| | Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Белеков И. И. Член Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (г. Москва) Калашников Л. И. Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ,
евразийской интеграции и связям с соотечественниками Кротов М. И. Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по делам Содружества
Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками,
доктор экономических наук, профессор
| |
| | В статье на основе материалов парламентских слушаний «О гуманитарном векторе международной политики Российской Федерации на современном этапе», прошедших в Государственной Думе 2 апреля 2019 года, рассматриваются проблемы гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и рекомендации по развитию «мягкой» силы России | Ключевые слова: Евразийский экономический союз, СНГ, международная гуманитарная политика РФ, гуманитарное сотрудничество, «мягкая сила» | ББК У9(2)80,3 Стр: 6 - 10 | 2 апреля 2019 года состоялись парламентские слушания «О гуманитарном векторе международной политики Российской Федерации на современном этапе».
Целью слушаний явилось рассмотрение путей:
– усиления роли России в мировом гуманитарном пространстве;
– распространения и укрепления позиций русского языка в мире;
– популяризации достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки;
– консолидации российской диаспоры;
– использования для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы» в дополнение к традиционным дипломатическим методам.
В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители министерств и ведомств Российской Федерации, соотечественников, проживающих за рубежом, деловых кругов, деятели культуры, образования и науки.
В ходе состоявшейся дискуссии участники парламентских слушаний констатировали, что политика в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества является неотъемлемой составной частью политики российского государства на международной арене. Взаимовыгодное международное культурно-гуманитарное сотрудничество способно вносить существенный вклад в повышение эффективности внешней политики России.
В этих целях в стране создана нормативно-правовая база гуманитарного вектора внешней политики страны, включающая федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми реализуются Конвенция внешней политики Российской Федерации, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, План мероприятий по реализации в 2019–2021 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, комплексный План основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 годы, Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ и иные нормативно-правовые акты.
Координацию гуманитарной составляющей внешней политики страны обеспечивает Министерство иностранных дел Российской Федерации, которому оказывает содействие Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и другие министерства и ведомства Российской Федерации.
Россотрудничество имеет 98 представительств в 81 стране мира, на базе которых обеспечивается культурно-научное взаимодействие. При поддержке Россотрудничества расширяется партнерская сеть «Институт Пушкина» (83 центра в 37 странах), сеть Русских центров (105 центров в 48 странах).
Одним из основных инструментов продвижения внешнеполитических интересов Российской Федерации является русский язык и российское образование. Общее количество обучающихся русскому языку за рубежом составляет около 12 млн человек.
Правительственная комиссия по работе с соотечественниками, возглавляемая Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и Россотрудничество организуют широкий спектр мероприятий, направленных на сохранение российской языковой и этнокультурной идентичности соотечественников, а также на поддержку молодых соотечественников и их объединений.
Работу по законодательному обеспечению гуманитарного сотрудничества, а также парламентскую дипломатию в этой сфере, осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации. В Федеральном законе «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2019–2021 год» предусмотрены средства на деятельность Россотрудничества, а также на продвижение русского языка за рубежом по государственным программам «Внешнеполитическая деятельность» и «Развитие образования». В законы «О гражданстве» и «О положении иностранных граждан в Российской Федерации» внесены существенные изменения, направленные на упрощение получения соотечественниками российского гражданства, вида на жительство, разрешения на временное проживание. Льготы предусмотрены и для иностранцев, получивших российское высшее образование.
Существенный вклад в развитие межрегионального и приграничного сотрудничества с зарубежными регионами и государствами в гуманитарной области осуществляют субъекты российской федерации.
Важную роль в формировании позитивного имиджа России, защите прав и свобод российских соотечественников за рубежом, обеспечении их связи с исторической Родиной играет Всемирный координационный совет российских соотечественников.
Значительный вклад в формирование позитивного имиджа Российской Федерации вносят российские СМИ за рубежом (МИА «Россия Сегодня», ТАСС, телеканал «Russia Today», ИД «Комсомольская правда», РТР-Планета, РИА Новости, а также международная телерадио компания «МИР» и другие).
