| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Хоменко В. В. вице-президент Академии наук Республики Татарстан,
профессор Казанского (Приволжского) федерального университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье представлен анализ динамики евразийских внешнеэкономических связей Татарстана в сравнительном общероссийском формате. Выделены факторы стабилизации и ускорения республиканской торгово-промышленной кооперации. Определены преимущества ускоренного развития внешнеэкономических связей в сегментах нефтехимии, машиностроения и сельского хозяйства. Сформулированы условия расширения азиатской составляющей республиканской международной кооперации. Дана оценка места Республики Татарстан в системе формирования и эксплуатации евразийских международных транспортных коридоров | Ключевые слова: экономика Республики Татарстан, евразийская интеграция, Экономический пояс «Шелкового пути», экспортно-ориентированная экономика, мировой рынок технологий, мировой рынок нефтехимической продукции, мировой рынок халяльной продукции, международные транспортные коридоры | УДК 339.942; ББК 06.51.51 Стр: 40 - 46 | Татарстан — экспортоориентированная республика. Ее экономика в значительной степени зависит от мировой коньюнктуры, колебания которой приводят к значительным изменениям в объеме внешнеторгового республиканского товарооборота, который под влиянием мирового кризиса и международных санкций, применяемых по отношению к России сократился с 2013г. по 2016 г., более чем в 2 раза (рис.1). | | | Рис.1. Республика Татарстан: внешнеторговый оборот млн долл. США | Большей стабильностью, в отличие от мирового рынка, характеризуется ситуация на внутрироссийском рынке (рис.2), где в 2014–2015 гг. фиксировалось небольшое уменьшение товарооборота. А уже с 2016 года начался его рост. | | | Рис.2. Межрегиональный товарооборот Республики Татарстан с 2013 по 2017 гг. (млрд руб.) | В январе-сентябре 2018 года рост внешнеторгового оборота Республики Татарстан продолжался и составил по отношению к соответствующему периоду 2017 года 16,7%. Однако увеличение коснулось, прежде всего, экспорта. Экспорт товаров увеличился на 21,1%, а импорт товаров — на 2,7%. Здесь основную роль сыграл рост цен на поставляемую на внешний рынок нефть. Средняя цена нефти марки Brent в 2018-м году составила $69,8, в 2017-м году — $54,7 за баррель1. То есть увеличение составило 27,6%, что практически коррелирует с динамикой республиканского экспорта.
При существенных колебаниях товарооборота направленность по отношению к внешним партнерам, сформировавшаяся за достаточно продолжительный период времени, принципиально не меняется (табл.1 и табл.2) Этими партнерами являются, в преобладающем объеме, европейские страны. Их доля составляет около 70%.
Значимость азиатских стран существенно уступает европейским. Это имеет место и во время международных санкций, несмотря на снижение в этот период общего товарооборота. Действует преимущественная общероссийская схема: «в европейские страны — сырье и продукты его переработки, обратно — поставки машинотехнической и других видов высокотехнологичной продукции». Так, в товарной структуре экспорта Республики Татарстан в 2018 году преобладали: нефть (39,2% от общего объема экспорта), нефтепродукты (39,0%), продукция химической промышленности (14,4%), машиностроительная продукция (2,9%). В товарной структуре импорта ведущее место занимали: машиностроительная продукция (67,8%) и продукция химической промышленности (15,5 %).
