| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Дерен И. И. профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН России,
доктор экономических наук Морозов В. М. профессор кафедры социологии
Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
доктор социологических наук
| |
| | В статье проведен анализ экономического развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации, раскрыты социально-экономические проблемы и сформулированы рекомендации по их решению | Ключевые слова: экономическое развитие, экономика, уголовно-исполнительная система, Российская Федерация | УДК 378.046.4 Стр: 159 - 161 | Исследование экономических и социальных аспектов уголовно-исполнительной системы на макроуровне — уровне Российской Федерации является актуальным вопросом.
Данное направление включает в себя макросистему знаний и комплекс практических навыков организационной, социально-экономической, производственной и правоохранительной системы [2, с. 75].
В условиях пристального внимания к эффективному решению экономических и социальных проблем как в России, так и в зарубежных странах, целесообразно развивать отдельные отрасли и сферы экономики с учетом положительного мультипликативного эффекта в целом для экономики.
Неоднократно в научной литературе поднимался вопрос о положительной динамике развития ряда отраслей промышленности, развития ряда отраслей сферы услуг в Российской Федерации. Данные позитивные тенденции подтверждены официальными статистическими данными за 2018 год.
Объем ВВП России за 2018 г. составил в текущих ценах 103 875,8 млрд рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2017 г. составил 102,3%, индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым ценам 2017 г. — 110,3%.
Отрасли промышленности в определенной степени развиваются и в рамках уголовно-исполнительной системы, при этом необходимо отметить, что труд осужденных имеет не только экономическое, но и важное социальное значение, поскольку некоторые осужденные не имели профессии и не были трудоустроены. Социальный эффект заключается в том, что у них появляется возможность при отбывании наказания обучиться профессии и при освобождении поменять стиль и образ жизни на законопослушный, соответственно трудоустроиться и социализироваться с учетом соблюдения отечественного законодательства.
По состоянию на 1 мая 2019 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации содержалось 552 188 чел. (-10 978 чел. к 01.01.2019). В состав уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации входят (на 01.01.2019) 31 федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в ведении ФСИН России, 569 центров трудовой адаптации осужденных, 75 производственных мастерских [3].
Объем поступивших доходов от деятельности уголовно-исполнительной системы в бюджет Российской Федерации в 2012 г. — 37,1 млрд руб., в 2013 г. — 40,6 млрд руб. (+9,43%), в 2014 г. — 39,9 млрд руб. (-1,72%), в 2015 г. — 40,7 млрд руб. (+2,01%), в 2016 г. — 38,1 млрд руб. (-6,39%), в 2017 г. — 40,8 млрд руб. (+7,09%). Следовательно, доходы за период 2012–2017 года выросли на 3,7 млрд руб. (данные по доходам за 2018 год отсутствовали) [2, 3].
Если проанализировать тенденции доходов от деятельности уголовно-исполнительной системы, то можно констатировать стагнацию по данным показателям без учета инфляционных процессов. Соответственно прослеживается проблема по решению роста доходов в уголовно-исполнительной системе.
Комплексными причинами данной проблемы являются следующие.
Во-первых, производство товаров и услуг в уголовно-исполнительной системе осуществляется на основе наработок и опыта предшествующего периода без учета современных инновационных подходов к ценовой, качественной и коммуникационной политикам.
Во-вторых, необходимо обновление и расширение производственных возможностей в центрах трудовой адаптации осужденных и в производственных мастерских в соответствии с рыночной конъюнктурой и запросами потребителей.
В первом направлении решения проблемы в уголовно-исполнительной системе одним из вариантов является применение таксонометрического подхода относительно параметров ценовой политики, политики качества и политики маркетинговых коммуникаций. Сущность таксонометрического подхода заключается в определении позиции товаров и услуг, производимых в учреждениях уголовно-исполнительной системы, относительно товаров и услуг конкурентов как в рамках данной системы, так и за ее пределами. Позиции определяются по 100-балльной системе по трем осям: ось x — ценовая политика, ось y — политика качества, ось z — политика маркетинговых коммуникаций.
По ценовой политике за 100 баллов принимается максимальная цена. Сравнивая цены на товары, производимые и реализуемые учреждениями уголовно-исполнительной системы и ценами на эти же товары, реализуемые посредниками в розничной торговле, необходимо обратить внимание на большую разницу, порой в 1,5–2 раза. Соответственно спрос есть на данные товары. В качестве рекомендации, на взгляд авторов, можно предложить создание и развитие сети торговых представительств на территории той местности, где есть спрос на соответствующую продукцию. При этом будут увеличены логистические расходы, но это даст и увеличение товарооборота, а, следовательно, и доходов от деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.