В гуманитарный внешнеполитический процесс активно вовлечены институты гражданского общества. Определенный вклад вносят фонды: «Русский мир», Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, Российский фонд мира, фонд имени Горчакова, «Русская гуманитарная миссия», Институт стран СНГ, РАМС, фонд «История Отечества», Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и другие.
Интенсивность гуманитарного сотрудничества России отражает общий уровень ее международных отношений с различными странами. Наиболее активно гуманитарное сотрудничество со странами СНГ наблюдается там, где пока еще сохраняется общее культурно-историческое наследие, имеется многочисленная российская диаспора, ведется работа по защите ее прав и законных интересов в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной и иных сферах.
Проблемы гуманитарного сотрудничества:
Гуманитарная сила, наряду с уровнем экономического и военного развития России, образует ее совокупную национальную мощь1. Поэтому от состояния гуманитарной силы, решения стоящих в этой области задач, зависит социально-экономическое развитие страны в целом. Отметим основные проблемы гуманитарного сотрудничества:
1. Сфера гуманитарного присутствия России в мире за последние 28 лет существенно сократилась и требует законодательной поддержки (сокращается количество изучающих русский язык, отстает от современных требований качество информационных ресурсов, интернет-сайтов, недостаточен масштаб культурных обменов, культурных миссий).
2. Недостаточный внутриполитический вес соотечественников, проживающих за рубежом, обуславливает их относительно слабый вклад в формирование позитивного имиджа Российской Федерации (миллионные и многотысячные российские диаспоры уступают другим менее многочисленным, но лучше политически структурированным национальным диаспорам в результате снижается роль соотечественников в укреплении мирового авторитета страны и позициях русского языка, предоставлении объективной информации в стране пребывания о Российской Федерации).
3. В ряде стран СНГ и Прибалтики происходит радикальное ухудшение положения российских соотечественников (на Украине, Латвии и Эстонии запрещается обучение на русском языке не только в ВУЗах, но и в школах, ограничивается деятельность российских СМИ, вплоть до преследования их представителей, поощряется церковный раскол и гонения по религиозно-конфессиональному признаку).
4. Требует кардинального изменения отношение к роли образования в гуманитарной силе России, продвижению на мировые рынки российских образовательных услуг, подготовка иностранных кадров в российских ВУЗах, сотрудничество научно-образовательных центров, работа с российскими выпускниками за рубежом (предоставляется лишь 15 тысяч квотных мест для обучения в российских ВУЗах молодежи из 182 зарубежных стран; для сравнения — на всю Украину, включая Донбасс, выделяется чуть больше 500 мест, тогда как Румыния только для Молдавии выделяет 5000 квотных мест в год);
5. Работа с интеллектуальной, политической, экономической и культурной элитой зарубежных стран не соответствует задачам повышения внешнего имиджа России (краткосрочные ознакомительные поездки в нашу страну молодежи из числа элиты зарубежных стран не носят массового характера, недостаточная информация о российской помощи зарубежным странам, в том числе и направляемой через многосторонние механизмы содействия международному развитию (Мировой банк, Евразийский банк развития и т.д.), а также по линии Министерства обороны и МЧС России);
6. Российский бизнес, представленный в зарубежных странах, слабо привлекается для финансирования гуманитарных мероприятий на добровольной основе в рамках государственно-частного партнерства (для повышения конкурентоспособности своих товаров, российские бизнес экспортеры предоставляют существенные ценовые скидки, широко финансируют не связанные с Россией культурно-спортивные проекты, но продолжают нести потери из-за формирования негативного имиджа страны). Российские государственные и частные корпорации, их зарубежные филиалы и дочерние структуры, ведущие российские СМИ при выборе зарубежных партнеров не учитывают их отношение к Российской Федерации (зарубежные филиалы российских компании участвуют в финансировании гуманитарных проектов без учета их влияния на имидж России).
