| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Гинтер Е. В. научный сотрудник отдела фундаментальных прикладных исследований и инновационных разработок
Магаданского научно-исследовательского института сельского хозяйства
| |
| | В статье обоснована актуальность развития внешнеэкономической деятельности в аграрном секторе экономики, изучена ее сущность и инструменты государственного регулирования. Рассмотрен состав региональной инфраструктуры развития внешнеэкономической деятельности в аграрном секторе. Определены направления государственного регулирования аграрного рынка на основе углубления внешнеэкономических связей в условиях Магаданской области | Ключевые слова: сельское хозяйство, Магаданская область, рынок сельхозпродукции, внешнеэкономическая деятельность, АПК | УДК 338.43; ББК 65.32 Стр: 222 - 226 | В современных условиях формирование эффективного регионального рынка должно происходить при тесном взаимодействии межгосударственного и межрегионального обмена за счет импорта и экспорта. Субъекты Российской Федерации имеют высокий уровень экономической самостоятельности, поэтому эффективная реализация регионального экономического потенциала на внешних рынках путем расширения внешнеэкономических связей выступает важной составляющей их развития.
В настоящее время Магаданская область — промышленно развитый регион Крайнего Северо-Востока России, обладающий значительным экономическим потенциалом. Важнейшей составляющей экономики Магаданской области является внешняя торговля, что во многом обусловлено получением статуса Особой экономической зоны [1]. Развитие внешнеэкономической деятельности в области обусловлено необходимостью внешней торговли из-за неразвитости отдельных отраслей в регионе, необходимостью расширения производства, региональными, климатическими и транспортными ограничениями [2].
Сегодня в регионе развиваются сферы экспортно-импортных отношений, растет число совместных предприятий, положительными аспектами деятельности которых является создание новых рабочих мест, привлечение иностранного капитала, эффективное использование природных ресурсов. Предприятия Магаданской области приобретают богатый опыт работы с иностранными партнерами по различным направлениям деятельности, таким, как: добыча полезных ископаемых и приобретение необходимого оборудования для эксплуатации месторождений; вылов и переработка морепродуктов, а также совместное использование рыболовецких судов; создание товарно-сбытовых систем продуктов, товаров народного потребления и техники производственного назначения; организация совместных транспортных систем и средств связи [2]. Внешнеэкономическую деятельность в 2016 году осуществляли 65 участников. Внешнеторговый оборот составил 441,3 млн долларов США, что на 17,2% больше аналогичного периода предыдущего года, при этом экспорт возрос на 18,7%, а импорт — на 6,5% [3].
Внешнеэкономические отношения способствуют развитию экономики и являются основой повышения эффективности отраслевого производства и ключевым фактором развития экономики. Поэтому развитие агропродовольственного рынка региона в современных условиях нельзя рассматривать без учета становления внешнеэкономических связей в системе агропромышленного комплекса, так как они становятся важной составной частью внешнеэкономической деятельности и являются важным фактором развития национальной и региональной экономики, способствуя экономическому росту, интенсификации производства, обогащению потребительского и производственного рынка.
Понятие «внешнеэкономическая деятельность» современные авторы толкуют идентично с точки зрения экономической сущности. Внешнеэкономическую деятельность в агропромышленном комплексе Т.В. Тарасова определяет как процесс реализации внешнеэкономических отношений, возникающих по поводу производства и обмена продукцией и услугами агропромышленного комплекса [4]. При этом участниками внешнеэкономических отношений являются юридические и физические лица, а государство выступает преимущественно в качестве регулятора их взаимоотношений.
Под внешнеэкономическими отношениями в агропромышленном комплексе понимают часть внешнеэкономических связей страны, которые возникают по поводу производства и обмена продукцией и услугами отраслей агропромышленного комплекса. В частности, к ним можно отнести закупку сельскохозяйственной техники, продажу сельхозпродукции, закупку новых пород крупного рогатого скота за рубежом и т.д. Внешнеэкономические отношения выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства и его субъектов, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности [5].
Роль внешнеэкономических связей в развитии агропродовольственного рынка имеет большое практическое значение. Рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма, так как абсолютное саморегулирование экономики невозможно. Методологические принципы регулирования агропромышленного производства основаны на сочетании саморегулирования рынка и активного воздействия государственных органов. В этой связи становится очевидной необходимость выработки механизмов регулирования и управления внешнеэкономическими связями, которые обеспечивают согласование интересов субъектов внешнеэкономической деятельности и способствуют развитию агропродовольственного рынка.
