| | Проблемы современной экономики, N 3 (67), 2018 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Левкин Н. В. профессор кафедры экономической теории и менеджмента
Петрозаводского государственного университета,
доктор экономических наук Ларченко О. В. старший преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета, анализа, аудита и финансов
Петрозаводского государственного университета
| |
| | В статье рассматривается человеческий капитал как ключевой элемент развития территорий опережающего социально-экономического развития. Представлен анализ состояния человеческого капитала в Республике Карелия. Указана необходимость совершенствования человеческого капитала для диверсификации экономики моногородов, на территории которых созданы территории опережающего социально-экономического развития | Ключевые слова: человеческий капитал, моногорода, территории опережающего социально-экономического развития, Республика Карелия, экономический рост | УДК 332.12; ББК 65.04 Стр: 193 - 196 | В 1961 г. Президент Американской экономической ассоциации Т. Шульц ввел ключевое для современной экономики понятие «человеческий капитал», под которым изначально понимались инвестиции в человека, повышающие его способность к высокопроизводительному труду. В дальнейшем это понятие постоянно расширялось и конкретизировалось. Сегодня при оценке человеческого капитала учитывают затраты семей на еду, одежду, жилье, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на социальные программы. При этом идея человеческого капитала в историческом плане уже находила свое отражение в трудах классиков экономики У. Петти, А. Смита, А. Маршалла. Как теория она оформилась благодаря Т. Шульцу, Г. Беккеру, М. Блаугу, Ш. Розену и др. В современных исследованиях под человеческим капиталом понимается «воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций». Его формирование требует инвестиций в образование, профессиональную подготовку, миграцию, информационный поиск [1]. Г. Беккер первым ввел различие между специальными и общими инвестициями в человека [8]. Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они получены. В ходе общей подготовки работник приобретает необходимые качества, которые могут найти применение и на множестве других фирм.
Инвестиции в человеческий капитал приобретают решающее значение для экономического роста. Именно по этой причине человеческий капитал является одним из основополагающих компонентов Стратегии социально-экономического развития России до 2030 г. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Южная Корея подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение является наиболее эффективным курсом для экономического развития [1]. Анализ зарубежного опыта государственного воздействия на человеческий капитал показывает, что развитие человеческого капитала во многом зависит от активизации таких направлений государственной политики, как улучшение систем образования и здравоохранения, поддержка агропромышленного комплекса, повышение доходов населения, улучшение платежеспособного спроса в стране, ликвидация бедности, решение демографических проблем, оптимизация миграционной политики, совершенствование социальной и экономической инфраструктуры, поддержка развития гражданского общества [3].
Инвестиции в человеческий капитал дают экономический и социальный эффект, но носят длительный характер (в капитал образования 12–20 лет, в капитал здоровья — в течение всей жизни индивида). Доля человеческого капитала в ВВП в большинстве стран составляет 64%, в РФ — 14% [1]. Кроме того, человеческий капитал, как ресурс, имеет ряд особенностей: инерционность, изменение ценности человеческого капитала, значительный уровень морального износа, формирование и/или поддержание человеческого капитала требует издержек, возможность присвоения результата человеческого капитала не инвестором, непредсказуемость носителя ресурса, ресурс не может быть предметом купли-продажи, неотделимость от личности своего носителя, отдача от человеческого капитала убывает с ростом объема инвестиций [8].
Увеличение объемов и качества человеческого капитала играет решающую роль для роста экономики, как на уровне региона, так и на федеральном уровне. В настоящее время роль человеческого капитала все более возрастает, так как общество и экономика переходят к более высокому шестому технологическому укладу, требующему высококвалифицированных специалистов. В настоящее время наблюдается острая нехватка специалистов инженерного профиля, способных работать в условиях информационно-цифровой революции [6]. Таким образом, чем больше страна получит образованных, мотивированных на высокопроизводительный, с учетом последних достижений НТП, труд, здоровых граждан, тем быстрее она сумеет войти в новое постиндустриальное общество на равных с другими государствами-лидерами экономического роста. Однако на этом пути существуют определенные преграды. Так, например, особенно остро проблема качества и количества человеческого капитала стоит в моногородах, где проживает около 10% населения России. Численность занятого населения в моногородах составляет 5,8 млн человек, из которых 16,6% заняты на градообразующих предприятиях, 25% — в сфере малого и среднего бизнеса [4].
Человеческий капитал в моногородах в настоящий момент обладает рядом особенностей: ухудшение количественных и качественных характеристик, неэффективное использование уже имеющегося человеческого капитала, которое поддерживается низким уровнем средней заработной платы и среднедушевых доходов (что в свою очередь является причиной низкого уровня жизни населения), достаточно высокие показатели качества образовательной системы при нехватке рабочих мест, требующих высокой профессиональной квалификации работника [1]. Одной из существенных проблем моногородов является отток молодого поколения.
На территории Республики Карелия находятся 11 моногородов, из которых шесть отнесены к первой категории с наиболее сложным социально-экономическим положением: Надвоицкое, Пудожское, Муезерское, Питкярантское, Кондопожское и Суоярвское городские поселения. В моногородах проживает 23% населения республики. С 2012 г. наблюдается сокращение численности населения в республике на 2%, в моногородах — на 3,9%, в т.ч. в Муезерском городском поселении на 11% и Надвоицком городском поселении на 8% (табл.1). В Надвоицком городском поселении градообразующим предприятием является Надвоицкий алюминиевый завод (филиал «НАЗ-СУАЛ», АО «Сибирско-Уральская Алюминиевая компания»), основанный в 1954 г. На текущий момент времени завод сокращает производство, высвобождаются промышленные площади, а также уменьшается количество работающих. В Надвоицком городском поселении наблюдается социальная напряженность и ухудшение демографической ситуации [4].
Наибольший вклад в снижение численности населения моногородов вносит миграционный отток. Он связан с низким уровнем жизни, слабой доступностью жилья и низким качеством и доступностью жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры. С 1998 г. республику покинули более 50 тыс. человек.
В Республике Карелия сохраняется тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Разные профессии предполагают разное наполнение человеческого капитала и по уровню образования. С 2011 г. отмечается рост доли занятых в экономике, имеющих высшее образование — более 27%, в то же время снижается доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Отношение числа студентов к численности населения в республике ниже, чем в среднем в России. Развитие человеческого капитала предполагает развитие науки и новых технологий, что в свою очередь влечет за собой необходимость расширения и углубления требований к профессиональной подготовке работников [7].
В табл.2 представлена информация о среднесписочной численности работников в муниципальных районах республики, в которых расположены моногорода. Во всех муниципальных районах произошло сокращение на 9000 работников. Градообразующие предприятия сокращают производство, происходит высвобождение промышленных площадей, уменьшается количество работающих. Кроме того, наблюдаются изменения в структуре занятости — рост доли торговли и гостинично-ресторанных услуг при сокращении численности в обрабатывающих производствах [5].
Таблица 1
Население моногородов Республики Карелия, человек [2], [11] | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | Абс.
изменение
(+/-) | Темп
роста,
% |
---|
Республика Карелия | 639681 | 636900 | 634400 | 632500 | 629900 | 627100 | -12581 | 98,0 | Итого по моногородам | 150481 | 148984 | 147679 | 146853 | 146020 | 144588 | -5893 | 96,1 | Доля моногородов в численности населения республики (%) | 23,5 | 23,4 | 23,3 | 23,2 | 23,1 | 23,0 | | 97,8 | Вяртсильское городское поселение | 3077 | 3035 | 3013 | 2964 | 2982 | 2970 | -107 | 96,5 | Кондопожское городское поселение | 33051 | 32595 | 32279 | 32139 | 31835 | 31431 | -1620 | 95,1 | Г.о. Костомукша | 29044 | 29259 | 29586 | 29911 | 30049 | 30061 | 1017 | 103,5 | Лахденпохское городское поселение | 7716 | 7667 | 7539 | 7512 | 7493 | 7449 | -267 | 96,5 | Муезерское городское поселение | 3216 | 3157 | 3034 | 2966 | 2926 | 2862 | -354 | 89,0 | Надвоицкое городское поселение | 8328 | 8203 | 8057 | 7998 | 7864 | 7732 | -596 | 92,8 | Пиндушское городское поселение | 5040 | 5040 | 5040 | 4994 | 4981 | 4852 | -188 | 96,3 | Питкярантское городское поселение | 11562 | 11392 | 11224 | 11030 | 11000 | 10870 | -692 | 94,0 | Пудожское городское поселение | 10850 | 10698 | 10520 | 10400 | 10320 | 10200 | -650 | 94,0 | Сегежское городское поселение | 29066 | 28555 | 28117 | 27813 | 27494 | 27108 | -1958 | 93,3 | Суоярвское городское поселение | 9531 | 9383 | 9270 | 9126 | 9076 | 9053 | -478 | 95,0 |
Таблица 2
Среднесписочная численность работников в муниципальных районах Республики Карелия, человек [11] | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Абс.
изменение
(+/-) | Темп
роста,
% |
---|
г.о. Костомукша | 11592 | 11160 | 10764 | 9998 | 9815 | -1777 | 84,7 | Кондопожский муниципальный район | 13039 | 12235 | 11691 | 11122 | 10720 | -2319 | 82,2 | Лахденпохский муниципальный район | 2436 | 2331 | 2164 | 2041 | 1957 | -479 | 80,3 | Муезерский муниципальный район | 1946 | 1860 | 1790 | 1690 | 1686 | -260 | 86,6 | Питкярантский муниципальный район | 4756 | 4487 | 4411 | 4230 | 3959 | -797 | 83,2 | Пудожский муниципальный район | 2831 | 2634 | 2740 | 2795 | 2708 | -123 | 95,7 | Сегежский муниципальный район | 11519 | 11355 | 10860 | 10500 | 10411 | -1108 | 90,4 | Суоярвский муниципальный район | 4158 | 3861 | 3680 | 3133 | 2819 | -1339 | 67,8 | Сортавальский муниципальный район | 7238 | 7353 | 7152 | 6910 | 6375 | -863 | 88,1 |
Качество жизни населения оценивается по таким показателям как: средняя продолжительность жизни; рост реальной заработной платы работников; реального душевого ВВП (ВРП); уровень образования; здравоохранения.
В Республике Карелия ожидаемая продолжительность жизни составляет 69,16 лет, что ниже данного показателя в Российской Федерации (71,39 лет) и в Северо-Западном федеральном округе (71,40 лет).
Одним из главных стоимостных показателей человеческого капитала в образовательной сфере является доля расходов в ВРП на образование. Расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на образование в ВРП сокращаются и составляют 5%. В Российской Федерации расходы консолидированного бюджета за 2006–2015 гг. возросли с 7,9 до 9,1% ВВП и основной статьей расходов являются расходы на образование. В Республике Карелия основной статьей расходов являются расходы на здравоохранение.
Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на доходы населения. Структурная перестройка экономики региона невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научно проработанных методов кадрового обеспечения территориальных структур [9]. По индексу развития человеческого капитала Республика Карелия занимает 48-е место среди других субъектов РФ.
Для выхода депрессивных регионов, к которым относится и Республика Карелия, на траекторию устойчивого развития в мировой практике используется механизм формирования территорий опережающего развития. С 2017 г. в моногородах российских регионов стали создаваться территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В соответствии с федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» такой территорией является «часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения». На этих территориях в моногородах предполагается осуществить диверсификацию монопрофильной экономики моногородов путем создания новых производств, развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь создание новых производств приведет к появлению новых рабочих мест. Новые рабочие места создадут спрос на новый человеческий капитал.
В Северо-Западном федеральном округе находится 41 монопрофильное муниципальное образование, в том числе 18 с наиболее сложным социально-экономическим положением, среди которых наибольшее количество в Республике Карелия. Территории опережающего социально-экономического развития созданы в пяти моногородах Северо-Западного федерального округа, в т.ч. в Республике Карелия — Надвоицы и Кондопога. В этих городах наблюдается наиболее сложная ситуация с безработицей (табл. 4).
Таблица 3
Расходы консолидированного бюджета Республики Карелия на социально-культурную сферу (млн руб.) [11] | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | Абс.
изменение
(+/-) | Темп
роста
% |
---|
Расходы — всего | 29484,5 | 31627,3 | 34365,4 | 36865,3 | 36003,8 | 6519,3 | 122,1 | образование | 10272,0 | 10985,0 | 11215,6 | 11053,9 | 10639,7 | 367,7 | 103,6 | доля в расходах, % | 34,8 | 34,7 | 32,6 | 30,0 | 29,6 | -5,2 | 85,1 | культура | 1061,7 | 1251,4 | 1377,6 | 1540,9 | 1288,7 | 227,0 | 121,4 | доля в расходах, % | 3,6 | 4,0 | 4,0 | 4,2 | 3,6 | 0,00 | 100,0 | здравоохранение, физическая культура и спорт | 10869,8 | 11980,5 | 14317,2 | 16654,7 | 15733,1 | 4863,2 | 144,7 | доля в расходах, % | 36,9 | 37,9 | 41,7 | 45,2 | 43,7 | 6,8 | 118,4 | социальная политика | 7281,0 | 7410,4 | 7455,0 | 7615,8 | 8342,3 | 1061,3 | 114,6 | доля в расходах, % | 24,7 | 23,4 | 21,7 | 20,6 | 23,1 | -1,6 | 93,5 |
Таблица 4
Аналитический обзор моногородов Северо-Западного федерального округа, в которых созданы территории опережающего социально-экономического развития [10], [11]Показатели | Республика Карелия | Республика Коми | Мурманская область | Вологодская область |
---|
Надвоицы | Кондопога | Емва | Кировск | Череповец |
---|
Численность постоянного населения, чел. | 7732 | 31431 | 13160 | 29019 | 39359 | Доля численности населения субъекта, % | 1,2 | 5,0 | 1,5 | 3,8 | 3,3 | Число безработных, тыс. чел. | 0,6 | 4,26 | 0,2 | 0,5 | 1,66 | Уровень безработицы, % | 4,1 | 5,0 | 2,79 | 2,7 | 0,9 |
Единый комплекс мер для успешного внедрения ТОСЭР в моногородах включает в себя:
● формирование инновационной и обеспечивающей инфраструктуры,
● встраивание образовательных и научных организаций, а также делового сообщества в кластеры, создаваемые на территории региона.
Одним из кластеров, который может быть сформирован в ТОСЭР Республики Карелия, является кластер информационно-коммуникационных технологий. Этому будет способствовать высокий уровень развития ИКТ-инфраструктуры в республике, наличие соответствующих компетенций в опорном региональном вузе — Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ), наличие 35 малых инновационных компаний, работающих в сфере ИКТ.
Для достижения этой цели необходима реализация следующих мероприятий:
● внедрение информационных технологий в системе общего образования;
● совершенствование системы подготовки кадров с учетом цифровых технологий управления, в том числе создание системы мотиваций по освоению необходимых компетенций;
● расширение площадей и функционала ИТ-парка ПетрГУ;
● разработка программы «умный город» по переходу городов Костомукши, Сортавалы, Кондопоги, Сегежи к новому технологическому укладу,
● создание и размещение в республике центров обработки и хранения данных, в т. ч. с использованием производственных площадей градообразующих предприятий в моногородах.
В рамках повышения конкурентоспособности ТОСЭР необходимо также реализовать комплекс мер, направленный на вовлечение регионального научно-образовательного комплекса и рынка труда в подготовку, сохранение и привлечение квалифицированных кадров в моногородах. Здесь можно обозначить следующие цели: развитие научно-образовательного комплекса, обеспечение доступности социальных услуг, повышение комфортности проживания и внедрение новых технологий управления.
Развитие научно-образовательного комплекса позволит максимально использовать образовательный и научный потенциал республики для обеспечения кадрами традиционных секторов экономики, а также новых отраслей, способных обеспечить технологическое развитие региона. Для этого необходимо активно привлекать заинтересованные промышленные предприятия к разработке программ обучения в вузах (практикоориентированное обучение), обеспечить модернизацию инфраструктуры системы среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями (например, для обучения работе на роботоризованных предприятиях).
Обеспечение доступности социальных услуг приведет к повышению привлекательности моногородов для проживания высоко подготовленных специалистов, закреплению на территории перспективной молодежи, а также привлечение трудовых мигрантов. Решить эту задачу возможно за счет дальнейшего развития сети общеобразовательных организаций, сферы культуры, создания условий для развития и самореализации молодежи, расширения мер социальной поддержки именно на территории ТОСЭР. Кроме того, повышение комфортности проживания способствует созданию условий для привлечения туристов и повышения инвестиционной привлекательности за счет обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, транспортной доступности, поддержки занятости и самозанятости населения.
Внедрение новых технологий управления создаст условия для повышения эффективности государственного и муниципального управления, привлечения граждан в процесс принятия управленческих решений, тем самым стимулируя гражданскую инициативу. Кроме дальнейшего активного внедрения федеральных программ на территории республики необходимо разработать собственную программу повышения эффективности государственного и муниципального управления с учетом потребностей ТОСЭР. |
| |
|
|