| | Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Акаев Б. Б. и.о. доцента кафедры менеджмента и экономики Международного университета Кыргызстана (г. Бишкек),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются особенности структурных изменений в промышленности Кыргызстана в контексте реформ, имевших место в последние два десятилетия и их взаимосвязь со стратегией инновационного развития страны, которая ставит своей целью создание инновационной экономики, обеспечение устойчивого развития и повышение уровня жизни населения | Ключевые слова: стратегия инновационного развития, инновация, модернизация, экономическое развитие, системное решение, структура | УДК 330.575.2; ББК 65.050.2 Стр: 216 - 219 | Введение. Кыргызская Республика завершила первое десятилетие своей независимости на уровне только двух третей ВВП от уровня 1990 года, хотя средний темп экономического роста в Кыргызстане в период 1996–2000 годов составил 5,6% в год, что являлось одним из лучших показателей среди стран СНГ. В то же время в течение следующего десятилетия экономический рост характеризовался снижением среднегодовых темпов роста. Рост в этот период и последующие годы был крайне неустойчивым под влиянием глобального финансового кризиса и народных волнений. Например, в течение 2001–2013 годов рост ВВП был в среднем на уровне 7%, в 2007–2008 гг. достиг максимальных значений (более 8,0%), но в последующие три года был отрицательным. В результате среднее значение экономического роста в 2001–2013 годах составило около 4,3% [1]. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ. Темпы роста экономики были недостаточными для создания приемлемого числа рабочих мест, что обусловило рост уровня безработицы, в особенности скрытой. Вынужденная миграция за пределы страны приобрела устойчивую тенденцию к росту: более полумиллиона жителей республики выехали на заработки за границу, прежде всего в Россию. Все это обусловливает необходимость разработки и реализации мер по максимальному использованию ресурсного, научного, кадрового и управленческого потенциала, сложившихся производственных и социально-культурных отношений, по дальнейшему углублению взаимовыгодной межгосударственной кооперации, созданию совместных производств, по выпуску конкурентоспособной продукции и продвижения ее на внутренний рынок страны и на рынки других стран.
Состояние промышленности. Распад СССР и де-интеграционные процессы существенно изменили структуру кыргызской экономики. Эти процессы привели к резкому падению доли обрабатывающих секторов, росту доли сектора услуг и частного сектора в экономике в целом. Обратимся к данным по динамике структуры экономики за 2000–2017 гг. (табл. 1).
Удельный вес производящих товары отраслей снизился с 63,4% до 40,0 %. В том числе удельный вес промышленности уменьшился с 25% до 22,5 %, сельского хозяйства с 34,2% до 7,8%. В то же время удельный вес сектора услуг повысился с 29,3% до 52,4% [2].
Таблица 1
Динамика основных отраслей экономики во внутреннем валовом продукте (ВВП) (2000–2017 гг., %).Показатели | 2000 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2017 г. |
---|
Промышленность | 25,0 | 16,8 | 15,3 | 22,5 | Сельское хозяйство | 34,2 | 17,5 | 14 | 7,8 | Строительство | 4,2 | 5,7 | 8,3 | 5,9 | Услуги | 29,3 | 46,6 | 50,3 | 52,4 | Прочие | 7,3 | 13,4 | 12,1 | 11,4 |
В процессе развития экономики за время независимости Кыргызстана основные цели и задачи промышленной политики постепенно изменялись. Если после распада СССР основными были проблемы акционирования крупных государственных предприятий, приватизации мелких и средних производств, внедрения механизма ликвидации убыточных, разукрупнения и реструктуризации больших предприятий, то сегодня среди основных приоритетов стоят задачи развития малого и среднего бизнеса, улучшения институциональной среды, прагматичного использования потенциала вхождения в ЕАЭС.
Производство наиболее важных видов промышленной продукции в стране за последние годы приведены в таблице 2. Данные свидетельствуют о том, что рост за рассматриваемый период наблюдается только по трем видам, а именно: производство электроэнергии на 114%, угля на 307% и растительного масла в 5,4 раза [2]. По многим отраслям промышленности за данный период наблюдается резкое снижение объемов производства, так, например, производство электродвигателей переменного тока и радиаторов вовсе прекратилось.
В структуре промышленного производства в настоящее время большой удельный вес занимают отрасли производящие сырье (57,4%), а отрасли производящие конечный продукт только 25,4%. Такое положение в отраслях, конечно, не способствует улучшению занятости трудоспособного населения, а страна несет значительные экономические потери вследствие всё еще сохраняющегося высокого уровня безработицы [3].
Такое положение в экономике вызывало обоснованную критику среди ряда участников различных экономических форумов, в частности «Инвестиционного круглого стола» [4]. Другие участники отмечали низкий технологический уровень используемого на промышленных предприятиях оборудования [5]. Другой причиной рассматривалось нечувствительность промышленных предприятий к технологическим инновациям вследствие множества норм регулятивного характера в экономике [6]. Однако необходимо отметить, что еще в 2010 г. эксперты Азиатского Банка Развития (АБР) отмечали, что страна недостаточно подготовлена к диверсификации своей экспортной структуры и предлагали Правительству создать новый механизм диалога между государственным и частным секторами, чтобы преодолеть основные препятствия для успешного экспорта новых продуктов [7]. Отдельные исследователи в качестве одного из направлений совершенствования структуры экономики предлагали развитие экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в швейной промышленности [8]. Последние по времени публикации рассматривают создание Национальной инновационной системы как ключевой механизм для возрождения киргизской промышленности [9].
Таблица 2
Динамика производства наиболее важных видов промышленной продукции за 1995–2015 гг.Вид продукции | Ед. измерений | 1995 г. | 2013 г. | 2015 г. |
---|
Производство электроэнергии | Млн кВт.ч | 12349 | 14096,7 | 12977,6 | Нефть | Тыс. т. | 88,5 | 76,0 | 107,1 | Природный газ | Млн м3 | 35,7 | 32,5 | 31,6 | Уголь | Тыс. т. | 463,8 | 1424,6 | 1882,7 | Производство электродвигателей переменного тока | Тыс. шт. | 49,1 | – | – | Радиаторы | Шт. | 72701 | – | 1675 | Кирпич строительный | Млн шт. | 96,4 | 93,3 | 70,3 | Пряжа х/б | т | 17657 | 249,1 | 1,3 | Шерсть мытая | т | 6907 | 243,0 | 50,8 | Мясо и пищевые субпродукты | т | 9157 | 8303,0 | 10770,0 | Мука | Тыс. т. | 356 | 276,6 | 243,3 | Растительное масло | т | 2571 | 14086,8 | 13827,1 |
Стратегия модернизации. Принимая во внимание важность вопроса о долговременном и устойчивом развитии национальной экономики, пять лет назад была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013–2017 годы, где в качестве основных направлений были определены: (1) производство продукции с высокой добавленной стоимостью; (2) расширение налоговой базы; (3) создание новых рабочих мест и сокращение безработицы. В этой связи «особое внимание было сосредоточено на развитии горной промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства, транспорта, финансового сектора, а также сферы бизнеса, основанного на новых и эколого-ориентированных технологиях» [10].
В целях дальнейшего продвижения социально-экономического развития Кыргызской Республики в 2017 г. Правительство утверждает среднесрочный прогноз развития социально-экономического развития страны на 2018–2020 гг. Основной целью Среднесрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2018–2020 годы является определение ориентиров и мер социально-экономической политики для государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения на среднесрочный период путем уточнения и конкретизации тенденций и предпосылок, выявления имеющихся ресурсов и возможных факторов риска развития экономики страны [11]. Ниже прилагаются табличные прогнозные данные структуры производства и конечного использования ВВП на 2018–2020 гг. (табл.3).
Таблица 3
Структура производства и конечного использования ВВП на 2018–2020 годыОтрасли | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|
I. Производство ВВП (%) | Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство | 13,2 | 12,9 | 12,7 | 12,3 | 11,9 | Промышленность | 17,5 | 16,6 | 16,3 | 16,2 | 16,4 | Промышленность без учета предприятий
по разработке золоторудного месторождения Кумтор |
7,6 |
8,0 |
8,7 |
8,8 |
8,9 | Строительство | 8,5 | 9,0 | 9,4 | 9,7 | 10,0 | Сфера услуг | 49,8 | 50,5 | 50,8 | 50,9 | 50,8 | Чистые налоги на продукты и импорт | 11,0 | 11,0 | 10,9 | 10,9 | 10,9 | II. Использование ВВП (%) | Потребление | 116,7 | 117,1 | 115,8 | 114,0 | 114,0 | Государственное | 17,0 | 16,5 | 16,1 | 15,5 | 15,0 | Частное | 99,7 | 100,6 | 99,8 | 99,2 | 99,0 | Валовые инвестиции | 38,7 | 38,8 | 38,1 | 37,7 | 37,4 | Государственные инвестиции | 9,7 | 8,2 | 7,8 | 6,7 | 6,4 |
Среднесрочный прогноз рассчитан на основе анализа тенденций развития экономики в 2016 году, оценки показателей в 2017 году и учитывает факторы/риски сложившейся фактической ситуации. В Среднесрочном прогнозе определены основные направления развития ключевых секторов экономики на 2018 год, включая детализированное описание их прогнозных значений и перспективы развития экономики страны в 2019–2020 годах, построенные на базе официальных прогнозов отраслевых министерств, государственных комитетов, ведомств, регионов.