Таблица 1
Структура основных партнеров Республики Татарстан по внешнеторговому обороту в 2013 г.2№ | Страна | ∑(янв.–дек. 2013) | Доля, % |
---|
1 | Нидерланды | $4,97 млрд | 18,1 | 2 | Польша | $2,25 млрд | 8,2 | 3 | Италия | $1,96 млрд | 7,1 | 4 | Германия | $1,62 млрд | 5,9 | 5 | Финляндия | $1,27 млрд | 4,6 | 6 | Венгрия | $1,19 млрд | 4,4 | 7 | Англия | $1,16 млрд | 4,2 | 8 | Украина | $984 млн | 3,6 | 9 | Словакия | $951 млн | 3,5 | 10 | США | $918 млн | 3,3 | 11 | Индия | $885 млн | 3,2 | 12 | Беларусь | $877 млн | 3,2 | 13 | Бельгия | $831 млн | 3,0 | 14 | Казахстан | $760 млн | 2,8 | 15 | Турция | $657 млн | 2,4 | 16 | Франция | $610 млн | 2,2 | 17 | Босния и Герцеговина | $469 млн | 1,7 | 18 | Швеция | $423 млн | 1,5 | 19 | Мальта | $381 млн | 1,4 | 20 | Китай | $356 млн | 1,3 | ... | ... | ... | ... | | По всем странам | $27,4 млрд | 100 |
---|
Таблица 2
Структура основных партнеров Республики Татарстан по внешнеторговому обороту в 2017 г.3№ | Страна | ∑(янв.–дек. 2017) | Доля, % |
---|
1 | Нидерланды | $2,15 млрд | 12,7 | 2 | Польша | $2,12 млрд | 12,5 | 3 | Германия | $1,92 млрд | 11,3 | 4 | Беларусь | $1,05 млрд | 6,2 | 5 | США | $780 млн | 4,6 | 6 | Казахстан | $711 млн | 4,2 | 7 | Китай | $566 млн | 3,3 | 8 | Финляндия | $560 млн | 3,3 | 9 | Венгрия | $492 млн | 2,9 | 10 | Чехия | $447 млн | 2,6 | 11 | Латвия | $443 млн | 2,6 | 12 | Словакия | $438 млн | 2,6 | 13 | Болгария | $388 млн | 2,3 | 14 | Бельгия | $363 млн | 2,1 | 15 | Франция | $341 млн | 2,0 | 16 | Англия | $340 млн | 2,0 | 17 | Италия | $323 млн | 1,9 | 18 | Турция | $304 млн | 1,8 | 19 | Испания | $217 млн | 1,3 | 20 | Индия | $215 млн | 1,3 | ... | ... | ... | ... | | По всем странам | $17 млрд | 100 |
---|
Та же территориальная направленность связей характерна и для всей России, где доля азиатских стран лишь около 30% (табл.3).
Таблица 3
Структура основных партнеров Российской Федерации по внешнеторговому обороту в 2017 г.№ | Страна | ∑(янв.–дек. 2017) | Доля, % |
---|
1 | Китай | $38,9 млрд | 10,9 | 2 | Нидерланды | $35,6 млрд | 10,0 | 3 | Германия | $25,7 млрд | 7,2 | 4 | Турция | $18,7 млрд | 5,2 | 5 | Беларусь | $18,6 млрд | 5,2 | 6 | Италия | $13,8 млрд | 3,9 | 7 | Казахстан | $12,5 млрд | 3,5 | 8 | Южная Корея | $12,3 млрд | 3,4 | 9 | Польша | $11,6 млрд | 3,3 | 10 | США | $10,6 млрд | 3,0 | 11 | Япония | $10,4 млрд | 2,9 | 12 | Англия | $8,69 млрд | 2,4 | 13 | Финляндия | $8,66 млрд | 2,4 | 14 | Украина | $7,94 млрд | 2,2 | 15 | Бельгия | $6,80 млрд | 1,9 | 16 | Индия | $6,46 млрд | 1,8 | 17 | Египет | $6,22 млрд | 1,7 | 18 | Франция | $5,82 млрд | 1,6 | 19 | Латвия | $4,81 млрд | 1,3 | 20 | Алжир | $4,62 млрд | 1,3 | ... | ... | ... | ... | | По всем странам | $357,8 млрд | 100 |
---|
Главным ограничительным фактором в кооперации с большей частью азиатских стран является близкая отраслевая структура, основанная на производстве и первичной переработке сырья, что исключает интенсивный взаимный обмен. Соответственно, основным условием взаимовыгодного развития кооперации может быть развитие высокотехнологичных секторов и подетальной технологической кооперации. На большой территории Евразии за пределами Западной и Центральной Европы ядром возможной технологической кооперации может стать Россия, имеющая большой научный потенциал. Это подтверждают государственные установки правительства Китая по привлечению иностранных ученых, где особый акцент делается на российских специалистах, востребованности результатов их фундаментальных исследований.