Важнейшей составляющей государственной политики на рынках сельскохозяйственной продукции является обеспечение расширенного воспроизводства сельского хозяйства, реализация направлений сбалансированного и всестороннего его возрождения, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров на мировом рынке. Это предполагает совершенствование совокупности инструментов (механизма) государственного регулирования внешнеэкономической деятельности аграрного сектора [6].
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе А.Н. Незадоров предлагает рассматривать как целенаправленное воздействие государства на экономические отношения, возникающие в сфере внешнеэкономической деятельности АПК, с целью управления ими для достижения наивысших, либо оптимальных экономических, социально-политических результатов [7].
В целях осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса используется инструментарий разнообразных средств, форм и методов внешнеэкономической политики, которые объединяются в две группы — административные и экономические. Некоторые ученые выделяют правовую группу, другие же считают, что правовые регуляторы направлены на создание законодательной базы.
Правовые вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности регламентируются следующими Федеральными законами: N164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», № 5003–1 от 21.05.1993 г. «О таможенном тарифе», № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. «Об иностранных инвестициях», № 183-ФЗ от 18.07.1999 г «Об экспортном контроле». Регулирующие функции выполняет также Постановление Правительства РФ «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (№ 330 от 15.04.2014 г.). Государственная программа содержит 6 подпрограмм, третья из которых называется «Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности». В качестве цели подпрограммы выступает создание конкурентоспособной и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности. Среди задач выделяются: финансовая поддержка экспорта, повышение качества информационного обеспечения, улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и др.
В основе внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования лежит полная степень самостоятельности в выборе стратегии внешнеэкономического сотрудничества, государство выступает регулятором в системе внешнеэкономических отношений. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Статьей 42 Федерального закона № 164-ФЗ предусматривается особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой деятельности на территориях особых экономических зон, который регулируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. Магаданская область относится к Особой экономической зоне, создание и функционирование которой закреплено Федеральным законом от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» и законом Магаданской области от 29.06.1999 г. № 75-ОЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Уникальность статуса особой экономической зоны заключается в предоставлении ее участникам льгот по федеральным налогам и таможенным платежам, в том числе и экспортным, что создает предпосылки для развития внешнеэкономических отношений субъектами хозяйствования в регионе. Несмотря на созданные условия развития внешнеэкономической деятельности, налоговые и таможенные преференции, организация внешнеэкономического сотрудничества для многих сельхозпроизводителей региона носит «фантастический» характер [3].
Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности складывается из нескольких структурных элементов (экономического, административного, правового) представленных на всех уровнях. Все составляющие механизма должны взаимодействовать на всех уровнях управления в целях обеспечения согласованности действий и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. На федеральном уровне направления регулирования внешнеэкономической деятельности сводятся к определению общей государственной стратегии ее развития, путем разработки государственных программ поддержки участников внешнеэкономической деятельности, принятия нормативно-правовых актов, стимулирования экспорта, контроля за уровнем цен и валютного курса. Субъекты страны имеют различный экономический потенциал развития внешнеэкономической деятельности, поэтому ее формирование должно осуществляться на основе региональных приоритетов с учетом экономических, природно-климатических, ресурсных, инновационно-инвестиционных особенностей территории. Повысить роль региона в международной торговле вряд ли возможно без эффективного механизма государственного регулирования. В связи с этим основные функции по формированию благоприятной внешнеэкономической среды должны ложиться на региональные органы власти и субъекты внешнеэкономической деятельности.
В целях осуществления государственного регулирования аграрного рынка по всем направлениям используется арсенал разнообразных средств. Экономический механизм включает инструменты регулирования экономических процессов, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации экономических интересов всех уровней и определяется системой показателей эффективности внешнеэкономической деятельности. Механизм управления представляет собой направляющее воздействие государственных органов на внешнеэкономическую деятельность посредством системы административных рычагов и призван обеспечивать единство интересов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Правовой механизм определяет деятельность правовых институтов, нацеленных на защиту интересов субъектов рынка посредством законодательно–правовых инструментов [8].
В условиях Магаданской области, с учетом сложившейся системы поддержки и развития внешнеэкономической деятельности в регионе, интересы субъектов должны координироваться и согласовываться по направлениям, представленным в таблице 1.
Таблица 1
Направления регулирования аграрного рынка на основе углубления внешнеэкономических связей в условиях Магаданской областиУровни регулирования |
---|
мезоуровень | микроуровень | экономический механизм |
---|
1. Формирование региональной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности
2. Стимулирование развития внешнеэкономической деятельности
3. Создание фондов страхования внешнеэкономической деятельности | 1. Создание совместных предприятий
2. Повышение конкурентоспособности продукции
3. Прогноз объемов производства и сбыта продукции | управленческий механизм |
---|
1. Разработка региональной внешнеэкономической политики
2. Организация международного сотрудничества
3. Информационное обеспечение
4. Разработка региональных программ формирования и реализации внешнеэкономической деятельности
5. Координация и контроль осуществления внешнеэкономической деятельности | 1. Разработка и реализация стратегий развития и выхода на внешние рынки
2. Взаимодействие с органами власти | правовой механизм |
---|
1. Разработка правовых инструментов обеспечения внешнеэкономической деятельности
2. Сопровождение внешнеэкономических договоров | 1. Заключение внешнеэкономических договоров | Составлено автором на основе исследований
Исходя из вышесказанного и выявленных направлений государственного регулирования, можно выделить приоритеты оптимизации регуляторов внешнеэкономической деятельности в условиях региона. В целях стимулирования развития сельскохозяйственными производителями внешнеэкономической деятельности необходимы экономические регуляторы, которые должны выражаться в формировании инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, предоставлении экспортных субсидий, льготного кредитования и налоговых преференций, создании фондов страхования внешнеэкономической деятельности.
Успешная и эффективная реализация внешней торговли зависит от совокупности целого ряда факторов, сформированных как на уровне отдельного региона, так и на уровне целого государства. Наличие развитой инфраструктуры является одним из основных условий успешного ведения внешнеэкономической деятельности, что говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по ее созданию на уровне субъектов. Для своего эффективного осуществления внешнеторговая деятельность нуждается в наличии различных материально-технических объектов, а также целого ряда специализированных организаций, предоставляющих услуги по реализации внешнеэкономических сделок.
Под инфраструктурой внешней торговли понимается совокупность институтов и материально-технических объектов, вовлеченных в организацию внешней торговли, и нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность элементов инфраструктуры и внешнеторговую деятельность в целом [9]. Наличие оптимальной и сбалансированной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности должно способствовать обеспечению функционирования взаимосвязей между субъектами и объектами внешнеторговой деятельности, упорядочению взаимодействия субъектов внешней торговли региона, обеспечению бесперебойного и оптимального движения товаропотоков, сокращению издержек субъектов внешней торговли, повышению качества и конкурентоспособности сферы услуг региона в области внешнеторговой деятельности.
Сущность инфраструктуры внешнеторговой деятельности проявляется в ее функциях:
● интегрирующая функция — способствует развитию внешнеторгового потенциала, существенно облегчая деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности, обеспечивая экономию на транзакционных издержках;
● информационная функция инфраструктуры заключается в накоплении, отборе и передаче информации;
● регулирующая функция — институты инфраструктуры определяют эффективные направления деятельности субъектов;
● организационная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности внешнеэкономической деятельности;
● защитная функция инфраструктуры заключается в обеспечении защиты отечественных производителей и национальных интересов.
На региональном уровне инфраструктура внешнеэкономической деятельности должна быть представлена государственными органами, организациями сферы услуг и вспомогательными организациями, которые имеют сложную систему прямых и обратных, непосредственных и опосредованных, функциональных и причинных связей (рис.1). | | | Рис. 1. Состав региональной инфраструктуры развития внешнеэкономической деятельности в аграрном секторе | Несмотря на функционирование в регионе Торгово-промышленной палаты, курирующей вопросы развития внешнеэкономической деятельности и Особой экономической зоны, сельхозпроизводители не стремятся к установлению внешнеэкономических связей, причиной этому служит отсутствие пропаганды, информационной, правовой поддержки внешнеэкономической деятельности в аграрном производстве со стороны государства. Данный факт определяет необходимость создания отраслевого центра развития внешнеэкономической деятельности. Проведенные ранее исследования показывают, что сельхозтоваропроизводителям тяжело адаптироваться к условиям рыночной экономики, немногие из них в настоящее время ориентируются на региональный рынок и потребителей, не говоря уже о международном. Кроме того, для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью предприятия требуется адекватная структура управления, а это в свою очередь влечет высокие финансовые затраты.
В связи с этим создание центра развития внешнеэкономической деятельности на уровне региона приобретает актуальность. Центр может исполнять определенные задачи, которые аккумулирует в себе вышеприведенная инфраструктура на уровне институционально-материальной подсистемы, тем самым, способствуя развитию внешнеэкономической деятельности. Функционирование данного центра должно соответствовать принципу «единого окна», что обеспечит возможность субъектов хозяйствования получить весь пакет услуг по организации и дальнейшему сопровождению внешнеэкономической деятельности. К функциям Центра, на наш взгляд, необходимо отнести: предоставление информационно-консультационных услуг; координацию отношений между субъектами инфраструктуры (органы власти, финансово-кредитные и страховые организации, транспортные компании) и производителями; исследование международного рынка; поиск потенциальных партнеров и сопровождение договоров; нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности. Предлагаемая к созданию структура, обеспечивающая развитие и дальнейшее сопровождение внешнеэкономической деятельности, является одновременно и экономическим, и административным регулятором в связи с возложенными на него функциями. В качестве экономического регулятора агропродовольственного рынка с целью стимулирования выхода региональной сельскохозяйственной продукции на международный рынок предлагается ввести экспортную субсидию, которая представляет собой дотацию производителю экспортного товара, компенсирующую затраты, связанные с выходом на внешние рынки с целью повышения конкурентоспособности продукции и расширением рынков сбыта.
Основным программным инструментом государственной поддержки в регионе, предусматривающим субсидии и выплаты из регионального бюджета, на развитие отрасли является государственная программа Магаданской области «Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014–2020 годы». В программе определены цели государственной поддержки подотраслей аграрного производства и разработаны направления их реализации, касающиеся развития животноводства и растениеводства, поддержки племенного дела, селекции и семеноводства, технической и технологической модернизации, инновационного развития отрасли, поддержки и развития малых форм хозяйствования. Считаем необходимым внести дополнения в данный документ в виде направления стимулирования развития внешнеэкономической деятельности в аграрном секторе с целью расширения рынков сбыта и устойчивого развития отрасли. В связи с тем, что правила ВТО, запрещающие применение экспортных субсидий, не распространяются на неблагоприятные территории, к которым относится Магаданская область, предлагается внедрить прямую экспортную субсидию, которая будет компенсировать затраты на экспорт продукции производителям, заинтересованным в развитии внешнеэкономической деятельности.
Оценка потенциала развития внешнеэкономической деятельности в регионе говорит о необходимости пропаганды и стимулирования развития внешнеэкономической деятельности в сельском хозяйстве региона. В целом в регионе благоприятная среда для развития внешних связей, присутствует административная поддержка, но отсутствует опыт сотрудничества в сфере экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Поэтому на сегодняшний день региону необходим координационный центр по развитию внешнеэкономических связей в сельском хозяйстве, который будет оказывать всестороннюю поддержку становлению внешних отношений в отрасли. При создании необходимых условий аграрный сектор экономики может эффективно развиваться и наращивать объемы производства. На сегодняшний день свиноводство и птицеводство являются перспективными отраслями с ежегодным приростом валовой продукции и могут представлять интерес для продовольственных рынков стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Рынки свинины и мяса птицы Китая и Южной Кореи являются одними из наиболее перспективных экспортных направлений для сбыта продукции животноводства. Эксперты предполагают, что потребление свинины в Китае будет только расти, а возможности производства свинины в стране ограничены, поэтому неизбежно наращивание импорта данной продукции. Высокое потребление свинины открывает большие возможности для экспорта продукции и роста объемов ее производства [10]. Вторичная продукция оленеводства также представляет большой интерес для стран данного географического ареала в качестве сырья для фармацевтики и изготовления биологически активных добавок. Учитывая уникальность природных условий Магаданской области, предприятия агропромышленного комплекса могут вести внешнеэкономическую деятельность, не связанную с производимой продукцией, например, заниматься организацией туристических поездок или строительством рекреационных объектов с участием иностранного капитала на своей территории [3]. |
| |
|
|