Вместе с тем принятые ориентиры и прогнозы на данный период недостаточно отражают перспективы развития экономики республики. Дальнейшее видение развития данного направления потребовало разработку более долгосрочной программы как минимум на 15–20 лет.
В связи с этим в настоящее время разработана стратегия инновационной модернизации (СИМ) экономического развития Кыргызской Республики до 2040 г.
Актуальность разработки данного документа объясняется, прежде всего, необходимостью выбора стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики, а также теми социально-политическими изменениями и преобразованиями, которые произошли в последние годы в нашей стране и в мире.
Кыргызстан, создавая смешанную (конвергентную) экономическую систему, совмещает три формы свободы (свободное предпринимательство, свободные цены и конкуренция) рыночной экономики с принципом государственного регулирования. В Стратегии также определены пять основных направлений макроэкономической политики республики: денежно-кредитная, налогово-бюджетная, инновационно-инвестиционная, политика государства в области доходов и внешнеэкономической политики.
Ввиду особых трудностей и сложностей переживаемого республикой переходного периода исключительно важной является роль государства. Государство, в лице правительства производственно-хозяйственных, экономических и финансовых министерств и ведомств готово взять на себя главную заботу о возрождении производственно-хозяйственной деятельности, создать благоприятные условия фирмам и предпринимателям, помочь им оправиться от потрясений переходного периода и развернуть деловую активность в развитии всех сфер экономики, и, в первую очередь, в промышленности.
Инновационное развитие Кыргызской Республики предполагает внедрение и развитие смешанной (конвергентной) экономической системы, в которой основными принципами формирования являются: государственное регулирование, свободное предпринимательство, свободная конкуренция и свободная система ценообразования. Кроме того, инновационное развитие экономики означает концентрацию усилий домашних хозяйств, свободных предпринимателей и государства на освоение принципиально новых, конкурентоспособных технологий и продуктов, инновационное обновление критически устаревшего производственного аппарата, повышение роли и ответственности государства за обеспечение экономического развития страны инвестиционными ресурсами.
Полученный опыт Кыргызской Республики за последние годы (после девяностого года) показал, что есть необходимость определения и выплаты компенсаций хозяйствующим субъектам за «провалы рынка». Правительство озабочено определением характера и масштабов своих корректирующих действий. В соответствии с инновационным прогнозом, макроэкономическое развитие Кыргызской Республики до 2040 г. будет направлено на дальнейший рост экономики и социальной сферы, а основными драйверами развития должны стать промышленный сектор, горнодобывающие отрасли, строительство и сфера услуг, модернизированное сельское хозяйство.
Комплексная модернизация экономики и социальной сферы по прогнозам разработчиков позволит повысить темпы роста ВВП до 5.5% в 2018 г., 7% в 2022 г. и 6,5% в 2040 г. В рамках разработанного прогноза ожидается рост численности населения страны до 10,15 млн чел. к 2040 г. Наиболее высокие темпы роста ожидаются в промышленности, строительстве и сфере услуг. Наибольший рост ожидается в сфере производства электроэнергии — его производство на душу населения увеличится почти в 3 раза и составит 5300 кВт.ч в год, что на 10% больше уровня общемирового показателя. Поставлена задача снижения уровня бедности на 26%. В соответствии со Стратегией, к 2040 г. экспорт товаров и услуг по сравнению с 2017 г. возрастет в 13,1 раза. В сельском хозяйстве предусматриваются средние стабильные темпы роста на уровне 2–3%. Все это предполагает серьезную структурную реформу экономики страны на инновационной основе. Удельный вес промышленности в структуре ВВП должен превысить уровень 30%, сферы услуг — 40%, строительства — 8%.
Успешное осуществление данного прогноза позволит войти Кыргызстану в число развивающихся стран со средним уровнем душевого дохода (996 -3895 долл.).
Заключение. Достижение основных макроэкономических параметров и переход на инновационное развитие экономики и социальной сферы Кыргызской Республики возможно при наличии определенных ресурсов как финансовых, так и материальных. На осуществление предусмотренных данной Стратегией мероприятий развития приоритетных направлений экономики и социальной сферы по предполагаемому сценарию инновационного развития необходимы существенные ресурсы.
Разработанная стратегия инновационной модернизации экономики нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития, при этом инновации должны быть отнесены к основным факторам, определяющим конкурентоспособность национальной экономики. Важно еще раз подчеркнуть, что полноценное использование инноваций, успешная реализация стратегии наращивания, трансферта и переноса высоких технологий для дальнейшего динамичного развития экономики и общества возможны лишь при проведении государством и всеми институтами государственной власти активной, целенаправленной, скоординированной и слаженной с частным предпринимательством инновационной политики. |
| |
|
|