Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Медынская И. В.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Интеграция образования, науки и бизнеса - ключевой фактор инновационного развития
В статье рассматриваются особенности и проблемы развития инновационного процесса образования, науки и бизнеса на современном этапе в условиях интеграции субъектов Большой Евразии. Предложен алгоритм совершенствования системы управления процессами интеграции образования, науки и бизнеса на евразийском пространстве
Ключевые слова: инновационное развитие, наука, образование, интеграция науки, образования и бизнеса, Евразий­ская интеграция
УДК 378:337.6   Стр: 105 - 108

Евразийская интеграция — заметная тенденция в развитии мировой экономики, которая создает необходимые условия для развития инноваций, образования и предпринимательства и возрождение трансграничной производственной и научно-технической кооперации бизнес-структур, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью [1].
Евразийская интеграция создает для государств-членов новые возможности для реализации конкурентных преимуществ, объединения ресурсов и обеспечения синергетического эффекта за счет объединения и координации в различных сферах национального хозяйства.
В настоящее время формирование Евразийского пространства образования, науки и бизнеса оказывает все более прогрессирующее влияние на состояние экспорта образовательных услуг в условиях изменения геополитической картины современности и демографического спада в ведущих странах мира. Поэтому процесс евразийской интеграции образования, науки и бизнеса, международного сотрудничества сетевых формирований обусловлен необходимостью сделать высшее образование более адекватным современным потребностям рынка труда.
Экономическая интеграция в рамках Большой Евразии — это создание необходимого климата для раз­работки дорожной карты совместных действий в условиях цифровизации экономики и инновационного развития науки и образования. Поэтому на евразийском научно-образовательном и бизнес пространстве должен быть использован потенциал взаимовыгодного и равноправного со­трудничества, который станет основой развития успешных взаимоотношений государств, строящих свои экономики на принципах интегративного взаимодействия.
Таким образом, основными задачами евразийской интеграции науки, образования и бизнеса являются:
– выявление потребности интеграционного объединения в образовательных услугах в нужном объеме;
– изучение полноты удовлетворения потребности интеграционного объединения в услугах образовательных учреждений и проверка соблюдения установленных нормативов;
– оценка эффективности использования имеющихся ресурсов;
– выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственной деятельности учреждений интеграционного объединения от нормативных и определение резервов;
– контроль за финансированием бюджетных учреждений и определение приоритетов источников формирования финансового потенциала.
В современных условиях евразийская интеграция представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся интеграционных группировок мира, в которой происходят серьезные сдвиги в структуре региональных международных отношений, сталкиваются глобальные и региональные интересы главных акторов современного мирового сообщества [3].
Необходимость интеграции образовательных и бизнес систем различных стран является не только ответом на вызовы глобальной экономики, политики, но и мощным инструментом объединения обществ на постсоветском пространстве и за его пределами [4].
Возрастание потребноcтей в инновационной деятельно­cти неизбежно приведет к институционализации новых форм образовательных услуг. Поэтому для усиления взаимного сотрудничества в инновационной сфере государств-членов ЕАЭС необходимо оценить уровень их инновационного развития. Евразийская интеграция позволит улучшить результативность национальных инновационных систем отдельно взятого государства ЕАЭС, а также повысить инновационный потенциал интеграционного объединения в целом [3].
Тенденции инновационного развития высшего образования, науки и бизнеса в условиях Евразийской интеграции условно можно разбить на четыре группы (рис.1):
Рис. 1. Тенденции развития высшего образования, науки и бизнеса в условиях Евразийской интеграции

Сотрудничество и взаимодополняемость стали средством для дифференциации растущих издержек и уменьшения риска нововведений, а также для концентрации необходимого потенциала знаний и квалификации в процессе разработки новых образовательных услуг для иностранных граждан [4].
Для экспорта образовательных услуг в условиях интеграции в рамках Евразийского союза имеется целый ряд объективных аргументов — это единое научно-образовательное и бизнес пространство, традиции сотрудничества в едином языковом пространстве, а также многие аспекты социально-экономической направленности [8].
Согласно исследованиям зарубежных ученых в области образования, процесс выбора высшего учебного заведения является частью процесса выбора карьеры, связанного с определением круга общения и региона проживания. Согласно исследованию, наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор региона обучения, являются: качество образования, академическая репутация и интернациональная среда. Это факторы, определяющие непосредственное качество образовательной услуги. На втором месте стоит такой фактор как стоимость проживания, который связан не только с расходами, но и возможностью подработки во время обучения с целью их компенсации.
Экспорт образовательных услуг в условиях Евразийской интеграции невозможно качественно развивать без интернационализации не только внешней, но и внутренней среды организации высшего образования.
Под интернационализацией университета большинство авторов понимает интеграцию международного измерения в процесс предоставления образовательных услуг [8].
Внешняя интернационализация направлена на развитие международных отношений высшего образования, науки и бизнеса.
Причины интернационализации высшего образования, науки и бизнеса в условиях Евразийской интеграции сводятся к следующему (рис.2).
Рис. 2. Причины интернационализации высшего образования, науки и бизнеса в условиях Евразийской интеграции

Мероприятия в области интернационализации целевой выборки вузов в условиях Евразийской интеграции ориентированы, прежде всего, на развитие отношений с внешним окружением.
Создание благоприятной среды для иностранных обучающихся на уровне сетевых образований осуществляется в рамках процесса интернационализации евразийских образовательных организаций высшего образования. При этом процесс интернационализации этих интегративных формирований — это комплексный процесс трансформации образовательной среды и повышения качества образования, конечным результатом которого является укрепление репутации на евразийском рынке образовательных услуг и развитие экспорта образовательных услуг в условиях цифровизации.
Анализ современной ситуации на евразийском рынке образова­тельных услуг показывает, чтоб необходимо усилить активные действия не только государств-членов ЕАЭС, но и стран Большой Евразии, которые стремятся укрепить свои позиции на международной арене, рассчитанных на потребности различных регионов и интеграционных объединений мирового хозяйства.
В управлении процессом взаимодейст­вия внутренних подразделений участников сетевого формирования образования, науки и бизнеса важное значение имеет оценка качества их работы.
В современном обществе меняется понимание о конкурентоспособности. В нынешнем трактовании — конкурентоспособность — это «так, как необходимо потребителю». Если инновационная продукция или услуга не соответствует ожиданиям каждого конкретного потребителя, то они заведомо неконкурентоспособны и некачественны, независимо от того, что в данный момент предлагают другие организации [2].
Таким образом, принципы повышения конкурентоспособности евразийских вузов можно сформулировать следующим образом:
● принятие системы сопоставимых степеней, способствующей облегчению академического и профессионального признания курсов, степеней и обеспечению возможностей трудоустройства выпускников в странах Большой Евразии;
● формирование системы обучения, включающей два основных цикла с учетом инновационного развития высшего образования;
● принятие и введение во всех национальных системах высшего образования системы зачетных единиц European Credit Transfer System (ECTS) или другой, совместимой с ECTS системы в условиях Евразийской интеграции;
● содействие евразийскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, разработка сопоставимых критериев и методологии оценки;
● содействие мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления в условиях Евразийской интеграции;
● содействие введению “евразийских воззрений” в высшее образование через совершенствование учебных планов;
● обеспечение привлекательности и конкурентоспособности евразийского
высшего образования и научных исследований.
Переход на инновационный путь развития высшего образования, науки и бизнеса в условиях Евразийской интеграции позволяет выделить основополагающие принципы (рис.3):
Евразийская интеграция позволит улучшить результативность национальных инновационных систем отдельно взятого государства ЕАЭС, а также повысить инновационный потенциал интеграционного объединения в целом.
Рис. 3. Основополагающие принципы инновационного развития высшего образования, науки и бизнеса в условиях Евразийской интеграции

Таким образом, стратегии Евразийской интеграции высшего образования, науки и бизнеса в условиях инновационного развития это:
● согласованный подход к Евразийской интеграции (опирается на долгосрочные цели и принцип сотрудничества образования, науки и бизнеса, а не конкуренции (поддержка студенческой и преподавательской мобильности через выделение грантов, сетевых программ академических обменов, создание институционального партнерства)
● стратегия поддержки миграции квалифицированных кадров — направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний в условиях Евразийской интеграции;
● стратегия получения дохода — нацелена на получение дохода от обучения иностранных студентов. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на Евразийском образовательном рынке;
● стратегия расширения возможностей — поощряет получение высшего образования в Евразийских вузах-поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются: стипендии, создание климата экономического благоприятствования для сетевых вузов-партнеров в условиях Евразийской интеграции высшего образования, науки и бизнеса.
На сегодняшний день анализ проблем, с которыми сталкиваются бизнес-структуры в условиях евразийской интеграции в своей инновационной деятельности, показал недостаточное внимание к проблемам коммерциализации научно-исследовательских разработок.
Процессы создания нового продукта, товара, освоения, производства и реализации инновационной продукции, в том числе к вопросам маркетинга и повышения конкурентоспособности, остаются малоизученными.
Таким образом, несмотря на положительные тенденции интеграции образования, науки и бизнеса стран Большой Евразии на сегодняшний день можно выделить следующие основные проблемы. Это:
— Специфика социально-экономического развития каждой из стран Большой Евразии и отсутствие единого подхода к реорганизации системы образования;
— Преодоление «наследия» советской образовательной системы, традиционно характеризующее его как тормозящее процессы реформирования;
— Проблемы финансирования научно-образовательных сетей;
— Отсутствие стратегий интеграции систем высшего образования, науки и бизнеса стран ЕАЭС в единое пространство при сохранении специфики национальной идентичности;
— Факторы, возникающие в процессе реформирования системы образования, такие как отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию образования, слабость законодательной базы на национальном и на межгосударственном уровнях, а также проблемы финансирования образования.
Формирование концепции устойчивого и стабильного развития экспорта образовательных услуг, результатов НИР и инновационных продуктов в рамках интеграции университетов Большой Евразии будет способствовать решению вышеприведенных основных проблем.
В связи с этим предлагаются следующие рекомендации (рис. 4).
Рис.4. Рекомендации по развитию экспорта образовательных услуг, результатов НИР и инновационных продуктов в рамках интеграции университетов Большой Евразии

Практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами евразийского интеграционного формирования, взаимодействующими на рынке в целях установления длительных привилегированных отношений определяет содержание маркетинга отношений партнеров.
Важнейшую роль в условиях евразийской интеграции играет государство при создании благоприятного инновационного климата и в содействии коммерциализации результатов НИР.
Следовательно, в условиях евразийской интеграции необходимо развитие частно-государственного партнерства с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач и реализации научно-исследовательских разработок и инвестиционных проектов.
Модернизация высшей школы стран-участниц Евразийского Союза, ее инновационной сферы, осуществляемая в условиях ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов, невозможно без разработки и использования селективных подходов к управлению образовательными услугами для иностранных граждан, основанных на определении и развитии ключевых компетенций высших учебных заведений.
Предлагается разработанный автором Алгоритм формирования процессно-ориентированной системы управления деятельностью участников евразийского интеграционного синтеза науки, образования и бизнеса, который ориентирован на развитие их ключевых компетенций:
1. Определение ключевых факторов успеха (КФУ) участников интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
2. Определение перечня конкурентных преимуществ, необходимых для достижения желаемого положения интеграционного формирования науки, образования и бизнеса на рынке инновационной продукции и услуг.
3. Определение перечня компетенций, которыми должны обладать организации-участники для достижения конкурентных преимуществ на рынке научно-технической продукции и услуг.
4. Ранжирование компетенций по степени важности и определению ключевых компетенций.
5. Анализ наличия и степени развития ключевых компетенций у научных организаций Евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
6.Идентификация ключевых компетенций, охватывающих инновационную деятельность организаций Евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
7. Определение инновационных процессов наиболее тесно связанных с ключевыми компетенциями.
8. Аудит местонахождения, количества и качества процессов, воплощающих в себе ту или иную компетенцию, обладающих научным, конструкторским, техническим и опытно-экспериментальным лидерством в курируемой сфере.
9. Идентификация Процессов-носителей ключевых компетенций.
10. Обоснование состава показателей оценки компетенций.
11. Построение нормированных оценочных шкал оценочных показателей.
12. Проведение расчетов и определение рейтинговых оценок по отдельным показателям Процессов.
13. Определение Процессов деятельности, обладающих стратегическими ресурсами.
14. Идентификация накопленных ключевых компетенций.
15. Определение портфеля стратегических ключевых компетенций организаций евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
16. Определение Процессов — носителей ключевых компетенций деятельности организаций евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
17. Отбор Процессов в целевые группы для воздействия методами регулирования организаций евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
18. Выбор методов регулирования для каждой целевой группы организаций евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
19. Разработка мероприятий по развитию ключевых компетенций евразийского интеграционного формирования науки, образования бизнеса.
20. Оценка величины воздействия методов регулирования на ключевые факторы успеха деятельности евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
21. Оценка эффективности распределения ограниченных ресурсов по целевым группам объектов евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
22. Регламентация порядка управленческого учета, анализа и оценки по Процессам ключевых компетенций деятельности евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
23. Накопление статистической базы по Процессам ключевых компетенций деятельности евразийского интеграционного формирования науки, образования и бизнеса.
Таким образом, для оценки эффективности процесса интеграции науки, образования и бизнеса, необходимо проводить мониторинг и диверсификацию данного направления на евразийском пространстве, который позволит своевременно выявлять проблемные области в части разработок, корректировать стратегические планы в направлении более эффективной коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности и своевременно реагировать на изменение окружающей бизнес-среды [7].
Углубление связей между университетами, научными организациями и предпринимательскими структурами стран Большой Евразии является ключевым фактором устойчивого инновационного развития и становится необходимым условием взаимовыгодного международного сотрудничества в условиях интеграции.
Евразийская интеграция науки, образования и бизнеса — это будущее международного сотрудничества, формирование портфеля инновационных образовательных услуг, предназначенных для экспорта. Это повышение конкурентоспособности образовательных программ на евразийском рынке за счет внедрения передовых образовательных технологий, а также повышение доступности образовательной среды для иностранных граждан.


Литература
1. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. — 2011. — № 6. — С. 23–26.
2. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 3(59) — С.18–21.
3. Медынская И.В. Современные тенденции интеграции образования, науки и бизнеса в рамках Евразийского экономиче­ского союза // Евразийский научный форум-2017 / Под ред. М.Ю.Спириной: Сб. научн. статей. — Ч.1. — СПб.: Изд-во Ун-та при МПА ЕврАзЭС, 2018. — С.273–282.
4. Медынская И.В.Евразийская интеграция науки, образования и бизнеса: генезис и инновационное развитие // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 1(69). — С.192–195.
5. Евразийская экономическая интеграция. Цифры. Факты. / http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf. 2019 г.
6. UNESCO Institute for statistics [Electronic resource]. URL: http://www.uis.unesco.org/ (дата обращения: 17.02.2019, 04.05.2019)
7. Маркетинговая архитектура и эффективность Евразийской экономики: Коллективная монография / Научн. ред. Г.Л.Багиев, И.А.Максимцев. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. — 463 с.
8. Медынская И.В. Роль экспорта образовательных услуг в новой архитектуре международных экономических отношений пространства Большой Евразии // Архитектура финансов: новые решения в условиях цифровой экономики: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции 22–24 марта 2018 года / Под науч. ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, И.В.Евстафьевой. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — С.218–222.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия