| | Проблемы современной экономики, N 2 (66), 2018 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Халилов Н. Р. соискатель отдела прогнозирования размещения производительных сил и пространственного развития экономики регионов
Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (г. Екатеринбург)
| |
| | В статье приведены базовые положения по функционированию кластера, предложена структура единой информационной платформы взаимодействия в автомобилестроительном кластере. Предлагается авторское определение термина «единая информационная платформа взаимодействия в кластере» (ЕИПВК) | Ключевые слова: кластер, автомобилестроительный кластер, взаимодействие в кластере, единая информационная платформа | УДК 332.122; ББК 65.304 Стр: 207 - 210 | Автомобилестроение — ключевая отрасль национальной экономики, концентрирующая значительный инновационный потенциал развития, а также обеспечивающая занятость во многих смежных отраслях. Наиболее эффективно автомобилестроение развивается в рамках соответствующих кластеров.
С точки зрения системного подхода функционирование кластера как сложноорганизованной системы представляет собой взаимодействие его подсистем и элементов, структурированных определенным образом, для достижения целей функционирования кластера. Обзор исследований показывает, что целью функционирования производственных кластеров является выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Состав участников кластера следует из его определения и примерно одинаково представляется различными исследователями. Например, Миролюбова Т.В.[1] показывает следующее строение кластера:
– «ядро» кластера (несколько мощных компаний, производящих однотипную продукцию, определяющих специализацию кластера);
– специализированные поставщики производственных ресурсов (поставщики сырья, компонентов, комплектующих, оборудования);
– связанные отрасли: сектор услуг для бизнеса (банковские, правовые, консалтинговые и пр.), сектор транспортно-логистических услуг, торговые компании и т.д.
– поддерживающие отрасли: исследовательские научные организации, образовательные учреждения, различные ассоциации и организации по сотрудничеству, институты инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, технологические центры и пр.);
– органы государственной власти (элементы институциональной инфраструктуры).
Вопросам взаимодействия участников кластера в исследованиях уделяется значительное внимание. Отмечается, что структура кластера пронизана горизонтальными и вертикальными взаимосвязями. Однако, характер большинства работ по данному вопросу является поверхностным, ориентированным на принципы и общие методические подходы взаимодействия. Существует недостаток работ, посвященных вопросам комплексного взаимодействия участников кластера. В доступных работах по взаимодействию организаций, как правило, рассматриваются отношения только основных категорий участников кластера (большей частью ключевых предприятий кластера — предприятий из отрасли специализации кластера).
Эффективное взаимодействие участников кластера обусловлено, по мнению некоторых авторов[2], не только географической близостью, но и близостью технологической: для эффективного сотрудничества фирм необходимо иметь определенный минимальный уровень технологической близости. Технологическая близость определяет общую «ментальную» структуру, систему взглядов на сущность и цели взаимодействия. Взаимное соответствие и разнообразие в базах знаний взаимодействующих компаний вызывает, к тому же, наивысшее и наиболее эффективное распространение новых знаний.
Наличие общей «ментальной» структуры, системы взглядов на сущность и цели взаимодействия предполагает, что в основе функционирования всех участников кластера — единая информационная основа. Эта категория частично рассмотрена в работе Шушкина М.А. [3] в качестве «единой информационной платформы взаимодействия». Необходимость информационной платформы отмечается и в других исследованиях. Например, Стебеняева Т.В. и Ларина Т.С. [4] в качестве первоначального шага решения информационных проблем взаимодействия в кластере определяют необходимость создания комплексной информационной платформы «включающей в себя совокупность информационных баз данных о реализуемых инновационных проектах и выпускаемой продукции».
Однако, в исследованиях, посвященных взаимодействию в кластерах:
– не даётся определения «единая информационная платформа взаимодействия», «информационная платформа»;
– не раскрывается структура информационной платформы;
– не раскрывается взаимосвязь между всеми участниками кластера посредством информационной платформы;
– само понятие «информационная платформа» используется, в основном, применительно к продуктам сферы информационных технологий — как прикладное программное обеспечение.
Автором предлагается следующее определение термина «единая информационная платформа взаимодействия в кластере» (далее — ЕИПВК). Это — «система информационных данных, идентифицирующая реализуемые в кластере взаимодействия и определяющая цели и требования для всех взаимодействий, применяемая всеми участниками кластера при их прямом или опосредованном участии в деятельности кластера».