По политике качества за 100 баллов принимается идеальное качество товаров и услуг, т.е. в соответствии с ГОСТами и системой менеджмента качества TQM. К сожалению, со стороны потребителей на продукцию иногда поступают претензии к качеству. Информацию из данных претензий обязательно необходимо анализировать и при целесообразности совершенствовать продукцию при незначительном увеличении себестоимости и соответственно пропорциональном увеличении цены на данную продукцию.
По маркетинговым коммуникациям за 100 баллов принимается, например, 10 направлений маркетинговых коммуникаций с периодичностью 10 раз в год. Принимая во внимание качественный состав данных маркетинговых коммуникаций. Необходимо учитывать фактор эффективности каждого из направлений маркетинговых коммуникаций. Одно из нововведений является каталогизация продукции, выпускаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы, на официальном сайте fsin.su. Данный блок информации эффективен, прежде всего, для юридических лиц. Что касается физических лиц, то целесообразно использовать рекламу на местном телевидении, в местной прессе, Интернет-рекламу, выставки товаров народного хозяйства. После проведения маркетинговых мероприятий по продвижению продукции, выпускаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы, в обязательном порядке надо проводить маркетинговое исследование о результативности или эффективности конкретных маркетинговых коммуникаций в сопоставлении с показателями выручки, а именно, их роста, стагнации или снижения.
Также в первом направлении необходимо создание отделов по продвижению и реализации товаров и услуг: отдел по ценовой политике; отдел менеджмента качества; отдел рекламы и связи с общественностью; отдел маркетинговых исследований. При этом возникает вопрос о росте затрат на данное направление, однако, при грамотном подходе к подбору специалистов с соответствующим образованием и опытом работы, рост доходов будет значительно превышать рост соответствующих расходов.
Что касается второго направления решения проблемы в уголовно-исполнительной системе, а именно, обновление и расширение производственных возможностей, то данный процесс необходимо осуществлять с учетом контрактов с действующими промышленными, транспортными предприятиями и организациями других отраслей и сфер деятельности. Есть положительные примеры данного взаимодействия с результатами деятельности в виде доходов как учреждений уголовно-исполнительной системы, так и организаций вне данной системы.
К реализации второго направления в части обновления и расширения производственных возможностей целесообразно приступать только при условии выполнения первого направления, т.к. предложение будет превышать спрос, что приведет к значительному увеличению затрат без роста или со снижением доходной части.
Прежде чем приступить к реализации данных направлений решений, на взгляд авторов, необходимо провести ряд пилотных проектов в ряде регионов. Они помогут выявить позитивные аспекты и минимизировать организационные и социально-экономические ошибки.
После анализа поступивших доходов от деятельности уголовно-исполнительной системы в бюджет Российской Федерации, проблем их увеличения и рекомендаций по улучшению данных показателей, проанализируем объем расходов уголовно-исполнительной системы из бюджета Российской Федерации.
Объем расходов уголовно-исполнительной системы из бюджета Российской Федерации (кассовое исполнение) в 2012 г. — 213,0 млрд руб. (+16,62%), в 2013 г. — 272,1 млрд руб. (+27,75%), в 2014 г. — 276,4 млрд руб. (+1,58%), в 2015 г. — 302,9 млрд руб. (+9,59%), в 2016 г. — 292,9 млрд руб. (-3,30%), в 2017 г. — 290,8 млрд руб. (-3,30%), в 2018 г. — 305,7 млрд руб. (+5,12%) [2, 3].
Следовательно, расходы федерального бюджета на уголовно-исполнительную систему за период 2012–2018 года повысились на 92,7 млрд руб.
Соответственно, наблюдается значительный рост расходов на уголовно-исполнительную систему. При этом интересным является прогноз на 2019–2021 гг. с понижением показателей ежегодных расходов. На современном этапе развития экономики, как в целом, так и экономики уголовно-исполнительной системы, отсутствуют предпосылки сокращения расходов. Анализ экономических тенденций говорит об обратном, а именно, о росте расходов, или, в крайнем случае, о прогнозе снижения темпов роста расходов в уголовно-исполнительной системе.
Более того, получение доходов в уголовно-исполнительной системе является одной из дополнительных задач. При этом данная задача тесно интегрирована с социальной задачей.
Если проанализировать долю покрытия доходами расходов уголовно-исполнительной системы, то она составляет от 17,42% в 2012 году до 14,03% в 2017 году.