Татарстан определился в стратегии повышения технологического уровня производства, используя свое природное богатство — нефть, позиции которой ранее определялись преимущественно только по линии получения сырьевой природной ренты. В настоящее время в республике имеет место интенсивное развитие нефтехимического комплекса по линии глубокой высокотехнологичной переработки углеводородного сырья. Ставятся акценты и на дальнейшее развитие машиностроительного комплекса. И здесь до сих пор проявлялась проблема, в принципе характерная для всей России: нехватка прикладных разработок при общей развитости фундаментальных исследований, что составляло основу имеющей длительное время диспропорции между импортом и экспортом технологий (рис.3).
Как видно из рис.4, основной торговый обмен технологиями сосредоточен именно в сегменте инжиниринговых услуг, составляющих основу для формирования новых инновационных производств. | | | Рис. 3. Динамика экспорта и импорта технологий России | | | Рис. 4. Структура экспорта и импорта технологий России по категориям в 2015 г. (%) | К настоящему времени есть отдельные утверждения об отсталости в целом отечественных прикладных разработок, которую преодолеть в ближайшей перспективе не удастся. Однако статистические данные говорят об ином, когда основными потребителями таких разработок становятся страны с самыми большими накопленными объемами передовых объектов интеллектуальной собственности. Так, наиболее значительные объемы российского экспорта технологий в 2015 году приходились на такие государства ОЭСР, как США (319.1 млн долл.), Германия (47.2), Нидерланды (32.3) и Франция (20.6 млн долл.). Доля стран СНГ в 2015 г. составила 8.1%. В их числе необходимо выделить Беларусь и Казахстан (соответственно 79.4 и 27.4 млн долл.), наиболее активно приобретавших российские технологии. Среди стран азиатского региона значительные суммы поступлений перечислялись из Китая, Бангладеш и Индии (соответственно 460.3, 207.0 и 85.9 млн долл.).
В первом полугодии 2018 года экспорт услуг в сфере высоких технологий впервые в истории России превысил импорт. Особенно заметен прогресс российских разработчиков в сегменте игр, мобильных приложений и интернета вещей. Большим спросом пользуются российские разработки в сфере информационной безопасности — криптография, защита данных, поиск и обезвреживания зловредных программ. При этом, как и ранее, основными заказчиками остаются американские и европейские компании4.
В связи с этим возникает вопрос о возможности дальнейшего наращивания экспорта технологий в страны Азии, в том числе в несформировавшие до настоящего времени, как Индия и Китай, потенциал высокотехнологичного развития. Несомненно, можно говорить о таких возможностях, но во взаимосвязи со сложившимся профилем и уровнем развития данных стран, до сих находящихся в сфере контроля западных компаний и в каркасе политических ограничений, выдвигаемых со стороны соответствующих западных государств. Так в ряде стран Ближнего Востока и Южной Азии существенная перспектива сотрудничества складывается в сфере энергетики, нефте- и газодобычи, первоначальной очистки и переработки углеводородов. Российский востребованный запас технологий здесь очевиден. Пока же в торговой кооперации с этими странами у России преобладают продуктовые позиции или, в отдельных случаях, поставки вооружения. Так, России занимает пятое место по объему экспорта сельхозпродукции и продовольствия в страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Татарстан, имеющий богатый опыт добычи нефти на малодебитных, высокообводненных месторождениях, глубокой переработки нефти, вполне может входить в систему названных выше проектов. У него есть предыдущий опыт работы в Ливии и Сирии. Но в условиях действия крупных западных компаний ТНК на этом рынке, выход сюда Татарстана должен быть обеспечен должной федеральной поддержкой. В принципе, это же относится и к расширению российского экспорта готовых продовольственных товаров, в том числе халяльной индустрии, где позиции России пока еще весьма скромны (рис.5).
Татарстан в целом может занять особое место, как проводника интересов России по отношению к мусульманским странам. Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов является руководителем группы стратегического видения «Россия — исламский мир». Эту группа была создана в 2006 году под руководством первого президента РТ М.Ш. Шаймиева и Е.М. Примакова, в то время главы Торгово-промышленной палаты РФ. Многочисленные визиты Р.Н. Минниханова в арабские страны подтверждают желание и готовность Татарстана выполнять такую миссию.
Вместе с тем, на сегодняшний день объем торгового оборота с арабскими и другими исламскими странами татарстанскую сторону удовлетворить не может. Так, товарооборот между Татарстаном и Саудовской Аравией в 2017 году составил $42,8 млн долл., то есть на уровне 0,3% совокупного товарооборота Татарстана за этот год. Такая же величина была зафиксирована в отношении крупнейшей исламской страны — Индонезии6.
Вместе с тем, в планах инвесторов из Саудовской Аравии — вложения в российскую экономику в объеме до $10 млрд7, а в ходе KazanSummit–2015 наследник принца Саудовской Аравии заявил о готовности инвестировать именно в Татарстан8.
Одним из ограничений развития кооперационных связей с исламскими странами является практически полное отсутствие в России и Татарстане системы исламского банкинга и исламского страхования, облегчающих взаимодействие с данными государствами. Здесь приходится учитывать, что в середине нынешнего десятилетия финансовые институты, основанные на принципах Шариата, представляли около 1% общих мировых активов. Однако несмотря на то, что исламские банковские структуры управляют только лишь частью банковских активов мусульман, этот сегмент растет быстрее, чем банковские активы в целом, и в 2009—2013 гг. его темпы роста составили 17,6%0. Прогнозируется, что к 2021 году рынок исламских финансов достигнет величины — 3,5 трлн долл. (сегодня — около 1,5 трлн долл.) при среднегодовом темпе роста CAGR в 9,5%10. Учитывая соответствующие тенденции, 24 марта 2016 года в Казани был открыт первый в России полностью основанный на принципах Исламского банкинга Центр партнерского банкинга. Центр исламского банкинга создан на базах ПАО «Татфондбанк» и ООО КБ «Татагропромбанк». Это — первое банковское учреждение в России, работа которого строилась в соответствии с принципами партнерского финансирования, широко применяемыми во многих странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Но, действие данного пилотного проекта внедрения исламского банкинга в Татарстане в 2018 году было прекращено. В принципе, с учетом, что Госдума РФ до сих пор не приняла законопроект об исламском банкинге, вряд ли в ближайшей перспективе будут предприняты попытки по вторичному запуску в России этой системы.
Весьма важным фактором развития и международного позиционирования Республики Татарстан, получения ею естественной природной ренты является использование выгодного географического положения. Татарстан исторически находился на перекрестке торговых путей. Здесь проходил знаменитый Волжский Путь из Южной Азии в страны Скандинавии. На территории республики располагался северный участок Шелкового Пути. Траектории построения древних торговых путей коррелируют с сеткой нынешних так называемых евразийских международных транспортных коридоров, включающих МТК «Запад-Восток» (Транссиб), автотранспортный коридор «Европа-Западный Китай», МТК смешанного (мультимодального) типа «Север-Юг». Располагая точкой пересечения этих коридоров (рис. 6). Республика Татарстан может иметь ощутимую выгоду в работе республиканских транспортных и логистических компаний, а также машиностроительных заводов, связанных с выпуском транспортных средств. На зону пересечения глобальных транспортных магистралей было ориентировано и формирование Свияжского межрегионального мультимодального логического центра с объемом грузопереработки свыше 12 млн тонн. Данный центр является важной предпосылкой к вхождению Татарстана в режим эксплуатации международных транспортно-логистических магистралей.
Формирование данных коридоров одновременно создают условия для транспортировки больших объемов татарстанских промышленных грузов. Эксплуатация магистралей будет способствовать дополнительному расширению рынка сбыта производимого на территории республики топлива, активизации деятельности компаний, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств. В итоге у Татарстана появляется перспективная возможность эксплуатации, на базе своих транспортных компаний и с использованием производимых здесь транспортных средств, протяженных участков данных транспортных коридоров. Весьма вероятной представляется возможность эксплуатация машин марки КамАЗ (с учетом разработанных технологий перецепки кузовов и в режиме эстафетных перевозок), сети татарстанских заправок и компаний по техническому обслуживанию машин на российском участке МТК «Западный Китай». Однако вопросами, которые необходимо будет решать в этом случае в ближайшее время, остаются анализ объемов грузопотоков и соглашения с иностранными инвесторами по поводу совместного строительства отдельных участков транспортных коридоров и их совместного обслуживания. Это — весьма сложные вопросы, во многих случаях пока не находящие эффективного решения. Они в значительной степени находятся в сфере инициатив и компетенций федерального центра.
Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости активизация прогнозно-аналитической работы в направлении разработки вариантов стратегии развития евразийских МТК. Такая необходимость актуализируется и в связи с тем, что отдельные страны вносят в настоящее время предложения по глобальным коррективам международной схемы грузоперевозок. К примеру, весьма существенно будет влиять на траектории евразийских грузоперевозок реализация совместного видения Ирана, Китая, Индии и ряда других стран в части строительства канала от Персидского залива к Каспийскому морю (рис. 7).
Реализация соответствующего проекта строительства канала уменьшит значение Суэцкого канала вследствие того, что перемещение грузопотоков с Индийского субконтинента будет происходить на 20 дней быстрее. Одновременно уменьшится на 30–40% стоимость перевозок. Предварительные оценки говорят о том, что через новую транспортную систему будет проходить до 30 млн тонн грузов в год.
Представители Тегерана еще в начале 2000-х годов в ходе совещаний российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству предложили России ряд вариантов оплаты ее технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути11.
Траектории выхода из Каспия в Европу при этом могут быть достаточно разветвленными. Так, существует возможность проходки через функционирующий ныне Волго-Донской канал. Но есть и более короткий путь, после проведения строительных работ, в форме канала между Каспийским и Черным морями (путем расчистки и углубления озерно-речной сети в предкавказской зоне). Выход же на Север к Балтийскому бассейну будет проходить вверх по Волге и систему каналов в ее верховьях. В этом случае Республика Татарстан сможет эффективно задействовать мощности своих речных компаний и Свияжского мульмодального логистического центра. Разумеется, канал «Персидский залив — Каспийское море» — очень сложный проект, связанный с большими финансовыми вложениями (по разным расчетам от 10 до 30 млрд долл.) и экологическими ограничениями. Однако международная ситуация, осложнения проходки судов в зоне Средиземного и Черного морей ориентируют достаточно большое количество государств в скорейшей его реализации.
Многие проблемы, о которых говорилось выше, недостаточная оперативность в их решении во многом связаны с дефицитом аналитики в части международных экономических связей. Поэтому представляется необходимым создание соответствующих аналитических центров и осуществление соответствующей прогнозно-аналитической работы в каждом федеральном округе. Кроме того, попытки отдельных регионов, даже таких сильных и инициативных, как Татарстан не будут давать должную эффективность без наличия общефедеральной концепции и программных документов по развитию внешнеэкономической деятельности, где будет четко выделено место каждого региона, соответствующее потенциалу его экономики и практики осуществления международной экономической кооперации. | | | Рис. 5. Мировые производители и потребители халяльного производства5 | | | Рис. 6. Схема международных транзитных транспортных коридоров | | | Рис. 7. Проектная линия строительства морского канала между Персидским заливом и Каспийским морем |
| |
|
|