Анализ ЕИПВК проводится посредством изучения её структуры. Структура единой информационной платформы взаимодействия участников кластера — это её внутреннее устройство, определяемое составляющими её элементами и принципами их формирования.
Элементы ЕИПВК предлагается обозначить как информационные блоки. Учитывая имеющиеся положения о том, что ЕИПВК состоит из баз данных по выполняемым в регионе работам, предлагается содержание каждого информационного блока определить как отличающуюся по определенному признаку от содержащихся в других информационных блоках совокупность баз данных по определенным работам, услугам, а также требования их выполнения.
Проанализируем далее принцип заполнения и организации информационных блоков. Нами поддерживается положение Шушкина М.А. о том, что в качестве основы единой информационной платформы взаимодействия следует принять (PLM). Приведенный им пример распределения функций OEM-производителя по реализации следующих этапов жизненного цикла продукции автомобилестроительной отрасли: инициация разработки продукта; определение концепции продукта; проектирование продукта; разработка технологии производства продукта; производство продукта; эксплуатация и утилизация продукта — подтверждает результативность применения PLM. Однако, М.А. Шушкин не обосновывает выбор этапов, тип продукции, виды работ, которые наиболее целесообразно принять за основу единой информационной платформы взаимодействия. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Конечной целевой продукцией автомобилестроительного кластера является автомобиль. Автомобиль является структурно-сложным изделием и состоит из множества компонентов — агрегатов, узлов, в конечном счете — простейших компонентов (деталей). Именно качество, дизайн и технологический уровень компонентов, в конечном счете, определяет конкурентоспособность автомобиля на рынке. Учитывая это, в качестве основы формирования единой информационной платформы взаимодействия участников кластера следует использовать этапы жизненного цикла простейшего автокомпонента (в общем случае — детали).
В связи с тем, что общепризнанным в автомобилестроении является применение системы менеджмента качества, за основу выделения этапов жизненного цикла автокомпонентов следует принять информацию, предложенную в соответствующих стандартах. Стандарт ГОСТ Р 51814.6–2005 [5] позволяет определить следующие этапы реализации жизненного цикла автокомпонентов: 1) разработка концепции компонента; 2) проектирование компонента; 3) проектирование процессов производства компонента; 4) подготовка процессов производства компонента; 5) производство компонента. Для целей настоящей работы дополнительно к этим этапам следует добавить этап 6) включение компонента в состав автомобиля.
Реализация каждого этапа жизненного цикла предполагает взаимодействие тех или иных участников кластера, которое для каждого этапа осуществляется по следующим основным направлениям (направлениям взаимодействия первого порядка): 1) формирование в кластере среды реализации каждых этапов жизненного цикла; 2) обеспечение этапа требуемыми модулями технологической системы; 3) обеспечение этапа компетентностью исполнителей; 4) обеспечение этапа исходным сырьем (продуктом, данными); 5) обеспечение этапа инструментом (инструментарием); 6) обеспечение этапа энергоносителями; 7) управление процессами реализации этапа.
Однако, наряду с преднамеренным продуктом в процессе производства автокомпонентов порождаются также отходы (материальные и информационные) каждого из применяемых ресурсов. Поэтому направления взаимодействия участников кластера должны быть направлены и на реализацию процессов жизненного цикла отходов на каждом соответствующем этапе.
Каждое направление взаимодействия, в свою очередь, состоит из видов взаимодействий — направлений взаимодействия второго порядка (таблица 1).
Базовой, первичной единицей взаимодействия в кластере является выполнение какой-либо работы, услуги со стороны коммерческих или некоммерческих организаций, физических лиц, либо выполнение процедуры со стороны органов власти. Такую единицу взаимодействия предлагается называть также «точка взаимодействия».
Укрупненная схема системы взаимодействий в кластере, основанная на приведенных выше положениях будет иметь вид, представленный на рис. 1.