Доля покрытия доходами расходов уголовно-исполнительной системы снижается. Данная тенденция будет сохраняться до тех пор, пока не будут предприняты меры не столько по сокращению затрат, сколько по увеличению доходов с учетом важного социального направления.
Стратегическое развитие уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017–2025 годы). В соответствии с ней планируется финансирование, связанное с реконструкцией и строительством объектов уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации, осуществляемых за счет средств федерального бюджета в нескольких вариантах решения:
1. 96,5 млрд руб., в т.ч. государственные капитальные вложения — 92, 0 млрд руб. и прочие нужды — 4,5 млрд руб.;
2. 167,3 млрд руб., в т.ч. государственные капитальные вложения — 160,3 млрд руб. и прочие нужды — 7,0 млрд руб.;
3. 54,9 млрд руб., в т.ч. государственные капитальные вложения — 52,7 млрд руб. и прочие нужды — 2,2 млрд руб. [1].
В целях развития производственно-хозяйственной деятельности в условиях сложившейся экономической ситуации, повышения эффективности трудовой адаптации осужденных и создания для них дополнительных рабочих мест, открытия новых видов производств, принимались меры по активизации работы с внешними заказчиками. Совместно с МВД России, Росгвардией, ФСБ России, ФСО России проработан вопрос на поставку территориальными органами ФСИН России вещевого имущества для нужд вышеуказанных силовых структур. По состоянию на 28.12.2017 заключено 90 государственных контрактов на общую сумму 2694,9 млн рублей, из них 19 контрактов на сумму 779,8 млн рублей с поставкой продукции в первом полугодии 2018 года.
Кроме того, в 73 субъектах Российской Федерации получен портфель заказов на поставку продукции для региональных и муниципальных нужд на сумму около 822 млн рублей (в 2016 году — 48 субъектов, с объемом заказов 515,5 млн рублей) [3].
По поводу заказов на поставку продукции для региональных и муниципальных нужд необходимо отметить положительную тенденцию в количественном и финансовом их увеличении, что позитивно сказывается на увеличении доходов уголовно-исполнительной системы. Данное направление, на взгляд авторов, целесообразно развивать.
В 2017 году исправительными учреждениями принято участие в 1387 выставочных мероприятиях (за 2016 год — в 434 мероприятиях), по результатам участия в которых заключены контракты на общую сумму более 1 млрд рублей (за 2016 год — 629 млн рублей) [3].
Подытоживая работу, проведенную в уголовно-исполнительной системе относительно увеличения доходов, можно отметить, с одной стороны, положительный вектор развития маркетинговых коммуникаций, однако для повышения показателей доходов необходимо применять комплексный подход с учетом ценовой политики, политики качества и политики маркетинговых коммуникаций.
За 11 месяцев 2017 года среднесписочная численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах непосредственно на производстве, составила 128,8 тыс. человек (за 11 месяцев 2016 года — 133,1 тыс. человек), сократившись на 3,19%, или на 4,2 тыс. человек. Среднесписочная численность осужденных, занятых на работах по хозяйственному обслуживанию учреждений, составила 48,4 тыс. человек (за 11 месяцев 2016 года — 49,4 тыс. человек). Анализируя социальные показатели, необходимо отметить, что в 2017 году в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации всего привлекались к оплачиваемому труду 177,3 тыс. осужденных, или 40,1% к среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду (за 11 месяцев 2016 года — 181,5 тыс. человек, или 39,7%) [3].
Положительным примером является получение осужденными новых профессиональных навыков, например, для мужчин — навыков по таким профессиям, как электрики, плотники, механики, для женщин — навыков по таким профессиям, как швея, повар.
Следовательно, анализируя показатели в уголовно-исполнительной системе, связанные с трудом осужденных, можно отметить, что от 40% до 50% осужденных могут быть дополнительно трудоустроены при реализации стратегии развития уголовно-исполнительной системы в части обеспечения трудовыми местами осужденных с целью их исправления и социально-экономической адаптации к правомерной деятельности в современном обществе.
Таким образом, для улучшения экономических показателей уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации, необходимо: во-первых, совершенствование ценовой политики, политики качества и политики маркетинговых коммуникаций на основе применения таксонометрического подхода к товарам и услугам, производимых в учреждениях уголовно-исполнительной системы; во-вторых, обновление и расширение производственных возможностей, которое необходимо осуществлять с учетом контрактов с действующими промышленными, транспортными предприятиями и организациями других отраслей и сфер деятельности. |
| |
|
|