| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Ложко В. В. научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента
| |
| | В работе представлены фундаментальные системообразующие основания для формирования государственной системы расширенного воспроизводства человеческого капитала как главного ресурса развития Российской Федерации и основы евразийской интеграции | Ключевые слова: человеческий капитал, воспроизводство человеческого капитала, информацио-природо-социо-ценоз, трансформация общественно-хозяйственного устройства, деструктивные мегафеномены | ББК У010.033; У24(2)00 Стр: 31 - 33 | Человеческий капитал в развитых странах признан ключевым фактором воспроизводственного процесса, на его долю приходится 75% прироста национального дохода [1]. В России этот прирост составляет примерно 20%, что свидетельствует о хаотическом,. несистемном его формировании и об отсутствии на государственном уровне постановки задачи его системного воспроизводства как главного цивилизационного ресурса.
В Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [2], подготовленной Министерством регионального развития Российской Федерации в 2005 году, справедливо отмечалось: «...необходимо заново определить механизмы распределения человеческого капитала по территории страны и обеспечить его наиболее эффективное использование. Капитализация человеческих ресурсов и их распределение по территории страны становятся одной из главных составляющих регионального развития России в долгосрочной перспективе, а потому должны быть включены в число его приоритетов...».
Однако, национальная система воспроизводства человеческого капитала до сих пор так и не разработана, его воспроизводство остается стихийным, а декларация такого перехода пока не имеет реальных последствий в деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Для обеспечения такого развития необходима системная трансформация общества как социо-ценоза по всем направлениям: трансформации духовно-культурного уклада (как главной идеологической основы жизнедеятельности общества и государства), социальной трансформации, политической трансформации, экономической трансформации, трансформации рационального природопользования и охраны природы. Главным субъектом, способным осуществить все эти направления трансформаций, является человеческий капитал.
От правильного понимания смысла, постановки ценностной цели и выполнения ключевой функции нового человеческого капитала — его системного формирования, применения, развития и воспроизводства в условиях внешних процессов деструктивной глобализации зависит реальная успешность и результативность функционирования и развития всех областей российской экономики, общественного хозяйства и социальной системы в целом.
Выход из сформировавшегося российского системного кризиса предполагает устранение его причин. По нашему мнению для этого требуется не постоянно декларируемая модернизация в виде улучшающих, но по сути ничего не меняющих инноваций, а системная трансформация общественно-хозяйственного устройства. При этом, по мнению В.Т. Рязанова, необходима реализация смены действующего проекта «глобального либерализма» [3]. Для разрешения этой сложной проблемы недостаточно развития только экономического знания, поскольку это требует формирования новой парадигмы общественно-хозяйственного устройства, а значит и применения междисциплинарного подхода с применением опыта смежных наук, таких как философия, культурология, психология, социология, политология, информатика, термодинамика, теория человеческих ресурсов и других.
Под интегрирующим принципом нового подхода мы понимаем главную доминантную ценностную цель — расширенное воспроизводство общественного целого в сочетании с необходимостью реализации дополняющих ценностных целей, воспроизводства информационного и природного пространств.
До настоящего времени все, что касается человека и его человеческого потенциала и капитала в сфере социально-экономических наук и практической деятельности рассматривалось только относительно общества. Такой подход не может полноценно отражать процессы жизнедеятельности человека. Поэтому новый междисциплинарный подход требует рассматривать подсистему социально-экономических отношений, подсистему хозяйственной деятельности и главный их ресурс — человеческий капитал не только относительно законов и процессов общества, но и таковых в информации и природе, т.е. в информацио-природо-социо-ценозе (ИПС-ценозе), как едином целом живого и неживого бытия.
Человеческим капиталом следует считать целостный неотчуждаемый комплекс фундаментальных, системообразующих информационных, природных и социально-экономических характеристик-способностей, в том числе мировоззренческих ценностей, знаний, умений и готовностей человека, осуществляющий с их помощью для обеспечения жизнедеятельности производство, распределение, обменен и использование нематериальных и материальных благ на основе справедливой (не спекулятивной) стоимости, не наносящий ущерба информации, природе и обществу, позволяющий в результате этого приносить справедливый доход отдельным людям, предприятиям, региональным сообществам и государству, обеспечивающий их полноценное существование, функционирование и развитие, т.е. достойное качество жизни.
По данным академика Д.С. Львова, в структуре национального богатства России стоимостное соотношение на душу населения на начало XXI века составляло: человеческий капитал — 50%, природный капитал — 40%, воспроизводимый капитал (обусловленный экономикой) — 10% [6]. Однако в течение всего периода с начала формирования Российской Федерации постоянно усиливается дисбаланс между имеющимися природно-сырьевыми, энергетическими ресурсами, экономическим потенциалом, с одной стороны, и человеческим капиталом, с другой.
Развитие этого дисбаланса быстро приближается к критическому порогу, за которым население России в силу своей недостаточной численности, недопустимых показателей здоровья, недостаточного КФСНС может оказаться неспособным к освоению всех имеющихся в стране ресурсов [7] .
К началу XXI века в системе ИПС-ценоза сформировался ряд необычных, особенных явлений, которые можно обозначить как деструктивные мегафеномены.
В системе информациоценоза к таким мегафеноменам относятся:
искусственное формирование иллюзий, как результат извращения нравственной природы человека, намеренное искажение сути вещей и отношений или подмены реальных смысловых понятий и дальнейшее выстраивание на их основе теорий ложного знания;
искажение и подмена информации в области исторической фактологии;
формирование информационных антисистем;
ускорение социального времени относительно неизменного биологического;
информационно-идеологическая экспансия одних цивилизаций и их духовно-культурных укладов в системы других.
В системе природоценоза к мегафеноменам относятся:
нанесение нарастающего ущерба живой и неживой природе планеты человеческим обществом неэтической деятельностью и безнраственным управлением хозяйственными процессами в виде накопления огромных отходов производств и повседневной жизнедеятельности людей, многочисленных загрязнений окружающей среды и масштабного вымирания видов растительного и животного мира;
техногенное воздействие человеческой цивилизации на природную среду, разрушающее биогеоценозы и формирующее нарастание природных аномалий;
обратное негативное природное воздействие измененной природной среды на социум, приводящее к усилению сложившегося деформированного функционирования общественно хозяйственных процессов, формирующее природозависимый тип хозяйствования и обострение борьбы за истощающиеся природные ресурсы.
В системе социоценоза к мегафеноменам относятся:
глобальная природа проблем ИПС-ценоза, которые не могут быть решены отдельными странами;
противостояние конструктивной и деструктивной глобализации, противостояние общественных систем и антисистем с тенденцией активизации последних;
нарастающее глобальное навязывание ценностей западной цивилизации не соответствующих архетипическому духовно-культурному укладу других стран (экономический и идеологический статус личности может изменяться, но духовно-культурная цивилизационная принадлежность остается неизменной);
искусственно формируемое пространственное противостояние между странами и группами стран различной цивилизационной принадлежности — западной, славянско-православной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, латиноамериканской, африканской;
искусственная деформация общественного сознания, ориентированного на ложный приоритет обмена и удовлетворения потребностей над формированием и развитием комплекса фундаментальных, системообразующих, неотчуждаемых способностей (КФСНС) человека и общества и осуществлением на их основе производства благ и их распределения;
формирование комплексной системы средств воздействия на общество;
использование мировых финансовых кризисов, как инструментов циклически применяемых системой глобального капитала для очередного прераспределения власти собственности и финансов;
ограничение сбалансированного социально-экономического развития не техникой, технологиями и институтами, а самим человеком и социоценозом, обладающими низким качеством человеческого капитала, неспособным формировать общественно-хозяйственное устройство, обеспечивающее достойное качество жизни для большинства населения.
исключение из системообразующих оснований либерально-рыночной экономики таких сущностных составляющих как:
морали — как одной из форм общественного сознания, определяющей правила и нормы общежития, поведения людей, обязанностей и отношений между ними, отношений между человеком и обществом;
нравственности — как одной из форм нормативной регуляции поведения и деятельности человека, заключающейся в триаде фундаментальных коммуникативно обусловленных способностей: способности не наносить ущерб информации, природе и обществу, способности иметь гармоничные духовные и материальные устремления и действия, способности реализовывать баланс прав и обязанностей;
этики — как системы знаний об исторических, общественных и психологических источниках нравственных воззрений, их общественной функции и законах развития, а также о критериях моральных оценок, вытекающих из принятых норм;
В системе экономического знания давно обсуждается коренной вопрос учета общего и особенного и их взаимообусловленности, в том числе в российском социально-экономическом развитии. За рамками экономической теории осталось главное фундаментальное системообразующее основание производительных сил и производственных отношений — уникальный комплекс человеческих способностей, позволяющих создавать, распределять, обменивать и использовать для жизнедеятельности материальные и нематериальные продукты человеческой и общественной деятельности.
За этим стоит более общая проблема — «...необходимость гармонизации взаимодействия экономических и неэкономических факторов в рамках их неразрывного целого в процессе общественно-экономической эволюции» [8]. Таким неразрывным целым по нашему мнению следует считать не просто общество, а ИПС-ценоз.
Используя оригинальную концепцию науки о долголетии [9] дефиницию жизни можно понимать как фундаментальную интегральную способность живого. Таким образом, мы можем определяя жизнь как высшую ценность предлагать понимать ее в виде особого типа единства информационно-природно-общественной сущности бытия (комплекс фундаментальных системообразующих неотчуждаемых способностей быть), осуществляющей такую организацию настоящего и будущего, которая предполагает реализацию способности к осознанному целеполаганию и распространению себя в окружающей среде и освоению себя и ИПС-ценоза как существующей, функционирующей и развивающейся реальности по соответствующим познаваемым аксиоматическим законам информации, природы и общества.
Способностями, благодаря которым живое становится живым [10], являются: ассимиляция — способность качественного освоения окружающей среды за счет изменения ее в нужную сторону; диссимиляция — способность использования и частичного или полного разрушения осваиваемой окружающей среды; адаптация — способность приспосабливаться к окружающей среде за счет изменения себя; метаболизм — способность в качестве основы жизни осуществлять постоянный катаболизм (саморазрушение) и анаболизм (самовосстановление); размножение — способность воспроизводить себя, количественно осваивая окружающую среду.
Учитывая неразвитость ресурсной базы и дотационность большинства регионов страны для ее успешного развития в качестве альтернативы наступающей деструктивной глобализации нами предлагается новая парадигма конструктивной регионализации. Она предполагает осуществление во всех российских регионах системную, управляемую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях разработку и реализацию концепции, стратегии и национальной системы формирования, функционирования, развития и расширенного воспроизводства человеческого капитала нового качества как главного общественного и государственного ресурса, способного обеспечивать самовоспроизводство и расширенное воспроизводство общественного хозяйства в процессе существования, функционирования и развития Информацио-Природо-Социо-ценоза России и ее регионов.
Таким образом, воспроизводство нового качества человеческого капитала в стратегическом развитии российских регионов выступает, с одной стороны, в качестве цели и ожидаемого результата социально-экономического развития, с другой стороны, является основным движителем, механизмом этого развития.
Предлагаемую нами базисную инновацию, предполагающую системную трансформацию общественно-хозяйственного устройства, следует положить в основу евразийской интеграции, которая начала осуществляться по инициативе России и ряда государств СНГ.
Таблица 1
Основные группы комплекса фундаментальных, системообразующих неотчуждаемых способностей человека и общества, обеспечивающих формирование, существование и развитие социоценозаТипы способностей | Что формируют | Содержание способностей |
---|
Биологические [11] | Формируют особь | Самосохранение; Продление рода; Сохранение вида. | Социально-биологические [11] | Формируют индивида | Лидерство в малой группе;
Фронтальное лидерство;
Иерархическое лидерство. | Социальные [11] | Формируют личность | Справедливость (изобилие); Истина; Добро; Красота. | Социоинформационные | | Способности формировать и использовать: мышление, сознание, ум, память, интеллект;
Способность получать, формировать, обрабатывать, передавать, использовать в процессе жизнедеятельности информацию, биологического, психологического, духовно-культурного и социального характера;
Способность формировать и использовать в процессе жизнедеятельности иллюзии и ложную информацию;
Способность различать иллюзии и реальность;
Способность формировать на основе иллюзий ложное знание. | Обеспечивающие формирование, существование, функционирование и развитие человеческого капитала | Формируют человеческий капитал как систему | Основные базисные способности:
1. Жизнеспособность;
2. Способность к адаптации;
3. Способность к мышлению как процессу формирования, передачи, приема, обработки и практического применения информации в процессе жизнедеятельности;
4. Способность к размножению;
5. Способность к коммуникации (взаимодействию живых существ между собой и с окружающей средой);
6. Способность к поведению как осуществлению совокупности поступков и действий, формирующих культуру жизни;
7. Работоспособность — как реализацию способности производства материальных и нематериальных благ;
8. Способность к формированию знаний;
9. Способность к обучению, усвоению и практическому применению знаний.
10. Способность к воспитанию.
Основные интегральные способности:
1. Способность к формированию конструктивного, созидательного, нравственного мышления и различения сущностей;
2. Способность к формированию нравственного мировоззрения;
3. Способность к нравственному поведению, деятельности;
4. Способность к генерации и реализации новшеств, ненаносящих ущерба ИПС-ценозу;
5. Способность к производству материальных и нематериальных благ с помощью КФСНС и осуществлению экономической деятельности,
6. Способность к формированию этической экономики;
7. Способность к воспроизводству человека, человеческого потенциала и человеческого капитала, общества и с его помощью общественного хозяйства;
8. Способность к нравственному управлению деятельностью государства, общества и общественного хозяйства;
9. Способность к формированию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
10. Способность к нравственному управлению качеством жизни своим, семьи, производственных коллективов, регионов, страны.
Экономикообразующие:
Спобность с помощью КФСНС управлять производственными, и социально-экономическими процессами;
Способность с помощью КФСНС производить материальные и нематериальные блага;
Способность с помощью КФСНС справедливо распределять блага в обществе;
Способность с помощью КФСНС справедливо осуществлять обменно-торговые отношения;
Способность с помощью КФСНС нравственно использовать произведенные материальные и нематериальные блага для обеспечения жизнедеятельности. | Государствообразующие
(основные) [12] | Формируют основы конституционного строя | 1. Способность формировать демократическое, федеративное, правовое государство.
2. Способность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека как высшие ценности.
3. Способность народа быть носителем суверенитета и единственного источника власти.
4. Способность осуществлять власть через органы государственной власти и местного самоуправления.
5. Способность формирования и обеспечения существования, функционирования и развития РФ как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Способность осуществления государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. |
|
| |
|
|