Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Левкин Н. В.
профессор кафедры экономической теории и менеджмента
Петрозаводского государственного университета,
доктор экономических наук

Ларченко О. В.
старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
Петрозаводского государственного университета


Формирование и использование человеческого капитала на территориях опережающего социально-экономического развития (на примере Республики Карелия)
В статье рассматривается человеческий капитал как ключевой элемент развития территорий опережающего социально-экономического развития. Представлен анализ состояния человеческого капитала в Республике Карелия. Указана необходимость совершенствования человеческого капитала для диверсификации экономики моногородов, на территории которых созданы территории опережающего социально-экономического развития
Ключевые слова: человеческий капитал, моногорода, территории опережающего социально-экономического развития, Республика Карелия, экономический рост
УДК 332.12; ББК 65.04   Стр: 193 - 196

В 1961 г. Президент Американской экономической ассоциации Т. Шульц ввел ключевое для современной экономики понятие «человеческий капитал», под которым изначально понимались инвестиции в человека, повышающие его способность к высокопроизводительному труду. В дальнейшем это понятие постоянно расширялось и конкретизировалось. Сегодня при оценке человеческого капитала учитывают затраты семей на еду, одежду, жилье, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на социальные программы. При этом идея человеческого капитала в историческом плане уже находила свое отражение в трудах классиков экономики У. Петти, А. Смита, А. Маршалла. Как теория она оформилась благодаря Т. Шульцу, Г. Беккеру, М. Блаугу, Ш. Розену и др. В современных исследованиях под человеческим капиталом понимается «воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций». Его формирование требует инвестиций в образование, профессиональную подготовку, миграцию, информационный поиск [1]. Г. Беккер первым ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека [8]. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они получены. В ходе общей подготовки работник приобретает необходимые качества, которые могут найти применение и на множестве других фирм.
Инвестиции в человеческий капитал приобретают решающее значение для экономического роста. Именно по этой причине человеческий капитал является одним из основополагающих компонентов Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективным курсом для экономического развития [1]. Анализ зарубежного опыта государственного воздействия на человеческий капитал показывает, что развитие человеческого капитала во многом зависит от активизации таких направлений государственной политики, как улучшение систем образования и здравоохранения, поддержка агропромышленного комплекса, повышение доходов населения, улучшение платежеспособного спроса в стране, ликвидация бедности, решение демографических проблем, оптимизация миграционной политики, совершенствование социальной и экономической инфраструктуры, поддержка развития гражданского общества [3].
Инвестиции в человеческий капитал дают экономический и социальный эффект, но носят длительный характер (в капитал образования 12–20 лет, в капитал здоровья — в течение всей жизни индивида). Доля человеческого капитала в ВВП в большинстве стран составляет 64%, в РФ — 14% [1]. Кроме того, человеческий капитал, как ресурс, имеет ряд особенностей: инерционность, изменение ценности человеческого капитала, значительный уровень морального износа, формирование и/или поддержание человеческого капитала требует издержек, возможность присвоения результата человеческого капитала не инвестором, непредсказуемость носителя ресурса, ресурс не может быть предметом купли-продажи, неотделимость от личности своего носителя, отдача от человеческого капитала убывает с ростом объема инвестиций [8].
Увеличение объемов и качества человеческого капитала играет решающую роль для роста экономики, как на уровне региона, так и на федеральном уровне. В настоящее время роль человеческого капитала все более возрастает, так как общество и экономика переходят к более высокому шестому технологическому укладу, требующему высококвалифицированных специалистов. В настоящее время наблюдается острая нехватка специалистов инженерного профиля, способных работать в условиях информационно-цифровой революции [6]. Таким образом, чем больше страна получит образованных, мотивированных на высокопроизводительный, с учетом последних достижений НТП, труд, здоровых граждан, тем быстрее она сумеет войти в новое постиндустриальное общество на равных с другими государ­ствами-лидерами экономического роста. Однако на этом пути существуют определенные преграды. Так, например, особенно остро проблема качества и количества человеческого капитала стоит в моногородах, где проживает около 10% населения России. Численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн человек, из которых 16,6% заняты на градообразующих предприятиях, 25% — в сфере малого и среднего бизнеса [4].
Человеческий капитал в моногородах в настоящий момент обладает рядом особенностей: ухудшение количественных и качественных характеристик, неэффективное использование уже имеющегося человеческого капитала, которое поддерживается низким уровнем средней заработной платы и среднедушевых доходов (что в свою очередь является причиной низкого уровня жизни населения), достаточно высокие показатели качества образовательной системы при нехватке рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации работника [1]. Одной из существенных проблем моногородов является отток молодого поколения.
На территории Республики Карелия находятся 11 моногородов, из которых шесть отнесены к первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением: Надвоицкое, Пудожское, Муезерское, Питкярантское, Кондопожское и Суоярвское городские поселения. В моногородах проживает 23% населения республики. С 2012 г. наблюдается сокращение численности населения в республике на 2%, в моногородах — на 3,9%, в т.ч. в Муезерском городском поселении на 11% и Надвоицком городском поселении на 8% (табл.1). В Надвоицком городском поселении градообразующим предприятием является Надвоицкий алюминиевый завод (филиал «НАЗ-СУАЛ», АО «Сибир­ско-Уральская Алюминиевая компания»), основанный в 1954 г. На текущий момент времени завод сокращает производство, высвобождаются промышленные площади, а также уменьшается количество работающих. В Надвоицком городском поселении наблюдается социальная напряженность и ухудшение демографиче­ской ситуации [4].
Наибольший вклад в снижение численности населения моногородов вносит миграционный отток. Он связан с низким уровнем жизни, слабой доступностью жилья и низким качеством и доступностью жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. С 1998 г. республику покинули более 50 тыс. человек.
В Республике Карелия сохраняется тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Разные профессии предполагают разное наполнение человеческого капитала и по уровню образования. С 2011 г. отмечается рост доли занятых в экономике, имеющих высшее образование — более 27%, в то же время снижается доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Отношение числа студентов к численности населения в республике ниже, чем в среднем в России. Развитие человеческого капитала предполагает развитие науки и новых технологий, что в свою очередь влечет за собой необходимость расширения и углубления требований к профессиональной подготовке работников [7].
В табл.2 представлена информация о среднесписочной численности работников в муниципальных районах республики, в которых расположены моногорода. Во всех муниципальных районах произошло сокращение на 9000 работников. Градообразующие предприятия сокращают производство, происходит высвобождение промышленных площадей, уменьшается количество работающих. Кроме того, наблюдаются изменения в структуре занятости — рост доли торговли и гостинично-ресторанных услуг при сокращении численности в обрабатывающих производствах [5].

Таблица 1
Население моногородов Республики Карелия, человек [2], [11]
 201220132014201520162017Абс.
изменение
(+/-)
Темп
роста,
%
Республика Карелия639681636900634400632500629900627100-1258198,0
Итого по моногородам150481148984147679146853146020144588-589396,1
Доля моногородов в численности населения республики (%)23,523,423,323,223,123,0 97,8
Вяртсильское город­ское поселение307730353013296429822970-10796,5
Кондопожское город­ское поселение330513259532279321393183531431-162095,1
Г.о. Костомукша2904429259295862991130049300611017103,5
Лахденпохское городское поселение771676677539751274937449-26796,5
Муезерское городское поселение321631573034296629262862-35489,0
Надвоицкое городское поселение832882038057799878647732-59692,8
Пиндушское городское поселение504050405040499449814852-18896,3
Питкярантское город­ское поселение115621139211224110301100010870-69294,0
Пудожское городское поселение108501069810520104001032010200-65094,0
Сегежское городское поселение290662855528117278132749427108-195893,3
Суоярвское городское поселение953193839270912690769053-47895,0

Таблица 2
Среднесписочная численность работников в муниципальных районах Республики Карелия, человек [11]
 20122013201420152016Абс.
изменение
(+/-)
Темп
роста,
%
г.о. Костомукша11592111601076499989815-177784,7
Кондопожский муниципальный район1303912235116911112210720-231982,2
Лахденпохский муниципальный район24362331216420411957-47980,3
Муезерский муниципальный район19461860179016901686-26086,6
Питкярантский муниципальный район47564487441142303959-79783,2
Пудожский муниципальный район28312634274027952708-12395,7
Сегежский муниципальный район1151911355108601050010411-110890,4
Суоярвский муниципальный район41583861368031332819-133967,8
Сортавальский муниципальный район72387353715269106375-86388,1

