| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Житлухина О. Г. профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук Ящук М. А. ассистент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
| |
| | В статье рассмотрены предпосылки реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства, повлекшего за собой модернизацию структуры жилищного фонда и перераспределение границ ответственности за его содержание и эксплуатацию. Определены причины развития принципов самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства и образования некоммерческих корпоративных организаций, управляющих жилищным фондом. Изучены их организационно-правовые формы и выявлены основные отличительные характеристики в зависимости от организационно-целевой специфики их деятельности, влияющие на формирование учетно-аналитических процессов | Ключевые слова: некоммерческие корпоративные организации, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, управление эксплуатацией жилищного фонда, жилищный фонд | УДК 332.8; ББК 65.05 Стр: 188 - 191 | Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной отраслью российской экономики и представляет собой совокупность жилищного и коммунального секторов городского хозяйства, обеспечивающих поддержание необходимых условий для жизнедеятельности человека. На законодательном уровне отрасль ЖКХ определяется как одна из базовых отраслей, обеспечивающая население жизненно важными услугами. Так, годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4,1 трлн рублей (более 5,7% валового внутреннего продукта России) [14]. Изучение отечественной литературы показало, что в ней распространено единогласное мнение о том, что ЖКХ является крупнейшей сферой национальной экономики и играет важнейшую роль в формировании нормальных условий существования россиян. Так, Ковалева О.В. под ЖКХ понимает комплекс подотраслей и видов деятельности, призванных обеспечить условия для нормальной жизнедеятельности населения и функционирования региональных структур [7, с.354]. По мнению Фельдмана Е.В., от деятельности ЖКХ зависят качество и условия жизни людей, их культура быта, социальное благополучие, а уровень развития жилищно-коммунальной отрасли отражает состояние экономики страны в целом [19, с.157]. Силка Д.Н., Шалболова У.Ж., Кенжегалиева З.Ж. определяют ЖКХ как многофункциональный, многоотраслевой комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных видов деятельности в сфере услуг по предоставлению жилищно-коммунальной продукции населению, ориентированный на устойчивое развитие городского хозяйства и определяющий как индикатор социально-экономический потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность, культуру быта и образа жизни [16, с.236]. Балова Н.А. приводит следующее определение ЖКХ: «Жилищно-коммунальное хозяйство является сложной многофункциональной отраслью региональной экономики, направленной на обеспечение необходимыми ресурсами, товарами, услугами не только жизнедеятельности населения, но и бесперебойной работы предприятий других отраслей экономики региона» [1, с.119]. По мнению Рылькова В.И., особенностью сферы ЖКХ является то, что в ней в процессе управления многоквартирными домами (МКД) технологически взаимосвязаны предприятия разных видов собственности и профиля деятельности, которые должны обеспечить в процессе эксплуатации долговечность жилищного фонда и комфортность проживания [15]. Анализ этих точек зрения показывает, что практически все они дают идентичное трактование жилищно-коммунальному хозяйству, как важнейшей сфере социально-экономической деятельности, за исключением определения ее границ. При этом надо отметить, что в определениях не подчеркивается такой важный организационный аспект деятельности ЖКХ, как обеспечение населенных пунктов инженерной инфраструктурой. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что ЖКХ является сложной системой городского хозяйствования, осуществляющей деятельность по бесперебойному предоставлению населению коммунальных ресурсов и поддержанию требуемых санитарно-эксплуатационных характеристик жилого фонда и работы инженерной инфраструктуры населенных пунктов.
Неэффективность функционирования ЖКХ и, как следствие, необходимость проведения его реформирования приобрела актуальность в начале 90-х годов. К основным особенностям, обусловившим неэффективность функционирования ЖКХ, можно отнести:
1) полную финансовую зависимость жилищно-коммунальной сферы от бюджета, а также от соответствующих ведомств и предприятий, в чьем ведении находились объекты ЖКХ, что крайне негативно сказывалось на ее работе ввиду остаточного выделения средств, а также незаинтересованности в их рациональном использовании [9, с. 31];
2) моральный и физический износ основных фондов, аварийное состояние коммуникаций, низкое качество предоставляемых услуг, неэффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов [3, с.15].
Поэтому неслучайно первоочередными задачами проводимой реформы ЖКХ явились: постепенный уход от государственно-административных методов управления, создание условий для осуществления деятельности на рынке ЖКХ организациями различных форм собственности, перераспределение границ ответственности за содержание и эксплуатацию жилищного фонда с государственных и муниципальных органов и служб непосредственно на собственников жилых и нежилых помещений в МКД [20]. В это же время экономическое реформирование РСФСР, затронувшее в том числе и жилищно-коммунальное хозяйство, дало начало появлению частной собственности на жилье посредством приватизации жилищного фонда, то есть передачи жилых помещений из государственной в частную собственность граждан.
Исходной регулятивной основой процесса приватизации стало принятие постановлений «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», согласно которым, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров» [11, 12]. Развитие массовой приватизации жилья началось с принятия закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (1991г.), предусматривающего «бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде». С 23 декабря 1992 г. закон носит название «О приватизации жилищного фонда в РФ» и действует (с изменениями) до настоящего времени. Основной его целью является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда [5]. И именно с выходом этих законов модифицировалось понятие жилищного фонда, и практически была заложена основа структуры функционирующего ныне жилищного фонда, которую можно проклассифицировать по двум основным признакам:
– в зависимости от формы собственности: государственный, муниципальный и частный;
– в зависимости от целей использования: специализированный, социального использования, индивидуальный и коммерческого использования.
Так, массовая приватизация жилья позволила гражданам получить жилую площадь, на которой они были (постоянно) прописаны в полную собственность. При этом право собственности обязывало собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в МКД, а собственника комнаты в коммунальной квартире — нести также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире [4]. В результате проведенного реформирования жилищного фонда, изменилась не только форма собственности и цели его использования, но также и субъектный состав собственников в многоквартирных домах — помимо Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, ими стали граждане и юридические лица. Однако, граждане, которые получили правовые возможности по распоряжению приобретенной ими частной собственности, в большинстве своем не воспринимали бремя ответственности за решение вопросов, связанных с владением, пользованием и в установленных законодательством пределах распоряжением общим имуществом МКД. Это и обусловило процесс передачи собственниками помещений в МКД управленческих функций управляющим организациям и новым лицам, появляющимся на рынке управления МКД [20].
Появление значительного числа собственников жилья и, как следствие, привлечение общественности в управление частным жилым фондом и общим имуществом многоквартирных домов, повлекло за собой необходимость правового регулирования таких отношений [8]. Требуемое правое регулирование было закреплено в измененной редакции Жилищного Кодекса (ЖК РФ, 2004 г.), которая обязала собственников помещений в МКД выбрать один из способов управления многоквартирным домом [4]:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Стоит обратить внимание на то, что с 01.09.2014 г., согласно изменениям, внесенным в главу 4 «Юридические лица» Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), появилась новая организационно-правовая форма НКО, объединяющая владельцев любых типов недвижимости — товарищество собственников недвижимости (ТСН). Поэтому вновь создаваемые товарищества собственников жилья должны регистрироваться в форме ТСН, тогда как перерегистрация существующих ТСЖ не требуется. При этом в соответствии с новыми нормами ГК РФ, ТСЖ не является организационно-правовой формой юридического лица, а выступает лишь видом организационно-правовой формы ТСН. А это влечет за собой противоречие, возникающее между содержанием и формой экономического субъекта, что, в свою очередь, затрудняет регламентацию формирования информационной базы учета и контроля за их деятельностью. Кроме того, приведенный в ГК РФ закрытый список НКО, согласно которому все ТСН и потребительские кооперативы относятся к некоммерческим корпоративным организациям [2], усугубляет указанную проблему. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, для устранения указанного противоречия привести ЖК РФ в соответствие с положениями ГК РФ. Для чего изложить приводимый в ЖК РФ способ управления многоквартирным домом «управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом» в следующей редакции: «управление товариществом собственников недвижимости (жилья), либо иной некоммерческой корпоративной организацией, созданной в форме потребительского кооператива». Это, на наш взгляд, позволит не только реализовать правомочия НКО, предусмотренные жилищным законодательством, но и унифицировать регулятивную основу, обеспечивающую организацию их хозяйственной деятельности и порядок формирования отчетной и аналитической информации, необходимой для осуществления контрольных функций и самостоятельного решения управленческих задач в новых условиях.
