| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Нагимова А. З. научный сотрудник, Института стратегических исследований Республики Башкортостан (г.Уфа),
старший преподаватель Уфимского государственного нефтяного технического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | В данной статье рассматривается вопрос реализации стратегической инвестиционной политики на пространстве ЕАЭС, одним из элементов которой должна стать система совместных инвестиционных платформ и фондов прямых инвестиций. В качестве прототипа подобных фондов предлагается рассмотреть платформы Российского фонда прямых инвестиций с арабскими партнерами. Рассмотрены примеры сделок, характеристики финансирования от фондов прямых инвестиций и их роль в развитии инвестиционных проектов бизнеса на территории ЕАЭС | Ключевые слова: инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, фонд прямых инвестиций, Евразийский экономический союз, ЕАЭС | УДК 330.322.1; ББК 65.263 Стр: 74 - 78 | На сегодняшний день постсоветские страны сталкиваются с серьезными проблемами развития, которые выражаются в дефиците иностранных инвестиций, низкой конкурентоспособности экономик, зависимости от экспорта сырьевой и импорта высокотехнологичной продукции. Это приводит к низкому потенциалу экономического роста каждой из стран в отдельности. Дальнейшие перспективы развития и диверсификации экономик этих стран во многом зависят от отношений с соседями и их участия в интеграционных процессах. Одним из таких интеграционных объединений является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Опыт успешных международных союзов показывает, что жизнеспособны те объединения, которые связывает, прежде всего, интеграция экономическая, что выражается в развитых горизонтальных связях между экономическими агентами. Следовательно, для дальнейшей жизнеспособности ЕАЭС следует перенести усилия с политики на экономику и переходить от экстенсивного к интенсивному развитию. Это интеграционное объединение необходимо наполнять экономическим содержанием, выражающимся в интенсивной торговле, широких инвестиционных потоках и совместных бизнес-проектах. Последние требуют широкого разнообразия источников финансирования, в первую очередь, основанных на принципах разделения рисков между инвесторами и инициаторами бизнес-проектов. К таким источникам относятся бизнес-акселераторы, бизнес-ангелы, фонды прямых и венчурных инвестиций, исламские финансы и многие другие.
Обращаясь к данным ежегодного отчета World Investment Report, видим, что входящие прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в страны ЕАЭС крайне нестабильны. Это связано с реализацией крупных, но разовых проектов (рис. 1). Кроме того, и роль самих ПИИ в экономике мала: так, отношение ПИИ к ВВП у стран ЕАЭС не превышает 3% (рис. 2). | | | Рис. 1. Динамика ПИИ по странам ЕАЭС
Источник: составлено по данным World Investment Report [1] | | | Рис. 2. Отношение ПИИ к ВВП стран ЕАЭС
Источник: расчеты автора. | Совокупные ПИИ в страны ЕАЭС на конец 2017 г. составили 31,5 млрд долл., 80% из которых приходится на Россию, что, в целом, сопоставимо и с размерами самих экономик ЕАЭС (рис. 3 и 4). | | | Рис. 3. Доли стран в общем объеме ПИИ ЕАЭС
Источник: расчеты автора. | | | Рис. 4. Доли стран в общем объеме ВВП ЕАЭС
Источник: расчеты автора. | Доступ к капиталу — одна из главных проблем бизнеса в странах ЕАЭС, что показывает Глобальный индекс конкурентоспособности стран The Global Competiveness Report [2]. Следует признать, что бизнес на постсоветском пространстве финансово не стимулирован для повышения своей конкурентоспособности и инновационного развития. Однако для реализации проектов общеевразийской интеграции и аккумулирования на территории ЕАЭС значительных инвестиционных ресурсов, а не точечных разовых инвестиций, требуется продуманная инвестиционная политика, основанная на широком разнообразии форм инвестиционного взаимодействия, а одним из его элементов должна стать система совместных инвестиционных платформ и фондов прямых инвестиций, направленных на развитие бизнес-проектов в странах ЕАЭС. Прототипом таких инвестиционных платформ могут стать платформы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), созданные совместно с арабскими партнерами (табл. 1).
Таблица 1
Арабские партнеры РФПИ по совместным фондамАрабский партнер | Размер совместного фонда | Год создания | Количество проинвестированных проектов |
---|
Kuwait Investment Authority (суверенный фонд Кувейта) | Инвестиции Кувейта увеличились с 500 млн до 1 млрд долл. | 2012 | 50 | Abu Dhabi Investment Authority
(суверенный фонд ОАЭ) | Инвестиции ОАЭ — 5 млрд долл. | 2013 | 1* | Mubadala
(суверенный фонд ОАЭ) | Инвестиции ОАЭ — 1 млрд долл.
Размер фонда —
2 млрд долл. | 2013 | 38* | Qatar Investment Authority (суверенный фонд Катара) | Инвестиции Катара — 2 млрд долл. | 2014 | 11 | Mumtalakat (суверенный фонд Бахрейна) | Меморандум о совместных инвестициях (механизм соинвестирования, без создания фонда) | 2014 | 20 | Public Investment Fund
(суверенный фонд Саудовской Аравии) | Инвестиции Саудовской Аравии — 10 млрд долл. | 2015 | 16 | DPWorld
(портовый оператор ОАЭ) | Инвестиции ОАЭ — 1,6 млрд долл.
Размер фонда —
2 млрд долл. | 2016 | 1* | * Достаточно сложно идентифицировать, какой их трёх эмиратских партнеров РФПИ (Abu Dhabi Investment Authority, Mubadala или DPWorld) проинвестировал в тот или иной проект, однако известно совокупное количество проинвестированных эмиратскими партнерами проектов – 40.
Источник: составлено автором по данным раздела «Проекты РФПИ» официального сайта РФПИ [3]
Все представленные фонды были созданы за 5-летний период и совокупно проинвестировали 55 российских проектов в широком диапазоне отраслей: от ретейла (покупка акций сети магазинов «Лента», «Магнит» и «Детский мир») до месторождений в Сибири (совместные проекты с «Газпромнефтью»), от телемедицины (проект Doctis) до строительства онкоцентров в Подмосковье. Однако в контексте евразийской интеграции интерес представляют инфраструктурные проекты. Например, c 2016 г. на инвестиции совместных фондов РФПИ с суверенными фондами Кувейта Kuwait Investment Authority, ОАЭ и Саудовской Аравии Public Investment Fund строятся малые гидроэнергостанции («Белопорожская ГЭС-1» и «Белопорожская ГЭС-2») в Карелии. Долговое финансирование проекту предоставляют «Новый банк развития БРИКС» и «Евразийский банк развития». Инициатор проекта — российская компания «Норд Гидро», общая стоимость проекта — 11,8 млрд руб., завершение строительства объектов запланировано на конец 2019 г. Это один из самых масштабных «зеленых» инфраструктурных проектов в России, который использует гидропотенциал малых рек [4].Примером другого «зеленого» проекта является проект по термической переработке мусора в электроэнергию, включающий в себя строительство 5-и заводов, один из которых будет расположен в Татарстане, четыре других — в Подмосковье. Совокупные инвестиции в 5 заводов, которые к 2022 г. будут перерабатывать3,35 млн т твердых коммунальных отходов и генерировать 335 МВт электроэнергии в год, оцениваются в 150 млрд руб. Проект будет реализован по технологии японо-швейцарской компании Hitachi Zosen Inova. Акционерный капитал предоставляется совместными фондами РФПИ с суверенными фондами Кувейта Kuwait Investment Authority, Саудовской Аравии Public Investment Fund и Бахрейна Mumtalakat, долговой — российским «Газпромбанком» [5].
Примечательны проекты социальной инфраструктуры, так в 2017 г. РФПИ заявил о финансировании строительства, запуска и обслуживании двух онкологических центров в Подмосковье через совместные фонды РФПИ с суверенными фондами ОАЭ Mubadala и Кувейта Kuwait Investment Authority. Они планировали вложить около 1,6 млрд руб. при общей потребности проекта в инвестициях в размере 3,85 млрд руб. Структура собственности на момент совершения сделки выглядела следующим образом: у прежнего единственного владельца компании «А-Мед» (ранее «МедИнвестГруп») осталось 25%; 37,5% получила структура Mubadala (Thirty Seventh Investment Company), 31,25% у РФПИ, по 3,1% у компании Co-Investment Partnership I и Co-Investment Partnership IV (инвестиционные платформы РФПИ с арабскими инвесторами). В 2018 г. в онкоцентре в Балашихе лечение прошли первые 50 пациентов. Строительство онкоцентров в Балашихе и Подольске осуществляется в рамках реализации концессионных соглашений, заключенных между Правительством Московской области и специальными проектными компаниями (SPV) еще в 2015 г. Таким образом, проект нашел финансирование в лице РФПИ и арабских инвесторов спустя 2,5 года после анонса. Окупать инвестиции планируется помимо предоставления платных медицинских услуг, программой обязательного медицинского страхования, являющейся для населения бесплатной. Оба центра в Подмосковье являются пилотными –проект предполагается масштабировать по всей России [6]. Подобные проекты могут стать фокусом совместных инвестиционных фондов, создаваемых в ЕАЭС.
Следует отметить, что на постсоветском пространстве уже есть опыт создания совместных фондов — это, например, Российско-Кыргызский фонд развития объемом 1 млрд долл., основанный в 2014 г. Однако большим недостатком этого фонда является предоставление бизнесу фактически одного лишь заемного капитала [7]. Этот фонд по своей экономической сути мало чем отличается от обычного банка и не позволяет снизить риски проекта за счет их перераспределения между владельцем капитала и владельцем бизнес-идеи. Предлагаемый же нами фонд прямых инвестиций предоставляет акционерное финансирование на условиях долевого участия в бизнесе. Что касается источников финансирования фондов прямых инвестиций (в международной финансовой терминологии – limitedpartners (LP)), то, как правило, это пенсионные фонды, банки, страховые компании, семейные офисы, институты развития, частные и государственные компании (рис.5). Частные компании, заинтересованные в средствах фонда для реализации своих инвестпроектов, могут вкладывать деньги в фонд по принципу «больше дал — больше взял» с первоочередностью финансирования именно своих проектов вне конкурса. Однако подобная схема финансирования фондов прямых инвестиций работает в развитых финансовых системах, в нашем же случае на платформе ЕАЭС на первом этапе инвесторами могут выступить правительственные структуры, аккумулирующие государственный капитал, уже затем за государственными деньгами потянется и частный капитал. Так, по аналогии с вышеуказанными российско-арабскими платформами, инвесторами фонда могут выступить государственные финансовые институты стран ЕАЭС. К слову, попытка создать такой фонд в рамках ЕАЭС была предпринята РФПИ в 2017 г.: тогда совместно с армянской госкомпанией «МСП Инвестиции» был создан российско-армянский инвестиционный фонд, однако о реальных сделках этого фонда более ничего не известно [8]. Здесь следует отметить, что модель совместных фондов РФПИ не является совершенной, поскольку согласно рис. 5, не включает такого важного элемента, как независимая управляющая компания. Совместными фондами РФПИ с иностранными инвесторами управляет сам РФПИ, что часто ведет к конфликту интересов и перекосу в сторону нерыночных и политических сделок. Однако, управление совместными фондами должна осуществлять именно независимая управляющая компания, доход которой привязан к развитию портфеля профинансированных ею портфельных компаний и их инвестиционных проектов (такова практика развитых стран). Типичная структура вознаграждения управляющей компании выглядит следующим образом: плата за управление (managementfee) — 1,5–2% и премия за достигнутый результат (performancefee) — 20% от реализованной прибыли фонда. Указанная схема вознаграждения прямо мотивирует управляющую компанию фонда в стабильном развитии своих портфельных компаний и создании добавленной стоимости путем активного участия в управлении портфельными компаниями совместно с менеджментом и существующими акционерами.В органах управления фонда предусматривается Наблюдательный совет, состоящий из представителей инвесторов фонда(LP).В традиционной практике управляющая компания фонда прямых инвестиций ежеквартально отчитывается о промежуточных финансовых итогах своей деятельности учредителям фонда (LP). | | | Рис. 5. Типовая структура фонда прямых инвестиций | Срок жизни фонда прямых инвестиций составляет, как правило, 10 лет, а жизненный цикл такого фонда состоит из следующих фаз:
● Фаза сбора средств от инвесторов (LP), целью которого является достижение целевого уровня капитала фонда (fundrising);
● Фаза поиска и обоснования инвестиционных проектов для их дальнейшего финансирования;
● Фаза инвестирования и осуществления сделок;
● Фаза мониторинга инвестиций через контроль исполнения бизнес-планов их инициаторами;
● Фаза выхода из инвестиций (exits);
● Фаза возврата средств инвесторам фонда (LP).