7. В «Договоре о Евразийском экономическом союзе», в отличие от ранее действующего «Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества», не предусмотрено гуманитарное сотрудничество, поэтому евразийская экономическая интеграция осуществляется в отрыве от взаимодействия в сферах культуры, науки и образования.
В целях развития гуманитарного вектора международной политики Российской Федерации участники парламентских слушаний рекомендовали:
Правительству Российской Федерации:
— разработать Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации как составной части внешнеполитической стратегии страны.
С учетом принятой Концепции:
— внести в Государственную Думу предложения по совершенствованию законодательного обеспечения гуманитарного вектора международной политики Российской Федерации, в том числе предусмотрев увеличение финансирования международных гуманитарных программ при формировании расходной части Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
— разработать Стратегию международного гуманитарного сотрудничества России на период до 2030 года;
— с учетом опыта реализации «Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года» подготовить и внести на рассмотрение стран-партнеров «Межгосударственную целевую программу инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2030 года»;
— уделять особое внимание гуманитарным проектам в рамках приоритетных интеграционных образований: Союзного государства, Евразийского экономического союза, Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и других;
— предусмотреть меры по активизации деятельности субъектов Российской Федерации и представителей бизнес-сообщества в области международного гуманитарного сотрудничества;
— всемерно содействовать защите избирательных прав российских соотечественников, проживающих за рубежом;
— с учетом опыта зарубежных стран проработать вопрос о законодательной возможности приобретения российскими соотечественниками, проживающими за рубежом, российского гражданства, без отказа от имеющегося;
— развивать гуманитарное сотрудничество с жителями Донецкой и Луганской областей, предусмотрев выделение дополнительных квот на обучение молодежи этих областей в ВУЗах России;
— в целях создания качественно обновлённого аналитико-социологического инструментария исследования процессов, происходящих в социокультурной сфере евразийского пространства, предусмотреть создание специализированного научного подразделения (непосредственно подчинённого Правительству РФ), стратегической задачей на которое был бы возложен системный, объективный и максимально непредвзятый мониторинг социокультурного пространства ЕАЭС и СНГ;
— уделить особое внимание обновлению системы программ и грантов, направленных на утверждение принципов добрососедства и взаимопонимания, созданию практических институциональных механизмов в целях расширения общего культурного пространства в рамках Союзное государства, ЕАЭС и СНГ;
— предусмотреть в специальной Федеральной программе взаимный перевод эпоса евразийских народов, издание антологии современной литературы писателей Союзного государства, ЕАЭС, СНГ и другие проекты по формированию общего культурного пространства;
— содействовать созданию и функционированию в зарубежных странах российских НКО гуманитарной направленности;
— более активное и целенаправленное развитие в рамках международного сотрудничества культурно-познавательного туризма;
— усилить государственную поддержку русскоязычным СМИ за рубежом путем создания специализированного фонда;
— уделить первостепенное внимание новым, новаторским формам взаимодействия с молодёжью евразийского пространства, таким как:
• Всероссийский проект «Духовный ТРАНССИБ» (с расширением в перспективе его проекции от Владивостока до Лиссабона);
• эколого-культурный проект «Великие озёра Евразии: Союз Священных Озёр», основу которого составляет активизация межкультурного диалога и гуманитарного сотрудничества (с расширением проекции на страны ЕАЭС и СНГ).
Правительству Российской Федерации и Правительству Москвы:
— учредить Евразийский культурный центр в Москве под эгидой Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО.
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
— усилить координацию министерств и ведомств Российской Федерации в осуществлении гуманитарной повестки международной политики страны;
— способствовать усилению роли Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) как перспективного коммуникационного канала связей с зарубежными странами и одного из ключевых инструментов так называемой «мягкой силы»;
— развивать «опорные точки» гуманитарного присутствия России в мире. Повысить роль и глобальное значение наших культурных миссий за рубежом. Завершить процедуру придания представительствам Россотрудничества регионального статуса, что позволит ряду этих представительств вести работу ещё в нескольких десятках сопредельных стран.
— активнее продвигать гуманистические принципы в новой архитектонике системы обеспечения международного мира и безопасности;
— правительственной Комиссии по работе с соотечественниками стимулировать и координировать развитие связей Всемирного Координационного совета российских соотечественников с правительственными, парламентскими, предпринимательскими и общественными организациями России.
Усилить работу с соотечественниками за рубежом, с глобальным Русским миром, сосредоточив усилия на комплексе задач по всесторонней защите прав и интересов соотечественников, их консолидации и информационном обеспечении, укреплении позиций русского языка.
Обеспечить усиление информационной составляющей в деятельности Координационных советов организаций российских соотечественников за рубежом:
— оказать дополнительное содействие развитию СМИ соотечественников с акцентом на цифровой формат;
— содействовать дальнейшей консолидации русских общин за рубежом, вовлекая в этот процесс организации соотечественников, которые в настоящее время не входят в систему координационных советов;
— качественно усилить своё практическое участие в реализации крайне перспективной инициативы МИД России по открытию Центров юридического содействия соотечественникам за рубежом;
— всемерно поддерживать продвижение исторически сложившихся социокультурных моделей евразийства. Оказать инициативное содействие проведению (совместно со структурным подразделением Министерства иностранных дел РФ — Россотрудничеством и заинтересованными профильными Комитетами Государственной Думы) «Круглого стола» по назревшим и неотложным проблемам гуманитарного сотрудничества на цивилизационном пространстве Союзного государства России и Белоруссии.
Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество):
— способствовать расширению и углублению межкультурного диалога, сотворчества и синергии народов России с народами зарубежных стран;
— активизировать работу по обеспечению позитивного и объективного восприятия нашей страны на международной арене. Эффективнее использовать площадки Россотрудничества для презентации РФ и её регионов; активнее подключать к этим задачам общественную дипломатию;
— содействовать развитию гуманитарных аспектов межрегионального и приграничного сотрудничества;
— уделять повышенное внимание развитию молодежных контактов, знакомству зарубежной молодежи с Российской Федерацией. Целенаправленно содействовать консолидации молодых соотечественников, проживающих за рубежом, в единую представительно-координационную структуру и информационное пространство, а также объективному информированию их о целях и задачах внешней, государственной и гуманитарной политики России. Активнее привлекать молодых соотечественников к сотрудничеству с молодёжью России, особенно к реализации совместных проектов, как на территории России, так и за рубежом;
— считать крайне перспективными с точки зрения формирования интереса к России краткосрочные ознакомительные поездки в нашу страну молодёжи из числа интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты зарубежных стран;
— обеспечивать продвижение молодых талантов, современного российского искусства в развитие культурных связей с зарубежными странами;
— усилить практическую направленность гуманитарного вектора «Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года», а в случае принятия и аналогичной программы до 2030 года;
— продолжить работу по подготовке пилотных страновых программ гуманитарного сотрудничества стран СНГ;
— Российские центры науки и культуры, как один из главных инструментов решения стоящих перед Агентством задач, обеспечить современной информационно-технологической базой и высококвалифицированными кадрами;
— усилить работу с соотечественниками за рубежом, с глобальным Русским миром, сосредоточив усилия на комплексе задач по всесторонней защите прав и интересов соотечественников, их консолидации и информационном обеспечении, укреплении позиций русского языка;
— повысить координацию деятельности с Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом; Всемирным координационным советом российских соотечественников; Фондом «Русский Мир», Ассоциацией по связям с соотечественниками за рубежом «Родина»; Домом русского зарубежья имени А.И. Солженицына; Фондом поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом; Московским домом соотечественника; другими субрегиональными и межрегиональными гуманитарными общественными организациями на евразийском пространстве;
— обеспечить усиление информационной составляющей в деятельности Координационных советов организаций российских соотечественников за рубежом: оказать дополнительное содействие развитию СМИ соотечественников с акцентом на цифровой формат;
— оказать всемерное содействие перспективному волонтерскому проекту «Послы русского языка в мире», с приданием ему как можно более глобального гуманитарного характера;
— укреплять диалог с неправительственными организациями, усилить практическую поддержку деятельности сформированной Ассамблеи народов Евразии и созданию при этой организации Молодёжной Ассамблеи народов Евразии;
— оказать предметное содействие Евразийскому гуманитарному форуму (г. Уфа) как новой, крайне перспективной постоянно действующей дискуссионной платформе и механизму активизации межкультурного диалога и гуманитарного сотрудничества на евразийском пространстве современности;
— уделить повышенное внимание практике патронажа памятных мест, связанных с историей и культурой России за рубежом. Более активно привлечь к данной работе Координационные советы соотечественников, проживающих за рубежом;
— активнее содействовать российским вузам в привлечении иностранных студентов и аспирантов, в продвижении на мировые рынки образовательных услуг по тем специальностям, где российское образование имеет заслуженное признание;
— в условиях глобальной конкуренции за умы, активнее способствовать усилиям Российского государства привлекать высококвалифицированных специалистов, учёных и талантливую молодёжь, содействовать деятельности Всемирного форума иностранных выпускников российских и советских вузов;
— активизировать продвижение позиций русского языка за рубежом, оказание поддержки соотечественникам в сохранении их этно-культурной идентичности; расширение их возможностей доступа к получению образования в России; безусловное продвижение Концепции «Русская школа за рубежом», объединить усилия всех заинтересованных организаций, включая Минобрнауки, Рособразование, Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы, фонд «Русский мир» и др.;
— совершенствовать деятельность Центров Россотрудничества как базы методической поддержки курсового обучения русскому языку за рубежом. Эффективно реализовывать ведомственную целевую программу «Единая система курсового обучения русскому языку на базе Российских центров науки и культуры за рубежом». Усилить ключевую роль Федеральной целевой программы «Русский язык» в популяризации русского языка;
— обеспечить распространение за рубежом учебной и художественной литературы на русском языке для незрячих и слабовидящих людей с применением рельефно-точечного шрифта Брайля, а также отечественных методик обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам русского языка и литературы;
— Российским центрам науки и культуры активнее продвигать за рубежом российские научные и инновационные достижения, налаживать активный и конструктивный диалог и взаимодействие с российскими соотечественниками, успешно и перспективно работающими за рубежом в сфере науки, техники и бизнеса;
— считать абсолютным приоритетом — сохранение исторической памяти о борьбе с нацизмом в странах ближнего и дальнего зарубежья, как одной из самых чувствительных тем для россиян и наших соотечественников в зарубежье. Всеми наличными силами и средствами способствовать поддержанию общецивилизационной и исторической значимости решений Нюренбергского трибунала над нацистскими преступниками, противодействовать предвзятому толкованию истории, возрождению неонацизма, впитыванию молодым поколением ложных установок, игнорированию великих имён подлинных героев и возвеличиванию предателей и коллаборационистов, девальвации общечеловеческих ценностей;
— донести до молодых людей всех стран мира истинное величие подвига советских солдат, освободивших Европу от фашизма. Использовать для этого современные художественные фильмы, спектакли, книги.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
— в целях содействия экспорту российского образования за рубежом и укреплению позиций российского образования на мировом образовательном рынке разработать с учетом имеющегося опыта ряда ведущих российских университетов программу мер по открытию и эффективному функционированию подготовительных отделений для иностранцев во всех отечественных вузах, принимающих на обучение студентов-иностранцев. Данная мера необходима для повышения уровня интеграции зарубежных студентов в образовательный процесс, обеспечения высокого уровня знания ими русского языка;
— уделить первостепенное внимание вопросам технологической поддержки деятельности филиалов и представительств российских вузов в странах СНГ, особенно посредством внедрения технологий электронного обучения. Развивать программу дистанционной поддержки русскоязычного образования в странах СНГ;
— рассмотреть возможности формирования на базе ЕАЭС межгосударственной системы поддержки совместных научно-образовательных проектов, с возможностью участия в ней партнеров из стран дальнего зарубежья, включая инициативу Евразийского сетевого университета.
— углубить и расширить внимание в современной политологии России к гуманитарной проблематике на международной арене; к исследованию гуманитарных аспектов внешней политики России; ценностных её характеристик, проблем органического слияния гуманистических принципов и императивов национальных интересов в практике международных отношений, содействовать углублённому изучению лучших международных гуманитарных практик, формированию просвещённого лидерства;
— ввести в вузовские курсы программы по евразийской экономической интеграции, культуре и литературе народов постсоветского пространства;
Россотрудничеству и Министерству образования и науки Российской Федерации:
— расширить спектр мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливой молодёжи за рубежом, мотивированной к углублённому изучению русского языка и литературы, продолжению образования в Российской Федерации;
— разработать на базе образовательного сотрудничества, в рамках интеграционных организаций на евразийском пространстве, обновлённую программу эффективной грантовой поддержки талантливой молодёжи и исследовательской работы молодых учёных;
— активизировать продвижение в ведущих ВУЗах России «интеграционных» магистерских программ и предусмотреть увеличение существующих квот на обучение по этим программам для абитуриентов из стран СНГ;
— в условиях дефицита информации о российских образовательных услугах в ряде постсоветских государств, активизировать использование технологий Big Data в маркетинговых коммуникациях для таргетирования среди потенциальных абитуриентов рекламных сообщений об условиях обучения по интеграционным программам в ВУЗах России, включая МГУ, СПбГУ, МГИМО и др.
Федеральному агентству по делам молодёжи и Россотрудничеству:
— проработать концепты обновлённой Стратегии международного молодёжного сотрудничества;
— направить максимум усилий на качественное углубление координации работы в рамках Совета по делам молодежи государств — участников СНГ с целью более тесного взаимодействия государственных органов и общественных объединений, осуществляющих государственную молодежную политику, и реализацию совместных проектов по молодежной проблематике (двусторонних и многосторонних);
— расширить практику приглашения на лечение и отдых в Крыму детей из-за рубежа.
Федеральным государственным, частным и общественным теле-радио каналам:
— увеличить количество, качество и расширить географию программ, посвященных гуманитарному вектору международной политики Российской Федерации;
— концептуально обновить цикл передач, посвящённых анализу проблематики, связанной с развитием межкультурного диалога и гуманитарного сотрудничества на евразийском пространстве современности;
— развивать сотрудничество с русскоязычными зарубежными СМИ с учетом их политической направленности.
Министерству экономического развития Российской Федерации
— в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации (п.108) проработать вопрос о создании системы финансирования внешнеполитических мероприятий гуманитарного характера за счет привлечения на добровольной основе внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства;
— использовать площадки ежегодных международных форумов и конференций (Санкт-Петербургского экономического форума и т.п.) для продвижения гуманитарной повестки Российской Федерации на международной арене.
Министерству культуры Российской Федерации
— предметнее работать с заинтересованными государствами — участниками СНГ с учётом разности регуляторов гуманитарного спектра в законодательных базах; уделить первостепенное внимание синхронизации законов в области оборота и перемещения культурных ценностей;
— оказывать финансовое и кадровое содействие русским драматическим театрам в странах СНГ.
В ходе состоявшегося 24 апреля 2019 года Совета законодателей Президент Российской Федерации В.В.Путин, наряду с рассмотрением хода выполнения его указов по национальным проектам, подчеркнул особое значение гуманитарного сотрудничества, развития русского языка и культуры за рубежом. В частности, он поддержал предложение Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками об увеличении квотных мест для обучения иностранных граждан в России с 15 тысяч до 70 тысяч в год2. |
| |
|
|