Качество жизни населения оценивается по таким показателям как: средняя продолжительность жизни; рост реальной заработной платы работников; реального душевого ВВП (ВРП); уровень образования; здравоохранения.
В Республике Карелия ожидаемая продолжительность жизни составляет 69,16 лет, что ниже данного показателя в Российской Федерации (71,39 лет) и в Северо-Западном федеральном округе (71,40 лет).
Одним из главных стоимостных показателей человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов в ВРП на образование. Расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на образование в ВРП сокращаются и составляют 5%. В Российской Федерации расходы консолидированного бюджета за 2006–2015 гг. возросли с 7,9 до 9,1% ВВП и основной статьей расходов являются расходы на образование. В Республике Карелия основной статьей расходов являются расходы на здравоохранение.
Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на доходы населения. Структурная перестройка экономики региона невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научно проработанных методов кадрового обеспечения территориальных структур [9]. По индексу развития человеческого капитала Республика Карелия занимает 48-е место среди других субъектов РФ.
Для выхода депрессивных регионов, к которым относится и Республика Карелия, на траекторию устойчивого развития в мировой практике используется механизм формирования территорий опережающего развития. С 2017 г. в моногородах российских регионов стали создаваться территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В соответствии с федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» такой территорией является «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения». На этих территориях в моногородах предполагается осуществить диверсификацию монопрофильной экономики моногородов путем создания новых производств, развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь создание новых производств приведет к появлению новых рабочих мест. Новые рабочие места создадут спрос на новый человеческий капитал.
В Северо-Западном федеральном округе находится 41 монопрофильное муниципальное образование, в том числе 18 с наиболее сложным социально-экономическим положением, среди которых наибольшее количество в Республике Карелия. Территории опережающего социально-экономического развития созданы в пяти моногородах Северо-Западного федерального округа, в т.ч. в Республике Карелия — Надвоицы и Кондопога. В этих городах наблюдается наиболее сложная ситуация с безработицей (табл. 4).

Таблица 3
Расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на социально-культурную сферу (млн руб.) [11]
 20122013201420152016Абс.
изменение
(+/-)
Темп
роста
%
Расходы — всего29484,531627,334365,436865,336003,86519,3122,1
образование10272,010985,011215,611053,910639,7367,7103,6
доля в расходах, %34,834,732,630,029,6-5,285,1
культура1061,71251,41377,61540,91288,7227,0121,4
доля в расходах, %3,64,04,04,23,60,00100,0
здравоохранение, физическая культура и спорт10869,811980,514317,216654,715733,14863,2144,7
доля в расходах, %36,937,941,745,243,76,8118,4
социальная политика7281,07410,47455,07615,88342,31061,3114,6
доля в расходах, %24,723,421,720,623,1-1,693,5

Таблица 4
Аналитический обзор моногородов Северо-Западного федерального округа, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития [10], [11]
ПоказателиРеспублика КарелияРеспублика КомиМурманская областьВологодская область
НадвоицыКондопогаЕмваКировскЧереповец
Численность постоянного населения, чел.773231431131602901939359
Доля численности населения субъекта, %1,25,01,53,83,3
Число безработных, тыс. чел.0,64,260,20,51,66
Уровень безработицы, %4,15,02,792,70,9

