Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Абдыкалыков А. А.
ректор Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (г. Бишкек),
профессор, доктор технических наук;

Киселев А. С.
профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат социол. наук

Саткыналиев Т. Т.
первый проректор Кыргызского государственного университета строительства,
транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (г. Бишкек),
доцент, кандидат технических наук

Дербишева Э. Д.
зав. кафедрой менеджмента Кыргызского государственного университета строительства,
транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (г. Бишкек),
доктор экономических наук


«Евразийский цифровой центр уполномоченных экономических операторов» как новый формат образовательного и кадрового обеспечения процессов евразийской интеграции
В статье рассмотрены вопросы создания Евразийского цифрового центра по подготовке уполномоченных экономических операторов, что должно способствовать расширению внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС, цифровой трансформации бизнес-процессов в таможенной сфере, актуальности создания Венчурного фонда ЕАЭС
Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Таможенный кодекс ЕАЭС, уполномоченные экономические операторы (УЭО), цифровая трансформация, Евразийский цифровой центр, Венчурный фонд ЕАЭС
УДК 339.543   Стр: 109 - 112

Для полного достижения целей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и получения выгод странами-членами, стоит задача укрепления единого экономического пространства и расширения сотрудничества между членами союза. Это касается мер по постепенному движению к созданию единого рынка финансов, услуг и товаров, четкого регулирования во всех областях взаимодействия, выполнения договорных обязательств и т.д.
В Заявлении о цифровой повестке ЕАЭС одним из актуальных направлений является цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, предусматривающая цифровую промышленную кооперацию, организацию электронной торговли, логистику и создание транспортных коридоров, внедрение инноваций, защиту прав интеллектуальной собственности, разработку совместных механизмов рискового, альтернативного и венчурного финансирования инноваций, развитие цифровых навыков, дистанционное обучение и наем работников, повышение производительности труда.
Вступивший в действие Таможенный кодекс ЕАЭС является платформой для перехода к единому таможенному регулированию, действующему на всей территории союзных стран-членов. Основные изменения нового кодекса касаются применения современных методов таможенного контроля, широкого внедрения информационных технологий в работе таможенных служб, перевода всех бизнес-процессов в цифровой формат, что должно значительно ускорить таможенные процессы и минимизировать транзакционные затраты. Одним из важнейших особенностей Таможенного кодекса ЕАЭС является упрочение института уполномоченных экономических операторов (УЭО).
Еще в 2005 году Всемирной таможенной организацией были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [5]. В этом документе были заложены основы безопасного режима торговли, создания условий по управлению интегрированной цепочкой поставок, партнерства между таможенными органами и бизнесом. Позднее эти стандарты были дополнены условиями и требованиями к таможенным администрациям и УЭО [6]. В Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли от 2012 года были включены новые положения по комплексному управлению границей, по непрерывности и возобновлению торговой деятельности. Условия, требования и преимущества для УЭО были приведены в новом приложении [7].
Основными требованиями данных рамочных стандартов выступили — прозрачность ведения бизнеса, прямой доступ таможенных служб к документации и финансовой отчетности УЭО, полный электронный обмен информацией. При этом УЭО государством предоставлялись существенные льготы, в части сокращения числа сведений, передаваемых в таможенные органы, сокращение объема контроля, первоочередного прохождения таможенного контроля и т.п.
Таможенный кодекс ЕАЭС [1], принятый в январе 2018 года, содержит 9 разделов, 61 главу, 465 статей со ссылками на решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), где подробно описываются все процедуры, касающиеся перемещения товаров через таможенную границу союза (таможенные операции и совершающие их лица, проведение таможенного контроля, осуществление таможенных платежей и пошлин, таможенные органы и деятельность в сфере таможенного дела).
Особое внимание в Таможенном кодексе уделено деятельности уполномоченных экономических операторов (УЭО) — категории лиц, которым предоставляются особые возможности пользования специальными упрощенными процедурами при таможенных операциях. Статус УЭО освобождает их от некоторых ограничений, что значительно упрощает прохождение таможенных процедур, позволяет сокращать временные, транспортные и финансовые издержки при совершении таможенных операций, расширить обороты и объемы внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Статус УЭО признается в любом государстве, входящим в состав ЕАЭС. Также в кодексе заложена возможность взаимного признания УЭО и с другими странами, не членами ЕАЭС.
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, получить статус и попасть в реестр УЭО могут декларанты, таможенные представители, таможенные перевозчики, экспедиторы, владельцы складов временного хранения и таможенных складов. Если согласно Таможенного кодекса Таможенного союза, УЭО выдавалось единое свидетельство на все упрощения, то в Таможенном кодексе ЕАЭС предусмотрено 3 типа свидетельства для УЭО. Первый тип с 9 упрощениями предназначен для проведения таможенных операций (касается таможенных представителей и перевозчиков), второй тип с 10 упрощениями рассчитан на прохождение таможенного контроля (владельцев складов временного хранения и таможенных складов), третий тип (17 упрощений) дает возможность пользоваться упрощениями, рассчитанными на первый и второй типы свидетельства. При этом имеются определенные требования и условия (по сроку осуществления деятельности в сфере таможенного дела, количеству поданных деклараций (на товары, транзит), стоимости осуществленного складского хранения товаров) для получения статуса УЭО. Также важным требованием является репутация УЭО в части отсутствия неисполненных обязательств по уплате таможенных платежей, административных и уголовных правонарушений, наличия прозрачной системы учета товаров (для сопоставимости и контроля), соответствующей таможенному законодательству ЕАЭС.
В Кыргызстане тоже была начата работа по идентификации УЭО в таможенных правоотношениях. Правительством Кыргызской Республики в 2015 году было принято постановление «О некоторых вопросах деятельности уполномоченных экономических операторов в сфере таможенного дела» [3], где были утверждены порядок выдачи, приостановления и отзыва свидетельства УЭО, формы отчетности, уведомлений, соглашения между УЭО и таможенной службой. В дальнейшем, в апреле 2019 года был принят новый Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании» [2], который был гармонизирован с Таможенным кодексом ЕАЭС. Целью данного закона явилось регулирование правоотношений в сфере таможенного дела, которые согласно Таможенному кодексу ЕАЭС осуществляются в соответствии с национальными законодательствами государств-членов ЕАЭС.
По официальным данным ЕЭК, на 1 апреля 2019 года в реестре УЭО [4] было зарегистрировано 484 субъектов, из них преобладающая часть приходится на УЭО, зарегистрированных в Республике Беларусь — 305 операторов (из них 280 обрели статус до принятия ТК ЕАЭС), в Российской Федерации — 167 операторов (из них 7 лиц, у которых действие свидетельства УЭО приостановлено). В Казахстане, Кыргызстане и Армении пока мало лиц, получивших статус УЭО. К примеру, для Кыргызстана, где мало крупных участников ВЭД, действовавшее условие обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, требующее долгосрочного изъятия финансовых средств из оборота (1 миллион евро), не способствовал увеличению числа УЭО.
Как полагают специалисты, введенные Таможенным кодексом ЕАЭС новшества должны ощутимо повысить доступность статуса уполномоченного экономического оператора, а также создать новые конкурентные преимущества для экономических агентов, действующих в сфере таможенного дела [9].
Если рассматривать объемы внешней торговли Российской Федерации со странами, не входящими в ЕАЭС, то прирост за 2015–2018 гг. составил около 19% (рис. 1), в то же время количество УЭО увеличилось более чем в 5 раз (не считая других участников таможенной деятельности — таможенных представителей, декларантов, перевозчиков, владельцев временных складов, еще не получивших статус УЭО).
Рис. 1. Объемы внешней торговли Российской Федерации и количество УЭО

Но, с другой стороны, Таможенный кодекс ЕАЭС начал действовать сравнительно недавно, в настоящее время идет практическая апробация введенных норм и правил, итоги можно будет оценить позднее. Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решения (естественно, со временем будут новые уточнения и корректировки), касающиеся деятельности УЭО и лиц, претендующих на включение в реестр УЭО (требования к складам временного хранения и транспортным средствам, прохождения таможенного контроля, организации пропускного режима и охраны, к работникам, к применению информационных систем).
В рамках Международного таможенного форума — 2018, прошедшего в Москве в октябре прошлого года, при обсуждении Цифровой повестки специалистами было выделено несколько приоритетных направлений работы. Среди них особое внимание придается развитию цифровых технологий, что требует устойчивости и обеспечения информационной безопасности национальных информационных коммуникаций, а также наличия подготовленных кадров для нового формата экономики. Было высказано мнение, что цифровизация предполагает изменение самого характера бизнес-процессов, а не просто наличия IT-специалистов, и таковыми должны быть все сотрудники [11]. Так, без полной цифровизации экономической деятельности, предполагающей открытость, прозрачность, прослеживаемость всех процессов, особенно в таможенной сфере, ЕАЭС не достигнет целей, поставленных перед интеграционным объединением. К примеру, высказываются мнения, что Кыргызстан сильно занижает таможенные поступления из-за высокого уровня теневой деятельности своих таможенной служб. Президент Кыргызстана Жээнбеков С. на заседании Высшего Евразийского экономического совета, прошедшего в этом году в Нур-Султане, предложил ввести тройной таможенный контроль с участием представителей стран-членов ЕАЭС и ЕЭК [10]. На наш взгляд, необходимо установить объективный контроль (с применением видео-отображения в онлайн режиме, геоинформационной системы и сервисов картографической основы [8]) — создать контрольно-пропускные пункты (КПП) ЕЭК при всех таможенных пунктах внешних границ ЕАЭС, данные с которых будут поступать в единую систему. КПП ЕЭК будут беспристрастно досматривать и фиксировать прохождение всех грузов через границы. В дальнейшем, если данные КПП ЕЭК и таможенной службы данной страны будут различаться, потребуются меры по анализу и расследованию.
При этом цифровая трансформация рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов потребует формирования единого кадрового и образовательного пространства в рамках ЕАЭС, что является одним из актуальных трендов современных мировых интеграционных процессов. В связи с этим, становится актуальным формирование единой системы подготовки и постоянного повышения квалификации кадров не только в свете новшеств в таможенной сфере, но и в подготовке участников ВЭД к цифровизации всех бизнес-процессов. В этой связи есть предложение создать Евразийский цифровой центр уполномоченных экономических операторов (УЭО) в форме межвузовской сетевой программы обучения и повышения квалификации кадров.
Межвузовскую сетевую программу обучения и повышения квалификации кадров, в частности, подготовку уполномоченных экономических операторов и сотрудников таможенных служб предлагается реализовать при консолидирующей роли Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (КГУСТА) на базе которого создается информационно-образовательная платформа.
В КГУСТА им. Н. Исанова более пяти лет действует Центр дистанционного образования (ЦДО), где реализуются более 50 образовательных программ заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). На базе ЦДО создан учебно-образовательный портал, позволяющий реализовать учебный процесс в on-line режиме. Для реализации данного проекта предполагается при ЦДО КГУСТА создать «Евразийский Цифровой Центр уполномоченных экономических операторов» (ЕАЦЦ УЭО) с собственным информационно-образовательным порталом (рис. 2).
В качестве партнеров межвузовской сетевой программы предлагаются: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). КГУСТА имеет достаточный опыт по разработке международных проектов. Совместно с Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), фондом «Русский мир» и КГУСТА была проведена подготовительная работа в рамках проекта по лингвистическому обеспечению развития подготовки кадров для реализации цифровой повестки ЕАЭС.
Медиапартнером может выступить Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», уделяющий первостепенное значение разработке теоретических вопросов и механизмов реализации, направленных на углубление и совершенствование процессов евразийской экономической интеграции. Журнал имеет свои представительства в странах-членах ЕАЭС, университетах Российской Федерации, Азербайджана, Таджикистана, Китая, Германии, Франции, Польши и Турции. Участие в проекте такого медиапартнера, как научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», позволит слушателям получать и распространять необходимую информацию об интеграционных процессах как внутри ЕАЭС, так и во всем мире.
В рамках проекта участники будут иметь хорошие возможности встречаться на электронной площадке ЕАЦЦ УЭО КГУСТА для обсуждения научно-методических проблем таможенного регулирования, внесения рекомендаций в ЕЭК и, самое главное, нормативно-правовой подготовки экономических агентов для получения статуса УЭО, оказания консультативной помощи УЭО и другим лицам, действующим в таможенной сфере (декларантам, перевозчикам, владельцам складов). Образовательные программы ЕАЦЦ УЭО также будут ориентированы на повышение квалификации (дистанционные и очные курсы) действующих руководителей и сотрудников таможенных органов стран ЕАЭС, с привлечением международного состава преподавателей.
ЦДО КГУСТА уже опробована дискуссионная площадка при проведении Первого международного форума для всех будущих участников Проекта «Евразийский Цифровой Центр уполномоченных экономических операторов» (в виде форум-чата 29–31 мая этого года). На сайты ЕЭК и Академии наук Кыргызской Республики была отправлена информация о проведении форум-чата с предложением об участии в дискуссии. В ходе форума были обсуждены вопросы реализации Проекта «Евразийский Цифровой Центр уполномоченных экономических операторов», в т.ч. технологии обучения, содержание курсов, вопросы финансирования деятельности центра и т.д. В итоге была принята первоначальная концепция образовательного процесса центра, сформированы технологическая схема обучения и первоочередная линейка учебных курсов, подведен общий итог трехдневной работы форум-чата. На данном этапе нами, в общих чертах, сформирована общая концепция деятельности центра.
Миссия Евразийского цифрового центра УЭО КГУСТА — подготовка и повышение квалификации участников ВЭД для получения статуса уполномоченных экономических операторов ЕАЭС, а также способствование цифровизации всех бизнес-процессов в таможенной сфере.
Стратегическое видение: Евразийский цифровой центр УЭО КГУСТА — признанная электронная площадка в подготовке уполномоченных экономических операторов, оказании консультационных услуг, повышении квалификации руководителей и сотрудников таможенных служб ЕАЭС.
Целевая аудитория: импортеры, экспортеры, таможенные представители, перевозчики, экспедиторы, владельцы складов временного хранения, желающие получить свидетельство 1,2 или 3 типа и войти в общий реестр УЭО ЕАЭС, руководители и сотрудники таможенных служб.
Первоочередными курсами для подготовки и повышения квалификации УЭО были определены:
1. Условия и критерии присвоения статуса УЭО в ЕАЭС.
2. Обеспечение финансово-экономической устойчивости предприятий ВЭД с учетом законодательства и институтов развития ЕАЭС (по опыту ведущих стран мира).
3. Аналитические обзоры по ВЭД и таможенному регулированию (по публицистическим материалам Великобритании, США, Германии, Франции, Китая и др.)
4. Венчурное финансирование и перспективы развития технологического предпринимательства в ведущих экономических державах мира.
Выгоды: прямые и косвенные выгоды от реализации данного проекта будут значительными, учитывая мультипликативный эффект от увеличения количества Уполномоченных экономических операторов и экспортно-импортного оборота стран-членов ЕАЭС.
Основные индикаторы реализации проекта: эффективное функционирование Центра (количество проведенных курсов), увеличение числа УЭО, прошедших обучение в центре, увеличение внешнего и взаимного товарооборота и таможенных поступлений, цифровизация всех бизнес-процессов ВЭД.