Для целей настоящего исследования предлагается следующая классификация базовых единиц взаимодействия (работы, услуг, процедур):
– технические — непосредственное выполнение работ, услуг, процедур относящихся к направлению взаимодействия;
Следующие виды работы являются обеспечивающими применительно к техническим работам:
– научно-исследовательские — подразумевают выполнение научно-исследовательских работ и получение новых знаний для выполнения технической работы направления взаимодействия;
– проектные — разработка и реализация мероприятий, необходимых для выполнения технической работы;
– образовательные (подготовка персонала) — обеспечение компетентности персонала участника кластера, выполняющего техническую работу
Таким образом, содержание единичного информационного блока ЕИПВК — это множество одного из видов работ (технических, научно-исследовательских, проектных или образовательных), являющихся точками взаимодействия по определенному направлению взаимодействия в процессе реализации отдельного этапа жизненного цикла автокомпонентов или отходов их производства (рис. 2).
Проведенный анализ позволяет сформировать итоговую модель структуры ЕИПВК. Она представлена на рис. 3. Данная структура позволяет идентифицировать и систематизировать множество необходимых работ, услуг и процедур на основе которых осуществляются взаимодействия в кластере.
Заполнение предлагаемой структуры единой информационной платформы взаимодействия в кластере должно осуществляться специалистами в соответствующих областях деятельности по всем типам автокомпонентов и отходов производства. | | Таблица 1
Составляющие направлений взаимодействия в кластере | | | | Рис. 1. Система взаимодействий участников автомобилестроительного кластера по этапам жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства | | | Рис. 2. Взаимодействие участников автомобилестроительного кластера на основе единичного информационного блока ЕИПВК | | | Расшифровка:
11 — Формирование среды для разработки концепции автокомпонента (КА) и концепции отходов (КО); 12 — Обеспечение модулями технологической системы для разработки КА и КО; 13 — Обеспечение компетентным персоналом для разработки КА и КО; 14 — Обеспечение исходными данными для разработки КА и КО; 15 — Обеспечение инструментарием для разработки КА и КО; 16 — Обеспечение энергоносителями для разработки КА и КО; 17 — Управление процессом разработки КА и КО; 21 — Формирование среды для проектирования автокомпонентов и отходов (АиО); 22 — Функционирование модулей ТС для проектирования АиО, их обслуживание; 23 — Обеспечение компетентным персоналом для проектирования АиО; 24 — Обеспечение исходными данными для проектирования АиО; 25 — Обеспечение инструментарием для проектирования АиО; 26 — Обеспечение энергоносителями для проектирования АиО; 27 — Управление процессом проектирования АиО; 31 — Формирование среды для проектирования производства автокомпонентов и отходов (АиО); 32 — Функционирование модулей ТС для проектирования производства АиО; 33 — Обеспечение компетентным персоналом для проектирования производства АиО; 34 — Обеспечение исходными данными для проектирования производства АиО; 35 — Обеспечение инструментарием для проектирования производства АиО; 36 — Обеспечение энергоносителями для проектирования производства АиО; 37 — Управление процессами проектирования производства АиО; 41 — Формирование среды для подготовки производства АиО; 42 — Функционированиемодулей ТС для подготовки производства АиО; 43 — Обеспечение компетентным персоналомдля подготовки производства АиО; 44 — Обеспечение исходными данными и сырьем для подготовки производства АиО; 45 — Обеспечение инструментарием подготовки производства АиО; 46 — Обеспечение энергоносителями подготовки производства АиО; 47 — Управление процессами подготовки производства АиО; 51 — Формирование среды для производства АиО; 52 — Функционирование модулей ТС для производства АиО; 53 — Обеспечение компетентным персоналом для производства АиО; 54 — Обеспечение сырьем для производства АиО; 55 — Обеспечение инструментом для производства АиО; 56 — Обеспечение энергоносителями производства АиО; 57 — Управление процессами производства АиО; 61 — Формирование среды для реализации этапа; 62 — Функционирование модулей ТС для реализации этапа; 63 — Обеспечение компетентным персоналом для реализации этапа; 64 — Обеспечение автокомпонентами и отходами; 65 — Обеспечение инструментом для реализации этапа; 66 — Обеспечение энергоносителями для реализации этапа; 67 — Управление процессами для реализации этапа
Рис. 3 Структура единой информационной платформы взаимодействие участников автомобилестроительного кластера |
| |
|
|