| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Рекорд С. И. заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор Куликов Д. В. магистрант программы «Международная экономика»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | Статья посвящена анализу перспектив декарбонизации мировой энергетики, в первую очередь — за счет развития водородного топлива в качестве частичного заменителя природного газа. В общем виде предложена модель замещения природного газа водородным топливом, выделен механизм реализации энергоресурса и соответствующая ему цепочка ценности с учетом ряда допущений и обобщений | Ключевые слова: международная энергетика, декарбонизация, технико-экономическая модель, водородное топливо, природный газ | УДК 339.944.2; ББК 65.5 Стр: 176 - 180 | В условиях трансформации мирового энергетического сектора и энергетических рынков, а также растущей конкурентной борьбы на уровне компаний и национальных экономик, обостряется научно-практическая дискуссия об источниках эффективности производства и потребления, в том числе и в первую очередь — генерации и потребления энергии. Одним из направлений повышения эффективности потребления энергоресурсов и устойчивого развития является тренд на декарбонизацию, что подразумевает переход от традиционных ископаемых видов энергоресурсов к более современным. Однако с учётом всеобщей индустриализации и развития достаточно энергоёмких новых технологий, такой переход необходимо осуществлять лишь при условии сохранения существующей энергоэффективности.
Сама концепция декарбонизации лежит в основе развития т.н. «зелёной экономики», т.е. перехода от «грязных» источников энергии (в основном ископаемых и невозобновляемых) к «чистым» (в большей мере возобновляемым). Декарбонизация как термин, вышедший из сферы технических наук, получил своё распространение, в частности, в отчётах коллаборации энергетических исследований «The Deep Decarbonization Pathways Project» [11], в которую входят исследовательские группы из 16 стран, включая Российскую Федерацию. Вопрос декарбонизации также поднимался и Полом Кругманом в своей заметке «Земля, ветер и лжецы» [2], и в статье-ответе на неё «Декарбонизация: Это не так просто» (Даниэль Райми, Алан Крупник) [1]. Также необходимо отметить демонстрационные проекты по развитию автомобильных двигателей на водородном топливе, в частности, Japan Hydrogen and Fuel Cell Demonstration Project, реализованный при финансовой поддержке Министерства экономики, торговли и промышленности Японии еще в 2002–2010 гг. с участием 22 международных корпораций, в том числе автомобильных компаний (Toyota Motor Corporation, Nissan Motor Co., Ltd., Honda Motor Co., Ltd., Mercedes-Benz Japan Co., Ltd., General Motors Japan Ltd. и др.), каждая из которых разработала собственный проект водородного или гибридного двигателя (всего 11 прототипов автомобилей), а также компаний, вовлеченных в строительство водородных заправочных станций и энергетических компаний.
Согласно обзору Forbes, автомобили на водородных топливных элементах уже выпустили на рынок Honda, Toyota, Hyundai и ряд китайских компаний. Целевое видение международного консорциума Hydrogen Council, основанного в Давосе в 2017 году крупнейшими отраслевыми компаниями под председательством Toyota, — более 400 млн легковых машин, 15–20 млн грузовиков, 5 млн автобусов на водороде к 2050 году (т.е. около 20–25% от общего количества) [18]. Также перспективна и технология стационарных водородных топливных элементов, с помощью которых можно отапливать помещения. Хотя стоимость электроэнергии, полученной таким способом, еще довольно высока, технологии всех ВИЭ постепенно удешевляются благодаря массовости производства и, соответственно, его стандартизации.
1. Моделирование расчёта отношения цен на заменяемое и замещающее топливо (природный газ и водород)
Можно сказать, что полная декарбонизация, т.е. сведение содержания карбона к нулю, приведёт к соответственной замене природного газа на водородное топливо. Однако, к каким последствиям может привести такая замена с экономической точки зрения для потребителей и производителей, или же, упрощая, какая цена может установиться на водородное топливо?
Для разработки этого вопроса установим следующую задачу: некоторый рынок обеспечивает потребителей энергоресурсом А. В определённый момент этот энергоресурс необходимо заменить альтернативным ему энергоресурсом B. Какая должна установиться цена на энергоресурс B при сохранении удовлетворения потребностей потребителей?
К этой задаче необходимо сделать также ряд допущений и обобщений:
● Весь объём реализуемого энергоресурса потребители используют для производства электроэнергии для своих нужд;
● Установка по переработке энергоресурса представляет собой «чёрный ящик», генерирующий некоторое количество электроэнергии при подаче в него некоторого количества энергоресурса;
● Энергопотерями при транспортировке электроэнергии можно пренебречь;
● На рынке установилась некоторая цена PA на энергоресурс A, и она является константой. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|