Единый комплекс мер для успешного внедрения ТОСЭР в моногородах включает в себя:
● формирование инновационной и обеспечивающей инфраструктуры,
● встраивание образовательных и научных организаций, а также делового сообщества в кластеры, создаваемые на территории региона.
Одним из кластеров, который может быть сформирован в ТОСЭР Республики Карелия, является кластер информационно-коммуникационных технологий. Этому будет способствовать высокий уровень развития ИКТ-инфраструктуры в республике, наличие соответствующих компетенций в опорном региональном вузе — Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ), наличие 35 малых инновационных компаний, работающих в сфере ИКТ.
Для достижения этой цели необходима реализация следующих мероприятий:
● внедрение информационных технологий в системе общего образования;
● совершенствование системы подготовки кадров с учетом цифровых технологий управления, в том числе создание системы мотиваций по освоению необходимых компетенций;
● расширение площадей и функционала ИТ-парка ПетрГУ;
● разработка программы «умный город» по переходу городов Костомукши, Сортавалы, Кондопоги, Сегежи к новому технологическому укладу,
● создание и размещение в республике центров обработки и хранения данных, в т. ч. с использованием производственных площадей градообразующих предприятий в моногородах.
В рамках повышения конкурентоспособности ТОСЭР необходимо также реализовать комплекс мер, направленный на вовлечение регионального научно-образовательного комплекса и рынка труда в подготовку, сохранение и привлечение квалифицированных кадров в моногородах. Здесь можно обозначить следующие цели: развитие научно-образовательного комплекса, обеспечение доступности социальных услуг, повышение комфортности проживания и внедрение новых технологий управления.
Развитие научно-образовательного комплекса позволит максимально использовать образовательный и научный потенциал республики для обеспечения кадрами традиционных секторов экономики, а также новых отраслей, способных обеспечить технологическое развитие региона. Для этого необходимо активно привлекать заинтересованные промышленные предприятия к разработке программ обучения в вузах (практикоориентированное обучение), обеспечить модернизацию инфраструктуры системы среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями (например, для обучения работе на роботоризованных предприятиях).
Обеспечение доступности социальных услуг приведет к повышению привлекательности моногородов для проживания высоко подготовленных специалистов, закреплению на территории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых мигрантов. Решить эту задачу возможно за счет дальнейшего развития сети общеобразовательных организаций, сферы культуры, создания условий для развития и самореализации молодежи, расширения мер социальной поддержки именно на территории ТОСЭР. Кроме того, повышение комфортности проживания способствует созданию условий для привлечения туристов и повышения инвестиционной привлекательности за счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, транспортной доступности, поддержки занятости и самозанятости населения.
Внедрение новых технологий управления создаст условия для повышения эффективности государственного и муниципального управления, привлечения граждан в процесс принятия управленческих решений, тем самым стимулируя гражданскую инициативу. Кроме дальнейшего активного внедрения федеральных программ на территории республики необходимо разработать собственную программу повышения эффективности государственного и муниципального управления с учетом потребностей ТОСЭР.


Выполнено при поддержке гранта РФФИ № 18-410-100001 р_а.

Литература
1. Артюхов И.П.Человеческий капитал и здоровье: постановка проблемы / И.П. Артюхов, Н.А. Горбач и др. // Сибирское медицинское обозрение. 2008[Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-i-zdorovie-postanovka-problemy
2. База данных муниципальных образований [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/
3. Буров В.Ю. Рынок человеческого капитала в России как определяющий фактор инновационного развития экономики / В.Ю. Буров, М.В. Журавлев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/ Буров В. Ю., Журавлёв М. В.24.pdf
4. Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации № 3 (март) 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/#892
5. Гимпельсон В. Нужен ли России человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. — 2016. — №10. — С. 129–143. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0713/analit01.php
6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики ХХI века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka
7. Игнашкина И.В. Формирование и использование человеческого капитала в аграрном секторе экономики / И.В. Игнашкина, Е.В. Коваленко // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-ispolzovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-agrarnom-sektore-ekonomiki
8. Орехова С.В. Человеческий капитал как источник устойчивого конкурентного преимущества фирмы: проблемы применения // Современная конкуренция. 2015. Том 9. № 1 (49) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-ustoychivogo-konkurentnogo-preimuschestva-firmy-problemy-primeneniya
9. Осадчая С.М. Развитие человеческого капитала в регионе на этапе инновационных преобразований // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. №3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.bukep.ru/articles_pages/articles/2013/2013–3/Articles_255–259.pdf
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/
11. Федеральная служба государственной статистики по Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krl.gks.ru/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия