| | Проблемы современной экономики, N 3 (71), 2019 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | | |
| | Уважаемый Леонид Иванович! [Калашников]
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Разрешите мне от имени руководства республики и от себя лично сердечно приветствовать вас на гостеприимной земле Татарстана!
Сегодня в этом зале собрались политики, эксперты, представители научной общественности — чтобы обсудить актуальные вопросы интеграции на евразийском пространстве.
В центре дискуссий — политические, экономические и гуманитарные аспекты дальнейшей интеграции государств, имеющих общие цели, задачи, проблемы развития и повышения конкурентоспособности, в наднациональную структуру — Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Этот блок вопросов на современном этапе геополитического развития приобретает все большую актуальность. Евразийский процесс придаст новый импульс поступательному развитию наших стран, повысит их инвестиционную привлекательность.
Отрадно, что столица Татарстана — тысячелетняя Казань — стала местом встречи экспертного сообщества, выработки новых подходов к реализации провозглашенного руководителями наших государств курса на единство в масштабе Евразии.
Глубоко символично, что Восьмой Казанский Евразийский форум проходит в год своеобразного «юбилея» — 5-летия подписания тысячестраничного Астанинского Договора о создании Евразийского Экономического Союза (29 мая) и 25-летия исторической инициативы Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева (29 марта, МГУ) о запуске глобального интеграционного проекта на основе прочных экономических взаимосвязей.
Многие политики и эксперты по праву называют этот межгосударственный проект самым амбициозным и вместе с тем наиболее реалистичным, опирающимся на просчитанные преимущества и взаимные выгоды. Широкие возможности открываются и перед бизнес-сообществом государств-участников: снимаются барьеры формирования новых динамичных рынков с едиными стандартами и требованиями к товарам, услугам, капиталам и рабочей силе.
В современных условиях дефицита стабильности в целом ряде регионов мира и расширения географии турбулентности, продолжается последовательная трансформация евразийского пространства на рыночных принципах с сохранением политической независимости и сложившегося культурного своеобразия суверенных государств.
Уважаемые коллеги!
В российских регионах поддерживают исторические решения об углубленной интеграции государств и формировании экономического и политического союза. По инициативе ученых и специалистов-практиков в нашей республике с 1996 года регулярно проводятся конференции по обсуждению интеграционных проблем. Только с 2008 года проведено 7 евразийских научных форумов, 2 евразийских экономических форума и другие мероприятия.
Изучение данной проблематики лежит в области междисциплинарных исследований, на стыке науки и практики. В связи с этим особое значение приобретает формирование единого международного научно-экспертного и образовательного пространства, что безусловно способствовало бы наиболее эффективному решению актуальных проблем интеграции.
Как Председатель Государственного Совета — Парламента Республики Татарстан, убежден, что весомый вклад в развитие диалога внутри Евразийского Экономического Союза могла бы внести Парламентская Ассамблея ЕАЭС, призванная подключить депутатский корпус государств-участников к этим процессам. Поскольку сегодняшний этап интеграции актуализирует необходимость решения вопросов гармонизации законодательства наших государств.
Следующее. Хорошо известны признанные научно-методические кластеры международных отношений: МГИМО и Дипакадемия МИД России. Мы высоко ценим вклад этих ведущих вузов в подготовку высококвалифицированных кадров и переподготовку профильных специалистов по соответствующим направлениям.
В то же время, как представляется, назревает потребность создания подобных образовательных ресурсных центров в разрезе регионов стран ЕАЭС. Такой подход мог бы способствовать усилению кадрового потенциала, что называется, «на местах», включению специалистов в евразийскую профессиональную сеть, оперативному реагированию на консенсусные инициативы в интеграционном треке.
В этом смысле, тезис «регионы как точки роста государств», по моему убеждению, нуждается в дополнительном методологическом осмыслении, объективном анализе и обобщении уникального опыта субъектов по планированию внешнеэкономической деятельности и управлению собственным развитием. И если с экономической точки зрения долгосрочные ориентиры определены, то в академическом плане, к сожалению, мы испытываем дефицит рекомендаций прикладного характера от политологов и международников-практиков.
Право российских регионов на международную и внешнеэкономическую деятельность закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации. С нашей точки зрения, это право — одно из важнейших завоеваний российского федерализма. Субъекты Федерации, как и федеральный центр, жизненно заинтересованы в построении процветающего государства, основой которого выступают экономически развитые субъекты деловых отношений с зарубежными партнерами, способные успешно конкурировать и в масштабе евразийского сообщества.
Во многом в связи с этим международная деятельность российских регионов действительно приобрела государственную значимость, а региональные связи субъектов Федерации стали весомым фактором во внешней политике нашей страны. В совокупности они наполняют конкретным содержанием заключенные межгосударственные и международные договоры, способствуют развитию инновационных и конкурентоспособных отраслей народного хозяйства.
Именно наша республика в начале 1990-х годов в числе первых заявила о необходимости развития международных связей на региональном уровне. Активно включилась в процесс установления взаимовыгодных двусторонних контактов с зарубежными партнерами, хорошо понимая, что в открытой экономике серьезные перспективы роста во многом связаны с самостоятельным участием регионов в международных торговых, информационных и культурных обменах.
Сегодня почти все отрасли народного хозяйства прямо или косвенно имеют контакты с внешним миром. Иностранные партнеры активно привлекаются к участию в различных программах и проектах социально-экономического развития.
Международная и внешнеэкономическая деятельность Татарстана осуществляется в строгом соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации и федеральным законом о международных и внешнеэкономических связях субъектов РФ.
За период новейшей истории наша республика наработала значимый опыт развития торгово-экономической и гуманитарной кооперации со многими государствами мира (около 150 государств).
Татарстан, последовательно развивая внешнеэкономическое, культурное, научное и образовательное сотрудничество, вносит свой вклад в расширение и углубление взаимодействия Российской Федерации с внешним миром.
В Казани активно работают генеральные консульства Венгрии, Ирана, Казахстана, Китая, Турции и Узбекистана, Отделение Посольства Беларуси. Создана сеть республиканских представительств в государствах ближнего и дальнего зарубежья. К настоящему времени при поддержке Федерального центра действуют 15 полномочных, постоянных и торгово-экономических представительств республики за рубежом.
За республикой закрепился имидж стабильного и последовательно развивающегося региона, Татарстан получил международное признание как надежный и перспективный деловой партнер, открытый для взаимовыгодного сотрудничества.
Убеждены: другого пути достижения конкурентоспособности на внешних рынках у регионов и у государства в целом просто не существует.
Уважаемые коллеги, эксперты, дамы и господа!
Политические реалии последних лет свидетельствуют, что современные вызовы в глобализирующемся мире более эффективно решаются в продуктивном взаимодействии с другими государствами и народами. В рамках многосторонних глобальных и региональных объединений. Главное здесь — масштабы, скорость, глубина и результативность процессов.
Полностью разделяем мнение корифея отечественной международной мысли Евгения Максимовича Примакова, выдвинувшего тезис «интеграции интеграций». Который, в частности, выражен в инициативах руководства Российской Федерации по сопряжению Евразийского Экономического Союза с целым рядом региональных межгосударственных объединений (СНГ, АСЕАН, ШОС, БРИКС, ЭПШП — Экономический Пояс Шелкового Пути и др.)
В развитии парадигмы «интеграции интеграций» на пространстве Большой Евразии полезным мог бы стать опыт многостороннего сотрудничества административно-территориальных образований государств-участников. Форматы подобного взаимодействия могли бы быть самыми разными: от научно-образовательных и культурно-гуманитарных контактов жителей приграничных территорий до запуска трансграничных бизнес-проектов.
В свою очередь, Республика Татарстан как активный участник Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (на протяжении 18 лет) могла бы поделиться опытом многостороннего взаимодействия с регионами 46 государств в формате этой институции...
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
В рамках казанских дискуссионных площадок у нас есть прекрасная возможность обсудить важные темы международного и межрегионального сотрудничества, наметить целевые ориентиры дальнейшего развития, обменяться мнениями и оценками, выработать совместные эффективные решения.
Думаю, что доброжелательная и открытая атмосфера сегодняшнего форума подскажет ответы на актуальные вопросы повестки дня. Будет стимулировать общественные консультации по политическим, социально-экономическим, институционально-правовым, культурно-цивилизационным и прикладным аспектам евразийской интеграции. Самое активное участие в этом процессе принимают и парламентарии, деловые круги, экспертное сообщество. Полагаю, все это поможет дальнейшему плодотворному диалогу культур и цивилизаций на евразийском пространстве.
Позвольте пожелать всем участникам и гостям Восьмого Казанского Евразийского форума конструктивной и эффективной работы, укрепления деловых контактов и партнерских отношений! Успешной работы и памятного пребывания всем в Татарстане!
Благодарю за внимание! | |
|