Что касается финансирования, то на Московском академическом экономическом форуме-2019, прошедшем в Москве 15–16 мая этого года, академик РАН Глазьев С.Ю., озвучил идею создания Венчурного фонда Российской академии наук совместно с Внешэкономбанком для запуска стартапов по линии технологического предпринимательства в России.
На наш взгляд, данная идея весьма привлекательна, но она может принести еще больший эффект, если сформировать такой фонд в масштабе ЕАЭС. В нашем случае, мы считаем необходимым создать Объединённый Совет академической и вузовской науки ЕАЭС и Венчурный фонд ЕАЭС, тогда такой фонд может быть учрежден совместно с Евразийским банком развития (ЕАБР).
Средства Венчурного фонда ЕАЭС дали бы отличные возможности для развертывания технологического предпринимательства и новаторства в странах ЕАЭС, расширения количества операторов в Общем реестре УЭО, повышения их правовой и экономической грамотности. Средства Венчурного фонда ЕАЭС также могли бы направляться на разработку и внедрение наукоёмких технологий, создание учебной базы для обучения и повышение квалификации УЭО и сотрудников таможенных органов.
Конечным результатом реализации данного проекта будет создание условий для цифрового бизнеса, увеличение количества субъектов ВЭД из числа УЭО, появления все большего числа финансово устойчивых предприятий нового типа. Таким образом, развивая систему обучения в масштабе ЕАЭС на базе ЕАЦЦ УЭО, мы будем влиять на качество и количество участников ВЭД, УЭО, способствовать развитию цифровой экономики и, в конечном счете, на устойчивый рост экономик стран-членов ЕАЭС.
Рис. 2. Схема взаимодействия участников межвузовской сетевой программы обучения и повышения квалификации УЭО


Литература
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.05.2019)
2. Закон Кыргызской Республики «О таможенном регулировании» от 24 апреля 2019 года № 52. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111908 (дата обращения: 22.05.2019)
3. Постановление Правительства Кыргызской Республики «О некоторых вопросах деятельности уполномоченных экономических операторов в сфере таможенного дела» от 27 июля 2015 года № 536. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/97833 (дата обращения: 20.05.2019)
4. Общий реестр уполномоченных экономических операторов Евразийской экономической комиссии ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/Pages/CIDD3_DevCI/0DevCI_list_EAEU_1authorized_economic_operators_2general_register_of_authorized_economic_operators_.aspx (дата обращения: 01.06.2019)
5. WCO Framework of standards to secure and facilitate global trade. World Customs Organization 2005. URL: https://www.yumpu.com/en/document/read/46930930/wco-framework-of-standards-to-secure-and-facilitate-hohmann (дата обращения: 27.05.2019)
6. WCO Safe framework of standards to secure and facilitate global trade. World Customs Organization 2007. URL: https://www.academia.edu/15634798/SAFE_FRAMEWORK_OF_STANDARDS_TO_SECURE_AND_FACILITATE_GLOBAL_TRADE (дата обращения: 27.05.2019)
7. WCO Safe framework of standards. World Customs Organization. 2012. URL: http://www.tfafacility.org/sites/default/files/case-studies/5_wco_safe_framework_of_standards.pdf (дата обращения: 27.05.2019)
8. Дятлов С.А. Евразийская экономическая перспектива: проблемы и решения // Проблемы современной экономики. — 2018. — №3(67). — С. 18–21.
9. Жуков Д. Уполномоченный экономический оператор. Теория и практика» // Журнал «Ракурс» Вып. № 4. URL: https://rakurs-journal.com/tamozhnya/ueo-teoriya-i-praktika (дата обращения: 20.05.2019)
10. Тройной таможенный контроль в странах ЕАЭС. URL: https://knews.kg/2019/05/29/sooronbaj-zheenbekov-predlozhil-vvesti-trojnoj-tamozhennyj-kontrol-v-stranah-eaes/ (дата обращения: 1.06.2019)
11. Цифра — это наше все. URL: https://rakurs-journal.com/tamozhnya/tsifra-eto-nashe-vse (дата обращения: 20.05.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия