бизнес — процессами организации, является перспективным направлением развития экономики на уровне хозяйствующих субъектов. К основным его преимуществам можно отнести [6]:
— увеличение деловой активности предприятия;
— повышение конкурентоспособности компании;
— рост квалификации персонала;
— оптимизация документооборота за счет внедрения информационных технологий;
— сокращение издержек производства;
— рост производительности труда.
Однако, необходимо отметить ряд недостатков данного метода управления: длительность проведения реинжиниринга, значительные затраты на проект, достаточно напряженная психологическая обстановка в коллективе, высокая вероятность неудачи при его реализации. |
| |
|
|