Традиционный горизонт инвестирования фондов прямых инвестиций меньше срока его жизненного цикла и составляет 5–7 лет. Фонд вкладывает в компании, работающие в перспективных отраслях, приобретая значительные, в том числе контрольные, пакеты акций и принимая активное участие в управлении бизнесом через Совет директоров в портфельной компании. Как правило, фонды прямых инвестиций осуществляют свою инвестиционную деятельность в соответствии с задекларированной инвестиционной стратегией, которая может включать в себя специализацию в каких-либо отраслях, сегментах бизнеса, регионах, ограничивать минимальный и максимальный размер инвестиций, размер приобретаемого пакета, степень участия фонда в деятельности портфельных компаний и другое. Таким образом, управляющие компании формируют свои специализации и занимают определенные ниши на финансовом рынке.
Финансирование от фондов прямых инвестиций отличается от широко распространенного в ЕАЭС заемного финансирования и характеризуется следующими параметрами:
1. Является проводником долгосрочного акционерного (долевого) капитала на 5–7 лет;
2. Предоставляется компаниям среднего и малого бизнеса (в высокотехнологичных отраслях), имеющих стабильные денежные потоки, но находящихся в стадии расширения бизнеса и поэтому нуждающихся в дополнительном финансировании для роста;
3. Компания и ее акционеры получают доступ к акционерному капиталу в относительно короткий срок (в сравнении с IPO, подготовка к которому может занимать от полугода до нескольких лет);
4. Данное финансирование не подразумевает отвлечения средств компании для погашения долговых обязательств и выплаты процентных платежей, что особенно важно для молодых быстрорастущих компаний;
5. «Частный» характер финансирования (детали данного партнерства: например, стоимость компании, размер пакета и другие условия могут оставаться, по желанию сторон, конфиденциальными);
6. У компании появляются дополнительные возможности по привлечению долгового капитала, но уже на более выгодных условиях (в связи с увеличением объема собственного капитала);
7. Большая имиджевая составляющая (факт инвестирования фонда прямых инвестиций в компанию традиционно рассматривается ее партнерами, контрагентами и банкирами как позитивный сигнал, означающий признание заслуг менеджмента и акционеров, устойчивость бизнеса и правильность бизнес-модели);
8. Фонды приобретают как минимум блокирующий, а иногда и контрольный пакет акций;
9. Ожидаемая доходность инвестпроекта обычно составляет не менее 10–30%;
10. Размер сделки в среднем составляет 5–30 млн долл.
У фонда прямых инвестиций существует два основных способа получения дохода: во-первых, дивиденды как часть прибыли, распределяемой между акционерами бизнеса в соответствии с их долями; во-вторых, выход из портфельных компаний (exit) согласно заранее утвержденному графику через публичное размещение акций на фондовой бирже (IPO), прямую продажу стратегическому инвестору, продажу другому фонду прямых инвестиций или выкуп менеджерами и основными собственниками компании (MBO).
С момента предоставления инвестиций основной задачей фонда является приращение стоимости компании и последующий выход (exit) из неё с максимально высокой доходностью для инвесторов фонда (LP).
Инвестиции подобных фондов в ЕАЭС позволят расширить бизнес местных компаний и создать новые рабочие места, повысить экспортный потенциал и увеличить интенсивность торговли внутри ЕАЭС. Здесь снова уместно привести в пример совместные фонды РФПИ с суверенными фондами ОАЭ, Кувейта и Бахрейна: в 2017 г. эти фонды купили 12% акций «Вертолетов России» за 300 млн долл., что позволило провести экспансию и расширить географию продаж компании на Ближнем Востоке [9].В целом, совместные фонды прямых инвестиций в рамках интеграционного проекта ЕАЭС — это новое качество и глубина инвестиционных связей, а также финансовое обеспечение той «критической массы» среднего и малого бизнеса, требуемой для устойчивого развития экономических связей внутри ЕАЭС. Большое разнообразие фондов прямых инвестиций наравне с венчурными фондами, бизнес-ангелами, мезонинными фондами, инвестиционные банками и другими участниками финансового рынка образуют развитую финансовую инфраструктуру, которая сделает экономику ЕАЭС более устойчивой, конкурентоспособной и привлекательной для все новых и новых инвесторов. По нашему мнению, создание системы совместных фондов прямых инвестиций при участии государственного, а затем и частного капитала, позволит нарастить горизонтальные связи между странами в экономической сфере и придаст новую динамику интеграционным экономическим инициативам внутри ЕАЭС. |
| |
|
|