Так, в настоящее время собственники помещений в МКД, являясь участниками жилищных отношений, вступают в различные отношения, связанные с управлением многоквартирными домами, предоставлением им коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями, формированием и использованием фонда капитального ремонта общего имущества МКД (рис. 1). | | | Рис. 1. Взаимодействие участников жилищных отношений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг | Из рисунка видно, что такой способ управления МКД, как управление ТСН (ТСЖ), либо иной некоммерческой корпоративной организацией, созданной в форме потребительского кооператива, помимо осуществления самостоятельного управления, также предусматривает возможность заключения договора с управляющей организацией на оказание услуг, связанных с содержанием МКД. Т.е. управляющая организация в данном случае не рассматривается как способ управления, а выступает лишь в роли сторонней организации, оказывающей услуги в соответствии с заключенным договором по содержанию и ремонту общего имущества МКД. И не случайно в настоящее время наблюдается постепенный массовый уход от услуг управляющих организаций как способа управления жилищным фондом и переход к способу управления жилищным фондом, способствующему развитию принципов самоуправления в сфере ЖКХ. К причинам такого перехода, на наш взгляд, можно отнести:
— накопившуюся неудовлетворенность оказываемыми услугами по управлению эксплуатацией жилищного фонда;
— стремление граждан контролировать процесс управления эксплуатацией жилищного фонда, улучшить эффективность такого управления и повысить качественные характеристики предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
— желание самостоятельно решать вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом МКД.
Активное развитие самоуправления в сфере ЖКХ характеризуется ежегодной тенденцией значительного увеличения количества некоммерческих корпоративных организаций (НКО), управляющих жилищным фондом, в общей структуре управляющих организаций (рис. 2). Так, из рис. 2 видно, что за период 2013–2016 гг. количество таких НКО увеличилось на 13240 организаций (или в 1,78 раза). | | Таблица 1
Организационно-целевые характеристики различных форм НКО, управляющих жилищным фондом | | Составлено авторами на основании источников: [4,6,13,17,18] | | | Рис. 2. Динамика количества организаций, управляющих жилищным фондом РФ, 2013–2016 гг. [10] | В представленной на рис. 2 общей структуре управляющих организаций жилищным фондом в группу НКО включены такие организационно-правовые формы, как: ТСН (ТСЖ), а также некоммерческие корпоративные организации, созданные в форме потребительских кооперативов, а именно: жилищные кооперативы (ЖК) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Несмотря на объединение некоммерческих корпоративных организаций в одну группу как самостоятельных форм НКО, для них характерны некоторые организационно-целевые различия, влияющие не только на управленческие аспекты их деятельности, но и на организацию методологии учетно-аналитического процесса. Основные отличительные характеристики различных форм НКО, управляющих жилищным фондом, представлены в табл. 1:
Как следует из цели деятельности рассматриваемых НКО, после приобретения, завершения строительства, реконструкции МКД цель деятельности ЖК и ЖСК становится идентичной ТСН (ТСЖ), а именно — управление (содержание) общим имуществом МКД. Отсюда, на наш взгляд, достаточно обоснованным является распространение на ЖК и ЖСК права применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также освобождение их от обязательного аудита после завершения всех этапов по приобретению, строительству и реконструкции МКД. Это позволит унифицировать методическое обеспечение учетно-аналитического процесса некоммерческих корпоративных организаций, управляющих жилищным фондом, в зависимости от функционально-целевой специфики их деятельности. |
| |
|
|