Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рекорд С. И.
заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Куликов Д. В.
магистрант программы «Международная экономика»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Международные аспекты формирования технико-экономической модели декарбонизации природного газа
Статья посвящена анализу перспектив декарбонизации мировой энергетики, в первую очередь — за счет развития водородного топлива в качестве частичного заменителя природного газа. В общем виде предложена модель замещения природного газа водородным топливом, выделен механизм реализации энергоресурса и соответствующая ему цепочка ценности с учетом ряда допущений и обобщений
Ключевые слова: международная энергетика, декарбонизация, технико-экономическая модель, водородное топливо, природный газ
УДК 339.944.2; ББК 65.5   Стр: 176 - 180

В условиях трансформации мирового энергетического сектора и энергетических рынков, а также растущей конкурентной борьбы на уровне компаний и национальных экономик, обостряется научно-практическая дискуссия об источниках эффективности производства и потребления, в том числе и в первую очередь — генерации и потребления энергии. Одним из направлений повышения эффективности потребления энергоресурсов и устойчивого развития является тренд на декарбонизацию, что подразумевает переход от традиционных ископаемых видов энергоресурсов к более современным. Однако с учётом всеобщей индустриализации и развития достаточно энергоёмких новых технологий, такой переход необходимо осуществлять лишь при условии сохранения существующей энергоэффективности.
Сама концепция декарбонизации лежит в основе развития т.н. «зелёной экономики», т.е. перехода от «грязных» источников энергии (в основном ископаемых и невозобновляемых) к «чистым» (в большей мере возобновляемым). Декарбонизация как термин, вышедший из сферы технических наук, получил своё распространение, в частности, в отчётах коллаборации энергетических исследований «The Deep Decarbonization Pathways Project» [11], в которую входят исследовательские группы из 16 стран, включая Российскую Федерацию. Вопрос декарбонизации также поднимался и Полом Кругманом в своей заметке «Земля, ветер и лжецы» [2], и в статье-ответе на неё «Декарбонизация: Это не так просто» (Даниэль Райми, Алан Крупник) [1]. Также необходимо отметить демонстрационные проекты по развитию автомобильных двигателей на водородном топливе, в частности, Japan Hydrogen and Fuel Cell Demonstration Project, реализованный при финансовой поддержке Мини­стерства экономики, торговли и промышленности Японии еще в 2002–2010 гг. с участием 22 международных корпораций, в том числе автомобильных компаний (Toyota Motor Corporation, Nissan Motor Co., Ltd., Honda Motor Co., Ltd., Mercedes-Benz Japan Co., Ltd., General Motors Japan Ltd. и др.), каждая из которых разработала собственный проект водородного или гибридного двигателя (всего 11 прототипов автомобилей), а также компаний, вовлеченных в строительство водородных заправочных станций и энергетических компаний.
Согласно обзору Forbes, автомобили на водородных топливных элементах уже выпустили на рынок Honda, Toyota, Hyundai и ряд китайских компаний. Целевое видение международного консорциума Hydrogen Council, основанного в Давосе в 2017 году крупнейшими отраслевыми компаниями под председательством Toyota, — более 400 млн легковых машин, 15–20 млн грузовиков, 5 млн автобусов на водороде к 2050 году (т.е. около 20–25% от общего количества) [18]. Также перспективна и технология стационарных водородных топливных элементов, с помощью которых можно отапливать помещения. Хотя стоимость электроэнергии, полученной таким способом, еще довольно высока, технологии всех ВИЭ постепенно удешевляются благодаря массовости производства и, соответственно, его стандартизации.

1. Моделирование расчёта отношения цен на заменяемое и замещающее топливо (природный газ и водород)
Можно сказать, что полная декарбонизация, т.е. сведение содержания карбона к нулю, приведёт к соответственной замене природного газа на водородное топливо. Однако, к каким последствиям может привести такая замена с экономической точки зрения для потребителей и производителей, или же, упрощая, какая цена может установиться на водородное топливо?
Для разработки этого вопроса установим следующую задачу: некоторый рынок обеспечивает потребителей энергоресурсом А. В определённый момент этот энергоресурс необходимо заменить альтернативным ему энергоресурсом B. Какая должна установиться цена на энергоресурс B при сохранении удовлетворения потребностей потребителей?
К этой задаче необходимо сделать также ряд допущений и обобщений:
● Весь объём реализуемого энергоресурса потребители используют для производства электроэнергии для своих нужд;
● Установка по переработке энергоресурса представляет собой «чёрный ящик», генерирующий некоторое количество электроэнергии при подаче в него некоторого количества энергоресурса;
● Энергопотерями при транспортировке электроэнергии можно пренебречь;
● На рынке установилась некоторая цена PA на энергоресурс A, и она является константой.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Raimi Daniel, Krupnik Alan. Decarbonization: It Ain’t That Easy; Resources, 20 Apr. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.resourcesmag.org/common-resources/decarbonization-it-aint-that-easy/; (дата обращения: 04.04.2019 г.)
2. Krugman Paul. Earth, Wind and Liars. The New York Times, 14 Apr. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2018/04/16/opinion/trump-energy-environment.html (дата обращения: 04.04.2019 г.).
3. Proposal to use hydrogen to decarbonise homes in northern England, Equinor, 23 Nov. 2018 Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.equinor.com/en/news/2018–11–23-hydrogen-northern-england.html; (дата обращения: 04.02.2019 г.).
4. Review on Opportunities and Difficulties with HCNG as a Future Fuel for Internal Combustion Engine, article by Priyanka Goyal and S.K. Sharma, Amity University, Noida, “Research India Publications” [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ripublication.com/aasa-spl/aasav4n1spl_13.pdf; (дата обращения: 03.03.2019 г.).
5. Замглавы «Газпрома» предложил смешивать природный газ с водородом, статья портала РБК, 05.10.2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/05/10/2018/5bb7433f9a7947cef31efe22 (дата обращения: 06.03.2019 г.).
6. Henry Hub Natural Gas Futures Quotes, CME Group. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cmegroup.com/trading/energy/natural-gas/natural-gas.html; (дата обращения: 13.04.2019 г.)
7. Hydrogen Fuel Cell Vehicles; article by United States Environmental Protection Agency (эл. ресурс: https://www.epa.gov/greenvehicles/hydrogen-fuel-cell-vehicles; (дата обращения: 05.03.2019 г.).
8. Hydrogen-based energy conversion; report by A.T.Kearney, Energy Transition Institute, Feb. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.energy-transition-institute.com/_/media/Files/ETI/Hydrogen%20Based%20Energy%20Conversion%20Presentation.pdf; (дата обращения: 08.04.2019 г.).
9. Доклад г-на Клауса Бергшнайдера «Decarbonization. Implications of Hydrogen on Contracts», «Энергетика XXI века», 15 ноября 2018 г. (в т.ч. эл. ресурс: http://en.unecon.ru/sites/default/files/en/claus_bergschneider_cbc_consultingengineering_gmbh.pdf).
10. Доклад г-на Марка Джеймса «Decarbonization of Natural Gas», «Энергетика XXI века», 14 ноября 2018 г. (в т.ч. эл. ресурс: http://en.unecon.ru/sites/default/files/en/mark_james_berkeley_research_group_uk_ltd_0.pdf).
11. Материала сайта проекта «The Deep Decarbonization Pathways Project» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://deepdecarbonization.org/about/; (дата обращения: 05.03.2019 г.).
12. Материалы XI международной научной конференции «Энергетика XXI века: экономика, политика, экология» 14–16 ноября 2018 г.
13. Материалы блога компании Toshiba, портал Habr.com, в т.ч. статьи: Паровые турбины: как горячий пар превращается в электричество [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/toshibarus/blog/445556/); Водородная энергетика: начало большого пути [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/company/toshibarus/blog/428511/) (дата обращения: 29.03.2019 г.).
14. Материалы сайта компании Grove Hydrogen Automotive [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.grove-auto.com/technology; (дата обращения: 18.03.2019 г.).
15. Портал конвертации физических величин «Unit Juggler» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unitjuggler.com/convert-energy-from-GcmNG-to-Btu.html (дата обращения: 13.04.2019 г.).
16. Справочные материалы сайта Thermal-info.ru: Удельная теплота сгорания топлива и горючих материалов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.thermalinfo.ru/eto-interesno/udelnaya-teplota-sgoraniya-topliva-i-goryuchih-materialov); Плотность газов и паров: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://thermalinfo.ru/svojstva-gazov/gazy-raznye/plotnost-gazov-i-parov (дата обращения: 20.03.2019 г.).
17. Официальный сайт проекта Japan Hydrogen and Fuel Cell Demonstration Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jari.or.jp (дата обращения: 17.06.2019 г.).
18. Мельников Ю., Чугунов Д. Водородная экономика: разрушит ли новое топливо «ископаемую» цивилизацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/358673-vodorodnaya-ekonomika-razrushit-li-novoe-toplivo-iskopaemuyu-civilizaciyu (дата обращения: 17.06.2019 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия